Тоталитарная диктатура что это

тоталитаризм

Оглавление

История концепции

Характеристики тоталитарного государства

Тоталитарная диктатура что это. Тоталитарная диктатура что это фото. картинка Тоталитарная диктатура что это. смотреть фото Тоталитарная диктатура что это. смотреть картинку Тоталитарная диктатура что это.

Тоталитарная диктатура что это. Тоталитарная диктатура что это фото. картинка Тоталитарная диктатура что это. смотреть фото Тоталитарная диктатура что это. смотреть картинку Тоталитарная диктатура что это.

Модели тоталитаризма

Модель тоталитаризма Фридриха / Бжезинского

Политологи Карл Иоахим Фридрих и Збигнев Бжезинский увидели в тоталитарных режимах нечто принципиально новое. Однако различные тоталитарные системы в основном однотипны и сопоставимы друг с другом. Суть тоталитарных режимов заключается в их организации и методах достижения полного контроля, а не в стремлении к полному контролю. Тем не менее не следует представлять тоталитарные системы как статические структуры, поскольку они подвержены эволюции. В своей работе 1956 года « Тоталитарная диктатура и автократия» Фридрих и Бжезинский определили шесть основных характеристик тоталитарных систем:

Модель тоталитаризма Питера Графа Кильмансегга

Политолог Питер Граф Кильмансегг подверг критике модель Фридриха / Бжезинского, которая, по его мнению, не могла объяснить динамику социальных изменений в системе. Согласно Кильманнсеггу, решающими характеристиками тоталитарных систем являются:

Согласно Килмансеггу, использование неограниченных полномочий по принятию решений (2) привело бы к указанной выше структуре. Таким образом, этот момент следует рассматривать как начало возникновения тоталитарных систем. Как только монополия на власть установлена, обеспечение монополии (поддержание власти) становится самоцелью монополии. Согласно Килмансеггу, в тоталитарных системах приоритетом является обеспечение монополии на принятие решений над всеми идеологическими целями правления. Идеология и массовая партия должны были бы только мотивировать, контролировать и обеспечивать легитимацию.

Модель тотального господства по Ханне Арендт

«Таким образом, суть тоталитарного правления не в том, что оно ограничивает или устраняет определенные свободы или искореняет любовь к свободе из человеческих сердец; но только в том факте, что он закрывает людей такими, какие они есть, с такой силой в железных узах ужаса, что пространство действия, и только оно является реальностью свободы, исчезает «.

Тезис Карла Поппера о регрессии

Модель тоталитаризма Вольфганга Меркеля

Немецкий политолог Вольфганг Меркель в своей книге « Трансформация системы» определяет следующие типы тоталитарных режимов:

Коммунистические тоталитарные режимы

Фашистские тоталитарные режимы

Теократико-тоталитарные режимы

Примеры тоталитарных режимов

Тоталитарная диктатура что это. Тоталитарная диктатура что это фото. картинка Тоталитарная диктатура что это. смотреть фото Тоталитарная диктатура что это. смотреть картинку Тоталитарная диктатура что это.

Тоталитарная диктатура что это. Тоталитарная диктатура что это фото. картинка Тоталитарная диктатура что это. смотреть фото Тоталитарная диктатура что это. смотреть картинку Тоталитарная диктатура что это.

В зависимости от тоталитарной модели разные государства называют тоталитарными. Примеры часто упоминаемых режимов:

Классификация национал-социализма как тоталитарного также является спорной, поскольку экономика имела определенную автономию, которая была ограничена из-за войны, но это была не характеристика системы, а проявление состояния войны. Кроме того, телеологическая расовая теория не является такой всеобъемлющей, как, например, сталинизм.

Теория тоталитаризма

Теория тоталитаризма сравнивает системы фашизма со сталинизмом с момента его появления в 1920-х годах. Хотя обе идеологии строго противостояли и боролись друг с другом, они демонстрируют, согласно позиции исследователей тоталитаризма, ряд поразительных сходств с точки зрения формы и содержания. Ханна Арендт описывает национал-социализм и сталинизм только как тоталитарные и как «разновидности одной и той же модели».

Критика теории тоталитаризма

Перевернутый тоталитаризм

Экономический тоталитаризм

Джон Кофас видит противоречие неолиберализму в том, что он способствует свободе и эмансипации, но на практике это тоталитарная система, «которая стремится привести общество и личность в соответствие со своим догматическим рыночным фундаментализмом».

Тоталитарный капитализм наблюдения

Сюзанна Зубофф отстаивает тезис о том, что современный капитализм развивает тоталитарные черты в форме тотального надзора за частной сферой. Это наблюдение занимает даже те ниши, которые оставались вакантными в прежних тоталитарных системах, потому что они были неконтролируемыми. По словам Зубоффа, именно в этой форме контроля и управления компании добиваются соблюдения своих интересов в отношении прибыли.

Смотри тоже

литература

Классика теории тоталитаризма

Представления о теории тоталитаризма и моделях тоталитаризма

Критика теории тоталитаризма и моделей тоталитаризма

Источник

Тоталитарная диктатура

Анализ тоталитаризма как социального понятия: концепции различных авторов, занимавшихся изучением феномена тоталитаризма; основные постулаты тоталитаризма; характерные признаки, определяющие тоталитарное государство; особенности тоталитарных идеологий.

РубрикаПолитология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления31.03.2014
Размер файла55,1 K

Тоталитарная диктатура что это. Тоталитарная диктатура что это фото. картинка Тоталитарная диктатура что это. смотреть фото Тоталитарная диктатура что это. смотреть картинку Тоталитарная диктатура что это.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

I. Возникновение понятия «тоталитаризм»

Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Маурья в Индии (321-185 гг. до н. э.), династия Цинь в Китае (221-206 гг. до н. э.), правление Чака над зулу (1816-1828) и др. Следует особо выделить легизм в Цинь, который являлся полноценной идеологией и имел философско-теоретическое обоснование необходимости тотального контроля. При этом легизм был официальной идеологией Цинь более 150 лет, вплоть до её падения в ходе народного восстания.

Однако приведённые выше тирании в целом оставались в русле традиции и не пользовались массовой народной поддержкой. Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.

Неолибералы придерживаются отчасти противоположной точки зрения. В своём труде «Дорога к рабству» (1944 г.) Ф. фон Хайек утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод. Он предупреждал об опасности плановой экономики и полагал, что залогом сохранения либеральной демократии является экономическая свобода.

Американский политолог Джеймс Скотт выделяет четыре необходимых условия для «апокалипсиса в отдельно взятом государстве»:

§ модернистские идеи переделки мира;

§ наличие достаточно сильного аппарата для проведения этих идей в жизнь;

§ жестокий кризис общества;

§ неспособность общества сопротивляться.

— Из статьи профессора макросоциологии Northwestern University Георгия Дерлугьяна «Институционализация

1.2 Основные признаки понятия

Основные принципы, отличающие устройство тоталитарного государства от всех остальных:

1. Существование в обществе одной политической идеологии, на которой строится вся его политическая система.

2. Существование одной партии, возглавляемой лидером, которая сливается с государственным аппаратом, и становится центральной организацией принятия решений в государстве.

3. Высокая важность государственного аппарата, проникновение его во все сферы жизни общества и их жесткий контроль.

4. Давление на СМИ, отсутствие в них плюрализма и возможности оставить происходящие события с неугодной для партии позиции.

8. Монополизация контроля над вооруженными силами.

9. Переход к централизованному планированию экономики.

10. Жесткое ограничение личных свобод граждан общества.

11. И т.д. Приложение 1- с. 39

Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Результатом было обеспечение массовой поддержки режима, подавляющего любое инакомыслие.

В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам, в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны.

Положительные черты тоталитаризма:

§ В тоталитарных обществах самый низкий уровень преступности, особенно организованной, по сравнению со всеми другими обществами и политическими системами;

§ Практически отсутствуют такие асоциальные явления, как наркомания и проституция;

§ Как правило, государство уделяет большое внимание поддержке рождаемости, вследствие чего демографическая ситуация стабильная;

§ Ориентированность государства на развитие армии способствует значительным инвестициям в науку, в том числе фундаментальную (в СССР и Третьем Рейхе процветали наука и техника, ученые входили в элиту общества);

§ Важнейшим делом считается воспитание патриотического духа в народе, в связи, с чем среди граждан высоко развиты такие важные чувства, как гордость за свою страну, готовность к самопожертвованию;

§ Имущественное расслоение в тоталитарных странах меньше, чем в либеральных обществах;

§ Количество самоубийств в тоталитарных странах гораздо меньше, чем в демократических;

§ В критические моменты тоталитарные государства способны к максимальной концентрации средств и усилий на важнейших участках;

§ Полная неуязвимость государства перед влиянием извне, невозможность вмешательства других стран в его внутреннюю политику.

Защищенность тоталитарного государства:

Кроме того, по тем же причинам, во время войны тоталитарное государство является максимально устойчивым и способно вести войну как после тяжелейших поражений (СССР), так и в условиях крайней ограниченности ресурсов при абсолютном перевесе вражеских сил (Третий Рейх).

2.1 Особенности тоталитарных идеологий

Тоталитарные идеологии относятся к типу мифологических идейных образований, поскольку делают акцент не на отображение реальности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить. Конструируя образ будущей светлой жизни, идеологи тоталитаризма действуют по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации живых социальных и политических связей и отношений и подгонки действительности под заранее созданные образы и цели.

Такие идеологемы оказываются чрезвычайно далекими от действительности, но одновременно и крайне привлекательными для нетребовательного или дезориентированного сознания масс. Учитывая, что тоталитарные идеологии выходят на политический рынок в годы тяжелейших общественных кризисов, их влияние, переориентирующее общественное мнение с реальных противоречий на будущие и потому легко решаемые чисто умозрительным путем, как правило, усиливается.

Непременным фактором роста влияния тоталитарных идеологем на общественное мнение является и их неразрывная связь с авторитетом сильного лидера, партии, которые уже успели продемонстрировать обществу свою решительность в достижении намеченных целей, особенно в борьбе с врагами «народного счастья».

Примечательно, что интенсивность репрессий не менялась из-за признания «внешнего» или «внутреннего» врага. Так, для советских коммунистов политическими противниками была не только «мировая буржуазия», но и представители целого ряда социальных кругов: сторонники царского режима (белогвардейцы), служители культа (священники), представители либеральной гуманитарной интеллигенции («прислужники буржуазии»), предприниматели, кулачество (воплощавшие непереносимый коммунистами дух частной собственности). Германские нацисты внутренними врагами объявляли евреев и других представителей «низших рас», которые якобы несли угрозу рейху.

Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из страны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. Уничтожив или подавив на время конкурентов в обществе, правящие партии неизменно переносили острие очистительной идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важнейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.

Однако, не имея возможности подкрепить пропагандируемые цели и идеалы устойчивым ростом народного благосостояния, раскрепостить гражданскую активность, утвердить атмосферу безопасности и доверительности к власти, тоталитаризм неизбежно «вымывал» собственно идейное, смысловое содержание своих высоких целей, стимулировал поверхностное и формальное восприятие этих идеалов, превращал идейные конструкции в разновидность некритически воспринимаемых вероучений. Так создаваемая солидарность государства и общества поощряла не сознательную заинтересованность населения в укреплении и поддержке режима, а бездумный фанатизм отдельных индивидов. И ни жесткая фильтрация, ни контроль за информацией не приносили успеха. «Железный занавес» не спасал людей от их привычки к свободному мышлению.

Тоталитарный политический режим может существовать десятилетия, поскольку формирует такой тип личности, который не мыслит иного способа правления и постоянно воспроизводит черты политической культуры и механизм функционирования тоталитаризма даже в резко изменяющихся политических условиях.

2.2 Основные концепции тоталитаризма

В начале XX века, как было сказано, общество столкнулось с возникновением в разных странах политических систем нового вида. Термин «тоталитаризм» был введён в 1923 году итальянским политическим деятелем Джованни Амендола для характеристики режима Бенито Муссолини в Италии. Позднее этот термин был применён и для характеристики режимов Иосифа Сталина в СССР и Адольфа Гитлера в Германии.

Явление тоталитаризма было новым для политической жизни европейских стран и, как следовало ожидать, вызвало большой интерес у представителей общественных наук. В 40-50е гг. начали разрабатываться различные концепции, авторы которых пытались дать характеристику тоталитарным обществам и выяснить, где стоит искать причины возникновения режимов тоталитарной диктатуры. Исследователями этого явления были К. Поппер, Х. Линц, К. Левренко, Дж. Талмон и др. Среди многочисленных работ, затрагивающих эту тему, мне хотелось бы выделить три, которые кажутся мне основными и наиболее интересными: «Истоки тоталитаризма» Ханны Арендт (1951 г.), «Тоталитарная диктатура и автократия» Збигнева Бжезинского и Карла Фридриха (1956 г.) и «Демократия и тоталитаризм» Раймона Арона (1965 г.)

Х. Арендт: «Тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы…»

Зарождение тоталитаризма Арендт связывала с процессами, происходившими в мире в предыдущие века. К XX веку мир пережил кризис национальных государств, породив такие явления как «расизм», «антисемитизм» и «империализм». Уничижение других рас, игнорирование национальных границ других государств в процессе благоустройства своего, привело к отчуждению людей от политической жизни и превращению их в массы. Именно «омассовление» и послужило отправной точкой для развития тоталитаризма.

Увеличение доли масс в обществе, в конечном итоге, приводит к разрушению классовой структуры, ведь главное отличие толпы от массы заключается в том, что массы никоим образом не наследуют нормы и установки господствующего класса, как это происходит в случае толп, а отражают и извращают нормы всех существующих в обществе классов. Разрушение классовой структуры, в свою очередь, приводит к разрушению партийной системы государства, поскольку если общество не стратифицировано, то необходимость в политических партиях, как представителях интересов различных классов, пропадает. Ещё одним моментом, приводящим к краху партийной системы, становится тот факт, что при появлении большого количества индифферентных индивидов, состав партии перестаёт обновляться за счёт новых членов и постепенно беднеет.

Стирание границ между классами образует огромную, бесструктурную, неорганизованную массу индивидов, не доверяющих правительству и не уверенных в том, что оно сможет подходящим образом обеспечить им достойную жизнь. Таким образом, социальная атомизация и индивидуализация создают крайне благоприятную почву для зарождения тоталитарного режима.

Збигнев Бжезинский и Карл Фридрих: «Это автократия, основанная на современной технологии и массовой легитимизации…»


Раймон Арон: «Любой однопартийный режим чреват расцветом тоталитаризма…»

Работу Раймона Арона «Демократия и тоталитаризм» можно назвать уникальной по многим параметрам. Автор исследует не только причины и историческую обусловленность становления тоталитарного режима в Германии и, главным образом, в СССР, его слабые и сильные стороны, характерные черты и противоречия. Арон, кроме этого, проводит глубокий анализ демократического режима, пытаясь выделить схожести и различия его функционирования в разных странах и его связь с тоталитаризмом, а так же пытается создать объективную классификацию политических режимов, синтезируя взгляды своих предшественников, таких как Гоббс и Маркс.

В ходе работы, представляющей собой курс лекций, Арон выделяет пять основных черт тоталитарного режима:

1. Возникновение тоталитаризма происходит в условиях предоставления какой-либо одной партии монопольного права на политическую деятельность.

Арон рассматривает переход к тоталитарной диктатуре, как один из вариантов развития политического режима в стране в рамках кризиса демократии, который он именует разложением. Не считая ни один из существующих ныне режимов, совершенным, Арон считает, что рано или поздно каждый из них исчерпывает себя и приходит к разложению. В качестве примера, он рассматривает разложение политического режима во Франции.

Таким образом, мною были рассмотрены основные концепции трактовки термина тоталитаризм, его исторической, политической и социальной обусловленности. Все они делают акцент на разных аспектах этого термина, но в характеристиках всё-таки схожи.

Тоталитарное общество, по мнению Д. В. Гончарова и И. Б. Гоптаревой, является модернизированными обществами, т. к. социальная и политическая системы этого общества носят подлинно современный характер. В структурном и культурном отношении общество подвергается коренному переустройству. Тоталитарные системы все устремлены в будущее, что выражается, в частности, в преимущественной ориентации технологий социального и политического действия на молодежь.

Тоталитарные системы проводят последовательную и широкомасштабную индустриализацию. Они урбанизируют общество. Небывалой интенсивности достигает в тоталитарном обществе социальная мобильность.

Главной предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества, что привело к появлению мощных монополий, охвативших целые отрасли промышленности и наладивших тесное взаимодействие с государством. В результате усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов организованности и управляемости общества, успехи в развитии науки, техники и образования порождали иллюзию возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. А развитие массовых коммуникаций сделало технически возможным систематическую идеологическую обработку населения и всеобъемлющий контроль над личностью.

Важной субъективной предпосылкой тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Человек перестает чувствовать себя неотъемлемой частью семьи, рода, общины, испытывает стремление убежать от бездушного капиталистического мира, преодолеть бессилие и страх перед жестокой рыночной стихией, найти смысл жизни в служении великой цели, в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации.

3.2 Актуальность изучения тоталитарных режимов в современном мире

Корейская Народно-Демократическая Республика: «Кто дал нам счастье сегодняшнего дня? Его дала нам партия, его дал вождь!»

Северная Корея представляет собой пример крайне закрытого и изолированного общества. На протяжении истории страны связи с зарубежными странами были сведены к минимуму. Так, к примеру, с гражданами других стран, проживающими в Северной Корее, могли общаться лишь специально обученные люди, а выезжать за пределы страны дозволялась лишь немногочисленным представителям элиты и лесорубам, работавшим в лесах на Дальнем Востоке, но и там их жизнь подвергалась жёсткому контролю со стороны государства.

До сих пор жители Северной Кореи серьёзно ограничены во всём, что касается масс-медиа. Иностранные периодические издания на территории страны запрещены, для борьбы с иноземным радиовещанием государство выпустило специальные приёмники с узким диапазоном улавливаемых частот, которые могли быть настроены лишь на внутренние радиостанции. Чтобы люди вдруг не обнаружили какие-то новаторские идеи в старых книгах, было подписано распоряжение о выдаче книг, вышедших более 10-15 лет назад только из спецхранилищ.

Наиболее сильна была Северная Корея до распада СССР, пользуясь его поддержкой. После распада Советского Союза экономическое положение стало ухудшаться вплоть до периода с 1996 до 1999 гг., когда в результате сильного голода по разным данным погибло от полутора до трёх миллионов человек. Казалось бы, Корейская Народно-Демократическая Республика постепенно выходит из тоталитарного режима, и тому были реальные основания. Одним из таких может служить совместное обращение северо- и южнокорейских властей в ООН с просьбой о помощи в объединении двух стран в одну. Однако в начале этого года ситуация вновь обострилась и Северная Корея отказалась от ранее заключённых договорённостей с Южной Кореей. Кроме этого, руководством страны было заявлено о выходе из договора о прекращении огня с Южной Кореей, что, в свою очередь, фактически означает введение военного положения с этой страной.

Проанализировав политическую ситуацию, царившую в КНДР с момента её образования и до наших дней, можно уверенно говорить о том, что тоталитарные тенденции до сих пор сохраняются в этом обществе. Более того, северокорейское общество представляет собой пример самого закрытого общества, с контролем, не знающим границ и полным подчинением сознания граждан проповедуемой правящей партией идеологии.

Исламская Республика Иран: «По законам шариата…»

Иран исторически является одним из древнейших государств в мире. В 1979 г. в этой стране произошёл государственной переворот, после чего она обрела своё нынешнее название. Иран, как и большинство стран Ближнего Востока, является крайне религиозной страной, что, по сути, уже снимает вопрос об идеологии в рамках исследования о соответствии политического режима этой страны тоталитарному.

И действительно, верховная власть в Иранской республике принадлежит Высшему Руководителю, или Рахбару, который избирается на это пост на всю жизнь и непременно является богословом. В общем и целом, нормы мусульманского права оказывают большое влияние на принятие политических решений и осуществление внутренней политики в стране. Если до свержения монархического режима в Иране медленно, но верно проходил процесс вестернизации, отодвигавший мусульманские нормы и законы на второй план, то после революции ситуация кардинально поменялась и влияние ислама стало ощущаться во всех сферах жизни общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *