Технология agm в аккумуляторных батареях что это такое
Что такое и как работает аккумулятор с технологией AGM?
Вместе с развитием автомобилестроения развиваются и технологии в производстве аккумуляторных батарей. Современные автомобили оснащаются большим количеством электроники: бортовые компьютеры, системы освещения, электроприводы, система Старт-Стоп и многое другое. Обычным жидкостным АКБ тяжело справляться с таким количеством потребителей. На помощь приходит новый аккумулятор AGM, который имеет улучшенные показатели и характеристики.
История возникновения
AGM – это аббревиатура, которая расшифровывается как Absorbed Glass Mat, что дословно в переводе с английского означает «абсорбированные стеклянные пластины» или «абсорбированное стекловолокно». Это значит, что внутри нет жидкого электролита, а вместо него находится пропитанное стекловолокно. Технология была запатентована в 1980 году. Но сама идея создания появилась гораздо раньше в послевоенные годы в Германии. Одному фотографу пришла мысль загустить электролит в аккумуляторе, чтобы он не проливался.
Как и многие другие инновации, AGM аккумуляторы сначала применялись на военных самолетах. Такие АКБ как нельзя лучше подходили для них, так как могли эксплуатироваться в любом положении. И по сей день они применяются на истребителях F16.
Американская компания Concorde выпустила первую AGM батарею для коммерческого использования в 90-х годах. По объективным причинам они не смогли полностью вытеснить с рынка жидкостные АКБ, которые имели преимущества, главным образом в цене. Но AGM батареи смогли найти свою нишу на рынке премиум-автомобилей, мотоциклов, солнечных батарей, кинотехнике и др.
Устройство AGM аккумуляторов
AGM батареи относятся к классу необслуживаемых. То есть, они имеют абсолютно герметичный корпус. Внутри корпуса находятся положительные и отрицательные пластины из свинца. Применяется только высокоочищенный свинец. Между пластинами расположены вкладки из стекловолокна. Они играют роль сепараторов или разделителей. Это пористый диэлектрический материал с нейтральными свойствами, который на 95% пропитан электролитом. Он удерживается внутри. Также в стекловолокно добавлен алюминий, чтобы снизить внутреннее сопротивление. Это свойство позволяет очень быстро заряжать устройство и отдавать ток при необходимости.
Аккумулятор разделен на шесть отсеков или банок. На каждый из них приходится напряжение по 2В. Отсеки связаны металлическими контактами, которые выходят на клеммы. Пластины могут быть скручены в рулоны. Тогда они имеют форму цилиндров. Такой прием помогает повысить виброуствойчивость и прочность. Цилиндрические формы также имеют преимущество в отдаваемом токе. От 500 до 900 ампер против 200 А от обычных АКБ.
Способность быстро заряжаться и отдавать большой ток объясняется меньшей поляризацией или сопротивлением пластин. В АКБ с жидким электролитом на стенках свинцовых пластин скапливаются пузырьки газа, тем самым понижая площадь контакта с электролитом. В AGM батареях такой проблемы нет. Есть постоянный плотный контакт, что и обеспечивает высокую эффективность.
Также на корпусе имеются клапаны для отвода газов. Как видно, по устройству такие батареи отличаются от обычных только наличием стекловолоконных пластин и герметичной оболочкой.
Таким образом, стандартная AGM батарея состоит из:
Работа AGM аккумулятора
Принцип работы AGM батареи ничем не отличается от обычной АКБ. Ток вырабатывается в результате химической реакции между свинцом и электролитом, а точнее, между диоксидом свинца. Когда АКБ питает потребители, плотность электролита снижается. Получается сульфат свинца, который оседает на пластинах. Поэтому если разрядить полностью простую АКБ с жидким электролитом, она приходит в негодность. Будет невозможно запустить процесс сульфатации в обратном направлении. Слишком маленькая плотность электролита.
В AGM аккумуляторах все по-другому. Даже при глубоком разряде свинцовые пластины не осыпаются, так как электролит удерживается в порах стекловолокна. Такие устройства могут выдержать до двухсот полных разрядов и исправно работать. Процесс сульфатации происходит очень медленно, так как в пластинах низкий уровень электролита. При заряде выделяются газы: кислород и водород, которые удерживаются внутри. Газы получаются в результате разложения воды. Если превысить напряжение при заряде AGM батареи, то выделяется больше газов.
Корпус батареи герметичный, поэтому предусмотрены клапаны для отвода газов. Такая система называется VRLA (Valve-Regulated Lead-Acid – свинцово-кислотные с клапаном защиты). Клапаны могут быть отдельно для каждого отсека или один общий.
Чувствительность к перезаряду – одна из главных проблем аккумуляторов, произведенных по технологии AGM.
Особенности эксплуатации
Чтобы батарея прослужила долго, нужно соблюдать некоторые обязательные правила хранения, эксплуатации и зарядки устройства. При коротком замыкании или повышенном напряжении батарея может выйти из строя, поэтому такие АКБ чаще используют на премиальных автомобилях с функцией Старт-Стоп и хорошей защитой от скачков напряжения.
Эксплуатировать и хранить АКБ можно практически в любом положении. На хранении АКБ нужно периодически проверять и заряжать при необходимости. Следить за состоянием клемм, чистить их от влаги и пыли, так как это повышает саморазряд. AGM аккумуляторы могут храниться долгое время без большой потери емкости. За один год они теряют в среднем всего 15-20% заряда. Это при условии хранения при температуре 5-15°C.
Аккумулятор AGM хорошо переносит минусовые температуры в зимнее время. Но сильные морозы также противопоказаны и снижают производительность.
Особенности зарядки AGM аккумуляторов
Не стоит пренебрегать правилами зарядки AGM батарей. На корпусе обычно есть указания с минимальным и максимальным напряжением при зарядке. Даже небольшое превышение может привести к необратимым последствиям для устройства. Поэтому лучше пользоваться специальным зарядным устройством с возможностью регулировки напряжения. Float Charger (плавающая зарядка) подает ток порционно. Зарядка происходит стабилизированным током в четверть от номинальной емкости при температуре 35°С. Например, емкость 80 А/час, ток при зарядке 20 А. При достижении заряда в 2,45 В на каждый отсек ток стабилизируется и постепенно снижается. Устройство не допускает перезаряд, это также важно. Если не соблюдать все эти тонкости, то батарея может значительно потерять в емкости и выйти из строя.
Преимущества и недостатки
Несмотря на все нюансы в эксплуатации, AGM батареи имеют немало плюсов. Среди них:
К главным недостаткам относятся:
Как видно, минусов не так много, но именно они мешают широкому распространению AGM аккумуляторов. Но в определенных областях, таких как обслуживание большегрузных автомобилей, автономных модулей, станций, накопление энергии солнечных батарей, такие устройства просто незаменимы. Благодаря своим значительным преимуществам в будущем AGM вытеснят обычные батареи во всех сферах.
про AGM аккумуляторы
Приветствую всех гостей моей страницы.Это первый пост в моем блоге, и он будит связан не только с автозвуком.
Читая страницу моей машины возможно вы задавались вопросом, что такое AGM аккумуляторы(непонятная аббревиатура) и зачем они установлены у меня в автомобиле?
Казалось бы все просто, есть аккумуляторы двух видов:обслуживаемые и необслуживаемые…а также есть огромное количество брендов которые их производят, и лучше довериться известному(раскрученному бренду) т к их аккумуляторы лучше…оказывается все не так просто.
Позвольте рассказать Вам о акб, произведенных по технологии AGM, и почему они так хороши.
Начнем с теории:
AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов, созданная инженерами Gates Rubber Company в начале 1970-х годов. Отличие батарей AGM от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, что даёт ряд изменений в свойствах аккумулятора
Классический свинцово-кислотный аккумулятор это корпус, разделённый на отсеки сепараторами — микропористым пластиком. В отсеки залит электролит — раствор серной кислоты, и в этот раствор погружены пластины, между положительными и отрицательными пластинами протекает ток. Технология AGM использует пропитанный жидким электролитом пористый заполнитель отсеков корпуса из стекловолокна. Микропоры этого материала заполнены электролитом не полностью. Свободный объём используется для рекомбинации газов.
Аккумуляторы, производимые с использованием технологии AGM, изготавливаются в спиральной или плоской конфигурации. Серия продукции со спиральной конструкцией блоков производится в основном в Северной Америке, а с плоской конфигурацией электродов — и в Северной Америке и в Европе. Спиральные элементы обладают большей площадью поверхностного контакта, что даёт возможность кратковременно выдавать бóльшие токи и быстрее заряжаться. Однако, обратной стороной является уменьшение удельной ёмкости аккумулятора (соотношение электрической ёмкости и размеров) по сравнению с плоской конфигурацией. В настоящий момент наиболее распространены автомобильные аккумуляторы AGM с плоской конфигурацией блоков. Спиральные блоки SpiraCell запатентованы компанией Johnson Controls для серии Optima и не могут использоваться без её разрешения, в отличие от плоских блоков.
Немного фактов о которых возможно Вы не слышали:
-С 1985 года и по сей день аккумуляторными батареями с технологией AGM комплектуются бомбардировщики B-52 и истребители F-18.
-Для СТАЦИОНАРНОГО заряда батарей изготовленных по технологии AGM, желательно использовать специальное зарядное устройство с соответствующими параметрами заряда(фиксацией выходного напряжения), отличными от заряда классических аккумуляторов с жидким электролитом(с фиксацией выходного тока, НО напряжение в процессе зарядки сильно возрастает)
-В настоящий момент автомобильные стартерные батареи AGM(точнее гибридные, чуть менее выносливые) используются в качестве источника питания системы Старт-Стоп, которой оснащается ряд моделей автомобилей ведущих производителей.
Также стоит отметить что технология AGM и GEL это немного разные вещи
AGM
AGM расшифровывается, как абсорбирующие стеклянные маты. Фактически, это обыкновенная стеклоткань, расположенная между положительными и отрицательными свинцовыми пластинами. В этой стеклоткани в «связанном» состоянии находится электролит. Благодаря тому, что электролит находится в связанном состоянии, возможна эксплуатация батарей в любом положении (например, на боку).
AGM аккумуляторы являются самыми дешевыми (за исключением автомобильных) с типичным сроком службы 5-12лет. Типичная модель способна выдерживать до 200 циклов разряда с глубиной 100%, до 350 — с глубиной 50% и до 800 — с глубиной 30%.
GEL
GEL расшифровывается, как гель, а не гелий, что иногда встречается. В гелевых аккумуляторах в качестве сепаратора между свинцовыми пластинами применяется силикагель, которым заливается пространство между пластинами в процессе производства. Силикагель после застывания представляет собой твердое вещество с огромным количеством пор, в которых удерживается электролит. Благодаря тому, что силикагель полностью занимает пространство между пластинами, в гелевых аккумуляторных батареях практически невозможно осыпание свинцовых пластин и как следствие, закорачивание и выход из строя.
Кроме того, такая конструкция позволила улучшить качественные характеристики гелевых аккумуляторов, а именно, число циклов разряда и устойчивость к глубоким (100%) разрядам. И если их номинальный срок службы не отличается от срока службы аккумуляторных батарей технологии AGM и здесь также существуют модели с 5-и и 12-и летним сроком, то количество циклов типичной гелевой батареи в среднем на 50% выше. Типичная модель технологии GEL способна выдерживать до 350 циклов разряда с глубиной 100%, до 550 — с глубиной 50% и до 1200 — с глубиной 30%.
А теперь по простому:
agm акб дешевле акб, произведенных по технологии gel.
Бюджетные AGM акб по характеристикам ощутимо лучше(по выносливости превосходит) характеристики кислотного аналога
Минусы AGM акб:
-цена
-большой вес
ПЛЮСЫ AGM акб:
-высокая отдача
— быстрый заряд.В отличии от кислотного акб, agmки в состоянии полностью подзарядиться от генератора авто.А вот кислотный акб придется подзаряжать стационарным ЗУ
-выносливость
-не боится морозов
-герметичные, можно установить на бок(при установке в салоне авто, можно не переживать о вредоносных парах кислоты)
АГМ аккумуляторы могут выглядеть идентично обычным кислотным акб(иметь основание корпуса такого же типа)
это один из немногих вариантов который подойдет для «умных» авто с системой старт стоп(если интересно, поясню)
Сразу скажу почему акб произведенные по технологии EFB классифицируют под «гибридными»:внутреннее сопротивление выше чем у агм акб(актуально для авто с системами старт стоп, меньшее сопротивление они не видят…проверял лично), если потрясти такой акб-услышите что там плещется жидкий электролит(по этой причине в инструкции не говорится о том, что акб можно устанавливать на бок).
По сути, EFB-это более усовершенствованный подвид Кислотного кальциевого акб(с увеличенной площадью пластин, естественно, более выносливый)
АГМ акб могут быть непривычной формы(и не стандартных размеров)-кстати, теоретики утверждают что акб именно такой формы максимально эффективны, т к маты, закрученные в спираль можно уместить более компактно, не увеличивая при этом габаритных размеров акб.
Производится 3 серий(желтая-тяговая, красная-стартерная и синяя-для использования на водных судах и лодках)
также есть промышленные акб которые применяют в своих авто любители автозвука(бюджетные аналоги)
AGM аккумуляторы плюсы и минусы
Использование agm аккумулятора. И что это за технология?
Все опытные автовладельцы стараются ответственно относиться к эксплуатации, ремонту и подбору комплектующих для своих любимых авто. Ведь только хорошо подобранная запчасть может защитить от ненужных неприятных неожиданностей в ходе использования, а иногда даже значительно продлить срок службы авто. Аккумулятор никак нельзя назвать незначительной частью любого автомобиля (и не только автомобиля), ведь именно он отвечает за бесперебойный и беспроблемный запуск двигателя, а с этого запуска начинается любая поездка.
Если, на первый взгляд, может показаться, что выбор АКБ — дело простое, то, углубившись в множество вариантов выбора, придется признать, что это не так. Благодаря прогрессу технологий, существует огромное количество разновидностей принципов, по которым эти АКБ работают.
В этой статье речь пойдет о таком виде АКБ как AGM. Узнаем их специфику, свойства и особенности использования и строения.
Первый аккумулятор был изобретен в 1860-м году. И логично, что спустя время запросы потребителей выросли, да и технологии не стоят на месте и постоянно на рынке появляются более усовершенствованные батареи. Так вот и привычные многим свинцово-щелочные АКБ перестали соответствовать множеству современных стандартов. Так, около полусотни лет назад, такой тип аккумулятора как agm, который стал достойной заменой старым АКБ, с использованием жидкостного наполнения. Хочется отметить, что данный вид батарей используется далеко не только а АКБ, которые предназначены для автомобилей и прочего транспорта. Такие батареи получили широкую популярность во многих сферах, а особенно в компьютерной отрасли. Большинство устройств, которые обеспечивают бесперебойную работу дорогостоящей техники оборудованы именно AGM аккумуляторными батареями.
Технология AGM в аккумуляторе и что это значит?
Раз Вы читаете эту статью, то Вас заинтересовал agm аккумулятор, пора узнать что обозначает эта технология.
Итак, agm аккумулятор, а точнее, расшифровка понятие. AGM — Absorbent Glass Mat. Технология полностью исключает электролит в жидком виде в аккумуляторе, благодаря особому тканному материалу. Привычная смесь, в составе которой обычно серная кислота и очищенная вода, связывается структурой синтетических матов. В составе присутствует свинец (только высокой степени химической очистки), специальные присадки, срок службы аккумулятора agm становится длиннее. Вкратце, вроде бы разобрались, что такое аккумулятор agm и что это означает. Далее нужно пройтись подробнее, для этого нам необходимо более подробное изучение agm аккумулятора и полное его описание. Удобнее всего об этом говорить на примере реальных плюсов и и минусов в эксплуатации.
Кстати, полвека назад эта технология стала настоящим прорывом в индустрии и использовалась только в сфере военной авиации и армии.
Главные преимущества agm аккумуляторов в их использовании
Говоря про agm аккумуляторы, стоит поговорить про плюсы и минусы, начнем с положительной стороны:
• Достаточно простые в использовании, так как являются не обслуживаемыми;
• Способны выдавать пусковой ток на 60 процентов выше, чем обычные АКБ, что делает их очень актуальными зимой;
• Лояльны к зарядке. АКБ могут перенести большое количество зарядок, как и в полном цикле, так и в неполном;
• Благодаря отсутствию жидкости, способны работать в любом положении;
• Высокий срок службы аккумулятора автомобиля по технологии agm, может достигать более 10 лет;
• Хорошо переносят высокие температурные перегрузки.
Основные минусы agm аккумуляторов при эксплуатации:
• Сравнительно высокий вес;
• Сравнительно высокая стоимость;
• В отличие agm аккумулятора от обычного, требует специального зарядного устройства;
• Особые нормы при использовании и зарядке.
Зарядка, и чем процесс отличается у agm аккумулятор от обычного
Если к самой разрядке данные АКБ относятся достаточно стойко, то вот в процессе зарядки ведут себя капризно. Стоит быть внимательным в подборе силы тока. Лучше, кончено, использовать специальные автоматические зарядные устройства. Это безопасно как для АКБ, так и для Вас. Но, в любом случае, стоит знать специальный алгоритм процесса зарядки:
• Сперва стоит подключить ЗУ и выставить на нем номинальное напряжение, а сила тока равно нулю.
• Соединяем полюс АКБ и плюс ЗУ, минус АКБ и минус ЗУ;
• Силу тока ставим равной 10 процентам той, что указана на АКБ;
• Если мы все сделали верно, то напряжение будет возрастать, а сила уменьшаться. Когда сила тока станет приближаться к отметке ноль — АКБ заряжен.
Только правильный процесс зарядки может продлить срок службы agm аккумулятора автомобиля! Здесь стоит быть очень внимательным и аккуратным!
Разновидности AGM аккумуляторов
• Около 30% обладают спиральной укладкой матов, что значительно увеличивает площадь реакции. Именно при таком расположении матов производителям удалось сделать площадь максимальной. Кстати данная технология является запатентованной, поэтому может встречаться только у определенного круга производителей, которые обладают правами на ее использование.
• Но автолюбители, несмотря на все вышесказанное, отдают предпочтение пластинчатым батареям. И количество новых производителей и выпускаемых моделей именно в этом сегменте постоянно увеличивается. Можно сделать вывод, что производители ставят именно на успех этой технологии, как минимум в ближайшие несколько лет.
Дополнительные маркировки, встречаемые на AGM батареях
Помимо стандартной маркировки аккумуляторов agm, на поверхности батарее можно найти еще одну из двух аббревиатур:
• VRLA, указывает на наличие в АКБ специального клапана повышенного давления, который необходим для соблюдения норм техники безопасности. Дело в том, что выделение водорода при перезарядках неизбежно, при достижении определенных значений, клапан открывается и тем самым сбрасывает избыточное давление. Так маркируются АКБ с емкостью более 30Ач, как правило.
• SLA, для батарей с меньшей емкостью. Которые оборудованы обычной пробкой или газоотводом вместо клапана.
Однозначных выводов сделать тут не получится. Данная технология в производстве АКБ имеет определенный ряд преимуществ, так как является более сложным техническим устройством и результатом технического прогресса в области. Но, вместе с этим, более сложное устройство требует особого отношения и соблюдения особых правил при его использовании. поэтому каждый сам для себя должен определиться, что ему будет приятней в использовании. Сделать ставку на больший срок службы и лучшую адаптацию к высоким или низким температурам. Или сделать ставку на более простые правила эксплуатации, которые не требуют приобретения специального зарядного устройства и особо трепетного отношения к процессу зарядки.
Кстати после списка особых требований к зарядке, напрашивается еще один вывод, что если устройство Вашего автомобиля не предусматривает специальное устройство, которое ограничивает избыточную перезарядку АКБ — от покупки AGM батареи точно стоит отказаться.
В других случаях, при более-менее внимательном и толковом отношении, данный вид батареи скорее порадует Вас, чем расстроит. Все-таки прогресс должен иметь место в нашей жизни и не стоит отказываться от удачных решений, которые предлагают производители. Пусть даже они требуют особых условий использования. Как-никак огромный спрос и популяризация именно этого вида аккумуляторных батарей тоже много о чем говорят, а именно о том, что плюсы, скорее всего, перекрывают минусы!
Заходите на сайт BlackTyres и выбирайте себе новые, качественные аккумуляторы по лучшим ценам. У нас в ассортименте можно найти огромное количество моделей для всех популярных марок.
Ставь 👍, если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!
Эволюция аккумуляторных батарей: Что такое «багдадская батарейка», и зачем на самом деле нужны AGM-батареи?
Если взглянуть на историю аккумуляторов, то может показаться, что, в контексте стартерных автомобильных батарей, за полторы сотни лет они практически не изменились. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся!
История появления аккумуляторов
Если учитывать, что впервые предок человека взял в руки орудие из колотого камня 2.6 миллиона лет назад, а до земледелия дело дошло лишь 12 тысяч лет назад, то можно уверенно сказать, что за последние несколько сотен лет мы неплохо продвинулись в разного рода технологиях. Судите сами: электричество, как термин, вошло в обиход в 1600 году, благодаря английскому физику и врачу Уильяму Гильберту, придворному врачу Якоба I и Елизаветы I. Гильберт был главным в Англии проповедником прогрессивных идей Николая Коперника и Джордано Бруно, жестоко казненного как раз в том самом году как раз за подобные научные идеи. В Британии на них, к счастью, смотрели иначе.
Мир менялся, исследования электричества и магнетизма продолжались и ширились. Спустя полтора столетия ученые не просто знали об электричестве гораздо больше, но и пытались найти ему практическое применение.
Так, в 1745 году голландцем Питером ван Мушенбруком была собрана так называемая «Лейденская банка» — прототип первого в мире конденсатора.
Тут, конечно, можно вспомнить и про так называемую «Багдадскую батарейку» из Месопотамии времен парфянского либо сасанидского периодов (то есть, от 150 года до нашей эры). Обнаруженный немецкими археологами в тридцатых годах прошлого века прекрасно сохранившийся артефакт представлял из себя глиняный сосуд со вставленным в него медным цилиндром. Внутри цилиндра находился железный стержень. Горлышко сосуда было запечатано битумом, и через него был пропущен железный прут. Следы коррозии на железе позволяли предположить, что внутри находится своеобразный электролит — например, виноградный сок.
Ученые предположили, что “Багдадская батарейка” могла использоваться для гальванизации (например, нанесения золота на серебро или керамику) или электротерапии. Современные исследователи (включая “Разрушителей легенд”) неоднократно проверяли данный миф, и действительно, воспроизведя конструкцию батареи, и залив ее в качестве электролита лимонным соком или винным уксусом, получали от 0.5 до 1 вольта на тестере. Собранные в батарею элементы могли зажечь лампочку, но все равно — доказательная база по данному изобретению слабовата.
Так или иначе, опыты ученых в 17-18 веке позволили открыть процесс электролиза, и уже в начале 18 века различные ученые (в их числе Хамфри Дэви и Уильям Круюйкшенк) создали пригодные для серийного выпуска образцы батарей. Усовершенствовав идеи Вольта, Крюйкшенк поместил спаянные друг с другом квадратные листы цинка и меди в запечатанный цементом деревянный ящик, который затем заполнялся электролитом — водным раствором кислоты или морской водой.
Поскольку элементы батареи были погружены в электролит, то такая батарея не высыхала слишком быстро и была гораздо мощнее конструкции Вольты. Позже конструкцию усовершенствовал еще один британец, Джон Ф. Даниэлл.
Вместе с тем, все подобные батареи были первичными, то есть не рассчитанными на регулярную подзарядку. Принципиально новое решение было предложено уже в 1859 году французским физиком Гастоном Планте. Конструктивно, его батарея представляла погруженную в сосуд с водным раствором серной кислоты конструкцию из деревянного основания и двух намотанных на него листов чистого свинца, разделенных льняной тканью. При пропускании тока через свинцовые электроды, положительный электрод покрывался двуокисью свинца; при последующем замыкании элемента, в нем появлялся постоянный ток, вырабатываемый до момента полного растворения двуокиси свинца в кислоте.
В 1881 году конструкция вторичной батареи была доработана французским инженером Камилем Альфонсом Фором. Он запатентовал покрытие свинцовых пластин пастой из оксидов свинца (если быть точным, то спользовался ортоплюмбат свинца, он же тетраоксид трисвинца, он же свинцовый сурик), что позволило существенно увеличить емкость батарей. Чтобы масса образующихся при заряде на электродах пористых оксидов свинца не отваливалась от пластин, их покрывали тканью. Каждый электрод одного знака помещался между двумя электродами противоположного.
Новинка заинтересовала предприимчивых британцев в лице лорда Кельвина — в Лондоне была основана компания Faure Electric Accumulator Company (FEAC), ставшая первым в мире производителем свинцово-кислотных АКБ. Французский инженер играл в ней формальную роль. Батареи FEAC использовались в том числе в одних из первых электромобилей. Собственно, после этого технология, то называется, шагнула в народ.
Фактически, с тех самых пор конструкция свинцово-кислотного аккумулятора принципиально не изменилась, хотя деревянные корпуса уступили место эбонитовым, а потом полипропиленовым. Дешево и сердито!
Первые массовые автомобильные батареи были шестивольтовыми, сгруппированными из трех последовательно соединенных элементов (аккумуляторов) с рабочим напряжением в 2.2 вольта; ставшие массовыми с середины 20 века 12-вольтовые батареи, соответственно, были собраны из шести таких элементов, а «грузовые» 24-вольтовые — из двенадцати. Этот принцип компоновки действует и сейчас.
Устройство и принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов
Работа классической “залитой” (по английски — Flooded) свинцово-кислотной батареи основана на электрохимической реакции свинца и диоксида свинца в электролите — водном растворе серной кислоты.
Каждая из шести секций (аккумуляторов, или “банок”) современной 12-вольтовой батареи состоит из положительно (анод) и отрицательно (катод) заряженных электродов, разделенных пористыми (чтобы предотвращать контакт активных масс, но пропускать электролит) конвертами-сепараторами.
Электроды представляют из себя решетки из свинцового сплава, на которые нанесена специальная паста из свинцово-оксидного порошка. Активная зона анодов состоит из оксида свинца, катодов — из губчатого свинца. Электроды погружены в водный раствор серной кислоты.
При замыкании цепи, соответствующей подаче нагрузки, активное вещество начинает взаимодействовать с электролитом, начинается электрохимическая реакция. На электродах образуется сульфат свинца, при этом на катоде происходит окисление свинца, а на аноде — его восстановление, в цепь поступает электрический ток. В процессе реакции также образуется вода, концентрация серной кислоты снижается.
При зарядке начинается обратный процесс — восстановление сульфата свинца до диоксида свинца и металлического свинца, сопровождаемое выделением водорода, ростом концентрации серной кислоты и увеличением плотности электролита.
Общие недостатки свинцово-кислотных аккумуляторов
Начнем с того, что аккумулятор стареет сам по себе: при разряде-заряде восстановление сульфата свинца не полное, со временем он толстым слоем откладывается на электродах, а сами они подвергаются электрохимической коррозии.
Во-вторых, процесс сульфатации заметно ускоряет неправильная эксплуатация — например, если был допущен глубокий разряд батареи. При нем электроды активно обрастают сульфатом свинца с образованием кристаллов соли, и этот процесс практически необратим — при зарядке аккумулятора для десульфатации плотности электролита уже не хватает. Так батарея заметно теряет в емкости. Строго говоря, для небольшой, но необратимой потери емкости обычной батарее достаточно и 15% разряда.
Аналогичная ситуация — с постоянным перезарядом, вызванным перебоями в работе системы зарядки. Выкипание воды из электролита (на обслуживаемых АКБ), снижение уровня электролита на “небослуживаемых” АКБ ( в связи с невозможностью системы конденсирования справиться с ее количеством), коррозия и разрушение анодов. При хроническом недозаряде — опять же, необратимая сультфатация, осыпание активной массы, снижение емкости и срока службы.
Как инженеры делали свинцово-кислотные АКБ более надежными
В процессе технической эволюции, инженеры применяли различные технические решения, призванные продлить срок службы свинцово-кислотных батарей и улучшить их характеристики.
Например, в состав электродов вводили сурьму, повышающую прочность и литейные свойства свинцового сплава. Решение оказалось неидеальным — сурьма накапливалась на катоде, и вызывала электролиз воды, сопровождающийся кипением электролита. Вот почему в сурьмяные АКБ было нужно периодически доливать дистиллированную воду. Следующим этапом стали не требующие долива малосурьмянистые батареи без заливных пробок, в маркетинговых целях называемые “необслуживаемыми”, а по факту — малообслуживаемые, с аббревиатурой Sb/Sb.
Несколько более совершенные гибридные конструкции имели отрицательные элементы из свинцово-кальциевых сплавов, положительные из малосурьмянистых. В рекламе такие АКБ назывались Sb/Ca или Ca+. Оптимальное сочетание характеристик, то самое цена-качество. К этому моменту большинство АКБ уже оснащалось так называемыми лабиринтными крышками, позволяющими конденсировать выкипающую воду и возвращать ее обратно в состав электролита.
Следующим шагом в развитии АКБ стали уже совсем необслуживаемые кальций-кальциевые аккумуляторы, полностью со свинцово-кальциевыми или свинцово-кальциево-оловянистыми электродами. Такие аккумуляторы среди всех перечисленных конструкций обладают повышенной стокостью к саморазряду, меньшей склонностью к электролизу и газообразованию, способны не брать лишний ток, и увеличенными сроками хранения.
Подыграю и тут тем, кто за всем видит маркетинг: доля вводимого в качестве легирующей и антикоррозионной добавки кальция составляет в сплаве десятые доли процента. К тому же, есть нюанс — при глубоком разряд сульфат кальция фактически закупоривает пластины электродов, что может привести к быстрому снижению емкости. То есть нескольких глубоких разрядов будет достаточно, чтобы “убить” батарейку.
Вместе с тем, современные автомобили не только “обросли” большим количеством потребителей электроэнергии, но и обзавелись нацеленной на экологию системой старт-стоп. То есть, когда вы останавливаетесь на светофоре, двигатель автоматически глушится, но все потребители продолжают работать от АКБ. Таким образом, регулярный глубокий разряд неизбежен.
Улучшенные батареи EFB как доступный компромисс в системах старт-стоп
Дальнейшая модификация свинцово-кислотных батарей привела к появлению EFB — Enhanced Flooded Battery, “улучшенной залитой батареи”. Конечно же, маркетологи преподносят это как отдельный тип батареи, но это не так, точнее, не совсем так.
Тип батареи — тот же самый. Основные конструктивные отличия таких батарей состоят в более широких электродных решетках, повышенной плотности активной массы, при этом положительные электроды затянуты специальной пленкой из полиэстера. Как результат — вдвое большая устойчивость к циклическому разряду-заряду, чем у обычных батарей, более высокий пусковой ток.
Герметичные свинцово-кислотные батареи (VRLA). Отличия гелевой и AGM-технологии
Аккумуляторы, способные работать в таких условиях, были разработаны еще полвека назад, но даже сейчас встречаются сравнительно редко в силу своей высокой стоимости. Неудивительно, но пионерами в этой области выступили немецкие инженеры. Первая герметичная свинцово-кислотная батарея была разработана компанией Elektrotechnische Fabrik Sonneberg еще в 1934 году. Спустя два десятка лет, в 1957 году, компанией Sonnenschein была представлена первая так называемая гелевая батарея, нашедшая применение в самых разных отраслях — от космической техники до источников бесперебойного питания.
Ключевое отличие гелевой технологии состоит в том, что электролит в батарее находится не в жидком виде, а в в виде геля (пасты), полученного вследствие добавления в раствор серной кислоты двуокиси кремния. Газовыделение при разряде-заряде происходит внутри геля, и снижения уровня электролита не происходит.
Гелевые АКБ наиболее дороги и долговечны, в том числе и потому, что гель помогает отводить тепло, выдерживают многократные глубокие разряды, их можно располагать вертикально, они безопасны и не требуют обслуживания. Вместе с тем, как и обычные батареи, их требуется хранить в заряженном виде. Высокое внутреннее сопротивление ограничивает получение высокого пускового тока (особенно при низких температурах), поэтому гораздо чаще всего такие АКБ применяются в качестве тяговых, а не стартерных.
Малые (до 30Ач) гелевые батареи часто обозначают как SLA (Sealed Liquid acid, герметичные свинцово-кислотные), а более крупные обозначают как VRLA — valve regulated lead–acid, свинцово кислотные с регулирующим клапаном. Клапан позволяет вывести из корпуса АКБ избыточные газы при превышении внутреннего давления.
К классу герметичных VRLA-батарей также относится еще один тип батарей — AGM, наиболее широко применяющийся в современных автомобилях, оснащенных системой старт-стоп, как без функции рекуперативного торможения, так и с ее наличием.
Аббревиатура AGM расшифровывается как Absorbed Glass Mat, то есть жидкий электролит тут адсорбирован тонкими сепараторами из стекловолокна, плотно прижатыми к активной массе электродов.
Сами решетки электродов тут выше, чем в обычных АКБ, при этом внешние габариты изделия не меняются — ведь в обычной батарее в верхней части может находиться резервуар для электролита.
В силу конструкции, характеристики у AGM аккумуляторов выше, чем у традиционных и EFB-стартерных батарей. Это и более высокие пусковые токи, и в несколько раз большее расчетное количество циклов разряда-заряда. Если для обычной батареи разряд на 15-20% уже может привести к необратимому снижению емкости, то для AGM-батареи этот порог составляет 25-30%. В связи с меньшим внутренним сопротивлением, такие батареи заряжаются значительно быстрее обычных. Из ограничений данных технологий — сильная чувствительность к перезаряду (его следует избегать), а также медленное, но все же снижение емкости (по сравнению с гелевыми АКБ).
Резюмируя, Если ваш автомобиль не оборудован системой старт-стоп с рекуперацией, или нет энергоемких допов, то можно существенно сэкономить, и остановить свой выбор на EFB-модели. Но для наиболее современных автомобилей (или если у вас установлено дополнительное оборудование, активно потребляющее энергию) именно AGM-аккумуляторы подходят лучше всего, если не считать их значительно более высокой стоимости (примерно на 50%, то есть в полтора раза. То есть если обычный АКБ стоит 10 тысяч, то такой же с AGM — уже 15000 рублей). Но оно того стоит.
Будущее уже рядом: Литий-ионные стартерные батареи
Существует несколько концепций дальнейшего развития рынка стартерных АКБ для автомобилей и других транспортных средств. Например, тут можно упомянуть свинцово-углеродные АКБ, в конструкции которых свинцовая пластина катода заменена углеродной, в результате чего аккумулятор обретает некоторые свойства суперконденсатора.
Есть и другие решения, но на первом месте тут литий-ионные аккумуляторы, применяемые пока преимущественно в авто- и мотоспорте.
Катод таких аккумуляторов изготовлен из оксидов лития, например, LiCoO2 или LiNiO2), есть также варианты с катодом из феррофосфата лития LiFePO4 или LiMn2O4 — литий-марганцевой шпинели. Анод изготавливают из графита, а электролит представляет собой раствор композицию из органических растворителей и солей лития. Ключевые преимущества таких батарей хорошо известны — малые габариты и масса (особенно в сравнении с традиционными АКБ) полное отсутствие необходимости обслуживания, высокая энергоемкость, минимальный саморазряд, большая скорость зарядки. Вместе с тем, есть и недостатки — например, падение характеристик при охлаждении/перегреве или глубоком разряде. Современные литий-железо-фосфатные стартерные АКБ частично лишены этих недостатков — в них есть встроенная защита от глубокого заряда. Вместе с тем, назвать этот продукт массовым невозможно — литиевый аккумулятор высокой емкости стоит, мягко говоря, недешево.
Вместе с тем, развитие литиевых батареек в автомобильной промышленности, конечно же, не связано только лишь со стартерными батареями, ведь и в гибридных, и в полностью электрических автомобилях применяются тяговые батареи данного типа. И вот от их прогресса зависит гораздо большее — а именно, каким на самом деле будет наша будущая мобильность.
Например, в в скором времени на рынок планируют выпустить литиево-ионные тяговые батареи на твердотельных ячейках, использующих в качестве анода чистый литий (вместо пористого углерода), а в качестве катода — твердый композит. Смысл такого решения — увеличить “плотность” энергии. Так, чтобы “запасти” 50 киловатт-часов, можно использовать 100 стандартных свинцово-кислотных АКБ массой в 1900 кг, либо два двухсоткилограммовых литий-ионных АКБ от современного электромобиля, либо одну единственную твердотельную батарею весом в 190 кг.
Если материал вам понравился, буду рад вашим репостам, дополнениям и комментариям!