Технические войска ркка что это
Технические войска ркка что это
Инженерные войска Красной Армии
В тридцатые годы вследствие индустриализации страны шло постепенное техническое перевооружение инженерных войск Красной Армии. На вооружение инженерных войск поступили: комплект средств разведки и преодоления электрозаграждений, миносикатель ИЗ, механизированный разборный мост, танковый мостоукладчик ИТ-28, ножевые и катковые тралы к танками Т-26, БТ, Т-28; резиновая надувная лодка А-3, малая надувная лодка ЛМН, плавательный мешок для лошадей МПК, комплект ТЗИ для наводки легких наплавных мостов (для переправы пехоты), тяжелый понтонный парк Н2П (наплавной мост грузоподьемностью от 16 до 60 т.), легкий понтонный парк НЛП (наплавной мост грузоподьемностью до 14 т.), специальный понтонный парк СП-19 (наплавной мост для железнодорожных составов), разборные металлические мосты на жестких опорах РММ-1, РММ-2,РММ-4, буксирон-моторные катера БМК-70, НКЛ-27, подвесные лодочные моторы СЗ-10, СЗ-20, металлический разборный копер для забивки свай при строительстве мостов.
Для механизации инженерных работ к концу тридцатых годов на вооружение поступают экскаваторы народно-хозяйственных образцов и чисто военные землеройные машины типа КГ-65 и ФОК, техника для прокладывания колонных путей (грейдеры, скреперы, канавокопатели). В области развития маскировочных средств на вооружение поступили макировочные костюмы различных расцветок, табельные маскировочные сети. Инженерные войска также оснащались новыми передвижными электростанциями, средствами механизации лесопильных работ, автокранами.
Каждая общевойсковая армия по штатам должна была иметь: отдельный моторизованный инженерный батальон, отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон, отдельную роту полевого водоснабжения, отдельную маскировочную роту, отдельную электротехническую роту, отдельную гидротехническую роту, отряд глубокого бурения, резервный понтонный парк Н2П, отдельный запасной инженерный полк, отдельная рота особой техники (радиоуправляемого минирования). В расчет не берутся саперные батальоны корпусов, саперные роты дивизий и саперные взводы полков.
Однако, времени на мобилизацию и развертывание инженерных частей не было. К 22-му июня 1941 года во всех западных округах в сумме имелось армейских инженерных частей: два саперных батальона, один моторизованный инженерный батальон и два инженерных батальона.
Отдельный саперный батальон стрелкового корпуса имел штатную численность 901 человек и состоял из трех саперных рот по четыре взвода в каждой, технической роты и легкого понтонного парка НЛП. В технической роте имелись два плуга-окопокопателя, две буромоторные машины, лесопильная рама, два лесообрабатывающих станка, компрессор, водолазная станция и две 3-хкиловаттные электростанции.
Отдельный саперный батальон стрелковой дивизии штатной численности 522 челеловека состоял из двух саперных рот по три взвода в каждой и десантного парка, имеющего 60 надувных лодок.
Штатная численность саперной роты стрелкового полка 85 человек, состояла из двух саперных взводов, огнеметного отделения и прожекторного отделения.
Офицеры инженерных войск готовились в четырех училищах (Ленинград, Москва, Борисов, Чернигов) и военно-инженерной академии. Некомплект командного состава инженерных войск к началу войны составлял 40%, что делало их малобоеспособными.
Считалось необходимым для успешного наступления иметь тактическую плотность инженерных войск 4-5 рот на километр фронта, а оперативную плотность до 8 рот на километр фронта. Инженерные части и подразделения включались в боевые порядки войск. В обороне инженерные мероприятия призваны были обеспечить упорство и активность обороняющихся войск.
Штурм здания бойцами 1-й ШИСБр, Центральный фронт, сентябрь 1942 года
К началу Великой Отечественной войны в составе действующей армии было следующее количество инженерных частей: инженерных полков — 9, понтонно-мостовых полков — 9, отдельных инженерных, саперных и понтонных батальонов (в том числе и войсковых) — 252. В резерве Ставки ВГК в это время было всего 2 инженерных батальона.
Из военно-строительных частей и учреждений в составе действующей армии к началу войны находилось 23 управления начальника строительства (УНС), в составе которых в общей сложности было 120 строительных участков. Организационно они подчинялись Управлению оборонительного строительства НКО СССР. Кроме того, имелось 2 военно-строительных управления и три участка военно-строительных работ Главного военно-строительного управления при Совнаркоме СССР.
К началу июня 1941 года практически все войсковые инженерные части и подразделения (полковые, дивизионные и корпусные) западного направления находились вне расположения своих полков, дивизий и корпусов. Они были заняты на возведении фортификационных сооружений во вновь создаваемых укрепленных районах (УР) на новой западной границе в Польше. Поскольку укрепрайоны не были заняты своевременно войсками, а инженерные подразделения не располагали ни автотранспортом, ни тяжелым вооружением, то в момент начала боевых действий немецкие войска легко захватили эти укрепления, материальные средства саперов; а личный состав частично попал в плен, частично был уничтожен. Таким образом, передовые соединения РККА Западного фронта вступили в первые бои, не имея никаких инженерных подразделений.
Пришлось срочно формировать новые саперные подразделения и части. К 1-му июля удалось сформировать 20 саперных батальонов, к 1-му ноября уже 140 батальонов. Инженерные и понтонные полки РВГК пришлось расформировать, а личный состав использовать для укомплектования саперных батальонов.
В октябре государственный комитет обороны (ГКО) принимает решение о формировании саперных армий, которые должны были состоять из трех-пяти саперных бригад. Бригада в свою очередь должна была состоять из 15 саперных и 2 учебных батальонов, автотракторного батальона и отряда механизации. К январю 1942 года было сформировано десять саперных армий.
В летних боях 1941 года саперы активно использовались как подвижные отряды заграждений. Они, прикрывая отход войск, выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мост, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. Однако, в тяжелых ситуациях инженерные части нередко использовались и в качестве пехоты.
28-го ноября 1941 года Ставка Верховного Главнокомандующего издает приказ, запрещающий использовать инженерные подразделения и части не по прямому назначению. Приказано также создать инженерный резерв Ставки ВГК в количестве 90 саперных батальонов. Начальники инженерных войск армий и фронтов получают статус заместителя командующего фронтом (армией).
К началу битвы под Москвой осенью 1941 года количество инженерных частей удалось довести от двух трех батальонов на армию в начале сражения до семи-восьми в конце сражения. Одновременно поступали на вооружение новыее противотанковые мины ЯМ-5 и ТМ-41. Значительная часть инженерных сил и средств привлекалась для возведения оборонительных рубежей до занятия из отступающими и подходящими из тыла войсками. Так была созданя Вяземская линия обороны глубиной до 30-50 км. На ней было возведено 853 ДОТа, 10 тыс. ДЗОТов, установлено 81169 противотанковых мин.
Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом советских войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941-42 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена. За январь-март 1942 года инженерные войска Западного фронта оборудовали 58 переправ по льду, проложили 5387 километров колонных путей, навели 118 низководных мостов, сняли 21644 мины противника.
В апреле 1942 года было сформировано несколько инженерных бригад специального назначения. Эти бригады предназначались для развертывания минной войны. Действенность минных заграждений ярко проявилась уже в осенних боях 1941 года. Каждая бригада состояла из пяти-семи батальонов инженерных заграждений, одного-двух электротехнических батальонов (создание электрилизуемых проволочных заграждений), батальона спецминирования (радиоуправляемые мины и фугасы).
Следом началось формирование понтонно-мостовых бригад и полков. Формируется 11 парков инженерной техники РВГК. В ноябре 1942 года Сталин приказал сформировать несколько инженерно-саперных бригад РВГК, инженерно-минных и горно-минных бригад РВГК.
При подходе немцев летом 1942 года к Сталинграду инженерные войска возвели 1200 километров оборонительных рубежей. Особое значение в степных условиях пробрела задача водоснабжения. Ее решили одна рота полевого водоснабжения и три гидротехнические роты. При обороне Сталинграда инженерные войска только 62-й армии и только за июль 1942 года израсходовали 45 тысяч противотанковых и 33 тысячи противопехотных мин. В августе 1942 года в полосе обороны 64-й армии саперы установили 140 тысяч мин, 80 фугасов, подорвали 19 мостов. К октябрю 1942 года расход мин составлял 800 противотанковых и 650 противопехотных мин на километр фронта.
Понтонные части и подразделения вместе с Волжской речной флотилией обеспечивали постоянную связь города с левым берегом. Неся огромные потери, понтонеры только на одной переправе с 23 августа по 20 октября переправили 200 тысяч человек, 87 танков, 350 орудий, 2300 тонн боеприпасов.
В 1943 году снабжение инженерных войск боеприпасами и техникой значительно улучшилось. Промышленность за 1943 год поставила 7,5 миллионов противотанковых и 12 миллионов противопехотных мин. На вооружение поступили новые мины ЯМ-5,ТМД-Б, ПМД-6. Понтонные части получили на вооружение новые понтонные парки ДМП, ДМП-
В 1943 году снабжение инженерных войск боеприпасами и техникой значительно улучшилось. Промышленность за 1943 год поставила 7,5 миллионов противотанковых и 12 миллионов противопехотных мин. На вооружение поступили новые мины ЯМ-5,ТМД-Б, ПМД-6. Понтонные части получили на вооружение новые понтонные парки ДМП, ДМП-42, ТМП. Значительно увеличились поставки и другово инженерного снаряжения и техники.
К 30-му мая 1943 г. приказывается сформировать первые штурмовые инженерно-саперные бригады, которые создали путем переформирования инженерно-саперных соединений в штурмовые. Таким образом переформировали 15 бригад. Штурмовые инженерно-саперные бригады резерва Верховного Главнокомандования (ШИСБр РВГК) предназначались для прорыва мощных укрепленных вражеских оборонительных полос. Такое соединение состояло из командования, штаба, рот инженерной разведки и управления, пяти штурмовых инженерно-саперных батальонов, роты собак-миноискателей и легкого переправочного парка. Личный состав штурмовых инженерно-саперных бригад обеспечивался специальными стальными нагрудниками, которые защищали от пуль и осколков. В августе 1943 года прошедшие ускоренный курс подготовки штурмовые инженерно-саперные бригады прибыли на фронт.
В июне 1943 года началось формирование инженерно-танковых полков, на вооружении которых стояли танки Т-34, оборудованные минными тралами ПТ-3. В июле 1943 года формируется прожекторный моторизованный полк и энергопоезд мощностью 600 киловатт. Формируется также несколько батальонов собак-миноискателей.
2-го июля 1943 года Сталин издал приказ «О применении и преодолении заграждений», в котором требовал шире использовать применение минных заграждений, обязал иметь в боевых порядках войск подвижные отряды заграждений. С этого времени категорическим требованием стало обязательное прикрытие оборонительных рубежей минными полями. Предписывалось заниматься установкой мин всем родам войск немедленно после занятия рубежа до начала отрывки окопов и траншей.
Особую роль сыграли инженерные войска при подготовке обороны на Курской дуге. Каждому фронту было выделено 230-240 инженерных рот, что позволило довести тактическую плотность инженерных сил до 0,8-1,0 роты на километр фронта. С апреля до июля было подготовлено восемь оборонительных полос на глубину 250-300 км. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300 км.) было установлено 237 тысяч противотанковых, 162 тысячи противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 км. проволочных заграждений. Расход мин на направлениях возможного удара доходил до 1600 мин на километр фронта.
С 12-го июля советские войска начали контрнаступление под Курском. В ходе этого наступления впервые были успешно опробовано прикрытие обнажающихся флангов, наступающих соединений минами. Эти мины на путях фланговых контрударов немцев выставляли подвижные отряды заграждений (ПОЗ). Эти действия саперов позволяли не отвлекать наступающие части на защиту флангов, не бояться отсечения и окружения. После ряда безуспешных попыток выйти в тыл наступающим советским танкам и пехоте немцам пришлось отказаться от этого тактического приема, который они очень успешно применяли в 1941-42 годах.
Численность инженерных войск постепенно возрастала. К 1944 году они составляли до 7% общей численности армии. Саперные армии были расформированы, т.к. опыт показал громоздкость подобных формирований в условиях многообразия решаемых инженерными частями задач, трудность управления ими. С лета 1943 года наивысшим формированием инженерных войск является инженерная бригада, состоящая из различного количества батальонов. Количество и типы, входящих в состав каждой бригады батальонов зависел от театра военных действий, задач, решаемых общевойсковыми соединениями, рода боевых действий.
Значимость инженерных войск была подчеркнута Сталиным введением осенью 1943 года новых званий «Маршал инженерных войск» и «Главный маршал инженерных войск».
Большой популярностью среди старших командиров Красной Армии стали пользоваться подвижные отряды заграждений (ПОЗ). Этим отрядам стал активно выделяться автотранспорт, средства радиосвязи, боеприпасы. Действия ПОЗ все теснее стали согласовываться с действиями противотанковых резервов (ПТРЕЗ).
1944 год характеризовался наращиванием технического оснащения инженерных войск. Они полностью перешли на применение мин заводского изготовления ТМД-Б и ТМД-44. За 1944 год армия получила 14 парков Н2П, 3 комплекта тяжелого парка ТМП, 34 комплекта легкого парка ДЛП. Изменялась штатная структура инженерных войск. С июня 1944 года каждая общевойсковая армия стала иметь штатную инженерно-саперную бригаду. Инженерные бригады специального назначения были переформированы в моторизованные инженерные бригады и переданы в подчинение фронтов.
Весной 1944 года в состав штурмовых инженерно-саперных бригад были введены батальоны ранцевых огнеметов (РОКС-3). В это же время были сформированы 5 моторизованных инженерно-саперных бригад (2-я, 22-я гвардейские, 20-я, 21-я, 23-я моторизованные штурмовые инженерно-саперные бригады), имевшие несколько меньшую численность, но превосходившие обычные ШИСБр в подвижности за счет увеличения доли автотранспортных средств. В 1-ю, 2-ю, 4-ю, 10-ю, а также во 2-ю гвардейскую штурмовые инженерно-саперные бригады были введены инженерно-танковые полки с тралами ПТ-3 и полки огнеметных танков ТО-34, трехротного состава с общим числом машин 20 единиц на полк.
К началу операции по освобождению Белоруссии плотность инженерных сил составляла до 7-10 рот на километр фронта. При подготовке наступления советскому командованию удалось проведением широких маскировочных мероприятий ввести противника в заблуждение относительно своих намерений. Штурмовые инженерные бригады в ряде случаев кроме выполнения задач инженерного обеспечения штурма и прорыва укрепленных позиций противника выполняли и задачи общеармейские. Так в боях за Вильно 12-13-го июня 1944 года 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада прорвалась в центр города, нанеся противнику большие потери и освободив концлагерь с 2800 заключенными.
После падения Германии с началом войны против Японии инженерные войска в условиях дальневосточного театра военных действий должны были решать свои задачи с учетом специфики данной местности. Для инженерных подразделений войск, наступающих из Приморского края основной задачей была прокладка путей движения в тайге, через сопки и болота, реки Уссури, Сунгач, Сунгари, Даубихе и реки Северо-Восточного Китая. В Забайкалье основной задачей инженерных войск явилось обеспечение войск водой, маскировка, обозначение путей движения по пустынной степной местности и прокладка путей движения через горы.
Источники:
1. Мощанский И., Инженерно-штурмовые части РВГК, «М-Хобби» №4, 1999;
2. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. — М.: Воениздат, 1970;
К моменту начала Великой Отечественной войны инженерные войска:
— армейские инженерные подразделения и части (петлица техвойск)
— отдельный моторизованный инженерный батальон (топоры),
— отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон (якорь+топоры),
— отдельная рота полевого водоснабжения (топоры),
— отдельная маскировочную рота (топоры),
— отдельная электротехническую рота (топоры и молнии),
— отдельная гидротехническую рота (топоры),
— отряд глубокого бурения (топоры),
— резервный понтонный парк Н2П (якорь+топоры),
— отдельный запасной инженерный полк (топоры),
— отдельная рота особой техники (топоры)
— инженерные подразделения и части РВГК (петлица техвойск)
— 18 инженерных полков (топоры)
— 16 понтонно-мостовых полков (якорь+топоры)»
Составили Андрей Маловъ-Гра и Андрей Перегонцев (Канонир)
Сапёрная рота курировалась полковым инженером, который отвечал в полку за обустройство укреплений, различных видов заграждений, блиндажей, окопов и траншей, средства для форсирования рек и т. п. Непосредственное командование сапёрной ротой осуществлял её командир; в роте также имелся политрук (оба при верховых лошадях и пистолетах), начальник химической службы роты (также офицер) в роте присутствовал старшина и посыльный. Последним трём по штату полагались винтовки. Рота состояла из двух сапёрных взводов, в каждом из которых имелся командир (офицер), пять сержантов и 32 рядовых сапёра. На взвод полагалось 5 пистолетов и 33 винтовки. В роте имелось хозяйственное отделение из трёх рядовых, возглавляемое сержантом, при четырёх винтовках и трёх повозках.
Михаил Петрович Воробьев родился 29 декабря 1896 года в слободе Хасавюрт Терской области (ныне Дагестан) в семье линейного рабочего-телеграфиста. В 1906 году он поступил в реальное училище Владикавказа, куда переехали его родители. Снимок 1912 года.
В 1914 году 18-летний Воробьев становится студентом Петербургского горного института.
Снимок 1916 года.
Михаил Петрович энергично руководил инженерными мероприятиями в армии, добивался наибольшего эффекта от применения имевшихся в наличии сил и средств. Снимок военных лет.
М. П. Воробьев лично руководил организацией военно-научной работы в штабе инженерных войск, в военно-учебных заведениях, принимал в ней непосредственное участие. Только в 1942—1943 годах в Воениздате НКО СССР вышли: «Наставление по маскировке», «Наставление для инженерных войск. Подрывное дело», «Инструкции по восстановлению разрушенных мостов», «Указания по работе полкового инженера». Одновременно для всех родов войск изданы: «Переправа па подручных средствах», «Самоокапывание в бою», «Умей обезвреживать немецкие мины», «Колонные пути». Оказанию практической помощи, внедрению передового опыта М. П. Воробьев придавал большое значение. В действующую армию на наиболее важные участки выезжал сам, организуя на месте целесоо
Железный кулак РККА. Механизированные корпуса
9 июня 1940 г. НКО СССР С.К.Тимошенко утвердил план формирования мехкорпусов и передал свои предложения в СНК СССР. 6 июля 1940 г. вышло постановление СНК СССР №1193-464сс, в котором говорилось:
«СНК СССР постановляет:
1. Утвердить организацию механизированного корпуса в составе двух танковых дивизий, моторизованной дивизии, мотоциклетного полка, одной авиаэскадрильи, дорожного батальона и батальона связи корпуса. Механизированному корпусу придать одну авиабригаду в составе 2 ближнебомбардировочных и одного истребительного авиаполков.
2. Утвердить организацию танковой дивизии механизированного корпуса и отдельной танковой дивизии в составе:
а) 2 танковых полков по одному батальону тяжелых танков (в каждом), 2 батальонов средних танков и батальону огнеметных танков в каждом полку;
б) одного моторизованного полка в составе 3 стрелковых батальонов и одной 6-орудийной батареи полковой артиллерии;
в) одного артиллерийского полка в составе 2 дивизионов: одного дивизиона 122-мм гаубиц и одного дивизиона 152-мм гаубиц;
г) зенитного дивизиона, разведывательного батальона, мостового батальона и тыловых частей обслуживания.
3. Моторизованную дивизию иметь в составе и организации, утвержденной постановлением Комитета Обороны от 22 мая 1940 г. №215сс.
4. Утвердить штатную численность:
а) управления механизированного корпуса с мотоциклетным полком на мирное время — 2662 человека, и на военное время — 2862 человека;
б) танковой дивизии на мирное время — 10943 человека, и на военное время — 11343 человека:
в) моторизованной дивизии на мирное время — 11 ООО человек, на военное время — 12000 человек. 5. Всего в РККА иметь 8 механизированных корпусов и 2 отдельные танковые дивизии, всего 8 управлений мехкорпусов с мотоциклетным полком и корпусными частями, 18 танковых дивизий и 8 моторизованных дивизий. «
На формирование танковых дивизий были обращены имевшиеся танковые бригады, главным образом, в пограничных военных округах. Моторизованные дивизии создавались на базе стрелковых. Личный состав и командные кадры поступали из расформированных кавалерийских дивизий и корпусов.
Каждый мехкорпус в случае полного укомплектования имел огромную ударную мощь. По штату 1941 г. в нем должно было быть 36000 человек, 1031 танк (120 тяжелых, 420 средних, 316 БТ, 17 легких и 152 химических), 358 орудий и минометов, 268 бронеавтомобилей БА-10, 116 БА-20.
Основной формой применения механизированного корпуса в оборонительной операции считалось нанесение мощных контрударов с целью уничтожения прорвавшихся группировок противника. Ощутимое «головокружение от успехов», читавшееся в этих планах, подчиненных стратегии упреждающего удара, обернулось трагедией спустя считанные месяцы. Большинство механизированных корпусов входило в состав армий прикрытия, будучи их главной ударной силой. Остальные находились в окружном подчинении, составляя в случае войны резерв командующих фронтами. Эта реорганизация, призванная обеспечить РККА небывало мощную ударную силу, в конечном счете оказалась неудачной как по несвоевременности (в канун войны), так и по невозможности быстро завершить ее имевшимися ресурсами. Сама затея обернулась затянувшимся периодом переформирования, ротацией людей и техники, что привело к снижению боеготовности уже сложившихся частей и соединений. Лучшее на пороге войны оказалось врагом хорошего.
Темпы развертывания мехкорпусов были очень высокими, что вызывало массу проблем. Из-за нехватки новых танков их пришлось забирать из танковых батальонов стрелковых дивизий и танковых полков кавалерийских дивизий, лишив эти соединения главной ударной силы. Как признавал в своих мемуарах Г.К.Жуков, «мы не рассчитали объективных возможностей нашей танковой промышленности. Для полного укомплектования новых мехкорпусов требовалось 16,6 тысяч танков только новых типов, а всего около 32 тысяч танков. Такого количества машин в течение одного года практически при любых условиях взять было неоткуда, недоставало и технических, командных кадров». Девяти корпусов командованию РККА показалось мало, хотя, будь они укомплектованы по штату, то в два с лишним раза превзошли бы танковые войска Германии по числу машин и могли решить исход любого сражения. Но вместо оснащения существующих мехкорпусов и их боевого сла-живания в феврале 1941 г. Генштаб разработал еще более широкий план формирования бронетанковых и механизированных войск, предусматривавший создание еще 21 корпуса.
Сталин не сразу поддержал этот план, утвердив его лишь в марте 1941 г. И.с апреля 1941 г. началось массовое развертывание новых механизированных корпусов, для которых не было ни танков, ни командных кадров, ни обученных танкистов. Кадры спешно переучивали из других родов войск, что не лучшим образом сказывалось на уровне новоиспеченных экипажей, получивших мизерную практику эксплуатации танков. Для этого процесса были задействованы оставшиеся танковые бригады и некоторые кавдивизии (так, 27-й мк САВО создавался на базе 19-й кд). Но если вчерашние артиллеристы, связисты и шоферы все же годились на роль наводчиков и механиков-водителей, то на руководящие должности назначать было просто некого (вот когда сказались последствия «чисток» предыдущих годов). Командирские навыки, опыт и ответственность выковывались многолетней практикой, и в канун войны во многих штабах остались неукомплектованными даже ведущие отделы, включая оперативные и разведывательные (так было в 15, 16, 19 и 22-м мехкорпусах).
Командные кадры готовили Военная Академия Механизации и Моторизации (ВАММ) в Москве и годичные курсы при ней. Для подготовки командного и технического состава среднего звена расширялась сеть учебных заведений АБТВ. К 1941 г. в нее входили Орловское им.Фрунзе, 1-е Харьковское, 1-е и 2-е Саратовское, 1-е Ульяновское танковые, Киевское танкотехническое, Пушкинское автотехническое, Горьковское автомотоциклетное, Полтавское тракторное училища. В феврале—марте 1941 г. были развернуты Казанское, Сызранское, Чкаловское, 2-е Ульяновское, 3-е Саратовское танковые, Ордженикидзеградское автомотоциклетное, Камышинское тракторное училища.
Но, несмотря на все усилия, проблема командных и технических кадров была очень острой. Вот данные по некоторым соединениям на июнь 1941 г.: в 35-й тд 9-го мк КОВО вместо 8 командиров танковых батальонов имелось 3 (укомплектованность 37%), командиров рот — 13 вместо 24 (54,2%), командиров взводов — 6 вместо 74 (8%). В 215-й мд 22-го мк КОВО не хватало 5 командиров батальонов, 13 командиров рот, укомплектованность младшим командным составом — 31%, техническим — 27%. 11-й мехкорпус ЗапВО был обеспечен командными кадрами на 36%. В 1940—1941 гг. Сталин пошел даже на то, чтобы выпустить из лагерей часть репрессированных командиров и направить их в мехкорпуса. Так, К.К.Рокоссовский из заключенного стал командиром 9-го мехкорпуса в КОВО.
Из-за быстрых темпов развертывания мехкорпусов не удавалось организовать боевое слаживание частей и подразделений. В декабре 1940 г., выступая на совещании высшего комсостава РККА, начальник АБТУ Я.Н.Федоренко отметил: «В этом году корпуса и дивизии отрабатывали вопросы вхождения в прорыв и наступления, но это только ознакомление, никакого боевого взаимодействия и сплоченности в этих вопросах еще нет». Подготовку танковой роты в оборонительном и наступательном бою предполагалось завершить лишь к маю—июню 1941 г., а слаживание полка, дивизии и корпуса намечалось на более поздние сроки.
К началу Великой Отечественной войны было сформировано 29 механизированных корпусов, имевших различную степень укомплектованности.
Таблица № 1. Механизированные корпуса РККА
Примечание, 5,26,27 мк в июне 1941 г. перебрасывались в приграничные округа в составе армий второго стратегического эшелона.
О количественном составе танкового парка мехкорпусов говорит следующая таблица:
В других источниках встречаются иные цифры. Так, по данным Владимирского, в 9-м мк КОВО имелось 300 танков, в 19-м мк — 450, в 22-м мк — 707. Как видим, различие довольно большое.
Таблица № 2. Количественный состав танкового парка мехкорпусов к середине июня 1941 г.
Много хлопот доставляла пестрота танкового парка корпусов. Многие машины были сняты с производства, к ним прекратили выпускать запасные части.
Таблица № 3. Соотношение положенного по штату и фактически имеющегося количества боевых машин, артиллерии в мехкорпусах на 13-19 июня 1941 г.
Так, 18 мк, размещенный на территории присоединенной Бессарабии, оказался буквально зажатым в «угол» между берегом моря и вытянутым Днестровским лиманом. С выходом румын и немцев к Днестру 18 мк оказался бы полностью отрезанным от своих. Переправ через достигавший 30 км ширины лиман не было, пускать через него даже плавающие Т-37 и Т-38 (в мехкорпусе их было более 130) не решились, и корпусу пришлось отступать почти навстречу приближавшемуся противнику. После 100 км марша по пескам вдоль лимана корпус продолжал отходить, приняв первый бой только через месяц после начала войны (причем на этом участке фронта в июне командование проводило успешные контрнаступательные операции).