Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение

Разница между общением и коммуникацией

Общение как понятие по-разному воспринимается психологами, философами, творческими личностями и просто людьми, которые не особо задумываются над содержанием этого понятия, когда говорят друг с другом по телефону или обсуждают с близкими семейные проблемы. В определения смысла терминологически строгого слова коммуникация расхождение мнений не настолько выражено. Многие вообще считают, что коммуникация и общение – одно и то же. Так ли это?

Определение

Общение – многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми.

Коммуникация – совокупность вербальных и невербальных операций, в результате которых происходит обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия.

Сравнение

Важнейшее свойство общения – универсальность, способность объединять все виды человеческих взаимоотношений, которые удовлетворяют потребность в совместной деятельности и дают возможность каждому через взаимопонимание с другими осознавать себя уникальной личностью.

К этим видам относятся, прежде всего, коммуникация, взаимодействие между участниками общения и их непосредственное восприятие друг друга в качестве партнеров, ведущих диалог.

Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение.

Коммуникация как вид общения обладает важнейшими функциями, включающими, кроме речевой деятельности человека, визуальные и тактильные способы восприятия им информации в виде жестов, мимики, позы, интонации.

В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию речи и собеседнику. Он может улыбаться или хмуриться, произносить фразы в ироничном тоне или подчеркивать важность сказанного легким касанием руки партнера, кивать в ответ на услышанное в знак согласия или, наоборот, чуть откидываться, демонстрируя недоверие к чьим-то словам. Вербальный контакт дополняется невербальной информацией, и только в такой форме становится основой общения.

Коммуникация и все ее процессы тесно связаны со знаковыми системами. В них входят алфавит, числовые и другие символы, дорожные знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы. Их использование позволяет устанавливать дистанционное общение, если непосредственный контакт участников невозможен.

Общение как форма межличностных отношений сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными. Если коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией между людьми, то перцептивная регулирует их восприятие друг другом, а интерактивная способствует организации взаимодействия между ними по типу личного, делового или официального общения.

Источник

Общение и коммуникация – что это и отличия

Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение.

Общение и коммуникация являются неотъемлемыми составляющими человеческой природы. Различия между терминами можно понять в полной мере, если привести для каждого из них определения. Общаться человек должен для гармоничного развития, коммуникация же позволяет ему узнавать больше, находясь в обществе. Понятия воспринимаются специалистами в области психологии, философии по-разному. Собственный взгляд на них имеется и у личностей творческих. Именно поэтому важно знать, какие имеются отличия и существуют ли они относительно указанных терминов.

Определение понятий

Общение представляет собой сложный и разноплановый процесс. В нем задействованы несколько видов деятельности человека – речь, интеллектуальные и психические возможности. Все они направлены на то, чтобы установить контакт с другим человеком (или несколькими людьми), укреплять и развивать его.

Коммуникация является совокупностью доступных человеку вербальных и невербальных операций. Результатом становится обмен информацией. Поступает она на уровне взаимодействия между личностями.

Сравнение

Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение.

Пониманию сходства и различий между терминами поможет сравнение. Для продуктивного общения требуется особое свойство – универсальность. Если оно развито у человека, то ему будет легко объединить все доступные ему виды взаимоотношений между людьми, чтобы быть интересным для окружающих, вызывать желание поддерживать беседу. Одновременно с этим каждый из участников общения не перестают осознавать себя уникальными личностями. Коммуникация является одним из видов деятельности, которые можно применить в процессе общения. В результате два собеседника могут вести продуктивный диалог или общаться в составе группы.

Коммуникация, в свою очередь, обладает важнейшими для общения функциями. В состав включены речевые, визуальные и тактильные (прикосновение) способы восприятия информации. Значимыми в этом случае являются такие показатели, как тембр голоса или поза, которую выбрал собеседник. В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию беседы, а также к самому собеседнику. Выражается это не всегда в непосредственной беседе. Человек может улыбаться, смотреть в глаза, хмуриться, произносить фразы с иронией. Все это указывает, какие эмоции испытывает один собеседник по отношению к другому. Позитивный настрой выражается, когда возникает непроизвольное желание дотронуться или приблизиться к человеку. Удаление от собеседника может означать недоверие. Вербальный контакт дополняется получаемой в процессе общения, невербальной информацией. Подобный комплекс является полноценным для процесса взаимодействия между людьми, желающими получить новую информацию, обрести опыт и знания в различных областях деятельности.

Выводы

Общение и коммуникация – процессы, имеющие много общих черт. Они являются знаковыми для каждого человека, стремящегося к расширению круга общения и желающего социализироваться. В коммуникацию включены различные сигналы, позволяющие лучше узнать человека, определить его отношение к собеседнику или обсуждаемой теме.

Общение рассматривается как форма межличностных отношений. Она сочетает коммуникативные функции с интерактивными, что позволяет усилить положительный эффект. Выделяют несколько типов, которые применятся в зависимости от ситуации: деловое, дружеское, личное или официальное. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения человеком новой или интересующей его информации. Функцией общения является установление, а затем и развитие контактов, установившихся между людьми.

Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и применяют в процессе речевую деятельность. Общение сочетает коммуникативные функции с наглядными и более современными — интерактивными. В коммуникации на первый план выходит момент получения информации и ее оценка. Принимается во внимание способ и форма ее подачи. В общении одинаково важны как содержание и тема беседы, так и используемый каждым из участвующих в ней людей, эмоциональный фон.

Источник

Коммуникация и общение

Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение.

Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение.

Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение.

Существуют три позиции специалистов по проблеме соотношения понятий «коммуникация» и «общение».

1. Отождествлении смысла/значения данных понятий ( = коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми).

2. Разграничение понятий «коммуникация» и «общение».

1) общение имеет и практически (материальный), и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных сообщений;

По А.В. Соколову, общение — это одна из форм коммуникационной деятельности.

Г.М. Андреева рассматривает общение как более широкую категорию, чем чем коммуникация и выделяeт в структуре общения три взаимосвязанные стороны:

1) коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение.

Соотношение понятий коммуникация и общение рассматривается в зависимости от того содержания, которое в них вкладывается. Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения; в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации.

Инвариантом большинства определений коммуникации выступает понятие информации или информационного обмена. Общение — это процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер. Именно поэтому в зависимости от трактовки информации мы можем получить различные представления о коммуникации и общении и их соотношении.

Если рассматривать информацию лишь как сведения, которыми обмениваются люди, то необходимо признать более широкий характер понятия «общение», включающего наряду с информационной стороной взаимодействия людей его интерактивную и перцептивную стороны. Однако, если рассматривать информацию как атрибутивное свойство материи, меру ее организации, отражение разнообразия в явлениях живой и неживой природы, то тогда всякое взаимодействие в материальном мире можно описывать в терминах коммуникации. В таком случае понятие коммуникации становится более широким, чем понятие общение.

«Общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким — «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, — «общение».

Литература

1. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. М.:АСТ: Восток-3апад, 2007

2. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.

3. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: СмартБук, 2009.

4. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: 1966.

6. Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. Т. 1., М., 1991.

Источник

Расскрытие понятий «коммуникация» и «общение»

Издавна коммуникация и общение являлись синонимичными понятиями. Однако современные исследователи в области психологии определяют «коммуникацию» лишь одним из компонентов «общения», который носит информационно-смысловой характер.

Как таковое, общение — это сложный процесс, состоящий из трех составляющих:

Общение применяется в качестве инструмента для обмена знаниями, навыками, опытом и т.д. Степень эффективности общения, усваиваемости информации напрямую зависит от глубины задействованных эмоций. Чем они сильнее и ярче, тем сильнее включают в работу память.

Коммуникация, в свою очередь, также состоит из трех составляющих:

Кроме этого, субъекты процесса коммуникации выполняют следующие функции:

Между описанными функциями наблюдается прочная связь.

Сразу несколько исследований указывают на высокую степень различия межличностной и массовой коммуникации. Исследователи сравнивают их по конкретным параметрам, что описано на рисунке 1.

Информационно-коммуникативная функция побуждает участников общения к творчески продуктивному взаимодействию, желанию осознать позиции и мнения друг друга, ведению дискуссий.

Рисунок 1. Межличностная и массовая коммуникация

Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение фото. картинка Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть фото Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение. смотреть картинку Термин коммуникация обладает более широким значением чем общение.

Регулятивно-управляющая функция служит для настройки участников общения на один лад путем их воздействия друг на друга в степени, которая зависит от психологического состояния и свойств каждого из субъектов. Стандартными инструментами для воздействия на другого человека являются: убеждение, внушение, подражание и заражение.

Эмоционально-коммуникативная функция влияет на ход общения путем воздействия на эмоциональное состояние участников коммуникации. Дает возможность как снять напряжение в общении, так и создать раздражительную, негативную атмосферу.

Теория массовой коммуникации

Массовая коммуникация, аналогично межличностной, основывается на следующих уровнях общения:

Выбор инструмента для управления группой должен быть основан, исходя из ее особенностей, которые необходимо фиксировать на каждом из уровней. Для налаживания контакта с аудиторией, стоит применять на практике следующие правила:

Информация, которую желает передать субъект, должна сопровождаться авторской оценкой и доступной мотивацией толкования. Кроме этого, необходимо помнить, что полноценный контакт в общении можно получить только психологически расположив другую сторону к говорящему. Именно так зарождается взаимопонимание.

Психологическими факторами общения являются контекст, культурный фон (язык, традиции, нормы), определяющие форму общения. Непосредственно сам процесс общения и его исход определяются уровнями общения: макросоциальный — общезначимые формы; микросомальный — чет текущей обстановки разговора (интервью, заседание суда и т.д.). Человек, как социальное существо, испытывает симпатию и интерес субъектам, которые схожи с ним по какому-то из признаков — происхождению, социальному положению, позициям в тех или иных ситуациях. Каждый разговор побуждается с каким-то мотивом, будь он осознанным или нет. Им может быть желание самовыразиться, узнать партнера, проявить ум, ведение беседы с объектом обожания, восстановление справедливости, вмешательство в ситуацию и т.д. Очень часто мотивом начала разговора выступает желание привлечь к себе внимание, популярность. Коммуникатор заботится о поддержании мотива общения.

По заявлениям исследователей в области психологии, индивидуум старается удовлетворять свои потребности по мере важности. Таким образом, на первом месте будут естественные потребности (еда, воздух, сон), далее потребность комфорта и безопасности, социальная реализованность и самоутверждение.

В рекламе, например, иерархию мотивов можно представить в общем виде:

Также часто используются в рекламных кампаниях следующие глубинные мотивы:

Стоит учитывать то, что мотивы, как таковые, имеют неоднозначный характер: одни выражают боль, другие — радость. В общении с массами важно избавиться от предубеждения, чтобы обрести мотивацию. Именно благодаря ней коммуникатор сможет успешно достигать цели общения. Главным мотиватором журналиста должна быть серьезность его намерений.

Журналист может манипулировать препятствующими факторами и контактом с собеседником, если он разбирается в психологической составляющей общения. Преследуя свои цели, журналист может легко менять предрасположенность к себе, совершая те или иные действия.

Предрасположенность к человеку основывается на прошлом опыте общения, оценке действия коммуникатора, сходство взглядов и суждений. Оно управляет выстраиванием взаимоотношений общающихся. В процессе общения полученные в прошлом навыки собираются в конкретный поведенческий шаблон, который корректируется в зависимости от социальной группы. Это помогает сократить трату психологических ресурсов и быстрее настроить благоприятную атмосферу. Чтобы верно выстроить свое поведение, необходимо верно распознать собеседника, оценить его мотивы.

Принципы ведения общения

Общение, как таковое, имеет три иерархические ветви, которые тесно связаны между собой: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.

Эмпатия — это сочувствующее состояние, вызванное произошедшим у собеседника.

Осведомленность о социальном статусе собеседника и его социальной роли способствует устранению психологических барьеров в общении. Журналист может настроить собеседника на правильный лад, получив от него дополнительную информацию, если будет обладать хорошим умом и способностями к эмпатии.

Познания и навыки в психологии общения помогают брать на себя доминирующую роль в разговоре, достигая поставленных целей. Если же ее игнорировать, коммуникатор станет заложником ситуации и будет либо следовать свободному течению общения, либо поддаваться манипуляциям собеседника.

В профессиональной карьере журналиста необходим навык применения техники эффективного расспроса, умению аргументировать, вести дискуссию, адекватно оценивать собеседника и уметь снимать эмоциональное напряжение в разговоре.

При общении с людьми, верной практикой является совершенствование навыков ведения разговора путем применения новых практик психологической психологии, накоплению опыта успешного разговора. Понимание психологических процессов и закономерностей делает чрезвычайно важно для журналиста.

Ожидания коммуникатора о предстоящей беседе могут не соответствовать действительности. Как правило, это связано с предвзятым отношением к собеседнику, применением к нему ряда стереотипов, которые мешают в полной мере раскрыть собеседника, понять его мотивы и взгляды. В работе по устранению таких стереотипов помогают взаимные контакты. С приобретением опыта, установка взаимного контакта становится для журналиста естественным процессом.

Предметной подготовки недостаточно, чтобы в полной мере осознать методологический принцип оценочных суждений, развивать умение поддержания целевых тем разговора. Для успешного выполнения поставленных задач необходим опыт. На содержание разговора влияет не только предмета обсуждаемых тем, но и от окружающей среды, атмосферы.

Журналист обязан быть крайне сосредоточенным во время интервью, раскрыть внутренний слух. Необходимо тонко улавливать язык жестов собеседника, не перебивать его (особенно в тех случаях, когда партнер по общению раскрывается и начинает в полной мере описывать свои позицию, взгляды). Во время разговора допускается оказание знаков внимания (расслабляют собеседника и снижают напряжение). В случае нежелания говорить у собеседника, необходимо брать управление разговором на себя, направляя его в удобное для партнера русло, чтобы эмоциональное напряжение спало, собеседник почувствовал психологическое спокойствие. После этого целесообразно снова переходить на целевые темы общения.

В журналистике необходимо грамотно подходить к выбору собеседника. Коммуникатор должен проанализировать его поведение, определить психологические свойства, степень раскрепощенности и отрицательные настрои. Это не только повысит продуктивность беседы, но и позволит сэкономить потраченное время на нецелесообразный разговор.

Степень эффективности беседы зависит от следующих факторов: социальные роли собеседников, их психологическое состояние, сценарий беседы, мотивы, желание познавать и принимать взгляды, харизма (т.е. личностные свойства, вызывающие веру в силу, возможности, достоинства человека), выражение экспрессии (мимика, жесты, интонация). Все это формирует образ собеседника, который сохраняется в памяти, выражает определенные чувства и побуждает ряд процессов.

Психология воздействия работает в том случае, если собеседники общаются в одной системе передачи информации. Однако, стоит учитывать появление различных барьеров: социальных, политических, профессиональных, религиозных.

В работе коммутатора неизбежно встречаются ошибки. Риск их возникновения можно значительно снизить, если исключить типичные причины их появления. В первую очередь следует развить в себе навык самодисциплины и максимальной внимательности к собеседнику. Это повысит уровень ответственности в подходе к работе.

Для общения следует выбирать знакомые локации в подходящее время, следует расписать возможные сценарии беседы и быть готовым к возможным неожиданным обстоятельствам.

Каждый участник общения совершает следующие процедуры: устанавливает характеристики и особенности других участников, дает оценку их поступкам на на основе эмоций, логики и интуиции, фиксирует причинно-следственные связи, выбирает средство реагирования или воздействия на деятельности других участников общения.

Главным указателем для журналиста при работе с источниками информации является общее правило «не навреди», убежденность в удачном разрешении ситуации. Двусмысленность может негативно сказаться на репутации человека.

При удовлетворении информационных потребностей, аудитория вовлекается в сознательно устанавливаемую связь – коммуникацию, обеспечивающую обмен информацией между большими общностями, между социальными институтами и территориальными группами, каждым человеком в отдельности. В условиях массовой коммуникации психические процессы, переходя от объекта к другим, проходят через этап «овеществления» или «символизирования».

Структура массового общения и понятие коммуникатора

В структуре массового общения выделяют следующие компоненты:

Существует несколько определений понятия «коммуникатор».

В нашем представлении, коммуникатор — это вещатель информации. Он объединяет три основные группы лиц. Во-первых, это источники коммуникации, т.е. люди, заинтересованные в доведении информации до широкой публики. Во-вторых, это исполнители, т.е. люди, которые придают информации форму, пригодную для понимания (репортеры, обозреватели, комментаторы). В-третьих, это люди, использующие технические средства для передачи сообщений (режиссеры, редакторы и т.д.).

Таким образом, коммуникатор представляется некой совокупностью, что имеет все атрибуты источника информации. Это дает ему преимущество при работе с аудиторией.

Любой информационный канал обладает определенными особенностями и имеет определенные плюсы и минусы. Исследователи в области психологии указывают основные принципы телевидения:

Потребность в улучшении коммуникативных навыков диктуется распространенностью широких потоков информации, в которых требуется умение налаживать конструктивное общение на всех уровнях.

Быстрый рост сети распространения информации привел к увеличению коммуникативных процессов. Кроме этого, произошли изменения в способе мышления, подходу к информации как таковой. Под воздействием СМИ изменяется не только сознание людей, но и их психологические характеристики, свойства, состояния.

Полная картина кругооборота информации, ее возникновения и перемещения не может быть составлена, несмотря на разработку методов подхода к ней. Проводимые исследования работали по принципу «источник-текст-канал-массы-коммуникатор». Одни ученые изучают семантический и прагматический моменты функционирования СМИ: смысл и ценности сигналов; другие исследуют механизмы приема и переработки информации в памяти человека под воздействием СМИ; третьи – информационные потребности аудитории как сложные психосоциальные категории; четвертых интересуют личностные доминанты усвоения информации, которые они связывают с психикой и описывают на разных уровнях: интроспективном и поведенческом, нейрофизиологическом, эвристическом, информационном, социальном; пятые рассматривают поведенческие эффекты под воздействием СМИ; шестые заняты анализом проблем организации СМК в разных масштабах – вселенском, глобальном (планетарном), региональном, национальном и т.д.

Можно говорить о разных подходах к проблеме применения теории массовой коммуникации: медиаориентированном и медиа центристском. В первом случае внимание уделяется механизму подчинения человека силе воздействия массовой коммуникации; изучается выполнение психологических функций последней и социального заказа. Это направление представлено школой экспериментальной риторики (убеждающей коммуникации). В лабораторных условиях исследователи пытаются выделить в чистом виде и замерить действие отдельных факторов коммуникативного воздействия на человека (особенности построения сообщения, способы и формы общения, социальные характеристики коммуникатора). Известна теория «использования и удовлетворения», сторонники которой утверждают, что скорее люди приспосабливают СМИ к своим потребностям, чем СМИ подчиняют себе людей. Выбирая из сообщений прежде всего то, что отвечает его потребностям, человек влияет на СМИ, создавая спрос и рынок информации, и, кроме того, самостоятельно интерпретирует поступающую к нему информацию.

Массовая коммуникация предполагает кругооборот информации в социуме, которая оказывает определенное влияние на аудиторию. Массовая коммуникация как канал общения имеет организационно-управленческие функции, а также функции социальной ориентированности и институциональности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *