Телесные удовольствия что это
Телесные удовольствия что это
Существует четыре особых состояния, ощущения,
которые все вместе называют словом «удовольствие».
Эти четыре состояния – четыре главных приятных состояния нашего тела.
Они отличаются по своему происхождению и по значению.
Их можно назвать видами телесной радости.
И каждый из главных видов телесной радости
управляется отдельным звеном эндорфинной системы.
А поскольку задачи бывают разные, то и поощрять организм,
восстанавливать силы можно по-разному.
Четыре главных вида позитивных ощущений в теле :
1. «Океаническая радость»
2. «Взрывная» радость или Экстаз
3. «Радость Схватки»
4. «Радость Творчества»
— это радость от естественного пребывания в здоровом теле,
это радость от того, что жив и здоров.
Это радость сна, обмена веществ, нормального переваривания пищи,
снятия стресса, отдыха и покоя.
Она включают в нашем теле спокойное, глубокое и приятное удовольствие.
Так тело поощряет себя за то, что все хорошо, все спокойно.
При ее включении растворяется стресс,
человек релаксирует, нормализуется обмен веществ,
уходят напряжения и блоки.
Недостаточная тренированность – депрессия, тревожность,
беспокойство, плохой сон, проблемы с пищеварением,
сердечно-сосудистой системой.
Тайский и другие массажи,
хатха-йога, ци-гун,
релаксационные упражнения,
мягкие пластические гимнастики,
вкусная пища,
SPA-процедуры,
аутотренинг,
позитивное мышление,
визуализации.
Все это усиливает нашу «Океаническую» радость,
позволяет телу быть спокойным,
хорошо справляться ос стрессом.
Часть 1. ПОЗИТИВНЫЕ ЧУВСТВА
Глава 7. Счастье в настоящем
Телесные удовольствия
Существуют и более утонченные чувственные удовольствия. Я любуюсь красотой чайных роз, с восторгом слушаю начало «Величит душа моя» К. ф. Э. Баха (сына известного композитора), наслаждаюсь вкусом сухого немецкого рислинга, растроганно смотрю заключительную сцену первого акта мюзикла «Воскресенье в парке с Джорджем», люблю духи «Шалимар», восхищаюсь точной рифмой и млею, когда двухмесячный сын сжимает мой указательный палец.
Но как бы ни тешили нас физические удовольствия, строить на них жизнь не получается — слишком уж они мимолетны и уходят с исчезновением внешних стимуляторов. Человек быстро привыкает, и ему нужны все большие дозы, чтобы «словить тот же кайф». Только первый кусочек ванильного мороженого, знакомство с ароматом «Шалимар» и первые несколько секунд у очага производят поистине неизгладимое впечатление. Затем острота удовольствия притупляется — разве что вы испытываете их изредка, с очень большим интервалом.
Читайте еще:
Если ваш ребенок очень переживает, объясните ему, что он обязательно сдаст экзамен по той простой причине, что в школе экзамены сдают все и для учителя положительный результат еще более важен, чем для ребенка. И посоветуйте ему как следует подготовиться, ведь чем лучше знаешь материал, тем.
Многим людям трудно поверить, что яркие, талантливые люди — часто из хороших семей и с высшим образованием — могут попасть под контроль культа. Они не в состоянии понять, что культы преднамеренно вербуют «ценных» людей, — они буквально охотятся на умных, неравнодушных, целеустремленных.
Одному из авторов посчастливилось встать у истоков становления психотерапии в Тюменском регионе в качестве первого главного психотерапевта области. Нарастающий поток специальной литературы по психологии и психотерапии, нарождающаяся свобода организационных подходов позволяли реализовать многие.
Познавая окружающее, мы пытаемся его осмыслить. Но осмыслить – это значит отделить одно от другого, выявить отличия, понять, назвать. Иначе говоря, дать всему собственное Имя. Процесс наречения, придания Имени является чрезвычайно важным и наполненным тайной. Ведь он связан со сложнейшими.
О какой позиции можно говорить, если нет того, кто может ее предъявить?! Если женщина не осознает себя существующей вне и отдельно, вне зависимости от того, есть ли у нее рядом мужчина, «человечек». Очень показательно это вошедшее в моду словечко для обозначения близкого человека, друга.
Себя любить вообще очень сложно, практически невозможно. Мы постоянно себя сравниваем с другими, и сравнение обычно не в нашу пользу.
Помимо зонда, к процедуре дуоденального зондирования готовят зажим для зонда, штатив с пробирками, шприц вместимостью 20 мл, стерильные пробирки для посева, лоток, медикаменты (питуитрин, атропин, 25-процентный раствор магния сульфата), оливковое масло или другие раздражители секреции, 200 мл.
Вопрос о месте селекции в системе переработки информации оставался главным В течение начального (конец 60-х — середина 70-х годов) периода текущего этапа исследований внимания. Были получены новые факты в пользу теорий как ранней, так и поздней селекции.
Если существует единый план, залегающий прямо под поверхностными уровнями всех языков мира, тогда любое базовое свойство одного языка может быть найдено во всех остальных. Давайте вновь рассмотрим те шесть предположительно неанглийских черт языка, с которых начиналась эта глава. Более.
11213141516] 718|9110111112113]14| 15| 16 | 17| 18 | 19 | 20 n2 Р = 0,05 31-10 41-1011 510111214 6012131517 71012141618 111 3 113 |5 18 10113115 911416 19 (12115118121 101114 |7 1111417120124127 111115 18 (12116119123127131|34 12021519 113117121126130134138142 1312 16 110115119124128.
Если достигнут некоторый прогресс в понимании, то сновидение может подтвердить ту или иную гипотезу; оно может восполнить пробел в собственных знаниях; или оно может открыть новое и неожиданное направление. Но если картина затуманена сопротивлением, то сновидение вряд ли прояснит суть дела. Оно.
Список наших самых распространенных удовольствий
Удовольствие — это те положительные эмоции, которые мы получаем в процессе удовлетворения определенных потребностей. Помимо потребности в еде, питье и сне, существует еще множество радостных и приятных моментов, которые мы испытываем регулярно.
Чтобы выяснить, какие же удовольствия самые популярные, ученые из Манчестерского университета (Англия) опросили более 11 000 человек из разных стран и сформировали список наивысших удовольствий человека.
Перечень самых распространенных удовольствий, большинство из которых испытывает каждый человек:
1. Удовольствие от длительного созерцания себя в зеркале (в хорошем настроении);
2. Избавление от зубной боли;
3. Удовольствие при получении большой суммы денег;
4. Высшее наслаждение творчеством;
5. Утоление средней или повышенной жажды прохладным газированным напитком;
6. Утоление крайней жажды, но теплой либо мутной водой, а также сопутствующими видами жидкостей;
8. Вдыхание густого сигаретного дыма (для курящих);
10. Удовольствие от сознания приближения момента интимной близости (для мужчин);
11. Удовольствие от оттягивания момента интимной близости (для женщин);
12. Облегчение мочевого пузыря;
13. Удовольствие после долго сдерживавшейся дефекации (опорожнении кишечника);
14. Мгновенный восторг при чихании;
15. Ожидание первого свидания с любимой(мым);
16. Завершение последнего свидания с нелюбимой(мым);
16. Радость от забитого гола или победы любимой команды;
17. Облегчение при уходе неприятного или незваного гостя;
18. Массаж участков тела ( шеи, головы, спины, ягодиц, конечностей);
19. Отход ко сну в свежезастеленной постели;
20. Отход ко сну в несвежей чужой постели, но в состоянии крайней
усталости;
21. Алкогольное опьянение — для лиц любого возраста;
22. Нюхание цветов ( роз, ночных фиалок, сирени);
23. Удовольствие при покупке новой вещи;
24. Удовольствие при созерцании произведений искусства; (только при условии удовлетворения основных вышеперечисленных потребностей, и прежде всего при облегченном мочевом пузыре);
25. Езда в новом автомобиле на большой скорости
26. Удовлетворение крайнего любопытства
27. Сладкое потягивание затекших членов;
28. Прием горячей пенной ванны в состоянии усталости;
29. Прием прохладного душа по возвращении из изнурительного пекла;
30. Поглаживание кошки;
31. Потрепывание собаки;
32. Облегчение после выполнения давно откладывавшегося дела;
33. Наслаждение при вдыхании свежего запаха леса;
34. Удовлетворение от осознания экономии денег при воздержании от покупки дорогой и ненужной вещи;
35. Радость от бескорыстно доставленной кому-либо радости;
36. Полуосознанное удовлетворение после машинального выключения назойливой телепередачи или прерывания надоедливого собеседника;
37. Радость общения (или радость уединения);
38. Наслаждение при устранении сильного зуда почесыванием;
39. Удовольствие от прослушивания любимой музыки;
40. Приятное легкое откашливание (исключая больных туберкулезом или
подавившихся твердой пищей);
41. Уютное зябкое поеживание при укутывании в плед;
42. Предвкушение предстоящей загранпоездки;
43. Удовольствие после снятия гипса;
44. Парение в невесомости;
46. Непроизвольная радость от наблюдения за резвящейся подрастающей детворой;
47. Удовольствие при проведении от руки на листе бумаги прямой линии или при рисовании правильной окружности (особенно в состоянии алкогольного опьянения или под наблюдением психиатра);
48. Послеобеденная истома;
49. Удовольствие от падения навзничь на мягкое;
50. Удовольствие от обретения долгожданной свободы.
Рейтинг 200 удовольствий организма.
ВСТУПЛЕНИЕ. В последнее время, лежа на диване и осмысляя пережитое, я стал более чутко прислушиваться к различным сигналам, которые посылает мне организм: ко всевозможным покалываниям, урчаниям, позывам, нервным тикам, метеоризмам и пр.
И среди них особо выделил такую группу ощущений, как УДОВОЛЬСТВИЯ, – т.е. всевозможные приятности бытия, радости и наслаждения нашего подлунного существования.
Действительно, невропатологи советуют меньше обращать внимания на отрицательные раздражители, а больше фокусироваться на позитивных впечатлениях, и думая о них, как бы продлевать их во времени.
Это натолкнуло меня на мысль глубже исследовать эту тему, классифицировать и систематизировать ощущения.
На несколько лет мне пришлось погрузиться в пучину человеческого организма и поблуждать в потемках его души. Была проделана большая работа по изучению всех видов удовольствий бытия, воспринимаемых нами в той или иной форме, – как плотских, эпикурейско-раблезианских, так и платонических, духовно-ментальных.
Как ученый-естествоиспытатель я выявил, что все виды удовольствий следует разделить на 3 группы:
1 группа. Физиологические удовольствия, связанные с удовлетворением базисных потребностей тела, данные человеку в его ощущениях (осязание, вкус, обоняние). К ним относятся удовлетворение голода, жажды, полового влечения, отправление других физиологических потребностей на все четыре стороны.
Воспринимаются они ротовой полостью, ушными раковинами, глазными яблоками, кишечным трактом, слизистыми, в поджелудочной, пупочной, подмышечной, пяточной, либидоносно-срамной и других зонах.
2 группа. Более глубокие состояния, также связанные с функциями организма, однако непосредственно не поддающиеся восприятию его основными органами чувств. (К ним относятся например, ИСТОМА, ПРЕДВКУШЕНИЕ, ДРЕМА, ВНУТРЕННЕЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ пр.)
Они возбуждают уже кору головного мозга, солнечное сплетение, сосцы, хрящики, сердечные желудочки, пересечение верхних дыхательных путей с нижними, – т.е. в этом случае энергия удовольствия входит в субъекта и ублажает его во все чакры, поры и дыры.
3 группа. Удовольствия ментального и духовного плана, не всегда осознанно испытываемые субъектом и описанные как правило не в научной, а в художественной литературе. (Это, например, СПОРТИВНЫЙ АЗАРТ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЛЮБОПЫТСТВА, РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА, СЛАДОСТЬ РИСКА, НАСЛАЖДЕНИЕ МЕСТЬЮ, и пр.)
Обиталищем этих удовольствий являются тонкие невидимые биополя вокруг тулова: в области второго дыхания, третьего глаза, четвертого позвонка и шестого чувства пятой точки.
То есть, как видим, весь венозно-нервический органон субъекта человеческой твари был досконально препарирован и изучен, что называется, от ушей до кончика хвоста.
Ставились эксперименты и на натуралистах-добровольцах, при этом, следует признаться, были жертвы, – но уже среди кошек и собак, не выдержавших случайного наблюдения за людьми, получавшими отдельные виды удовольствий.
Предлагаю вам некоторые результаты этого уникального беспрецедентного исследования.
К сожалению в настоящий сокращенный обзор не вошли иные пункты (такие, например, как умащение тела благовониями, удовольствие от исправления ошибки старшего по званию, кормление с руки экзотического хищника, первый выход в открытый космос без скафандра и пр.)
Однако, энциклопедическая таблица, надеюсь, таит еще массу сюрпризов для пытливого читателя. В добрый путь!
Перечень удовольствий организма, расположенных строго по рейтингу в порядке убывания (по результатам опроса 11028 респондентов):
Примечание. В последнем пункте использование собственной пластиковой имитации для извлечения удовольствия исключается.
Что такое удовольствие
Важно знать
Однажды за завтраком в апреле 1778 года писатель Джеймс Босуэлл спросил литератора Сэмюэля Джонсона, почему тот бросил пить. Доктор Джонсон ответил, что не хочет терять над собой контроль, но заверил друга, что вновь вернется к алкоголю, когда состарится (на тот момент ему было 68 лет).
«Кажется, однажды вы сказали мне, что без вина человек многое упускает в жизни», — заметил Босуэлл. «Он определенно упускает удовольствие, но вот про счастье я такого не говорил. Найти счастье в трезвости намного легче», — парировал Джонсон.
Даже сегодня принято считать, что удовольствие в некотором роде мешает достижению счастья. Или же не ведет к настоящему счастью. Просто «удовольствие» звучит хуже, чем такая тяжелая артиллерия, как истина и добродетель, мудрость и бог — заветные источники подлинного счастья. Все люди по своей природе тянутся к удовольствиям. Но целенаправленно искать их считается слабостью, проявлением эгоизма и неким заблуждением. Часто можно услышать, что наслаждение мимолетно, а истина, разум и мудрость вечны. К ним и нужно стремиться, их и следует постигать.
Тех, кто отдается в объятия удовольствий, унизительно сравнивают с животными. Древнегреческий философ-стоик Эпиктет говорил людям, считающим наслаждение благом, вести «жизнь червя, достойным коего себя считаешь: ешь и пей, наслаждайся женщинами, опорожняйся, храпи». А Фридрих Ницше сравнивал их с существом, которое для него, пожалуй, еще ничтожнее червя: «Человек не ищет наслаждений. Так поступают лишь англичане».
Однако это относится не ко всем видам наслаждений. Как поясняет доктор Джонсон, опасность несут «чувственные удовольствия. Когда мужчина говорит, что насладился женщиной, он подразумевает отнюдь не разговор с ней». Легко представить, как на этом моменте литератор подмигивает своему собеседнику. Сэмюэль Джонсон презирает удовольствия тела. Их мы получаем, например, когда пьем старый виски или когда снимаем обувь с усталых после долгой прогулки ног. Для доктора Джонсона, как и многих других мыслителей, в счет идут лишь наслаждения ума. Это чистые удовольствия, незапятнанные земным и порочным. Нужно следить за тем, чтобы таковыми они и оставались, разделять их и телесные наслаждения. А последние оставлять в удел простонародью. Как прямолинейно высказался доктор Джонсон: «Люди в большинстве своем низменны в своих желаниях».
Цель этого руководства проста: я хочу поговорить о том, как люди на протяжении веков относились к удовольствию. Казалось, совершенно очевидно, что это такое, но пытаться дать ему четкое определение — все равно что хватать руками воздух. Как бы то ни было, стоит подумать о наслаждении — его ценности, сущности и местах, где люди это удовольствие находят. Я надеюсь, что тщательно обдумав, что же такое наслаждение, проанализировав это ощущение со всех сторон и задав все возможные вопросы по данной теме, читатель с большей вероятностью сможет отыскать наслаждение в самых неожиданных местах. Но ничего не обещаю.
Поразмыслите хорошенько
Наслаждение — повсюду, но понять, что именно это такое, довольно сложно
Одно только количество способов, с помощью которых люди получают удовольствие, поражает. И это многое говорит о том, насколько мы разные. Разница может быть небольшой: например, я не понимаю, почему кому-то нравится смотреть гольф. Или же огромной. Особенно если речь идет о культурной пропасти или разрыве во времени. То, что люди прошлого наслаждались казнями, мне кажется совершенно немыслимым.
Подумайте об удовольствии в своей собственной жизни. Что общего между всем тем, что его вам приносит? Найдите нечто общее между теплыми шарфами, благотворительностью и беседами по телефону с бабушкой. Подумайте о прохладной стороне подушки, щемящем чувстве ностальгии, хлопке пробки, вылетающей из бутылки шампанского. Что, помимо удовольствия, объединяет эти вещи? Вопрос вот в чем: если наслаждение можно найти в столь несхожих между собой вещах и действиях, то что это? Самый распространенный ответ немного банален: то, от чего становится хорошо. То, что нравится. Нечто, после чего хочется воскликнуть: «Да! Наконец-то».
Многие философы приняли такое определение как данность или как один из вариантов, и решили, что, собственно, больше и нечего сказать о сущности наслаждения. Но вот морализаторствовать на тему того, как именно люди получают удовольствие — это другое дело. Наслаждение — это наслаждение. Сама его неоднородность, непостижимое разнообразие подводят к выводу, что это базовая составляющая нашей жизни. Или же — простое эмоциональное переживание. Ирландский политик Эдмунд Берк как-то сказал, что из-за простоты этого слова к нему «нельзя подобрать определение». А философ Джон Локк считал, что наслаждение «нельзя описать, познать же его можно только через опыт».
Взгляд на наслаждение как на нечто не поддающееся анализу только еще больше затуманивает природу удовольствия, притом что в нашей жизни оно повсюду. Неужели все так просто, и «удовольствия в основном ассоциируются с положительным опытом», как писал американский философ Уильям Джеймс? Возможно. Но когда целый ряд его коллег воздевают руки к небу и вопиют, что дать определение удовольствию элементарно, то для меня это выглядит, знаете ли, как-то странно. Британский философ Элизабет Энском однажды заметила, что концепция наслаждения «низводила Аристотеля до детского лепета». И, насколько я могу судить, она права.
Быть может, проблема как обычно кроется в языке. Слово «удовольствие» занимает очень важное место в своем густонаселенном созвездии. Рядом с ним расположились «радость», «восторг», «счастье», «удовлетворение». Чуть поодаль можно заметить «экстаз», «эйфорию», «экзальтацию», «блаженство». Вдруг мы слишком сильно растягиваем понятие удовольствия, включая в него все пять градаций положительного опыта? Так считал Платон. Но если меня спросят, что именно делает положительный опыт положительным, то сложно будет не вернуться к отправной точке и не сказать, что это тот опыт, который приносит удовольствие.
Предаваться наслаждениям ума можно, но наслаждениям тела – не следует
В наши дни философы увлеченно пытаются описать понятия с филигранной точностью, где нет места двусмысленности. Идеи становятся все более конкретными и узкими, появляются всё новые-измы. Но удовольствие традиционно четко распадалось на два типа, о которых я упоминал ранее: тела и ума. Это совпадает и с делением самого человека на тело и разум. Интеллект или душа (или что еще в ваших глазах делает вас вами) словно отделимы. Телесные удовольствия вы познаете, когда нежитесь в теплой ванне, пьете в жару холодный чай или же мастурбируете. В то время как к умственным удовольствиям относится воображаемая месть врагам (или же друзьям), единение с природой, размышления о высоком и, что естественно для философов, собственно, философия. Ее часто называют наивысшим наслаждением.
Но почему же у телесных удовольствий такая плохая репутация? Первым на этот вопрос ответил Платон. Как обычно, крайне авторитетно. Взгляды философа меняются от одного диалога к другому, но что-то остается неизменным. Удовольствия тела, говорит Платон, часто связаны с болью, и поскольку страдание противно нашей природе, то телесные наслаждения порицаются.
Действительно, отношения между удовольствием и болью — бурные и интимные. Платон утверждает, что иногда чувствуешь наслаждение именно в тот момент, когда прекращается боль. Ожидая казни в узилище, Сократ заметил, что как только развязали причинявшие ему боль веревки, то на него сразу же «нахлынуло наслаждение». Телесные удовольствия также могут вызывать боль, при условии, что к ним прибегают чрезмерно. Если я съем один брауни, то мне будет приятно, но если проглочу 50 таких пирожных, то буду страдать и жалеть о своем решении. Наконец, наслаждение получаешь от удовлетворения желания. Платон считал, что желания приводят к боли, потому что указывают на то, чего нам не хватает в жизни. Специалист по древнегреческой и римской философии Эмили Флетчер описывает это в своем непревзойденном анализе так: «Испытывая наслаждение, мы всегда слышим отголосок боли».
Телесные наслаждения в основном винят в том, что они сбивают с праведного пути. На это указывает и Платон. В дальнейшем его критику с энтузиазмом подхватили христианские моралисты, стремящиеся влиять на поступки людей. Философ считает, что удовольствия тела и их поиск приводят к формированию ложных убеждений (пример худшего ложного убеждения по Платону). Ведь телесные наслаждения подталкивают к мысли, что плоть важнее души. Предвосхищая христианские воззрения, Платон писал в диалоге «Федон», что тело — тюрьма души. В этом и заключается самое большое отличие между ними, здесь лежит причина их борьбы за главенство. Когда вы потакаете прихотям тела, то кладете кирпичик в стену, в которой замурована ваша душа. У вас создается ложное впечатление о том, что плоть, в которой заточен дух, — это нечто, чем стоит дорожить. Платон же настаивает, что «всякое наслаждение, всякая горесть как бы гвоздем пригвождает и прикрепляет душу к телу, делает душу имеющею вид тела, так как она воображает, будто все то, что говорит тело, истина» (перевод Сергея Жебелёва — прим. Newочём). Путь к истине указывает душа, а следовательно, тело и его наслаждения отвлекают нас и ведут по ложному следу, затуманивая голову.
Наслаждения ума, напротив, свободны от большинства, если не от всех, изъянов, которые делают телесные удовольствия недостойными философов. Умственные удовольствия «чисты». Обычно они никак не связаны с болью, зато связаны с душой, которая когда-нибудь неизбежно попадет в загробный мир. Платон считал, что величайшее удовольствие ума — это удовольствие от познания, особенно добродетелей. Избегая плотских удовольствий, но учась добродетели и мудрости, ваша душа обзаведется «свойственным ей украшением: здравомыслием, справедливостью, мужеством, свободой, истиной» (перевод Сергея Жебелёва — прим. Newочём).
Но что же вызывает наслаждение в наслаждениях ума? Мыслители уже давно провели связь между удовольствиями ума и великим, скрытым от наших глаз. Обычно сюда относят Бога. Гораздо интереснее, однако, как это описывается не в религиозном понимании. Уильям Джеймс называл интеллектуальные удовольствия «более тонкими эмоциями». Вот как он их описывает: «Созвучия звуков, красок, линий, логические последовательности, телеологические соответствия вызывают у нас наслаждение, которое похоже укоренено в самой форме образа». Эти «когнитивные акты», в конечном счете, не так уж и отличаются от удовольствий тела. Философ указывает на то, что когда мы заворожены удовольствиями ума, то за ними зачастую следуют и наслаждения тела. Так что не стоит разделять их жирной чертой.
Наслаждение там, где нет боли
Вслед за христианами позиция стоиков вызвала и продолжает вызывать интерес — они тоже ярые противники телесного удовольствия. Не все, но большинство из них относятся к миру с подозрением. Для стоиков добродетель важнее всего, это summum bonum (лат. высшее благо — прим. Newочём) их жизни — по крайней мере, если ты считаешь себя мудрым. А всё, что встает на пути достижения добродетели, принимается как минимум с опаской. Необходимо избегать страстей и наслаждения — их главного источника, потому как оно затуманивает разум и вызывает неподобающие желания. К плотскому наслаждению относились с презрением и ненавистью, и этот взгляд с воодушевлением приняли христиане.
В древние времена эпикурейцы были их противниками. В центре учения Эпикура, напротив, стояло удовольствие. Но это не то удовольствие, который носит позитивный характер и прислащает жизнь — это удовольствие, которое заключается в отсутствии.
Комментируя идеи Эпикура, Цицерон писал следующее:
Наслаждение, которое мы преследуем, не является тем, что непременно приводит существо в восторг, и воспринимается как нечто приятное. Величайшее наслаждение, скорее, есть устранение всякой боли.
Или, как позже выразился Адам Смит: «Что можно добавить к счастью человека, который в добром здравии, не имеет долгов и имеет чистую совесть?»
Данный подход применим и к телесному, и к духовному удовольствию. Эпикур полагает, что телесное наслаждение заключается в том, чтобы, к примеру, не испытывать жажду. Какая же аналогия с духовным наслаждением? Он определил, что больше всего людей беспокоит страх смерти. Разувериться в нем он предлагал при помощью элегантной формулы: «…когда мы живы, смерти нет, а когда она придет, тогда не будет нас!». По-настоящему осознав это, вы избавитесь от тяготящего страха смерти — его отсутствие есть великое наслаждение.
Такой скромный и негативный взгляд на телесное наслаждение предлагает довольно надежную защиту. Это подход к жизни, который культивирует существенность жизни, позволяя нам испытывать радость от физического ощущения человечности.
Удовольствие в удовольствии других
Злорадство — бездонный сосуд. Не важно, пьете ли вы из него с чувством стыда или гордости, вам всегда приятно видеть, как враги терпят неудачу. У большинства людей хватает неприятелей, которые совершают достаточно непростительного, поэтому именно этот источник наслаждения никогда не иссякнет. А что если посмотреть с другой, менее провокационной стороны: можно ли получать удовольствие от удовольствия других?
Согласно наблюдениям, когда ребенок дарит подарок другому ребенку, они оба становятся лишь счастливее. И буддийская идея радости за других отражает этот феномен: радость, которую мы испытываем, когда с другими все хорошо. В своей сути мы существа социальные, и многие философы придерживаются идеи, что природа человека не может быть полностью реализована без других людей: неотъемлемая часть человеческого бытия — это в первую очередь быть друг с другом. Если это так, то счастье других естественно доставляет нам радость. Разумеется, это естественно зависит от того, о ком идет речь. Безусловно, приятно подарить другу первоклассную мочалку. Но если вам искренне приятно, скажем, видеть мальчиковый восторг Ким Чен Ына во время баскетбольного матча, то нам с вами следует серьезно поговорить о мире.
Не считая диктаторов и подонков, почему так приятно делать приятное другим? У философов 18 века есть обворожительно простой ответ: потому что это есть хорошо. Или, если выразиться точнее, потому что в этом заключается сама добродетель — распространять радость в мире.
Моральные наставления со всего мира часто сводятся к общему знаменателю: не быть обузой для тех, с кем вам случилось жить эту жизнь и, если возможно, быть положительной энергией, с которой люди смогут поладить. На вавилонских табличках, которым около 4000 лет, есть поразительного сходства строчки:
Возлюбите врагов ваших.
Не изрекайте клеветы; говорите о людях хорошо.
Не произносите скверных вещей; говорите приятное.
Вопрос в том, почему люди должны поступать хорошо. Ответ долгое время видели в божественном или мистическом: потому что Бог припомнит все на Страшном суде; потому что мерзавцы будут гореть в аду; потому что так сказано в Библии. Что радикально в философах, которые отождествляли удовольствие с добром, так это то, что они перенесли мораль в реальный мир, где ее можно увидеть, оценить и даже измерить.
Энтони Эшли Купер, третий граф Шафтсбери, одним из первых связал идею о благости удовольствия с социальной природой человека. В книге «Характеристика людей, манер, мнений, времен» (1711) само по себе «общественное благо» — это добродетель, обязательный атрибут достойного и благородного человека. Купер призывал увеличивать удовольствие окружающих, а именно делиться с ними материальными благами. Он замечал, что делать это не только высоконравственно, но и приятно. Действительно, Купер считал, что радость от увеличения удовольствия сама по себе является наивысшим удовольствием. «Внешние признаки и черты этой радости [дарения] свидетельствуют о куда более интенсивном и ясном удовольствии, чем те, которые сопутствуют удовлетворению жажды, голода и других страстных аппетитов». В этом я вижу удовольствие разума, удовольствие необычайно гуманного рода — видеть собственную человечность в человечности других.
Ключевые моменты
Почему это важно
Удовольствие и ценность этой жизни
Наслаждение непостоянно. Напротив, оно подразумевает процесс, изменчивость, стремление. Достигнутое однажды телесное или интеллектуальное удовольствие, как правило, недолговечно. Приятно обыграть соперника в шахматы; приятно закончить тренировку. Но, как и большинство удовольствий, эти быстро проходят, и приходится достигать их снова. Именно поиск — погоня за удовольствием — обычно важнее, чем сама природа удовольствия. Нравственное поведение больше формируется достижением и поддержанием удовольствия, чем чем-то еще.
Поскольку ценность удовольствия и стремление к нему являются такой неотъемлемой частью человеческого бытия, оно заслуживает серьезного осмысления. Не слишком ли много внимания уделяется телесному удовольствию? Получаете ли вы достаточно удовольствия в целом? Где еще можно искать удовольствие? И так далее. Но помимо этих прагматических вопросов, размышления об удовольствии часто приводят к серьезным темам, например, к вопросу: насколько вы цените свою жизнь на Земле, которая невечна?
Вопрос может показаться неожиданным, но на самом деле он вполне естественный. Исторически сложилось, что те, кто громче всех осуждает удовольствие, рассматривают жизнь как временную остановку на пути к вечности. Аскетизм не требует, чтобы вы верили в другой мир или загробную жизнь, но гораздо легче заниматься самобичеванием, если в это верить. Демонстративное отрицание удовольствий — особенно удовольствий других людей — верный признак человека, который осуждает собственную человечность и считает, что истинная ценность находится за пределами нашего мира. Отказ от удовольствий идет рука об руку с отказом от ценности жизни.
Те, кто получает удовольствие, ищет и создает его, как правило, более склонны ценить и дорожить материальным миром здесь и сейчас. Это хорошо подтверждают вольнодумцы Франции 17 века. Они были в числе первых, кто громко заявил о ценности этого мира по сравнению с загробным. Они сопоставили величие и красоту Земли с туманной невесомостью небес и пришли к выводу, что им больше нравится первое. Шарль де Сент-Эвремон стал воплощением этих взглядов. Он жил долго и в достатке и, когда в 1703 году умер, его эпитафия гласила: «Он страстно любил жизнь, мало знал о Боге и ничего — о своей душе». Неудивительно, что такие богословы, как Жан Ле Клерк, осуждали его как «неглубокого эпикурейца».
Подруга Сент-Эвремона, куртизанка и философ Нинон де Ланкло была более резкой. Она смелее и красивее современников отстаивала удовольствия плоти и радости материального мира. Она откровенно ненавидела аскетизм, особенно его христианский вариант. По ее мнению, он ущемлял женщин в правах, потому что лишал их удовольствий.
Под конец жизни Ланкло получила письмо от Сент-Эвремона, в котором отразился ее взгляд на мир: «Богатство, власть, честь и добродетель способствуют нашему счастью, но наслаждение или сладострастие, если назвать все одним словом, — это истинная цель и задача, к которой стремятся все человеческие поступки». Она любила и требовала удовольствий от мира и взамен делала его лучше.
По материалам Psyche
Переводили: Эвелина Пак, Светлана Писковатскова, Елизавета Яковлева
Редактировали: Александра Листьева, Анастасия Железнякова