Трансцендентный этюд что это
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Приложения
—Музыка
—Стена
—Всегда под рукой
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Ференц Лист.
12 трансцендентных этюдов.
12 трансцендентных этюдов — этюды высшего исполнительского мастерства.
Сохранились воспоминания о том, что, когда Лист играл их, дамы падали в обморок, входя в экстаз от его темперамента и виртуозности. Они явились вершиной концертного стиля Листа и до сих пор исполняются только несколькими пианистами во всем мире. На первый план выступает блеск, мощь, красочность, виртуозный размах, импровизационный подход.
«Дикая охота»(№8)
ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА ФЕРЕНЦА ЛИСТА
Ференц Лист по праву считается первостепенной фигурой в истории мировой музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. В своей композиторской деятельности Ференц Лист отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа – “Грезы любви” (Liebestraum), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов (Этюдов трансцендентного исполнения – tudes d’excution transcendante) и три цикла небольших пьес под названием «Годы странствий» (Annes de plerinage). Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений.
Творческая деятельность композитора была на удивление многогранна. Ференц Лист был смелым новатором, он принес в музыку новые идеи, новые выразительные средства. Широко используя программность как жанр, он постоянно обращался к народному творчеству как к источнику жизненной силы искусства. Он всегда стремился познать характер народной жизни, быта своей родины, ее музыкального богатства.
Новаторство Листа в области музыкальной формы и гармонии, благодаря которому фортепиано и симфонический оркестр зазвучали по новому, было поддержано ведущими композиторами его времени. Вобрав в себя культуру Германии и Франции, Италии и России, Лист, оставаясь классиком венгерской музыки, сделал большой вклад в формирование и развитие музыкальной культуры Европы.
Вдохновенно играет Борис Березовский :
1. C Major, Preludio-Прелюдия
2. A Minor
3. F Major, Paysage- Пейзаж
6. G Minor, Vision- Видение
10. F Minor
11. D Flat Major, Harmonies Du Soir-Вечерние гармонии
«Трансцендентные Этюды»
Рубрики: | Музыка |
Метки: музыка лист Этюды
Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям
Трансцендентный этюд что это
Большое внимание Ференц Лист уделял этюдам, углубив, подобно Шопену, их художественно-образное содержание.
Пятнадцатилетним юношей Лист задумал создать цикл из сорока восьми этюдов во всех мажорных и минорных тональностях, из которых написал и опубликовал двенадцать (1826). Это были еще технические упражнения для развития беглости пальцев, напоминавшие этюды его учителя Черни. Спустя двенадцать лет Лист вновь вернулся к своему замыслу и, коренным образом переработав упражнения, превратил их в «Большие этюды» (1838). Но и эта редакция не удовлетворила его: в 1851 году была создана третья редакция — «Этюды высшего исполнительского мастерства» («Трансцендентные этюды»); в них десять пьес из двенадцати получили программные названия.
Этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию. В них, согласно классификации Листа, представлены четыре вида фортепианной техники: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Вместе с тем пейзажные зарисовки соседствуют с фантастическими сценами, а лирические настроения — с героическими.
Свободно-импровизационная «Прелюдия» (№ 1, C-dur) вводит в цикл. За ней следуют стремительный этюд в характере токкаты (№ 2, a-moll) и светлый, задумчивый «Пейзаж» (№ 3, F-dur), близкий по настроению «Первому году странствий». Остро драматичен «Мазепа» (№ 4, d-moll), снабженный цитатой из одноименного стихотворения Гюго. «Блуждающие огни» (№ 5, B-dur) заставляют вспомнить причудливо фантастические пьесы Мендельсона или Берлиоза.
Затем идут три героических этюда — «Видение» (№6, g-moll), навеянное торжественной картиной погребения Наполеона, «Героика» (№ 7, Es-dur) в характере блестящего марша и мрачно фантастическая «Дикая охота» (№ 8, c-moll).
Героические образы сменяются лирическим «Воспоминанием» (№ 9, As-dur), с нежной, певучей мелодией и свободно-импровизационным изложением в духе шопеновских ноктюрнов. Скорбные вздохи, стоны, страстная мольба слышатся в стремительно прерывистой мелодии следующего этюда (№ 10, f-moll). Спокойны и величавы «Вечерние гармонии» (№11, Des-dur). Завершает цикл «Метель» (№ 12, b-moll) — вновь пейзажная зарисовка вихревого движения.
Следующий цикл этюдов связан с увлечением Листа исполнительством Паганини. Как и многие другие композиторы (Шуман, Брамс, позже Рахманинов), он задумал передать на фортепиано совершенную технику итальянского скрипача, не копируя скрипичных приемов, но воссоздавая их в соответствии со спецификой своего инструмента. Этому посвящены «Большие этюды по Паганини» (первая редакция — 1838, окончательная — 1851), среди которых наибольшую популярность завоевали №3 («Кампанелла» gis-moll) и № 6 (a-moll); обе пьесы написаны в вариационной форме.
Помимо названных двух сборников, имеются у Листа и другие программные этюды, отмеченные значительным содержанием. Так, поэмный склад присущ «Шуму леса», где переданы излюбленные романтиками образы природы (ср. аналогичную картину в опере Вагнера «Зигфрид»), и «Хороводу гномов», предвосхищающему сказочно-фантастические пьесы Грига (оба этюда созданы около 1863 года).
Трансцендентный этюд что это
Этюды Листа
Всю свою жизнь Ференц Лист старался довести свой технический аппарат до наивысшей степени совершенствования. Однако этот гениальный венгерский пианист, повергая в шок современников своей виртуозностью и новейшими пианистическими приемами, всегда подчеркивал, что техника нужна ему не ради славы – ее он считал лишь средством, с помощью которого можно исполнить музыкальное произведение во всем его блеске, так, как задумывал его художник. Именно поэтому Лист так трепетно относился к этюдам, которых в его творческом наследии насчитывается 55 – их он писал на протяжении всего своего творческого пути.
Историю создания Этюдов Листа, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Впервые о написании этюдов Лист задумался еще в 1826 году во время второй концертной поездки в Париж. Он планировал, что создаст один этюд в форме 48 упражнений во всех мажорных и минорных тональностях. Однако этой задумке не суждено было осуществиться – Лист сочинил всего 12 упражнений. Они еще не отличались самостоятельностью и были написаны по образцам этюдов op. 740 его наставника К. Черни. Цикл этих упражнений юный композитор посвятил мадемуазель Лидии Гарелла, с которой познакомился в Марселе по пути во французскую столицу, где ему пришлось задержаться на несколько дней. Молодые люди проводили много времени вместе и часто музицировали в четыре руки. Историки считают, что симпатию Листа к Гарелла нельзя назвать влюбленностью, и поэтому это посвящение объясняют обычным дружеским жестом.
Через 12 лет, в 1838 году Лист возвращается к своим первым этюдам и на их основе пишет новые. Из несложных технических упражнений он создает довольно трудные развернутые пьесы, насыщенные новыми приемами виртуозности. Этюды в этой редакции получают название «Большие». Но на этом маэстро не остановился и в 1851 году снова переработал их. На этот раз Лист сохранил облик этюдов и убрал некоторые виртуозные фрагменты, которые ему показались излишними.
Но облегченное изложение не сделало его сочинения более простыми для исполнения – композитору удалось сохранить, а местами значительно усилить виртуозный эффект. Произведения в этой редакции были названы «Этюдами трансцендентного исполнения», многие из них получили программные заголовки. Обе редакции посвящены учителю Листа Карлу Черни.
Еще один цикл этюдов Листа связан с его интересом к игре Никколо Паганини , которую он впервые услышал в 1831 году. Он настолько был восхищен совершенной техникой итальянского скрипача, что решил воссоздать скрипичные приемы игры на фортепиано. Первая редакция «Больших этюдов по Паганини», созданных на основе каприсов, появилась в 1838 году, окончательную Лист сделал только в 1851. В сборник вошли 6 произведений, и его композитор посвятил Кларе Шуман.
Кроме названых циклов, Листом написаны и концертные этюды, имеющие программные заголовки («Жалоба» «Легкость», «Вздох», «Хоровод гномов», «Шум леса»), а также техничная «Салонная пьеса», которая создавалась композитором для грандиозного педагогического труда Ф. Фетиса и И. Мошелеса «Метод методов для фортепиано», позднее переработанная в этюд под названием «В гневе». Финальное произведение в этом жанре – «Технические упражнения», которые вышли в свет в 1886 году уже после смерти композитора.
Интересные факты
Технические задачи и музыкальное содержание Этюдов Листа
Ф. Лист создал свою классификацию технических трудностей: их 4 вида – октавы и аккорды, тремоло, двойные ноты, а также гаммы и арпеджио. Все они представлены в его этюдах. Причем композитор гармонично сочетает самые разные приемы и виды техники в одном сочинении, делая из него сложнейшее виртуозное концертное произведение. Например, в этюде № 1 C-dur он свободно сменяет гаммообразные пассажи широкими арпеджио, а в этюде № 4 d-moll сочетает двойные ноты и ломаное арпеджио.
Все листовские этюды разнообразны по своему содержанию. Некоторые из пьес даже имеют связь с литературными источниками или историческими событиями.
«Большие этюды по Паганини»
Пьесы этого цикла не имеют программных заголовков. В качестве основы для тематического материала этих этюдов Лист избрал некоторые каприсы из знаменитого цикла Н. Паганини для скрипки-соло («24 Capricci per il violino solo, dedicati agli artisti»). Он остановился на № 1, №№5-6, №9, №17, № 24, а также использовал тему рондо из Скрипичного концерта № 2 (h-moll) Паганини.
«Этюды трансцендентного исполнения»
Этюд № 3 (F-dur) под названием «Пейзаж», как считают биографы Листа, был создан под впечатлением от проникновенных лирических од В. Гюго. Стихотворение «Мазепа» этого же выдающегося французского драматурга вдохновило композитора на написание этюда №4 (d-moll), который носит одноименное название. Этюд №5 «Блуждающие огни» (B-dur) воссоздает фантастические причудливые образы, характерные не только для самого Листа, но для искусства романтизма в целом. Исследователи творчества легендарного маэстро полагают, что в этюде № 6 «Видение» (g-moll) Лист попытался изобразить сцену погребения императора Наполеона Бонапарта, в №7 «Героика» (Es-dur) воплотить яркие героические образы, к которым он уже обращался в своих грандиозных симфонических поэмах, а в №8 «Дикая охота» (c-moll) запечатлеть древнегерманский миф об охотниках. Связь с поэтическими образами присутствует и в № 9«Воспоминание» (As-dur), № 11 «Вечерние гармонии» (Des-dur) и № 12 «Метель» (b-moll).
Музыка Этюдов Листа в кинематографе
Этюды Ференца Листа не столь популярны среди режиссеров кинофильмов, в отличие, например, от его рапсодий . Тем не менее, некоторые из них все же звучат в фильмах разных лет.
Этюд | Фильм |
№ 4 | «Экспромт», 1991 |
«Шум леса» | «Рут Оркин: кадры из жизни», 1996 |
№ 12 | «Майерлинг», 2010 |
№ 39 «Вздох» | «Зеленый шершень», 2011 |
Три концертных этюда | «Нобуюки Цудзи в Карнеги-холл», 2012 |
№ 4 | «Прощай, Дебюсси», 2013 |
№ 3 | «Неиль Кантабиле», 2014, 6 серия |
№ 12 | «В равновесии», 2015 |
№ 1 | «Защита уязвимых взрослых», 2017 |
Не будет преувеличением сказать, что после появления этюдов Ференца Листа история этого жанра разделилась на «до» и «после». Знаменитому композитору удалось создать эталон принципиально нового жанра – концертного этюда с высокохудожественными образами и глубокими философскими смыслами, который занял одно из главных мест в жанровой системе XIX столетия.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Этюды Листа
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Художник: Luann Walsh Vladimir Horowitz plays Chopin Revolutionary Etude op10 no12 in c minor.
Один из аспектов величия Баха: его музыка может выдерживать самые разные интерпретации! Иога.
—Ссылки
—Всегда под рукой
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Ференц Лист. 12 этюдов трансцендентного исполнения для фортепиано (1851) S.139
|