Толстой детство тема о чем

Анализ повести «Детство» (Л. Н. Толстой)

Автор: Guru · 06.08.2018

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

История создания

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Источник

Анализ повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.10.2019 · Обновлено 22.10.2019

В повести «Детство», разбор которой предлагает Вам Многомудрый Литрекон, тонко обрисовываются детские душевные порывы, разочарования и радости, вдохновение и отчаяние, вызываются живые картины из детских воспоминаний. Этим ценным моментам жизни Л. Н. Толстой уделяет внимание во всех своих произведениях. Этому в первую очередь посвящена его повесть «Детство».

История создания

История написания повести «Детство» представляет собой интересные факты:

Жанр и направление

Жанр произведения «Детство» можно отнести к автобиографической повести, как было сказано выше о детских впечатлениях автора.

Направление повести – реализм, поскольку та основана на действительной обстановке и нравах того времени – начала XIX столетия.

Композиция и конфликт

Повесть «Детство» составляют 28 глав, в которых описывается год из жизни десятилетнего мальчика, Николеньки Иртеньева.

В повести нет явного конфликта главного героя с окружающими людьми, кроме одного лёгкого домашнего недоразумения с бывшей няней Натальей Савишной. Но внутренне мальчик часто испытывает обиду, чувство несправедливости или неприязни в отношении с окружающими. Карл Иваныч на мгновение становится в глазах Николеньки «противным и злым». Мальчика обижают слова отца, когда тот пренебрежительно отзывается о нём княгине Корняковой. Ему неприятны княгиня Корнякова и её сын Этьен. Во время похорон матери Николенька чувствует возмущение против собравшихся, за их неискреннее проявление горя.

Основной же конфликт в повести «Детство» часто происходит у мальчика с самим собой. Он ощущает чувство вины за свои недобрые мысли, даже за неискреннюю строчку стихотворения, написанного им, презирает себя за недостаток искренней скорби на похоронах матери. Николенька часто чувствует себя скованным и неловким, и страдает от этого. Он не может выразить Серёже своё чувство симпатии, вместо этого слепо подчиняется ему, не может найти силы противостоять своему кумиру, чтобы поступить справедливо. Глубоко вдумчивая, чувствительная натура Николеньки часто пытается разрешить противоречия, с которыми сталкивается в жизни — между внутренним и внешним миром, между желаемым и действительным, между лучшими побуждениями и слабостью, между искренностью и желанием показать себя.

Смысл названия

Название повести «Детство» говорит само за себя. Оно сразу сообщает нам, что речь пойдёт об истории из жизни маленького человека. Автор описывает детское мировоззрение и вкладывает в смысл заглавия буквальный и открытый посыл. Сообщает название о том, что повесть посвящена детской поре, поре первых жизненных шагов и мировосприятия.

Важно отметить, что речь идет не о Николеньке, а о детстве в целом. Автор хочет показать обобщенную детскую историю, демонстрируя не столько свой путь, сколько те условия и обстоятельства, в которых формируется человек его времени и положения. Примечательно, что М. Горький тоже написал трилогию с такими же названиями, но показал быт и нравы простого городского мальчишки, а не дворянского отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство».

Суть: о чём повесть?

Повесть «Детство» о десятилетнем Николеньке Иртеньеве, мальчике из дворянской семьи, живущей в деревне в своём поместье. Николенька узнаёт, что для него настала пора серьёзного обучения, для которого они с братом должны переехать в Москву. Мальчик пылко любит мать и не желает разлуки, но смиряется с ней. Жизнь Николеньки тесно связана с домом, дворовыми людьми и гувернёром, и в процессе повествования вырисовываются их отдельные портреты. Также в повести рассказывается об отце главного героя и других людях из светского общества. В Москве Николенька получает новые впечатления и заводит новые знакомства. Его сильной симпатией пользуется бойкий мальчик Серёжа Ивин, затем её вытесняет пылкая влюблённость в Сонечку Валахину, очаровательную двенадцатилетнюю девочку.

Главные герои и их характеристика

Система образов в повести «Детство» вложена Многомудрым Литреконом в таблицу.

тринадцатилетний брат николеньки, володя, способный, видный, уверенный в себе и рассудительный мальчик. он хорошо учится, умеет нравиться всем окружающим и подаёт в семье надежды на блестящее будущее. к николеньке володя относится свысока, снисходительно называет его «девочкой» и неженкой. тем не менее, братья общаются и делятся друг с другом секретами, хотя и не всегда понимают друг друга.

любочка представляется в повести совсем ребёнком, домашней благовоспитанной девочкой, жизнь которой протекает дома, под крылом матери.

мягкая, добрая, тихая женщина, пылко любящая мужа и детей и отдающая им всю свою любовь. при этом она изысканна и образована – прекрасно играет на рояле, изящно выражается на иностранных языках. очень набожна – принимает странников, серьёзно внимает их изречениям, защищает их от нападок. николенька особо привязан к матери, их отношения нежны и трепетны, мать является в его глазах самым прекрасным и возвышенным существом на свете.

немец, учитель и гувернёр мальчиков в доме иртеньевых. честный, добрый и душевный человек, очень привязанный к детям, вверенным его попечению. он одинок и замкнут, часто погружён в раздумья или чтение, о нём сообщается, что у него «несчастная судьба». николенька искренне привязан к карлу иванычу и берёт от него всё лучшее. узнав о скором отъезде в москву, мальчик скорбит в первую очередь о предстоящей разлуке с учителем.

главные герои повести «детство»характеристика
десятилетний мальчик из дворянской семьи, в которой он любит всех и всеми любим. он пылкий, ранимый и впечатлительный непоседа, очень серьёзно принимающий жизненные события, поступки людей и свои собственные мысли. он умён и проницателен, но не очень усерден в учёбе, не ловок, замкнут и не уверен в себе, из-за чего часто испытывает трудности. он вспыльчив, обидчив и легко попадает под чужое влияние. но в нем слишком сильно развита совесть, которая не дает ему заблуждаться долгое время.
володя и любочка
отецпётр николаевич, отец николеньки, назван в повести эффектным и видным, умеющим изящно одеваться и нравиться большому свету. он умён и твёрд, везде умеет поставить себя в выгодное положение, заводит блестящие связи, при этом чувствителен, любит простую музыку. увлекается женщинами и карточной игрой. пользуясь добротой и доверием своей жены, он устраивает себя так, чтобы без стеснения удовлетворять свои пристрастия и увлечения. с детьми отец не близок, но любит их.
карл иваныч
наталья савишнастарушка около восьмидесяти лет, в прошлом няня детей и их матери, затем ответственная за «барское добро», хранившееся в кладовых и сундуках. очень набожная, кроткая, преданная и бескорыстная женщина, посвятившая себя целиком заботам о барском семействе, членов которого любит как родных. особенно нежной привязанностью натальи савишны пользуется её бывшая воспитанница, мать николеньки. мальчик любит общество натальи савишны и находит в нём единственное утешение после смерти матери. общая с ним скорбь старушки кажется ему единственно искренней, в отличие от всех окружающих. с высоты взрослого возраста николай называет наталью савишну наряду с матерью «святым существом».
юродивый гриша

странник и юродивый гриша часто приходит в дом иртеньевых, где находит тепло и приют, благодаря доброй матери семейства. он изрекает странные горестные слова, связанные с отъездом мальчиков из дома, печалится и сокрушается, как бы предвещая несчастье. гриша ради спасения души носит железные вериги на теле под одеждой, много и горячо молится о себе и других людях, друзьях и врагах. николенька, поражённый глубоким посвящением и верой гриши, называет его впоследствии «великим христианином»

гувернантка любочки в доме иртеньевых, где и живёт вместе с дочерью катенькой. чопорная и недалёкая женщина, надоедающая детям назойливыми замечаниями и требованиями. она наглядно выражает презрение учителю карлу иванычу.

бабушкабабушка николеньки названа в повести принадлежащей к людям «прошлого века, каких ныне уже нет». величественная, гордая и властная светская женщина, требовательная и чопорная барыня. николенька любит и уважает бабушку, но далеко не так, как он относится к матери и наталье савишне.
княгиня корняковарезкая, неискренняя и неприятная женщина, заискивающая перед бабушкой николеньки и вызывающая у последней пренебрежение. княгиня и её высказанные взгляды о пользе наказания детей розгами оставляют негативное впечатление у николеньки.
князь иван иванычкнязь иван иваныч – пожилой военный, сделавший блестящую карьеру, также относящийся к людям «прошлого века». он хорошо образован, красив, имеет доброту и благородный характер. при визите с поздравлениями бабушки он держит себя просто и естественно, чем вызывает к себе расположение николеньки.
серёжакрасивый, бойкий и резвый мальчик, ровесник николеньки, для которого становится бесспорным кумиром. серёжа проявляет безусловную храбрость во время игры, при этом оказывается способен на недобрый поступок по отношении к слабому мальчику иленьке.
сонечкасреди гостей на именинах бабушки оказывается сонечка валахина – милая двенадцатилетняя девочка, пленившая всё существо николеньки. после вечера общения сонечка оставляет николеньку и других мальчиков пылко влюблёнными в неё.

Тематика повести «Детство» позволяет не только поразмышлять об интересных жизненных вопросах, но и аргументировать свое мнение в любом сочинении, ведь Толстой в своих произведениях не оставляет поводов для непонимания.

Проблемы

Проблематика в повести «Детство» отражает все то, что надолго оседает в детском сердце и не проходит даже с возрастом.

Смысл

Основная мысль повести «Детство» выражается в желании автора показать важность детской поры в жизни человека. То, что он приобретает за этот короткий отрезок времени, останется с ним навсегда, будет определять его поступки и выбор пути.

Поэтому семья, близкие люди и всё, что окружает ребёнка, имеет огромное значение, о котором никогда нельзя забывать и которое не стоит обесценивать. Основная идея «Детства» выражается в том, как цепочка незначительных событий и слов формирует характер героя и определяет его судьбу.

Чему учит?

Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать.

Также повесть «Детство» заставляет задуматься о том, что для юного человека важно правильно выбирать для себя друзей, сохранять уважение к себе, не позволять пренебрегать собой и увлекать на недобрые пути. Вывод Толстого прост: нужно поощрять в себе лучшие чувства, вдохновение, восхищение прекрасным. Его мораль сводится к тому, что нужно глубоко осознавать свои поступки, взвешивать мысли и никогда не бояться следовать лучшим побуждениям.

Критика

Дебют Л.Н. Толстого не вызвал такого многообразия критики, как, например, «Анна Каренина» или «Война и мир». Но все же первые отклики вдохновили автора на самосовершенствование и дальнейший путь в мире литературы.

О первом произведении Толстого «Детство» так говорилось в статье «Русская литература» в 1852 году в журнале «Отечественные записки»:

«Редко случалось нам читать такое живое и увлекательное описание первых лет жизни. В содержании нет ничего особенного, детство, его первые впечатления, первое пробуждение способностей, первое сознание себя и своей обстановки, одним словом – всё то, что мы знаем, что мы испытали. Но как всё это рассказано! Какое умение владеть языком и подмечать первые движения души! А между тем как передать красоту рассказа, прелесть которого и заключается в рассказе?»

А вот так высказывается о повести «Детство» С.С. Дудышкин:

«Давно не случалось нам читать произведения более прочувствованного, более благородно написанного, более проникнутого симпатией к тем явлениям действительности, за изображение которых взялся автор».

Автор из легендарного журнала «Современник», И.И. Панаев тоже высоко оценил особенности «Детства» Толстого:

«Мы приветствовали графа Л. Н. Толстого, автора «Детства» и «Отрочества»… Мы даже несколько оробели перед его талантом, который показался нам чуть не гениальным.» («Современник», 1864 г., №3)

Не менее положительную рецензию опубликовали в «Москвитянине» — издании, известном своими хлесткими выпадами в адрес новых авторов.

«Что это нашло на русскую литературу? Она как будто стала поправляться: стали опять показываться отрадные явления… то и дело выступают новые литературные деятели с свежими силами и здоровым направлением… Очень понравилась нам повесть «История моего детства». Многие черты детства здесь схвачены очень живо. Рассказ проникнут теплым чувством.» (Б. Н. Алмазов, журнал «Москвитянин, 1852, № 10)

Знаменитый поэт и редактор «Современника» Н.А. Некрасов в письме к И.С. Тургеневу также выразил надежду на восхождение нового дарования:

«Обрати внимание на повесть «Детство»… это талант новый и, кажется, надежный.» (Н. А. Некрасов — И. С. Тургеневу, письмо от 21 октября 1852 г.)

Н.Г. Чернышевский, представитель революционно-демократического движения, который обычно резко критиковал русскую литературу, так оценил произведения Л.Н. Толстого:

У графа Толстого… нравственное чувство… сохранилось во всей юношеской непосредственности и свежести. …Свежесть нравственного чувства придает поэзии особенную — трогательную и грациозную — очаровательность. От этого качества, по нашему мнению, во многом зависит прелесть рассказов графа Толстого. Не будем доказывать, что только при этой непосредственной свежести сердца можно было рассказать «Детство» и «Отрочество» с тем чрезвычайно верным колоритом, с тою нежною грациозностью, которые дают истинную жизнь этим повестям. Относительно «Детства» и «Отрочества» очевидно каждому, что без непорочности нравственного чувства невозможно было бы не только исполнить эти повести, но и задумать их.

Удивительно, но в той же манере высказался Д.И. Писарев, который сам именовал себя нигилистом и выступал за радикальные преобразования в том самом быте, которой с такой нежностью описывал Л.Н. Толстой:

«Никто далее его не простирает анализа, никто так глубоко не заглядывает в душу человека, никто с таким упорным вниманием, с такой неумолимой последовательностью не разбирает самых сокровенных побуждений, самых мимолетных и, по-видимому, случайных движений души».

Но далеко не все рецензенты слепо хвалили работу. Некоторые авторы все же находили в ней недостатки. Например, А.В. Дружинин:

Есть у вас поползновение к чрезмерной тонкости анализа, которая может разрастись в большой недостаток. Обуздать эту наклонность вы должны, но гасить ее не надо ни за что на свете. Вся ваша работа над своим талантом должна быть в таком роде. Каждый ваш недостаток имеет свою часть силы и красоты, почти каждое ваше достоинство имеет в себе зернышки недостатков. …Все пассажи, писанные с любовью, у вас превосходны, — но чуть вы холодеете, у вас слог путается, и являются адские обороты речи.

Источник

Анализ повести «Детство»

Толстой детство тема о чем. Толстой детство тема о чем фото. картинка Толстой детство тема о чем. смотреть фото Толстой детство тема о чем. смотреть картинку Толстой детство тема о чем.

«Детство» написана от первого лица в жанре автобиографической повести. За основу взяты воспоминания детства, Толстой наделил героев свойствами характера и чертами, близкими членам его семьи. Направление произведения – реализм. «Детство» описывает жизнь дворянской семьи, ее нравы, даже бытовые зарисовки передают действительную обстановку, характерную для сословия в начале XIX века.

«Детство» написано Толстым в самом начале его творческого пути. Несмотря на то, что в дальнейшем из-под пера писателя-реалиста выходили намного более масштабные произведения, они не заслонили собой первую повесть из знаменитой трилогии.

Юный герой, от лица которого ведется повествование – Николенька Иртеньев. В произведении описываются будничные эпизоды из жизни мальчика, потому что автор делает акцент на его внутренних переживаниях, а не на внешней событийности. Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, произошедшие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, нравственные ориентиры. Окружающий мир и взрослые оказывают воздействие на личностный рост взрослеющего ребенка, любой эпизод может стать судьбоносным мотивом для его поведения в будущем. Автор также затрагивает важность семейных отношений, а внутренние монологи героя раскрывают «диалектику его души».

п.1. Основные темы

Нельзя недооценивать детские впечатления, потому что именно они закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. События раннего детства обязательно повлияют на судьбу в дальнейшем. Толстой уделяет большое внимание духовному развитию личности, так как считает, что это важнейший непрерывный процесс, который берет начало еще в нежном возрасте.

Взаимоотношения в кругу семьи играют ключевую роль в развитии системы ценностей ребенка. Если дитя наблюдает взаимоуважение по отношению друг к другу, заботу, любовь, он будет стараться последовать родительскому примеру, когда станет взрослым.

Поведение героя – это результат его воспитания. Ребенок чувствует себя нужным, любимым, поэтому он наделен положительными качествами, которые не позволяют ему поступать плохо. Воспитание для Толстого – это не наказание или порицание, а пример, который родители подают детям, и атмосфера добра и доверия.

Одна из ключевых тем произведения. Любовь, ласка и нежность матери повлияла на поведение, а в дальнейшем и характер главного героя: он доверчив, ласков, сентиментален, все тонко чувствует своей ранимой душой. Ребенок, знающий материнскую любовь, не может быть враждебно настроен к миру и окружающим.

Карл Иванович, гувернер Николеньки, привязан к детям и особенно к главному герою. Он любит своих учеников, но на занятиях становится бескомпромиссным строгим ментором. Это воспитывает в детях дисциплинированность, представление о субординации и требовательность к себе.

п.2. Проблемы, поднимаемые в повести

Потеря близкого человека

Данная проблема, затронутая в «Детстве», не имеет решения, ведь дети безвозвратно теряют маму. Маленькие герои тоскуют по ней. Боль, терзающую детские ранимые сердца, сложно даже представить. Задача родных – не дать детям почувствовать себя одинокими и ненужными, что и описывается Львом Николаевичем в произведении.

Родители часто допускают ошибки в отношениях с детьми, не придавая этому значения. Считая впечатлительность ребенка слабостью они способны его ранить. Примером из повести служит эпизод на приеме у бабушки, когда Николенька был смущен публичным «разоблачением» его симпатии.

п.3. Идея и пафос произведения

Именно короткая беззаботная пора детства важна в формировании взрослой личности. Потери, радости, разочарования, восторг, пережитые в нежном возрасте, оставят отпечаток в душе ребенка, который он пронесет с собой во взрослую жизнь.

Чтобы определить эмоциональный настрой повести, нужно обратиться к мастерски описанным автором внутренним переживаниям героя. Николенька испытывает весь спектр детских эмоций: досада, огорчение, восторг, любовь, радость, разочарование, нежность… Но постоянно присутствует меланхоличное настроение, связанное с утратой, муками совести. После смерти матери эмоциональная тональность повести становится пронизана горечью потери самого близкого человека.

п.4. Главные герои

Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, чувствительный к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нем часто говорит совесть. Он любит всех и сам любим членами семьи, но несколько замкнут и не уверен в себе. Николенька эмоционален, мягок, не слишком усерден в учебе, но очень внимателен к своим поступкам.

Мать Николеньки — мягкая добрая женщина, всецело отдающая себя семье. Она набожна, но в то же время образована. Очень привязана к Николеньке, щедро одаривает его материнской лаской и нежностью.

Карл Иваныч — немецкий гувернер очень привязан к детям. Он добр, честен и исполнителен. Оказывает влияние на Николеньку: мальчик старается взять от него самое лучшее.

Наталья Савишна — преданная семье женщина, которая любила всем сердце детей и их мать, которых вырастила. Кроткая, набожная Наталья Савишна была няней maman, всю свою жизнь она посвятила заботам о ней, Любочке, Володе, Николеньке. После смерти матери главный герой тянется к ней, потому что считает, что ее скорбь самая искренняя.

Отец — глава семейства не близок с детьми. Напротив, он устраивает свою жизнь так, чтоб не отказывать себе в своих предпочтениях: слабости к азартным играм и женщинам. Пользуется добротой и кротким нравом своей супруги. Умен, тверд, рационален.

п.5. Сюжет и композиция

п.6. Художественное своеобразие

Примечательно, что только в XVII главе присутствует немногословное портретное описание главного героя: «…широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазками…». Толстой намеренно уходит от описания внешних деталей образа главного героя, поскольку главным в человеке считает его душевную красоту.

В главах, описывающих охоту, изображена природа, на лоне которой Иртеньевы устраивают пикник. Залитые солнцем летние пейзажи выступают фоном в эпизоде, когда главный герой по-настоящему счастлив. Радостью наполняет его детское сердце ощущение единения с природой и семьей.

Несмотря на то, что повесть написана от лица десятилетнего ребенка, в тексте присутствует множество средств художественной выразительности: эпитеты, сравнения, гиперболы, олицетворения, метафоры, фразеологизмы и другие тропы и фигуры речи.

п.7. Значение произведения

Темы и проблемы, затронутые в «Детстве», актуальны по сей день. Именно поэтому повесть вошла в историю русской классической литературы. Меняются столетия и эпохи, но вечные вопросы остаются. Чтоб разрешить их, нужно обратиться к литературным творениям классиков.

Нередко трилогию «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого сравнивают с трилогией «Детство. В людях. Мои университеты» Максима Горького.

Одноименные повести противопоставляются друг другу. Горький в своем произведении демонстрирует отчужденность членов семьи, суровые нравы, жестокость, испытания, через которые проходит главный герой, но описывает их не через призму его впечатлений, а как взгляд со стороны. Критики высказывались, что таким образом Горький пытается завуалировать искренние переживания и душевные перемены Алеши. Толстой же наоборот представляет в произведении счастливое детство ребенка, который получает вдоволь любовь и ласку близких. Он немного замкнут, но перемены в его душе и внутренние монологи детально описывают внутреннее состояние Николеньки, его стремление моральному идеалу, развитие индивидуальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *