То что регулирует действия и поступки человека

Социальный контроль

То что регулирует действия и поступки человека. То что регулирует действия и поступки человека фото. картинка То что регулирует действия и поступки человека. смотреть фото То что регулирует действия и поступки человека. смотреть картинку То что регулирует действия и поступки человека.

Понятие социального контроля

Социальный контроль — это совокупность мер, которые предпринимаются для того, чтобы поведение людей было в согласии с принятыми в обществе нормами и правилами. Главные элементы:

общность в виде группы, класса;

Признаки социального контроля:

направленность на профилактику отклонений в поведении людей и борьбу с отклонениями от нормы;

шаблонность и категоричность.

Основные задачи контроля социума:

Рассмотрение результатов — сопоставление и сравнение выполненных результатов с запланированными.

Оценка — применение специальных средств, которые показывают, насколько эффективно была выполнена работа.

Распознавание — предупреждение выявления нарушений и их мотивов.

Устранение — назначение санкций для ликвидации нарушений.

Структура социального контроля:

Социальные нормы — правила взаимодействия человека с обществом и государством. Например: законы, обычаи, религиозные каноны, нормы морали.

Санкции — позитивная или негативная мотивация к соблюдению норм. Например: грамота, звание, медаль, увольнение, административный арест, лишение свободы.

Наказание за нарушение закона или административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы.

Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование.

Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах.

Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, объятие.

Функции социального контроля

Социальный контроль выполняет важную роль в жизни общества — без него общество не могло бы существовать.

Основные функции социального контроля:

Регулирование поведения и отношений людей в социуме.

Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения человеком норм группы.

Функция адаптации — социальный контроль помогает новому члену сообщества адаптироваться к требованиям социума.

Интеграция — реализация эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.

Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.

Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток разрушить устоявшиеся нормы и ценности.

Часто отношение к социальному контролю у людей неоднозначное, и может быть даже откровенно негативным. В ряде случаев он не только ущемляет права, но и поддерживает устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. При этом важно помнить, что это главный механизм, который обеспечивает стабильность общества.

Механизмы социального контроля

Социальный контроль включает в себя разные методы, через которые общество или социальная группа регулирует поведение людей и предотвращает нежелательные поступки.

Три главных метода социального контроля:

Изоляция — создание непроходимых перегородок между девиантом (человеком, который нарушает социальные нормы) и всем остальным обществом без попыток исправления или перевоспитания его.

Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, при этом без изоляции от общества. Допустимо исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Методы реализации контроля в зависимости от санкций:

Прямые — характеризуются жестким действием (репрессии) и мягким действием (конституционный кодекс).

Косвенные — жесткое воздействие (санкции международных организаций), мягкое (СМИ).

Организационные — общий контроль (задание руководства подчиненному без надзора), детальный контроль (надзор за выполнением работы).

Методы социального контроля в группе:

Социализация — формируется в ходе развития личности (желания, привычки, предпочтения), устанавливает общественный порядок.

Групповое давление может происходить в процессе жизни. Когда человек разделяет принятые в обществе порядки и культурные нормы, он обязан вести себя подобающе, а в случае несоблюдения правил на него накладываются санкции со стороны группы (осуждение).

Принуждение — реализуется в ходе невыполнения индивидом общепринятых правил.

Виды социального контроля

Как известно, в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. В современном — в основе выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы.

Сейчас у социального контроля есть институциональная поддержка в виде суда, образования, армии, производства, средств массовой информации, политических партий, правительства.

В Российской Федерации созданы специальные органы для реализации социального контроля: прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и другие. Функциями контроля также наделены депутаты различных уровней. Кроме государственных органов, большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

То что регулирует действия и поступки человека. То что регулирует действия и поступки человека фото. картинка То что регулирует действия и поступки человека. смотреть фото То что регулирует действия и поступки человека. смотреть картинку То что регулирует действия и поступки человека.

Внешний социальный контроль — комплекс методов и действий, которые приняты с целью соблюдения общественных форм поведения. Его разделяют на:

Формальный — проявляется в виде общественной похвалы или порицания. Его характеристики:

Осуществляется государственными органами, общественными организациями, СМИ и распространяется на всю государственную территорию.

Закреплен законодательством, указами, инструкциями.

Имеет направленность на ознакомление и принятие законов, господствующих в социуме.

Зачастую представлен в виде идеологии.

Неформальный — проявляется в форме похвалы или порицания со стороны неофициальных лиц и выражен культурой СМИ. Его особенности:

Осуществляется в социальных институтах: семья, религия, учебные заведения.

Большую эффективность приобретает в малых группах.

Внутренний социальный контроль — это когда индивид самостоятельно принимает решения о регулировании общественного поведения. В ходе социализации человек приобретает самоконтроль и может использовать механизм саморегуляции. Регуляция происходит через сознание, совесть и волю.

Сознание — способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

Совесть — формирование норм поведения, ценностей у человека и действие в согласии с ними.

Воля — преодоление трудностей в общественном поведении через самостоятельную регуляцию поведения.

Источник

Мораль: сущность, принципы и формы выражения. Структура морали.

Основные нюансы

То что регулирует действия и поступки человека. То что регулирует действия и поступки человека фото. картинка То что регулирует действия и поступки человека. смотреть фото То что регулирует действия и поступки человека. смотреть картинку То что регулирует действия и поступки человека.

В современной литературе мораль рассматривается с позиции нравственности, особой формы сознания, свойственного обществу. Среди основополагающих методик контроля над действиями человека следует выделить как раз нормы. Формирование и совершенствование морали происходит на базе потребностей общества в регулировании поведения в самых разных сферах жизнедеятельности. Нрав можно считать наиболее доступным способом, посредством которого люди осмысливают сложные процессы социального бытия.

К коренным проблемам морали следует отнести контроль над взаимоотношениями и интересами не только отдельной личности, но и всего общества в целом. Что подразумевает под собой этот термин? Под моралью следует понимать некоторый комплекс норм, правил и оценок, посредством которых происходит регулирование общения и поведения людей. Это все необходимо для того, чтобы можно было достигнуть единства интересов человека и общества.

Теперь следует более подробно поговорить о том, что включают в себя функции и структура морали. Это достаточно важный момент, и подойти к нему необходимо основательно. Структура морали может быть разделена на несколько частей.

Понятие морали.

Мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы.

Содержание и само понимание терминов «мораль» и «нравственность» в огромной степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также от идентификации источников.

В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”. Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое отличает ее, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии. Общественные отношения первобытного строя являются кровнородственными. Члены общины ведут происхождение от единого предка. Род составляет основу всей общественной жизни.

Существует несколько научных определений морали:

Термин “мораль” по содержанию – латинский аналог древнегреческого ethos (этика). В латинском языке есть слово “mos” (множественное число – “mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок.

В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”.

Мораль – предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованны в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчинятся определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет Мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.2

Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.».

В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

В то же время, и моральные установки внутри одной культурной традиции могут существенно различаться в разных ситуациях. Одним из наиболее ярких примеров такого варианта является библейская притча о человеке, готовом принести в жертву Богу своего единственного сына, согласно божественному повелению. Разумеется, убийство невинного ребенка является совершенно не соответствующим нормам христианской морали. Однако в случае, если этого хочет Бог, такой поступок для христианина перестает быть антиморальным (хотя остается личной трагедией), поскольку источником установлений, составляющих систему морали для христианина, является Бог, а значит, ни одно его повеление по определению не может быть не моральным.

Еще более изменчивыми являются моральные нормы и приоритеты, разделяемые различными субъектами, поскольку в этом случае дополнительным действующим фактором становятся также особенности психики и личный опыт каждого отдельного человека.

Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Современная наука о морали приходит к убеждению, что совокупность переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных принципов не поддается сведению на единую верховную аксиому, из которой все они вытекали бы, как выводы из логической посылки.

Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все без исключения суждения, подводящие явления под категории «добра» и «зла».

Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей от других и показать, каким образом они сплетаются в живую ткань моральной жизни.

Совокупность моральных идей и чувств может быть сведена, таким образом, только к ряду независимых друг от друга основных принципов. Каждый из последних служит внутренней основой целой массы явлений морали и дает начало особой замкнутой системе морали; но сами эти принципы друг от друга уже не зависят и потому не обосновывают один другого. 3

Эмоционально-чувственные проявления

Моральное сознание – форма, присущая общественному осмыслению. Она является неким отражением общественного бытия. В сознание подобного рода входят ценности, нормы и идеалы. В данной ситуации мораль выступает с позиции стремления к совершенству. Данная структура – это своеобразная духовная сторона морали. Она включает в себя нормы с принципами поведения, некоторые установки, эмоциональные проявления, убеждения, волю и иные идеальные аспекты. Это отражение жизненно-практического, а также исторического опыта людей, которое нашло свое выражение в форме некоторых представлений индивидуального и коллективного характера. Общественные функции морали в данном случае выступают с позиции некоторого механизма, который обеспечивает социальную преемственность, контроль над жизнедеятельностью и ее организацию. Этот инструмент обеспечивает оценивание результатов поведения человека.

Уровни сознания

То что регулирует действия и поступки человека. То что регулирует действия и поступки человека фото. картинка То что регулирует действия и поступки человека. смотреть фото То что регулирует действия и поступки человека. смотреть картинку То что регулирует действия и поступки человека.

Моральное сознание действует на нескольких уровнях контроля над отношениями между людьми. Речь идет об эмоционально-чувственной и рационально-теоретической ступени. На эмоциональном уровне осуществляется психическая реакция человека на определенные события, явления. Это проявляется с помощью эмоций, чувств, настроения. За счет эмоционально-чувственного сознания определяется отношение человека:

Рациональный уровень подразумевает под собой способности людей к некоторому анализу и самоанализу. Эта ступень выступает с позиции результата целенаправленного создания морального осмысления в ходе обучения и воспитания. Человек осознает себя как личность. Он находит свое место в обществе. Самосознание является достаточно важным элементом, которым обладают функции и структура морали. Оно основывается на нравственном начале.

Действия, которые предпринимает человек

Моральное поведение основывается на нравственности сознания человека. За счет него осуществляются определенные отношения, которые выступают с позиции результата становления личности. В том случае, если сознание будет являться субъективной формой данных отношений, поведение берет на себя роль формы их объективации, материализации. С такой стороны поведение людей следует считать некоторым показателем нравственной культуры. В нравственную практику входят реальные нравы, отношения и поступки. Действия способствуют отражению моральной стороны поведения человека. Для морального сознания характерно наличие как положительной, так и отрицательной направленности. Оно подразумевает соответствующую ответственность. Во время критики, в момент оценивания себя человек сравнивает определенные свои поступки с некоторым эталоном. Доля соответствия либо несоответствия данному идеалу предоставляет возможность для критики и оценки действий других людей.

Кроме поступков, функции морали с ее структурой строятся на мотивации и оценках. Мотивация выступает с позиции импульса, побудителя к определенным действиям. Она предшествует конкретным свершениям. Это достаточно сильный и важный регулятор поведения, ведь немотивированных поступков просто не существует в природе. Но мотивы и действия не всегда соответствуют друг другу.

Оценивание в нравственной регуляции выражается с позиции осуждения либо одобрения поступков людей, их поведения и жизни. В качестве основы в данной ситуации лежат требования морали, ее принципы, идеалы и нормы. Можно оценивать будущие действия. В таком случае оценка выступает с позиции способности к предвидению последствий от некоторых действий. Ко всему прочему, она может выступать и как мотив для совершения определенных поступков.

Мораль. Структура.

Структура морали.

Структура морали – это элементы морали как системы и способы их взаимодействия.

Элементы морали:

Моральное сознание.

Моральное сознание включает в себя взгляды, идеи, представления, идеалы, нормы, принципы, обычаи, убеждения чувства и т. д.

Моральное сознание предписывает людям определенные виды поведения и поступки в качестве их долга. Оно дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступок, его мотивы, поведение, образ жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям.

Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти.

Нравственное сознание.

Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения.

Нравственная деятельность.

Нравственная деятельность — объективная сторона утверждения морали и может быть реализована в следующих формах:

а) этическое просвещение;

б) нравственное воспитание;

в) нравственное самовоспитание.

Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации.

Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Элементы, образующие структуру морали как функциональной системы:

Моральные нормы.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением.

Основу моральных норм составляют реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле, действующие в обществе, и т. д.

Нарушение моральных норм влечет за собой моральные санкции: в отрицательная оценка и осуждение поведения человека.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (Десять заповедей от Моисеея), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Основные моральные принципы:

Принципы, относящиеся к способам выполнения моральных требований:

Нравственные идеалы.

Нравственные идеалы – это конечная цель, обобщенный образ, к которому направлено нравственное развитие.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания.

Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Высшие ценности морали.

Верховным регулятором социальных отношений выступают понятия о высших ценностях морали как таковой.

К ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье.

Каждое из качеств проявляется многообразно в самых разных поступках.

Отношения, которые возникают между людьми

То что регулирует действия и поступки человека. То что регулирует действия и поступки человека фото. картинка То что регулирует действия и поступки человека. смотреть фото То что регулирует действия и поступки человека. смотреть картинку То что регулирует действия и поступки человека.

Моральные отношения между людьми появляются в ходе определенной деятельности. Они обладают нравственным характером, различаются по сущности, форме и методам социальной связи между людьми. Содержание можно определить, руководствуясь отношениями к определенным людям и нравственными обязанностями, которыми наделяется человек. В отношениях подобного характера люди выступают с позиции не только субъекта, но и объекта моральной деятельности. Это связано с тем, что человек несет определенные обязанности. В такой ситуации он выступает с позиции субъекта относительно общества. Но одновременно с этим он является объектом моральных обязательств для других, так как им необходимо обезопасить его интересы, проявить заботу о нем.

Функции морали способны помочь раскрыть специфическую сущность этого понятия. Следует более подробно их описать.

Мораль понятие функции структура (стр. 1 из 7)

Вопросы к изучению:

1.Мораль, понятие, ее функции, структура, моральный выбор.

2. Происхождение морали

3. Кризис морального сознания

1.Мораль, понятие, ее функции.

Мораль — это совокупность нравственных требований (норм, принципов), определяющих характер отношений между правил людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями добра и зла, справедливом и несправедливом.

(от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества ( гуманизм, коллективизм, альтруизм и т.д.).

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале.

Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Моральные нормы – это нравственные требования, которые регулируют поведение человека в конкретном случае («будь вежлив со старшими», «помогай старшим» и т.д.).

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти.

Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок

(или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

Основные компоненты регуляции

Регулятивная функция проявляет себя стихийным образом. Ее противоречивость следует связывать с тем, что отсутствует специальный институт, который мог бы заниматься таким важным делом. В чем заключается специфика моральной регуляции? Она реализуется за счет средств духовного воздействия. Для нее не свойственен жесткий характер. Ко всему прочему, она подразумевает свободный выбор определенных нравственных ориентаций.

Внешний и внутренний компоненты механизма, которые включает в себя регулятивная функция морали, соотносятся с позиции средств и целей. Иными словами, полноценной формой нравственного контроля является саморегуляция. Рассказывая о регулятивной функции, следует выделить несколько присущих ей подфункций: это ориентирующая, мотивирующая, корректирующая. Первая способствует нацеливанию человека на конкретные идеалы, на определенный образ жизнедеятельности. Мотивирующая подфункция подразумевает, что требования нравственного характера являются своеобразным мотивом для поступков. Последняя подфункция предполагает возможность изменения своего поведения под воздействием со стороны самооценки. Свою роль в такой ситуации может сыграть и общественное мнение.

На чем строится оценка?

Какие еще основные функции морали можно выделить? Несколько слов следует сказать про оценочно-императивную. Это достаточно специфичная функция, отличающая нравственную регуляцию от всех иных, внеморальных. Оцениванию в данной ситуации подлежат не только поступки людей, но и вся действительность в целом, как природная, так и социальная. Она выступает с позиции требования к некоторому поступку, наделяется нравственным долгом к свершению добра по отношению к определенному объекту.

То что регулирует действия и поступки человека. То что регулирует действия и поступки человека фото. картинка То что регулирует действия и поступки человека. смотреть фото То что регулирует действия и поступки человека. смотреть картинку То что регулирует действия и поступки человека.

В данной ситуации мораль может поддерживаться за счет особых психологических механизмов совестью и долгом. С этой стороны нравственной личностью может считаться человек совести и долга. Совесть от людей требует идти по направлению к добру. Соответственно, злу при этом необходимо сопротивляться. Долг подразумевает, что человек должен оставаться честным, выполняя свои обязанности. С позиции особого мировоззрения в данной ситуации следует признать человека как высшую ценность. Необходимо определить отношение каждой отдельной личности ко всему обществу в целом.

Роль морали в обществе выражается в ряде функций. Основные:

1. Регулятивная функция (главная): мораль — ϶ᴛᴏ форма регуляции поведения и жизни человека. Средства регулирования: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты и др.

В обществе существует еще один регулятор общественной жизни – право. В сравнении:

мораль как регулятор жизни общества — моральная регуляция внеинституцио-нальная;
она существует как исторически сложившаяся форма организации и регулирования общественной жизни; — нормы морали и правила поведения рождаются спонтанно,
в практике человеческих отношений
; — нормы морали не возможно свести к какому-либо ограниченному количеству, они гибки; — требования морали
направлены ко всœем людям
; — источник
обязательности
моральных норм – человеческая совесть, моральное сознание человека и общества; —
контроль выполнения
моральных норм – частное дело каждой личности и соответствующих обществ, определœенную роль играет общественное мнение.
право как регулятор жизни общества — правовая регуляция институцио-нальная
, ᴛ.ᴇ. регулируется специально созданным институтом, организацией; она осуществляется властью и авторитетом государства; — нормы права устанавливаются и издаются
от имени государства
; — правовые нормы требуют четкого определœения и ограниченного количества, что дает возможность проверить их исполнение; — требования права
имеют конкретного адресата
; —
обязательность
правовых норм вытекает из силы и авторитета государства; —
контроль выполнения
норм права осуществляется с помощью социальных институтов – суда, прокуратуры.

2. Оценочная функция. Предметом оценки с точки зрения нравственных норм и моральных понятий являются поступки людей, их намерения, мотивы, личные качества, действующее право, политика государства и многое другое. Человек постоянно оценивает всё, что входит в поле его жизни.

3. Ориентирующая функция. Сам факт существования морали предполагает человека как существо ʼʼгреховноеʼʼ, постоянно склонное к нарушениям заведенного порядка. Учитывая неизбежность тяги к ʼʼгрехуʼʼ, нравственность и мораль позволяют выработать систему приоритетов, предпочтения одних норм другим, сформировать стратегию и тактику поведения. Эта функция — ʼʼкомпасʼʼ, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения.

4. Мотивационная функция. Мотив — ʼʼсубъективная причинаʼʼ деятельности, обоснование его активности или пассивности. Человек как бы доказывает самому себе, почему следует поступать именно так, а не иначе. Мотив есть то, что непосредственно предшествует поступку. Основанием мотива выступает нравственность и мораль. С точки зрения нравственности мотивы делятся на благородные, низменные и вынужденные. Благородные мотивы направлены на благо других больше, чем на собственное благо. Низменные мотивы, напротив, ориентируются преимущественно или исключительно на личное благо в ущерб благу других. Вынужденные мотивы характерные несвободой выбора, когда человек ради личного блага или блага других вынужден нарушать нормы нравственности. К примеру, от безысходности некоторые люди совершают кражи, убийства и другие преступления. Мотивы, зарождающиеся ʼʼвнутриʼʼ личности определяются её наследственностью и воспитанием.

5. Познавательно-информационная функция. Мораль служит средством познания мира природы и мира людей. С малых лет ребёнку объясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Познавая значение хороших и плохих поступков, человек находит своё место среди других людей. По этой причине данная функция выражается в выработке, усвоении или приобретении этических знаний: принципов, норм, кодексов, стереотипов решения в ситуациях морального выбора, формировании модели нравственного поведения.

6. Коммуникативная функция. Нравственность и мораль обеспечивают взаимопонимание и общение людей на базе общих нравственных ценностей. Выражением данной функции являются товарищество, сотрудничество, дружба, любовь, совместная жизнь. Понимая, как трудно индивиду справиться с бедой в одиночку, люди оказывают друг другу поддержку, даже находясь порой в неприязненных отношениях. Фольклор содержит много пословиц и поговорок, выражающих коммуникативную функцию.

Выводы:

– философская наука, предметом изучения которой являетсямораль;

— ϶ᴛᴏ императивно-оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения принципиального противопоставления добра и зла.

на уровне
эмпирического исследования
задача этики – описание морали,на
теоретическом уровне
задача этики – понятийно воссоздать, осмыслить и обосновать мораль, доказатьее преимущество, мотивацию, надежность, задача этики на н
ормативном уровне
– внедрение в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и норм, стандарта человеческой моральности, моральное воспитание и стимуляция духовного развития человека.

мораль императивна
(указка на долженствование, как должно быть);

мораль касается всœех сфер человеческой жизни
(во всœех ситуациях и перед самим собой важно сохранять человеческое лицо);

внешний контроль по отношению к морали не действует
(наши судьи – совесть и общественное мнение);

морали свойственна не заинтересованность ее мотива
(только бескорыстный поступок может считаться моральным);

мораль утверждает равность всœех людей, моральные ценности финальны
(следование нравственным принципам — это самоцель, ᴛ.ᴇ. высшая, ʼʼфинальная цельʼʼ и нет никаких других целœей, которые мы хотели бы достичь, следуя им, они не являются средством достижения какой-либо иной цели).

Стремление к освоению всего нового

Какие еще имеются функции морали? Следует выделить познавательную. Она в определенной степени произведена от предыдущей. Выступает с позиции своеобразного поиска наиболее гуманного и перспективного направления для своего совершенствования. В качестве конечного результата данного поиска выступает моральная оценка определенных социальных образований. Оценивание в такой ситуации способствует теоретическому анализу. Моральное одобрение либо возмущение каким-то стилем поведения довольно часто выступает с позиции верного показателя того, что форма жизни уже устарела. Ею было утрачено историческое оправдание. Но одобрение совместно с возмущением может говорить и о том, что возник новый, достаточно перспективный уклад жизни. Состояние нравов в определенную эпоху – это самодиагностика общества, его самопознание, которое нашло выражение в языке нравственных оценок и идеалов.

За счет морального сознания можно разглядеть мир через довольно специфическую призму, зафиксировав такое видение в понятиях добра или зла, ответственности или долга. Это нельзя назвать научным исследованием мира, это своеобразное постижение смысла явлений. Для людей подобные знания достаточно важны. Каждый должен познать мир самостоятельно, за счет своих усилий.

Итак, основные функции морали помогают постигать человеческие судьбы. И это происходит не с позиции закона, а со стороны регулятивной идеи. Ориентируясь на нее, можно сформировать свою жизнь. Это главная задача, знание того, что судить о жизни можно будет только тогда, когда человек получит полную и точную информацию о ней.

Тест с ответами по теме: “Мораль и этика”

I вариант.

1. Этика — это философская наука, которая изучает а) мораль+ б) природу в) бытие г) право

2. Поступок как первичный элемент нравственности НЕ включает в себя … а) намерение б) цель в) последствие поступка г) моральные нормы+

3. В каком аспекте понимается термин «мораль» а) мораль как вид юридической ответственности б) мораль как источник российского права в) мораль как особая форма общественного сознания+ г) мораль как способ достижения цели

4. Юристы за свои действия и решения в профессиональной сфере … а) несут повышенную ответственность+ б) несут такую же ответственность, как и все остальные в) несут пониженную ответственность г) не несут никакой ответственности

5. Мораль как способ регулирования поведения человека в обществе представляет собой … определенный набор прав и обязанностей сторон а) систему принципов и норм+ б) сознание людей в) особую структуру правоотношений

6. Латинское слово «mores» переводится как … а) вежливость б) взаимодействие в) отношения г) нравы+

7. Категория этики, которая характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, — это … а) честь б) справедливость+ в) ответственность г) достоинство

8. Понятия морального сознания, в которых требования предъявляемые к людям выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, который вобрал в себя наиболее высокие моральные качества, — это … а) моральные стремления б) моральные законы в) моральные идеалы+ г) моральные догмы

9. Согласно М. С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, — это … а) нравственность+ б) этика в) религия г) идеология

10. Моральные принципы относятся к а) только юристам б) только тем людям, которые согласны с такими принципами в) только духовенству г) всем людям+

11. Основные понятия этической науки, которые отражают наиболее существенные элементы морали — это … а) словарь этики б) тезаурус этики в) категории этики+ г) принципы этики

12. Согласно А. С. Кобликову главной функцией морали считается … а) регулятивная+ б) прогностическая в) коммуникативная г) ориентирующая

13. Под термином «моральные нормы» понимаются а) нормы, обеспеченные государственным принуждением б) нормы, принятые среди членов определенной организации в) нормы, регулирующие имущественные отношения, а также неимущественные отношения, связанные с имущественными г) социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе+

14. В моральных отношениях человек выступает в качестве: а) способа регулирования общественных отношений б) субъекта по отношению к обществу, социальной группе и т. д.+ в) предмета исследования г) объекта моральных обязанностей для других+

15. Категории этики — это … а) общую и особенную части этической науки б) понятия этической науки, которые не отражают наиболее существенные элементы морали в) все понятия и термины этической науки г) основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали+

16. Категория этики, которая по своему содержанию противоположна добру, выражает представление о том, что противоречит требованиям морали и заслуживает осуждения, — это … а) зло+ б) справедливость в) благо г) несчастье

17. Субъективное осознание личностью своей ответственности перед обществом, которое выступает как долг и ответственность перед самим собой, — это… а) совесть+ б) счастье в) достоинство г) честь

18. Профессиональная этика играет важную роль, прежде всего для профессий, объектом которых является … а) право б) государство в) человек+ г) культура

19. Категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на гуманистических идеях – это… а) долг б) достоинство+ в) честь г) репутация

20. Самооценивающее чувство, которое является одним из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей — это … а) добро б) благо в) совесть+ г) справедливость

II вариант.

1. В моральные санкции включены: а) моральное одобрение+ б) государственное принуждение в) юридические санкции г) моральное поощрение+

2. Социальные нормы, которые регулируют поведение человека в обществе, его отношение к обществу и к себе, — это … а) моральные нормы+ б) корпоративные нормы в) коллизионные нормы г) правые нормы

3. Мораль измеряется уровнем а) общественного и индивидуального сознания+ б) технического развития в) благосостояния населения г) материальных потребностей населения

4. Гуманизм это а) бескорыстное служение ближнему б) предпочтение собственных интересов интересам других в) сознательное стремление содействовать общему благу г) признание человека высшей ценностью+

5. Если моральная норма указывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как он должен вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку … а) права и свободы б) возможность осуществления деятельности в) совокупность приемов и способов осуществления деятельности г) общее направление деятельности+

6. Согласно М. С. Строговичу взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении — это … а) этикет б) этика в) право г) нравственное сознание+

7. Под «нравственной этикой» понимается: а) учение о том. как должен поступать человек+ б) учение о закономерностях развития общества в) учение о законах бытия г) учение о нравственной морали

8. Латинское слово «moralis» переводится как … а) справедливость б) ценность в) нравственность+ г) гуманизм

9. Учение о том, как человек должен поступать, каким принципам и нормам обязан следовать — это … а) прогностическая этика б) нравственная этика+ в) эмпирическая этика г) прикладная этика

10. Когда происходит предпочтение собственных интересов интересам других – это … а) эгоизм+ б) идеализм в) материализм г) формализм

11. Как наука сколько по времени существует этика? а) более 20 веков+ б) более 10 веков в) с конца 18 века г) с IV века до нашей эры

12. Что такое этика? а) которая изучает добродетели б) об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей в) о морали, нравственности+ г) о нравах, обычаях

13. Выберите, каким этическим нормам уделяется внимание в рамках западной европейской культуры? а) польза, выгода, трудолюбие б) справедливость, добро, благо+ в) честь, свобода, вера

14. Определите, что такое мораль? а) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе+ в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности

15. Социальные нормы это: а) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации+ б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности

16. Традиции – а) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. б) представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. в) духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания. г) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.+

17. Этический памятник “Домострой” принадлежит этой стране: а) Древней Греции б) Индии в) России+

18. Нормы общественных организаций это: а) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют. б) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. в) правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.+ г) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.

19. “Деонтология” изучает: а) учение о правилах поведения б) учение об общественных нравах и обычаях в) учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики+

20. Основал этику: а) Платон (428-328 до н.э.) б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.)+ в) Аристотель (384-322 до н.э.) г) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

Формирование личности

Воспитательная функция морали определяется за счет ее участия в созидании человека как личности, его самосознания. Властвующие на современном этапе нормы с принципами в ходе обучения и образования вносятся в сознание людей, прививаются им. С помощью морали происходит формирование потребности, которая подразумевает, что к другим необходимо относиться точно так же, как и к себе. Себя необходимо возвышать посредством возвышения других. Соответственно, требуется осознавать, какие последствия влекут за собой определенные действия.

То что регулирует действия и поступки человека. То что регулирует действия и поступки человека фото. картинка То что регулирует действия и поступки человека. смотреть фото То что регулирует действия и поступки человека. смотреть картинку То что регулирует действия и поступки человека.

Осуществляется данная функция в ходе освоения личностью определенного опыта предшествующих поколений. Реализации способствует и создание положительных нравственных ощущений, привычек и убеждений. Воздействие воспитательного характера на человека может быть осуществлено посредством самых разных методик, начиная с убеждения и принуждения, и заканчивая самодисциплиной и самовоспитанием.

Схожие по своей сути функции

Такие функции морали в обществе, как воспитательная и познавательная, достаточно тесно друг с другом связаны. Моральное познание является базой для нравственного воспитания человека. Предоставляя людям адекватные знания, мораль помогает вооружиться секретами поведения и общения. Познавательная функция может рассматриваться и с позиции ценностно-ориентирующей. Это связано с тем, что моральные знания по сравнению с естественнонаучными не являются бесстрастными. Они наполняются определенным оценочным смыслом, нацеливая человека на определенные ценности, важные для жизнедеятельности.

Введение

Основой морали ( нравственности ) являются созданные много веков назад заповеди, в которых излагаются основные критерии моральных норм и правил, но каждый временной отрезок вносит свои коррективы в структуры и функции морали.

Целью моей работы является рассмотрение морали в целом, изучение ее структуры и функций. В основе моей работы лежит книга Зеленковой И.Л. «Этика» в которой наиболее полно изложена информация о морали. Не менее полезна для меня оказалась книга Апресяна Р.Г. «Идея морали».

На чем основывается общение?

То что регулирует действия и поступки человека. То что регулирует действия и поступки человека фото. картинка То что регулирует действия и поступки человека. смотреть фото То что регулирует действия и поступки человека. смотреть картинку То что регулирует действия и поступки человека.

Коммуникативная функция подразумевает, что мораль является важным условием, формообразующим компонентом и итогом общения людей. С самого первого момента общения происходит формирование негласной договоренности. Суть ее заключается в том, что разговор надо вести на конкретных условиях. К ним как раз и относятся моральные нормы. И они впоследствии трансформируются в действенные аспекты общения. Подобного рода социальные функции морали способствуют возникновению дружелюбия либо враждебности. Соответственно, формируются формы разговора, начиная с диалогического взаимопонимания и заканчивая антагонистическими конфликтами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *