Термы каракаллы что это
Термы Каракаллы в Риме
Термы императора Каракаллы (Terme di Caracalla) — достопримечательность, расположенная в Риме, поражающая своим размахом и древностью. Исполинские каменные глыбы, раскинувшиеся на фоне сосен Аппиевой дороги (Via Appia) и сочной зелени, на заре нашей эпохи были центром общественной жизни города. В современное время банный комплекс служит искусству, превратившись в подмостки для Римской оперы.
История
К первому столетию до нашей эры в Риме имелись большие проблемы с подведением воды и элементарной чистотой, что не помешало полису превратиться в образец чистоплотности. Высокопоставленный чиновник Марк Агриппа (лат. Marcus Agrippa) затратил колоссальные деньги на строительство акведуков, которые доставляли чистейшую родниковую воду в столицу.
Наряду с каналами, фонтанами и водопроводом, в Риме стали появляться бани, посещение которых долгое время являлось прерогативой людей богатых и власть имущих. В термах происходило не только очищение тела, но и встречи на высоком уровне, с поправкой на неформальную обстановку.
Бани были расположены в самом престижном районе Рима, хотя основная их клиентура проживала в соседних районах, имеющих средний достаток. К услугам августейших особ, политиков и вельмож было несколько элитных комплексов: бани Агриппы (Terme di Agrippa). Постройки терм были выполнены настолько добротно и качественно, что к 5 веку н.э. они стали считаться еще одним чудом света наравне с пирамидами Египта.
По прошествии двух с половиной веков бани в Риме приобрели большой успех. Триумф постройки завершился вместе с падением Римской империи. В середине 6 столетия частые набеги восточных готов привели в негодность акведук, питающий термы. Со временем постройки пришли в упадок, а свободная от зданий земля частично превратилась в городское кладбище. Некоторые участки задействовали для нужд сельского хозяйства.
Раскопки
Преданные забвению термы были вновь обнаружены в 16 веке. Серьезные же археологические работы по исследованию этого уголка Рима начали проводить в 19 веке. В начале 20 века в руинах бань был обнаружен обширный митриум, место поклонения древнему божеству Митре.
Современная жизнь – Римский оперный театр
На лето 2015 года в Термах Каракаллы запланировано проведение классических постановок: Турандот, Мадам Баттерфляй, Богема. Серьезные произведения будут перемежены современными программами: балетом по мотивам творчества Pink Floyd, концертами Элтона Джона (Elton John) и Боба Дилана (Bob Dylan).
Описание
Главное здание Терм Каракаллы имело роскошное убранство: снаружи оно было облицовано мрамором, внутри же, использовались более дорогостоящие плиты мрамора, бронзовая отделка рам, искусная имитация стекла на окнах. Вход в здание отмечен двумя высокими башнями-экседрами, хорошо сохранившимися до наших дней. Помимо служб, напрямую связанных с водно-банными процедурами в состав терм входила обширная библиотека.
Примечательно, что Термы Каракаллы имели в своем распоряжении стадион для различного рода развлекательных представлений. Насладиться зрелищами можно было, не покидая бани. Также при термах находилась гимнастическая школа для мальчиков, называемая на древнегреческий манер Палестрой (греч. Παλαίστρα).
Система водоснабжения терм брала свое начало у источника Аква Марция (лат. Acqua Marcia). Специально созданный акведук доставлял чистую воду в сводчатую систему терм, где она подогревалась и распределялась между банными помещениями. Комнаты были построены по одному из следующих типов:
Здание бань в 3-4 веках н.э. было богато украшено мозаикой, изображающей подвиги различных атлетов и спортсменов. Фрагменты мозаичного пола были обнаружены археологами в 19 веке и сейчас находятся в Латеранскм музее. Найдены доказательства того, что бани во времена своего расцвета и сами выступали в роли выставочного зала. Знаменитые экспонаты музеев Ватикана и Неаполя, такие как: статуя Аполлона Бельведерского, Фарнезский бык, скульптуры Древнего Рима, некогда украшали комнаты отдыха императоров в термах.
Термы Каракаллы в Риме
Термы Каракаллы: история и современность, часы работы и билеты, что посмотреть, летние концерты, как добраться
На южных склонах Авентинского холма, прилегающего к начальному участку Аппиевой дороги, до сих пор можно видеть остатки комплекса зданий, являвшегося одним из самых больших и монументальных строений Древнего Рима. Возведенные в III веке общественные бани, известные как термы Каракаллы, получили свое название от прозвища императора Марка Аврелия Антонина Августа, правившего с 211 по 217гг. Епископ Лиона Полемиус Силвиус – автор Юлианского календаря, называл этот грандиозный проект римской архитектуры одним из чудес Рима за красоту внешнего вида и богатое убранство многочисленных просторных залов. И сегодня термы сохранили основную часть своей структуры, являясь одним из самых посещаемых мест Вечного города.
История Терм Каракаллы
Предположительно, строительство комплекса общественных бань началось в 206г. при императоре Септимии Севере. Для реализации проекта необходимо было снести несколько существующих зданий и срыть часть Авентинского холма, чтобы выровнять площадку. Желая получить поддержку и одобрение населения, проживавшего в близлежащих районах города, термы решено было сделать общедоступными для всех желающих. Однако император не успел воочию увидеть свое детище и первым ступить на мраморные полы городской купальни, скончавшись весной 211г. Год спустя, его сын – римский император Каракалла, завершил строительство, а полностью работы были закончены преемниками – Гелиогабалом (218-222гг.) и Алессандро Севером (222-235 гг.).
Внутреннее устройство
Термы Каракаллы представляли собой гигантский комплекс с парком зеленых насаждений, занимая территорию в 11 гектар. В центральном здании находилось несколько богато украшенных купальных помещений:
Вода в них подавалась от акведука Aqua Antoniniana – специально для этого построенного ответвления от старейшего 90-километрового акведука Aqua Marcia. Проходы и залы бассейнов были покрыты огромными сводчатыми потолками, украшенными цветной стеклянной плиткой. Проникавший сквозь гигантские окна солнечный свет, прежде отражаясь от воды, сверкал и играл всеми красками радуги, создавая необычайные световые иллюзии на внутренних стенах помещений.
Термы Каракаллы, являясь самой внушительной постройкой Римской империи вплоть до открытия в 306 году терм Диоклетиана, могли одновременно вместить более полутора тысяч посетителей.
Городская купальня служила не только для личной гигиены – она была своеобразным клубом, в котором собирались для встреч и обсуждения последних новостей.
Архитектура итальянского модерна
Красота и особенности римских построек в так называемом стиле «Liberty»
Увидеть Рим и влюбиться
Рим от основания до эпохи Возрождения на обзорной прогулке по основным достопримечательностям
от €105 за экскурсию
Секреты и легенды Барокко и Возрождения
О судьбах великих мастеров, внесших огромный вклад в культурное развитие Рима
от €130 за экскурсию
Упадок и современные раскопки
До начала VI века термы Каракаллы оставались самым посещаемым местом Рима. Во время войны с вестготами 535 – 553 гг. подававшие воду акведуки были разрушены, термы перестали функционировать, строения постепенно приходили в упадок. Землетрясение 847 года уничтожило большую часть здания наряду со многими другими структурами города. Заброшенные и полуразрушенные постройки, находясь недалеко от Аппиевой дороги, долгое время использовались в качестве бесплатного хосписа для странников и христианских паломников, а окружающие территории – для сельскохозяйственных угодий.
Вплоть до XVI века термы Каракаллы служили своеобразным карьером по добыче высококачественных строительных материалов. Свое повторное применение нашли целые архитектурные формы, извлеченные из терм, которые сегодня, например, можно увидеть в базилике Санта Мария ин Трастевере в Риме или соборе Санта Мария Ассунта на Piazza dei Miracoli в Пизе.
Во время раскопок, начатых при понтификате папы Павла III (1534 – 1540), были найдены многие античные статуи, украшавшие термы Каракаллы. Самыми знаменитыми из них являются:
Сегодня все они находятся в Национальном археологическом музее в Неаполе. Кроме того, многие скульптуры, найденные при раскопках терм, можно увидеть в музеях Ватикана.
Одним из последних открытий стал митреум, обнаруженный в подземных коридорах терм Каракаллы в 1912 году. Имитирующее естественную пещеру святилище было местом встреч исповедовавших тайную эллинистическую религию поклонников персидского бога Митры и использовалось для совершения ритуальных обрядов. Несмотря на то, что митреум отреставрирован, он обычно закрыт для общественного посещения и открывается только в особых случаях.
Увидеть, как выглядели Термы Каракаллы во всем своем величии помогут цифровые технологии. В кассах есть возможность взять напрокат специальные мультимедийные очки, способные воспроизвести грандиозное строение в 3D-реальности.
Концерты в термах Каракаллы
С 1937 года термы Каракаллы, благодаря изумительной акустике, используются Римским оперным театром для проведения в летний сезон концертов и спектаклей на открытом воздухе. Выступления были прерваны лишь во времена Второй мировой войны и с 1993 по 2003гг. – при осуществлении масштабной реставрации. Наиболее значимым событием считается начавшееся на этой сцене совместное сотрудничество трех знаменитых теноров – испанцев Плачидо Доминго, Хосе Каррераса и итальянца Лучано Паваротти, давших здесь свой первый концерт 7 июля 1990г., в канун финала Чемпионата мира по футболу.
В заключение хотелось бы напомнить, что летом 1960 года, во время проведения XVII Олимпийских игр в Риме, термы Каракаллы стали местом соревнований по спортивной гимнастике среди женщин и мужчин.
С афишей летнего концертного сезона 2021 и кратким обзором 39rim.ru рекомендует ознакомиться в специальной статье.
Возможно Вас заинтересует:
Термы Каракаллы: информация для туристов
via delle Terme di Caracalla, 52
Понедельник с 9:00 до 14:00
Остальные дни по следующему расписанию:
• с последнего воскресенья октября по 15 февраля 09:00-16:30;
• с 16 февраля по 15 марта 09:00-17:00;
• с 16 марта по последнюю субботу марта 09:00-17:30;
• с последнего воскресенья марта по 31 августа 09:00-19:15;
• весь сентябрь 09:00-19:00;
• с 1 октября по последнюю субботу октября 9:00-18:30.
Выходной: 25 декабря, 1 января, 1 мая
Как добраться до терм Каракаллы
Ближайшая станция метро Circo Massimo (линии В и В1) находится рядом с Большим Цирком, в шаговой доступности от Терм Каракаллы. Автобусные остановки с однотипным названием Terme Caracalla расположены в непосредственной близости от достопримечательности.
Термы Каракаллы
Термы (бани) в Древнем Риме возникли по греческому образцу и к началу I века нашей эры стали одним из главных центров общественной жизни римской цивилизации. Термы играли более важную роль, чем простое место для купания. Сюда приходили не только смыть грязь — здесь отдыхали душой и телом, обсуждали деловые и гражданские вопросы. Для этого термы, кроме собственно самих бань, включали гимнасии (залы для занятий спортом), сцены для театральных постановок, библиотеки, специальные залы для общения и парковые зоны. Каждый посетитель получал полный комплекс услуг для эстетического наслаждения.
В архитектурном отношении термы представляли собой новый тип общественных сооружений, предназначенных для большого количества людей. Их постройкой римские императоры преследовали ту же цель, что и возведением амфитеатров, — завоевание популярности у населения. Для терм создавались величественные и пространственные строения, отличавшиеся неописуемой роскошью и скульптурами. Бассейны строились из ценного мрамора, рукомойники и сосуды изготавливались из серебра и золота, а полы выкладывались искусной мозаикой.
Устройство и принцип работы древнеримских терм
Термы в Древнем Риме представляли собой комплекс из ряда банных помещений с различной температурой, расположенных в такой последовательности:
Изначально судаторий обогревался с помощью печи-жаровни: на бронзовой решётке над раскалёнными углями нагревались крупные камни. Поливая их водой, получали влажный пар. Позже термы стали отапливаться с помощью проложенных под полом и в стенах специальных каналов для горячего воздуха, поступавшего от печей, которые находились снаружи и топились целый день. Для этого пол был двойным. Верхний его слой стоял на вертикальных глиняных трубах. В пространстве между трубами циркулировал горячий воздух, нагревавший пол. Также горячий воздух циркулировал непосредственно между стенами и их мраморной облицовкой.
Как правило, под помещениями терм находились колоссальные субструкции, в которых были расположены все подсобные помещения и, в частности, отопительная система и водопровод. На внутреннем дворе размещалась огромная цистерна-отстойник, в которой отстаивалась вода. Совершенство системы отопления, снабжения водой и канализации свидетельствует об очень высоком искусстве древнеримских инженеров. Широчайший размах строительства терм сочетался с экономией материала и рациональным использованием площади. Характерно применение ниш для облегчения стены и использование этих ниш для постановки статуй или устройства фонтанов.
Термы называли по имени построившего их императора. Самыми большими в Риме были термы Диолектиана, которые могли вместить одновременно до 3,5 тысяч человек, однако самыми красивыми и величественными считались термы Каракаллы, вмещавшие только 1600 посетителей. В конце I века до нашей эры в Риме насчитывалось 170 общественных бань, а к IV веку нашей эры их число увеличилось до 1000.
Римляне находились в бане обнажёнными. Лишь женщины прикрывали волосы и жемчужные украшения, так как они портились от горячего воздуха. Периодически издавались законы, запрещавшие совместное присутствие лиц разного пола в одной бане, однако соблюдались они далеко не всегда. Иногда для женщин устанавливались особые часы посещения или даже строились отдельные бани. Позже правила стали меняться. Чем более могущественной становилась Римская империя и чем ближе она подходила к своей неминуемой гибели, тем больше внимания уделялось плотским утехам и разврату. Упадок империи сопровождался всё большим отказом от условностей. В конце концов термы стали местом оргий и всяческого дебоширства.
Термы Каракаллы
Термы Каракаллы (итал. Terme di Caracalla) представляли собой огромный архитектурный комплекс, столь же грандиозный и монументальный, каким были в своё время Колизей или мавзолей Адриана. Достопримечательность включала ряд залов для омовений, отдыха и развлечений. Здесь проводились собрания римских граждан, хранились произведения античного искусства, находились обширные библиотеки. Термы Каракаллы были гигантским общественным комплексом, поражающим своими размерами и богатством отделки.
Строительство терм, названных в честь правящего императора Септимия Бассиана Каракаллы, началось в 212 году, а было закончено в 217 уже после его смерти. Многометровые стены возводились из смеси извести с галькой и песком. Между плотно выложенных камней заливался бетон, а снаружи вся поверхность стен выкладывалась мраморными плитами. Таким образом, при внешней красоте и хрупкости сооружения, достигалась невероятная крепость стен.
Комплекс Терм Каракаллы размером 353×335 метров состоял из огромного главного здания (216×112 метров), окружённого со всех сторон парковой зоной с колоннадами. Внешними границами парковой зоны выступали двухэтажные постройки. План всего комплекса, состоявший из большого количества чрезвычайно разнообразных помещений, подчинён строгой симметрии. Система входов строилась с учётом наиболее быстрого и удобного использования каждого из помещений. Термы вмещали одновременно до 1600 человек. Для сохранения тепла внутри главного здания, все коридоры и переходы были спроектированы в виде изогнутых линий.
На западной стороне комплекса находился амфитеатр, служивший местом для атлетических состязаний. За ним — сооружение, состоящее из 64 сводчатых помещений, где были установлены цистерны с водой, которая подавалась из акведука Марция. Слева и справа от амфитеатра были расположены библиотеки.
В северной и южной стенах комплекса были устроены большие симметричные экседры, выходящие в парк. В каждой из них размещались палестра, глубокий бассейн и нимфей с фонтанами. По всей территории архитектурного комплекса были разбросаны дворики и маленькие беседки, где можно было отдохнуть на свежем, благоухающем ароматами цветов, воздухе.
Вход в главное здание комплекса вёл через арку по аллее, усаженной кипарисами. Его центральный портал был отделан бронзовыми декоративными деталями, а портал украшен мраморной выкладкой. В главном здании последовательно были расположены:
Главный зал — роскошно декорированное помещение площадью 2700 м² (50 × 54) с высокими окнами–фонарями (архитектурные прототипы сводчатых окон средневековых церквей). В огромных полукруглых окнах главного зала были вставлены пластины из полупрозрачного камня цвета слоновой кости, который обеспечивал мягкий рассеянный и золотистый свет. Стены зала были выложены полированным мрамором. Свод, разделённый на сегменты с розетками внутри, опирался на высокие колонны. Через отверстие в центре купола в зал опускался столб дневного света.
В главном зале были устроены две глубокие ниши, где размещались статуи Флоры и Геркулеса. Также в зале находилась знаменитая мраморная скульптурная группа «Фарнезский бык», изображающая казнь Дирцеи братьями Амфионом и Зефом за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Братья привязали Дирцею к рогам разъярённого быка, который растерзал её. Пол в зале был мозаичным, составленным из маленьких раскрашенных камешков, из которых составлялись картины с изображением животных и мифологических сцен.
Фригидарий («холодная» баня) — большой зал с бассейном размером 58 x 28 метров, где посетители охлаждались после долгого нахождения в горячих помещениях терм.
Тепидарий («тёплая» баня). Справа и слева от тепидария находились две большие полукруглые эскедры, перед каждой из которых были размещены гимнастические школы. Пол в гимнасиях был выложен знаменитой мозаикой с фигурами атлетов. В 1824 году при раскопках на Авентинском холме были найдены фрагменты этой мозаики, которые в настоящее время хранятся в Латеранском дворце.
Кальдарий («горячая» баня) — великолепная купольная ротонда диаметром 35 метров. По периметру кальдария были устроены маленькие ниши, прообраз современных ванных комнат, где можно было мыться в одиночестве. По обе стороны от кальдария были расположены залы для отдыха.
Термы Каракаллы (современное состояние)
Забвение культуры гигиенических процедур и посещения терм
После падения Римской империи (476 год) в течение двух веков практически все термы на территории Европы пришли в полный упадок. Важнейшую роль в забвении культуры гигиенических процедур и посещении бань сыграло христианство, которое проповедовало ничтожность тела и «умерщвление плоти», ведь «тело — ничто, только душа имеет значение». Уход за телом начал считаться грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, ведь именно таким образом, по их мнению, можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было ещё и потому, что можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. Кроме того, бани были названы очагами разврата и духовной заразы.
Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах ванные и туалетные процедуры классифицировались как роскошь и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Доподлинно известно, что вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением случаев, когда приходилось переходить реку вброд».
Результат не заставил себя долго ждать — в Средние века Европа просто утопала в грязи и всевозможных эпидемиях. Подробней про уровень гигиены в этот исторический период можно прочесть в статье Чем пахнут короли?.
Термы Каракаллы после падения Рима
Термы функционировали вплоть до 537 года, когда после очередного нападения варваров все акведуки, поставляющие воду на Авентинский холм, были выведены из строя или перекрыты. Постепенно Термы Каракаллы приходили в упадок, а приход папского правления привёл к их окончательному разрушению, так как в христианском Риме подобные постройки считались языческими. Только в XVI веке, на месте древних руин стали проводить археологические раскопки, которые привели к разграблению античных построек. Так, например, Папа Павел III из рода Фарнезе приказал по возможности использовать руины терм в качестве строительного материала для постройки своего нового дворца.
В последующие годы на руинах терм находили для себя пристанище нищие и социально опасный люд. В конце XIX века их территория была расчищена и приспособлена для культурных мероприятий, проходящих в городе. Например, здесь проводились концерты симфонических оркестров и представления отдельных знаменитых театров. Однако в 1995 году все публичные мероприятия на территории древних терм Каракаллы были запрещены с целью дальнейшего сохранения памятника мирового значения.