Третий день чем закончился
«Ничего, *****, непонятно» Как сериал с Джудом Лоу про остров с сектантами вышел за рамки телевидения и смутил зрителей
Кадр: сериал «Третий день»
19 октября вышла последняя серия «Третьего дня» — мистического мини-сериала от американского телеканала HBO и британского Sky. Еще до премьеры проект привлек к себе внимание необычной концепцией: его авторы Феликс Барретт и Деннис Келли решили соединить телесериал и иммерсивный театр и вдобавок нагнали мистики и тайны вокруг сюжета. Шоу уже в первые минуты ошарашивает настолько обильным потоком не до конца ясных образов, намеков и сюжетных ответвлений, что, кажется, играет на грани зрительского терпения: британский таблоид The Sun даже посвятил этому статью с цитатами возмущенных зрителей, ругающих сериал за излишнюю недосказанность («Ничего, ***** [черт подери], непонятно! Я пришел к выводу, что нужно хорошенько ********** [употребить марихуану], чтобы понять это, я сдаюсь», — жалуется один из них). «Лента.ру» все же попыталась разобраться в происходящем без нарушения российского законодательства.
Чудо-остров
Сэм (Джуд Лоу) приезжает на побережье у острова Оси, где много лет назад был убит его маленький сын. Каждый год он оставляет в ручье, возле которого было найдено тело мальчика, его одежду, однако в этот раз траурный ритуал прерывает островитянка Эпона (Джесси Росс), задумавшая совершить самоубийство прямо рядом с местом скорби Сэма. Тот спасает девушку и, обеспокоенный ее судьбой, везет на Оси, чтобы передать родственникам. Беспокойство за ее дальнейшую судьбу, а также смутное чувство, будто его сын находится где-то на острове, заставляют Сэма раз за разом откладывать важные дела на Большой земле, пока наконец жители Оси сами не отказываются отпускать его домой.
Обитатели острова живут тесной коммуной, следуя заветам собственной религии, которая заключается в вере в исключительность и вселенскую важность Оси вкупе с ксенофобскими страхами и убеждением, что мир катится к чертям. «Когда Оси в порядке, мир в порядке», — повторяют все без исключения жители острова. Обряды сектантов — смесь реальных кельтских обычаев и христианства. Они называют свою религию «Третий день», поскольку, согласно Ветхому Завету, именно на этот день от сотворения мира Господь разделил сушу и воду. В случае с Оси такое разделение происходит ежедневно — это приливной остров, добраться до которого по суше можно по извилистой дороге только во время отливов, а проход открыт лишь четыре часа в день. Сэм, согласно убеждениям культистов, должен сыграть важную роль в жизни острова и, соответственно, всего мира.
Тайный религиозный культ — излюбленное кинематографом явление, одновременно странное, таинственное, чужеродное и, как правило, пробуждающее зрительское любопытство. Адепты культа могут выступать главными антагонистами картины, как в фильмах «Плетеный человек» и «Мэнди», а могут стать олицетворением ужаса перед бытовыми вещами (беременность в «Ребенке Розмари», разрушение семьи в «Списке смертников», тяжелый разрыв отношений в «Солнцестоянии»). В любом случае кино приучило нас к тому, что если герой оказывается втянут в дела религиозных фанатиков, то ему придется несладко. «Третий день» не стремится удерживать завесу таинственности вокруг культа Оси — наоборот, картина мира островитян и их обычаи раскладываются как на ладони, переплетаясь с настоящей историей острова, на котором проходили съемки. Шоураннеры приложили немало усилий, чтобы стереть для зрителей грань между сюжетом шоу и реальностью, а самым амбициозным их решением стала организация религиозного фестиваля, в котором приняли участие ведущие актеры.
Солнцестояние на острове проклятых: о чем новый сериал «Третий день» с Джудом Лоу
Сначала «Третий день» активно пытается выжечь зрителю глаза — до такой степени, что вызывает желание проверить настройки телевизора. На этом желание запутать пробирается дальше в голову: Сэм, герой Джуда Лоу, останавливается непонятно где посреди дикой природы, идет к реке, что-то туда бросает, рыдает, идет дальше в лес и видит, как мальчик помогает девочке набросить переброшенную через ветку дерева петлю на шею и убегает, пока девочка с петлей прыгает и начинает задыхаться. Сэм спасает девушку и везет домой на ближайший остров Осиа, где ему приходится остаться на ночь. И чем дальше, тем страньше; как водится в телесериалах про острова, загадки и непонятности сыплются на зрителя с удивительной частотой.
Ответы тоже будут, но позже и не все. Даже когда в финале третьего эпизода история Сэма закончится, до конца еще не будет понятно, что именно происходит. Тогда на место героини заступит персонаж Наоми Харрис, Хелен. И Сэм, и Хелен проведут на острове по три дня и три серии, в финале каждой (на третий день) происходит какой-то катарсис. Посередине, между историями Сэм и Хелен, еще будет театральная постановка с участием всех артистов сериала, которую покажут только один раз в Лондоне и будут транслировать в прямом эфире (пока не ясно, будет ли на «Амедиатеке» трансляция или ее запись, но даже если не будет, то каждая из частей — законченная история сама по себе).
Упомянутые ядовитые цвета на выкрученном до предела контрасте — фирменный трюк Марка Мандена, автора культовой «Утопии», который снял первую часть «Третьго дня». Если тогда палитра служила напоминанием, что перед нами экранизация комикса, то на этот раз режиссер подчеркивает ощущение диковинности, инаковости происходящего. Кажется, что действие происходит где-то в Новой Зеландии или в Южной Африке, но на самом деле это Британия, графство Эссекс. Остров Осиа там действительно есть, и его природа действительно довольно уникальна, но никакой коммуны там нет и в помине, как и древней кельтской истории. До XX века остров вообще не был населен, а после Первой мировой там появился первый в мире рехаб, существующий, кстати, до сих пор — в нем среди прочих в какой-то момент лечилась Эми Уайнхаус.
Впрочем, сериальная Осиа на реальную совсем не похожа — тут это многовековой дом небольшой коммуны с собственной религией, в которой католицизм смешивается с кельтским оккультизмом. Раз в год коммуна устраивает фестиваль, во многом благодаря которому жителям удается сводить концы с концами, — предприятие доходное, а других богатых источников заработка у них нет. В нефестивальные дни отношение к чужакам менее дружественное: жители сопротивляются любому внешнему влиянию и джентрификации и пытаются сохранить остров ровно в том виде, в каком он есть и всегда был.
По хорошей заданной сериалом «Любовники» традиции мы увидим происходящее с разных точек зрения, и если в случае Сэма это белый мужчина и мужчина-режиссер, то в случае Хелен на остров попадает черная женщина, а перспектива меняется с помощью режиссерки Филиппы Лоуторп (известной в первую очередь по телеэкранизации серии книг «Вызовите акушерку»). Меняется и цвет: контраст остается, но уже без ярких красок, тропическая мистика сменяется угрюмым хоррором. Страх начинает довлеть над любопытством, а неприветливость жителей острова к чужакам обретает дополнительные коннотации. Уже в начале понятно было, что некоторые чужаки чужее других, и опыт Хелен это подтверждает.
Во многом «Третий день» похож на прошлогодний фильм «Солнцестояние», только с ровно обратным смыслом. Там чужая находила в страшном культе источник сочувствия и понимания, которых ей так не хватало в жизни; там нам предлагали взглянуть на скандинавский культ, отбросив оптику западной культуры. Тут же ровно наоборот — помесь язычества с католицизмом олицетворяет не диковинность, а самый мейнстрим, и, погружаясь в мифологию острова, мы знакомимся не с чем-то диковинным, а с Британией такой, какая она есть.
Крошечная, двухкилометровая в длину Осиа — на самом деле метафора Соединенного Королевства. И желание жителей сохранить свои традиции и принимать у себя только тех чужаков, которые им нравятся, и только тогда, когда они захотят, — естественно, попытка заглянуть в суть Брекзита. Они верят в свою особенность, верят в святость места, это дает им оправдания для, мягко скажем, весьма сомнительных поступков, в то время как в действительности все эти суеверия — не более чем вымышленный конструкт. Да и остров-то на самом деле никакая не религиозная святыня, а просто два километра пустоты с рехабом. Остается только надеяться, что создатели не слишком прямолинейны и последняя деталь не станет спойлером финала.
Сериал «Третий день» — концовка, ее объяснение и смысл
Создатели сериала «Третий день» Феликс Баррет и Деннис Келли держали в надежном секрете финал своего шоу. С того момента, когда выяснилось, что Сэм (Лоу) и Хелен (два главных героях шоу) на самом деле являются мужем и женой, фанаты с тоской надеялись на их воссоединение.
Появление Лоу в заключительных моментах предпоследней серии гарантировало, что он сыграет важную роль в финале сериала под названием «Последний день — тьма».
И воссоединение супругов было ярким! Хелен, которая обладает гораздо более ясным умом, чем ее муж, дает вполне ясную интерпретацию всех предыдущих событий — от смерти их сына до событий на острове Осия.
Финальный эпизод начинается с того, что два главных героя видят друг друга впервые за несколько месяцев. Стоя на причале на фоне устья реки Блэкуотер, Сэм со своими длинными волосами и белым костюмом выглядит как лидер культа.
Когда он говорит Хелен, что их сын Нэйтан жив и находится в Большом доме, Хелен воспринимает это скептически. Но уверенность Сэма заставляет ее задуматься «А что, если?…».
Балансируя между скепсисом и надежной, она идет за мужем, но в итоге только убеждается, что ее сомнения оказались справедливыми. Мальчик в Большом доме вовсе не Нэйтан — он гораздо моложе.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Хелен утверждает, что «театральное горе» Сэма разрушило их семью, как в финансовом, так и в эмоциональном плане. Женщина требует, чтобы Сэм сказал, где находятся 40 000 фунтов, которые он забрал.
В это время Джесс готовится захватить остров для своей новорожденной дочери (она называет ее Эпона) с помощью Джейсона (Марк Льюис Джонс) и Ларри (Джон Даглиш).
Они добираются до Большого дома, и Джейсон убивает мистера Мартина (Пэдди Консидайн) топором. Хотя Сэму, Хелен и другим удается сбежать, Элли (Нико Паркер), которая быстро очаровывается Осией, помогает людям Джесс схватить их.
Миссис Мартин (Эмили Уотсон) накачивают наркотиками и топят, но остальных Джесс прощает.
Сэм и Хелен находят Талулу (Шарлотта Гэрднер-Михелл), которая прячется под кроватью. Встав на сторону Хелен, Сэм убивает Джейсона, чтобы спасти Элли, а позже убивает Ларри и еще одного человека.
Сэм остается на Осии с «Нэйтаном», а Хелен покидает остров с двумя их дочерьми. Поняв, что они не могут дожидаться рассвета, когда откроется дамба, Хелен сажает Элли и Талулу в лодку, дает им пакет с деньгами, полученными от Сэма, и преодолевает пролив вплавь по ледяной воде, таща лодку за собой.
Оказавшись на берегу, девочки пытаются согреть свою переохладившуюся мать. Вскоре наступает утро, они все еще спят.
Концовка «Третьего дня»
В конечном итоге, если оставить в стороне тайны и загадки Осии, «Третий день» повествует о совершенно разных попытках двух родителей справиться со смертью своего сына.
Смерть Нэйтана совершенно по-разному повлияла на Сэма и Хелен. Поведение Сэма стало более хаотичным и неуправляемым. Его заблуждения заставили его поверить в дикие теории, выдвинутые незнакомцами — например, в то, что полиция пыталась скрыть информацию, а похитителем сына является отец Хелен.
Однако в одном он был прав. Как рассказала Хелен миссис Мартин, цыган Голтан действительно похитил Нэйтана по приказу островитян, но мальчика убили до того, как он попал к Мартину и остальным.
Ребенок, которого Сэм считает своим сыном, на самом деле является сыном предыдущего предводителя Осии (Ричард Бреммер) и «девочки, которая которая была настолько взрослой, чтобы не называть себя девочкой».
Не исключено, что этой девушкой была Эпона (Джесси Росс). Если это так, то это проливает новый свет на первую попытку Эпоны свести счеты с жизнью. «Нэйтан» был с ней, помогая своей матери покончить с собой, чтобы Сэм приехал на Осию.
Когда Сэм потерял рассудок из-за смерти их сына, у Хелен не осталось другого выбора, кроме как стать единственной главой их семьи. То, что Элли называет «черствостью» было способом Хелен справиться со своим горем.
Она не может позволить себе сойти с ума, подобно Сэму, но боль всегда остается рядом. Наконец, она вырывается, когда миссис Мартин признает, что островитяне стали причиной смерти ее сына.
Деньги
40 000 фунтов стерлингов были постоянным источником загадок с самого начала сериала. Зачем Сэм хотел подкупить городского чиновника? Почему он забрал деньги и ушел с ними?
В финале Хелен задает ему именно эти вопросы. Когда они идут в церковь, где Сэм убивает Ларри и другого мужчину и отдает Хелен сверток, она снова спрашивает: «Зачем ты их взял?».
Его ответ не вносит особой ясности: «Нэйтан. Что, если бы он пришел домой, а нас там бы не оказалось?».
Неразгаданные тайны Осии
Отношения между Сэмом и Хелен давно разрушились. В «Третьем дне» Сэм вносит последний вклад в благополучие его жены и дочерей.
Принимая тьму внутри себя, он принимает свою родословную как потомка Фредерика Николаса Чаррингтона (Джека Потрошителя). Когда он убивает Джейсона, он использует два ножа, как изображено на церковных фресках.
Хотя шоу не раскрывает исход его противостояния с Джесс, очевидно, что он является спасителем Осии, и только приняв то, кем он является на самом деле, он может стать настоящим лидером островитян.
В конце концов, несмотря на все открытия, Осии удается сохранить некоторые из своих загадок. Когда Сэм и Хелен расстаются, «Нэйтан» обращается к ней и говорит, что знает, что «ты на самом деле хотела, чтобы я родился». Это отсылка к их последнему разговору перед смертью Нэйтана.
Хелен принесла на Осию хорошую порцию здравого смысла. Но эти слова заставляют нас снова вернуться ко всему, что мы видели, слышали и переживали, смотря сериал.
В этом и заключается вся прелесть «Третьего дня». Несмотря на то, что шоу предоставило своей аудитории почти все ответы, история закончилась несколько двусмысленно.
«Третий день» — самый странный сериал сезона: что это было?
Посмотрели сериал «Третий день» и задались классическим вопросом «Что это было?». Сейчас мы вам все объясним. Внимание: спойлеры, спойлеры, спойлеры! Читать только после того, как вы посмотрели все шесть серий «Третьего дня».
Дежурная справка
Завязка, основные события и затрагиваемые темы
Итак, в начале сюжета герой Джуда Лоу, Сэм, приезжает в лесную чащу, где под инди-хит 2008 года «Dogs Days Are Over» Florence and The Machine, рыдает в три ручья, ругается с кем‑то по телефону об украденных у него 40 тысячах фунтов, а потом выкидывает в ручей детский полосатый джемпер.
Вскоре заплаканный Сэм замечает на соседней поляне девочку-подростка, пытающуюся совершить самоубийство с помощью перепуганного мальчугана, который помогает ей отрегулировать виселицу. Сэму удается вытащить девицу из петли, и вот он, бросив все свои дела, доставляет проблемного подростка домой — на некий остров Оси, проехать на который можно по дамбе, появляющейся только во время отлива.
Оказавшись на острове, Сэм как будто и не спешит его покинуть. Непонятно, причиной ли тому еще одна туристка — Джесс (Кэтрин Уотерстон), с которой у героя стремительно завязываются близкие отношения, или море халявной выпивки, которую поставляют владельцы местного паба, — подозрительно вежливые супруги Мартины (Эмили Уотсон и Пэдди Консидайн), постоянно находящие рациональное объяснение творящейся на острове чертовщине. А может, Сэм просто не хочет возвращаться в реальный мир к своим проблемам, которых, судя по открывающей сцене, у него прицеп и маленькая тележка. Скорее всего, все сразу. Плюс любопытство: ведь на острове вовсю готовятся к празднованию некоего фестиваля, призванного познакомить всех желающих с древними традициями острова и посвященного богу Эсусу, которому поклонялись кельты, изначальные обитатели Оси. Так что Сэм остается на острове, хотя зрители видят сотню очевидных причин, чтобы герой уносил оттуда ноги. И жуткий приближающийся праздник — одна из них.
В первых же эпизодах зритель узнает, что полосатый джемпер, пущенный по течению лесного ручья, — это ежегодный ритуал убитого горем отца, который никак не может смириться со смертью своего маленького сына Нейтана, а 40 тысяч фунтов у Сэма никто не похищал — они валяются в полосатом целлофановом пакете на заднем сидении его машины. Кажется, Сэм не вполне здоров, да и к тому же не такой уж и порядочный, как могло показаться. Но кто бы мог подумать, что история про запутавшегося в жизни выпивоху с явными психологическими проблемами к концу приобретет поистине библейский размах.
Именно поэтому они и похитили сына Сэма — чтобы он служил им подстраховкой, если герой откажется возглавить коммуну. По их заверениям, парнишка вовсе не погиб, а живет на острове, и Сэм просто обязан остаться здесь с ним и вернуть Оси, а заодно и всему миру, баланс и процветание.
Из всего вышеописанного нетрудно заметить, что круг тем, которые создатели «Третьего дня» затрагивают в своем детище, довольно широк: тут вам и переживание личной трагедии, и социально-политические вопросы, и супружеские отношения, и вопросы веры и религии. При этом авторы сериала, похоже, оставляют выбор зрителю самому решать, хочет ли он расширить этот круг. На поверхность, например, постоянно выныривает тема опасности религиозного фанатизма. К счастью, образы в «Третьем дне» не настолько однозначны. Особенно если посмотреть все целиком и не спешить с выводами.
Остров
Хотя сама идея острова, связанного с материком грунтовой дорогой, которая появляется только во время отлива, многим покажется чересчур метафорической, такой остров действительно существует. Оси — реальное место, расположившееся в эстуарии реки Блэкуотер (то есть «черная вода»), Эссекс, Восточная Англия. Дамбу, соединяющую побережье с островом, как и было сказано в сериале, действительно построили древние римляне, и она на самом деле появляется только с отливом. Так что, если вдруг захочется посетить Оси (а такое желание, надо думать, возникнет сейчас у многих), то надо четко планировать свою поездку. Все полтора квадратных километра острова сейчас принадлежат музыкальному продюсеру Найджелу Фриде, создателю Sugarbabes, когда‑то работавшему с The Rolling Stones. С 2005 по 2010 года на острове находился рехаб, где в 2008 году скрывалась от всего мира Эми Уайнхаус. Сейчас там расположена студия звукозаписи, услугами которой среди прочих пользовались Рианна и The Weeknd.
Любители экстремальной экзотики, скорее всего, будут разочарованы. Оси на самом деле не такой зловещий, как показано в «Третьем дне», и на нем не живет коммуна последователей некого кельтского культа, но вот история его предыдущего хозяина, прозвучавшая в сериале, — чистая правда. В 1903 году Оси купил миллионер-филантроп Фредерик Чаррингтон, который основал на острове лечебницу для зависимых от алкоголя. В обмен на бесплатное лечение клиенты заведения должны были оставаться на острове и возделывать там землю. По иронии судьбы, Чаррингтон был наследником одной из самых больших пивоваренных компаний Лондона. Поистине реальность порой оказывается гораздо изощренней вымысла.
Параллели с «Остаться в живых»?
— Ты не понимаешь, это особенный остров, здесь происходят чудеса…
— И что, нарушаются законы времени и пространства?!
Очевидные параллели между «Третьим днем» и его собратьями по жанру фолк-хоррора, классическим «Плетеным человеком» и недавним «Солнцестоянием», не провел только самый ленивый зритель, а вот заметить в «Третьем дне» наследие знаменитого детища Джей Джей Абрамса и Деймона Линделофа «Остаться в живых» умудрились немногие. И хотя трудно найти два более разных по атмосфере сериала, тут, похоже, действительно есть над чем задуматься, судите сами:
Так же, как и безымянный остров в «Остаться в живых», Оси в «Третьем дне» представлен как центр мира, от которого зависит благополучие всей планеты.
На обоих островах живут их преданные служители — в «Остаться в живых» их называли «другими». И там, и там они, мягко говоря, неприветливы и не брезгуют грязными методами для достижения своих целей, среди которых внедрение своего шпиона, втирающегося в доверие в новичкам, и похищение детей.
Оба острова — это мир в себе, которым руководит человек в белом, ищущий себе достойного приемника.
В обоих сериалах одним из центральных образов является надвигающаяся тьма: в «Остаться в живых» эту роль выполняет так называемый дымовой монстр, а в «Третьем дне» — облако насекомых, поднявшееся в небо, когда Сэм решает остаться на острове.