Теппинг тест это что
Школа современных психотехнологий
Протокол исследования
Промежуток
времени работы
(ВС)
Количество проставленных точек
Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке, Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д.
Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100%:
Типы динамики максимального темпа движений
Графики:·
А — выпуклого типа;·
Б — ровного типа,
В — промежуточного и вогнутого типов,·
Г — нисходящего типа.·
Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.
Чем выше КСНС, тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее. Исходя из значения КСНС можно осуществлять интерпретацию результатов по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы 10 с учетом знака по следующей таблице
Коэффициент
подвижности НС
Диагноз
Баллы
Разряд
Классификация типов высшей нервной деятельности
И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) силу процессов возбуждения и торможения;
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
3) подвижность процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойство — слабость нервных процессов — характеризует неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.
Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесие не наблюдается: преобладает процесс торможения или возбуждения.
Подвижность нервных процессов — это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.
Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определениям типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент; 2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И.П. Павлову — флегматический темперамент; 3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент); 4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент). Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не совсем полноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.
Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом.сила нервн. процессов уравновешенность нерв. процессов подвижность нерв. процессов темпераментсильный уравновешенный подвижный сангвиниксильный уравновешенный инертный флегматиксильный неуравновешенный подвижный холерикслабый неуравновешенный подвижный или инертный меланхолик
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е. П. Ильина)
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е. П. Ильина)
Тест обычно используется в комплексе с другими, измеряющими равноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности.
Цель: определение свойств нервной системы.
Оборудование: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283 мм), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.
Описание. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Тестирование осуществляется индивидуально, занимает не менее 2 мин.
Инструкция. По сигналу экспериментатора вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 с необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 с дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 с работы в шестом квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
Обработка результатов включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.
Интерпретация результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
1. Выпуклый тип. Темп нарастает до максимального в первые 10–15 с работы; впоследствии, к 25–30 с, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.
2. Ровный тип. Максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.
3. Нисходящий тип. Максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.
Графики:
а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – промежуточного и вогнутого типов; г – нисходящего типа; горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 с.
4. Промежуточный тип. Темп работы снижается после первых 10–15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система.
5. Вогнутый тип. Первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со среднеслабой нервной системой.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Раздел 1 Проблемы психического проявления основных свойств нервной системы
Раздел 1 Проблемы психического проявления основных свойств нервной системы 1.1. Проблема развития дифференциальной психофизиологииПредметом дифференциальной психофизиологии являются индивидуально-психологические различия между людьми, различия, в основе которых
Методика определения свойств личности [18]
Методика определения свойств личности [18] Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение свойств личности (замкнутость – общительность, интеллект, сдержанность – экспрессивность, подтвержденность чувствам – высокая нормативность поведения,
Глава 5 Характеристика отдельных свойств нервной системы
Глава 5 Характеристика отдельных свойств нервной системы 5.1. Сила нервной системыПонятие о свойстве силы нервной системы выдвинуто И. П. Павловым в 1922 г. При изучении условно-рефлекторной деятельности у животных было выявлено, что чем больше интенсивность раздражителя
Глава 6 Методические вопросы изучения свойств нервной системы
Глава 6 Методические вопросы изучения свойств нервной системы 6.1. «Произвольные» и «непроизвольные» методики изучения свойств нервной системыСчиталось, что метод изучения свойств нервной системы с помощью условных рефлексов имеет то несомненное преимущество, что
7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы
7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы Со времен И. П. Павлова, использовавшего только один метод диагностики свойств нервной системы – условно-рефлекторный, многое изменилось. На смену старым «классическим» методикам,
Методика Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства»
Методика Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства» Методика проверена на надежность и валидность в диссертации Нгуен Ки Тыонга (2000) и представляет из себя опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю
К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы[9]. Б. М. Теплов Сила и подвижность являются свойствами нервной системы, а не свойствами личности. Это значит, что при сильной (или слабой), подвижной (или инертной) нервной системе могут в ходе
Экспресс-тест «Ценностные ориентации родителей»
Экспресс-тест «Ценностные ориентации родителей» Отметьте 7 высказываний, которые кажутся вам наиболее справедливыми: Большинство А – в качестве стратегии жизни вы выбрали финансовое благополучие.Большинство Б – в качестве стратегии жизни вы выбрали эмоциональное
Развитие нервной системы у животных
Развитие нервной системы у животных Функции проведения раздражения и интеграции поведения в ходе эволюции откладываются у организмов в самой их структуре.Нервная система появляется впервые у кишечнополостных. В своем развитии она проходит несколько этапов, или
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,
Методика диагностики личности
Методика диагностики личности К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,
Кинематометрическая методика исследования внутреннего баланса (потребности в активности) Е. П. Ильина (графический вариант)
Кинематометрическая методика исследования внутреннего баланса (потребности в активности) Е. П. Ильина (графический вариант) Инструкция1. Испытуемому дается задание начертить на миллиметровке с закрытыми глазами маленькую прямую линию (15-25 мм).2. Затем он чертит линию,
Свойства нервной системы
Свойства нервной системы Выдающийся русский физиолог XIX века И. М. Сеченов писал: «Человечество в бессилии остановилось перед загадкой головного мозга». Разгадать ее пытались ученые и на протяжении XX века, но этот серый кусочек материи хранит еще много тайн. При внешней
О рефлекторной деятельности нервной системы
О рефлекторной деятельности нервной системы Число рефлексов, сложность их и энергия в действиях ребенка увеличиваются именно потому, что мозговые полушария, требующие сна, действуют слабо в задерживании рефлексов.Связь рефлексов точно так же, как и самый рефлекс, может
Методика проведения теппинг-теста
2. Пронумеровать квадраты, как показано на рисунке:
3. При выполнении теста квадраты заполнять в порядке, пронумерованном цифрами от 1 к 6.
4. При выполнении теста не облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.
5. На заполнение каждого квадрата отводится по 5 секунд.
Методика выполнения теппинг-теста: сесть перед расчерченным листом бумаги. По команде учителя надо будет начать стучать карандашом по квадратам в указанном порядке от 1 до 6, заполняя каждый квадрат просто точками. При этом нельзя облокачиваться на стол, рука должна быть на весу. Переходить к следующему квадрату можно только по команде «Дальше». Начинать работу (стучать) необходимо по команде «Начали!». На каждый квадрат отводится по пять секунд, а потом, по команде «Дальше!» переходить к следующему квадрату. Ваша задача поставить в квадрате как можно больше точек.
После теста подсчитайте количество точек в каждом квадрате и запишите. Затем подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).
Оценка работоспособности по предложенному тесту:
Для удобства оценки проведенного теста напротив номера каждого квадрата отметьте то количество точек, которое в нем поставлено.
Полученные результаты могут быть условно разделены на 5 типов, характеризующих различные варианты работоспособности:
1. Сильный тип. Темп (количество точек) нарастает от 1 квадрата ко 2 и/или 3, а затем постепенно снижается.
2. Средний тип. Максимальный темп сохраняется некоторое время без изменений, не увеличиваясь и не уменьшаясь, а затем постепенно снижается.
3. Средне-слабый тип. Темп снижается уже после 10 секунд и остается сниженным в течение всей работы. Однако разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая).
4. Слабый тип. Максимальный темп снижается практически сразу с момента деятельности и остается сниженным до конца работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек.
Обработка результатов по общему количеству точек в квадратах для детей 12—15 лет
24 точки и меньше — медленный темп работы.
25-30 точек — нормальный средний темп работы.
30 точек и больше — ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Этот тест используют в игровых видах спорта, акробатике, фехтовании.
Симптомы расстройства пищевого поведения
Согласно статистическим данным, заболевание чаще всего начинается в возрастном диапазоне 15-25 лет. Женский пол является фактором риска. Проявления могут быть разнообразны, выделяют следующие симптомы булимии:
Общий психологический портрет пациента с расстройством пищевого поведения не имеет четких критериев. У каждого человека нервная булимия протекает по-своему, поэтому симптомы оценивают комплексно.
Характерный признак – длительное сокрытие, маскирование или отрицание заболевания.
Ф. И. О. оцениваемого | __________________________________________________ |
Возраст (полных лет) | __________________________________________________ |
Должность | __________________________________________________ |
Подразделение | __________________________________________________ |
Дата заполнения | __________________________________________________ |
Инструкция
Перед вами 56 вопросов. Выберите для каждого из пяти вариантов ответа наиболее для вас подходящий. Обведите ответ.
Тестовое задание
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Быстро ли у вас утомляются глаза при чтении на слабом свете? | а. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно |
2 | Часто ли вы расстраиваетесь в связи с какими-либо трудностями или неудачами в работе? | a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко |
3 | Часто ли отвлекается ваше внимание во время длительной работы в спокойной обстановке? | a. очень редко; b. редко; c. средне; d. часто; e. очень часто |
4 | Вы склонны работать по преимуществу тщательно или небрежно? | a. очень тщательно; b. тщательно; c. средне; d. небрежно; e. очень небрежно |
5 | Быстро ли вы можете сосредоточить внимание, начиная работу? | a. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно |
6 | Удается ли вам сосредоточенно работать в условиях напряженной, ответственной ситуации? | a. всегда; b. часто; c. когда как; d. редко; e. никогда |
7 | Насколько энергично и напористо вы склонны выполнять работу? | a. очень энергично; b. энергично; c. средне; d. недостаточно энергично; e. вяло |
8 | Хорошо ли вы улавливаете слабые источники света? | a. очень хорошо; b. хорошо; c. средне; d. плохо; e. очень плохо |
9 | Легко или трудно Вас рассердить? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно |
10 | Нравится или не нравится вам обычно обилие дел? | a. очень нравится; b. нравится; c. средне; d. часто; e. очень часто |
11 | Часто ли у вас резко притупляется внимание к концу лекционного часа, часа работы? | a. очень редко; b. редко; c. иногда; d. часто; e. очень часто |
12 | Склонны ли вы совершать необдуманные поступки? | a. очень редко; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. очень часто |
13 | Любите ли вы сильные ощущения (опасные виды спорта, азартные игры и т. д.)? | a. очень люблю; b. люблю; c. не интересуюсь; d. не люблю; e. очень не люблю |
14 | Быстро ли вы можете переключиться с одного занятия на другое? | a. сразу же; b. после небольшой паузы; c. средне; d. после большой паузы; e. после очень большой паузы |
15 | Легко ли вы улавливаете слабые звуки (шорохи в лесу, шум высоко пролетающего самолета и т. п.)? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. с трудом; e. очень плохо |
16 | Стремитесь ли вы переделывать или совершенствовать свою работу? | a. без конца; b. много раз; c. умеренно; d. избегаю переделывать; e. совсем не склонен |
17 | Страдаете ли вы от бессонницы? | a. никогда; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. постоянно |
18 | Вызывают ли у вас радостное возбуждение большие дозы возбуждающих напитков (кофе, чай, пиво, алкогольные напитки)? | a. всегда; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда |
19 | Требуется ли вам «раскачка», чтобы полностью включиться в новую деятельность? | a. очень редко; b. редко; c. иногда; d. часто; e. всегда |
20 | Допускаете ли вы описки или другие случайные ошибки в работе? | a. очень мало; b. мало; c. средне; d. много; e. очень много |
21 | Часто ли вы склонны браться за дополнительную и необязательную работу? | a. очень часто; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда |
22 | Бурно ли вы обнаруживаете свои переживания в связи с ходом работы? | a. очень бурно; b. бурно; c. средне; d. слабо; e. никак |
23 | Вызывают ли у вас малые дозы возбуждающих напитков (кофе, чай, пиво, алкоголь) изменение тонуса? | a. радостное возбуждение; b. бодрое состояние; c. не действуют; d. вызывают легкую расслабленность; e. вызывают сонливость |
24 | Часто ли вы увлекаетесь новыми делами? | a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко |
25 | Часто ли у вас бывают, без особых на то причин, неожиданные переходы от радостного настроения к грусти и наоборот? | a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко |
26 | Насколько длительны ваши переживания в связи с трудностями и неудачами в работе по сравнению с окружающими людьми? | a. гораздо менее длительны; b. менее длительны; c. такие же; d. более длительны; e. гораздо более длительны |
27 | Быстро ли вы засыпаете? | a. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно |
28 | Легко или трудно вам сохранять спокойствие в возбуждающей компании? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно |
29 | Легко ли вам удается выдерживать болевые раздражения? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно |
30 | Часто ли вы не доводите начатое дело до конца из-за возникших трудностей? | a. очень редко; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. очень часто |
31 | Насколько вы инициативны в работе по сравнению с окружающими людьми? | a. гораздо больше других; b. больше других; c. средне; d. меньше других; e. гораздо меньше других |
32 | Просыпаетесь ли вы, если возникает слабый шум, негромкие звуки? | a. всегда; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда |
33 | Отличает ли вас застенчивость? | a. не свойственна; b. в малой степени; c. средне; d. в высокой степени; e. в очень высокой степени |
34 | Свойственна ли вам нетерпеливость? | a. не свойственна; b. в малой степени; c. средне; d. в высокой степени; e. в очень высокой степени |
35 | Быстрее или медленнее вам удается выучить то, что нужно, по сравнению с другими людьми? | a. гораздо быстрее других; b. быстрее других; c. средне; d. медленнее других; e. гораздо медленнее других |
36 | Обычна ли для вас систематичность, равномерность в работе? | a. всегда; b. часто; c. иногда; d. редко; e. никогда |
37 | Бывает ли, что на мелкие неприятности вы реагируете сильнее, чем на крупные? | a. очень часто; b. часто; c. иногда; d. редко; e. очень редко |
38 | Часто ли вы беретесь за работу, не рассчитав своих сил? | a. очень часто; b. часто; c. иногда; d. редко; e. очень редко |
39 | Доставляет ли вам удовольствие или неудовольствие включение в работу, которая требует быстрых действий? | a. большое удовольствие; b. некоторое удовольствие; c. безразлично; d. неприятно; e. очень неприятно |
40 | Быстро ли вы отключаетесь от мыслей о работе, прервав или закончив ее? | a. очень быстро; b. быстро; c. средне; d. медленно; e. очень медленно |
41 | Свойственна ли вам нетерпеливость при длительном объяснении непонятливому слушателю? | a. в очень большой степени; b. в большой степени; c. средне; d. в малой степени; e. в очень малой степени |
42 | Часто ли вы теряете присутствие духа в сложной или опасной ситуации? | a. очень редко; b. редко; c. когда как; d. часто; e. очень часто |
43 | Насколько вы упорны в достижении своих целей по сравнению с окружающими людьми? | a. гораздо больше других; b. больше других; c. средне; d. меньше других; e. гораздо меньше других |
44 | Часто ли у вас возникает сонливость в ходе выполнения работы? | a. очень редко; b. редко; c. иногда; d. часто; e. очень часто |
45 | Бываете ли вы вспыльчивы в своем рабочем коллективе (учебном коллективе) по незначительным поводам? | a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко |
46 | Как хорошо развит ваш слух (насколько тонко вы различаете звуковые оттенки, тона, слабые звуки)? | a. очень хорошо; b. хорошо; c. средне; d. слабо; e. очень слабо |
47 | Вызывают ли у вас слабые дозы возбуждающих средств (кофе, чай, алкоголь) сонливость? | a. никогда; b. редко; c. иногда; d. часто; e. постоянно |
48 | Крепкий ли у вас сон? | a. очень крепкий; b. крепкий; c. средний; d. чуткий; e. очень чуткий |
49 | Легко ли вы в случае надобности отвыкаете от старых привычек (распорядок дня, расположение вещей и т. д.)? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно |
50 | Легко ли вам внушить то или иное отношение к окружающему? | a. очень легко; b. легко; c. средне; d. трудно; e. очень трудно |
51 | Быстро ли вы утомляетесь от однообразной умственной работы? | a. очень долго не утомляюсь; b. долго не утомляюсь; c. средне; d. быстро утомляюсь; e. очень быстро утомляюсь |
52 | Нравится ли вам быть лидером в компании? | a. очень нравится; b. нравится; c. средне; d. часто; e. очень часто |
53 | Насколько вы обидчивы по сравнению с окружающими? | a. гораздо больше других; b. больше других; c. средне; d. меньше других; e. гораздо меньше других |
54 | Отмечаете ли вы у себя «пережевывание» (повторение) одних и тех же мыслей? | a. очень редко; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. очень часто |
55 | Часто ли у вас появляется вспыльчивость по серьезным поводам? | a. никогда; b. редко; c. время от времени; d. часто; e. постоянно |
56 | Склонны ли вы к решительным, окончательным действиям? | a. очень часто; b. часто; c. время от времени; d. редко; e. очень редко |
Ключ к методике
Описание теста
Тест оценки свойств нервной системы по семи шкалам предназначен для выявления следующих свойств нервной системы оцениваемого по семи шкалам:
При составлении теста учитывались следующие стороны жизнедеятельности человека и ситуации, в которых типологические свойства нервной системы могут находить свое выражение:
Ключ к тесту
Каждая шкала включает в себя восемь вопросов:
Баллы начисляются по схеме: ответ «а» – 5 баллов, «b» – 4, «c» – 3, «d» – 2, «e» – 1.
Для упрощения подсчета баллов используйте для фиксирования баллов за ответы вспомогательную таблицу: