Тезисы лекций что это
Что такое тезис? Определение тезиса простыми словами. Тезисный план — что это и как составить? Пример тезиса. Как выделить тезис из текста?
Каждый доклад, сочинение или изложение можно разложить на тезисы. Они представляют собой утверждения, из которых состоит материал. В этой статье мы расскажем, что такое тезис, приведем его определение и несколько примеров.
Что такое тезис? Определение тезиса
Слово «тезис» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «утверждение, установка». Это слово широко используется во многих сферах науки, искусства и философии. Тезис позволяет выделить из текста или исследования наиболее важные мысли. Например, если человек написал длинное рассуждение на какую-либо тему, тезисы позволяют разобраться в статье, не читая полный текст и пропуская этап размышлений автора. Именно поэтому тезисом называется только та часть текста, в которой соблюдена ясность и краткость мысли.
Определение тезиса звучит следующим образом:
«тезис — это основные мысли, кратко выделенные в одном или нескольких предложениях»
В более узком смысле тезисом можно назвать сокращенный вариант статьи. Поэтому тезис часто путают с аннотацией. В чем же разница между этими понятиями? Аннотация и тезис отвечают на разные вопросы. В аннотации говорится о сути статьи и ее содержании. Тезисы же дают понять, какие утверждения и выводы рассматриваются в статье.
Как составить тезисный план?
Тезисный план текста можно сравнить с его кратким содержанием. Чтобы составить тезисный план, нужно прочитать материал и выделить из него основные мысли, после чего записать их максимально коротко и ясно. Попробуем составить тезисный план на примере русской народной сказки «Колобок».
В плане пропущена история о том, как колобок готовился, почему он укатился, как именно он обхитрил зайца, волка и медведя, и почему был съеден лисой. Тезисный план отражает только основные мысли сказки.
Пример тезиса
Допустим, мы пишем статью о важности постоянного обучения. В данном случае тезис будет звучать следующим образом:
«Чтобы преуспеть в жизни и построить успешную карьеру, нужно постоянно учиться»
Это главная мысль статьи, ее вывод. В самой статье мы будем этот тезис объяснять и доказывать:
«Чтобы стать успешным человеком, нужно прилагать как можно больше усилий. Успешные люди часто идут на риск, пробуют новые пути развития. Но для того, чтобы рисковать, нужно хотя бы иметь представления о результатах и последствиях риска. А для этого нужны знания. Поэтому важно постоянно учиться».
Абсолютно любую статью можно разложить на тезисы по этому примеру.
Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.
Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.
Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.
Определение тезиса — что это такое
Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.
В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.
Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.
В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.
После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.
В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.
Тезисный план — как писать научные тезисы
Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.
Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.
Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:
Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.
Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.
Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.
Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)
Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.
В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.
Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло». Тезис данной работы сформулируем так:
Ремесленников тысячи, творцов – единицы.
Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:
К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры. Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».
Например, в «Мастере и Маргарите» главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.
Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.
Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.
Пример тезиса по направлению доброта и жестокость
Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:
Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.
Предлагаем следующие аргументы:
В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.
Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.
Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.
Пример тезиса по теме «Отцы и дети»
Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:
Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.
Аргументы могут быть такими:
Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.
Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.
В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.
С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.
Тезисы по направлению «Мечта и реальность»
Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.
Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:
Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.
Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.
Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.
Краткое резюме
Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.
Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.
Как правильно написать тезисы доклада на конференцию: виды, пример, правила и образец оформления
Создать научную работу – это одно. А вот выступить на конференции, предоставить сильные факты, быть интересным, не дать слушающим заскучать, да и предстать перед сотней незнакомых лиц – задача не из легких.
В подготовке к конференции есть что-то похожее на приготовление к защите диплома. Но есть и свои нюансы.
Хотите больше полезной информации и свежих новостей каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм.
Почему так важно знать, как пишутся тезисы на конференцию?
Участие в научной конференции – это предел мечтаний любого ученого. Именно там собираются все авторитетные личности, которые заметят или не заметят ваши светлые мысли.
Знание того, как правильно написать и оформить тезисы на конференцию, многим пригодится еще раньше. Еще в школе у особо успешных учащихся есть возможность поучаствовать в таком мероприятии. Еще пример – студенческие годы, когда молодые ученые начинают делать свои первые шаги в науке.
Успешное выступление на конференции станет уверенной заявкой на участие в научном сообществе. Если вас заметят (в хорошем смысле), в будущем можно достигнуть больших высот.
И еще один момент, почему так важно следовать правилам написания тезисов для конференции: плохая подготовка представит в невыгодном свете основной научный труд, а порой – и личность самого автора.
И наоборот, хорошая структура, грамотный план и соблюдение всех требований тезисов на конференцию позволят получить сразу несколько преимуществ:
Обратите внимание, что отмеченные комиссией тезисы имеют все шансы быть бесплатно опубликованными в сборниках научных статей, сборниках конференций и т.д.
Что такое тезисы для конференции
Написание тезисов на конференцию представляет собой процесс сбора в единое целое взаимосвязанных и логически выстроенных основных положений всей научной работы (курсовой, дипломной, научной статьи), где должны быть приведены основные доказательства и обоснования.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, доклада, статьи, курсовой или дипломной работы.
Есть несколько основных целей написания тезисов:
Если ближе познакомиться с требованиями к оформлению тезисов для конференции, можно уловить четкое сходство с написанием доклада для дипломной работы. Здесь так же нужно соблюдать маленький объем – всего 2-3 листа формата А4, на которых отображены основные идеи полной научной работы.
Образцы тезисов для научной конференции:
Виды тезисов
Перед тем как делать тезисы к конференции, стоит хорошенько изучить их по следующим признакам:
Вот мы и рассмотрели основные моменты, как оформляются тезисы для конференции. А теперь перейдем к главному: как их написать?
Как писать тезисы на конференцию: правила и образец
Структура этого вида работы будет полностью зависеть от того, по какому типу тезисов вы решили работать.
Если пишется текст, который будет описывать поставленную проблему, в него должны входить следующие информационные блоки:
Если пишется текст по результатам исследования, лучше использовать немного другую структуру:
А вот образец того, как пишутся тезисы на конференцию по примеру работы с новыми методиками:
Требования к тезисам на конференцию: как правильно оформляются
Перед началом работы обязательно обратитесь к научному руководителю. Он должен показать, как выглядят тезисы к конференции, показать примеры и образцы, как их делать, а также как оформлять.
Кроме научного руководителя предоставить правила к оформлению может организационный комитет, проводящий конференцию.
Крайне важно уделить оформлению особое внимание. Ошибки и неточности могут стать причиной отказа в выступлении. Почему все так строго? Просто любые отклонения могут стать причиной срыва сроков верстки работ и их дальнейшего размещения в библиотеках и изданиях.
И вот основные правила оформления:
В заголовке работы должны быть указаны данные автора: его фамилия, имя, отчество, место учебы/работы, страна и город. Иногда требуется выполнять аннотация тезисов на конференцию, но такое бывает крайне редко. Поэтому мы не будет останавливаться на этом пункте.
Главное – определить четкий алгоритм создания тезисов к конференции. Вот вам в помощь чек-лист, с помощью которого вам удастся сделать настоящую «бомбу» и «взорвать» научный мир своим выступлением:
Не волнуйтесь. Если уж вы дошли до того, что хотите участвовать в конференции, то больше половины этих требований уже прочно сидит в вашей голове. Ну а если время беспощадно летит, а вы не можете выкроить и минутки на подготовку, вовсе не обязательно отказываться от участия. Можно ведь просто обратитсья за тезисами на конференцию у специалистов студенческого сервиса и спокойно наслаждаться миром фактов, научных докладов и глубинных знаний.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Из опыта работы по теме «Как составить тезисы»
учитель украинского и
русского языка и литературы
МОШ І – ІІІ ступеней № 21
Как составить тезисы
Мы учимся не для школы, а для жизни.
Формирование грамотного, эстетически развитого, творческого читателя, который ощущает радость открытия при общении с художественным произведением, способного к сопереживанию – процесс продолжительный, но необходимый. Именно от читательской культуры и отношения к ней зависит общая духовная культура личности и система её собственных ценностных ориентиров.
Способность воспринимать художественные произведения, оценивать их на основе собственных чувств, личные читательские интересы, эстетические предпочтения читателя создают ценностно-ориентированный аспект культуры чтения.
Важное место в работе словесника принадлежит развитию ученического творчества. Учитель систематически работает над активизацией творческой мысли обучаемого: в процессе идейно-художественного анализа литературного произведения; во время написания рецензии и откликов на самостоятельно прочитанные книжки; на семинарских занятиях, где ученики защищают сообщения, подготовленные на основе дополнительных источников.
Не только в школе, но и в повседневной жизни школьники должны уметь критически воспринимать информацию, выступать с сообщениями, принимать участие в дискуссиях.
Нам предстоит расширить сведения об основных признаках научного стиля, сформировать понятия о тезисах как одном из видов самостоятельной работы с литературой, ознакомиться с требованиями к составлению тезисов.
Тезисы – это основная мысль, раскрываемая в размышлении. Они существенно отличаются от плана, передавая содержание произведения, основные выводы автора. С помощью тезисов кратко передаётся то, о чём подробно излагается в книге или статье. При составлении тезисов приходится работать с каждым абзацем, выделять каждую мысль, освещённую автором, факты, примеры, которые её подтверждают.
Начиная работу над составлением тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение в целом. Далее необходимо продумать основные идеи работы или её составляющих, изложить их в виде последовательных пунктов. В тезисы не включается детальный фактический материал, помещённый в книге или статье. Поэтому тезисам присуща некая прерывистость изложения.
Различают виды тезисов:
Цитатные – отбор авторских тезисов из текста. Выписываются основные положения, выдвинутые автором, и размещаются в определённой последовательности в соответствии с развитием авторской мысли;
Свободные – формирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. Необходимо найти в тексте основные авторские мысли, по-своему их интерпретировать и записать в определённой последовательности;
Смешанные – цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются;
Простые – тезисы отображают главную мысль части в виде утверждения или отрицания чего-либо;
Сложные – помимо утверждения мысли, содержится её доказательство.
Таким образом, тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста, вмещающие суть высказанного автором (доклада, лекции, сообщения).
Порядок работы при составлении тезисов:
Прочитать весь текст, если он небольшой, либо раздел, если текст велик по объёму.
Продумать содержание текста, найти и проследить основные положения, выдвинутые автором.
Изложить основные авторские мысли в виде последовательных пунктов.
Требования к составлению тезисов:
Формулировать мысли чётко и кратко, но самобытность формы должна сохраняться, не взирая на некоторую прерывистость.
Каждое положение содержит в себе одну мысль.
Составлять тезисы по абзацам. Иногда один тезис может объединять несколько абзацев.
Записывая тезисы, нумеруем каждый, пропускаем строку между ними; в каждом тезисе желательно выделить главное слово и отметить логическое ударение.
Если произведение объёмное, то в конце каждого тезиса указываем номер страницы текста. Если небольшой – источник изложения.
Известно, что записи помогают сохранить в памяти прочитанное. Они дисциплинируют, заставляют погрузиться в содержание, приучают выделять главное, способствуют крепкому усвоению, повторению и закреплению информации.
Если план помогает представить структуру текста и назвать его основные темы, то тезисы раскрывают сущность все текстовой информации.
Памятка для учащихся «Как составить тезисы статьи»
Предварительно ознакомься со статьёй. Обдумай цель, которую ставишь перед собой, приступая к работе.
Внимательно прочитай статью, определи её основную мысль.
Раздели статью на смысловые части, определи все микротемы.
Сформулируй пункты плана, логично связав между собой.
Выбери для тезисов основные идеи и положения, отдели важные детали от подробностей и запиши их словами автора и собственными словами, придерживаясь определённой последовательности.
Руководствуйся главным принципом конспектирования чужого текста – не допускать перекручивания содержания.
Особенности составления тезисов
Тезисы – кратко сформулированные основные положения прочитанного текста.
Прочитайте тези статті О. Гончара «Цвіт слова народного». Спробуйте відтворити зміст статті.
Класична українська література показала приклад того, як треба ставитись до народної мови, цього цілющого для художника джерела.
Творчість народу у царині слова.
Енергія слова – з енергії душі. Убога стилістика є породженням убогої думки.
Найвища майстерність художника слова – у його вірності життєвій правді, яка вбирає в себе правду народної мови.
Пускай путеводной нитью для каждого послужит пословица: «Мудрец способен читать и строчки, и между строчками».
Примерные темы межпредметных проектов
А. «Гордость Донбасса – люди»
« Наши знаменитые земляки»
Цель: углубить сведения об истории родного края, о жизненном подвиге выдающихся деятелей культуры, искусства; развивать познавательный интерес, желание прославить родной город своими достижениями; формировать эстетические вкусы школьников, лелеять естественное чувство национальной гордости, гуманное отношение к человеку; воспитывать духовность, человечность, любовь к Отчизне, родному краю.
Б. «Мой город – моя гордость»
« Макеевка – жемчужина Донбасса»
Школьное краеведение многогранно. Оно призвано вызывать у учеников искреннее стремление защищать светлые достижения материальной и духовной жизни края, оберегать и приумножать их, продолжая традиции рода, края.
В. «За здоровый образ жизни»
Цель: воспитывать внутреннюю потребность вести здоровый образ жизни; формировать стремление к самодисциплине, к самоорганизации; совершенствовать стремление укреплять физическое и моральное здоровье; развивать речевую компетентность; воспитывать организованность, жизнелюбие.
Внедрение учителями инновационной личностно-ориентированной педагогической технологии жизнеутверждающих проектов с ориентиром на формирование ключевых жизненных компетенций обучаемых – действенный и эффективный шаг к совершенствованию компетентностного потенциала личности.
Как писать тезисы доклада
Тезисы доклада – это его основные положения, кратко сформулированные с целью лаконично (на 1–2 страницах) передать содержание текста, рассказать о целях, задачах, методах, результатах описываемого исследования и сделанных автором выводах. После знакомства с тезисами к докладу читатель должен понять суть представляемой работы, ее новизну и актуальность.
Тезисное изложение выступления заранее представляют организаторам студенческих научно-практических конференций, форумов, симпозиумов, семинаров или после окончания такого рода мероприятий используют для отчетов об их итогах.
В зависимости от специфики, полноты и композиции материала, используемого для составления текста, тезисы доклада подразделяются на два типа:
Структура тезисов доклада
Любые тезисы пишутся по стандартному шаблону:
Сформулировать тему проще после окончательного составления тезисов и доклада, когда уже не предвидится существенных корректировок материала.
Требования к оформлению
Организаторы конференций, на которых прозвучит выступление, или редакции научных изданий, где предполагается публикация сообщения, как правило, представляют примеры, как писать тезисы доклада, и прописывают технические стандарты форматирования. Несоблюдение этих требований может стать поводом отклонения заявки на участие или включение работы в печатные сборники, брошюры или электронные базы.
Если специальных предписаний нет, то опираться следует на общие правила оформления:
Образец тезисов к докладу
Попова Н. А., к. б. н., н. с.
Бутенко Н. Г., к. б. н., ст. н. с.
Институт проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины,
ул. Переяславская 23, г. Харьков 61016, Украина.
Влияние повышенной концентрации NaCl на устойчивость микроводоросли Dunaliella Salina к пониженным температурам
От правильности оформления тезисов доклада во многом зависит то, как будет оценена проведенная работа. Грамотный подход способствует полному раскрытию потенциала научного труда и привлекает к нему внимание академического сообщества.