То что развивается в талант называется навык умение росток задаток
12. Задатки и способности
Психолог: Среди индивидуальных особенностей каждого человека немаловажное место занимают его способности.
Если у кого-то есть способности к математике, то он быстро считает, легко решает задачи, без труда запоминает сложный материал. У другого человека могут быть способности к спорту. Его не пугают физические нагрузки, он легко выполняет разнообразные физические упражнения, с азартом участвует в спортивных состязаниях.
Откуда «берутся» способности?
Психолог: Как правило, основой любой способности являются определенные врожденные задатки. Но превратятся эти задатки в способности или нет, зависит от воспитания, а также от того, проявляет человек интерес к данному виду деятельности или нет. Бывает, что у кого-то не обнаруживают задатков к математике, но зато у него есть постоянный, ярко выраженный интерес к этому предмету. На основе данного интереса со временем могут развиться способности.
Когда проявляются способности?
Как развиваются способности?
Психолог: На основании одних и тех же задатков могут развиться разные способности. Например, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут стать подспорьем в работе художника, следователя, геолога, археолога, артиста. Разовьются эти задатки в способности или нет, зависит прежде всего от самого человека, его усердия, трудолюбия, целеустремлённости. Немаловажным обстоятельством является и то, в каких условиях, каком обществе находится человек.
Представьте себе двух музыкально одарённых мальчиков. Один из них живёт в городе, где есть музыкальные школы, талантливые учителя, большой выбор музыкальных инструментов. Место жительства другого – глухой таёжный посёлок, жители которого занимаются в основном охотничьим промыслом, и нет ни музыкальной школы, ни педагогов. Если этот мальчик останется жить и работать в посёлке, то ему надо будет приложить огромные усилия, чтобы развить свою музыкальность.
А бывают люди ни к чему не способные?
Что нужно предпринять, если хочешь развить свои задатки?
2. Талант и гениальность
Каких людей называют талантливыми и гениальными?
Психолог: Когда человек сумел развить свои способности, свой дар и добился на избранном пути значительных результатов, говорят, что этот человек талантлив. Человека, чьи дела, идеи, произведения открыли новые горизонты в какой-либо области, вошли в разряд «самых-самых», считают гением.
Чем гении отличаются от остальных людей?
Талант даётся человеку с рождения, или он развивается воспитанием?
Психолог: Кажется, что способности, таланты, гениальность даются нам от природы. Но это не совсем так. Учёные полагают, что, хотя люди действительно отличаются друг от друга по природным задаткам, человек в силах развить свои способности, и они не имеют ограничений для совершенствования. Но здесь имеется одна важная деталь – время! Некоторые специалисты полушутя, полусерьёзно говорят: каждый может стать академиком, только одному для этого требуется 30 лет, а другому 300 или ещё больше.
Как пастор Витте воспитал талантливого сына
В начале XIX в. в городе Лохау, в Германии, разгорелся интересный спор. Местный пастор Витте выступил перед учителями гимназии с докладом, в котором утверждал, что талант – не врождённое свойство личности, а результат воспитания, трудолюбия и любознательности, особенно в первые годы учёбы. Пастор считал, что решающая роль в развитии таланта принадлежит воспитанию.
К удивлению пастора некоторые слушатели не согласились с ним. Они считали, что талант может быть только врождённым. Тогда пастор воскликнул: «Пусть Бог пошлёт мне сына, о чём я давно мечтаю, и я сделаю из него выдающегося человека». Через полгода (1 июля 1800 г.) у пастора родился сын Карл. Теперь у него появилась реальная возможность осуществить своё желание и доказать свою правоту.
Пастор Витте составил обширный, тщательно продуманный план воспитания сына. Это занятие стало отныне главным делом его жизни. Все учителя города отнеслись к словам пастора как к вызову и потому внимательно следили за результатами необычного педагогического эксперимента. Поначалу они не без злорадства отмечали, что этому «выскочке» пастору не удалось добиться значительных успехов. Ребёнок рос вялым, ленивым и, казалось, ни к чему не способным. Даже родная мать ребёнка считала усилия мужа напрасными. Все родственники соглашались, что «Карл будет добрым, порядочным человеком, но конечно, не знаменитым; ведь природа не наградила его талантом». Как же они ошибались! К четырём-пяти годам Карл догнал, а в шесть лет уже значительно опережал по развитию своих сверстников. В 9 лет Карл читал в подлиннике произведения латинских и итальянских классиков. В 10 лет он поступил в Лейпцигский университет. В 13 лет он защитил докторскую диссертацию по философии. В 15 лет ему было присвоено звание доктора юридических наук. Он стал профессором и начал преподавать в Гейдельбергском университете. Умер Карл Витте в 83 года, окружённый почётом и уважением.
Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность: характеристика.
Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей:
Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:
Восемь типов таланта, интеллекта:
· вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);
· цифровой (характерен для математиков, программистов);
· слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);
· пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
· физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
· личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);
· межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);
· талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
· О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.
· Способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности.
Формирование новых способностей проходит в несколько этапов:
· Выявление задатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки к тем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может быть сделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этому процессу является проведение различных тестов.
· Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этот период называют периодом особой восприимчивости. Время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Задача взрослого на этом этапе предвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимо ему для развития той или иной способности.
· Введение в деятельность. Как только выявлены благоприятные условия для развития той или иной способности, необходимо погрузить человека в деятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к. способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей.
Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которых позволит наиболее эффективно развить ту или иную способность:
· Творческий характер деятельности. Такая деятельность требует от человека сообразительности и некоторой оригинальности. Кроме того, этот подход позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания. Наиболее актуально это для детей, самые эффективные методики обучения и развития способностей на сегодняшний день основываются на творческой, часто игровой деятельности.
· Оптимальный уровень трудности. Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д
· Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, таким образом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникает азарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной вид деятельности.
· Должная мотивация. Стимулирующая мотивация также поддерживает интерес индивида к данной деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность человека. В качестве подкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание.
Таким образом, развитие у человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит от внешней среды.
Итак, первоначальные способности людей развиваются очень быстро, но доходят лишь до самого низкого уровня. Для того чтобы продолжить развитие некоторых способностей или сформировать новые, процесс развития надо организовать, руководить им.
Взаимосвязь способностей и возраста:
Способности развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием личности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частью способности раскрываются и развиваются в детстве.
Развитие способностей у детей происходит в процессе обучения и воспитания, обучения материальной и духовной культуры, техники, науки и искусства. Предпосылкой этому развитию служат врожденные задатки. Они одновременно и общие у всех людей, и совершенно свои у каждого человека. В процессе развития человека и его личности задатки превращаются в многообразные и более совершенные способности.
В способностях детей всегда проявляется индивидуальные различия. Однако успех в чем-либо нельзя превращать в критерий одаренности, потому что у детей может быть разная мотивация. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей. А при одних и тех же способностях успехи могут быть разными.
Тест на тему: «Способности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СПОСОБНОСТИ»
1 ВАРИАНТ
2 ВАРИАНТ
Дайте определение.
Способности – это
Дайте определение.
Задатки – это
Описание слайда:
2. На какие виды делятся способности?
А. Одаренность и талант
Б. Общие и специальные
В. Задатки и склонности
2.На какие виды делятся задатки?
А. Природные и социальные
Б. Общие и специальные
В. Врождённые и преобретенные
Описание слайда:
3. От чего зависит успешность выполнения любой деятельности?
В. от сочетания способностей
Г. все ответы верны
3. Что необходимо для формирования способностей?
Описание слайда:
4. Сколько видов классификации структуры способностей?
Г. 5
4. Напишите классификацию структуры способностей
Описание слайда:
А) психические свойства личности которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности
Б) вид деятельности
В) физическое свойство личности
Г) другой ответ
5. Развитие способностей к той или иной деятельности в решающей степени зависит от
А) от условий материальной жизни общества
Б) общественно-исторических условий жизни человека
В)от способностей человека
Описание слайда:
6. Соотнесите виды способностей
А. ОБЩИЕ
Б. СПЕЦИАЛЬНЫЕ
К учебе, к труду
Описание слайда:
7. Где человек может полностью раскрыть свои способности?
Г. правильны все ответы
7. Может ли отдельная способность обеспечить успешное выполнение деятельности?
Описание слайда:
8. В каком порядке идут уровни развития способностей?
А. Гениальность, талант, одаренность
Б. Талант, одаренность, гениальность
В. Одаренность, талант, гениальность
Г. Гениальность, одаренность, талант
8. В чем формируются и развиваются способности?
Описание слайда:
9. Зависят ли в свою очередь легкость и быстрота овладения знаниями и умениями от способностей?
Б. нет
9. Что необходимо для формирования способностей?
Описание слайда:
10. Дайте определение врожденным задаткам.
10. Дайте определение преобретенным задаткам
Описание слайда:
Задатки – это врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей
Дайте определение.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
1 ВАРИАНТ
2 ВАРИАНТ
Описание слайда:
2. На какие виды делятся способности?
А. Репродуктивный и творческий
Б. Общие и специальные
В. Задатки и склонности
2.На какие виды делятся задатки?
А. Природные и социальные
Б. Общие и специальные
В. Врождённые и преобретенные
Описание слайда:
3. От чего зависит успешность выполнения любой деятельности?
В. от сочетания способностей
Г. все ответы верны
3. Что необходимо для формирования способностей?
Описание слайда:
4. Сколько видов классификации структуры способностей?
Г. 5
4. Напишите классификацию структуры способностей.
В соответствии с происхождением
В соответствии с направлением
В соответствии с условиями развития
В соответствии с уровнем развития
Описание слайда:
5. Развитие способностей к той или иной деятельности в решающей степени зависит от
А) от условий материальной жизни общества
Б) общественно-исторических условий жизни человека
В)от способностей человека
А) психические свойства личности которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности
Б) вид деятельности
В) физическое свойство личности
Описание слайда:
6. Соотнесите виды способностей
А. ОБЩИЕ
Б. СПЕЦИАЛЬНЫЕ
К учебе, к труду
Описание слайда:
7. Где человек может полностью раскрыть свои способности?
Г. правильны все ответы
7. Может ли отдельная способность обеспечить успешное выполнение деятельности?
Описание слайда:
8. В каком порядке идут уровни развития способностей?
А. Гениальность, талант, одаренность
Б. Талант, одаренность, гениальность
В. Одаренность, талант, гениальность
Г. Гениальность, одаренность, талант
8. В чем формируются и развиваются способности?
Описание слайда:
9. Зависят ли в свою очередь легкость и быстрота овладения знаниями и умениями от способностей?
Б. нет
9. Что необходимо для формирования способностей?
Описание слайда:
10. Дайте определение врожденным задаткам.
Такие, которые проявляются уже при рождении ребенка
10. Дайте определение преобретенным задаткам.
Такие, которые формируются в процессе деятельности
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс повышения квалификации
Профориентация школьников: психология и выбор профессии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Дипломная работа «Социально-педагогическая деятельность с неполной семьей: методика и технологии»
Презентация «Типология конфликтов в психологии и социологии»
Презентация «Понятие и виды девиантного поведения»
Сценарий праздничного мероприятия «День опекуна»
Презентация «Понятие добропорядочности» для учащихся 6 классов
Воспитательное мероприятие «Этика и добропорядочность в нашей жизни»
Рабочая программа ФГОС «Социальный педагог»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5363420 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сценарий классного часа на тему «Одаренность и талант» (7 класс)
делать то, что для таланта невозможно, — это гений.
А. Амиель
Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии. Нередко от мудреца родится глупец, а сын глупца вырастает мудрым человеком.
Тема: «Одаренность и талант » (слайд №1)
Цель: сформировать в доступной форме понятие об одаренности, таланте, способностях, задатках.
1) сформировать понятие об одаренности, таланте, задатках;
2) способствовать желанию развивать в себе одаренность;
3) познакомить учащихся с биографиями одаренных людей;
4) расширить кругозор детей в области психологических знаний.
— слайды для демонстрации.
Подведение итогов классного часа.
Певец в песню душу вложит,
Танцор в танце весь живёт,
Поэт стих о счастье сложит,
В нём душа его поёт.
А художник в буйстве красок,
На холсте мир отразит.
И сюжетом, что из сказок,
В детей, взрослых превратит.
Во всех нас частичка Бога,
Есть во всех талант творить.
Он нам дан как дар в дорогу,
Чтобы легче было жить.
Он — талант, у нас всех разный,
Нужно лишь его открыть.
И поймёшь что мир прекрасный,
И счастливым сможешь быть.
Счастья не бывает много,
Если есть с кем поделить.
Дан талант нам всем от Бога.
Чтобы радость в мир дарить!
Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.
Тема нашего сегодняшнего классного часа «Одаренность и талант».
(Показ темы урока, слайд №2)
— Послушайте, пожалуйста, сказку «О цветах способностей».
Сказка о цветах способностей .
В Волшебном Саду Способностей в три разных горшка садовник посадил по одному семени. Это были, конечно, необычные семена: из них должны были вырасти Цветы Способностей.
Едва только попав в почву, семена начали спорить, кто из них станет самым лучшим цветком.
Прошло немного времени, и спор семян разрешился сам собой: в первом горшке красовался изумительный цветок с разноцветными лепестками. Здесь расцвела Способность Рисовать.
(В цветочный горшок «Способность рисовать» поместить цветок из цветной бумаги)
Во втором горшке, где было посажено семя Математической Способности, торчал пока только стебелек с еще нераспустившимся бутоном.
(В цветочный горшок «Способность к математике» вставить стебелёк из цветной бумаги)
А в третьем горшке не взошло ничего. Музыкальная Способность так и осталась зарытой в землю.
(В цветочный горшок «Музыкальная способность» без ничего)
Эти вздохи услышал веселый садовник и подошел к клумбам.
-Я садовник. А зовут меня Интерес.
(Табличка «Садовник интерес»)
Меня с самого начала привлекло семя Способности Рисовать. Поэтому я больше занимался выращиванием именно этого цветка. Именно я заставил моего помощника Садовника Трудолюбие чаще поливать именно этот цветок.
(Табличка «Садовник трудолюбие»)
Анализ сказки «О цветах способностей»
-Вспомните начало сказки. Чем первоначально является способность прежде, чем она разовьется (Семенем)
-Все ли способности выросли из семян?
(Совсем не выросла Музыкальная Способность. Способность к Математике дала только росток.)
— Кто так помог расцвести Способности рисовать?
(Садовники Интерес и Трудолюбие)
-Почему, несмотря на отсутствие помощи, все-таки выросла Способность к Математике?
(У нее было больше внутренней силы, чем у Музыкальной способности)
-Отчего Музыкальная способность не смогла взойти из семени?
(У нее не было ни внутренней силы к росту, ни помощи со стороны Интереса и Трудолюбия)
-Итак, на что же похожа способность, которая вырастает и развивается из семени благодаря Интересу и Трудолюбию?
(Демонстрация слайда №3)
-Здесь зашифрована волшебная формула способностей :
Семена (Задатки) + Интерес +Трудолюбие = Способности
— Давайте теперь расшифруем, что же означает само слово «Способности».
СПОСОБНОСТИ – это что-то особенное, своеобразное у человека.
(Демонстрация слайда №4)
-Способным может быть человек к чему-то конкретному: к рисованию, к математике, к литературе, к танцам, к музыке, к спорту.
-Итак, мы побывали в волшебном Саду Способностей и узнали их формулу. Давайте повторим.
-Ребята, каждый человек рождается с какими-либо задатками чему-либо, будь то рисование, музыка, спорт. А что же такое задатки?
(Демонстрация слайда №5)
-Если человек проявляет интерес к своим задаткам, то есть развивает их, то вскоре у него могут появиться способности. Но, однако, необходимым условием в развитии способней является трудолюбие. Трудолюбие и способности могут подарить человеку одаренность. Что же такое одаренность? Как вы понимаете это слово?
(Демонстрация слайда № 6)
-Одаренность человека может привести к таланту. Что же такое талант? Как вы понимаете слово талант? (Свободные высказывания детей)
Что же такое талант? Обратимся к словарю.
Талант — присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас. (Демонстрация слайда № 7)
Талант (τάλαντον, «та́лантон») – в переводе с греческого «весы» или «груз».
Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Персии и других странах. Во времена Римской империи талант равнялся объёму одной амфоры, наполненной до краёв.
Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире.
Талант человека со временем стали измерять талантами – и, соответственно, называть – особые качества человека, позволяющие ему заниматься каким-либо делом с любовью, непринуждённостью и удивительным, ни на что не похожим результатом.
— Как вы думаете можно ли стать талантливым, не трудясь? ( Свободные высказывания детей)
Беседа об одаренных людях.
— Во всем мире очень много одаренных и талантливых людей. Это и ученые, и музыканты, и актеры, и спортсмены, и писатели.
— Все вы знаете известного скрипача Паганини (Демонстрация слайда № 8)
Его отец в детстве заметил, что сын проявляет интерес к музыке, что у него есть музыкальный слух. И отец заставлял маленького мальчика по 8 часов в день играть на скрипке. А это ведь очень тяжело. Несомненно, у мальчика были определенные способности к музыке, но маленький Паганини трудился и именно поэтому стал известным всему миру.
— Как вы думаете, можно ли считать талантливым русского поэта Сергея Есенина? (Демонстрация слайда № 9)
Сергей Есенин — русский поэт. Он родился и вырос в селе Константинове, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспел ее в своих стихах.
Послушайте одно из его стихотворений «Черемуха» и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
И ветки золотистые,
Кругом роса медвяная
Под нею зелень пряная
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
А зелень золотистая
Ручей волной гремучею
И вкрадчиво под кручею
-Поделитесь своими мыслями и впечатлениями. ( Свободные высказывания детей)
-Согласны ли вы с тем, что такое красивое стихотворение мог написать поистине одаренный человек?
-Все вы знаете великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
( Демонстрация слайда № 10)
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Предуралье, в заводском поселке Воткинске. Его отец был горным инженером, начальником завода. С раннего детства будущий композитор горячо полюбил родную природу и русскую песню.
-Давайте прослушаем одно из его музыкальных произведений, наверняка вы его знаете и сможете его назвать.
(Звучит композиция «Вальс цветов»), ( Демонстрация слайда № 11)
-Можно ли П.И. Чайковского назвать одаренным человеком? Почему?
— Великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов
( Демонстрация слайда № 12)
Был весьма талантливым живописцем. Посмотрите на экран ( Демонстрация слайда № 13) . Внимательно рассмотрите картину «Заросший пруд». Ее мог нарисовать поистине талантливый человек. Тем более что эту картину художник писал не с натуры, а по этюду. Какая красота! Погруженные в тень, торжественно предстоят перед зрителем вековые деревья, объятые покоем и тишиной. Их густая, словно посеребренная временем зелень не пропускает солнечных лучей, а лишь отбрасывает темную тень на зеркальную поверхность пруда. Вся картина проникнута спокойствием и умиротворенностью. Так и хочется попасть в этот нетронутый уголок природы.
-Понравилась ли вам эта картина? (Свободные высказывания детей)
— Но есть и спортивная одаренность. Каких известных спортсменов вы знаете?
(Свободные высказывания детей)
Несомненно, это одаренный человек. Евгений является Олимпийским чемпионом Турина, многократным чемпионом мира и Европы. Этот человек побил мировой рекорд, набрав наибольшее количество баллов за свое выступление. Однако, когда у него брали интервью, то он сказал, что никогда бы не достиг таких успехов, если бы не труд и упорные тренировки.
— Итак, ребята, какой же вывод мы можем?
Все вы правы. Мы видим, что для того, чтобы стать талантливым человеком, нужно не только иметь способности и быть одаренным человеком, но и много и упорно трудиться. То есть талант — это одаренность плюс труд.
цифровой (характерен для людей науки) ГАЛИЛЕЙ ( Демонстрация слайда № 17)
слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды) МОЦАРТ ( Демонстрация слайда № 18)
пространственный (присущ дизайнерам и художникам) ШИШКИН ( Демонстрация слайда № 19)
физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике) Месси ( Демонстрация слайда № 20)
личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам о себе) ИСПАНКА ( Демонстрация слайда № 21)
межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами) АНТОНИО БАНДЕРАС
( Демонстрация слайда № 22)
талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы) БРАТЬЯ ЗАПАШНЫЕ
(Демонстрация слайда № 23)
Классный руководитель: Большинство талантливы людей проявляли свои способности в своих увлечениях. Увлечения были у многих великих людей. Например, знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш. Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.
Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля. Великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», по профессии был химиком.
А у некоторых великих людей увлечение стало профессией. Известный русский поэт Александр Блок с ранних лет сочинял стихи, а великий Вольфранг Амадей Моцарт с трех лет уже был влюблен в музыку. Известная женщина-математик Софья Ковалевская с детства увлекалась формулами и числами. Петр I был страстным нумизматом. Он собрал большое количество монет. Король Швеции Густав V увлекался вышивкой. Королева Дании – Маргарет увлекалась рисованием. Арнольд Шварйнеггер собирает машинки марки Hammer. Знаменитый академик Ферсман и ученый Альберт Боковиков собирали камни.
Библейская притча о талантах (Демонстрация слайда № 24)
Давайте теперь немного поиграем, я вам называю характеристику, а вы говорите имя того, кто в нашем классе самый подходящий.
В нашем классе самым талантливым является…
Часто меня приятно удивлял своими возможностями……
Самая одаренная личность в нашем классе – это…
Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
Чаще всего мне будет сниться…
Лучше всех в классе поет…
Лучше всех танцует…
Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
Лучше всех в классе рисует…
Лучше всех в классе читает стихи…
Талант нуждается в усильях,
На то, чтобы его развить,
Зато потом с ним, как на крыльях,
По жизни можно воспарить.
Так пусть талант растёт и зреет,
Велит умнеть – не по годам,
И ежедневно душу греет
И сердце радует всем нам.
Таланты могут проявляться не только к рисованию, музыке, иностранным языкам, танцам, но и к тем качествам, которые таит в себе человеческая душа. Это доброта, милосердие, честность, умение любить и понимать окружающих нас людей.
В первую очередь в школе, готовясь к урокам, когда мы выполняем домашнее задание, мы уже проявляем свои таланты.
Упражнение «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!»
Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать не просто, а талантливо. Листы прикрепляются на доску и некоторые надписи зачитываются.
Человек может иметь в себе разные таланты – к рисованию, пению, танцам, но давайте не будем забывать и о других талантах – тех сокровищах, которые таит в себе человеческая душа. Это доброта, милосердие, честность, умение любить и понимать окружающих нас людей.
(Демонстрация слайда № 25)
Будьте любознательными: находите ответы у учителя, родителей, в книгах.
Посещайте музеи, театры, выставки.
Интересуйтесь всем, что происходит вокруг.
Старайтесь уделять больше времени развитию своих способностей.
Будьте старательны и трудолюбивы.
— И в конце нашего занятия я бы хотела рассмотреть с вами памятки, в которых вы найдете практические рекомендации и советы, как стать талантливыми людьми. И кто знает, может именно из вас вырастет второй Есенин или Чайковский.
— С какой темой мы познакомились?
— Как вы поняли, кто такой талантливый человек?
— Оценка классного часа учащимися.
Заключительное слово учителя:
Как мы убедились с вами – каждый человек индивидуален. Каждый талантлив по-своему и, талант, напоминает цветок: (Демонстрация слайда №3)
У кого-то талант раскрывается сразу, для кого-то нужно время. Создайте свой цветок с лепестками желаемых достижений. И достигая цели, разгибайте каждый лепесток. Распускайтесь! Цветите и пахните! Не зарывайте талант в землю! (Демонстрация слайда №26)