Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо

Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо

В одно прекрасное солнечное утро, в последних числах апреля 1957 года, трое полицейских, несших службу на набережной Сены в районе дворца Шайо, обратили внимание на подозрительного субъекта, который, прохаживаясь вдоль устоев моста Иена, время от времени приседал на корточки и что-то фотографировал.

Полицейские окликнули его. Он не расслышал (или сделал вид, что не слышит), застегнул футляр фотоаппарата и быстро, через одну ступеньку, взбежал по каменной лестнице.

Старший из полицейских сделал знак своим товарищам и устремился за ним. Только у входа на мост ему удалось задержать незнакомца.

– Почему вы не откликаетесь, когда вас зовут?

Полицейский повторил свой вопрос.

– Я не расслышал, – ответил незнакомец на плохом французском языке.

– Но я достаточно громко крикнул.

– Я не расслышал, – повторил незнакомец.

Незнакомец полез в боковой карман. К этому времени подошли двое других полицейских. Начало не предвещало ничего хорошего. В руках полицейских болтались дубинки, взгляд их был строг и неумолим. Прохожие стали оборачиваться.

Но, увы, любителей поглазеть на уличные происшествия вскоре постигло разочарование. Подозрительному субъекту не скрутили за спину руки, не надели на них наручников, не отвезли его в черной машине в полицию, в вечерних газетах не появилось ни одной заметки о поимке шпиона.

Все кончилось идиллией. Трое полицейских, расправив плечи, выстроились в ряд, а иностранец, отойдя на несколько шагов, запечатлел их на пленке своей «экзакты».

В тот же вечер иностранец был уже в Москве, а еще через несколько дней показывал друзьям и знакомым свеженапечатанную фотографию троих парижских «ажанов» на фоне Эйфелевой башни.

Вся эта столь многообещающе начавшаяся история произошла со мной весной прошлого года в Париже, за два часа до вылета самолета на Прагу, – иными словами, как раз в тот момент, когда меньше всего хочется быть задержанным полицией. История, как уже знает читатель, закончилась весьма мирно, но начать свой рассказ я решил именно с нее. Во-первых, чего греха таить, хочется сразу же заинтересовать читателя, столкнув его с полицейскими, да еще парижскими, да еще кого-то задерживающими; во-вторых, очень уж не хочется начинать с традиционного самолета, отрывающегося от взлетной дорожки Внуковского аэродрома; и в-третьих, наконец, потому, что столь миролюбивым окончанием этого происшествия я обязан в первую очередь маленькой книжечке с золотым гербом на обложке.

Книжечка эта, тоненькая и, кстати, вовсе не красная, а синяя, действительно обладала какой-то магической силой. (И хотя об этом писалось и говорилось бесчисленное количество раз, я совершенно сознательно иду на риск быть обвиненным в повторении уже известных истин.) В Италии она открывала нам двери закрытых музеев, раза в два убыстряла и без того быстрое обслуживание в тратториях, рождала улыбки на обычно хмурых лицах привратниц и швейцаров – самой, пожалуй, неприветливой и подозрительной категории людей, с которыми нам приходилось встречаться.

Только потом уже, прощаясь, милый, старый, словоохотливый Винченцо, смущаясь и не глядя в глаза, раскрыл мне тайну. Жена приняла меня за «еттаторе». Я понял: тут ничего уже не поделаешь. «Еттаторе» – это человек с дурным глазом, человек, приносящий несчастье, с ним ни при каких обстоятельствах нельзя иметь никакого дела. «Ну, что с ней поделаешь? Уперлась, и все…»

Впрочем, как потом выяснилось, супруга нашего милого Винченцо, отказавшись фотографироваться, ничего не потеряла; аппарат мой в тот день испортился, и все тридцать шесть снимков я снял на один кадр. Уж не сама ли старуха была «еттаторе»?

– Красивый, – любезно сказал он и одновременно профессиональным взглядом оглядел меня с ног до головы. – Из Москвы?

– Из Киева? О! Красивый, говорят, город.

– Ну, как вам сказать… Я слишком мало пробыл в Париже. Всего лишь сутки.

– Сутки? Это никуда не годится. Париж – и сутки! Да в Париже…

Лед был сломан. Вежливо сдержанных полицейских сменили веселые, словоохотливые, любезные парижане.

– Чем вы занимаетесь в Киеве?

– И пишете на русском языке?

– На русском. – И тут же я непроизвольно похвастался, что моя повесть совсем недавно переведена на французский язык.

Все трое вытащили записные книжки и убедительнейшим образом заверили, что обязательно найдут и прочтут ее.

Вот уж никогда не приходило мне в голову, что написанное мною будет читать парижский полицейский. Придет домой, снимет свою пелеринку и, растянувшись на диване, начнет листать книгу о судьбе вернувшегося с фронта, тобой придуманного героя. Забавно…

К тому же полицейский, приятно улыбнувшись, вдруг сказал:

– Русская литература… О-о! Толстой, Достоевский…

Я взглянул на его круглое, в общем довольно интеллигентное лицо.

– А как же… И в кино смотрел. Сейчас на всех экранах идет «Война и мир». Превосходный фильм!

Тут я вспомнил, что Жерар Филип знаком парижанам не только по Фанфан-Тюльпану и Жюльену Сорелю, но и по князю Мышкину из «Идиота», что знаменитая Мария Шелл – об этом писали сейчас все журналы и газеты – снимается в «Братьях Карамазовых», и, чтоб не разочаровываться в дальнейшем, поспешил переменить тему.

– Вы курите? – Я вытащил из кармана пачку «Беломора», припасенную специально для таких случаев.

Три осторожно вынутые папиросы перекочевали в боковые карманы темно-синих мундиров.

– Это на вечер, после ужина, – улыбнулся самый молодой из троих и со слегка извиняющейся интонацией добавил: – Нам не разрешается курить во время исполнения служебных обязанностей.

Весь этот не слишком сложный разговор велся, само собой разумеется, на французском языке. Говорил я, правда, преотвратительно, оперируя преимущественно существительными и глаголами в неопределенном наклонении, и все же меня похвалили (французы остаются французами) – похвалили за произношение.

– У нас тут русские живут по сорок лет, а говорят куда хуже, чем вы.

– Гарантирую – три месяца в Париже, и вы будете говорить не хуже нас.

Я был польщен. Как-никак похвалили. И не кто-нибудь, а настоящие парижане.

Мы поговорили еще несколько минут о московской милиции («правда ли, что туда берут самых здоровых ребят? А мы подошли бы?»). Потом я сфотографировал всех троих, а на прощание не вытерпел и спросил:

– А почему вы все-таки меня задержали? Разве нельзя фотографировать Эйфелеву башню?

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Некрасов Виктор Платонович

Книга «Первое знакомство»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

И опять вперед, по уличкам и переулочкам, пока, изнемогающие и голодные, не устраиваемся за маленьким мраморным столиком под полосатым тентом. Едим невероятно жирный бычий хвост (а я-то думал, что там только кожа да кости), запивая его обязательным везде и всюду кьянти, и Марчелло, улыбаясь своей милой улыбкой, что-то мне рассказывает, а я ничего или почти ничего не понимаю (понял только, что вскорости семейство его должно увеличиться), и мне как-то удивительно легко и просто с ним. Мы не подымаем тостов друг за друга и за укрепление нашей дружбы – зачем, и так все ясно, – мы просто сидим вдвоем за прохладным столиком, жуем хвосты, цедим сквозь зубы кисленькое вино, и обоим нам почему-то весело – ему, вероятно, просто потому, что он молод, мне же потому, что я сижу в дешевенькой остерии в Трастевере [«Затибрье», римское Замоскворечье, наиболее демократический район Рима, расположенный на правом берегу реки Тибр (прим.авт.)], и в теле приятная усталость, и кругом яркое южное солнце, и какие-то мальчишки резвятся на фонтане, обливая друг друга водой (потом мы с ними снимемся, и они моментально сделаются серьезными), и какой-то субъект в поношенном плаще подсаживается к нам, предлагает купить путеводитель по Риму, и Марчелло отчаянно с ним торгуется (кажется, они сейчас убьют друг друга), а потом с укоризной качает головой, когда я кладу путеводитель в карман, дав на пятьдесят лир больше, чем того хотелось Марчелло.

– Нельзя так, синьор Виктор. Ведь он грабитель…

– Ну и черт с ним, что грабитель.

– Нет, не черт… – Марчелло вдруг спохватывается. – А план он тебе дал? Нет? А ну, покажи.

Плана нет. Марчелло исчезает. Через минуту возвращается не только с планом, но и с субъектом в плаще. Они уже друзья.

Ну как не полюбить Марчелло – всегда веселого, неунывающего, настоящего сына своего города!

И сейчас, когда я разглядываю фотографии Марчелло на фоне чуть ли не всех достопримечательностей города, – а позировал он всегда охотно, но с непринужденным достоинством истинного римлянина, – я мечтаю о том, что когда-нибудь, когда я опять попаду в Рим и, оторвавшись от дел, встреч и обедов, выйду на Корсо, передо мной вырастет улыбающийся черноглазый Марчелло.

– Свободен, синьор Виктор?

И я сяду в его машину, и мы опять заколесим по древним улицам Вечного города. Но по дороге к Сан-Паоло Фуори ле Мура или Термам Каракаллы мы обязательно на минутку заедем к нему домой и выпьем там за здоровье его жены и наследника (а может, наследницы), которому к тому времени, надеюсь, будет еще очень-очень мало лет.

С Марчелло было легко и весело, часы, проведенные в его обществе, были самыми непринужденными из всех, которые я провел в Италии. Поэтому я и называл его имя, когда меня спрашивали, кто мне больше всего понравился в Италии.

По этой же причине и на другой вопрос, какой город мне больше всего понравился, я отвечал: Флоренция. Вряд ли кого удивит этот ответ – не так уж много в мире городов, которые так притягивали бы к себе туристов и любителей искусства. Но не Палаццо Уффици и не Палаццо Питти заставили меня полюбить этот город. Просто мне удалось, как позднее в Париже, побродить по нему несколько часов в одиночестве.

За день до этого мы осматривали город по-туристски. Для этого было отведено полдня, до часу, когда, по итальянским правилам, пусть под тобой хоть земля разверзнется, а надо идти обедать. Скажу прямо – это были ужасные полдня. От девяти до часу, за четыре часа, мы должны были осмотреть то, на что по-настоящему надо потратить по меньшей мере дней десять, если не больше. За четыре часа мы осмотрели (какое чудовищное слово!) галерею Уффици, Музей Барджелло, Палаццо Веккио и Сан-Лоренцо. По плану предполагалось побывать еще в Палаццо Питти, но это было уже свыше наших сил.

Да, это были ужасные четыре часа. Мы носились по залам, боясь что-нибудь пропустить, поминутно смотрели на часы, боясь куда-то опоздать, лихорадочно покупали каталоги, чтоб потом, на досуге, разобраться в том, что же мы в конце концов видели.

Вообще, на мой взгляд, музеи – страшная вещь. Их всегда «надо» посетить. В Ленинграде Эрмитаж, в Москве Третьяковку, в Париже Лувр, в Риме Ватикан, во Флоренции Уффици и т. д. и т. п. И это «надо» убивает то, ради чего ты их посещаешь. Теоретически считается, что, прежде чем пойти в музей, необходимо подготовиться к этому – почитать книги, ознакомиться с художниками; не следует осматривать музей целиком, надо выбрать отдельные залы и спокойно, не торопясь, знакомиться с тем, что там выставлено. Но разве когда-нибудь так получается? Бегаешь, задыхаясь, по залам, что-то еще соображая в первых, преимущественно читая таблички в последующих и уже ничего не соображая в последних.

Нет, так искусство не поймешь. Это только для того, чтоб сказать потом: «А я вот видел настоящего Джотто…» А разве я его видел? Ничего я не видел. Стоял перед ним, и все…

Как же и где воспринимать искусство?

Это я понял на следующий день, когда бесцельно (нет, не бесцельно – в этом и была цель!) бродил по Флоренции. Походив по узеньким и кривым уличкам (одна из них оказалась Виа дель Корно, та самая, которую мы так полюбили, прочитав «Повесть о бедных влюбленных»), я неожиданно для себя оказался на площади Синьории. Было солнечное, прозрачное утро. Суровая и воинственная, такая знакомая по бесчисленным изображениям, четко вырисовывалась на голубом небе квадратная башня Палаццо Веккио. Увешанная флагами по случаю пасхи, она казалась сейчас не такой воинственной и неприступной, как обычно. Вечером я увидел ее другой. Снизу доверху освещенная неверным, колеблющимся светом мигающих плошек, поставленных на окнах и карнизах, она приобрела какой-то сказочный средневековый вид. По площади проходили отряды чего-то вроде гвардии с развевающимися знаменами в пестрых полосатых костюмах времен расцвета и могущества Флоренции, и от этого дворец-крепость казался еще сказочнее, еще средневековее. Но сейчас, освещенный солнцем, расцвеченный флагами, он как-то повеселел и подобрел. Весело было и вокруг. Еще не заполнили площадь туристы – было совсем рано, – пустовали кафе, но уже расставляли свои столики продавцы открыток, уже появились первые гиды, которых к полудню будет не меньше, чем туристов.

Я присел на ступени лоджии Деи Ланци, громадной аркады, замыкающей одну из сторон площади. Чуть правее, на серо-коричневом фоне гранитных стен Палаццо Веккио, сиял белым мрамором с желтоватыми потеками микеланджеловский Давид. Правее его – геркулес Бандинелли, немного дальше, у самого угла дворца, фонтан – могучий Нептун Амманати в окружении бронзовых коней и наяд, а за моей спиной, в тени лоджии, – прославленный Персей Бенвенутто Челлини, «Похищение сабинянок» Джованни ди Болонья.

И все эти творения замечательных мастеров жили не в тесных, замкнутых пространствах музейных залов, а под открытым небом, озаряемые солнцем, обвеваемые ветром, свободные и вольные, среди людей, для которых они созданы.

И именно здесь, на ступенях орканьевской лоджии, я понял всю красоту Давида. Нет, тысячу раз неправ Вельфлин, писавший в своем «Классическом искусстве», что скульптура эта «изумительна каждой деталью, поражает упругостью тела, но, говоря откровенно, безобразна». Да, голова у этого юноши, может быть, несколько и великовата, и кисти рук тоже, но сколько в этой мальчишеской несоразмерности красоты, изящества, грации!

У нас почему-то сейчас забыто это слово – грация, грациозность, – но ведь без этого слова просто немыслимо говорить о Микеланджело. В его фигурах – и в скульптуре и в живописи – мощь, движение, страсть, мысль; но сколько в их позах, поворотах, изгибах, сколько в них изящества и грации! Я не говорю уже об Адаме, или Рабах Сикстинской капеллы, или о Джулиано и Лоренцо Медичи, но взгляните на мраморных Пленников, предназначавшихся для надгробия папы Юлия II и вы поймете, что не было на земле художника, умевшего показать силу не в силе покоряющей, побеждающей, а в силе могучей, но не грубой, не напряженной, спокойной, хотя слово это как будто, на первый взгляд, и не вяжется с Микеланджело. Таков и Давид. Нет, он не изображен здесь перед боем, как это многие считают. Я никогда не метал камни из пращи и не знаю, как ее держат до и после боя, но, глядя на бесконечно спокойную фигуру Давида, на его слегка задумчивое прекрасное лицо, я не обнаружил в нем ни напряжения бойца, готовящегося к схватке, ни торжества победителя. Если он и победитель, то не ликующий. А может, это и не Давид? Может, это просто юноша, флорентийский юноша XVI века…

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Первое знакомство

НАСТРОЙКИ.

Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо фото. картинка Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. смотреть фото Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. смотреть картинку Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо.

Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо фото. картинка Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. смотреть фото Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. смотреть картинку Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо.

Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо фото. картинка Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. смотреть фото Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. смотреть картинку Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо.

Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо фото. картинка Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. смотреть фото Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. смотреть картинку Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо фото. картинка Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. смотреть фото Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо. смотреть картинку Теоретически считается что прежде чем пойти в музей необходимо.

Виктор Платонович Некрасов

Первое знакомство

В одно прекрасное солнечное утро, в последних числах апреля 1957 года, трое полицейских, несших службу на набережной Сены в районе дворца Шайо, обратили внимание на подозрительного субъекта, который, прохаживаясь вдоль устоев моста Иена, время от времени приседал на корточки и что-то фотографировал.

Полицейские окликнули его. Он не расслышал (или сделал вид, что не слышит), застегнул футляр фотоаппарата и быстро, через одну ступеньку, взбежал по каменной лестнице.

Старший из полицейских сделал знак своим товарищам и устремился за ним. Только у входа на мост ему удалось задержать незнакомца.

– Почему вы не откликаетесь, когда вас зовут?

Полицейский повторил свой вопрос.

– Я не расслышал, – ответил незнакомец на плохом французском языке.

– Но я достаточно громко крикнул.

– Я не расслышал, – повторил незнакомец.

Незнакомец полез в боковой карман. К этому времени подошли двое других полицейских. Начало не предвещало ничего хорошего. В руках полицейских болтались дубинки, взгляд их был строг и неумолим. Прохожие стали оборачиваться.

Но, увы, любителей поглазеть на уличные происшествия вскоре постигло разочарование. Подозрительному субъекту не скрутили за спину руки, не надели на них наручников, не отвезли его в черной машине в полицию, в вечерних газетах не появилось ни одной заметки о поимке шпиона.

Все кончилось идиллией. Трое полицейских, расправив плечи, выстроились в ряд, а иностранец, отойдя на несколько шагов, запечатлел их на пленке своей «экзакты».

В тот же вечер иностранец был уже в Москве, а еще через несколько дней показывал друзьям и знакомым свеженапечатанную фотографию троих парижских «ажанов» на фоне Эйфелевой башни.

Вся эта столь многообещающе начавшаяся история произошла со мной весной прошлого года в Париже, за два часа до вылета самолета на Прагу, – иными словами, как раз в тот момент, когда меньше всего хочется быть задержанным полицией. История, как уже знает читатель, закончилась весьма мирно, но начать свой рассказ я решил именно с нее. Во-первых, чего греха таить, хочется сразу же заинтересовать читателя, столкнув его с полицейскими, да еще парижскими, да еще кого-то задерживающими; во-вторых, очень уж не хочется начинать с традиционного самолета, отрывающегося от взлетной дорожки Внуковского аэродрома; и в-третьих, наконец, потому, что столь миролюбивым окончанием этого происшествия я обязан в первую очередь маленькой книжечке с золотым гербом на обложке.

Книжечка эта, тоненькая и, кстати, вовсе не красная, а синяя, действительно обладала какой-то магической силой. (И хотя об этом писалось и говорилось бесчисленное количество раз, я совершенно сознательно иду на риск быть обвиненным в повторении уже известных истин.) В Италии она открывала нам двери закрытых музеев, раза в два убыстряла и без того быстрое обслуживание в тратториях, рождала улыбки на обычно хмурых лицах привратниц и швейцаров – самой, пожалуй, неприветливой и подозрительной категории людей, с которыми нам приходилось встречаться.

Только потом уже, прощаясь, милый, старый, словоохотливый Винченцо, смущаясь и не глядя в глаза, раскрыл мне тайну. Жена приняла меня за «еттаторе». Я понял: тут ничего уже не поделаешь. «Еттаторе» – это человек с дурным глазом, человек, приносящий несчастье, с ним ни при каких обстоятельствах нельзя иметь никакого дела. «Ну, что с ней поделаешь? Уперлась, и все…»

Впрочем, как потом выяснилось, супруга нашего милого Винченцо, отказавшись фотографироваться, ничего не потеряла; аппарат мой в тот день испортился, и все тридцать шесть снимков я снял на один кадр. Уж не сама ли старуха была «еттаторе»?

– Красивый, – любезно сказал он и одновременно профессиональным взглядом оглядел меня с ног до головы. – Из Москвы?

Источник

Образцы тестов по русскому языку

Московский государственный областной университет

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Программы вступительных экзаменов

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Содержание вступительных испытаний определяется программами, составленными в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам средних учебных заведений.

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Фонетика

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки, Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме. Слог, ударение.

Лексика

Понятие о слове. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы, антонимы.

Общеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Заимствованная лексика.

Понятие об устойчивых сочетаниях слов (фразеологических оборотах).

Состав слова. Словообразование.

Морфемный состав слова. Основа и окончание. Корень, приставка, суффикс. Чередование гласных и согласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буква э. Разделительные ъ и ь. Буквы е и о после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Правописание приставок пре— и при-. Буквы з и с на конце приставок.

Употребление прописных букв.

Способы словообразования в русском языке.

Сложные и сложносокращенные слова и их правописание.

Морфология и орфография

Имя существительное и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, падеж. Типы склонения. Правописание окончаний и суффиксов существительных.

Имя прилагательное и его грамматические признаки. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Полные и краткие формы имен прилагательных. Степени сравнения. Особенности склонения прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Правописание окончаний и суффиксов прилагательных.

Имя числительное и его грамматические признаки. Количественные и порядковые числительные. Особенности склонения числительных. Правописание имен числительных.

Местоимение. Особенности местоимений как части речи. Разряды местоимений. Склонение местоимений и их правописание.

Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Переходные и непереходные глаголы. Виды глаголов. Наклонение, время, лицо и число глагола. Спряжение глаголов. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.

Причастия, их образование и правописание. Правописание н и нн в причастиях и прилагательных. Образование и правописание деепричастий.

Наречие. Значение наречий. Слитное, раздельное и дефисное правописание наречий.

Предлог и его признаки. Правописание предлогов.

Союз и его признаки. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.

Частицы, их употребление в речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Частицы не и ни, их правописание с различными частями речи.

Междометие. Знаки препинания при междометиях.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и его типы. Подчинительные связи слов: согласование, управление и примыкание.

Предложение. Типы простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные). Главные и второстепенные члены предложения (подлежащее, простое и составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство) и способы их выражения. Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения и обобщающих словах. Обособленные члены предложения и знаки препинания при них. Приложения, их обособление. Обращения, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Пунктуация в сложных предложениях при сочетании союзов.

Бессоюзные предложения и знаки препинания в них.

Сложные предложения с сочинением и подчинением.

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

На собеседовании по литературе абитуриент должен показать знание русской литературе, в частности:

а) знание указанных ниже произведений русской литературы, понимание их идейного содержания, их художественного, исторического и общественного значения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи;

б) понимание идейного богатства, высоких художественных достоинств русской литературы и ее мирового значения;

в) умение анализировать каждое художественное произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов, а также в единстве содержания и формы.

При анализе конкретного литературно-художественного произведения абитуриенту необходимо знать:

1) историю создания (уметь показать связь с эпохой или библиографическими вехами в жизни автора), тему, проблему, идею, авторскую позицию и способы ее выражения в произведении (роль заглавия, эпиграфов, в драматическом произведении – ремарок);

2) идейную направленность и эмоциональный пафос произведения;

3) жанровое своеобразие;

4) роль автора в художественном произведении;

5) систему основных художественных образов, центральные и второстепенные, внесценические (в драматическом произведении) персонажи;

6) роль пейзажа, портрета, диалогов и монологов персонажей, интерьера, художественной детали, речевой характеристики, обстановки действия, приемов психологического анализа, действий и поступков героев произведения;

7) речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения);

8) понятие лирического героя;

9) композицию, сюжет и фабулу, конфликт, внесюжетные элементы (лирические, философские, публицистические отступления, вставные эпизоды в произведении);

10) место произведения в творчестве писателя, а также в истории русской и мировой литературы;

11) актуальность данного произведения для современности.

По теории литературыот экзаменующегося требуются следующие знания:

1) связь мировоззрения и творчества писателя;

2) понятие о художественном методе и литературном направлении (классицизм, романтизм, реализм);

3) образ, литературный тип, лирический герой;

4) тема, идея, композиция, конфликт, сюжет произведения;

5) основные роды художественных произведений (эпос, лирика, драма) и главные их жанры;

7) эпитеты, метафоры, сравнения, антитеза, гипербола;

8) основные стихотворные размеры.

Литературные произведения

«Слово о полку Игореве».

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина» (одна повесть по выбору), «К морю», «Вольность», «К Чаадаеву», «Арион», «Во глубине сибирских руд», «Анчар», «Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный. », «Я вас любил. », «На холмах Грузии. », «Зимнее утро», «Я вас любил…», «Поэт», «Когда за городом задумчив я брожу», «Два чувства дивно близки нам. », «Бородинская годовщина», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор. »), «Осень», «Вновь я посетил» и др. по выбору абитуриента.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Лирика: «Смерть поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал. »), «Бородино», «Дума», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Как часто пестрою толпою окружен. », «Парус», «Выхожу один я на дорогу. », «Молитва». («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Пророк», «Желание», «На севере диком. », «Узник», «Пленный рыцарь», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Я не унижусь пред тобою. ».

Н.В.Гоголь.«Ревизор», «Мертвые души», одна из повестей (по выбору).

В.Г.Белинский.«Сочинения Александра Пушкина» (статья 8,9 – в сокращении); «Герой нашего времени», «Сочинения М.Лермонтова» (в сокращении).

А.Н.Островский.«Гроза», «Бесприданница».

Н.А.Добролюбов. «Луч света в темном царстве».

И.А.Гончаров.«Обломов».

И.С.Тургенев.«Отцы и дети», «Ася», «Русский язык» (стихотворение в прозе).

Ф.И.Тютчев.«О, как убийственно мы любим. », «Умом Россию не понять. », «Silentium!», «Весенние воды», «О, как убийственно мы любим…», «О чем ты воешь, ветр ночной», «Я очи знал – о, эти ночи…», «Не то, что мните вы, природа. », «Есть в осени первоначальной…», «Эти бедные селенья. », «Нам не дано предугадать. », «Я встретил вас…» и другие по выбору абитуриента.

Н.А.Некрасов.«Кому на Руси жить хорошо». Лирика: «В дороге», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «На Волге», «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «Школьник», «Крестьянские дети», «Вчерашний день в часу шестом», «Памяти Добролюбова», «Умру я скоро…», «О, письма женщины, нам милой», «Зине».

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки (2 – 3 по выбору).

Л.Н.Толстой.«Война и мир», «После бала».

Ф.М.Достоевский.«Преступление и наказание»,

А.П.Чехов.«Вишневый сад», «Ионыч», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Душечка», «Крыжовник», «Дама с собачкой».

А.М.Горький.«Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Челкаш», «На дне», один из романов – по выбору.

И.А.Бунин. 1 –2 произведения (по выбору).

А.И.Куприн.«Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» (одно из произведений по выбору).

Поэзия «серебряного века»: стихи И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, Н. Гумилева, М. Цветаевой, А,Ахматовой, Ф. Сологуба, В. Хлебникова (творчество одного из поэтов по выбору).

С.А.Есенин.«Береза», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных. », «О красном вечере задумалась дорога. », «Поет зима – аукает», «Мир таинственный, мир мой древний», «Неуютная жидкая лунность. », «Письмо женщине», «отговорила роща золотая…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Я иду долиной…» «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь Советская», «Каждый труд благослови, удача. », «Не жалею, не зову, не плачу. », «Выткался на озере алый свет зари. », »Я последний поэт деревни. », «Письмо матери. », «Я иду долиной. », «Мы теперь уходим понемногу. », «Анна Снегина».

В.В.Маяковский.«Облако в штанах», «Послушайте!», «Нате!», «Мама и убитый немцами вечер», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Необычайное приключение», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Юбилейное», «Во весь голос», «Письмо Татьяне Яковлевой».

М.А.Булгаков.«Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» (по выбору абитуриента).

М.А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору абитуриента).

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин», «Я убит подо Ржевом. », «В тот день, когда окончилась война. », «Спасибо, моя родная. », «Собратьям по перу», «Памяти матери», «Не стареет твоя красота», «Вся суть в одном-единственном завете. », «Я знаю, никакой моей вины. ».

Великая Отечественная война в литературе 40-х гг. и последующих лет (К. Симонов, К. Паустовский, В. Кондратьев, Б. Васильев и другие (по выбору абитуриента).

Основные темы и проблемы литературы второй половины ХХ в.: тема труда; человек и природа; осмысление исторического прошлого нашей страны; тема детей и подростков, учителя, современной школы; нравственные проблемы (на материале произведений В. Астафьева, В.Белова, А. Вампилова, А. Вознесенского, Ф. Искандера, Б. Окуджавы, В. Распутина, Н. Рубцова, Ю. Трифонова, Ч.Айтматова, В. Шукшина и др. –по выбору абитуриента).

Образцы тестов по русскому языку

ЧАСТЬ I

1. Вкаком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бантЫ 2) тортЫ 3) шарфЫ 4) прибЫвший

2. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) донельзя 2) досуха 3) красивее 4) исключит

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) неисс…каемый, просл…влять, с…нтаксический

2) ан…логия, г…рмония, р…скошный

3) к…снуться, ок…нчание. ост…влять

4) согл…шение, об…зательный, к…нтинент

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ампл…туда, ан. малист. ам. тист

2) больш…нство, бр…ллиант, реаб. л…тация

3) г. потеза, д…алект, д. фицит

4) дел. катес, д. ректива, диз. нтерия

5. Укажите ряд, в котором во всех словах допущены ошибки.

1) адменестрация, архепелаг, аномалия

2) бетон, бедон, баталист

3) венигрет, ветчена, ветиран

4) генеальный, горизонт, грамада

6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

1) мет. ор, им. тация, импресс. онизм

2) арх…тектор, верн. саж, гал. рея

3) ан. малист, мар. нист, с. луэт

4) гриф. ль, р…сунок, ж. вописец

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) р…п. ртуар, сув. р. нитет, св. репый

2) д. летант, пр. т. ндент, сув. нир

3) велос…пед, проц…дура, ц. р..мония

4) д. л. гат, мин. рал, т. мп. рамент

1) ам. ральный, адв. кат, б. хрома

2) ант. логия, г. ризонт, к. морка

3) алг. ритм, б. кал, п. родия

4) ви…лончель, об. няние, т…рпеда

9. В каком ряду во всех словах пишется буква Ы?

1) под…тожить, пред…дущий, вз. мать

2) небез…звестный, об…скать, дез. нформация

3) под…грать, пред…стория, с. знова

4) пред…нфарктный, роз. грыш, сверх…нтересный

10. В каком ряду во всех словах пишется приставка ПРЕ-?

1) пр…вратиться, пр. взойти, пр…щемить

2) пр. обладать, пр. одолеть, пр. чёска

3) пр…секающий, пр. терпевающий, пр. небрежение

4) пр. образить, пр…поднести, пр…охотиться

11. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) в дальн. м зарубежь. ; о цветущ. й черешн…; о правящ. й парти.

2) к зимн. й свадьб…; о выдающ. мся художник. ; о начавш. йся экскурси…

3) в проехавш. м автобус. ; в утренн…м туман. ; на побледневш…й кож.

4) о древн. м племен…; о лежавш…й картин. ; в бескрайн…м простор…

12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё?

1) прожж…нный, искаж. нный, обж…ра

2) ш…пот, ш. рты, девч. нка

3) деш. вый, сгущ…нка, реш…тка

4) ж. лудь, тренаж. р, книж…нка

13. В каком ряду в обоих словах пропущена буква У?

1) меч. щийся, (они) перетащ. т

2) блещ…щий, (они) полощ. т

3) брызж. щий, (они) наточ..т

4) слыш…щий, (они) ищ. т

14. В каком варианте верно указаны слова, в которых пропущена буква Я?

3) наде. вшийся на удачу

4) готов. щийся завтрак

1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 4; 3) 1, 2, 3, 4;4) 2, 3, 4

15. В каком ряду во всех словах пропущена одна буква М?

1) и…итация, ко. иссия, эпигра. а

2) и…игрант, ко. итет, ме. уары

3) гри…аса, гри…ёр, ко. ический

4) диле…а, ко. юнике, э. играция

16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишутся две буквы Р?

1) ба. икада, ко. ида, пе. очинный

2) ко…еспондент, ко. идор, те. ариум

3) ко…озия, те…аса, те. итория

4) по. ажение, су..огат, те…орист

17. Отметьте ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется мягкий знак.

1) поб…ёмся, об. ездить, ад…ютант

2) вороб…и, компан. он, сверх. естественный

3) лос. он, с. ёжиться, спряч. тесь

4) воз. мите, отреж. съеш…

18. В каком слове (каких словах) пишется одна буква Н?

Б. Хорошо точе…ые ножи

Г. Всё хорошо обоснова…о

1) А, Б 2) Б 3) В, Г 4) Г

19. Раскройте скобки. В каком ряду все слова в данных словосочетаниях пишутся раздельно?

1) (пол) чайной ложки; (слабо) зелёный; (язык) коми

2) (быстро) растворимый; (рабски) преданный; (жизненно) важный

3) (абсолютно) необходимый; (по-детски) наивный; (сравнительно) короткий

4) (обильно) иллюстрируемый; (северно) русский; (стиль) модерн

20. Раскройте скобки. В каком ряду все слова пишутся одинаково (слитно, раздельно или через дефис)?

1) (не) (в) меру; (не) впрок; (не) (в) серьёз

2) (не) (по) карману; (на) ощупь; (на) перечёт

3) мало (помалу); точь (в) точь; крест (на) крест

4) взять (на) прокат; (на) перерез, (на) обум

21. В каком ряду расположены все слова, написание которых зависит от контекста?

1) что(бы); прим(е,и)рять, м(е,и)ровоззрение

2) ст(а,о)рожил, (на)конец, ра(з,с)чёска

3) в течени(е,и), (на)счёт, пр(е,и)лестный

4) (по) прежнему, (за)то, ч(а,и)стота

22. На месте каких цифр в предложении пишется НЕ?

Я (1) мог (2)сколько раз (3) улыбнуться, хотя (4) понял (5) слова из этого странного письма.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) с пятьюстами рублями

2) надсмехается над ними

24. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Созерцая прекрасное,

1) вспоминается «Сикстинская мадонна» Рафаэля

2) художнику удаётся открыть новые черты действительности

3) возникает тревога, предшествующая внутреннему очищению

4) становится радостно на душе

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 80-е годы 19 века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4

26. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

27. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Теоретически считается (1) что (2) прежде чем (3) пойти в музей (4) необходимо подготовиться к этому: почитать книги (5) ознакомиться с художниками.

28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Глядя на бесконечно спокойную фигуру микеланджеловского Давида (1) на его (2) слегка задумчивое (3) прекрасное лицо (4) я не обнаружил в нём (5) ни напряжения бойца (6) готовящегося к схватке (7) ни торжества победителя.

29. Какой знак нужно поставить в данном предложении на месте скобок?

Импрессионисты внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни ( ) они стали изображать мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, неожиданные ракурсы фигур.

1) точка с запятой 2) тире 3) запятая 4) двоеточие

30. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

1) Шахматы – игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью».

2) Русский писатель Борис Зайцев, который был тонким ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника.

3) Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчёта, силу выдержки.

4) Эта игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист.

ЧАСТЬ II. Прочитайте текст и расставьте знаки препинания.

Первая лекция

Полю знобило от волнения несмотря на ее темно-синий свитерок связанный матерью перед отъездом. По затоптанной лестнице она поднялась на третий этаж и через казарменный коридор несколько неопрятный из-за множества расклеенных уведомлений на стенах вместе со всеми вошла в аудиторию.

Все было забито до отказа кроме новичков со всех факультетов сюда в этот день приходили также студенты-старшекурсники. Мест не хватало и Поле пришлось усесться наверху под потолком исчерканным карандашными записями.

Ее соседка высокая загорелая девушка по-видимому ее ровесница поделилась с ней восторженным воспоминанием о такой же лекции прошлого года когда по ее словам стены здания как будто раздвинулись и дремучий брусничный бор живо представился слушателям.

Попривыкнув Поля огляделась. Впереди далеко внизу стоял бедный залитый чернилами стол дальше на стене теснились портреты бородатых патриархов отечественной лесной науки.

Гул голосов схлынул и за столом появился подвижный небольшого роста старик с проседью в висках. Он начал говорить с непривычной для официального места образностью избегая цифр способных затруднить неподготовленное внимание новичков. Изредка он умолкал опираясь кулаками в стол и как бы выискивая возможных оппонентов. Какая-то сближающая искренность возрастала по мере углубления в тему и никто не заметил когда и как лекция превратилась в безыскусственный разговор старого лесника с будущими товарищами по профессии.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ

Абитуриенту предлагается тест, состоящий из 2 частей. Первая часть содержит 30 вопросов. За каждый вопрос – 2 балла.

За правильно выполненное тестовое задание (часть 1) абитуриент получает 60 баллов.

Вторая часть содержит текст, в котором нужно правильно расставить знаки препинания. За правильно выполненное задание абитуриент получает 40 баллов. 1-2 ошибки: 30 баллов; 3-4 ошибки: 20 баллов; 5 ошибок – 10 баллов; более 5 ошибок – 0 баллов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *