Телесные практики что это такое простыми словами
7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи
Специалисты Дневного Стационара советуют: 7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи.
Чем это полезно? Когда Вы записываете свои мысли, различные ситуации, а возможно даже идеи будущего происходит структуризация мыслей, наведение порядка в голове. Этот творческий процесс очень эффективен, отвлекает Вас от текущих проблем, голова очищается и спадает напряжение. В дальнейшем вы сможете рассмотреть некоторые ситуации под другим углом. Удачи.
2. Приготовьте блюдо и будьте крайне педантичны в выборе ингредиентов, украсьте его и насладитесь им
Известный факт, когда человек нервничает он зачастую склонен «заедать проблемы». Но если это будет здоровая еда или новое блюдо с тщательно подобранными ингредиентами, аккуратно приготовленная и красиво поданная на стол, это может послужить огромным источником позитивных эмоций и познания новых вкусов и оттенков.
3. Релаксация и дыхание
4. Реагируйте правильно или не реагируйте вообще
Постарайтесь увидеть позитив в любой стрессовой ситуации, пробуйте изменить свое отношение к ней: «Я не могу изменить ситуацию, но могу изменить свою реакцию на нее». Позитивная реакция на негативное событие помогает не только избежать стресса, но и получить некий опыт, если смотреть на это, как на испытание, и учиться на ошибках.
5. Остановите поток мыслей
Когда вы чувствуете наплыв мыслей, с которым сложно справиться щелкните пальцами и скажите «Стоп! Я подумаю об этом позже!». Можно использовать резинку на запястье или же просто себя ущипнуть. Подобный метод позволяет остановить круговорот мыслей и отложить проблему на потом. Остановив свои мысли, постарайтесь переключить внимание на что-то другое – смените вид деятельности.
Советуем каждому находить промежуток время, в течение которого Вы можете делать только то, что захотите. Вы можете рисовать, читать, есть вкусные блюда, говорить по телефону с друзьями и близкими, слушать любимую музыку, смотреть кино и т.д. Это время, когда Вы честно можете отложить все обязанности, негативные мысли, работу и любые текущие дела и доставить себе удовольствие.
7. Мой способ борьбы со стрессом
Позвольте себе испытать как классические методы борьбы со стрессом, так и прислушаться к себе и найти свой личный и эффективный способ снятия неприятного внутреннего напряжение – занятия спортом под приятную музыку, чашка ароматного кофе или чая, беседа с близким человеком или друзьями, горячая ванна или контрастный душ, здоровый сон. Возможно, это продуктивная деятельность будь то уборка, мытье посуды, шитье, вязание, наведение порядка на рабочем месте или фотоальбома, прогулка и др. Главное, чтобы этот способ был действенным и помог Вам переключить внимание с негативной ситуации на позитивный лад.
Даже маленькая позитивная мысль с утра, способна изменить весь день.
Телесные практики и как они связаны с другими
Обычно мы относимся к телу, как должному, почти не замечая его, разве что какой-то симптом не привлечёт наше внимание и то если будет достаточно силён. Телесные практики предназначены для того, чтобы мы стали осознавать своё тело и присутствовать в нём, ощущать жизненность внутри него, а вследствие этого и вовне. Такое ощущение крайне необходимо. Ведь лишь когда мы замечаем его, способны ему внимать, мы наполняемся жизненностью. Чему внимаем — к тому присоединяемся. И много ли мы, как правило, внимаем телу, в отличие от мыслей, эмоций, захватывающих нас, увлекающих за собой, и внешних обстоятельств или деятельности, в которую вовлечены? Фактически мы не присутствуем в нём, отчего не замечаем его сигналов, потребностей, состояния, чтобы своевременно предпринять меры и не доводить до болезни. Но это далеко не всё.
Не присутствуя в теле мы вообще присутствуем — оторваны от реальности, как в физическом её аспекте, так и в широком смысле этого слова, и оттого легко погружаемся в пучины эмоционирования или чего-то надуманного. Более того, неприсутствие лишает нас связи с той жизненной силой, которая наполняет наши тела, вдыхает в них жизнь (то есть мы по сути оторваны от самой Жизни и ощущаем, что как минимум не живём по-настоящему или же вовсе). А между тем эта Сила могла бы многократно увеличить наш потенциал, если бы мы потрудились над тем, чтобы осознавать её, установить с ней прочную связь. Какой бы ни была разновидность телесной практики, она позволяет не то чтобы создать эту связь, а именно ощутить её, наполниться Силой. Отсюда тот мощнейший целительный и просветляющий эффект, который такого рода активность оказывает на людей. И вы можете испытать его на себе.
О чём конкретно речь?
Под телесной практикой следует понимать такую физическую деятельность, которая фокусирует нас на теле и ощущениях в нём (энергии внутри него, вибрации), возвращает нас в тело, в частности от мыслей и эмоций, что позволяет проще справляться с ними, а то и вовсе дать им идти своим чередом, потому как, если реализована телесная осознанность, мы более не поглощены ими и не омрачены, можем жить и действовать несмотря на них и в существенной степени свободно от них.
Сознательность (внимание) — ключевой элемент телесной практики. Обычная, механическая работа с телом, например выполнение заученных движений или упражнений, не обеспечивает должного эффекта погружения, а следовательно присутствия. То есть просто заниматься неким ручным трудом, фитнесом, кроссфитом или чем-то ещё недостаточно. Если вы занимались чем-то подобным и были внимательны к себе, то наверняка замечали, что когда озабочены чем-то, продолжаете думать об этом (в уме быть, а не в теле) даже во время своих занятий. Полноценная работа с телом означает полноту внимания как ему самому, так и соответствующей деятельности. Поэтому обычные занятия спортом, хоть и могут обладать оздоравливающим эффектом, не обеспечивают того, который оказывает та же телесно-ориентированная терапия.
Некоторые разновидности работы с телом
Существует множество разновидностей работы с телом:
Конечно же, это далеко не все разновидности, а лишь знакомые автору и используемые им. Подойдите к процессу творчески, найдите то, что вам нравится, к чему чувствуете внутреннюю симпатию, позыв и делайте это. Такая работа окупится сторицей. О том, почему отчасти уже было выше и пойдёт речь далее.
Связанные практики и процессы
Телесные практики могут быть как основанием, так и дополнением других. Всё в жизни и в частности в нашем индивидуальном жизненном процессе переплетено, взаимосвязано. Работа с телом не ограничивается одним лишь им и оказывает влияние на дыхание, эмоциональное состояние, вызывает ощущение энергии и так далее. Её эффекты настолько значительные и далеко идущие, что буквально могут ознаменовать собой начало новой жизни в полном смысле этого слова.
Осознанное дыхание
Во всей его полноте (и для полноты оказываемого эффекта) осознанное дыхание осуществимо только при наличии реализованной связи с телом. Лишь тогда можно осознавать процесс дыхания, когда мы осознаём тело, которым дышим, сполна присутствуем в нём. Без этого, дыхательная практика может стать опасной. Где-то встречал, что «воздух — коварная стихия». К тому же, дыхание тем более эффективно, чем в лучшей физической форме мы пребываем. Это не означает непременно мышечное развитие, но однозначно достаточно высокий тонус.
Помимо этого, в методиках, основанных на ритмичном, интенсивном дыхании, требуется достаточный контроль над телом, то есть существенная степень присутствия в нём. Только так и можно управлять процессом. Не все техники требуют этого, например Александр Лоуэн и Леонард Орр рекомендуют прежде всего свободное дыхание, когда ни ритмика его, ни глубина отдельно не контролируются.
С другой стороны, возможен обратный процесс — не через тело к дыханию, а наоборот. Дыханием можно погружаться в тело, как то часто рекомендует Экхарт Толле. Со вдохом вы входите в него, ощущаете пространство внутри, вибрацию жизненности. Что мы наблюдаем здесь? Вы ощущаете, как дыхание (и энергия) пронизывает всю вашу телесную форму. Реализуется процесс (вос)соединения Духа (дыхания — spiritum et spiritus на латыни: слова недаром родственные — в древности непосредственная связь одного с другим осознавалась) с телом. Духовное соединяется с физическим и рождается то самое Единение, о котором Йога, но которое может быть реализовано означенным способом намного проще. Но опять-таки мы имеем осознавание телесности, внимание ей, для чего используется дыхательный процесс.
Ощущение энергии в теле
Чтобы ощущать энергию (жизненность, вибрацию, ци) в своём теле, нужно сперва ощутить его само и уметь оставаться в этом ощущении, по крайней мере во время практики (дыхательной или телесной). А затем сделать это ощущение телесности фоновым для всей своей деятельности во время бодрствования, то есть поддерживать его постоянно. Впрочем работа с телом, будучи регулярной, сама по себе способствует культивации и поддержанию его ощущения.
Когда научитесь чувствовать своё тело, почувствуете и энергию в нём. На это заодно и направлены те же биоэнергетические практики (сочетающие биологическое и энергетическое). А физическая активность или эмоциональная будут сопровождаться особенно ярким ощущением энергии. Тогда вы узнаете, реально чувствуя это, сколько энергии содержится в ваших эмоциях и сколько её, соответственно, тратится на безудержное эмоционирование, а также сколько её можно вернуть, работая с эмоциями.
Физический уровень соседствует с энергетическим. Именно поэтому физические упражнения позволяют ощутить энергию, если направить внимание на ощущения внутри тела. Таким образом, телесная практика, в какой бы конкретно форме она ни осуществлялась, становится предтечей и основанием энергетической. Ощущая энергию, вы можете взаимодействовать с ней, занимаясь тем же цигун или практикуя замечательную систему N.E.W. Роберта Брюса.
Работа с эмоциями
Телесные практики, возвращая в тело, позволяют лучше осознавать эмоции, то, как они сказываются на физическом состоянии, где порождают напряжение. Последнее часто настолько привычно, что мы даже не замечаем его. Одна из главных задач работы с телом в обсуждаемом контексте — разрядка таких напряжений (часто хронических), эмоциональных блоков, выражающихся ими. Вильгельм Райх (у которого учился Александр Лоуэн) называл их мышечной бронёй. Движемся мы в ней по жизни с соответствующими лёгкостью и грацией.
Учитывая то, что эмоции отражаются в теле напряжениями определённых его участков (шея, спина, лицо и так далее), нужно внимание к телесному (развиваемое соответствующей практикой), чтобы эти напряжения ощущать, таким образом сознавая. Одно их ощущение, например во время релаксации, уже реализует связь с телом и позволяет расслабиться, естественным образом порождая такую тенденцию (постоянное физическое напряжение, порождаемое умственным и эмоциональным, противоестественно). И мы можем видеть связь между расслаблением и его влиянием на эмоциональное состояние, а последнего, в свою очередь, на функционирование ума, ясность суждений и восприятий.
Но имеется и другой аспект, упомянутый выше. Чем лучше мы чувствуем телесное, чем полнее присутствуем в нём, тем меньше погружены в мысли и эмоции. Поэтому тот же спорт становится хорошим отвлечением (при должной концентрации на процессе). Входя в тело, мы выходим из сферы ментальной и эмоциональной. Ощущая пространство внутри него (а это естественная стадия развития), становимся свободней относительно мыслительных и эмоциональных процессов, ощущаем и осознаём себя вне их, за пределами (здесь намечается или даже реализуется трансценденция). Возвращение в тело, позволяет нам в буквальном смысле прийти в себя и быть в себе (а не вне себя, как то бывает случается и когда вернуться особенно актуально). Проще работать с эмоциями (пережить их), когда мы в них не растворяемся. Им просто можно дать идти своим чередом и естественным образом пройти, не потакая, не идя у них на поводу.
Присутствие Здесь
Наше тело находится здесь, на физическом уровне, поэтому погружаясь в него, погружаемся и в последний — начинаем присутствовать. От этого присутствия напрямую зависит наша внимательность к происходящему снаружи и качество взаимодействия с ним. Всё просто: если мы «витаем в облаках», поглощены своими мыслями и эмоциями, о каком внимании может идти речь? Мы фактически отсутствуем. Телесное погружено сюда и служит своеобразным якорем, чтобы нас не унесло (по крайней мере предоставляет такую возможность). Остаётся лишь восхищаться Мудростью Творения.
Таким образом, если вы чувствуете, что выпадаете из физической реальности, телесные практики могут помочь вернуться. Чем полнее вы находитесь в теле, осознаёте его, тем полнее вы погружены на физический уровень вообще, тем полнее осознаётся, ощущается вами (буквально нутром) происходящее и тем больше у вас ясности относительно него и продуктивнее ваши действия, ввиду полноты осведомлённости, порождаемой полнотой присутствия.
Казалось бы, работаем с телом, а получаем эффект гораздо более значительный, выходящий за пределы такой работы, повышающий нашу продуктивность в целом. Потому как телесное, будучи внешней оболочкой (покровами Духа), связано со всем остальным во внешней реальности. Отсюда известный момент познания через погружение вовнутрь. Экстрасенсорное восприятие в частности требует такого погружения. Но если ваши цели не связаны с ним, присутствие всё равно насущно необходимо. Только оно даёт полноту ясности, порождая осознанность.
Бытие в Духе
Духовность и соответствующие практики нередко связываются если не с презрением материального (и таким образом телесного заодно), то с отречением от него. И в самом деле, такое отречение может вывести на духовные просторы, откуда и соответствующий подход. Но Реальность устроена весьма изысканно, поистине непостижимо, и всё не так однозначно.
Погружение в телесное, работа с ним, также позволяет быть в Духе. И если вспомнить известное высказывание о том, что «тело — храм Духа», всё становится на свои места. Пребывая в этом храме, вы погружаетесь в духовное пространство. Потому как в широком смысле, несмотря на кажущееся противопоставление одного другому, всё едино, и духовное пронизывает материальное. Они связаны, переплетены, суть одно.
Но здесь возникает другой вопрос. Ведь люди погружены в материальное, почему же они не всегда (а то и вовсе не) ощущают присутствие духа, соответствующее измерение (своего) бытия? Ответ прост: нет полноты присутствия, нет полноты погружения в телесность, на физический уровень. А когда есть такая полнота, то присутствие Иного, Высшего, Духовного и даже Божественного становится очевидным. Это ощущают люди, полностью погрузившись в созерцание прекрасного пейзажа. Они погружаются в материальное и ощущают неразрывно связанное с ним духовное.
Вот точно так же происходит и при погружении в тело. Неспроста одна из первых ступеней йоги — хатха-йога — телесная практика. Естественно речь идёт о полноте такого погружения, не фиксации на физическом аспекте (которая в основном имеет место), а именно погружении, когда через физический уровень человек выходит на энергетический, а через него на духовный.
Таким образом, хоть полноценная и постоянная работа с телом и не есть непременное условие духовного развития, но всё-таки элемент благоприятный, а порой даже необходимый.
Эффект заземления
Духовная практика, будучи отдельно взятой, имеет своей целью проникновение в соответствующие сферы бытия, что влечёт за собой отрыв от земного, а вместе с тем телесного. Поэтому в отсутствие работы, затрагивающей последнее, можно оторваться весьма существенно, вследствие чего снижается или даже теряется способность продуктивно функционировать на физическом уровне. Это известный момент, разбираемый например в «Духовном кризисе» Грофа.
Такой эффект дезориентации, отрыва, потери функциональности можно испытать, как в ходе интенсивной духовной или энергетической практики, так и вследствие спонтанного духовного опыта или когда нечто выбивает нас из колеи, когда мы тонем своих мыслях или эмоциях. Так или иначе, если произошло критичное выпадение отсюда, нужно вернуться. И главным средством служит целенаправленное заземление, которому в свою очередь телесная работа способствует напрямую. По той же причине, что была разобрана выше. Тело находится здесь — на земле, и возвращаясь в тело, спускаемся с небес на землю. И пусть такому возвращению часть нас может активно противиться, всё же, покуда мы здесь, оно насущно необходимо.
Соответственно, в случае перекоса в пользу духовного измерения бытия, нужна сознательная физическая активность, то есть телесные практики, какими бы они ни были. Так возвращаемся сюда и снова ощущаем твёрдую почву под своими ногами (это можно делать и в прямом смысле, что также относится к техникам заземления). И если причиной нашего отрыва был духовный опыт, мы приносим духовное сюда, соединяем его с земным. А в таком единении вся суть. И в нём рождается гармония. Не в противопоставлении одного другому, но соединении.
Телесные практики, представляя собой сознательную, целенаправленную работу с телом, обеспечивают погружение в него, его осознание и присутствие в нём, а вместе с тем на физическом уровне реальности, с которым, как следствие, мы можем взаимодействовать намного более полноценно. Мало того, такое погружение позволяет открыть для себя энергетический уровень и даже духовный. А если мы по какой-то причине отрываемся от земли, работа с телом позволяет заземлиться. Помимо прочего она может помочь в осознанном дыхании и проживании эмоций. Это поистине замечательный инструмент, который вы можете использовать, чтобы жить лучше и полнее. Дерзайте! И если вам нужна (в том) помощь, обращайтесь ко мне.
Наставник по преображению. Страстный исследователь различных методов достижения гармонии, а также изменения себя и своей реальности. Практикую с 2009-го.
Телесные практики что это такое простыми словами
Неприятные и мучительные переживания, отчаяние, тоска, тревога, душевная боль часто возникают в трудных, стрессовых и экстремальных ситуациях, представляющих угрозу и опасность для личности человека, его здоровья и жизни близких людей. Совокупность этих состояний, обозначаемых понятием страдания, не только вызывает внутренний дискомфорт, но и нарушает поведение человека, создает трудности в его повседневной жизни, становится источником жизненных проблем и причиной возникновения психосоматических заболеваний. Отсутствие психологической культуры у человека проявляется в том, что он оказывается неспособным конструктивно совладать с сильными эмоциями и психической травмой, демонстрируя временами аутоагрессивные и дезадаптивные модели поведения.
В современной психологии проблема страдания и методов регуляции негативных эмоции исследована достаточно глубоко [1; 6; 8; 9; 11]. Применяемые в психологии и психотерапии методики разработаны в конкретных направлениях и подходах к пониманию личности, и поэтому отражают методологические установки их авторов. В этой связи является важным осмысление особенностей этих методов, их возможностей и ограничений. Целью статьи является анализ двух способов преодоления страдания человеком, которые при некотором сходстве имеют и глубокие различия, – отреагирование и покаяние.
Метод «Отреагирование эмоций». Понятие «отреагирование» является одним из важнейших в психотерапии. Впервые оно было использовано Й. Брейером и З. Фрейдом в работе «Исследования истерии» [14]. Это понятие означает непроизвольную эмоциональную разрядку и освобождение от аффекта, обусловленного психической травмой [3, с. 309]. Традиционно выделяют три формы этого процесса – выплекс эмоций, их вентиляцию и собственно отреагирование. Различия между ними проявляются в глубине проработки травмирующих переживаний и критических инцидентов. Первая форма относится к самому простому и поверхностному способу понижения внутреннего напряжения. Его суть состоит в открытом выражении своих чувств посредством эмоциональной речи, экспрессивных движений и действий (крик, смех, двигательная и речевая активность). В психотерапии есть соответствующие техники, позволяющие выплеснуть свои эмоции через рисунок, танец, пение и музицирование. Вторая форма – вентиляция эмоций – подразумевает более длительное проживание своего состояния (слезы, проговаривание волнующих событий и др.). Задача психолога и психотерапевта состоит в том, чтобы научить человека проговаривать вслух свои мысли и тревоги, демонстрировать их в поведении, дать возможность без страха осуждения кричать, плакать, топать и обвинять. Например, в практике гештальттерапии используют метод «пустого кресла», позволяющего выразить амбивалентные переживания через проигрывание разных сторон личности. Вначале человек выражает одни чувства – раздражение, злость, обиду, а потом противоположные мысли и чувства – радость, восторг [1, с. 327]. В райхианской терапии применяют разнообразные упражнения, направленные на уменьшение телесного напряжения, обусловленного вытесненными в подсознание мыслями и переживания. Причем, чтобы научиться любить, нужно сначала выпустить из себя всю накопившуюся злость, ненависть и обиду [12, с. 26 – 27]. И, наконец, третья форма отреагирования основана на повторном осознании и глубинной проработке психологической проблемы, поиске причин своего страдания, последующего эмоционального переживания прошлых вытесненных из сознания травматических событий. Человек заново переживает чувства и воспоминания и тем самым пытается их преодолеть и достигнуть состояния душевного очищения [11].
В психотерапии в целях получения наиболее глубокой информации о индивиде, его проблемах и способе активного повторного переживания событий своей жизни часто используют методику исповеди. Психологическая исповедь одно из мощных средств воздействия на психическое состояние человека. Она выполняет много функций: смягчает боль, снижает вероятность рецидивов, уменьшает диссонанс между внутренним состоянием и реальными поступками, помогает лучше разобраться в себе, быстрее устраняет очаг душевных конфликтов и освобождает от отрицательных эмоций [6]. Исповедь – это разговор, даже очень эмоциональный, о травмирующих событиях, о мыслях, поступках в разных жизненных ситуациях. Эта процедура помогает объективировать мир внутренних переживаний и восприятий, но она не всегда приводит к нравственному переосмыслению своих действий. Именно третью форму отреагирования чувств называют катарсисом, или катарсическим методом [3, с. 168].
Катарсис (греч. η κ?θαρση – очищение) – понятие, введенное Аристотелем в его учении о трагедии в «Поэтике» [2]. По его мнению, целью античной трагедии является достижение катарсиса, то есть нравственного очищения и освобождение от страстей и аффектов, испытываемых зрителем в процессе сопереживания и сострадания героям. В психологии это понятие имеет несколько значений. С одной стороны, оно означает эмоциональное переживание, которое человек испытывает под впечатлением произведений искусства, приводящее к освобождению от конкретных мыслей и чувств и состоянию внутреннего очищения [3, с. 168]. Л.В. Выготский рассматривал катарсис как самосгорание аффектов, пробужденных у человека под влиянием художественных произведений [5]. С другой стороны, катарсис рассматривается и как один из методов психотерапии. Так, в психоанализе под катарсисом понимают «отреагирование аффекта», ранее вытесненного в подсознание. Человек заново переживает травмирующие его в прошлом переживания, что приводит к состоянию внутреннего очищения и выздоровления. В других подходах психотерапии также применяются различные технологии, методики и упражнения, направленные на регулирование эмоциональных состояний человека, его аффектов и чувств. С их помощью человек обучается выражать травмирующие переживания посредством экспрессивного поведения, в общении с другими людьми, а также уменьшать мышечное напряжение, сдерживающее вытесненные отрицательные переживания.
Одни психологи считают, что психическая травма может сгореть в «шоковых» переживаниях, а потрясение привести к освобождению от вины, зависимости, агрессивности, к духовному обновлению и росту, обретению свободы в восприятии мира и к изменению ценностей человека [6]. С точки зрения других психологов, катарсис в виде своеобразного «выпускания пара» не может привести к «очищению» души человека и его духовно-нравственному обновлению. Например, эмоциональный и поведенческий катарсис такого аффекта, как агрессия может лишь временно ослабить психическое напряжение и дать ощущение улучшения самочувствия [4]. Это связано с тем, что причины, вызвавшие подавление аффекта, по-прежнему существуют. Не любое свободное проявление и удовлетворение своих вытесненных биологических влечений и потребностей дает гарантию обновления души, обретения психического равновесия и внутреннего спокойствия. Более того, осознание вытесненных травмирующих переживаний и их отреагирование во взаимоотношениях с психотерапевтом во время сеанса далеко не всегда кардинально меняет человека. Духовное перерождение связано с пробуждением духовных сил и качеств человека – его любви, веры, милосердия, доброты, совести. Такое изменение предполагает сильное желание выяснить истинные причины своего поведения, дать им духовно-нравственную оценку и найти способы изменить свое духовно-нравственное состояние [8; 9].
Катарсис как отреагирование не может быть способом очищения и преображения души человека. Недостаточно просто осознать и заново пережить травмирующие переживания. Согласно христианской психологии и православной традиции человек должен не только проделать определенную работу по анализу этих мыслей и чувств с духовно-нравственной точки зрения, но и раскаяться в совершенных грехах, а потом и исповедаться. Но катарсис может стать началом духовного пробуждения и сознательного духовного развития личности. Т.А. Флоренская совершенно справедливо утверждает, что благодаря встрече со своим вытесненным ранее духовным «я» может произойти глубокое изменение сознания человека [13]. За осознанием, интроспекцией, трезвой самооценкой и переживанием должно следовать покаяние.
Покаяние. Греческий эквивалент понятия «покаяние» (η μετ?νοια) – «метанойя» – означает перемену умонастроения, мыслей, восприятия фактов, поступков, переворот сознания, сопровождаемый сожалением и раскаянием. Эта перемена является результатом оценки своего духовно-нравственного состояния и поведения на предмет их соответствия абсолютным нормам поведения, сформулированных в божественных Заповедях. Прп. Иоанн (Лествичник) выявил следующие изменения сознания в следствие покаяния: возобновление крещения, завета с Богом об исправлении жизни, обретение смирения, стремление к самоосуждению, появление надежды, отвержение отчаяния, примирение с Господом, совершение благих дел, очищение совести, добровольное терпение всего скорбного, изобретение наказания для себя самого [7, с. 70]. Покаяние представляет собой особую установку сознания, направленную на изменение и преодоление своих страстей и, соответственно, на преображение своей души и личности. Как считает С. Хоружий, покаяние выступает началом процесса изменения человеческой природы. Благодаря покаянию человек становится на путь преодоления и превосхождения своего естества. Покаяние означает «умоперемену», резкий и коренной перелом во всем существовании человека и его поведении [15].
В христианской традиции это понятие имеет исключительно духовно-нравственный смысл, означает признание человеком перед Богом своих греховных мыслей, чувств, поступков, исповедание их во время Таинства исповеди и последующее изменение своей жизни. С психологической точки зрения покаяние представляет собой особое кризисное душевное состояние, сопровождаемое ощущением, что так жить больше невозможно. Этот кризис вызывает сильные эмоциональные переживания, слезы, горечь и покаянное чувство. У человека зарождается желание нравственно изменить себя и образ своей жизни. Покаяние пробуждает душевные силы человека, необходимые для того, чтобы вначале опознать свои греховные страсти, мысли, чувства и поступки, а затем очистить свою душу от их власти посредством церковного Таинства. В покаянии проявляются все душевные силы человека, в том числе воля, мужество, упорство, необходимые для освобождения от зависимости от своих страстей и деяний. Покаяние – это сокрушение и смирение сердца, слезы и плач о содеянном, желание впредь не совершать подобные поступки, стремление стать лучше. Покаяние – это непримиримая борьба со своими страстями, стремление изменить себя и свою жизнь. Христианские богословы рассматривают покаяние как такую перемену в сознании человека, которая ориентирует человека на развитие в себе таких качеств-добродетелей, которые противоположны качествам, делающим человека зависимым от своих страстей. Покаяние кардинально меняет человека: из блудника и прелюбодея он становится целомудренным; из пьяницы – трезвенником; из чревоугодника и сребролюбца – щедрым и бессребренником; из лентяя – трудолюбцем; из завистливого и недоброжелательного – доброжелательным и добрым [7; 15].
Изучение святоотеческого практического опыта и жития святых показывает, что в судьбе каждого святого и благочестивого христианина можно найти переломный момент, после которого начинается их путь к Богу и духовному обновлению. Этот переломный момент всегда связан с глубоким сокрушением сердца, обостренным чувством совести, горячим желанием быть с Богом и изменить свою жизнь [8; 9; 16; 17]. Многие угодники Божии до покаяния совершали тяжкие проступки, потворствовали своим страстям, нарушали нравственные заповеди, не испытывая при этом сожаления. Но, оказавших в трудных, или критических ситуациях, раскаявшись в своих поступках, они коренным образом изменяли свою жизнь – стремились привести ее в соответствие с христианским идеалом личности. Так, прп. Мария Египетская семнадцать лет жила в блуде, пока Господь не обратил ее к покаянию. Мария исполнила свое обещание изменить жизнь. Она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там 47 лет провела в полном уединении, в посте и молитве. Она достигла высокого уровня святости и обладала даром прозорливости. Прп. Таисия и прпмч. Евдокия, отличаясь редкой красотой и стройностью, с юных лет предавались развратной жизни. Но, уверовав во Христа, они отказались от своей прошлой жизни, и посвятили себя подвигам поста, молитвы и очищения души. Прп. Андрей Критский принес глубокое раскаяние в своих греховных поступках и сознательно терпел страдания и скорби, чтобы искупить свои грехи. Плодом его сокрушенного сердца стали многие вдохновенные молитвы и песнопения, и, прежде всего, Великий покаянный канон, который читается в церкви Великим постом и создает определенный душевный настрой у верующих людей.
Заключение
Очищение души от страдания и связанных с ним травмирующих переживаний представляет собой сложный процесс. В современной психологии и психотерапии применяют комплекс методик, направленных на отреагирование вытесненных травмирующих переживаний. Наиболее распространенными его формами в стрессовых и критических ситуациях выступают выплекс эмоций, их «вентиляция» и катарсис, которые отличаются между собой глубиной проработки психологических проблем человека. Применение этих методик позволяет испытать временное освобождение от страдания. Однако истинное духовно-нравственное очищение и освобождение от губительных страстей предполагает особую деятельность души – покаяние. Благодаря ему человек не только обретает внутренний мир и равновесие, но и возможности духовного роста и преображения своей личности.