То что опьяняет в большом количестве запретно и в малом
Хадис 3681
Из хадиса можно понять, что запрет охватывает все части опьяняющего напитка и распространяется на любые его количества. Если опьянение наступает в результате употребления большого количества вещества или напитка, то малое его количество так или иначе способствует возникновению этого состояния. Это подобно шафрану: если его понемногу добавлять в воду, он не окрашивает её, пока его количество в воде не достигнет определённого уровня. Таким образом, в действительности окрашивающими свойствами в равной степени обладают все его части.
К сожалению, некоторые дали этим словам искажённое толкование. Они считают, что под словами «и в малом количестве» подразумевается последний глоток, то есть тот, который уже приводит к опьянению, потому что действие обычно связывается с его причиной, а причиной опьянения в данном случае является именно этот последний глоток, который вводит человека в состояние опьянения, а не предыдущие.
Однако это несостоятельное утверждение, ибо очевидно, что если нечто в малом количестве обладает каким-либо свойством (в данном случае способностью опьянять), то в большом количестве оно тем более должно обладать этим свойством. А если бы всё было так, как утверждают сторонники упомянутого мнения, то мы имели бы право сказать, что Всевышний Аллах запретил нам нечто, не указав нам путей для познания сути запрещённого, то есть для определения того, что именно запрещено, потому что пьющий опьяняющий напиток не может определить, после какого именно глотка наступает состояние опьянения. Это, разумеется, неправильно и недопустимо. Ведь, если взять этот последний глоток в отдельности от предыдущих, мы обнаружим, что он один не мог привести человека в состояние опьянения. Таким образом, опьянение наступило от всего выпитого количества, а не от последнего глотка. А Аллах знает обо всём лучше.
Тирмизи, № 1865; Ибн Маджа, № 3393
Большинство учёных сказали, что всё то, что опьяняет в больших количествах, а не только виноградное вино, запретно и в малых, и человек подлежит установленному Шариатом наказанию в любом случае [‘Аун аль-ма‘буд].
Можно ли добавлять в еду вино или коньяк?
Прием пищи – естественный и необходимый процесс в жизнедеятельности человека и большинство людей пытаются сочетать полезное с приятным, благодаря чему прославились своим искусством повара и кондитеры по всему миру. Однако мусульмане не должны забывать о том, что верующим не всё разрешено включать в свой рацион, к еде в Исламе предъявляется огромное количество требований, без соблюдения которых её нельзя употреблять.
В последнее время стало очень модным добавлять в еду во время готовки вино, коньяк, пиво, водку и другие алкогольные напитки, причём редко в какой кулинарной книге встретишь блюда, в рецепты которых не входят спиртные напитки.
Можно ли добавлять алкоголь в еду
В хадисе, переданном Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), говорится: «Поистине, Всевышний Аллах проклял алкоголь, того, кто пьёт его, кто наливает, кто продаёт, кто покупает, кто изготовляет, кто переносит, и того, кому его приносят!»
عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ يَقُول:ُ قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَعَنَ اللّٰهُ الْخَمْرَ وَشَارِبَهَا وَسَاقِيَهَا وَبَائِعَهَا وَمُبْتَاعَهَا وَعَاصِرَهَا وَمُعْتَصِرَهَا وَحَامِلَهَا وَالْمَحْمُولَةَ إِلَيْهِ
В другом хадисе, передаваемом от Абу Дардаа (да будет доволен им Аллах), говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение)- мой друг наказал мне: «Не пей спиртного, ибо оно является ключом всего дурного» (Ибн Маджа, Ашриба, 1).
عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: أَوْصَانِي خَلِيلِي صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَا تَشْرَبِ الْخَمْرَ فَإِنَّهَا مِفْتَاحُ كُلِّ شَرٍّ
Конечно же, сейчас кто-то может сказать или оправдать свою привычку добавлять в еду алкоголь, что, мол, в этих хадисах говорится о том, когда человек теряет рассудок от опьянения, а не о малой дозе. Но и тут есть достоверный хадис, приводимый от сподвижника Пророка (мир ему и благословение) Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах): «Все, что опьяняет в большом количестве, запретно (харам) и в малом».
عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا أَسْكَرَ كَثِيرُهُ فَقَلِيلُهُ حَرَامٌ
كُلُّ مُسْكِرٍ خَمْرٌ وَكُلُّ مُسْكِرٍ حَرَامٌ
Также алкоголь является и нечистью (наджас), употребление чего запретно в Исламе, ведь даже прикасаться без преграды к нечисти без необходимости, по мнению некоторых богословов, запретно, не говоря уже о его употреблении внутрь.
Имам ан-Навави в одной из самых достоверных своих книг, получившей большое распространение во всем исламском мире, «Минхаджу-т-талибин», перечисляя нечистоты, начинает именно со спиртного: «Раздел нечисти. Это (нечисть) любая опьяняющая жидкость. «
باب النجاسة هِيَ كُلُّ مُسْكِرٍ مَائِعٍ
А как мы знаем, нечисть, попадая в жидкость, пачкает её, делает её такой же, т.е., в отношении этой жидкости, к примеру, блюда, в которое добавили спиртное, распространяются те же решения, что и в отношении самого спиртного, т.е., употреблять нельзя, если на тело, одежду или место моления попадёт хоть капля, намаз будет недействительным и т.д.
Непринятие мольбы того, кто употребляет запретное
Кроме того, Аллах не принимает мольбы того, кто употребляет запретное, а блюдо, в которое добавили нечисть, таковым и является. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Аллах чист и принимает только чистое, и Аллах повелел верующим тоже, что повелел своим Посланникам (мир им всем) и сказал: «О Посланники, ешьте только дозволенное и совершайте благие поступки» (сура «аль-Муминун», аят 51).
عن أبي هريرة رضي الله تعالى عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم : إن الله تعالى طيب لا يقبل إلا طيبا وإن الله أمر المؤمنين بما أمر به المرسلين فقال تعالى < يا أيها الرسل كلوا من الطيبات واعملوا صالحا >وقال تعالى < يا أيها الذين آمنوا كلوا من طيبات ما رزقناكم >ثم ذكر الرجل يطيل السفر أشعث أغبر يمد يديه إلى السماء : يا رب يا رب ومطعمه حرام وملبسه حرام وغذي بالحرام فأنى يستجاب له
Не надеюсь, что прочитав эту статью, узнав положение Ислама в отношении употребления запретного в любом виде, пусть даже и небольшого его добавления в еду в качестве приправы, люди в тот час же откажутся от него, но те, кому Аллах раскроет сердца, сделают это. И, иншаллах, с нас, как с людей, занимающихся просвещением людей, призывом к религии Аллаха, Аллах не будет спрашивать за это в Судный день, ведь мы своё дело сделали и предостерегли мусульман от запрещённого Им!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Опасный путь в бездну: 4 важных момента, которые нужно знать об алкоголе
4 важных момента, которые нужно знать об алкоголе. (Источник фото: freepik.com)
Алкоголем (хамр) в исламе является всё, что одурманивает, опьяняет и затуманивает рассудок человека. Всевышний Аллах запретил алкоголь, сказав:
В исламском праве тема «опьяняющих веществ» особенно тщательно разбирается имамами из числа предшественников. Также она сильно занимает умы и современных религиозных учёных, ведь периодически среди людей распространяются новоизобретённые одурманивающие вещества, которые требуют отдельного рассмотрения.
В фикхе есть определённые правила, согласно которым учёные мазхабов выносят те или иные решения относительно темы одурманивающих веществ. Также есть множество положений, связанных с этой темой. Некоторые из них мы перечислим ниже.
1. Запретно всё, что опьяняет.
По мнению большинства ученых исламского права, все одурманивающие и опьяняющие вещества, и нет разницы в большом или в малом количестве, называются «хамр», и все они являются запретными для употребления. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Запрещается всё, что опьяняет человека».
2. Все, что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом количестве.
Многие тяжело зависимые от алкоголя люди начинали свой опасный путь в бездну с бутылки пива и «культурного распития» спиртного на выходных. «Нет безопасного уровня потребления алкоголя», – заявил американский ученый Макс Грисоулд. Он являлся ведущим автором исследования, которое проводилось в 195 странах. Согласно результатам исследования, около 2,8 млн человек ежегодно умирают из-за последствий употребления алкоголя.
В исламе алкоголь запрещён даже в малых количествах: «Всё, что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом количестве». В другом хадисе сказано: «Если напиток в количестве одного фарака (посуда в 43,5 кг.) вызывает опьянение, то запрещено пить даже пригоршню этого напитка» (ат-Тирмизи).
3. Торговля алкоголем.
Продажа алкоголя запрещена в исламе. Мусульманину нельзя продавать алкоголь даже немусульманам. Согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), те, кто занимаются торговлей или как-то связаны с этим, заслуживают проклятия: «Аллах проклял алкоголь и того, кто его пьёт и того, кто им поит (других), того, кто его продаёт и того, кто его покупает, того, кто его выжимает (изготавливает) и того, для кого его выжимают (изготавливают), а также того, кто его несёт и того, кому его несут!» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Примечательно, что имамы ханафитского мазхаба не запрещают людям продавать виноград или финики, даже если они знают, что покупатель изготавливает из них алкоголь. Они писали: «То, что продается – халяль. Грех же на себя берёт лишь тот, кто из этого изготавливает алкоголь» (аль-Маусили, «аль-Ихтияр», 4 том, стр. 38).
4. Нахождение в собраниях, где употребляют алкоголь.
Мусульманин не должен употреблять алкоголь, но и, если есть возможность, препятствовать тому, чтобы этим занимались другие люди. Если же у него нет такой возможности, то он должен избегать тех мест, где употребляется алкоголь.
В одном хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изрёк: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный день, не садится за стол, за которым распивают спиртное» (ат-Тирмизи).
Из книги «Гюнлюк хаятымызда халяллар ва харамнар», автор: Хайретдин Караман
Может ли на пенном напитке стоять значок «халяль»?
Как солодовый напиток перепутали с пивом и что из этого вышло
8 октября на одном из независимых порталов мусульманской направленности была опубликована статья, в которой с негодованием указывалось на появление пива с пометкой «Халяль». Более того, статья сопровождалась фотографией банки безалкогольного пенного напитка, на которой явно видна печать халяльного комитета при Совете муфтиев России (СМР). Понятно, что безалкогольного пива не бывает, даже в «нулевом» напитке присутствует 0,5% алкоголя. А Коран, как известно, строго запрещает употребление таких напитков.
Фейк это или реальность – «МК-Поволжье» провел свое расследование. Сертификат «Халяль» —это документ, который являющийся свидетельством того, что отмеченная знаком «Халяль» продукция не имеет в своем составе запрещенных для мусульман компонентов и соответствует всем исламским канонам. Кроме сертификата, подтверждающего данный факт, изготовитель вправе ставить штамп на упаковку продукции. Узнать, какие именно производители получили данное разрешение, можно на сайте комитета. В разделе «Реестр» выбираем производителей безалкогольных напитков, чая. Видим соки, чай, воду. О пиве и речи нет.
К слову, в Арабских Эмиратах, стране строго соблюдающей нормы шариата, спиртных напитков в продаже не найти. Зато безалкогольное пиво – в свободном доступе.
Окончательно ситуацию прояснили в Международном Центре стандартизации и сертификации «Халяль» Совета Муфтиев России. Как выяснилось, ни о каком пиве речь не шла изначально.
5. Глава о запрете опьяняющих напитков (хамр)
Хадис 3679
Муслим, № 2003; Тирмизи, № 1861
* Этим словам учёные дали два толкования. Согласно первому толкованию, имеется в виду, что хамр — это название для любого напитка, в состав которого входит алкоголь. Сторонники этого мнения считают, что Шариат может создавать новые названия подобно тому, как он создаёт нормы. Согласно второму толкованию, имеется в виду, что любой опьяняющий напиток приравнивается к вину в смысле запрета на его употребления. Это подобно приравниванию грабителя могил к обыкновенному вору, а также приравниванию совершающего содомский грех к прелюбодею, несмотря на то что они имеют разные названия [‘Аун аль-ма‘буд].
** По словам ан-Навави, это означает, что он не будет пить райское вино, даже попав в Рай, то есть за то, что он ослушивался Аллаха посредством употребления вина в этом мире, он будет лишён возможности пить райское вино, которое является одним из самых прекрасных напитков в Раю. Возможно, что он забудет о вине и желании пить его, потому что в Раю будет всё, чего он пожелает. Или же он не будет испытывать желания пить его, даже если будет помнить о нём, и таким образом, испытываемое им райское блаженство будет неполным по сравнению с блаженством того, кто не пил вино в земной жизни [‘Аун аль-ма‘буд; Тухфат аль-ахвази].
Хадис 3680
Хадис 3681
Из хадиса можно понять, что запрет охватывает все части опьяняющего напитка и распространяется на любые его количества. Если опьянение наступает в результате употребления большого количества вещества или напитка, то малое его количество так или иначе способствует возникновению этого состояния. Это подобно шафрану: если его понемногу добавлять в воду, он не окрашивает её, пока его количество в воде не достигнет определённого уровня. Таким образом, в действительности окрашивающими свойствами в равной степени обладают все его части.
К сожалению, некоторые дали этим словам искажённое толкование. Они считают, что под словами «и в малом количестве» подразумевается последний глоток, то есть тот, который уже приводит к опьянению, потому что действие обычно связывается с его причиной, а причиной опьянения в данном случае является именно этот последний глоток, который вводит человека в состояние опьянения, а не предыдущие.
Однако это несостоятельное утверждение, ибо очевидно, что если нечто в малом количестве обладает каким-либо свойством (в данном случае способностью опьянять), то в большом количестве оно тем более должно обладать этим свойством. А если бы всё было так, как утверждают сторонники упомянутого мнения, то мы имели бы право сказать, что Всевышний Аллах запретил нам нечто, не указав нам путей для познания сути запрещённого, то есть для определения того, что именно запрещено, потому что пьющий опьяняющий напиток не может определить, после какого именно глотка наступает состояние опьянения. Это, разумеется, неправильно и недопустимо. Ведь, если взять этот последний глоток в отдельности от предыдущих, мы обнаружим, что он один не мог привести человека в состояние опьянения. Таким образом, опьянение наступило от всего выпитого количества, а не от последнего глотка. А Аллах знает обо всём лучше.
Тирмизи, № 1865; Ибн Маджа, № 3393
Большинство учёных сказали, что всё то, что опьяняет в больших количествах, а не только виноградное вино, запретно и в малых, и человек подлежит установленному Шариатом наказанию в любом случае [‘Аун аль-ма‘буд].
Хадис 3682
* Бит‘ — медовое вино, которое пили в Йемене.
** Это подобие клятвы, которой имам Ахмад подтверждал благую характеристику, которую он дал этому передатчику, отмечая высочайшую степень его надёжности [‘Аун аль-ма‘буд].
Хадис 3683
Хадис 3684
Это ещё одно подтверждение того, что не имеет значения, из чего сделан опьяняющий напиток: он запретен в любом случае.
Хадис 3685
Этот хадис является доказательством того, что запрещено совершать малое омовение опьяняющим напитком, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что всё опьяняющее запретно.
* Куба — это либо барабаны, либо нарды. К нему приравниваются все развлечения подобного рода [‘Аун аль-ма‘буд].
** Это указание на то, что с точки зрения постановления Шариата нет разницы между вином, которое было привычным для арабов, и упомянутым опьяняющим напитком эфиопов [‘Аун аль-ма‘буд].
Хадис 3686
Хадис 3687
Мы относим действия к Всевышнему Аллаху, однако относить действие к напитку также не будет неверным в том смысле, что Всевышний Аллах сделал эти свойства обычными для данного вещества. Таким образом, не будет неправильным относить насыщение к еде и утоление жажды — к питью, если Всевышний Аллах действительно заложил в них эти свойства.
* Фарак равен трём са‘, а каждое са‘ равно четырём муддам. А мудд времён Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, составлял примерно половину литра.
** Это явное доказательство того, что запрет распространяется на все части опьяняющего напитка [‘Аун аль-ма‘буд].