Толстый и тонкий над чем смеется автор

Анализ рассказа «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)

Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

Направление и жанр

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.

Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.

«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.

Смысл названия

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

Суть: о чем рассказ?

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

Главные герои и их характеристика

Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «толстый и тонкий»характеристика
михаил

тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними.
порфирийколлежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком.

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:

Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.

Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Критика

Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.

Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.

Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:

«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы.

«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.)

Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев.

Источник

Над чем смеется Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Чехов не смеется, Чехов зло высмеивает чинопочитание и раболепие тонкого перед толстым, который достиг более высоких чинов, чем тонкий. И это при том, что в гимназии тонкий и толстый были если не друзьями, то по меньшей мере хорошими приятелями.

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

А вот смешной или грустный этот рассказ? Сложно сказать. Конечно, жанр у него юмористический,тем более, что и опубликован он был в сатирическом журнале «Осколки», в 1883 годуно вечное стремление угодить начальству, пусть и знакомому с детства, наводит на грустные размышления.

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Герои рассказа Антона Чехова «Толстый и Тонкий» встретились на вокзале совершенно случайно. Они были друзьями детства, но жизнь развела, и они долго друг друга не видели. Встрече оба обрадовались, обнялись, расцеловались. Стали вспоминать детство, ну а потом обсудили, кто чего в жизни достиг.

И тут выяснилось, что Тонкий зарабатывает немного («жалованье плохое»), его жена вынуждена подрабатывать, давая уроки музыки, а сам он, помимо службы, делает портсигары и потом их продает. По рублю штука.

А вот Толстый дослужился до тайного советника. Это довольно высокий чин.

Вот в тот момент, когда Толстый об этом сообщил, в общении друзей произошла перемена. Ушли детские воспоминания, остались два человека, один из которых богат, а второй перед ним заискивает. Переменилось отношение Тонкого, и даже его жены и сына, которые были свидетелями встречи.

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

В рассказе «Толстый и тонкий» автор высмеивает такой порок, как подхалимство. До того, как Тонкий не узнал, какой чин занимает Толстый он нормально с ним разговаривал, но как только он об этом узнал, в его голосе тут же появились подхалимские нотки, он стал угождать своему товарищу. Его речь стала подобострастной, он сразу же перешел на «Вы». Со стороны это все выглядело очень омерзительно и некрасиво.

Толстому это очень не понравилось, ведь он хотел просто по-дружески пообщаться, он не ожидал, что к нему начнут подлизываться и пресмыкаться, ведь он прежде всего видит в Тонком бывшего товарища, а не мелкого чиновника.

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Таблицу для сравнительной характеристики персонажей рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» можно заполнить так :

Герои и их характеристики

Внешность в начале рассказа

Внешность в конце рассказа

Чем пахнут герои

Семейное положение

Должность

Награды

Поведение в начале и в конце рассказа

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» изучается в 6-м классе, поэтому кроссворд мы будем составлять, ориентируясь уже на взрослую школьную аудиторию, потому вопросов в нем уже будет 20, чтобы ученики подольше поломали головы над ответами. Итак, запишем их:

Ниже располагаем заполненную сетку, а под ней просто все верные ответы.

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Источник

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Номер материала: ДВ-242158

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам

Время чтения: 1 минута

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

В России предложили учредить День семейного волонтерства

Время чтения: 2 минуты

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Толстый и тонкий над чем смеется автор. Толстый и тонкий над чем смеется автор фото. картинка Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть фото Толстый и тонкий над чем смеется автор. смотреть картинку Толстый и тонкий над чем смеется автор.

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

чехов. толстый и тонкий

* Миша — толстый
* Порфирий — тонкий

* Нафанаил — сын Порфирия
* Луиза — жена Порфирия

Однажды, на вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один из них был толстый другой тонкий. Тонкий только что сошёл с поезда, со своей женой и сыном. Увидев этого человека толстый сразу узнал тонкого, и по-приветствовал. Не много рассмотрев толстого тонкий тоже узнал — толстого. У героев начался диалог. Они узнали о друг-друге по-больше. Когда оказалось, что толстый занимал лучшую должность, чем тонкий, Порфирий сразу же стал завидовать Мише. Тонкий стал огрызаться и подшучивать над толстым. Миша этого не вынес и по-прощался с Порфирием.

На основе этих сведений вы сами сможете ответить на ваш вопрос.

1) Название произошло от героев этого рассказа. Тут сама решай). Писатель смеется над тонким поскольку он самоунижал себя при встрече с толстым.

2)Хотел похвастаться другу чего он достиг. Потому что узнал, что друг (толстый ) получил высшее звание (получил 2 звезды)

3)Думаю это ты должна ответить сама) там да или нет)

4)Ну он стал подчинятся, унижаться, разговаривать с толстым вежливо, по культуре. Ему не понравилось то что его друг готов прислуживать всем кто выше его по званию. Там в тексте написано, на 2 последних обзацах))))

1. Как вы объясните название рассказа? Каким вам кажется рассказ — смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Над кем и над чем смеётся писатель?

Толстый и тонкий — это не только лишь комплекция основных героев, это их поведение по жизни: 1-ый уверен внутри себя, он свободно ступает по жизни, а 2-ой всегда от кого-либо и от чего-то зависит, меняет своё мировоззрение и тон разговора зависимо от чина собеседника.

Этот рассказ смешной и грустный сразу. Нам забавно от того, что тонкий так несуразно себя ведёт, когда узнаёт, как высоко сейчас стоит его компаньон юношества. Но с другой стороны, всё это обидно, так как таких людей, как узкий, на свете много, и они все хихикают, как китайцы, и угодничают перед людьми, которые стоят чуток выше их по карьерной лестнице. В их совсем нет людского плюсы.

2. Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?

Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о собственной семье, потому что сейчас, когда он вызнал о сегодняшнем положении собственного друга юношества, он с ним вроде бы опять знакомится — сейчас уже как с принципиальным человеком, высокопоставленным лицом. Поменялся узкий так как он такой конъюктурщик: увидел высокопоставленное лицо — необходимо ему угодить, «уважить», выказать свое «почтение» (хотя, как мы лицезреем, толстому было еще приятнее разговаривать с ним как с другом юношества).

3. Как вы думаете, был бы рассказ смешнее, если бы в нём был мотив служебной подчинённости тонкого толстому?

Я думаю, смешнее, если в рассказе нет мотива служебной подчинённости героев: суть нрава тонкого в том, что он готов угодничать перед хоть каким человеком, который стоит хоть чуток выше, чем он.

4. Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнаёт о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? Как об этом говорит Чехов?

Вот как изменился Порфирий, а вместе с ним его семья и вещи: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились. Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. » Всем своим существом тонкий стремился «выказать почтение» высокому начальнику. А толстому стала противна эта неискренность, деланность, поэтому он повернулся и ушёл: «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

Толстый и тонкий — это не только лишь комплекция основных героев, это их поведение по жизни: 1-ый уверен внутри себя, он свободно ступает по жизни, а 2-ой всегда от кого-либо и от чего-то зависит, меняет своё мировоззрение и тон разговора зависимо от чина собеседника.

Этот рассказ смешной и грустный сразу. Нам забавно от того, что тонкий так несуразно себя ведёт, когда узнаёт, как высоко сейчас стоит его компаньон юношества. Но с другой стороны, всё это обидно, так как таких людей, как узкий, на свете много, и они все хихикают, как китайцы, и угодничают перед людьми, которые стоят чуток выше их по карьерной лестнице. В их совсем нет людского плюсы.

1)Смысл названия рассказа в антитезе, противопоставлении толстого, господствующего класса чиновников, сытого, добродушного,

уверенного, с тонким-подчинённым чиновничеством, голодным,

алчным, недовольным, но рьяно стремящимся любым путём попасть наверх. Толстый-это надёжность и благополучие, тонкий-это неуверенность и унижения. Рассказ забавный, многие моменты вызывают улыбку, но грустную, унижение не может быть смешным, скорее очень грустным.

Чехов обличает пороки общества, заставляет читателей задуматься на проблемами социального неравенства и пресмыкания одних людей, перед другими. Автор высмеивает бездуховность общества, самоунижение и полное отсутствие чувства достоинства, поклонение материальным ценностям.

«Толстый и тонкий»-два однокашника, не видевшиеся несколько лет, встречаются на вокзале. Приятели рады встрече, но узнав о достигнутом положении «толстого»,»тонкий» начинает заискивать, унижаться, съёживается и становится мелким человечишкой.

Рассказ Чехова-это не только привлечение к проблеме общества автором, но и попытка призвать это общество прекратить быть рабами, униженными и оскорблёнными добровольно. Высмеивая поведение Тонкого, Чехов иронизирует над поведением чиновников, когда одних саркастически «тошнит» от других.

2)Узнав положение и чине Михаила, Порфирий повторно начинает рассказ о себе и семье. Автор показывает перемену, что перед Порфирием уже не стоял друг детства, а стояло высокопоставленное лицо, с которым он спешил познакомиться. Заисивая, угождая, умасливая он повторно поведал о себе. Интонация поменялась, но Порфирий не догадывается, что Михаил безразличен к чинам и их почитанию.

3)Мотив служебного подчинения сам по себе не смешон, люди сознательно шли на унижения, ради продвижения, а иногда чтобы не вылететь со службы. Автор показал, что именно не имея никакого мотива, Порфирий изменился до неузнаваемости. Ему не было необходимости этого делать, но унижение уже у него в крови, это стиль его жалкой жизни. Добровольный раб вызывает скорее не смех, а жалость и сочувствие.

4)Порфирий узнал о положении Михаила и «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой»-очень ярко автор искривил лицо улыбкой, обозначив вовсе не радостные чувства.» Он съежился, сгорбился, сузился»-сделался маленьким «человечишкой»,Чехов удивительно тонко даёт картину происходящего.» Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились»-метафоричное преображение вещей «Тонкого».»Нафанаил вытянулся во фрунт «-сын Тонкого вытянулся по стойке «смирно»,как на параде.» на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»-выражение лица лицемера и лизоблюда, очень ярко нарисованное автором.

В последний момент, когда тонкий начал заискивать, лебезить перед толстым, с тошнотворной приторностью, лишь узнав, что толстый выше его по рангу и стал важным вельможей, автор употребляет иронию и «приятно ошеломлены были все трое», в переносом смысле-тонкого покоробило, съёжило, сузило от известия о положении друга, у его жены: «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее»,а сын выронил фуражку и расшаркался, хотя до этого не пожелал поздороваться, а толстого стошнило от этой картины, поэтому он отвернулся и ушёл.

Источник

Урок литературы в 6 классе «Анализ рассказа А П.Чехова «Толстый и тонкий»

Урок литературы в 6-м классе

Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста

Технологии: технология развития критического мышления

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Чеховские рассказы! Две-три страницы, и перед тобой целый мир с такими знакомыми героями. Нужно обладать особым даром, чтобы уметь в такой краткой форме рассказать так много. Этим даром и обладал Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.

Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление.. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно.Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно.Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержанием рассказа.

2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий» (чтение рассказа учителем).

Какое настроение возникло после прослушивания? ( грусти, печали, жалости, сожаления )

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Примеры «толстых и тонких» вопросов:

«Толстые» вопросы, придуманные детьми

«Тонкие» вопросы, придуманные детьми

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?

Почему изменилось поведение тонкого?

Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?

Как звали жену и сына тонкого?

До какого звания дослужился толстый?

Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

— Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый)

Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П.Чеховым,-лучшее?

Физминутка 1). Представьте себя героями рассказа, 1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи.

2) 1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»

2 вар. смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»

— Допустим, вы ставите спектакль или кинофильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Какие вы поставите перед собой задачи в поиске актеров,какие будете давать им установки? Чтобы стать режиссёром,вы должны представить актёрам своё видение героем, уметь составить психологический портрет.

— Как вы понимаете выражение «психологический портрет»?

— Что еще, кроме описания внешности лит. героя, он может включать в себя?

Психологический портрет литературного героя

Внешность манера голос, речь

(черты лица, поведения (интонация, сила голоса, лексика)

А теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Для этого побываем в мастерской художника слова, попытаемся постичь стилевые особенности рассказа.

Психологический портрет героев (примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам) Толстый

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.

2. Неуверенный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

По отношению к толстому : приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство.

По отношению к себе : полное отсутствие чувства собственного достоинства.

Вопросы и задания для исследования текста:

Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?

Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).

Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)

Какие чувства испытывают герои при встрече?

Чем отличается речь тонкого?

Определите кульминацию произведения.

Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)

Почему толстый ничего не возразил и ушел?

Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания)

— Давайте вновь подслушаем разговор наших героев (анализ эпизода).

( «Ну как живёшь, друг. Две звезды имею»)

— Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Обратите внимание на «Табель о рангах», существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.

— Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.

— С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?

— Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?

Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?

(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное –С)

— А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?

( Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения)

— Но всё – таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (почтительной кислоты)

— Как вы понимаете это словосочетание?

— Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?

— А какие в конце слов тонкого? Почему?

(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого)

— Как обращаются друг к другу герои?

— Что особенно изумляет в составленной вами таблице?

— Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?

(Такова сила привычки, выработанная годами,- угодливо держаться перед вышестоящим начальником)

— Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (чинопочитание, подхалимство)

— Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?

— Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

-А какие приёмы создания комического использует А.П.Чехов?

Способы юмористического повествования:

3) гипербола, литота.

— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.

(Неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей, противопоставленных друг другу по размерам, один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается)

Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.
Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «. лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «. лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее. », «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.

Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. »

Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.

3.Подведение итогов. Этап рефлексии. Составление синквейна.

1 вариант – Толстый

1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.

2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *