То что мы хотим достигнуть в результате проведения исследования называется
То что мы хотим достигнуть в результате проведения исследования называется
а. индивидуума в пределах социального института;
б. личности в обществе;
+в. больших социальных групп.
2. Кто ввел термин «социология» непосредственно в научный оборот?
3. В какой временной период социология как наука возникла?
а. После Великой Французской революции 1789 г.;
+б. В первой половине XIX в.;
в. После Первой мировой войны.
4. Объектом изучения социологии как науки не является:
+б. социальная жизнь общества;
в. социальные институты.
5. Какая из функций социологии связана с выражением посредством концепций и теорий науки интересов конкретных социальных групп, политических партий и движений?
6. Общественный прогресс по О. Конту является предметом изучения следующей отрасли науки:
+а. социальной динамики;
б. социальной статики;
в. социальной статистики.
7. Кто является автором классической теории бюрократии, где впервые были сформулированы основные принципы построения и функционирования административных учреждений?
8. Кем из научных деятелей, исходя из принципа дезинтеграции любого социального организма, конфликтологическое направление в социологии разрабатывалось?
9. Общество, по мнению Г. Спенсера – это социальный организм, сходный с организмом биологическим. Что отличает социальный организм от биологического?
а. рост на протяжении всего своего существования;
+б. способность мыслить и чувствовать развита у каждого отдельного элемента;
в. дифференциация структуры элементов сопровождается соответствующим разделением их функций.
10. Совокупность элементов общества и их взаимоотношений – это:
а. кастовая система;
б. социальные институты;
+в. социальная структура общества.
11. Выделите соответствующую дефиницию для термина «социальный институт»:
а. учреждение, в котором работают социологи;
б. определенная обособленная общность людей;
+в. сложившаяся исторически, стойкая форма организации и регулирования совместной жизни людей.
12. Исторически сложившаяся в социуме система норм, правил и требований поведения, включающая в себя также нравственные ценности, устои, порядки и предписания:
13. Подберите соответствующее определение термину «гражданское общество»:
а. общество граждан;
+б. совокупность социальных отношений и институтов, которые функционируют вне зависимости политической власти, однако могут на нее влиять; общество автономных субъектов;
в. определенное обособленное множество людей, имеющих общие ценности и связанных системой отношений.
а. во времена основания Древнего Рима;
+б. во времена первобытнообщинного строя;
15. Общественное мнение как социально-политический институт – это:
а. результат, полученный в ходе проведения социологического исследования;
б. совокупность знаний разных социальных групп, основанная не на специализированной компетенции, и необходимая для повседневной жизни и взаимодействия социальных групп в местности их проживания;
+в. социальное отношение, выраженное в форме оценочного суждения, между социальными субъектами и субъектом власти по поводу содержания способов решения определенных проблем.
16. Определенное духовное образование, свойственное обществу и большим социальным группам в нем, выступающее инструментом ориентации в окружающем мире и выражающееся в виде системы чувств, взглядов, идей, теорий, на основе которых общество осуществляет самосознание и самопознание:
а. духовные ценности;
+б. общественное сознание;
17. Положение личности или социальной группы в социальной системе – это:
б. социальный набор;
+в. социальный статус.
18. Статусный набор – это:
+а. совокупность всех статусов одного индивида;
б. совокупность всех статусов в обществе;
в. совокупность всех ролей, выполняемых в переделах одного статуса.
19. Отрасль социальной психологии, разработанная Дж. Морено, связанная с исследованиями в количественном измерении структуры и межличностных отношений небольших социальных групп:
20. При проведении социологических исследований, тот, кого опрашивает социолог:
21. Первые социологические опросы в политической сфере, проведенные в США в 20е годы XIX в., позволяли определить самое общее направление политических «ветров». Они носили название:
а. «флюгерные» опросы;
б. «лиственные» опросы;
+в. «соломенные» опросы.
22. Категория «гендер» непосредственно отражает характеристики:
а. биологического пола;
+б. социального пола;
в. распределения ролей в семье.
23. Назовите ученого-социолога, основателя французской социологической школы, являющегося автором концепции механической и органической солидарности:
24. К основным элементам социальной структуры общества на макросоциологическом уровне не относятся:
+а. социальные нормы, социальные ценности;
б. социальные общности, социальные институты;
в. социальные организации, социальные группы.
25. Элемент структуры социологии, представляющий совокупность исследований, которые основаны на сборе, обработке и анализе первичной социологической информации с использованием специфичных методов и инструментов – это:
а. теоретическая социология;
б. прикладная социология;
+в. эмпирическая социология.
26. Наиболее часто применяемым методом социологических исследований выступает:
а. анализ первичных и вторичных документов;
а. процедуру отбора достоверной значимой информации;
б. процедуру выбора методов и технологии исследования;
+в. процедуру отбора элементов объекта исследования (как правило, респондентов).
28. Выберите верный перечень социальных институтов:
а. экономические, политические, медицинские, религиозные, культурно-образовательные, семейные;
+б. экономические, политические, религиозные, культурно-образовательные, семейные;
в. экономические, политические, семейные, этнические;
29. Процесс включения, вхождения индивида в социальную систему с осваиванием ее социальных норм, правил и ценностей – это:
+а. социализация индивида;
б. идентификация индивида;
в. интеграция индивида.
+а. совокупность социально значимых свойств индивида, являющихся следствием общественного развития, и характеризующих индивида как члена общества;
б. конкретного человека;
в. индивида с развитым самосознанием и эмпатией.
Проведение научных исследований в современных условиях
Введение
Я писал эту статью, работая в государственном предприятии — научно-производственного характера. Данная статья нацелена на обобщение текущего состояния и структуры исследовательских работ РФ, указать слабые стороны и предложить решения по оптимизации организации развития науки в масштабах Государства.
1 Текущее состояние вопроса
1.1 Осуществление научно-исследовательских работ сегодня
Научные исследования являются источником технологий, материалов и механизмов, при помощи которых становится возможным создавать продукты лучшего качества, меньшей стоимости, создавать методы лечения болезней, бороться со стихийными бедствиями и т.д.
Однако заниматься наукой является большой роскошью, так как вероятность получения практического результата из результатов исследований весьма невелика, а стоимость исследований может достигать колоссальных величин в связи с потребностью в экспериментальном оборудовании и сырье. Таким образом, позволить себе содержать собственные исследовательское подразделение могут лишь немногие коммерческие компании.
Подавляющая часть научных исследований финансируется Государством через различные фонды (РФФИ, фонд министерства образования и др.) и целевые отраслевые программы (Космическая программа, программа развития ОПК и др.).
1.2 Что является научной работой
За все время существования споров по поводу того — является ли математика наукой, является ли наукой литература, история или искусствоведение, было сформулировано множество различных определений термина Наука. С точки зрения авторов данной статьи наиболее логичным является определение К.Поппера, согласно которому мысль является научной, если она проходит три стадии:
1) Постановку вопроса;
2) Формулирование теории;
3) Проведение эксперимента, подтверждающего или опровергающего теорию.
Такое определение является функциональным с точки зрения государства, являющегося основным источником финансирования научных работ и требующего максимальной эффективности затраченных средств. Если работа прошла три указанных стадии, то отчет по работе позволяет:
— наглядно увидеть то — на решение какой проблемы направлена исследовательская работа (по пункту «Формулирование вопроса»);
— использовать теорию или аналитическую модель, которая получила подтверждение в ходе проверочного эксперимента (пункты «Формулирование теории» и «Проведение эксперимента»), в других работах и изысканиях, экономя при этом средства на локальные опыты;
— исключать теорию и модель, опровергнутую в ходе подтверждающих экспериментов, при анализе рисков;
— использовать сведения о результатах эксперимента (пункт «Проведение эксперимента») при апробации других теорий и гипотез, экономя средства на проведение дублирующих опытов.
На практике же в наше время финансирование получают научно-исследовательские работы (НИР), в которых и речь может не идти о выдвижении и, уж тем более, о проверки каких-то теорий. Такие НИР могут быть направлены на систематизацию знаний, разработку методик исследований, изучение свойств материалов и особенности технологий. Такие НИР могут иметь принципиально разный характер результатов. Попробуем классифицировать результаты, которые могут нести НИР:
— справочный результат. Когда в результате исследовательской работы были получены данные по конкретным процедурам или материалам. Например, справочным результатом являются значения физико-механических характеристик какого-то материала или характеристики качества детали, полученной при определенных технологических параметрах;
— научный результат. Когда в результате исследовательской работы была подтверждена или опровергнута какая-то теория. Теория может выступать в виде полученной формулы или математические модели, позволяющие получать аналитические результаты с высокой степенью сходимости с реальным экспериментом;
— методический результат. Когда в результате исследований были выведены оптимальные методики проведения исследований, экспериментов, выполнения работ. Оптимальные методики могут вырабатываться как вторичный продукт при разработке рациональных методов подтверждения теории;
1.3 Особенности выполнения исследовательских работ сегодня
Дублирование результатов исследований. В связи с тем, что формирование тематик и направление в разных фондах и агентствах ведется независимо друг от друга, часто возникает дублирование работ. При чем речь идет как о дублировании выполняемых работ, так и о дублировании результатов исследований. Также может встречается дублирование выполняемых работ с работами, выполненными в период существования СССР, когда было произведено большое количество научных работ.
Труднодоступность результатов исследований. Результаты исследований оформляются техническими отчетами, актами и другой отчетной документацией, которая, как правило, хранится в печатном виде на бумаге в архивах заказчика и исполнителя. Для получения того или иного отчета необходимо проводить длительную переписку с исполнителем или заказчиком отчета, но, что важнее — информацию о том, что тот или иной отчет существует в большинстве случаев практически невозможно найти. Научные публикации по результатам исследований в профильных журналах выпускаются не всегда, а накопленное число исследований и широкий спектр различных изданий делает поиск данных, не опубликованных в сети Интернет, невероятно сложным.
Отсутствие регулярного финансирования выполнения поисковых экспериментов. Для создания опытного образца инновационной техники или разработки новой технологии (в т.ч. в рамках ОКР) предприятие исполнитель должно иметь результаты исследований, подтверждающих возможность реализации нового эффекта. Однако и для проведения исследований необходимо финансирование, которое необходимо обосновывать и подкреплять предварительными опытами. Однако научные кафедры ВУЗов, научные институты и исследовательские предприятия не имеют регулярного финансирования для проведения предварительных и поисковых экспериментов, в результате чего темы для выдвижения новых работ приходится черпать из литературы, в т.ч. зарубежной. Следовательно, инициированные подобным образом работы всегда будут позади аналогичных зарубежных разработок.
Низкое взаимодействие между научными предприятиями. Низкое взаимодействие между ВУЗами и научными предприятиями обусловлено тем, что организации воспринимают друг друга не только в качестве конкурентов, но и как потенциальных заказчиков — потребителей научной продукции. Последнее вызвано тем, что научные организации пока что, в подавляющем большинстве, зарабатывают деньги не на результатах научной деятельности, а на ее осуществлении.
Использование в создании новых технологий и решений различных отраслей знаний и наук. Технологии и знания, которые можно было получить, работая только в одном направлении, уже известны и разработаны, о чем можно говорить с большой уверенностью. Сегодня, новые технологии получаются на стыке различных методов и наук, что требует взаимодействия ученых различных областей, тогда как активного трудового взаимодействия между институтами не наблюдается.
2 Условия для повышения эффективности выполнения научных работ
Система проведения и организации научных работ, существующая в наше время в РФ, была заимствована от СССР и с момента образования Российской Федерации не подверглась особым изменениям. На сегодняшний день существуют следующие аспекты модернизации системы выполнения научных работ:
— Повсеместное использование персональных компьютеров и сети Интернет, для доступа к справочной информации;
— Большое количество накопленных научных отчетов, существующих в печатном виде;
— Использование достижений различных отраслей при создании инновационной техники;
— Развитый рынок материалов и услуг, позволяющий реализовать практически любой поисковый эксперимент с небольшими затратами, до открытия полномасштабной НИР.
3 Оптимизация системы научных исследований
Исходя из п.2 можно принять следующие меры по повышению эффективности научных работ:
1) Создание единой формы «Результаты научного исследования», с обязательной публикацией в сети Интернет на специальном портале после выполнения НИР.
2) В техническом задании (ТЗ) на выполнение НИР описывать результат, который должен быть получен в ходе работы.
3) Внедрять оптимизированную структуру организации научно-исследовательских предприятий, основанную на функционировании трех подразделений: подразделения постановки проблем и вопросов, подразделения выдвижения научных теорий/гипотез и подразделения реализации экспериментов (технического подразделения).
4) Периодические выделения средств научным организациям на реализацию поисковых экспериментов.
Ниже опишем подробнее о каждой мере.
3.1 Создание единой формы результата исследования
При наличии большого количества накопленных в советский и постсоветский период научных отчетов, разобщенности фондов и исследовательских организаций, и повсеместном использовании сети интернет, рационально создать единый портал результатов научных исследований для осуществления удобного и быстрого поиска отчетов о выполненных работах, который был бы доступен как сотрудникам научных и исследовательских организаций, так и чиновникам, осуществляющим проверку актуальности той или иной работы.
Как было указано в п.1.2, форму результата научного исследования рациональнее составить по трем пунктам:
1) На решение какой проблемы было направлено исследование;
2) Какая гипотеза была выдвинута;
3) Каким способом гипотеза была проверена.
На каждую проверенную гипотезу должна составляться своя индивидуальная форма (отдельный файл), которая, при этом, дополняется сведениями об авторах исследования и организации, которую представляют авторы, ключевыми словами для быстрого и удобного поиска. При этом система будет позволять оставлять отзывы от других ученых о достоверности того или иного исследования и оценивать рейтинг авторов и организаций. Стоит повторить, что большое значение также будут представлять формы не подтвердившихся теорий, позволяя другим исследователям не идти по ложному пути.
Бланк справочного исследования, в котором проверялась не какая-то гипотеза, а «что мы получим» (свойства, эффект) при заданных параметрах (свойства, режимы, т.д.), должна иметь отличительную форму, отражающую то — количественные или качественные характеристики были получены.
При создании данной системы большую роль будет играть стимулирование пополнения базы данных уже выполненными и сохранившимися в печатном виде отчетами. При этом формулы и модели, не подтвержденные экспериментальным исследованием, не представляют интереса для системы.
Дополнение такой базы исследованиями классиков физики и механики будет нести большое образовательное значение.
3.2 Регламентация результата НИР в ТЗ
Результатом НИР, как правило, является итоговый отчет о научно-исследовательской работе, который, при этом, имеет довольно произвольную форму, и может включать от 20 до 500 и более страниц, что делает анализ такого отчета другими учеными и практиками затруднительным.
Если будет создана единая система формирования результатов НИР, описанная в пункте 3.1., то целесообразно в ТЗ на НИР предъявлять требования к результатам работы согласно стандарту системы в виде:
— Справочный результат в виде определенных в ходе работы характеристик, параметров, свойств заданного объекта или процесса;
— Научный результат в виде результатов проверки комплекса теорий, оговоренных в ТЗ или выдвинутых исполнителем в ходе работы над проблемой (вопросом), сформулированном в ТЗ.
При этом методики исследований и организации работ не корректно ставить конечной целью НИР. Методики и программы должны быть результатом разработки квалифицированных по данному направлению специалистов в рамках организационных работ или работ по стандартизации и систематизации, или же являться побочным продуктом НИР при достижении научного или справочного результата.
Также в ТЗ на НИР, финансируемую государством, описывать обязательность публикации результатов исследований в единой базе.
3.3 Оптимизированная структура научно-исследовательского предприятия
Исходя из рациональности составления научной мысли из трех компонентов вопрос-теория-проверка, можно предложить структуру организации научно-исследовательской организации, состоящую из трех основных подразделений: подразделения поиска актуальных задач, подразделения постановки теорий и подразделения экспериментальной проверки.
3.3.1 Подразделение поиска актуальных задач
Данному подразделению должна быть поручена работа по обзору и постоянному мониторингу актуальных задач по заданной отрасли или области деятельности.
Подразделение должно будет выполнять как аналитическую работу, заключающуюся в изучении специальной литературы, статистических исследований, заявок от предприятий на выполнение какой-то разработки, так и творческую работу, заключающуюся в самостоятельном поиске проблем, решение которых может принести коммерческую прибыль и пользу обществу.
Подразделение должно включать людей с аналитическим складом ума с опытом работы в различных областях.
3.3.2 Подразделение постановки теорий
Данное подразделение ответственно за выработку решений и теорий, которые должны давать ответы на поставленные вопросы или предлагать варианты решений озвученных трудностей.
Подразделение должно включать людей с широким кругозором по различным технологиям, а также большими теоретическими знаниями. Сотрудники подразделения должны постоянно изучать научные публикации и статьи.
Двумя основными типами работ, которое должно производить данное подразделение, являются генерация новых теорий или решений, и анализ и проверку выдвинутых решений на предмет дублирования с уже проверенными или на предмет противоречия с уже подтвержденными теориями.
3.3.3 Подразделение экспериментальной проверки
Данное подразделение ответственно за проверку: подтверждение или опровержение поступающих теорий. Подразделение должно включать лаборантов, квалифицированных на работу с имеющимся лабораторным оборудованием, а также мастеров модельного производства и металлообработки, способных изготовить необходимое экспериментальное оборудование или оснастку.
Унификация научно-исследовательских организаций по вышеуказанному принципу будет способствовать их большей кооперации и взаимодействию. Проверка научной теории, сформулированной на одном предприятии, может быть проведена в подразделении экспериментальной проверки другой организации, обладающей необходимым лабораторным оборудованием, по унифицированной заявке.
3.4 Финансирование поисковых экспериментов
Небольшое, но регулярное финансирование научных организаций по статье «Выполнение поисковых экспериментов», выделяемое из собственных фондов предприятия или государством, создаст необходимую почву для реализации экспериментальных идей и предварительной проверки гипотез.
В ходе мало затратных поисковых экспериментов происходит отсев ошибочных гипотез, которые могут быть заложены в заявку на получения финансирования по контракту или гранту; в результате получаемого опыта рождаются новые и оригинальные решения, использующиеся для создания инновационной техники.
Выводы
Для повышения эффективности расходов на выполнение научно-исследовательских работ, рекомендуется:
— создание единой базы данных с результатами исследований, приведенных к одной форме, включающей три раздела: вопрос, в направлении которого была предложена теория, теория или решение, которое предложено и результат проверки теории;
— регламентация результата НИР в ТЗ в части определения какого типа результат должен быть получен: справочный или научный;
— приводить организацию научных предприятий к структуре, включающей три отделения: подразделение поиска актуальных задач, подразделения постановки теорий и подразделения экспериментальной проверки;
— производить регулярное финансирование поисковых экспериментов.
Тест по социологии с ответами для студентов
I вариант.
1.Главным фактором, который определяет процесс формирования личности, является:
А. биологическая наследственность.
Б. культура.+
В. индивидуальный опыт.
Г. экономика.
Д. власть.
2.Автором термина “социология” является:
А. Макс Вебер.
Б. Карл Маркс.
В. Вильфредо Парето.
Г. Питирим Сорокин.
Д. Огюст Конт.+
3.Функция социологии, которая освещает, что и как делается в обществе, имеет название:
А. познавательная.
Б. оценочная.
В. объяснительная.
Г. концептуально-описательная.+
Д. прогностическая.
4.Организация нации, народности, племени – это:
А. общество.+
Б. власть.
В. государство.
Г. управления.
Д. политика.
5.Объяснение процесса социального развития предоставляет:
А. метод социологии.
Б. способ социологии.
В. структура социологии.+
Г. практика социологии.
Д. функция социологии.
6.Автором термина “понимающая социология” является:
А. Георг Зиммель.
Б. Огюст Конт.
В. Чарльз Кули.
Г. Макс Вебер.+
Д. Зигмунд Фрейд.
7.Впервые ввел понятие структурный функционализм:
А. Зигмунд Фрейд.
Б. Вільфредо Парето.
В. Питирим Сорокин.
Г. Эмиль Дюркгейм.
Д. Толкотт Парсонс.+
8.Первичным компонентом человеческого поведения, где выступает выбор, занимается:
А. макросоциология.
Б. общая социология.
В. практическая социология.
Г. микросоциология.+
Д. отраслевая социология.
9.Форма организации общественной жизни, социальных связей между людьми называется:
А. социальное действие.
Б. социальный институт.
В. ассоциация.
Г. социальная система.+
Д. общественное объединение.
10.Совокупность свойств общественных отношений общества, которая интегрируется индивидами в общей жизни, проявляется во взаимоотношениях, – это:
А. солидарность.
Б. закон.
В. биологическое.
Г. социальное.
Д. мораль.+
11.Совокупность людей, которые объединены взаимными симпатиями или деятельностью, – это:
А. социальная группа.
Б. социальный слой.
В. общество.+
Г. социальная общность.
Д. государство.
12.Общество, которое имеет территорию проживания, материальные и культурные ценности, – это:
А. социальная группа.
Б. социальная общность.+
В. государство.
Г. социальный слой.
Д. социальная система.
13.Одна из важнейших движущих сил деятельности любого социального объекта называется:
А. социальный интерес.+
Б. социальная общность
В. социальный прогресс.
Г. социальная группа.
Д. социальная ценность.
14.Средства труда непосредственного употребления – это:
А. социальное объединение.
Б. материальные ценности.+
В. социальные интересы.
Г. духовные ценности.
Д. социальные объекты.
15.В качестве типа культуры за функциональной ролью выступает:
А. общая культура.
Б. религиозная культура.
В. физическая культура.
Г. народная культура.
Д. материальная культура.+
16.Форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, которая обеспечивает стабильное функционирование общественных отношений, называется, :
А. социальный институт.+
Б. социальная общность.
В. социальная роль.
Г. социальная группа.
Д. социальный объект.
17.Моделью поведения в соответствии со статусом человека определяется:
А. социальная ценность.
Б. социальная функция.
В. социальная роль.+
Г. социальный обычай.
Д. социальное действие.
18.Сообщество, с которым индивид соотносит себя как с эталоном в своем поведении, – это:
А. большая группа.
Б. референтная группа.+
В. квазигруппа.
Г. малая группа.
Д. диада группа.
19.Группа людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связки, а их взаимодействие предопределено стремлением достичь определенной цели, это:
А. первичная группа.
Б. малая группа.
В. вторичная группа.+
Г. большая группа.
Д. референтная группа.
20.Потеря личностью объективной принадлежности к данной социальной группе без доступа к другой называется:
А. слой.
Б. декласовий элемент.
В. маргинализация.+
Г. имела социальная группа.
Д. социальный прогресс.
II вариант.
1.Изучением совокупности сообществ людей, которые формируются на основе социальной неоднородности в разных территориально-административных образованиях, занимается:
А. этносоциология.
Б. социально-территориальная структура.+
В. социальная мобильность.
Г. социально-демографическая структура.
Д. социализация.
2.Продвижение социальными ступеньками благодаря внешним, независимым от индивида свойствам, это:
А. социальная стратификация.
Б. аскрипция.+
В. достижения.
Г. слой.
Д. класс.
3.Вид социальной структуры, которого не существует, это:
А. социально-классовая.
Б. социально-демографическая.
В. социально-территориальная.
Г. социально-профессиональная.
Д. социально-политическая.+
5.Социальный процесс, который заключается в столкновении противоположных интересов индивидов, групп или в стремлении к удовлетворению одинаковых интересов, называется:
А. сотрудничество.
Б. приспособления.
В. конфликт.
Г. соперничество.+
Д. дезорганизация.
6.К основным категориям социологии труда не относится:
А. характер труда.
Б. содержание труда.
В. статус труда.+
Г. трудовая адаптация.
Д. социально-психологический климат.
7.Среди социальных институтов первичным является:
А. политический.
Б. экономический.
В. семейный.+
Г. религиозный.
Д. институт морали.
8.Элитарная культура – это:А. профессиональная культура.+
Б. бытовая культура.
В. массовая культура.
Г. духовная культура.
Д. субкультура.
9.Генетическая функция в социологии культуры рассматривается как:
А. культурные нормы, ценности.
Б. культурное развитие.+
В. социальная система.
Г. сохранения целостности общества.
Д. влияние на социализацию личности.
10.Интегративная функция в социологии культуры отвечает за:
А. формирования мировоззрения в пределах культуры.
Б. передачу социального наследства.
В. влияние на развитие общественных отношений.+
Г. влияние на социализацию личности.
Д. элементы культуры, право и мораль.
11.Семья принадлежит к:
А. социальной организации.
Б. социального института.+
В. социальной структуры.
Г. социального сообщества.
Д. социального объединения.
12.На выбор брачного партнера не влияет такой фактор:
А. пространственная близость (соседство, далекая родня).
Б. представления об идеальном партнере.
В. пример собственных родителей.
Г. удовлетворения потребностей в отцовстве.+
Д. поиск партнера, подобного за психологическими или социальными чертами.
13.По определению Р. Хаттисса до шести составляющих любви не положено:
А. уважение.
Б. позитивные чувства относительно партнера.
В. пример собственных родителей.+
Г. чувства близости и интимности.
Д. эротичные чувства.
Е. потребность в позитивном отношении партнера.
Ж. чувства враждебности в интимных отношениях.
14. Выберите понятие, которое относится к сфере изучения социологии:
А. симпатия
Б. капитал
В. статус+
Г. чувство
15. Выберите науку, которая стала основой для появления социологии:
А. история
Б. философия+
В. политология
Г. экономика
16. Выберите направление в социологии, которое исходит из положения, что новое «положительное» знание должно быть свободно от всяких домыслов, опираться на естествознание:
А. понимающая социология
Б. позитивизм+
В. интеракционизм
Г. этнометодология
17. Определите те понятия, которые характеризуют социологию, как науку об обществе как целостной, органической системе:
А. структура+
Б. функция+
В. индивид
Г. малая первичная группа
18. Определите, какие понятия, характеризуют социологию, как науку о человеке:
А. социальная система
Б. социальные институты
В. личность+
Г. индивид+
19. Что изучает микросоциология?
А. поведение одного индивида+
Б. поведение больших социальных групп
В. поведение малых социальных групп
Г. поведение общностей
20. Микросоциологические понятия:
А. малая группа+
Б. цивилизация
В. мировая система
Г. государство