Тоталитарная секта что это
Понятие тоталитарной секты
Предлагаем читателям хронику и итоговый документ международного семинара, посвященного проблеме тоталитарных сект. Эти материалы не содержат основного определения — что же, собственно, такое тоталитарная секта. Хотя в отдельных докладах эта тема затрагивалась (материалы семинара будут опубликованы отдельной книгой), но в основном докладчики пользовались термином как рабочим, не вдаваясь в тонкости определений.
Мы попытались наметить, — пусть предварительно, — общие черты тех религиозных групп, которые объединяются названием «тоталитарные секты».
Читатель должен помнить, что о тоталитарных сектах на семинаре говорили представители 20 Церквей, так что обвинения в нетерпимости православных к иным конфессиям сразу же следует признать несостоятельными; коль скоро то или иное явление называет сектой столь представительное собрание христиан, то уместно предположить, что в этом отражается мнение христианства в целом. Как и участники семинара, редакция не претендует на разрешение вопроса о сектантстве в целом и ограничивается определением только духовного тоталитаризма.
Само слово «секта» — латинского происхождения и связано с глаголом «отсекать» (этимологию от латинского же корня со значением «уводить» следует признать несостоятельной). Следовательно, изначально сектантство — это отделение от того или иного религиозного движения. История Церкви показывает, что сектантство ни к добру, ни к истине не приводит, и слово это всегда употребляется негативно. Такие качества, как нетерпимость, гордость и агрессивность, лишь усиливают общенегативную оценку сектанства, так что это позволяет уже называть сектами и те религиозные группы, которые, собственно говоря, ни от кого не отделялись, а сразу возникли как бы изолированными от того пути, идя которым, человечество стремится найти свою духовную родину.
Мы уже ввели те два понятия, на которых опираются как сами тоталитарные секты, так и отношение к ним Церкви; это понятия отделения и гордыни. Нетрудно вспомнить тому, кто хотя бы в общих чертах знаком со Священной Историей, что первое во вселенной отделение произошло именно по причине гордыни, и называем мы его отпадением. Первым от Бога отпал сатана, и именно в этом смысле допустимо говорить о сатанической сущности тоталитарных сект, пусть они даже оперируют понятиями добра и справедливости.
Но известно также, что древний грех гордыни и поныне грозит каждой душе, что «мать всех грехов» подстерегает всякую человеческую душу и что борьба с ней — это начало и конец любой духовной практики. Необходимо помнить, что духовный тоталитаризм может поразить любого человека независимо от его конфессиональной принадлежности, что его семена могут прорасти в любой религиозной общине. Поэтому не осуждение было главной целью семинара, а предупреждение. В самом деле, необходимо предупредить, что ряд религиозных течений ничего общего с христианством не имеет, о чем призван свидетельствовать всякий, исповедующий распятого и воскресшего Христа;
необходимо предупредить, что только в Церкви может найти мир и спасение потерявшаяся и отчаявшаяся душа;
необходимо предупредить, что только следование Писанию и Преданию выявляет опасности духовной гордыни и лечит от нее;
необходимо предупредить, что тот, кто утратил духовную бодрость и бдительность, подвергается опасности заражения, а если эту опасность недооценивают, то статус тоталитарной секты может грозить и приходу, и объединению приходов;
необходимо предупредить, наконец, что большинство сектантов — для Церкви не враги (даже если сами они так считают), а потерявшиеся дети, и Мать всегда рада их возвращению.
Обратившись к понятию тоталитаризма, заметим, что в общем смысле тоталитаризм есть попытка унифицировать всю многогранность человеческой природы и все многообразие проявлений ее в обществе; упростить, перестроить, подчинить одной руководящей идее, исходящей не из познания, но из некоей «теории», достаточно умозрительной. Тоталитаризм отличается от деспотизма тем, что второй подчиняет, первый — порабощает. Не следует смешивать тоталитаризм духовный и политический; хотя слово здесь одно (и корни явления общие), но проявления разные; кроме того, духовный тоталитаризм более широк в том смысле, что желает поработить не только человека, но и Бога, заставить Его служить себе.
Так как же проявляется духовный тоталитаризм — следствие гордыни?
Далее, всякая тоталитарная секта оперирует неким тайным учением, которое от непосвященных скрыто, а посвящаемым приоткрывается постепенно, и обычно главные его моменты сообщаются только тогда, когда для обращаемого пути назад уже отрезаны. Заметим, что для большинства современных тоталитарных сект стержневой пункт их «тайны» — отречение в той или иной форме от Христа. Между тем учение Церкви открыто любому, а сами ее таинства — всякому, кто желает участвовать в них, руководствуясь ее учением; сведения же о них доступны всем, — другое дело, могут ли они быть постигнуты неверующими…
Жители Москвы и других городов на собственном горьком опыте убедились, насколько настойчиво осуществляется агитация за вступление в секту, которую недаром называют вербовкой: активисты заговаривают с людьми на улицах, ходят по квартирам… Впрочем, разумные люди, прежде чем куда-то войти, обязательно должны выяснить, смогут ли они выйти, и если да, то как? Вот с этим в тоталитарных сектах плохо: выхода завербованным не оставляют. Мало того, что сектантская инициация предусматривает публично засвидетельствованные поступки, совершив которые (возможно, под тем или иным давлением), человек поневоле чувствует, что возврата для него нет, — он должен, например, оскорбить мать или других родных, осудить Христа, отречься от христианских ценностей, иногда — совершить некий жестокий поступок. К тому же всякого, проявившего «слабость», начинают преследовать, уговаривать, устрашать, стараются ни на минуту не оставлять его без контроля, грозят, если он уйдет, всяческими бедами и вечной гибелью… Между тем всякий, считающий себя принадлежащим к Церкви, знает, что каждая минута, отданная греху и слабости, отдаляет его от Церкви и нужны его постоянные, добровольные личные усилия и любовь, чтобы вновь и вновь свидетельствовать свою верность. Пожалуй, в этом моменте сродство религиозного и общественно-политического тоталитаризма выступает с наибольшей степенью достоверности.
Для тоталитарных сект характерно и то, что может быть названо псевдорелигиозной направленностью; это не голосовное обвинение, а обоснованное определение. Религия в собственном смысле слова означает связь человека с единым и личностным Богом, причем все учение говорит о сущности Бога и о зависящем от нее характере этой связи. В секте же по мере посвященности выясняется, что все собственно религиозное в ее учении, сколь бы примитивным оно ни было, властно вытесняется служением отнюдь не Богу, а интересам организации, которые всецело определяются интересами ее лидера. Связь с Богом заменяется на преданность человеку; если же «учитель» считает должным пребывать в тайне, то преданность, причитающуюся ему, следует выказывать тем, кто действует от его имени.
Лидеры же тоталитарных сект объединяются одной нехитрой идеей: все они противопоставляют себя Христу, каждый легко указывает на «ошибки» и «просчеты» Сына Божия и берется все исправить. Здесь замыкается круг: что еще может двигать этими людьми, если не самая черная гордыня. Исключение здесь — сатанисты, которых этот грех низверг еще глубже; они желают сотрясти мир «до основанья».
…Знакомясь с материалами семинара, сосредоточимся на сострадании тем, кто по неведению (таких большинство) или по слабости, или, наконец, из любопытства связал свою земную и вечную судьбу с обманом. Но ни на минуту не забудем, что знание наше несовершенно, а слабость велика, гордыня же наша остается при нас и грозит нам самим впадением в тот же духовный тоталитаризм.
Тоталитарные секты. Опасность и последствия.
Новые религиозные движения обладают сотнями тысяч последователей во многих странах мира. У них разветвленная и хорошо отлаженная организация, солидная пропагандистская база.
И огромные финансовые ресурсы.
Набирают популярности также психокульты, действующие в виде тренингов «личностного роста», «расширения сознания».
Множатся и псевдомедицинские секты, «лечащие» от всех болезней.
Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации.
Их лидеры, стремясь к власти над своими последователями, скрывают свои намерения под различными прикрытиями:
Опасность тоталитарных сект
Криминальные наклонности
Они следуют из фанатичности членов сект и деформированности понимания цели жизни, вседозволенности выбора средств ее достижения, а также слепой подчиненности своему вышестоящему руководству.
Отдельные религиозные группы, кроме того, совершают и общеуголовные преступления.
Например, с новообращенных сторонников:
Искоренить тоталитарную и ставшую криминальной секту после завершения формирования ее иерархической структуры чрезвычайно сложно.
Она, в случае преследований со стороны государства, уходит в подполье и непредсказуемо обнаруживает себя в разных социальных слоях. Радикальное лечение возможно лишь созданием условий, стимулирующих и развивающих традиционные устойчивые вероисповедания.
2. Зомбирование своих членов
Выбирают людей податливых: молодежь, еще не определившуюся в жизни, стариков и детей как самую внушаемую категорию людей.
Иногда используется гипноз, которым владеют многие сектанты.
Также они используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью. Например, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации.
Последствия членства в сектах.
Их авторитарная структура и экстремистские методы часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям.
Тоталитарная идеология и претензии на абсолютную правоту лидеров соблазняют людей и полностью завладевают теми, кто ищет для себя опоры в сложной жизненной ситуации или более адекватное мировоззрение.
Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть:
— срыв школьного и профессионального образования членов,
— коренные изменения их личности и утрата восприятия действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми.
Заложенная в личности человека склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость часто еще усиливаются за счет сплоченного характера такой группировки.
Преднамеренное проникновение этих сект в сферу политики и экономики показывают опасность такого рода тоталитарных организаций.
Психологическое воздействие сект
Оно направлено на формирование у лица (группы лиц) новых или изменение уже существующих убеждений, ценностей, отношений, мотивов, ориентации.
Вызывает перестройку психики объекта психологического воздействия, такие психические сдвиги, при которых лицо в значительной степени теряет способность к осознанно-волевому поведению.
В результате психологического воздействия избирательность поведения может быть сильно ограничена.
При столь значительных нарушениях восприятия лицо не способно адекватно осознавать фактическое значение и социальный смысл совершаемых им действий, и тем более руководить ими, поскольку действует в совершенно искаженной реальности.
Как помочь тому, кто попал в секту
С проблемой сектантства человечество знакомо очень давно.
Однако современное общество создает такие формы сектантства, которые ранее не были известны.
В СССР проблема сектантства решалась методами коммунистического террора.
На Западе пошли другим путем и изобрели методы выведения человека из сект.
Депрограммирование
В основе метода лежит следующая мысль: секта использует совокупность определенных методик для внушения человеку нужных ей идей. Если применить те же методики, но с точностью до наоборот, то человеку можно будет внушить новые идеи, стерев старые.
Как в компьютере: стер одну программу, записал другую. Отсюда и названия — программирование и депрограммирование.
Введена была подобная практика Тедом Патриком в начале 1970 гг.
Его родственники попали в зависимость от секты Мозеса Девида Берга «Дети Бога», и он решил вывести их из секты с помощью собственного метода.
Но в нем быстро определились слабые места.
Депрограммирование требовало принудительной изоляции человека, что само по себе является уголовно наказуемым преступлением.
К тому же, даже если после депрограммирования человек и уходил из секты, у него оставалось множество психологических проблем. И, наконец, данный метод не освобождал человека от фобий, которые секта внедрила в его сознание.
Депрограммирование на Западе быстро стало бизнесом, часто им занимались люди некомпетентные. В общем, вскоре депрограммирование было запрещено, и сейчас полностью относится к области истории.
Консультирование о выходе
Это второй метод реабилитации сектантов, который заменил собой депрограммирование.
Его суть: сектанту предлагают познакомиться с альтернативной информацией о его организации, ее истории, пообщаться с бывшими ее членами, познакомиться с материалами, написанными о ней.
Если человек соглашается, ему предоставляется вся подготовленная информация.
Цель метода состоит в том, чтобы показать несоответствие заявлений секты о своей деятельности ее реальной практике. Основной акцент данный метод делает на предоставлении достоверной разоблачающей информации о секте ее адепту.
Слабое место консультирования о выходе в том, что оно не освобождает сектанта от фобий.
И если консультант по выходу не будет достаточно профессионален, то метод может иметь обратный результат: человек лишь сильнее уверится в «истинности» избранной им секты.
Подход стратегического взаимодействия
Был предложен американским психологом Стивеном Хассеном.
Суть его заключается в коллективном точечном воздействии на сектанта всех тех, кому небезразлична его судьба.
Осуществляется под контролем профессионального психолога, формирующего сплоченную группу близких сектанту людей (состоящую, в основном, из родственников или друзей) и направляющего их действия.
Задача каждого из команды — под руководством психолога осуществлять точечное воздействие на сектанта, поддерживая связь с ним, и подталкивать к возможности альтернативы сектантского образа жизни. Если это удается, то сектант постепенно приходит к идее альтернативы, он соглашается встретиться с психологом и т.д.
Характерные признаки секты
1. Гуру
Как правило, это жесткий, авторитарный, волевой человек, который стремится к безраздельной власти над своими учениками.
Он обладает особой харизмой и владеет навыками психологического внушения.
Часто под влияние такого человека попадают люди неуверенные в себе, подвергавшиеся в детстве жестокому обращению или насилию.
2. Хорошо организованная структура и свое толкование веры
Обычно секта формируется по принципу пирамиды.
Ее верхушка — это лидер и его ближайшее окружение, основание — активные прихожане, которые приносят десятину и вовлекают в секту новых адептов
3. Метод, посредством которого человека привязывают к секте
К примеру, все прихожане «Церкви сайентологии» регулярно проходят через процедуру одитинга, так называемого очищения от негативного опыта, накопленного в сознании человека за всю его жизнь.
Как не стать жертвой вербовщиков
1. Не позволяй «загружать» свои мозги.
Если на улице к тебе подошли незнакомцы, приглашающие прийти на проповедь (лекцию, семинар) — даже не останавливайся, не проявляй интерес. Скажи, что тебе это не нужно.
2. Держи вербовщика на расстоянии вытянутой руки.
Применение большинства психотехник (внушение, гипноз, нейролингвистическое программирование) требует от вербовщика непосредственного контакта со своей жертвой.
Не позволяй незнакомым людям брать себя за руку или приобнимать за плечи.
3. Контролируй ситуацию.
Ни в коем случае не давай незнакомцам свой номер телефона или домашний адрес. Если хочешь, возьми их координаты, чтобы дальнейшие контакты происходили по твоей инициативе.
4. Задавай вопросы.
Спроси: «Если я вступлю в вашу организацию, как мне придется изменить свою жизнь? Должна ли я буду бросить работу (учебу, семью)? Потребуются ли от меня какие-то материальные пожертвования?»
Скорее всего, в ответ ты услышишь, что от тебя ничего не потребуется.
Однако этот вопрос будет неприятен большинству сектантов и даст тебе возможность понаблюдать за их реакцией.
5. Проявляй компетентность.
Поинтересуйся, кто стоит у руля данной организации (его имя и фамилия)?
Спроси также, не было ли у этого руководителя проблем с законом?
Скорее всего, ты услышишь пространный монолог о том, что все великие и религиозные деятели подвергались гонениям (например, тот же Иисус Христос).
6. Не позволяй затягивать себя на многолюдные собрания.
Расчет прост: заманив тебя в свою церковь, они надеются, что там будет больше возможностей «запудрить тебе мозги».
7. Не позволяй себя запугивать.
8. Постарайся вывести сектанта из равновесия.
Спроси открыто: «Вы что, хотите завербовать меня в свою секту?»
Скорее всего, твой собеседник почувствует себя очень неуютно и попытается ретироваться.
9. Поставь его в тупик.
В тоталитарных сектах своих бывших прихожан считают ужасными отщепенцами и всячески их проклинают.
Потому поинтересуйся у своего собеседника: «Бывали ли случаи, когда люди покидали вашу организацию? Какова их судьба, поддерживаете ли вы с ними отношения и что думаете на этот счет?»
Реакция поможет вам открыть очень многое. Ведь сектант вряд ли сможет с уважением отозваться о своих бывших коллегах, но даже если попытается, то вряд ли скажет что-либо вразумительное.
Сектоведение. Тоталитарные секты
Содержание
Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. ( 1Ин. 2:18 )
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. ( 2Тим. 4:3–4 )
Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. ( 1Тим. 4:1 )
Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. ( Тит. 1:10–12 )
Душа бо человеческая, яко дух, от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады сыскать не может, как только в Бозе, от Которого по образу Его и подобию создана; Когда от Него отлучиться, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питает…
Предисловие
Книга А.Л. Дворкина «Сектоведение» сразу приобрела статус базового учебника на Теологическом факультете при Уральском Государственном Профессионально-Педагогическом Университете, который открыла Екатеринбургская епархия.
Несомненные достоинства собранного и систематизированного материала об учении, методах, истории и конкретном вреде тоталитарных сект делают это исследование настольной книгой миссионера на любом приходе, который живет в окружении агрессивной экспансии деструктивных культов и куда обращаются простые люди, ища защиты и правдивой информации о культах. Принятая и разработанная автором методология изучения тоталитарных сект является выражением решений и определений Архиерейского Собора 1994 года, обязательных для всей Церкви. Православная позиция автора, основанная на святоотеческом опыте восприятия непрестанно меняющихся искушений века сего, является ориентиром для любого читателя, который сможет увидеть тоталитарные секты глазами православной традиции, имея возможность сравнивать и сопоставлять не только социальный и психологический вред культов, но и их духовную ущербность и убогость. Для любого православного христианина «методологический агностицизм» и «бесценностный» подход просто невозможны, так как все мы имеем высшей ценностью опыт жизни в Духе Святом, дарованный нам Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Пусть благословение Божие пребывает на трудах автора книги, которыми он верно и неустанно служит Матери Церкви.
Викентий, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский
Третье за пять лет издание (вновь в значительной доработке) книги Александра Леонидовича Дворкина «Сектоведение» свидетельствует в первую очередь о востребованности трудов такого рода. К сожалению, государство и народ в их нынешнем духовном состоянии не смогли адекватно отреагировать на агрессию сект, которые фактически оккупировали всю страну, включая и такие «медвежьи углы», где и самим медведям не больно весело живется.
«Сектоведение» – труд уникальный в своей универсальности и широте. Есть и другие издания противосектантской направленности, но работа А.Л. Дворкина является наиболее полным, систематическим, достоверным и полезным инструментом для тех людей, которые озаботятся этим тотальным заболеванием нашего народа. И студент, и богослов, и религиовед, и сотрудник правоохранительного учреждения, и государственный чиновник смогут здесь не только найти ответы на свои вопросы по данной теме, но и получить необходимый инструментарий для решения возможных проблем, которые возникают при столкновении с этим многосложным явлением.
Самым крупным недостатком книги является ее малый тираж.
Пожелаем же книге, увеличившейся от первого к третьему изданию более чем в два с половиной раза, возрастать и в дальнейшем. И поскольку автор все время призывает читателей поучаствовать в процессе улучшения его труда, дерзну высказать также пожелание по совершенствованию книги. В силу того, что автором уже очень много сделано в сфере изучения сект как явления, представляется весьма желательным выделение в отдельную главу и составление возможно полного резюме исследованиям сект со всех сторон: исторической, богословской, государственной, педагогической, психологической и психиатрической, юридической, финансовой, нравственной, духовной, аскетической, философской и т.д., – а также включение в нее еще более подробного рассказа об опробованных методиках профилактики сектантства и реабилитации его жертв.
Предисловие автора к третьему изданию
Объект сектоведения изменяется столь стремительно, что каждое новое издание должно подвергаться значительной переработке. Происходят новые события, возникают и набирают популярность новые секты, изменяются и трансформируются старые. Все это необходимо отражать на страницах книги. Мы вновь выражаем благодарность нашим внимательным читателям, указывавшим на неточности и высказывавшим пожелания об улучшении этой книги.
Целый ряд глав был переписан практически заново, и во все главы были внесены изменения и дополнения. В книгу добавлено значительное количество новых разделов. Все большее влияние в стране приобретают неохаризматические/неопятидесятнические секты, все больше возникает отечественных тоталитарных сект – продукта преломления сознания «Нью эйдж» в постсоветском менталитете. Мы постарались отразить эти процессы в новом издании.
Пока мы не считали нужным писать о нео и псевдобуддийских тоталитарных сектах (за исключением»Аум Синрикё»), действующих у нас или пытающихся обосноваться в нашей стране, таких как «Сока Гаккай», «Ничирен Шошу», Карма Кагью», культ Чинг Хай и пр., – слишком уж маргинальным явлением они пока являются в России. Число последователей каждой из этих групп не превышает ста человек – и это при самых «оптимистических» оценках, и, несмотря на все усилия руководства, роста численности не наблюдается. Тем не менее, возможно, в следующих изданиях, в связи с заметным сейчас ростом пришедшей из Китая секты «Фалуньгун», будет необходимо добавить в книгу небольшой раздел о псевдобуддийских сектах.
Безусловно, написать о всех сектах, действующих сегодня в России, невозможно. Невозможно даже упомянуть их все или дать сколько-нибудь исчерпывающий список. Мы стремились представить как можно более широкий спектр различных тоталитарных сект, чтобы у читателя сложилось представление о самых разных их типах. В этом издании мы постарались дать хотя бы краткие характеристики тем тоталитарным сектам, о которых мы не имели возможности рассказать подробно, или, по меньшей мере, упомянуть их в соответствующем контексте. И если по прочтении книги читатель сможет сам разобраться и оценить, что представляет из себя та или иная секта, не упомянутая на этих страницах, мы будем считать нашу задачу выполненной.
В приложении к книге в числе ряда важных документов о тоталитарных сектах, принятых Русской Православной Церковью на ее Архиерейских Соборах и на организованных ею конференциях, читатель найдет и решения прошедшей в апреле 2001 г. в Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Имеющийся среди них список действующих в России тоталитарных сект хотя, безусловно, далеко не исчерпывающий – все же самый полный на сегодняшний день. Надеемся, что все эти документы станут важным дополнением к книге.
Конечно же, мы будем и в дальнейшем улучшать и совершенствовать этот труд и по этому мы по прежнему просим наших читателей сообщать нам о необходимых, по их мнению, исправлениях, высказывать уточнения и пожелания. Но в первую очередь мы просим всех православных христиан о молитвенной помощи и поддержке.
Предисловие автора ко второму изданию
Эта книга появилась на свет в результате работы над лекционным курсом «Сектоведение», который автор читает в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте начиная с 1995 г.
Первое издание, под названием «Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу «Сектоведение», в основе которого лежала распечатка произнесенных устно лекций, вышло десятитысячным тиражом в 1998 г. и было полностью распродано за три месяца. Должен отметить, что в рукописи имелся ряд недостатков и недочетов; дать согласие на издание книги в ее тогдашнем «сыром» виде автора побудила острая нехватка сколько-нибудь квалифицированных и достоверных изложений особенностей учения и деятельности различных тоталитарных сект, весьма напористо действующих на территории нашей страны и при помощи весьма недостойных методов вербующих все новых и новых адептов.
Только широко распространяемая правдивая информация о тоталитарных сектах может затормозить их победное шествие по российским просторам и сократить число жертв религиозного тоталитаризма, которое сегодня, увы, измеряется сотнями тысяч. А для этого такой информацией должны владеть пастыри, катехизаторы, учителя и активные миряне Православной Церкви. Именно для них, не менее чем для студентов духовных учебных заведений, в первую очередь предназначена эта книга.
Очевидно, что в силу временной ограниченности курса сектоведения в него (а значит, и в данную книгу) вошла информация не о всех сектах, с которыми в последние годы приходится сталкиваться гражданину нашей страны. Я попытался отобрать секты либо наиболее широко распространенные и влиятельные, либо наиболее типичные». Но все же первое издание книги показало, что для полноты картины в книгу следовало бы включить еще целый ряд сект. Во второе издание книги добавлены новые главы и новые сведения, исправлен ряд ошибок и не точных данных, отражены изменения, происшедшие за последнее время. «Теоретические», а также большая часть «тематических» глав практически полностью переписаны; в несколько раз расширен библиографический аппарат, все цитаты сверены с оригиналами; добавлен подробный предметно-именной указатель. Думаю, книга будет расширяться и совершенствоваться и в дальнейшем.
Лекции по сектоведению читались для студентов 4 курса Богословского института, уже прошедших полный курс догматических дисциплин и апологетики. Поэтому я стремился сделать курс наиболее информативным за счет сокращения антисектантской богословской полемики, рассчитывая на то, что студенты уже обладают достаточным богословским инструментарием для опровержения сектантских лжеучений. Я попытался лишь обозначить направление их аргументации. Эта позиция сохранилась и во втором издании книги.
Внимательный читатель обнаружит в нем некоторые повторы в ряде глав. Их наличие вызвано моим желанием сделать рассказ о всякой секте автономным и самодостаточным, чтобы из каждой главы можно было бы получить всю необходимую информацию об описываемой в ней секте.
Вместе с тем то, что я считал определенным недостатком первого издания, – неизбежную для распечатки лекций «устную интонацию, за которую я даже просил прощения у читателей, судя по многочисленным отзывам, наоборот, читателям понравилось. Многие отмечали, что живость языка в сочетании с простотой грамматических конструкций облегчают чтение текста о столь мрачных предметах и помогают усвоению прочитанного. Поэтому я по мере возможности и в новом издании старался сохранить стиль и интонацию устного рассказа.
Я прошу прощения у тех читателей, которых может смутить несколько «легкомысленный» тон некоторых страниц этой книги. Дело в том, что ирония – это естественная защитная реакция на кощунственные и богохульные теории и практики сектантов. Благодаря иронии мы можем дистанцироваться от них и, избегая излишних эмоций, показать подлинное, неприкрашенное лицо сектантства. Я надеюсь, что знакомство с ним станет для читателей своеобразной «прививкой», которая вызовет у них естественное и здоровое отторжение от всех хитросплетений и уловок «князя мира сего».
Благодарности
Я глубоко благодарен своим внимательным читателям, указавшим мне на ряд ошибок, недочетов и недостатков в тексте первого и второго изданий этой книги и давших много чрезвычайно ценных советов. Многие из них использованы во втором и третьем изданиях, хотя, безусловно, недостатки в книге все еще остаются. Надеюсь, что этот чрезвычайно ценный для меня контакт с читателями не прервется и при моей работе над дальнейшими переизданиями.
Я обязан очень многим людям за помощь в моей работе: назвать их всех не представляется возможным; тем не менее несколько имен должны прозвучать.
Деятельность Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, была бы невозможной без покровительства, помощи и мудрых советов Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, бывшего главного редактора Издательства Московской Патриархии. Никаких слов не хватило бы, чтобы выразить мою благодарность Владыке Тихону. Без него я вряд ли имел бы возможность заниматься сектоведением и, следовательно, работать как над этой книгой, так и вообще над всеми моими публикациями в этой области. Не меньше я признателен протоиерею Димитрию Смирнову, оказывающему всемерную поддержку Центру священномученика Иринея, епископа Лионского, и моему духовнику и другу священнику Алексию Уминскому, настоятелю храма Животворящей Троицы в Хохлах, который стал для Центра вторым домом.
Выражаю свою глубочайшую признательность прот. Владимиру Воробьеву, ректору Православного Свято-Тихоновского Богословского института, пригласившему меня читать этот курс. Без него этот текст никогда не появился бы на свет.
Благодарю сотрудников Института за чрезвычайно доброе ко мне отношение и за распечатку моих лекций, легших в основу первого издания этой книги, а также студентов, терпеливо их слушающих.
Благодарю моих друзей и коллег – сотрудников Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, диакона Михаила Плотникова и Наталью Рябову за их самоотверженную работу, помощь в сборе и классификации материалов о сектах и за добрые советы по содержанию книги, и в отдельности – диакона Михаила Плотникова за написанные им прекрасные главы для этой книги и Наталью Рябову за компьютерный набор бесчисленных исправлений и дополнений и чрезвычайно ценную корректорскую и редакторскую помощь.
Благодарю моих коллег, соратников и друзей – прот. Александра Новопашина, заведующего Центром по вопросам сектантства при соборе святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, и свящ. Владимира Зайцева, председателя миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, а также доктора исторических наук священника Петра Иванова, проделавшего чрезвычайно важную работу в исследовании секты «Местная церковь» Уитнесса Ли и культа Анастасии, и диакона Андрея Кураева – основоположника православного рериховедения. Их наработки очень помогли мне в написании ряда разделов этой книги.
Благодарю моих учителей, коллег и друзей проф. Йоханнеса Огорда и пастора Томаса Гандоу – двух виднейших представителей и пионеров западного христианского сектоведения. Их опыт, помощь и поддержка были бесценны для меня. Благодарю Джона Атака и Джеральда Армстронга – отважных борцов с бесчеловечной сайентологической империей. Их стойкость и мужество послужили для меня бесценным примером.
Благодарю Игоря Попова за ряд ценных советов и замечаний по главе о неохаризматическом движении и за предоставленные им важные материалы по этой проблематике. Не могу не выразить благодарность и Юрию Кондратьеву – единственному мормону, осмелившемуся изложить позицию своей секты по отношению к соответствующей главе моей книги. Многие его замечания были мною учтены, уточнения внесены и ряд пунктов критической аргументации усилен.
Благодарю издательство Братства св. Александра Невского за терпение в работе со мной и высочайший профессионализм в издательском деле. Сотрудничество с этим издательством – большая честь для меня.
И наконец, выражаю глубочайшую признательность моей жене Ирине – постоянному вдохновителю и самому суровому, но и самому внимательному и беспристрастному моему критику. Без нее моя работа была бы невозможной.
Естественно, никто из вышеперечисленных лиц за погрешности и недостатки этой книги ответственности не несет.
Библиографическая справка
При разработке курса автор пользовался вероучительными книгами тоталитарных сект, их другими публикациями и материалами (как рекламными, так и для «внутреннего пользования»), сектоведческими исследованиями зарубежных и отечественных авторов, судебными материалами, государственными экспертизами и парламентскими документами, широким кругом публикаций в СМИ, информационными листками Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, материалами международной компьютерной сети «Интернет», информацией, полученной в результате личных встреч с функционерами и рядовыми членами сект, бывшими членами сект, а также близкими и родителями жертв сектантства.
При составлении лекций по соответствующим сектам чаще всего автор обращался к следующим критическим источникам (научным исследованиям, богословским диспутам, свидетельствам бывших членов сект, судебным документам, журналистским расследованиям и т.п.):
Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает
Sparks J. The Mind Benders. Nashville, 1979;
Материалы Международного Диалог-Центра;
Breault M. and King M. Inside the Cult. N. Y., 1993;
Meldgaard H. Exit Heavens Gate // Spirituality East and West. 1997. № 1;
Iamberg L Psychiatrist Explores Apocalyptic Violence in Heaven’s Gate and Aum Shinrikyo Cults //Journal of the American Medical Association. 7/16/97;
Щипков А. Во что верит Россия: Курс лекций. СПб., 1998;
Lifton R. J. Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism. NY, 1999.
Глава 2, а также Глава З. Тоталитарные секты: общие понятия. Части 1, 2
Записи публичных выступлений проф. Йоханнеса Огорда, президента Международного Диалог-Центра;
Sparks J. The Mind Benders. Nashville, 1997;
Hassan S. Combatting Cult Mind Control. Vermont, 1990;
Hassan S. Releasing the Bonds: Empowering People to Think for Themselves. MA, 2000 (по-русски: Хассен Стивен. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2001);
Журнал практического психолога. М. 2000. № 1–2;
Дворкин А. 10 вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995 (2-е издание 1998);
Enroth R. The Lure of the Cults & New Religions. Illinois, 1987;
Recovery from Cult/ Langone M. ed., N.Y, 1993;
Gambavo C. Exit Councelling. Family Intervention, American Family Foundation, 1991;
Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста. Новосибирск, 1997;
Чалдини Р. Психология влияния (3-е международное издание). СПб., 3.999;
Abgrall J. M. La mecanique des sectes. Documents Payot. Paris, 1996;
Lifton R. J. Thought Reform and Psychology of Totalism. N. Y, 1961;
Tobias M. L, Lalich J. Captive Hearts, Captive Minds: Freedom and Recovery from Cults and Abusive Relationships. CA, 1994; Drogou A. Ledicodessectes. Milan, 1998;
Les sectes. Milan, 1999;
Bouderlique M. Les Sectes Mangeuses d’Hommes. Comprendrelephenomene sectaire totalitaire. Saint-Germain-du-Puy. 1999;
Patrick Т., Dulack T. Let our Children Go! N. Y., 1979;
Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса. М., 1999;
Dumont L. E. r Altesman R. D. A Parents Guide to Teens and Cults. N. J., 1989;
Lifton R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. A Study of «Brainwashing» in China. N. Y., 1961;
Секты против Церкви (Процесс Дворкина). М., 2000.
Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)
Tucker R. Strange Gospels. London, 1989;
Ropp, Harry L. Are the Mormon Scriptures Reliable? Downers Grove, Illinois, 1987;
Where Does It Say That? (A Research Tool Compiled by Bob Witte). Michigan, б.г.;
Материалы Международного Диалог-Центра;
Материалы Центра апологетических исследований;
Ritchie J. The Secret World of Cults. 1991;
Hauth R. Die Mormonen. Freiburg, Basel, Wien, 1995;
Кайзер Э.П. Как противостоять мормонам. СПб., 1995;
Дворкин А. Пророки и боги мормонов. М., 1999.
Глава 5. «Общество Сторожевой башни» – «Свидетели Иеговы»
Tucker R. Strange Gospels;
Швечиков А.Н. Рай земной: новая сказка. СПб., 1997;
Франц Р. Кризис совести. М., 1998;
Haack F. W. Jehovas Zeugen. Muenchener Reihe, 1993;
Евменов Д.Б. История создания и учение «Общества Сторожевой башни»: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия (на правах рукописи). М., 1998;
Мансанарес С.В. Воспоминания «Свидетеля Иеговы». Тбилиси, 1995;
Bergman J.R. Jehovah’s Witnessesand the Problem of Mental Illness. Clayton, 1992;
Ritchie J. The Secret World of Cults.
Глава 6. Сайентология
Atack J. A Piece of Blue Sky. N. Y., 1990;
Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии / Под ред. А. Дворкина. М., 1997;
Atack J. The Total Freedom Trap. Scientology, Dianetics and L. Ron Hubbard. East Grinstead, 1992;
Le proces de L’Eglise de Scientologie. Albin Michel, Paris, 1997;
Wakefield M. The Road toXenu (рукопись);
DerGeheimdienst der Scientology Organisation Grundlagen. Aufgaben. Strukturen, Methoden und Ziele. Freie und Hansestadt Hamburg, 1987;
Corrydon В., Hubbard L R. J. Hubbard: Messiah or Madman? New Jersey, 1987;
Miller R. Bare-Faced Messiah. London, 1987;
Von Billerbeck L Nordhausen F. Der Secten Konzern. Berlin, 1994;
Haack F. W. Scientology – Magie des 20. Jahrhunderts. Muenchen, 1982;
Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults;
Щипков А, Во что верит Россия;
Kent S. Brainwashing in Scientology’s Rehabilitation Project Force (RPF). Hamburg, 2000;
Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна
Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М.;
Лихачев А.Е. Корейский лжемессия Мун;
Деятельность «Церкви Объединения» в России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996; 1995;
Tucker R. Strange Gospels;
Ritchie J. The Secret World of Cults; Sparks J. The Mind Benders;
Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990;
Champollion С. Affidavit (рукопись);
Gandow T. Mun-Bewegung. Muenchen, 1993;
Haack F.W. Das Mun-lmperium. Beobachtungen-Informationen-Meinungen (Findungshilfe Mun-Bewegung. Arbeitsgemeinschaft fur Religions und Weltanschauungs fragen). Muenchen, 1991;
Investigation of Korean-American Relations. Report of the Subcommittee on International Organizations of the Committee on International Relations US House of Representatives. October 31, 1978. Washington, D. C., 1978;
Щипков А. Во что верит Россия;
Кузнецова Т.И. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999;
Hong N, In the Shadow of the Moons. Boston, 1998;
Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты
Aagaard J. Who is Who in Guruism? // Haack F. W. Guruismus und Guru-Bewegungen. Muenchen, 1992;
Elementary Youga // Documentation from the Dialog Center International;
Вишал Мангалвади. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру. СПб., б. г.;
Древо индуизма: Сб. ст. / Под ред. Глушковой И.П. М., 1999;
Елисеев Владимир, свящ. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М., 1995;
Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубинского А.М. М., 1996;
Медведев М. Пять дней в Орхусе, или взгляд на «новую духовность». Пермь, 1995;
Пименов А. Возвращение к дхарме. М., 1997;
Роуз Серафим, иеромонах. Православие и религия будущего. М., 1997;
Ткачева А. Ашрам как организационное звено современного индуизма // Индуизм: Традиции и современность. М., 1985;
Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.
Глава 9. «Общество сознания Кришны»
Tucker ft. Strange Gospels;
Sparks J. The Mind Benders;
Hubner J., Gruson L Monkey on a Stick. N. Y., 1988;
Muster W. Betrayal of the Spirit. Urbana & Chicago, 1997;
Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура;
Основы религиоведения / Под ред. Яблокова И.Н. М., 1994;
Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь;
Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса;
Ritchie J. The Secret World of Cults;
Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (ТМ)
Sparks J. The Mind Benders;
Haak F. W. und Gandow T. Transcendentale Meditation. Muenchen, 1992;
TM in Court. California, 1978;
Recovery from Cult. Langone M., ecf.;
Tucker R. Strange Gospels.
Глава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа-йога»; «Ананда марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие; прочие
Gandow Т. Guru Chinmoy und die Sri-Chinmoy-Bewegung. Muenchen, 1993;
Informationen ueber neue religiose und weltanschaulicheBewegungen und sogenannte Psychogruppen. Berlin, 1994;
Streifzugdurch den Religiosen Supermarkt. Muenchen, 1996;
Клюев Б. Гуру, «богочеловеки» и «сверхлюди» // Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991;
Клюев Б.И. Кундалини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям) // Индуизм: традиции и современность. М., 1985;
Щипков А. Во что верит Россия. СПб., 1998.
Глава 12. «Семья» («Дети Бога»)
Материалы Международного Диалог-Центра;
Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults;
Martin W. The New Cults. S. I., 1980;
Patrick Т., Duiack T. Let our Children Go!;
Sparks J. The Mind Benders;
Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Материалы Международного Диалог-Центра;
Ritchie J. The Secret World of Cults;
Chrnologar M. A. Twisted Scriptures. Control Technics, Inc., Tennesie, 1997;
Запись лекции Глушенкова С. в ПСТБИ;
Глушенное С. Я был в «Московской церкви Христа» // Альфа и Омега. 1995. № 3 (6). С. 194–208; № 4 (7). С. 187–207;
Davis В. J. The Love Bombers // Philadelphia City Paper Interactive. 1999. February, 25;
Аудиозапись цикла радиопередач о «Международной церкви Христа» радиостанции «Теос» (СПб);
Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 14. «Всемирная церковь Бога»
Tucker R. Strange Gospels;
Macdowell J., Stewart D. Understanding Cults. Ca, 1986.
Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли
Martin W. The New Cults. Santa Ana, 1980; Иванов П. «Свидетель» Ли и его секта // ЖМП. 1996. № 11;
Иванов Петр, свящ. Об истории и вероучении таиваньско-американской секты «Церкви дома собраний // Китайский благовестник. 2001. № l;
Bornstad James. The Threeness and Oneness of God. 1987. S. L;
Бутенко О.Н. Экклезиология секты «Местная церковь»: Дипломная работа по кафедре сектоведения ПСТБИ (рукопись). М., 2001;
Глава 16. «Движение веры» – Неопятидесятники
Материалы Международного Диалог-Центра;
Материалы Центра апологетических исследований;
Chrnoogar M. A. Twisted Scriptures;
Мак Артур Дж. Ф. Харизматики. Киев, 1995;
Ефимов Игорь, свящ. Современное харизматическое движение сектантства. М., 1995;
Бюне Вольфганг. Игра с огнем. Biefeld, 1992.
Глава 17. «Богородичный центр» – «Православная Церковь Божией Матери Державная»
Богословский анализ лжеучений «Богородичного центра». М., 1992;
Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996. № 8. С. 201–219;
Щипков Д. Во что верит Россия;
Эмке А. Секта «Богородичный Центр» (рукопись). Архангельск, 2000;
Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 18. «Белое братство»
Филатов С. Современная Россия и секты;
Dvorkin A. The Armageddon in Kiev: Tragedy or Farce? // Update and Dialog. 1994. № 4, May;
Щипков А. Во что верит Россия;
Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 19. Секта Виссариона – «Община единой веры» – «Церковь последнего завета»
Ермишин П. Виссарион и его лжеучение: Курсовая работа по кафедре сектоведения ПСТБИ. М., 1996;
Филатов С. Современная Россия и секты;
Ушакова Ю. В какие времена живем мы? //Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 272–283;
Щипков Л. Во что верит Россия;
Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев»
Мороз Алексий, свящ. Лжеучение Порфирия Иванова. СПб., 1994;
Плешаков М. Порфирий Иванов и его учение (рукопись). М., 1998.
Глава 21. Движение «Нью эйдж»
Tucker R. Strange Gospels; Osbom L Angels of Light? London, 1992;
Baer R. Inside the New Age Nightmare.1989. S. I;
Кураев Андрей, диакон. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии). В 2 т. М., 1997;
Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста;
Дворкин А.Л. Смена парадигм. Новые религиозные движения и христианская цивилизация // Радонеж. 1996. № 25–28 (41);
Дворкин А.Л. New Age // Радонеж. 1996. № 29–32 (43);
МихельсенДж. Обольстительная сторона зла. Новосибирск, 1996;
Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса;
Marrs Т. Dark Secrets of the New Age: Satan’s Plan for a One World Religion. Westchester. 1987;
Not Necessarily the New Age;
Critical Essays. Ed. R. Basil. N. Y., 1988; Groothuis D. R. Unmasking the New Age. Downers grove, III, 1986;
Балашова E. Опыт переосмысления;
Щипков А. Во что верит Россия;
Abranamowitz F. Reiki // Den Nye Dialog. 2000. October. № 81;
Иванов Петр, свящ. Культ Анастасии: таежный сериал для советской образованщины, или Гитары, деньги и кедровая каша в голове // Прозрение. 2001. № 1 (6);
Доклад руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии свящ. Владимира Зайцева на Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века» (Нижний Новгород, апрель 2001 г.);
Радастея: космический соблазн постсоветской интеллигенции // Православное слово. Н. Новгород, 2001. № 9(190);
Фадеев Р.В. Нативистские культы со славяно-русской терминологией: Дипломная работа по кафедре сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института (рукопись). М., 2000;
Секты против Церкви (Процесс Дворкина);
Кураев Андрей, диакон. Трудно быть русским;
Виталий (Уткин), иеромонах. Россия и новое язычество. М., 2001.
Естественно, вышеперечисленные материалы являются лишь основными использованными источниками, композиционно легшими в основу рассказа о каждой секте. Ссылки на остальные используемые источники (в том числе и на цитируемые сектантские вероучительные и пропагандистские книги и материалы, а также внутрисектантские документы) можно найти в основном тексте работы и в сносках к нему.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»