Тест бекдел что это
А бабы здесь тихие
Тестом Бехдель по нашему кино
ЧТО ТАКОЕ ТЕСТ БЕХДЕЛЬ
Тест Бехдель — очень простой индикатор отсутствия/присутствия активных и самостоятельных героинь в сюжете фильма или сериала. Лучше всего рассматривать его как отправную точку для разговора об изображении женщин в кино, а также как статистический инструмент, оценивающий сексизм в киноиндустрии в целом.
Отметим сразу, что о степени феминизма или женоненавистничества в конкретном фильме тест Бехдель сам по себе говорит мало.
Кто его придумал/а и в чём его суть
В 1985 году американская художница Элисон Бекдел/Бехдель (Alison Bechdel) нарисовала комикс под названием «Правило». Идею «правила» ей подсказала знакомая по имени Лиз Уоллес. Как нередко бывает, в памяти общественности осело имя популяризатора, а не изобретателя, и сегодня три критерия Уоллес известны под названием «тест Бехдель». Согласно первоначальной формулировке, кинофильм проходит тест Бехдель, если:
1. В нём есть не менее двух женщин.
2. Женщины хотя бы раз говорят друг с другом.
3. Женщины хотя бы раз говорят друг с другом не о мужчине.
По словам самой Элисон Бехдель, идея теста восходит к эссе Вирджинии Вулф «Своя комната», написанному ещё в 1926 году. Там, в частности, есть такие строки:
… я попробовала вспомнить хотя бы случай из своей читательской практики, когда две женщины изображались подругами. У Мередита в «Диане с перепутья» есть такая попытка. У Расина и в греческой трагедии, разумеется, женщины часто наперсницы. Иногда матери и дочери. Но все они неизменно изображаются через их отношение к мужчинам. Странно подумать, что все великие женские образы до Джейн Остен рисовались лишь в отношении к другому полу. А какая это малая часть жизни женщины и как мало может знать о ней мужчина, когда он ее видит через черные или розовые очки, которые надевает ему на нос его положение! Отсюда и своеобразие женского образа: эти озадачивающие крайности красоты и уродства, превращения из божественной добродетели в исчадие ада — ибо такой видел женщину влюбленный, в зависимости от того, росла его любовь или чахла, была взаимной или оставалась безответной.
Представьте, если бы мужчин изображали только возлюбленными и никогда — друзьями, солдатами, мыслителями, мечтателями; им почти нечего было бы играть в пьесах Шекспира; какая потеря для литературы!
Зачем это надо
См. первый абзац на этой странице.
Цель теста Бехдель проста: помочь нам заметить, что «деятельным началом» и «человеком по умолчанию» в киноискусстве по-прежнему остаётся мужчина, а женщины, если они вообще присутствуют в кадре, чаще всего играют вспомогательную роль.
Наши критерии
Существуют разные модификации теста Бехдель. Одна версия требует, чтобы женщины разговаривали друг с другом не менее 60 секунд экранного времени; другая дисквалифицирует разговоры о детях и домашнем хозяйстве. Наш блог использует «умеренно строгую» версию:
1. В фильме должно быть не менее двух женщин, названных по имени.
2. Женщины, названные по имени, должны хотя бы раз поговорить друг с другом.
3. Женщины, названные по имени, должны хотя бы раз поговорить друг с другом не о мужчине.
Этой же версии придерживается портал bechdeltest.com, на котором оценку по Бехдель получили уже несколько тысяч фильмов.
Какие фильмы мы смотрим?
Всякие разные, но этот блог посвящён кинолентам советского и постсоветского производства.
Если фильм проходит тест Бехдель, означает ли это, что он феминистский?
Увы, нет. Совсем не обязательно. Тест Бехдель следует рассматривать как повод для дискуссии и статистический инструмент, оценивающий состояние всей киноиндустрии, а не феминистическую повестку отдельно взятого фильма.
Иными словами, «ЗАЧЁТ 3/3» не означает «зачёт по феминизму». «ЗАЧЁТ 3/3», на наш взгляд, — минимальное требование к большинству фильмов.
А вот «90 и более процентов фильмов, снятых в 2… году, проходят тест Бехдель» будет зачётом по феминизму. (Жаль только, жить в эту пору прекрасную… Впрочем, надеемся, что-таки доживём.)
Также очень важно помнить
что тест Бехдель ничего не говорит о художественных и прочих достоинствах фильма. «НЕЗАЧЁТ 1/3» по шкале Бехдель не означает «кино говно». «ЗАЧЁТ 3/3» не подразумевает шедевр. Повторимся: тест Бехдель — статистический инструмент для анализа киноиндустрии в целом. Его задача — показать, как часто целая половина человечества не играет никакой самостоятельной роли в произведениях киноискусства.
Почему «Бехдель», а не Бекдел, если Элисон Бекдел американка?
Фонетическая «русификация» названия связана с тем, что мы очень хотим, чтобы тест Бехдель как можно скорей стал фактом русскоязычной культуры — вроде Винни-Пуха (а не Уинни-зе-Пу) или Нобелевской премии (а не Нобéль-приса от швед. Nobelpriset).
Ну, а если очень-очень хочется развести говносрач про фем-партком, cancel culture и газенвагены для инакомыслящих?
Единый комментарий для всех троллей и лиц, функционально эквивалентных троллям:
Требуем ли мы, чтобы все фильмы, которые не проходят тест Бехдель, запретили? Требуем ли мы, чтобы тест Бехдель проходили абсолютно все фильмы? Требуем ли мы, чтобы Данелия переснял «Мимино«? Требуем ли мы, чтобы Гамлета, Шурика, Пьера Безухова и Кащея Бессмертного сделали женщинами? Требуем ли мы и т. д., и т. п., и проч. (см. обсуждение теста Бехдель на любом открытом русскоязычном форуме)?
Авторы
Е. С. — Елизавета Солдатова
Если вы хотите принять участие в проекте, пишите нам через фейсбук.
Наша шкала (для въедливых)
На основе трёх критериев, описанных выше, фильмам (в идеале) присваиваются следующие оценки:
НЕЗАЧЁТ 0/3 — в фильме вообще нет говорящих женщин.
НЕЗАЧЁТ 0,5/3 — в фильме есть одна говорящая женщина, названная по имени.
НЕЗАЧЁТ 1/3 — в фильме есть две говорящие женщины, названные по имени или две безымянные женщины говорят друг с другом о мужчине.
НЕЗАЧЁТ 1,5/3 — женщина, названная по имени, говорит с безымянной женщиной о мужчине.
НЕЗАЧЁТ 2/3 — две женщины, названные по имени, говорят друг с другом о мужчине или две безымянные женщины говорят друг с другом не о мужчине.
ФОРМАЛЬНЫЙ ЗАЧЁТ 2,5/3 — две женщины, названные по имени, перебрасываются одной-двумя репликами не о мужчине или ведут разговор, который напрямую связан с действиями персонажей мужского пола.
ЗАЧЁТ 3/3 — фильм безоговорочно отвечает всем трём критериям.
Наш блог не претендует на научную строгость. Мы занимаемся им в свободное время, и на дотошный анализ, расписанный выше, наших сил будет хватать не всегда. Обязательным является только главный вывод: ЗАЧЁТ или НЕЗАЧЁТ.
Поделиться с френдессами, френдами, товарками, товарищами, подругами, друзьями, приятельницами, приятелями, знакомыми и целым небинарным миром:
Понравилось это:
ЧТО ТАКОЕ ТЕСТ БЕХДЕЛЬ : 3 комментария
Российский фильм «Русалка» 2007 года вы «пропускали» через тест Бехдель? Я его первый раз смотрела в далёком 2007 году, его представили на программе «Закрытый показ» (кстати, первый и последний раз, когда фильм транслировали по телевидению). Мне было 10 лет, он тогда произвёл на меня большое впечатление. До сих пор в списке любимых. Очень необычный фильм, странный сюжет, нетипичная для российского кинематографа игра актёров, главные герои фильма — никому неизвестные актёры, фильм малоизвестный, вроде как относится к авторскому независимому кино. Я очень плохо помню нюансы этой картины. Фильм вроде как сексистский. Но насколько я помню его, вполне смог бы пройти тест Бехдель на 3/3. Главная героиня — женщина. Режиссёр — женщина. В фильме вообще много женщин. И много между ними диалогов. Но он изначально покорил меня не этим: в детстве я и знать не знала про предвзятость к женским персонажам, феминизм, сексизм и т.д. Меня он поразил сюжетом, необычностью, специфической атмосферой. Советую посмотреть его. Очень бы хотелось от вас услышать мнение об этом фильме. И узнать, проходит ли он тест.
Спасибо, Дарья! А ведь и правда, надо пересмотреть «Русалку». Запоминающийся был фильм. Ходили (К. З. + Меган Кейс) на него в кино когда-то даже.
МнениеКинопотолок: Почему тест Бекдел не работает —
но это нормально
Как остроумное замечание комиксистки изменило популярное кино
На русском языке наконец выходит комикс «Весёлый дом», автобиографическая книга Элисон Бекдел, известной благодаря так называемому тесту Бекдел (распространённый вариант — «тест Бехдель») — метрики, ставшей отличной иллюстрацией гендерного перекоса в подавляющем большинстве голливудских фильмов. Как получилось, что из «внутренней шутки для феминисток восьмидесятых» тест Бекдел превратился в инструмент серьёзной дискуссии, и что не так с самим инструментом?
«В фильме должно быть: 1) два женских персонажа, которые 2) говорят друг с другом 3) и говорят не о мужчинах». Простая формула, к которой иногда добавляют поправку — у женских персонажей должны быть имена, — впервые появилась в 1985 году в лесбийском комиксе «Dykes to Watch Out For» (Бекдел рисовала его в течение многих лет). Сама комиксистка уточняет, что набор правил позаимствовала у своей подруги Лиз Уоллас (поэтому три критерия иногда называют тестом Бекдел — Уоллас), а та почерпнула наблюдение у Вирджинии Вулф, размышлявшей о художественной культуре как таковой.
Тест Бекдел был злободневной шуткой для своего времени, но не утратил своей актуальности и двадцать лет спустя. Выяснилось, что женская репрезентация в кино за это время не то чтобы радикально изменилась. Притом что три критерия совсем не выглядят невыполнимыми или чрезмерными (два персонажа, один экранный диалог), для огромного числа фильмов — среди которых были хиты проката, фавориты прессы и лауреаты престижных премий — они оказывались своеобразным слепым пятном. В этом и состояла эффектная простота теста Бекдел: удовлетворить его условиям несложно, но это не мешает популярному кино раз за разом заваливать его. Со временем из шутки (было даже предложение проверить тестом не только поп-культуру, но и всю жизнь) он превратился в уважаемую гендерную метрику, которой пользуются не только критики, но и киноинституты. В некоторых кругах он даже стал мерилом «хорошего» кино: нет диалога двух героинь не о мужчинах? Всё с вами ясно.
Что характерно, примерно последним человеком на Земле, считающим, что фильм, не прошедший тест Бекдел, должен отправиться в мусорную корзину, оказалась сама Элисон Бекдел. Удивляясь тому, как далеко зашла её шутка, автор комиксов отмечает, что хотя названный её именем тест — «хорошая и простая метрика», ей нравятся и те фильмы, которые заваливают его вчистую. К примеру, «Джеки Браун», в котором, по мнению Бекдел, «одна из самых сильных протагонисток в истории Голливуда», и «Отель „Гранд Будапешт“». Бекдел понимает, что соответствие условиям теста ещё не делает фильм хоть сколько-нибудь феминистским: в конце концов, «Гравитация» тест не проходит — зато его проходит «Комната» Томми Вайсо.
Тест Бекдел —
не логарифмическая линейка.
Это в первую очередь очень удачная находка, запустившая важный диалог о женской репрезентации в кино
Как и многие метрики, тест Бекдел прекрасно подходит для ретроспективной оценки масштабной выборки (например: все фильмы, вышедшие в широкий российский прокат за отчётный год), но в применении к конкретной работе нередко теряет свой функционал — а иногда и смысл. Даже если вынести за скобки вырожденные случаи — фильмы, в которых всего один действующий персонаж, — остаётся масса вариантов. Можно ли рассказывать интересные истории о католических миссионерах в Японии XVII века («Молчание»), передовой Второй мировой войны («Дюнкерк»), мужской тюрьме («Зелёная миля»)? Да сколько угодно, и попытки соответствовать тесту Бекдел в фильмах с таким антуражем заведомо будут выглядеть фальшиво.
На самом деле становится только хуже, когда тест начинают использовать как карточку выхода из тюрьмы в «Монополии», формально подшивая диалог двух женских персонажей, чтобы умаслить профеминистскую аудиторию. Оскаровский пул уже научился этому трюку: большинство номинантов 2018 года в категории «Лучший фильм» тест проходят — кое-где со скрипом, но проходят же. Означает ли это, что гендерный перекос в кино враз выправился? А если нет, означает ли это, что инструмент неисправен?
Стоит помнить, что тест Бекдел — не логарифмическая линейка. Это в первую очередь очень точное наблюдение и удачная находка, запустившая важный диалог о женской репрезентации в кино и ставшая прототипом для других похожих метрик: теста Мако Мори — по имени героини «Тихоокеанского рубежа» (один женский персонаж со своей историей, которая не служит подпоркой для истории мужского персонажа) или тест Авы Дюверней (герои, представляющие этнические меньшинства, должны иметь собственную историю, не идущую приложением к истории белых персонажей). Эти варианты тоже не тянут на универсальные, но иллюстрируют те процессы, которые происходят в кино.
Было бы очень удобно иметь Единое Вселенское Мерило для Хороших Фильмов (что бы там ни имели в виду под хорошим фильмом), но его нет — и это прекрасно. И по мере того, как эволюционирует киношный мейнстрим, эволюционировать будут и метрики. А кроме того, чем реже авторы будут снимать фильмы с оглядкой на те или иные критерии, тем выше чистота эксперимента.
20 великолепных фильмов, которые прошли тест Бекдел
Чтобы пройти тест Бекдел (Бехдель), произведение должно соответствовать простым критериям: среди действующих лиц должно быть не менее двух женских персонажей, и они должны беседовать между собой о чём-то кроме мужчин. Оказывается, кинематограф изобилует фильмами, которые не проходят эту простейшую проверку на гендерную предвзятость.
Название теста происходит от имени карикатуристки Элисон Бекдел, нарисовавшей в 1985 году комикс, в котором две женщины собираются идти в кино. Одна из них говорит, что посмотрит только такой фильм, который согласуется с тремя простыми правилами: в нём должно быть не менее двух женских персонажей, они должны общаться друг с дружкой, а темой их разговора должно быть что-то кроме мужчин. Комикс заканчивается тем, что обе женщины проходят мимо кинотеатра и направляются домой.
Если вы начнёте проверять фильмы на тест Бекдел, удивитесь насколько мало картин его проходят. В этой подборке мы предлагаем вам не просто картины, прошедшие тест, но сильные киноленты с прекрасным женским составом, многие актрисы, в них сыгравшие, номинировались на самые престижные кинопремии. К тому же список разнообразен по жанрам и странам производства.
Мы не задавались целью искать женщин-режиссёров, но их скромное количество в этом списке тоже красноречиво свидетельствует о гендерном неравенстве в кинематографе.
4 месяца, 3 недели и 2 дня / 4 luni, 3 săptămâni şi 2 zile (Кристиан Мунджиу, 2007)
Действие этого румынского фильма происходит в 1980-е годы и сосредоточено на двух подружках-студентках. Одна из них собирается сделать нелегальный аборт, а приготовлениями, в том числе подкупом врача, приходится заниматься второй.
Фильм смотрится почти как документальный и произвёл сильное впечатление на обозревателей, критиков и зрителей, когда вышел на экраны. Он получил «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, а также ряд других международных наград. Особой похвалы удостоился режиссёр и исполнительницы главных ролей – Анамария Маринка и Лаура Василиу.
Всё о моей матери / Todo sobre mi madre (Педро Альмодовар, 1999)
Фильмы Педро Альмодовара известны сильными женскими персонажами и этот не исключение.
Мануэла (Сесилия Рот) – скорбящая мать, чей сын смертельно ранен в результате несчастного случая. Она жертвует его органы для трансплантации и переоценивает свой консервативный образ жизни. Героиня решает покинуть Мадрид и вернуться в Барселону, чтобы встретиться с отцом погибшего сына, который никогда не знал о его существовании. Приехав в город, она знакомится с разными женскими персонажами. Прежде всего, с молоденькой монахиней и своим давним другом, который стал трансгендерной женщиной.
Картина получила приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, а также премии «Оскар», «Сезар», «Золотой глобус» и BAFTA за лучший фильм на иностранном языке.
Август / August: Osage County (Джон Уэллс, 2013)
Фильм основан на пьесе Трейси Леттса «Август: Графство Осейдж», принёсшей драматургу Пулитцеровскую премию. Это фильм о семье в тяжёлом кризисе. Исчезновение главы семейства соберёт всех дочерей в отчем доме, где начнут всплывать семейные тайны, подавленные эмоции, обиды и разочарования.
Этот фильм стоит посмотреть ради блестящих диалогов, отборного чёрного юмора и великолепного актёрского ансамбля – Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Сэм Шепард, Джулианна Николсон, Джульетт Льюис, Крис Купер, Бенедикт Камбербэтч, Юэн Макгрегор и Марго Мартиндейл. Мэрил Стрип и Джулия Робертс получили премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль и лучшую женскую роль второго плана.
Жизнь Адель / La vie d’Adèle (Абделатиф Кешиш, 2013)
Это история сексуального пробуждения, любви и взросления, показанная двумя прекрасно вжившимися в свои роли актрисами.
Адель (Адель Экзаркопулос) – старшеклассница, проводящая большую часть времени с подружками. Она завязывает отношения с мальчиком, но осознаёт, что гораздо больший интерес у неё вызывает случайно увиденная на улице девушка с синими волосами (Леа Сейду). Она встречает её снова в гей-баре и вскоре у девушек завязывается бурный роман. В дальнейшем сюжет разворачивается с феноменальными поворотами.
Фильм основан на графическом романе Жюли Маро «Синий – самый тёплый цвет». При выходе на экраны он получил практически единодушное международное признание. Среди множества наград – «Золотая пальмовая ветвь» 66-го Каннского международного кинофестиваля, доставшаяся режиссёру и исполнительницам главных ролей.
Доказательство смерти / Death Proof (Квентин Тарантино, 2007)
Фильм задумывался как продолжение проекта «Грайндхаус», первую часть которого («Планета страха») снял Роберт Родригес. Из-за его провала Тарантино переделал изначальный вариант в самостоятельный фильм, но результатом остался недоволен, назвав его своей худшей работой, но не лишённой достоинств.
Чем, несомненно, выделяется эта картина, так это актёрским составом в виде талантливых молодых женщин. В отличие от многих фильмов, вдохновивших «Доказательство смерти», героини здесь – не просто полураздетые девицы в бедственном положении.
В картине рассказывается о двух группах девушек, которые становятся жертвами преследования маньяка-психопата Майка (Курт Рассел). Он гонится за ними на модифицированном автомобиле, который использует для убийства женщин.
Фильм наполнен разъяснительными диалогами и фирменным тарантиновским стёбом, за что его раскритиковали. Финал просто идеальный.
Спуск / The Descent (Нил Маршалл, 2005)
В фильме рассказывается о нескольких женщинах, собравшихся вместе для ежегодных приключений. Они отправляются в поход в пещеру, но происходит обвал, и они оказываются в ловушке. В группе вспыхивают ссоры, открываются подробности о связи одной из девушек с мужем другой и вдруг выясняется, что пещера обитаема, и им тут не рады.
В этом фильме ужасов Нила Маршалла царит оригинальная и очень клаустрофобная атмосфера. Изначально режиссёр хотел ввести и мужских персонажей, но, подумав, пришёл к выводу, что фильм ужасов с полностью женским составом – это намного интереснее. И не прогадал. Бюджетная лента собрала более 57 млн долл в мировом прокате и получила премию «Сатурн» за лучший фильм ужасов 2007 года.
На краю рая / Auf der anderen Seite (Фатих Акин, 2007)
Картина немецкого режиссёра турецкого происхождения повествует о персонажах, разбросанных по двум странам.
Сюжет может показаться запутанным, но ход повествования нисколько не теряется, фильм даже получил приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий.
Призрачный мир / Ghost World (Терри Цвигофф, 2001)
Фильм основан на комиксах Дэниела Клоуза. Главные героини – две подружки, только что окончившие школу. На протяжении всего лета они пытаются определиться, чем будут заниматься, начав взрослую жизнь. Энид (Тора Бёрч) – циничная пессимистка; Ребекка (Скарлетт Йоханссон) пользуется большей популярностью у парней, но обе девушки чувствуют себя сторонними наблюдателями в окружающем их мире. Они планируют вместе снимать квартиру, но всё лето бездельничают. Неожиданно у Энид появляется интерес к гораздо старшему одинокому торговцу пластинками Сеймуру (Стив Бушеми). Девушки постепенно отдаляются друг от друга, совместные планы рассыпаются, будущее представляется ещё более неопределённым.
«Призрачный мир» – ещё одна интересная история взросления, сильно выигрывающая от игры трёх основных актёров (Бёрч, Йоханссон и Бушеми). Прекрасно и с чувством юмора отображена агония подросткового возраста. Фильм не стал кассовым хитом, но обрёл культовый статус и считается одним из лучших когда-либо экранизированных комиксов.
Пожары / Incendies (Дени Вильнёв, 2010)
Французско-канадский фильм, основанный на пьесе Важди Муавада, об ужасах войны, о том, как она может задеть каждого, как ненависть отравляет всех, кто с ней соприкасается.
Жанна и Симон – близнецы. Мать перед смертью оставила им два конверта, один для их отца, которого они считали давно умершим, а второй – для их брата, о существовании которого они не подозревали. Симон отказывается удовлетворить просьбу матери, а Жанна покидает Канаду и отправляется на Ближний Восток в поисках родственников. Ей предстоит многое узнать о прошлом своей семьи. Повествование чередуется с воспоминаниями героини, закручивается, петляет и приходит к мощному финалу.
Интерьеры / Interiors (Вуди Аллен, 1978)
Первая серьёзная драма Вуди Аллена снята в стилистике Ингмара Бергмана. Она получила противоположные отзывы, так как не все готовы были принять столь серьёзную картину от уже признанного комедийного гения. Но «Интерьеры» лишь подтвердили многогранность режиссёрского таланта Аллена.
В фильме рассказывается о трёх очень разных сёстрах, на глазах которых жизнь семьи переворачивается вверх тормашками, когда их отец неожиданно объявляет, что хочет покинуть их страдающую депрессией мать и жениться на другой.
Дочери сплачиваются, чтобы поддержать мать, которая надеется на примирение с мужем. Но между ними всплывает всё больше проблем. А отец не намерен возвращаться.
Я так давно тебя люблю / Il y a longtemps que je t’aime (Филипп Клодель, 2008)
«Я так давно тебя люблю» – режиссёрский дебют Филиппа Клоделя, повествующий о бывшем враче по имени Жюльетта (Кристин Скотт Томас). После длительного тюремного заключения она выходит на свободу. Родители не хотят иметь с ней ничего общего, но младшая сестра Леа (Эльза Зильберштейн) предлагает ей пожить со своей семьёй. Муж сестры от этой идеи не в восторге, но две приёмные вьетнамские девочки рады появлению тёти.
Жюльетте трудно приспособиться к внешнему миру и наладить отношения с небезразличными ей людьми, привыкнуть к только что обретённой свободе и смириться с совершенным ею преступлением.
По ходу действия зрители узнают, как долго героиня была в тюрьме, за что её судили, и что толкнуло её на чудовищный поступок. Фильм вошёл в число лучших драм 2009 года.
Обаятельная и привлекательная / Lovely & Amazing (Николь Холофсенер, 2001)
Фильм стал настоящим прорывом в карьере режиссёра, принёс ей финансовый успех и одобрение критиков. Это остроумное кино о повседневной жизни нескольких женщин.
Комедийная драма о матери, её двух взрослых биологических дочерях и приёмной тёмнокожей девочке, недовольной своим избыточным весом. Собственно, здесь каждая героиня недовольна своей жизнью – внешностью, отношениями с противоположным полом.
В фильме искренне и без прикрас разворачивается история о современных женщинах, их мировосприятии, интересах и проблемах. Душевная картина с безукоризненной актёрской игрой.
Сёстры Магдалины / The Magdalene Sisters (Питер Маллан, 2002)
Фильм посвящён скандальному приюту Святой Магдалины, также известному как «прачечные Магдалины». В это учреждение монастырского типа отправляли «падших женщин» с 18-го века до середины 20-го. В фильме «Филомена» как раз показано такое же заведение.
Действие происходит в 1964 году. Несколько молодых женщин по воле своих семей прибывают в ирландский приют Магдалины, чтобы искупить свои грехи: родившая вне брака Роза (Дороти Даффи), изнасилованная двоюродным братом Маргарет (Энн-Мери Дафф), слишком кокетливая с парнями Бернадетт (Нора-Джейн Нун) и слабоумная Криспин (Айлин Уолш).
Режиссёр постарался передать объективный взгляд на ужасающую ситуацию, в которую попадали молодые женщины, казавшиеся обществу «своенравными». Маллан изображает события, сохраняя определённую эмоциональную дистанцию, от чего происходящее производит ещё более глубокий эффект.
«Сёстры Магдалины» принесли режиссёру «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и единодушное признание критиков. Хотя Ватикан официально осудил фильм.
С девяти до пяти / Nine to Five (Колин Хиггинс, 1980)
Это один из самых кассовых фильмов 1980-х годов. Комедия «С девяти до пяти» повлекла съёмку одноимённого телесериала и постановку мюзикла на Бродвее.
Фильм прослеживает жизнь трёх женщин, работающих под началом боса-сексиста. Джудит Бёрнли (Джейн Фонда) вынуждена найти работу, когда её муж объявляет себя банкротом и сбегает с секретаршей. В новом офисе она встречает Вайолетт (Лили Томлин), вдову и офис-менеджера, которая пытается сделать карьеру, но начальник Франклин М. Харт (Дэбни Коулмен) несправедливо лишает её такой возможности.
Джуди и Вайолет идут в бар топить свои печали вместе с Дорали Родс (Долли Партон), жертвой безуспешных домогательств Франклина. Втроём женщины начинают строить планы, как отомстить своему начальнику-женоненавистнику. В итоге они его похищают и вносят коррективы в жизнь офиса.
Эта социальная сатира вобрала многие проблемы женского движения, обретшего широкую популярность в 1980-е, и прекрасно сморится по сей день.
Скандальный дневник / Notes on a scandal (Ричард Айр, 2006)
Адаптация британского режиссёра Ричарда Айра, снятая по пьесе Патрика Марбера, основанной на одноимённом романе Зои Хеллер.
Барбара Коветт (Джуди Денч) – старая дева и учитель истории в лондонской школе. Она получает удовольствие, записывая в своём дневнике обо всех мельчайшие деталях, касающихся людей, которые её окружают. Когда в школе появляется новый преподаватель искусства, Шеба Харт (Кейт Бланшетт), Барбара проявляет к ней симпатию, хотя и разочаровывается тем фактом, что Шева замужем и имеет детей. Но, узнав о её интрижке с одним из учеников, Барбара решает использовать эту информацию в своих интересах.
Главный повод посмотреть «Скандальный дневник» – насладиться потрясающей игрой Джуди Денч и Кейт Бланшетт – злая одинокая старая дева и женщина, чья жизнь начинает выходить из-под контроля. Обе актрисы номинировались на премию «Оскар».
Персеполис / Persepolis (Маржан Сатрапи и Венсан Паронно, 2007)
Чёрно-белая анимация, основанная на одноимённом автобиографическом графическом романе Маржан Сатрапи. Режиссировали картину Венсан Паронно и сама писательница.
Этот французско-американский фильм начинается с воспоминаний Маржан о своём детстве в Иране, когда она стала свидетелем Исламской революции, затем ужасов войны с Ираком.
Юная Маржан бунтует, носит западную одежду, слушает чуждую музыку, поэтому семья решает отправить её на учёбу в Вену. Заграницей девушка не чувствует себя как дома и через несколько трудных лет возвращается на родину. Но ситуация в послевоенном Иране – хуже некуда, особенно для женщин. Снова семья Маржан должна решить, стоит ли ей оставаться в Тегеране.
«Персеполис» – не беззаботная семейная анимация. Это комедийная драма, история взросления молодой девушки в обществе с непростыми политическими, религиозными и культурными устоями.
Роли озвучили Кьяра Мастроянни и Катрин Денёв. Среди наград, собранных «Персеполисом», специальная премия жюри Каннского фестиваля и премия Сезар в двух номинациях.
Персона / Persona (Ингмар Бергман, 1966)
Это один из самых личных и самых известных фильмов Ингмара Бергмана. Сам режиссёр считал картину ключевой в своём творчестве. Главные роли в ней исполнили две его любимые актрисы – Биби Андерсон и Лив Ульман. Национальное общество кинокритиков США присудило «Персоне» премии за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль.
Известная актриса Элизабет Фоглер внезапно замолкает во время спектакля, и психиатр советует ей отдохнуть на природе. Звезда отправляется на морское побережье в сопровождении медсестры Альмы. Пытаясь разговорить актрису, та постоянно рассказывает ей о своих проблемах с женихом, сексуальном опыте и его последствиях. Но вскоре Альма читает письмо, написанное Элизабет, из которого узнаёт, что актриса просто изучает её и анализирует. В результате отношения между двумя женщинами накаляются. Реальность медленно размывается и, кажется, две личности начинают сливаться.
Тайны и ложь / Secrets & Lies (Майк Ли, 1996)
В фильме рассказывается о женщине из рабочего класса, чья жизнь полна разочарований. Неожиданно к ней обращается чернокожая девушка, которая утверждает, что она – её дочь, покинутая при рождении. С этого события начинается процесс раскрытия тайн и лжи, которые повлияют на всю семью героини.
Фильм собрал массу наград, в том числе «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, приз экуменического жюри и приз за лучшую женскую роль, также отмеченную «Золотым глобусом».
Тельма и Луиза / Thelma & Louise (Ридли Скотт, 1991)
Ридли Скотт смело изменил жанр роуд-муви, заменив привычных до того мужских персонажей двумя героинями, что принесло ему одобрение критиков и крупный успех в кинопрокате.
Тельма (Джина Дэвис) и Луиза (Сьюзан Сарандон) – подруги, решившие отправиться на выходные в горы и отдохнуть без своих партнёров. По дороге они останавливаются в баре, где Тельма напивается и танцует с мужчиной, который следует за ней на стоянку и пытается изнасиловать. Подоспевшая Луиза убивает обидчика выстрелом из револьвера, и теперь подруги вынуждены пуститься в бега.
Этот фильм часто называют типичным феминистским роуд-муви, но прежде всего это новаторская картина и прекрасная ода дружбе, которую стоит пересмотреть. Джина Дэвис и Сьюзан Сарандон номинировались на «Оскар» и на «Золотой глобус».
Возвращение / Volver (Педро Альмодовар, 2006)
Мы не смогли не добавить в этот список ещё одну картину Педро Альмодовара, в чьей фильмографии особое место занимает совершенно удивительный мир женщин. «Возвращение» – чарующая комедийная драма о трёх поколениях женщин, сыгранных блестящим актёрским ансамблем.
Раймунда (Пенелопа Крус) и Соле (Лола Дуэньяс) – сёстры, выросшие в маленькой деревне, но сейчас обе живут в Мадриде. Раймунда – со своей дочерью Паулой и мужем Пако, а Соле живёт одна и работает в парикмахерской. Их родители умерли три года назад, но призрак матери вернулся, чтобы завершить незаконченные дела. Тем временем Паула убивает Пако, который пытался её изнасиловать, а Раймунда прячет его труп и признаётся дочери, что он не её отец. И это не все секреты, которые раскроются в ходе раскручивания сюжета.
Фильм удостоился множества премий; коллективная награда «Лучшая актриса» на Каннском кинофестивале досталась сразу шести исполнительницам. Пенелопа Крус, впервые снявшаяся у Альмодовара, номинировалась на «Оскар». Это одна из лучших работ испанского режиссёра.