Тип mvno что это такое
Что такое MVNO, станет ли законным использование eSIM в России и кому могут быть полезны услуги виртуальных операторов
Сейчас в мире насчитывается порядка тысячи MVNO, услугами которых пользуются до 10% всех абонентов. Основной рынок MVNO — в Европе. В России же большинство людей вовсе не знает о том, что в одном мобильном устройстве может быть агрегирована связь сразу от нескольких БС, что позволяет всегда быть на связи с лучшим сигналом. Разберёмся подробнее.
Какое будущее ждет рынок мобильной связи, кроме как улучшение качества предоставляемых услуг, например, за счет внедрения нового поколения мобильной связи – нашумевшее 5G. Сейчас в России активно развиваются MVNO – виртуальные операторы сотовой связи, благодаря которым не нужно выбирать отдельного оператора, а можно пользоваться всеми сразу.
Пока доля виртуальных операторов в России не превышает, по некоторым оценкам, 4% от общей абонентской базы. Некоторые известные бренды выпускают собственные сим-карты, которые используют инфраструктуру других операторов. Например, «Сбербанк» и «Тинькофф Банк» тоже используют MVNO.
MVNO (mobile virtual network operator) — виртуальный оператор сотовой связи, использующий существующую инфраструктуру другого оператора, но продающий услуги под собственной маркой
В чем же преимущество виртуального оператора? Они могут договориться не с одним, а сразу с несколькими сотовыми операторами и пользоваться большим количеством сотовых вышек. Где бы ни находился клиент, его телефон автоматически найдет сеть с более устойчивой связью и подключится к ней. За счет этого создается лучшее покрытие. При этом не нужно иметь в телефоне несколько сим-карт, чтобы использовать их в разных местах, в том числе и за границей.
Для идеального покрытия в России у виртуального оператора должна быть договоренность со всеми четырьмя крупнейшими операторами сотовой связи: МТС, Мегафон, Билайн и Теле2.
Мало кто знает, но еще в прошлом году запустился оператор Next Mobile – первый мобильный оператор, который обеспечивает покрытие всех ведущих сотовых компаний России. Это достаточно молодой оператор, который взаимодействует с клиентами полностью онлайн: первичная заявка оформляется через сайт, а управление аккаунтом и контроль баланса – с помощью мобильного приложения. Абоненты Next Mobile автоматически переключаются на сотовую сеть с более устойчивой связью. При этом у клиентов нет необходимости использовать разные сим-карты. Запуск Next Mobile – интересный кейс, принципиально отличающийся от остальных российских MVNO.
При автоматическом выборе телефон сам выбирает самый сильный сигнал, но можно выбрать сеть вручную. Нетрудно догадаться, что T – Tele2, B-Beeline, M-MTS, MF – Мегафон.
В компании также рассказали, что операторы сейчас работают над возможностью установки eSIM, когда клиенту даже не придется менять сим-карту: вся установка будет происходить удаленно.
«Основное развитие MVNO в скором будущем будет напрямую связано с развитием удаленной идентификации и eSIM. Эта технология позволяет удаленно, не встречаясь с клиентом, устанавливать eSIM на телефон и управлять ей. Дальнейшее развитие рынка будет в этом направлении. Next Mobile обладает собственной высокотехнологичной инфраструктурой. В частности, это программное обеспечение для всех видов связи, что нехарактерно для большинства MVNO не только в России, но и мире. Уникальность проекта обеспечивается за счет собственной инфраструктуры, которая включает в себя HLR, STP, GMSC, GGSN, SMSC, CGW, BSS, DPI, SRF, COPМ 1,2,3 с возможностью кастомизации под различные бизнес задачи. Также компания выступает в роли агрегатора MVNO, обеспечивая на собственной платформе запуск новых виртуальных операторов для других бизнесов в очень сжатые сроки при минимальных вложениях»
Председатель Совета директоров Next Mobile
В странах ЕС и в США доля MVNO достигает 15%. Например, исследование McKinsey показало, что в Германии в конце 2019 года виртуальные операторы занимали 37% рынка мобильной связи, в Великобритании — 16%, в США —13%. По данным экспертов, к концу этого года услугами MVNO на европейском континенте могут пользоваться более 110 млн человек. Но наиболее объемным как по количеству абонентов, так и операторов останется рынок в Германии. Второе место также останется за Великобританией.
«На европейском рынке MVNO принят нишевой подход – тарифы для пенсионеров, молодежи, клиентов банков, посетителей розничных сетей, бизнесменов. Next Mobile пошел именно по этому пути. Наша уникальная технология Автоматически безупречного соединения (АБС) – интересна для людей много путешествующих по России и миру. Для них критически важно всегда быть на связи»,
Председатель Совета директоров Next Mobile
Таким образом, мы видим, что в России уже созданы и вполне успешно функционируют технологии, которые позволяют сделать нашу жизнь ещё комфортнее. По сути, MVNO может быть полезным действительно очень широкой аудитории: от крупного бизнеса, филиалы которого разбросаны по всей стране; производителей устройств, которым важно быть на связи 24/7 (кассы, банкоматы, системы безопасности, сигнализации, логистические перевозки, автомобили) и не быть привязанным к сигналу одного оператора, до путешественников, которые исследуют далёкие точки России и даже мамочек, которым предельно важно ежесекундно быть на связи со своим ребёнком.
Что такое виртуальный оператор связи,как они работают
Виртуальные операторы связи — что это?
Российский рынок мобильной связи поделили 4 крупных компании: Билайн, МТС, Мегафон, Теле2. «Подвинуть» большую четверку и отвоевать часть рынка — задача из разряда невыполнимых. Для этого потребуется большое количество ресурсов — не только денег, но и административных связей.
Мелкие компании вынуждены конкурировать на поле «виртуальном». Они закупают сетевые ресурсы у крупных компаний — представителей «большой четверки» — и используют их инфраструктуру для продажи своих услуг. Статистика за 2017 года говорит о следующем: число абонентов, которые пользуются услугами виртуальных операторов в России, составляет 6 миллионов человек. Сбором данных занималась компания «ТМТ консалтинг».
Некоторые компании используют MVNO для дополнительной монетизации клиентской базы. Хорошим примером являются Ростелеком, Тинькофф Мобайл, ВТБ Мобайл и другие. На первый взгляд может показаться, что операторам мобильной связи не выгодно плодить конкурентов и предоставлять им инфраструктуру для развития. На практике, в такой схеме представителям «большой четверки» не нужно тратить собственные ресурсы на привлечение новых клиентов.
Почему «виртуальные»?
В современных условиях создать «реального» сотового оператора практически невозможно за любые деньги.
Всё упирается в лицензии на соответствующие диапазоны частот и технологии связи, которые становятся объектом дележки на самом высшем уровне.
При этом админресурс задействуется направо и налево – достаточно вспомнить еще «шведский» Tele2, которому вопреки всякой логике так и не досталось лицензии на 4G.
Так что повторить успех Ростелекома, превратившего «большую тройку» в «четверку» в обозримом будущем больше ни у кого не выйдет – почти все мелкие региональные игроки уже прибраны к рукам и поглощены.
Новичкам места нет — возникла «естественная олигополия».
Поэтому те, кто хочет по тем или иным причинам предоставлять услуги под собственной торговой маркой, вынуждены покупать сетевые ресурсы у одного из хозяев рынка. Зачастую – вместе с личным кабинетом и биллингом.
Виртуальные сотовые операторы в России
Отечественные MVNO работают на материнских сетях Tele2, МТС, Билайн и Мегафон. В число операторов, которые работают на базе Теле2, входят:
Операторы, которые используют инфраструктуру Билайна (сети Вымпелком):
MVNO, которые работают на сетях МТС:
Операторы, которые используют инфраструктуру Мегафона:
Стоит ли пользоваться услугами MVNO
Очень серьезный вопрос. После отмены «мобильного рабства» абоненты переносят свой номер к любому выбранному оператору, в том числе и виртуальному.
И жалоб на проблемы с таким переносом как «туда» так и «оттуда» очень много.
Перебраться от одного члена «большой четверки» к другому куда безопаснее.
А то и вовсе отказаться – сотрудники проинструктированы на такой случай, и стараются удержать «голосующего ногами» с помощью какой-нибудь персональной плюшки.
Да, тарифы у MVNO часто очень привлекательны – первое время, пока идет «раскрутка». Впоследствии «халява» подвергается жесткой коррекции в одностороннем порядке.
Можно сказать о том, что меньше опасений внушают бренды, за которыми стоит кто-то финансово «толстый»: Ростелеком (собственно Ростелеком), СберМобайл (Сбербанк), Тинькофф Мобайл (ТКС Банк).
Но и это не панацея: например, лихо стартовавший Связной Мобайл (сеть салонов «Связной»), подключивший с конца 2013 года 800 тысяч(!) абонентов, уже в 2015 году был заморожен. Выводы делайте сами.
Нюансы виртуальных сотовых операторов
Что мы знаем об ускорении мобильного интернета?
Но не все смартфоны и не все сотовые операторы поддерживают данную опцию. Чтобы узнать, поддерживает ли 4G+ твой телефон, нужно установить программку Network Signal Guru (требует Root-прав доступа). Информацию по работе оператора в этом режиме нужно уточнить на его официальном сайте.
Однако, даже при счастливом совпадении этих двух исходных данных, сигнал может быть очень нестабильным и скорость не соответствовать заявленной.
Вообще, скорость работы мобильного интернета зависит от правильной настройки точки доступа в телефоне, от уровня сигнала сети в месте вашего пребывания, а также от времени суток — в вечернее время, когда все зависают в интернете, скорость будет падать.
Как повысить скорость интернета Yota 4G, Мегафон, МТС и Билайн?
Поговорим для начала про популярную Йоту, Для того, чтобы исправить эту печальную ситуацию, необходимо:
- Зайти в «Настройки > SIM карты и мобильные сети > Имя оператора (Yota, Мегафон, МТС, Билайн) > Точки доступа > Имя оператора
и выбрать в разделе «Владелец» «LTE» или «4G» в качестве стандарта передачи данных
Далее идем в настройки точки доступа и в качестве APN прописываем client.yota.ru, вместо yota.ru, internet.megafon.ru вместо internet для Мегафона, client.mts.ru вместо internet.mts.ru для МТС, home.beeline.ru для Билайн — некорректные значения могли быть заданы при автоматическом получении настроек от оператора.
Поскольку Йота является виртуальным оператором, для нее меняем «Тип MVNO» на IMSI. Для остальных операторов в данном пункте указывать ничего не нужно. После чего сохраняем настройки и перезагружаем телефон.
Читайте также: Яндекс метро не работает
Результаты теста скорости Yota ДО применения настроек
Результат стабильности интернета Йота ПОСЛЕ
Увеличение скорости в Speedtest после изменений настроек мобильного интернета
В этой статье рассмотрим основные настройки для мобильной сети, выбор оператора (в ручном или автоматическом режиме), выбор типа сети и подключение роуминга.
Все настройки мобильной сети доступны при вставленной сим-карте.
Заходим в Настройки – Сеть и интернет – Мобильная сеть.
Здесь доступны следующие настройки:
Насколько легко запустить MVNO?
Сейчас столько компаний запускают виртуальных операторов, что кажется – это очень легко. Итак, для открытия своего виртуального оператора компании проходят ряд этапов:
Вся процедура запуска виртуального оператора может занимать от 5 до 8 месяцев. Что касается стартового капитала, то минимальная сумма для открытия составляет порядка 50 миллионов рублей.
Виртуальные операторы по типам
Крупные банки и компании запускают собственных операторов связи, так как некоторые виды бизнеса нуждаются в них. В результате этого их разделили по отраслям.
Основные виды виртуальных операторов такие:
Как перейти на виртуального оператора и что нужно учесть
Стать абонентом виртуального оператора просто – для клиента процесс не отличается от подключения к обычному оператору. Для этого потребуется:
Важно учитывать, что можно сделать переход с сохранением номера (по технологии MNP). Для этого потребуется написать заявление, которое предоставит сотрудник салона связи. Это может стоить до 100 рублей.
При смене оператора, как и всегда, нужно учитывать некоторые тонкости:
Малоизвестные компании, или однодневки могут собрать данные или продать. Также не исключено, что полученные данные будут использованы с целью мошенничества.
Как добавить точку доступа APN?
Добавление точки доступа APN происходит в автоматическом режиме со стороны оператора. Вам приходит смс с конфигурацией доступа к интернету и mms. Вам нужно лишь применить/сохранить настройки.
Но иногда требуется настроить точку доступа вручную. Разберем далее, как это сделать.
Открываем Настройки – Сеть и интернет – Мобильная сеть – Точки доступа (APN). Жмем на плюсик (добавить).
Большинство настроек вообще не нужны и не используются российскими операторами. И раз процесс настройки APN проходит в автоматическом режиме (а не как было 5 лет назад), заморачиваться и запоминать все настройки не имеет смысла.
Речь об MVNO — эта аббревиатура расшифровывается как Mobile Virtual Network Operator — виртуальный оператор сотовой связи. Суть их работы очень проста: они оказывают услуги, не имея своей сотовой сети, а арендуя ее, например, у той же «большой тройки». Дело в том, что у каждого «полноценного» оператора возможности сети по обслуживанию абонентов всегда несколько выше, чем этих абонентов есть на самом деле. То есть имеется определенный простаивающий ресурс, который можно продать за какие-то деньги: это лучше, чем если он останется никем не востребованным.
Конечно, себе в убыток операторы свой сетевой ресурс продавать тоже не будут, но MVNO зарабатывают на том, что покупают этот ресурс (т. е. трафик) оптом, а продают в розницу обычным абонентам: схема простая.
MVNO и «корпоративные» SIM-карты
Не стоит путать MVNO с различными предприятиями, которые подключают частных лиц на корпоративные тарифы.
Рекламу таких компаний можно увидеть не только в интернете, но и на улицах. Смысл в том, что предприимчивые сотрудники операторов оформляют какое-нибудь ООО с незамысловатым названием, выписывают на него сколько-то «красивых» номеров и требуют от родной компании специальные условия для такого «корпоративного» клиента, зарабатывая на разнице: пока абоненты не приносят оператору убытков, руководство на такие схемы не будет обращать внимания, как показывает практика.
Главный минус тут один: сколько проживет каждое такое созданное небольшое предприятие, на которое оформлены корпоративные номера, на приемлемых для вас условиях? Ведь номер, подключенный через него, принадлежит не вам, а самому предприятию, и уйти с ним в другое место может быть затруднительно.
Впрочем, и MVNO тоже может бесследно исчезнуть. Кто вспомнит сегодня, например, «Просто для общения» или «Зенит Мобайл»? Но абонент MVNO — сам хозяин своего номера и вправе выбирать, что с ним делать дальше.
По опыту исчезнувших виртуальных операторов, номер по умолчанию переводится на базового оператора (у которого компания арендовала сотовую сеть), а дальше уже можно выбрать тариф из числа действующих.
Кстати, о тарифах и операторах: при выборе MVNO важно знать не только цену, но и базового оператора, поскольку вы получите ровно то же покрытие и качество, что и у него. В первой части рассмотрим несколько вариантов экономического класса.
Тарифы эконом-класса
Предложений без абонентской платы с поминутным списанием средств на рынке почти нет. Однако до сих пор теплится жизнь, например, проекта «А-Мобайл» («Ашан» на базе МТС): сайт его закрыт, но в гипермаркетах можно купить стартовый пакет с тарифом «А-Мобайл 2010», в рамках которого предлагается звонить по 2,5 рубля за минуту на мобильные телефоны и по 4,5 рубля — на городские (здесь и далее — тарифы для Москвы; в регионах они могут быть ниже). 90 копеек стоят звонки другим абонентам «А-Мобайл», но главное преимущество — это 15 минут бесплатных звонков на номера «А-Мобайл» в день. Кроме того, за 5 рублей в день можно безлимитно обмениваться SMS-сообщениями с абонентами «А-Мобайл»: без опции они стоят 80 копеек. SMS на номера других операторов обойдутся в 1,60 руб.
«Посмертие» MVNO
За годы существования мобильной связи в России было создано несколько десятков MVNO, начиная с первого, Корбина Телеком, работавшего еще в сети DAMPS. Из которых в настоящее время функционирует хорошо если пятая часть
Ответы на частые вопросы
Не мешают ли виртуальные операторы реальным получать прибыль?
Важно понимать, что зачастую MVNO являются дочерними компаниями мобильных операторов. Именно поэтому они не будут мешать получать прибыль. Благодаря такому сотрудничеству компании получаю новых клиентов. Мало того, что новые клиенты приносят доход, они позволяют получить необходимую для оператора информацию.
Полученную информацию могут использовать в личных целях, так и продать третьим лицам. Например, Тинькофф Банк запустил «Тинькофф Мобайл» на базе Tele2, который не только повышает лояльность клиентов, но и дает много полезной информации. Благодаря полученным данным кредитор делает предложения по кредитам новым клиентам.
Будет и с каждым годом увеличиваться количество виртуальных операторов?
Безусловно, в ближайшем времени будет увеличение виртуальных операторов на рынке связи. Это объясняется тем, что посредники могут быстро и удобно создать своего оператора, с целью получения прибыли.
Однако многие эксперты прогнозируют, что на рынке останется только крупные компании (такие как Тинькофф или Сбербанк), которые предлагают услуги уже действующим клиентам.
Что делать, если компания уходит с рынка, а на счете остаются деньги?
Как правило, в такой ситуации клиент сразу становится клиентом основной компании. При этом ему обязательно направляется уведомление через смс-сообщение. Пользоваться услугами в рамках нового тарифа или нет, клиент решает сам и при необходимости расторгает договор и забирает остаток неиспользованных денег.
Почему виртуальные операторы востребованы?
Никто не хочет платить много за услуги сотовой связи. Виртуальные операторы часто предлагают качественные услуги по доступным ценам. При этом многие компании делают акцент на свою клиентскую базу. К примеру, для студентов предлагают пакет с минимальной абонентской платой и безлимитным трафиком на интернет.
Зачем банкам и соцсетям виртуальные операторы?
«ВКонтакте», «Сбербанк», РЖД… всем внезапно захотелось иметь собственных операторов мобильной связи. Зачем крупные компании перепродают услуги, которые по и так небольшой цене предлагает «большая четвёрка»? Виртуальные операторы создаются с разными целями и предлагают абонентам различные услуги и бонусы. Мы расскажем, чем они отличаются и есть ли у них будущее в России, и какая от них выгода пользователям.
Кто такие виртуальные операторы?
Знаете, какой главный признак насыщенности и зрелости рынка сотовой связи? Нет, это не проникновение в 200 и более процентов — когда у каждого жителя, включая младенцев, по две «симки». И не дорожащие своим номером абоненты. И даже не поглощение независимого сотового ритейла операторским. Главное — бурное развитие виртуальных операторов, MVNO. Их распространение означает, что базовые операторы уже освоили все найденные ими рыночные ниши и при этом всё ещё имеют свободные ресурсы сети, которые было бы неплохо продать дёшево оптом тем, кто сможет их продать дороже и в розницу.
MVNO (Mobile Virtual Network Operator) — компания, продающая конечному потребителю услуги сотовой связи, но не обладающая собственной инфраструктурой для предоставления таких услуг. В зависимости от бизнес-модели конкретный виртуальный оператор может иметь только часть необходимой инфраструктуры (например, радиоподсистемы, как Yota) или не иметь инфраструктуры вообще, как, скажем, операторы «туристических» SIM-карт.
Говоря о виртуальных операторах, очень легко запутаться в терминологии. Под собственно MVNO здесь подразумевают тех, кто работает с конечным потребителем, занимается маркетингом и продажами. MNO (Mobile Network Operator) — это сам оператор, владеющий физической сетью.
Есть ещё агрегаторы виртуальных операторов — MVNA (Mobile Virtual Network Aggregator). Смысл их существования в том, что классическим «большим» операторам невыгодно работать напрямую со множеством мелких «виртуальщиков», продавая им трафик в небольших объёмах: проще продать одному игроку «крупным оптом».
Похожую роль выполняют MVNE (Mobile Virtual Network Enabler). Их отличие от MVNA заключается в том, что они фактически позволяют создать MVNO с нуля, не имея вообще никакого «железа». То есть они по совместительству предоставляют весь back-end: биллинг, администрирование, облачные элементы сети.
Схема взаимодействия между MNO, MVNE, MVNA и MVNO
Виртуальные операторы в зависимости от схемы работы делятся на четыре вида. Full MVNO — чужая только радиосеть. Light MVNO — чужие радиосеть, маршрутизация и коммутация, а также магистральные каналы. Second Brand — все приложения и услуги от базового оператора. Branded Reseller — MNO отвечает ещё и за поддержку клиентов, биллинг и платежи, настройку абонентского оборудования, оставляя MVNO только продажи и маркетинг.
Важно не путать MVNO с так называемыми «колхозами». Это распространённая в России схема перепродажи трафика. В её рамках сотрудники корпоративного отдела операторской компании создают юрлицо, подключаемое на особых условиях — как корпоративный клиент с тарифами дешевле рыночных. Затем желающим сэкономить перепродают этот трафик.
Какие есть MVNO и какие выгоды они предлагают?
Дискаунтные MVNO. По такой модели работает большинство виртуальных операторов: 26% в мире, по данным «Ассоциации GSM» за 2015 год. Обычным операторам экономные абоненты не очень интересны из-за низкого ARPU (средняя выручка в расчёте на одного абонента). «Виртуальщики» же могут на выгодных условиях предлагать одну основную услугу, а зарабатывать на продаже дополнительных услуг по более высоким ценам. Например, классический вариант — бесплатные разговоры в пределах группы абонентов — семья или даже все пользователи этого оператора. При этом вызовы другим абонентам — платные и стоят дороже рынка. По такой схеме в России до 2010 года работал MVNO «Просто для общения». Сейчас похожий принцип действует в «Атласе» и «Поговорим» (см. ниже), хотя их нельзя назвать классическими дискаунтерами — бизнес-модель данных операторов сложнее.
Телеком-MVNO. На втором месте по распространённости в мире — 20% от всех виртуальных операторов. В этом случае оператор фиксированной связи создает MVNO для предоставления конвергентных, то есть составных услуг. Самый простой пример: абонентам предлагается удобство «одного окна» для расчётов за фиксированную и мобильную связь. В более сложных вариантах можно привязать фиксированные номера к мобильным на базе виртуальной АТС. Яркий пример такого MVNO — МГТС.
Связь за бонусные баллы. Оператор «Атлас», работающий по модели Freemium и ориентированный, судя по особенностям коммуникации, на школьников и студентов, наделал много шума. Чем-то он похож на дискаунтер, и за связь здесь можно вовсе не платить. Пользователю требуется скачать приложение, основная цель которого — накопление «Атласов», специальной внутренней валюты. Ей и оплачиваются услуги связи, выходящие за пределы скромного бесплатного пакета. Так, за покупки на AliExpress дают кэшбек 4%, booking.com — 2%, 1% принесёт Aviasales, 2% — MediaMarkt. Есть также другие интернет-магазины: Lamoda, myToys, «Мебелион», «Иль де Ботэ», «Связной» и прочие.
MVNO для мигрантов (12% от общего количества). У нас представителями данного типа операторов являются Aiva Mobile и Sim Sim. Они делают упор на дешёвые международные звонки, а также обеспечивают поддержку на иностранных языках. В России это узбекский, таджикский и т.п.
Retail-MVNO (12% от общего количества). Цель таких операторов — повысить лояльность клиентов той или иной розничной сети либо бренда. Проекты мобильной связи от ритейлеров были у «Ашана» и «Связного». Существовал оператор «Зенит Мобайл» для фанатов одноимённого футбольного клуба. Все они уже прекратили существование, поскольку не смогли предложить рынку ни особенно интересных условий, ни уникальных услуг. Например, «Зенит» мог похвалиться SMS-трансляциями матчей, но настоящий фанат смотрит матч на стадионе, в баре или дома по телевизору. А у «Связного» можно было зарабатывать бонусы по типу кэшбека, но от денег, которые средний абонент тратит на связь, получить мало-мальски заметную сумму не представлялось возможным.
Контент-MVNO. На Retail-MVNO похож и VK Mobile — оператор от «ВКонтакте». Здесь тоже идёт речь о лояльности бренду. Голос и SMS не включены, зато включены некоторые платные услуги самой соцсети: в идеале получается, что и дополнительные услуги продали, и на голосе и SMS заработали.
Абонентам предоставляется безлимитный трафик на сервисы этой соцсети и 2 ГБ Интернета на другие сервисы.
Правда, если добавить хотя бы две минуты разговоров в день, то тарифные планы обычных операторов окажутся значительно привлекательнее. Здесь оператор рассчитывает на очень узкую специфическую группу абонентов, которая не общается за пределами «ВКонтакте». Это коррелирует с желанием соцсетей замыкать весь трафик и контент внутри себя.
Банковские MVNO на первый взгляд похожи на ритейлерские. Пока на рынке присутствует только продукт «Сбербанка» под названием «Поговорим», но интерес к теме проявили и другие банки, такие как «Открытие» и «Тинькофф». Последний обещает запустить полноценного оператора с собственным кодом сети, выделенным диапазоном номеров и SIM-картами, а также своими тарифами и набором услуг.
Главная особенность предложения от «Сбербанка» — предоставляемый всем абонентам бесплатный пакет услуг: 50 минут местных вызовов и 500 МБ интернет-трафика. Это вполне покрывает потребности малоговорящих абонентов.
Тарифные планы тоже привлекательны, но для банка «виртуальщик» решает несколько иные задачи, нежели для ритейлера. Во-первых, банк за счёт этого экономит 30-40% на рассылке SMS-уведомлений, которых отправляется до нескольких миллионов в день. В противном случае пришлось бы платить SMS-агрегатору. Во-вторых, оператор для банка — инструмент дата-майнинга: анализируя перемещения абонентов и структуру их трафика, можно получить большое количество полезной информации для скоринга, так и для оптимизации филиальной сети. В-третьих, свой оператор — это, по сути, платформа для мобильной коммерции. Попытки российских MNO выйти в данный сектор наталкиваются на барьер недоверия: никто не готов держать на мобильном счету сумму большую, чем требуется для оплаты связи, поскольку она может неожиданно списаться за роуминг, подписки и другие «непонятные» услуги. К банку же степень доверия намного выше.
MVNO для туризма и бизнеса (9% виртуальных операторов) В эту нишу входят комплексные предложения для групп абонентов со специфической структурой трафика, которым классические операторы не могут подобрать подходящих услуг. Среди них, к примеру, те, кому необходим большой объём трафика в роуминге. Сюда же можно отнести туристические «симки». В России это, например, «Телетай». Хорошо работает в своём секторе DrimSim — оператор, специализирующийся на международном Data-роуминге и через агрегатора перепродающий трафик местных операторов по всему миру по ценам, сопоставимым с местными prepaid-«симками». По аналогичному принципу функционируют Comfortway и DrimSim.
Есть ли подводные камни для абонентов?
Часто виртуальный оператор предлагает недорогой или вовсе бесплатный базовый пакет услуг. Чувствительный к цене абонент «клюёт» на бесплатные услуги в расчёте на то, что к платным будет прибегать редко или не станет ими пользоваться вообще. Но в реальности он применяет их и платит зачастую больше, чем у классических операторов. Это одна из схем заработка операторов, работающих по дискаунтной схеме. Поэтому при выборе MVNO надо чётко просчитать, не станете ли вы тратить больше, чем у обычного оператора.
Как правило, на главных страницах сайтов виртуальных операторов не указывается, на базе каких MNO построены их сети. В большинстве случаев эта информация пользователю и не нужна. Тем не менее она может оказаться полезной, если необходимо узнать зону покрытия. На чьих мощностях построены виртуальные операторы, получится выяснить, например, в соответствующей статье в Wiki.
«Сбербанковский» оператор пока работает только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Виртуальные операторы могут закрыться. Что в таком случае бывает с абонентским номером? Чаще всего он переходит на обслуживание оператором, на базе которого был построен закрывшийся MVNO. Это происходит прозрачно для пользователей. Кроме того, всегда остаётся возможность воспользоваться услугой переноса номера к другому оператору (MNP). Но тут, конечно, абоненту придётся предпринять самостоятельные действия.
Трудности развития
В нашей стране развитие виртуальных операторов пока буксует. Суммарно они обслуживают порядка 1% всех абонентов, что, с одной стороны, подтверждает тезис об их нишевости, а с другой — заставляет задуматься о правильности выбора стратегии. Если посмотреть на тарифные планы виртуальных операторов, то выяснится, что у классического оператора или его конкурентов есть идентичные предложения с небольшими непринципиальными различиями в цене. Неудивительно, что такие игроки как «Связной Мобайл» и «Просто для общения» прекратили своё существование. При прочих равных условиях абонент скорее доверится известному бренду.
Сомнительны и перспективы «Атласа»: среди его партнеров нет ни одного магазина товаров повседневного спроса вроде гипермаркетов или заправок, с покупок в которых можно получать баллы в больших количествах. Разумеется, оплатить услуги связи можно и обычными деньгами, но тарифы среднерыночные, и особенного смысла в этом нет. (За редким исключением — например, скромный пакетный тариф за 150 рублей в месяц, в то время как у MNO пакеты начинаются от 200 рублей).
Самым успешным «виртуальщиком» для массового рынка в России сегодня является Yota: около 2,5 млн абонентов на конец 2016 года. В 2017 году рост абонентской базы Yota приостановился, поскольку оператор, следуя тенденциям рынка, отказался от своего ключевого преимущества — безлимитного мобильного интернета.
А что у них?
MVNO развиты в США и Юго-Восточной Азии, но больше всего — в Европе, где насчитывается 100 млн абонентов «виртуальщиков». В основном это операторы для этнических общин, а также дискаунтеры, развитию которых способствуют исторически сложившиеся высокие цены на мобильную связь у базовых MNO. При этом MNO занимаются субсидированием абонентского оборудования: дорогостоящий смартфон с контрактом и «залочкой» под оператора можно получить практически бесплатно, и эта субсидия закладывается в стоимость тарифа, в то время как MVNO продаёт трафик дешевле без «нагрузки» в виде оборудования. В России такие схемы субсидирования невозможны из-за особенностей законодательства: абонент может уйти с дорогого тарифа без юридических последствий для себя.
Вывод
Пока в России виртуальные операторы не способны принести заметную выгоду клиентам на массовом рынке. Услуги сотовой связи и так очень дёшевы. Потенциальная экономия для пользователя исчисляется от силы сотней рублей в месяц, и инертность абонентов перевешивает. А вот в нишах, где можно сэкономить много (туризм) или получить новые возможности (телеком, банкинг), MVNO ещё поборются за место под солнцем. Зачем виртуальные операторы нужны банкам и социальным сетям, мы разобрались. Нужны ли они вам — решить можете только вы. Например, если вы уже являетесь клиентом «Сбербанка» или выходите в Интернет преимущественно ради ВК, то вторая SIM-карта с бесплатными услугами может быть интересным вариантом.
Автор текста: эксперт аналитического агентства TelecomDaily Илья Шатилин