Техника кинотеатр в психологии что она дает
Войти на сайт
Применение: фобии, сильные переживания, неприятные чувства, катастрофы. несчастные случаи.
1. Установите рапорт и создайте два стандартных фрейма:
а) Большинство людей приобретают фобию в результате одной единственной ситуации, которая была очень опасна или казалась таковой до такой степени, что потребовалось лишь одно испытание, один случай, чтобы приобрести фобию. Это доказывает, что наш мозг способен быстро обучаться и это облегчает процесс освоения вами новой реакции.
2. Получите доступ к состоянию фобии (частично), задавая вопросы:
Когда последний раз вы испугались?
Что случилось, когда у вас появилась фобия?
Как вы узнали, что у вас есть фобия? и т.д.
Проведите калибровку изменения в поведении клиента (дыхание, поза, цвет кожи, выражение лица и т.д.). Это понадобится для процесса тестирования факта изменения данного состояния.
А теперь, для начала, я хотел бы, чтобы ты представила это прямо сейчас. Представьте, что причина ваших страхов находится здесь прямо сейчас.
После этого важно вывести клиента из данного состояния с помощью особых указаний:
Все прекрасно возвращайтесь обратно. Посмотрите на людей, которые вас окружают. Посмотрите на меня. Возьмите меня за руку. Как вы себя чувствуете, находясь здесь.
Если, как иногда случается, клиент не может вспомнить первоначальный опыт, тот, который продуцировал фобию попросите его идентифицировать три разных опыта, в которых он имел фобический ответ, три разных контекста, в которых он был фобиком. Измените самый ранний из трех, используя эту же технику, затем измените остальные также. Фобии могут налагаться друг на друга, обобщаться в другом опыте.
3. Установите диссоциацию из трех мест.
Хорошо, А теперь на некоторое время оставьте это черно-белое изображение. Покиньте свое тело сидящее здесь на стуле и отправьтесь в кинобудку. Вы можете это сделать? Не торопитесь.
Хорошо. Итак, с этого момента я хочу, чтобы вы оставались в кинобудке, откуда вы можете видеть себя сидящим в кресле, в зале среди других зрителей и наблюдать за черно-белым изображением на экране Вы можете видеть себя среди зрителей. А это действительно ваше изображение.
Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы оставались в кинобудке и при этом видели себя в зрительном зале и свое черно-белое изображение на экране. Все получилось.
И так, вы будете оставаться в кинобудке до моих следующих указаний.
4. Просмотр черно-белого фильма.
Итак, вы не только видите через стекло, отделяющее вас от зала, но и слышите звуки, так как в стекле есть отверстия. Я хочу, чтобы вы прокрутили фильм, который запечатлевает вас в один из тех ужасных моментов, когда вы реагируете на то, что вызывает у вас страх, оставаясь при этом в кинобудке. Вы даже можете прикоснуться пальцами к стеклу, которое вас отделяет, и почувствовать его. У кинопроектора есть выключатель, нажав на который, вы его запустите. Держите выключатель рукой. Если вы отпустите выключатель, то кинопроектор сразу перестанет работать.
Я хочу, чтобы вы просмотрели и прослушали этот фильм целиком начиная с того момента, который предшествовал этому ощущению и до самого конца, когда все снова стало нормально. Смотрите и слушайте это, как наблюдатель со стороны, как вы более молодым проходите через этот опыт, как будто это происходит с кем-то другим. Когда вы дойдете до того момента, когда все снова стало нормально, остановите фильм, оставив неподвижную картинку, и дайте мне знать. Вы чувствовали себя уютно во время фильма.
5. Обратный просмотр фильма.
Хорошо. Через несколько минут вы сделаете то, что я вас попрошу. Не раньше, чем дам команду начать. Надавите сильнее на выключатель и он зафиксируется. Теперь его можно не держать и киноаппарат будет работать. Я хочу, чтобы вы вышли из кинобудки, покинули кинозал и вошли прямо в фильм, но на самом конце, когда все заканчивается хорошо, и вы чувствуете себя спокойно. Затем, я хочу, чтобы вы прокрутили фильм назад. Вы когда-нибудь видели, как прокручивают фильм назад.
Хорошо. Но я хочу, чтобы вы сделали этот фильм цветным и чтобы вы находились непосредственно в нем, как если бы испытывали реальное переживание, но в прошлом. Я хочу, что это заняло у вас примерно полторы секунды, до самого первого момента, когда вам стало неприятно.
Отлично, вы нормально добрались до другого конца?
(если испытывает все же еще дискомфорт повторить несколько раз, пока реакция не исчезнет).Если физиология клиента в позиции кинобудки, которую контролируете вы, или физиология в позиции зрителя кинозала, которую наблюдает сам клиент начинает указывать на возвращение, начинает указывать на возвращение фобического состояния, попросите его немедленно затемнить экран или отпустить кнопку кинопроектора, после чего экран погаснет.
Попросите его снова начать просмотр фильма, предложив ему изменить субмодальности картинки на экране, например, сделать ее более темной, маленькой, отдалить от себя, чтобы уменьшить силу негативных ощущений. вам может быть понадобиться снова успокоить клиента примерно следующими словами:
Вы сейчас в безопасности, здесь, и просто притворяетесь, что смотрите фильм.
Важно быть точным в языке проводя клиента через переживания, предлагая ему ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС увидеть самого себя ТАМ, наблюдающим за самим собой более молодым на картинке в той ситуации.
6. Тест и подстройка к будущему.
Если вам известно содержание можете детализировать еще больше: “Что если перед вами прямо сейчас лежит огромная собака?”
Откалибруйте невербальную реакцию и сравните результат с калибровкой проведенной на шаге 2, то, что было ранее стимулом в ситуации фобии, должно сейчас стать нейтральным. Если сохранилась реакция узнайте точно следовал ли клиент вашим указаниям (возможно пропустил какой-нибудь шаг или добавил новый. ). Повторить процедуру, каждый раз ускоряя проход, пока фобическая реакция полностью не исчезнет.
7. Заключение.
Поскольку у вас наблюдалась фобия вы уже ушли от тех конкретных ситуаций, когда вы встречались с фобией. Поэтому у вас не было возможности извлечь из них уроки. Когда вы встретитесь с такими ситуациями в будущем и будете исследовать их я хочу попросить вас проявлять определенную степень осторожности, пока вы не узнаете о них все подробно.
«Кинотеатр» (Метод избавления от фобии)
Войти на сайт
«Кинотеатр» (Метод избавления от фобии)
Применение: фобии, сильные переживания, неприятные чувства, катастрофы. несчастные случаи.
1. Установите рапорт и создайте два стандартных фрейма:
а) Большинство людей приобретают фобию в результате одной единственной ситуации, которая была очень опасна или казалась таковой до такой степени, что потребовалось лишь одно испытание, один случай, чтобы приобрести фобию. Это доказывает, что наш мозг способен быстро обучаться и это облегчает процесс освоения вами новой реакции.
2. Получите доступ к состоянию фобии (частично), задавая вопросы:
Когда последний раз вы испугались?
Что случилось, когда у вас появилась фобия?
Как вы узнали, что у вас есть фобия? и т.д.
Проведите калибровку изменения в поведении клиента (дыхание, поза, цвет кожи, выражение лица и т.д.). Это понадобится для процесса тестирования факта изменения данного состояния.
А теперь, для начала, я хотел бы, чтобы ты представила это прямо сейчас. Представьте, что причина ваших страхов находится здесь прямо сейчас.
После этого важно вывести клиента из данного состояния с помощью особых указаний:
Все прекрасно возвращайтесь обратно. Посмотрите на людей, которые вас окружают. Посмотрите на меня. Возьмите меня за руку. Как вы себя чувствуете, находясь здесь.
Если, как иногда случается, клиент не может вспомнить первоначальный опыт, тот, который продуцировал фобию попросите его идентифицировать три разных опыта, в которых он имел фобический ответ, три разных контекста, в которых он был фобиком. Измените самый ранний из трех, используя эту же технику, затем измените остальные также. Фобии могут налагаться друг на друга, обобщаться в другом опыте.
3. Установите диссоциацию из трех мест.
Хорошо, А теперь на некоторое время оставьте это черно-белое изображение. Покиньте свое тело сидящее здесь на стуле и отправьтесь в кинобудку. Вы можете это сделать? Не торопитесь.
Хорошо. Итак, с этого момента я хочу, чтобы вы оставались в кинобудке, откуда вы можете видеть себя сидящим в кресле, в зале среди других зрителей и наблюдать за черно-белым изображением на экране Вы можете видеть себя среди зрителей. А это действительно ваше изображение.
Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы оставались в кинобудке и при этом видели себя в зрительном зале и свое черно-белое изображение на экране. Все получилось.
И так, вы будете оставаться в кинобудке до моих следующих указаний.
4. Просмотр черно-белого фильма.
Итак, вы не только видите через стекло, отделяющее вас от зала, но и слышите звуки, так как в стекле есть отверстия. Я хочу, чтобы вы прокрутили фильм, который запечатлевает вас в один из тех ужасных моментов, когда вы реагируете на то, что вызывает у вас страх, оставаясь при этом в кинобудке. Вы даже можете прикоснуться пальцами к стеклу, которое вас отделяет, и почувствовать его. У кинопроектора есть выключатель, нажав на который, вы его запустите. Держите выключатель рукой. Если вы отпустите выключатель, то кинопроектор сразу перестанет работать.
Я хочу, чтобы вы просмотрели и прослушали этот фильм целиком начиная с того момента, который предшествовал этому ощущению и до самого конца, когда все снова стало нормально. Смотрите и слушайте это, как наблюдатель со стороны, как вы более молодым проходите через этот опыт, как будто это происходит с кем-то другим. Когда вы дойдете до того момента, когда все снова стало нормально, остановите фильм, оставив неподвижную картинку, и дайте мне знать. Вы чувствовали себя уютно во время фильма.
5. Обратный просмотр фильма.
Хорошо. Через несколько минут вы сделаете то, что я вас попрошу. Не раньше, чем дам команду начать. Надавите сильнее на выключатель и он зафиксируется. Теперь его можно не держать и киноаппарат будет работать. Я хочу, чтобы вы вышли из кинобудки, покинули кинозал и вошли прямо в фильм, но на самом конце, когда все заканчивается хорошо, и вы чувствуете себя спокойно. Затем, я хочу, чтобы вы прокрутили фильм назад. Вы когда-нибудь видели, как прокручивают фильм назад.
Хорошо. Но я хочу, чтобы вы сделали этот фильм цветным и чтобы вы находились непосредственно в нем, как если бы испытывали реальное переживание, но в прошлом. Я хочу, что это заняло у вас примерно полторы секунды, до самого первого момента, когда вам стало неприятно.
Отлично, вы нормально добрались до другого конца?
(если испытывает все же еще дискомфорт повторить несколько раз, пока реакция не исчезнет).Если физиология клиента в позиции кинобудки, которую контролируете вы, или физиология в позиции зрителя кинозала, которую наблюдает сам клиент начинает указывать на возвращение, начинает указывать на возвращение фобического состояния, попросите его немедленно затемнить экран или отпустить кнопку кинопроектора, после чего экран погаснет.
Попросите его снова начать просмотр фильма, предложив ему изменить субмодальности картинки на экране, например, сделать ее более темной, маленькой, отдалить от себя, чтобы уменьшить силу негативных ощущений. вам может быть понадобиться снова успокоить клиента примерно следующими словами:
Вы сейчас в безопасности, здесь, и просто притворяетесь, что смотрите фильм.
Важно быть точным в языке проводя клиента через переживания, предлагая ему ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС увидеть самого себя ТАМ, наблюдающим за самим собой более молодым на картинке в той ситуации.
6. Тест и подстройка к будущему.
Если вам известно содержание можете детализировать еще больше: “Что если перед вами прямо сейчас лежит огромная собака?”
Откалибруйте невербальную реакцию и сравните результат с калибровкой проведенной на шаге 2, то, что было ранее стимулом в ситуации фобии, должно сейчас стать нейтральным. Если сохранилась реакция узнайте точно следовал ли клиент вашим указаниям (возможно пропустил какой-нибудь шаг или добавил новый. ). Повторить процедуру, каждый раз ускоряя проход, пока фобическая реакция полностью не исчезнет.
7. Заключение.
Поскольку у вас наблюдалась фобия вы уже ушли от тех конкретных ситуаций, когда вы встречались с фобией. Поэтому у вас не было возможности извлечь из них уроки. Когда вы встретитесь с такими ситуациями в будущем и будете исследовать их я хочу попросить вас проявлять определенную степень осторожности, пока вы не узнаете о них все подробно.
Методика «Кинотеатр» по В.Н. Пýгачу
Методика «Кинотеатр» по В.Н. Пýгачу
Оказывается, подобная «методика тройной диссоциации» существовала и существует во всех культурах вплоть до аборигенов центральной Австралии и индейских племён дельты реки Амазонки.
Если вы войдёте в любой католический храм в Европе, то в притворе (впереди в зале начинаются ряды скамеек) слева или справа вы увидите такую будку, это исповедальня. С другой стороны стены есть такая же будка. Между ними вы увидите двойную деревянную решётку, сдвинутую по фазе. Это чтоб было слышно, но не видно исповедующегося.
Итак, с одной стороны беседуете вы, с другой стороны пастор, ксёндз.
Вы от первого лица сообщаете, какая вы плохая девочка, затем глазами священника смотрите на свой проступок. «Да, — говорит он (в отличие от лучшей подруги), — это грех». Затем обычно следует цитата из Библии, и вы откуда-то сверху смотрите на себя грешного. Узнаёте тройную диссоциацию? [Тройную отстранённость]?
Итак, пошаговая технология универсальна. Вопрос в этнокультуральных оболочках.
Например, наша попытка провести методику с ребёнком 6 лет закончилась тем, что мальчишка выдвинул нижнюю губу и сказал: «А я никогда не был в кинотеатре». Пришлось срочно модифицировать кинотеатр в большой экран воображаемого телевизора, поставить рядом с мальчиком два реальных стула и в какой-то момент попросить его мысленно посмотреть во-он с того шкафа. Что он с удовольствием и проделал, восприняв всё как интересную игру.
На наш взгляд, заслуга Д.Гриндера и Р.Бендлера именно в утилизации этого опыта различных культур. Мы же были вынуждены модифицировать классику, так как 95% наших клиентов никогда не были в будке кинооператора, и часть из них затруднялись представить этот шаг во время упражнения.
Ваш кинотеатр может быть реальный или придуманный — не важно.
1. Устройтесь поудобнее. Сформулируйте проблему.
2. В ассоциированном состоянии войдите внутрь этого события, этой сцены (визуально, аудиально, кинестетически). Там посмотрите вправо, влево, вокруг. Войдите в эту ситуацию и эти переживания. И, на высоте негативных переживаний, оставьте эту ситуацию.
3. Представьте эту ситуацию (и себя) как бы со стороны, диссоциированно, на экране в пустом зале кинотеатра. Если на экране вы видите себя со спины — разверните всю сцену так, чтобы увидеть своё расстроенное лицо.
4. Сядьте где-то в центре зала и посмотрите на экран. (Иногда, если клиент визуал, полезно поработать с субмодальностями, например, выключив цветное изображение на экране, сделав его чёрно-белым, или выключив звук).
5. А теперь переместите себя в «директорскую ложу», сбоку от экрана. Устройтесь там поудобнее. И оттуда посмотрите:
o На себя на экране. Обратите внимание на оптическое искажение картинки? (изображение на экране узкое и высокое);
o На себя в центре зала. Какая там у вас поза, выражение лица?
6. А теперь переместите себя на «балкончик напротив», у другого края экрана. И оттуда посмотрите:
o На себя на экране. Обратили внимание на оптическое искажение картинки? (изображение на экране узкое и высокое);
o На себя в центре зала;
o На себя в «директорской ложе». Обратите внимание на цвет освещения внутри директорской ложи. Какая там у вас поза, выражение лица?
7. А теперь переместите себя под потолок зала. И оттуда посмотрите:
o На себя на экране. Обратите внимание, вы видите просто световое пятно, или оптическое искажение картинки? (всё короткое и широкое);
o На себя в центре зала;
o На себя в «директорской ложе»;
o На себя на «балкончике напротив».
8. А теперь там, наверху, найдите небольшую дверь. Это запасный выход наружу. Там лестничная площадка и выход на улицу. Выходите.
9. И вот вы снаружи здания. Оглянитесь, посмотрите на здание кинотеатра. Обратите внимание на время года, время суток, погоду там, на улице.
10. А теперь мысленно скажите себе: «Я в этом помещении и в эту секунду». Откройте глаза.
Комментарии
Большинство клиентов тотчас после окончания методики чувствуют позитивные ощущения, иногда делая глубокий «вздох облегчения». Клиента обязательно следует предупредить о том, что методика завершит свою работу через 60 часов (это время информационного метаболизма на уровне бессознательного). Иными словами, это 2,5 дня. Полезно на пальцах вместе с клиентом посчитать это время. Заодно вы изящно проведёте присоединение к будущему.
В центре зала клиент обычно видит себя, сидящим с прямой спиной, лицо несколько напряжено.
В директорской ложе поза расслабленная, часто сидят развалившись, лицо с лёгкой улыбкой. Кстати, правши видят директорскую ложу по правому краю экрана, а клиенты со скрытым левшеством — слева.
Отдельный разговор относительно освещения внутри директорской ложи.
У большинства цвет соломенно-жёлтый, золотистый. Это норма.
Часть клиентов видят свет от белого, бело-голубого до фиолетового. Это обычно достаточно религиозные люди, практикующие ритуалы соответственно своей конфессии. Это тоже норма.
Многие видят красный и его оттенки, это, как правило, означает, что отрабатываемая проблема очень старая, многолетняя (например, конфликтные взаимоотношения со старшими родственниками).
Единицы сообщают о том, что видят зелёный свет. Наш 25-летний опыт работы с «кинотеатром» показывает, что это люди, возможно, находившиеся на учёте у психиатров или просто склонные к обсессивно-компульсивным эпизодам.
На балкончике напротив у всех темно и едва угадываются контуры фигуры.
Большинство попадает на улицу мгновенно, как бы сквозь стену.
Часть клиентов выходят на улицу через крышу и спускаются по пожарной лестнице. Это правополушарные эйдетики, склонные из пустяка сделать проблему (почти шутка).
Тут просто. Если время года, время дня и погода совпадают, то это свежая проблема, которую клиент отрабатывает. Если же вы наблюдаете десинхроноз, т.е. временнόе несовпадение, значит это многолетняя затянувшаяся проблема, а в сочетании с красным светом в директорской ложе, по мнению клиента, — тупиковая (например, взаимоотношения со свекровью и т.д.).
Обратите внимание на 10-й шаг:
Проверка на экологию.
Вновь в ассоциированном состоянии попросите клиента войти внутрь этого события, этой сцены и там посмотреть вправо, влево. Как правило, к его удивлению, клиент этого не может сделать. Картина того события перед ним, как за стеклянной стеной. Значит методика сработала.
Ну и общее пожелание. Перед началом проведения методики я спрашиваю согласие (разрешение) у бессознательного клиента на эту работу по реакции зрачков. Это профилактика переносов.
Успехов, коллеги!
С уважением, психолог Владимир Пýгач (Москва) Copyright © 2009
Дополнительная инструкция к методике «Кинотеатр» /node/495
Коррекция депрессивного синдрома за две-три встречи, без химии.
Кинотерапия. Методология. Применение.
«Понимание образов, которыми живёт, питается, развлекается человек, означает знание того, «кто он есть», «что он собой представляет»; это знание можно использовать и для лечения человека, и для содействия его дальнейшему росту».
А.Менегетти. Кино, театр, бессознательное.
Культура и искусство – достойная альтернатива психологическим техникам на пути самопознания и саморазвития. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности.
Кинотерапия – один из инструментов, позволяющий проникнуть в живое психологическое действие человека.
Смысл кинотерапии состоит в использовании фильма какого-либо режиссёра с целью выпустить на волю инстинкты и желания, таящиеся в каждом из зрителей. Поэтому истинным объектом анализа является не сам фильм, а то, что фильм будоражит в зрителях и от чего рождается другой фильм. Кинофильм стимулирует проявление тех психических элементов, которые скрыты внутри человека. Зритель получает возможность увидеть и понять собственные комплексы. Понимание которых ведёт к обретению свободы действия и принятия решений в своей жизни.
Сквозь вереницу сменяющихся образов улавливается проявление интенциональности бессознательного, но не режиссёра, а зрителя. В кинотерапии режиссёр важен как «личность» и никогда – как «режиссёр»: интересен человек – такой, каким он был всегда, каков он сегодня и, если продолжить существование, — каким будет завтра. Режиссёр также познаётся и воспринимается через его страдания, муки, как действующее лицо тех образов, которые он выбирает ради игры или в силу коммерческих соображений, ради собственного удовольствия, ради поэтики или в воспитательных целях.
Например, в контексте кинотерапии можно задать следующий вопрос: Тебе случалось когда –нибудь выходить из кинотеатра с таким количеством эмоций, что казалось, ты сейчас перевернёшь если не весь мир, то уже собственную жизнь тоже?
Кино развлекает или «отвлекает», заставляя бессознательное выйти наружу. Через фильм бессознательное выказывает себя (комплексы, негативная и позитивная психология)(1.94.)
Кинотерапия – позволяет человеку переосмыслить собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.
Материал кинофильма используется как средство выявления в человеке «скрытых» мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность.
Определяются следующие цели кинотерапии :
Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни для них чувств и переживаний.
Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью, повышение возможности выборов
Развитие способности участников группы выражать свои чувства и сопереживать(5)
Кинотерапия проводится: в зависимости от поставленных задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнует фильм, эмоции созвучны внутреннему запросу. Фильм популярный и всем известный:
1. Просмотр фильма, во время которого внимание участников обращено на:
а) эмоциональные и физиологические переживания;
б) образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;
в) позитивность или негативность динамики фильма и музыки;
2. После просмотра — спонтанное обсуждение.
Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами фильма. Просмотр кинофильма, захватывающего в той или иной степени группу людей, вызывает ослабление «Сверх-Я» как культурного, моралистического элемента, как внутренней преграды, так как все зрители понимают, что их переживания, реакции и высказывания относятся к вымышленной реальности.
Кинотерапия представляет собой не стороннее наблюдение, а живое соучастие в происходящем, когда каждый «окунается в круговорот событий»(1) с единственной целью распознать себя и определить, действует ли он с позиции собственных комплексов или руководствуется собственным бытиём.
4. Излагается реальное содержание фильма. Проективное восприятие показывается обращением внимания зрителя на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма.
Области применения кинотерапии:
1. Средство выявления психологических особенностей личности.
2. Решение проблем семьи, воспитание детей и молодёжи.
3. Поиск и раскрытие внутренних резервов и потенциала личности.
4. Решение проблем бизнеса, как инструмент налаживания взаимоотношений.
5. Формирование анализа сновидений.
Кинотерапия является тонким инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы личности. На сеансах кинотерапии участники могут, сочетая эстетическое и интеллектуальное удовольствие, решать личностные задачи, используя в качестве стимульного материала шедевры киноклассики. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного эмоционального восприятия образов человек исследует свои личностные особенности и выявляет бессознательные поведенческие паттерны. И вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих собственных действий и осознанным изменениям в жизни.
Не существует абсолютных стандартов, любая вещь реальна по-разному для каждого наблюдателя. Поэтому, в зависимости от запросов, существует разные виды кинотерапии: при проведении клинической терапии нужно отдаться чувствам, переживать, волноваться, страдать. Кинотерапия, ориентированная на оттачивании профессиональных навыков, предполагает отстранённый просмотр. Кинотерапия может определяться запросом, уровнем культуры, степенью самопонимания участников.
Забывание, «не видение» определённых сцен или персонажа кинофильма, позволяет понять механизм подавления (подавление – это бегство, своеобразный способ избежания, аннулирования определённых чувств, которые могут подвергнуть опасности самоуважение, ценность «Я», поколебать его престиж. «Я» отталкивает всё то, что доставляет боль и способно вступить в конфликт с принципами самоутверждения данного субъекта.
Какой образ фильма или стиль поведения героев неприемлем, неприятен для субъекта и вызывает чувство неловкости — определяет процесс компенсации.
Проекция. У каждого есть точка наблюдения, точка отсчёта, из которой субъект строит проекцию. Проблема возникает в отношении субъекта к реальному объекту. Мы можем определить соответствует ли мировоззрение, образ жизни и мышление субъекта реальности жизни.
Для проведения кинотерапии можно использовать любой фильм, но самым привлекательным является тот, который получил успех на международном уровне, понравился и вызвал определённый отклик, дискуссии в мировой печати. Цель кинотерапии — научить зрителя быть внимательным к своему образу мышления и собственным выборам потому, что на их основе строится его собственная жизнь.
1.Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Москва.2001.-380с.
2.Менегетти А.Образ и бессознательное.Москва.20 00.-434с.
3.Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. Москва.2004.-607с.
4.Parkinson D. Kino istorija.Vilnius.1999.- 263p.
5.Фадеева Ю. Кинотерапия. http://www.centruh.ru/ kinoterapia.php
6.Прокофьева Н.И. Практика кинотерапии. http://www.imaton.ru./ main.php