Тропико 3 или тропико 4 что лучше
Tropico 4
2011-й стал крайне неудачным годом для диктаторов. Пали режимы Хосни Мубарака и Муамара Каддафи, ходуном ходит трон под некоторыми арабскими лидерами, оставил свой пост Фидель Кастро, серьезно заболел президент Венесуэлы и большой друг России Уго Чавес.
В отличие от здоровья Чавеса, серия Tropico находится в полном порядке, лишь чуть-чуть обрастая новыми деталями от части к части. Не считая перерыва на разбойные каникулы в Tropico 2: Pirate Cove, мы с 2001 года превращаем тропический остров в процветающее государство, даем народу хлеба и зрелищ, публично вешаем политических оппонентов, выигрываем безальтернативные выборы, строим личные дворцы и памятники в свою честь. Неизбежная, как Гаагский трибунал, Tropico 4 не слишком ушла от предшественницы — снова 50-е годы, холодная война и латиноамериканские напевы.
Как я перестал волноваться
Весь колорит Tropico держится на личности и поступках эксцентричного эгоманьяка в кресле президента. Если надоели дежурные Фидель и Че Гевара, можно по-прежнему вылепить собственного диктатора: выбрать биографию, историю прихода к власти (в результате коммунистического восстания или бархатной революции?) и даже личные черты (параноик, алкоголик или, допустим, финансовый гений). Причем все это не для пустого самолюбования: например, под властью бывшего шефа полиции криминальная обстановка в стране сразу снизится на 40%.
Философия Tropico не слишком отличается от слогана одной известной игры из трех букв: «Respect is everything». Проще говоря, счастье народа и уважение всевозможных политических сил — ваш главный ресурс в игре. В противном случае рискуете кончить, как Саддам Хуссейн или Николае Чаушеску. Можно, конечно, сразу начать с расстрелов, цензуры и строительства памятников: граждане будут уважать «сильного лидера» и пугать вашим ликом непослушных детей, но если они голодают, лишены работы и живут в фавелах, то держите ваш личный самолет наготове — он еще понадобится.
Поэтому даже диктаторам в обычной жизни приходится продвигать социальные программы, строить дома, шахты, церкви, школы и университеты. Микроменеджмент по-прежнему пугающе подробный: что именно будет добывать шахта или производить ферма, кого должна готовить школа, есть ли в казино фейсконтроль, сколько взимать за проживание в доме — эти и многие другие вопросы вы решаете лично. Все это по-прежнему смотрится странно в контексте игры, где не последним по важности стимулом является то, как бы положить побольше денег на свой счет в швейцарском банке и не встретить следующее утро на виселице. Но в HaemimontGames настаивают: диктатор — это не царь и бог, а нянька для народа!
А ведь заботиться приходится не только о коренных жителях, но и об иммигрантах с туристами. Первые приезжают сюда на работу, поэтому для них нужно строить иммиграционные офисы, вторые — отдохнуть, что невозможно без мотелей и увеселительных заведений. Обе группы приносят деньги, пускай и не идущие ни в какое сравнение с нефтяным бизнесом, экспортом рома и международными грантами. Но даже вокруг таких скромных доходов крутятся местные ОПГ. Причем в четвертой части преступность обрела человеческое лицо: теперь каждый отдельный житель потенциально может стать преступником. Если построите полицейские участки и тюрьмы, сможете даже лично наблюдать, как копы бегают за бандитами.
И полюбил атомную бомбу
Возясь с обычными жителями, нужно помнить и о фракциях, и вот здесь уже начинается что-то более-менее похожее на заботы настоящего диктатора. Ведь, помимо внутренних сил (патриоты, коммунисты, капиталисты, зеленые, лоялисты, прогнившая интеллигенция), есть и внешние. В четвертой части к США, СССР и объединенной Европе добавились также Китай и Лига арабских государств. Чем лояльнее они относятся к вашему режиму, тем меньше проблем внутри страны и тем больше размер финансовой помощи извне.
Практически со старта вас начинают заваливать различными поручениями и просьбами, обещая взамен поддержу или деньги. То американцы попросят наладить импорт табака. То патриоты вдруг возмутятся иммиграционной политикой. То зеленые, представленные смешной девочкой-хиппи, потребуют возвести новую свалку для мусора и прекратить строительство шахт. То вдруг выяснится, что в мировой прессе активно обсуждаются плохие жилищные условия в вашем государстве, и коммунисты попросят решить эту проблему. Удовлетворить всех не получится, особенно если срочно нужны деньги: вы можете и дальше строить шахты, но тогда не удивляйтесь, что через какое-то время протестующие экологи просто заблокируют работу некоторых из них.
Те, кто любит жить за чужой счет, всегда могут попроситься под крыло к одной из сверхдержав. Можно вступить в альянс с СССР, запросить его помощи и поставлять в обмен эксклюзивный сахарный тростник, но тогда нахмурят брови в Госдепе США. Если же начнете активно экспортировать нефть, то недовольны уже будут на Ближнем Востоке.
Диктатор против министра
Правда, теперь многие законы и указы в области безопасности, экономики, образования и внешних отношений не получится принять без соответствующих министров. В Tropico 4 вы должны сами формировать правительство, предлагая министерские кресла подходящим доморощенным кандидатам либо приглашая дорогих иностранных специалистов. С Совмином играть стало гораздо интереснее: министров можно обвинять в провалах собственной политики, подкупать и устранять. С ними же связано множество дополнительных заданий. Например, министр экономики может проиграться в покер и пойти попрошайничать на улицы; это, конечно, вызовет ненужные слухи в обществе, и придется решать, что делать с бедолагой — расстрелять или помочь деньгами. С другой стороны, какой-нибудь особенно талантливый чиновник вполне может выставить свою кандидатуру на предстоящие выборы и составить вам конкуренцию.
И тут опять же есть масса возможностей: вместо честной конкуренции, можно объявить себя пожизненным президентом и лидером нации, подтасовать результаты выборов или лично составить лживую предвыборную речь. Ну а если поражение неминуемо, можно обрушить на собственную страну какое-нибудь стихийное бедствие и под шумок поднять рейтинг, открыв бесплатный лагерь помощи пострадавшим.
Все это, безусловно, хорошо, но никак не решает главной проблемы Tropico. Два года назад действительно казалось, что игре элементарно не хватает функций: больше видов репрессий, больше зверских законов, шикарнее дворец и статуи покрупнее. Отчасти так оно и есть: если усердно шпиговать механику взбалмошным контентом, наскучивший микроменеджмент рано или поздно отойдет на второй план.
Игра так и не стала настоящим симулятором диктатора из-за изначально неверных ориентиров. Настоящий тиран ничего не строит, он берет готовое и разрушает на пользу себе. Пальмы, пляжи и сигары — лишь яркая обертка, а купившихся на нее проводят через все круги ада среднестатистического SimCity, пускай и весьма недурного. По-настоящему уникальной игра станет только тогда, когда наша рецензия будет целиком состоять из чтения избранных моментов протокола заседания Гаагского трибунала, созванного по делу Эль Президенте. А пока что, простите, приходится говорить об экономике и благополучии граждан.
Дворец для меня, тюрьма — для народа
Лучшие друзья диктаторов и тиранов — укрепленные дворцы и тюрьмы. Каким бы вы ни были грозным, революционно грамотным и всенародно любимым вождем нации, без укрепленного особняка (желательно с бункером под ним) и надежной тюрьмы, куда можно упрятать врагов народа, срок вашего правления может резко сократиться.
Дворец
Даже укрепленный особняк не всегда гарантирует безопасность — в этом убедился, например, президент Афганистана Хафизулла Амин. В 1979 году советские спецназовцы штурмом взяли его дворец и парой очередей героически расстреляли полубольного Амина (он еще не отошел от попытки отравления), его плачущего сына и подвернувшегося под руку советского же врача. Примерно тот же подвиг совершили американские спецназовцы во время штурма резиденции Усамы бен Ладена.
Но и есть и другие примеры. Дворец Мауммара Каддафи в Триполи регулярно бомбила авиация НАТО и штурмовали повстанцы, но полковник ни разу не пострадал. А все, говорят, потому, что под резиденцией выстроена сеть тоннелей с бункерами, которые неуязвимы для авиаударов. По этим же тоннелям лидер Джамахирии и сбежал из-под носа повстанцев.
Еще один способ защиты — строить сразу несколько дворцов и постоянно перемещаться между ними, чтобы запутать врага. Говорят, у Фиделя Кастро было аж 32 резиденции, некоторые из которых были оснащены мини-госпиталями. А ныне покойный президент Ирака Саддам Хусейн в любой момент мог переехать в один из своих восьми укрепленных дворцов в Багдаде.
Некоторые диктаторы чувствуют себя в собственных дворцах настолько безопасно, что позволяют себе расслабиться на всю катушку. Например, легендарный президент Уганды Иди Амин держал в своем дворце холодильник, где хранил части тел убитых им врагов режима. Некоторыми из них он питался сам и потчевал своих гостей.
Резиденция диктатора в Tropico 4 выглядит солидно, но вместо того, чтобы всячески укреплять ее, расставлять по периметру сторожевые вышки и обносить дворец массивными стенами с колючей проволокой, нам разрешают лишь украсить его садом с фонтанами да статуями вождя.
Тюрьма
Тюрьма для настоящего диктатора — все равно что скальпель для хирурга. Как правило, после прихода к власти очередного отца нации у тюремщиков резко прибавляется работы. Так, в первые два года правления Августо Пиночета по политическим мотивам было арестовано и брошено в тюрьмы и лагеря 110 тыс. человек.
Условия содержания в тюрьмах при любом диктаторе, как правило, ужасные. На Кубе, по свидетельству бывшего тюремного врача Хосе Вальдеса, камеры площадью 12 квадратных метров были оборудованы трехэтажными нарами, рассчитанными на 36 человек. Но реально проживают в таких камерах обычно не менее 50-55 человек — как политические заключенные, так и настоящие уголовники. При этом политзаключенных по малейшему поводу сажают в карцер. О том, что представляет собой такая мера наказания, однажды рассказало радио «Свобода» со ссылкой на жену политзаключенного Эльсу Морено: «Это чрезвычайно маленькое помещение, без окон, без света, без вентиляции. Вместо туалета — дыра в полу, через которую в карцер пролезают крысы. Здесь все кишит тараканами и блохами. Еду подают через отверстие в нижней части двери. Впрочем, похлебку из гнилых продуктов вряд ли можно назвать едой. Узнику приходится лежать весь день на бетонном полу».
А сразу после вхождения американских войск в Багдад там была обнаружена тайная женская тюрьма, которая принадлежала старшему сыну Саддама Хусейна Удею. По сообщению журнала Time, под землей были найдены 11 еле живых девушек-заключенных, еще четверо умерли в заключении от голода и жажды. Одна из освобожденных узниц рассказала, что провела в тюрьме четыре месяца за то, что отвергла сексуальные домогательства Удея. Всего после падения режима в иракской столице и других городах были обнаружены 25 секретных тюрем.
В Tropico 4 нет тайных тюрем и пыточных. Зато в местной тюрьме можно активировать программу перевоспитания «Я люблю президента» или заставить заключенных работать за троих и получать ежемесячно небольшую, но прибыль.
Тропико 3 или тропико 4 что лучше
Tropico 4
Well normally people who played 3 first, didn’t see any major differences but those who played 4 first couldn’t go back to 3 (including me).
One major difference is performance. Tropico 4 is way better performance wise.
Otherwise its more funky than 3. More colorful, bit more cartoonish graphics wise (in a good way).
I didn’t play 3 that much (cuz of performance issues) so I can’t say much more on management etc
Ok thanks appreciate the feedback. Well there are an awful lot of DLC’s that come with the collection which seems great given that its 85% off. I have to admit I did notice 4 seems to be more forgiving than 3 in terms of difficulty. Your right about the performance improvement which is evident as the game seems to be better optimised this time around.
Still have a bit of doubt though so if anyone else can give me a reason to buy. Also has anyone played the DLC’s.
The DLC’s range in quality; with the exception of Modern Times however (and possibly the pirate one), none of them are worth their full price. Modern Times is the best of the bunch due to adding a tech timeline, random events, completely new buildings, workmodes, and edicts that are suited for a more modern era, etc. The other DLC’s only add a single scenario, a new building, a new trait, and maybe a few decorations (plus a new map as well sometimes, but I can’t really comment on those).
The Academy’s scenario and trait are quite boring, but its building is occasionally useful.
Apocalypse’s building is kind of boring, but its scenario is excellent and its trait is quite interesting, though a bit niche in use.
Junta’s trait is super boring, its building is also quite boring but occasionally useful, but its scenario is pretty good.
Megalopolis’ scenario is OK, its building is kind of useless, and its trait is interesting, but also kind of pointless when you could just as easily choose Administrator.
Pirate Heaven’s scenario, trait, and building are all interesting and useful, but not overpowered; this one’s definitely one of the better ones.
Plantador’s scenario is pretty neat, its trait isn’t too useful, but its building is incredibly useful, even with Modern Times’ Bio Farm.
Propaganda’s scenario is quite hilarious, but everything else sucks in that DLC.
Quick Dry Cement’s scenario is pretty lackluster, but their trait is quite interesting, and the new building is borderline overpowered (it’s a factory that doesn’t need raw resources or electricity, has a limit of 5 vs. limit of 1 chemical factory, and speeds up all constructions).
Vigilante’s scenario is meh, its trait is both not too good and very niche, but its building is a must-have because it’s a labor camp. How can you be dictator without labor camps?
Voodoo’s scenario is meh, its trait isn’t that useful and fairly niche, but its building is an incredibly good tourist attraction.
Tropico
Tropico — серия видеоигр в жанре бафосного экономического и градостроительного симулятора (ну, или экономической стратегии типа стратегия непрямого контроля), действие которой происходит на территории одноимённого крошечного островного государства, расположенного где-то в Карибском море и регулярно влияющего на судьбы мира. В качестве управляемого игроком протагониста выступает президент страны Эль Президенте (так его называют с 3 части), а целью игры является выполнение определённых заданий политического и экономического плана (кроме 2-й части).
На сегодня существует шесть игр этой серии. Ниже будут рассмотрены особенности геймплея и сюжета на примере первой части, а затем — последующие игры. Если в последующих играх что-то будет заметно отличаться, об этом будет особо упомянуто.
Содержание
Сюжет в целом [ править ]
Добиться долгих лет правления можно по-разному. Можно вести себя как стандартный диктатор: люто казнокрадствовать, получать «откаты» с любой стройки, использовать рабский труд заключённых в трудовых лагерях, запрещать оппозицию, отстреливать (при помощи личного эскадрона смерти) преступников, бастующих и просто шибко недовольных. А чтобы народ, несмотря на эти безобразия, обожал своего вождя, есть выбор — использовать массированную пропаганду из любого утюга, изощрённую мозгомойку через психиатрию или «порошок счастья» прямо в воде (некоторые люди от него умирают, но разве это важно?)!
Игрок может сделать Эль Президенте всенародным любимцем на самом деле, а не только в пропагандистских листовках. Всего лишь надо держать граждан сытыми, повышать им заработную плату со снижением налогов, при этом не забывая давать людям доступ к религии, здравоохранению и развлечениям. И не забудьте установить достопримечательности.
Гораздо проще играть как добродушный демократ-популист — устроить на острове свободный уголок с всеобщим избирательным правом и свободой прессы. Вы можете честно побеждать на регулярно проводимых выборах — не трогая оппозицию, не разгоняя митинги, не пользуясь грязными трюками вроде подкупа избирателей, подтасовки голосов или введения военного положения. И вы ничего не теряете: у нас тут суперпрезидентская республика без разделения властей. К этому прибавляется этатизм — практически ВСЯ экономика острова находится в руках Эль Президенте… эээ, то есть государства.
Кроме того, в игре не то что можно приворовывать из бюджета, а даже нужно — размер счёта в швейцарском банке будет учтён при подсчёте очков в конце игры. Достигается это разными способами — например, с помощью закона «„Особое“ разрешение на строительство» (грубо говоря, взяточничество с каждого построенного здания — +20 % к стоимости, 10 % оседает на счёте) или махинаций в собственном банке. С особенностью «Клептоман» вообще напрягаться не приходится — глаза боятся, а руки делают. Начиная с 4-й части, брать «на лапу» приходится в обязательном порядке — часть полезного функционала или прокачки навыков родни) доступна только при наличии энной суммы.
При определённом наборе черт Эль Президенте может быть крутым президентом. Правда, лично громить вторгшихся противников ему не дадут — стратегия как-никак. А может быть и смешным президентом — особенно в этом плане отжигает 4-я часть. Как вам черта «Раздвоение личности». На самом деле личностей целых восемь (!), но эффекты от этого сугубо положительные — улучшение отношений с капиталистами, коммунистами и Китаем.
В 1-й игре существует два режима (не считая, конечно, обучающего). Первый — это сценарии, где игроку с самого начала выдаётся остров с заранее установленными условиями и назначается конкретное задание. К примеру, требуется заработать к нужному сроку нужное количество денег на какой-то определённой статье дохода, достичь того или иного уровня населения, развиться до постройки какого-то здания или просто удержаться на посту в условиях бессмысленной и беспощадной гражданской активности тропиканцев. Свободная игра же позволяет игроку самому установить параметры острова и определить себе задачи. Какой-то последовательной кампании в первой части игры нет (в дальнейшем они появятся). Как можно понять по сказанному выше, конкретные очертания у острова отсутствуют, для свободной игры его генерирует Святой Рандомий по предпочитаемым игроком параметрам (а в сценариях авторы и вовсе дурачились от души). Так или иначе, создавая карту своего острова, игрок может установить его размеры, стартовое поголовье населения, количество растительности или рельеф. Всё это важно: к примеру, от рельефа будет зависеть, скажем, что именно можно на острове выращивать, и какие тут будут ископаемые.
По завершении игры происходит подсчёт очков за экономическое состояние острова, счастье его жителей (по фракциям, см. ниже), отложенные на счёт в заморском банке денежки, а также имевшийся на начало игры уровень сложности (устанавливается в процентах и зависит от размеров острова, рельефа, населения, ресурсов и так далее).
Конечно же, замечательные природные условия острова в руках трудолюбивого народа под руководством мудрого президента вполне способны сделать его счастливым и процветающим. Его — в смысле народ… ну или остров… чего сразу «президента»-то?.
Короче, чтобы сделать народ счастливым или хотя бы довольным, ему следует предоставить: достаточно еды, крышу над головой (и желательно получше тех фанерных халабуд, в которых на начало игры обитают все, кроме президента), возможность молиться в церкви, развлечения (хотя бы за выпивкой в кабаке), а также лечение в случае чего. Кстати, медицинская помощь и посещение церкви, а также образование, включая высшее, на Тропико являются бесплатными (хотя образование не является обязательным для счастья всего населения). Кроме того, см. ниже про политические партии. Если население недополучает всех этих благ, оно может как минимум проголосовать за другого президента, а если совсем достать — то вовсе подастся в партизаны. Ниже мы будем постепенно и не спеша разбирать эти составляющие счастья, а также отвлекаться на сопутствующие вещи.
Ресурсы [ править ]
Пищу тропиканцы могут получать с местных плантаций: в целом тут может расти старая-добрая кукуруза, бананы-ананасы-папайи и, кроме того, островитяне, если есть такая возможность, ловят рыбу и разводят коров и коз. Но для полного счастья нужно откуда-то брать и деньги, поэтому придётся что-то продавать торговым партнёрам. Кроме указанных пищевых культур, на острове, в зависимости от рельефа и климата, также можно выращивать сахарный тростник, табак и кофе, валить лес, разрабатывать залежи железа, алюминия и золота. При наличии желания (или продиктованной сценарием необходимости) игрок может не просто торговать сырьём, а ещё и понастроить предприятий, чтобы перерабатывать его — тропиканцы умеют делать и консервы, и сигары, и ром, и мебель, и всё это, конечно, приносит куда больший доход, чем сырой материал. И, конечно же, одной из важнейших статей дохода может стать туризм: отдых в тропическом раю может понравиться многим (если, конечно, игрок не перестарался и не угробил экологию упомянутыми выше сельским хозяйством и индустрией). Для туристов понадобятся гостиницы, а также всевозможные развлечения — музеи, заповедники, морские прогулки, рестораны, казино, кабаре и прочее. Местные жители, кстати, тоже могут ходить в эти заведения (если зарплата позволяет), повышая себе настроение и возвращая часть этой самой зарплаты обратно в бюджет. Да, здесь механика игры реализована не так, будто сооружения «раздают ауру» вокруг себя (Sim City) или гоняют своих сотрудников обслуживать ближайшие дома (Caesar): тропиканцы действительно ходят ногами и на работу, и домой, и на базар, и в церковь с кабаком.
Внутренняя политика [ править ]
Пяти означенных в начале пунктов для полного счастья недостаточно. В достижении богатства и процветания нашему правителю будут мешать помогать несколько местных партий, участникам которых, чтобы быть довольными, требуется ещё и выполнение определённых политических требований. В первой игре фракции таковы (в продолжениях добавятся и новые):
Думается, понятно, что придётся строить какие-то сооружения и принимать (или не принимать) какие-то законы, чтобы угодить той или иной из фракций. Кстати, очень неплохо работают СМИ: начав выпускать газету «Глас Божий», мы порадуем церковь, а если интеллигенты недовольны уровнем свободы, их легко успокоить, соорудив радиостанцию и начав транслировать на весь остров «Радио свободного острова», которое будет рассказывать гражданам, какие они свободные.
Время от времени в стране проводятся перевыборы, и та или иная партия выдвигает своего кандидата вам в конкуренты. Тут уж президент может пустить в ход весь свой популизм, хотя есть возможность и действовать грязными методами: вообще отменить выборы, подтасовать 146 % бюллетеней, подкупить конкурента, арестовать или вовсе физически устранить. Только не стоит, окончательно испортив отношения с той или иной частью населения, удивляться, что её представители ушли в лес и оттуда набегают на ваш дворец, арсенал и ананасную плантацию. После такого придётся повстанцев или истребить, или исправить то, чем они были недовольны и объявить амнистию.
На длинной дистанции для Эль Президенте очень важно предотвращение кризисов. Нужно учитывать рост населения и заблаговременно планировать его трудоустройство, следить за исчерпаемыми ресурсами, осторожно вводить социальные программы (опять же с учетом размножающегося населения), балансировать промышленное загрязнение, чтобы не зарубить свою туристическую отрасль, а в поздних частях менять экономическую политику при смене эпох.
Внешняя политика [ править ]
В первой игре, действие которой начинается во времена Холодной войны, остров в Карибском море, бесспорно, интересен СССР и США, и те понемножку спонсируют его, надеясь склонить на свою сторону, и закупают разные товары. Можно таким образом и просидеть весь президентский срок, балансируя, как Ван Дамм на шпагате между двумя грузовиками. Никто не мешает при наличии МИД время от времени нахваливать у себя в СМИ ту или иную сторону или летать в гости, возвращаясь с подарками. Главное следить, чтобы другая сторона не обиделась. Само собой разумеется, что СССР нравится, когда в Тропико довольны коммунисты, а США следит за интересами капиталистов.
Если же допустить сильный перегиб в направлении одной сверхдержавы, отношения с другой будут стремительно портиться вплоть до того, что однажды к вам приплывёт корабль от обиженной стороны и высадит вежливых людей, которые попросят освободить кресло. Чтобы этого не случилось, можно построить на острове военную базу другой стороны, но теперь уже под союзников придётся полностью прогнуться, потому что, если вы не удовлетворите их требования, кресло опять же придётся покинуть. Думайте сами, решайте сами.
Эль Президенте [ править ]
Личность Президенте имеет три категории характеристик. Во-первых, это его былые заслуги: например, профессор, шахтёр, учился в Гарварде и т. п. Во-вторых, приход к власти: коммунистический или капиталистический переворот, избран от социалистов/капиталистов/фашистов, ставленник КГБ/ЦРУ, просто купил себе пост и так далее. В-третьих, у нашего героя должны быть те или иные черты характера. В 3-й «Тропико» есть «плюсы» и обязательные «минусы», из которых можно выбирать. Впрочем, иногда «минус» бывает не совсем уж недостатком — так, алкоголика будет меньше уважать церковь, и производство будет «хромать», но у него лучше сложатся отношения с… СССР.
Всё вышеперечисленное тем или иным образом влияет на особенности правления Президенте — от стартового уважения со стороны той или иной фракции до уровня производительности определённой сферы деятельности. К тому же некоторые пункты являются взаимоисключающими: отучиться одновременно в Гарварде и Москве не получится.
Эль Президенте предпочтительнее быть злодеем-прагматиком — иначе слишком много желающих выстроится в очередь на свержение: повстанцы, иностранные державы и даже собственные вояки! Особенно в 5-й части — при высоком уровне недовольства собственные граждане способны устроить неиллюзорный майдан. Так что подкуп или дискредитация лидеров недовольных фракций куда лучше убийств, арестов и изгнаний.
«Классические» 1-я, 3-я и 4-я части позволяют стать марионеткой сверхдержавы. Достаточно выставить в предыстории прихода к власти «Ставленник ЦРУ/КГБ» и потом устроить жёсткую диктатуру, старательно следуя курсу сверхдержавы-куратора. В целом же он великолепный мерзавец (особенно 3-я и 4-я часть).
Так плохо, что уже хорошо — в 4-й части обыгрывается это явление: даже самые негативные черты Эль Президенте имеют и свои плюсы. Например, уродливый лидер будет любим Ближним Востоком (что даёт шанс на получение дополнительных финансовых ништяков), труса больше уважают религиозные граждане, а к алкоголику теплее относятся в СССР.
Последующие игры [ править ]
«Tropico 2: Pirate Cove» [ править ]
Вторая часть игры, выпущенная в 2003, сильно отличается от остальной серии. Действие в ней происходит в прошлом (то ли XVII, то ли XVIII век), играем мы не за президента, а за «пиратского короля», и управляем не просто островом, а Тортугой. Игра представляет собой, наконец-то, кампанию с миссиями в хронологическом порядке — этакую карьеру этого самого пирата.
Экономическая часть переделана с учётом того, что жители острова делятся на две категории. Первая — это пираты, которых надо вооружать и развлекать, а они взамен будут грабить проходящие корабли. Это обеспечит пиратское логово деньгами, ценными специалистами и богатыми заложниками! Вторую же категорию составляют захваченные в набегах пленники (по сути, рабы), которые занимаются строительством и прочими работами на острове. В некоторых миссиях пираты официально работают на правительство той или иной тогдашней сверхдержавы, и в качестве пленников выступают сосланные ею каторжане. Немаловажная особенность: пиратам нужно чувство раздолья, а рабочих нужно приучать к порядку — и сооружения, дающие позитивный эффект на одних, негативно действуют на других! (для игрока это значит, что придётся следить, чтобы пираты и рабочие ходили по острову разными путями).
Индустрия в основном занимается постройкой и вооружением кораблей, а также поставкой пиратам всевозможных благ, от рома до шляп и попугаев. Хотя в некоторых миссиях можно и поработать для какого-нибудь короля не только капером, но и поставщиком рома, фруктов и табака. А ещё здесь добавлен небольшой мистический элемент: есть возможность воскрешать павших пиратов в виде зомби. Правда, воевать они уже не смогут, зато из них получаются бесплатные грузчики.
Тропы и штампы [ править ]
«Tropico 3» и аддон «Absolute Power» [ править ]
В 2009 болгарская студия «Haemimont Games» выпустила третью игру, которая, по сути, представляет собой обновлённый вариант первой. Графика стала трёхмерной, также появился какой-никакой мультиплеер. В целом геймплей похож на оригинал: всё та же Холодная война, всё тот же Эль Президенте, балансирующий между США и СССР. Кампании в игре снова нет, а есть не связанные между собой «миссии» с определённым заданием — фактически то же самое, что в первой игре называлось «сценариями». Кроме того, есть возможность создавать миссии самому или генерировать случайные карты.
Изменились политические фракции. При недовольстве они не сразу начинают партизанить в лесу, а сначала устраивают «катастрофу», причём каждая свою: так, например, массово недовольные капиталисты начинают безудержно воровать из бюджета, интеллигенция устраивает студенческие протесты (по сути, это саботирует обучение данных студентов), а церковь — вовсе предаёт президента анафеме. В оригинале третьей части добавлена партия националистов, которые хотят, чтобы Тропико была самодостаточной, богатой и независимой от сверхдержав, а также сильно не любят мигрантов. В аддоне же добавились ещё и лоялисты, довольно-таки придурковатая фракция президентоботов, стремящаяся поклоняться своему президенту и не желающая видеть на его посту кого бы то ни было иного.
Из прочих интересных нововведений: теперь авторы позволили президенту не просто безлико торчать во дворце, а лично бродить по острову. Кроме того, были сделаны различные дополнения по мелочи — новые здания, новые ресурсы, новые законы (вплоть до разрешения однополых браков). В аддоне всяких таких вещей добавили ещё больше.
«Tropico 4» и аддон «Modern Times» [ править ]
Выпущена в 2011 всё теми же Haemimont Games. В целом игра довольно похожа на третью часть, хотя имеет ряд значительных отличий.
Во-первых, история Президенте снова оформлена в виде кампании с последовательным сюжетом, ещё и каким! Сначала наш герой шёл к успеху, развивая свой остров, но затем его подставили люди, которым он доверял. Президенте (которого подозревают, ни много ни мало, в убийстве президента США!) обустраивается на соседнем острове и принимается за месть и восстановление своего честного имени. Наконец, пустив по миру обидчиков и доказав свою невиновность, наш герой продолжает вести Тропико к светлому будущему и в итоге находит и разоблачает перед всем миром того, кто на самом деле стоит за убийством предыдущего американского президента.
Во-вторых, кроме извечных США и СССР, в 4 части на политической карте появились и новые державы, с которыми Тропико может вести дела: это Китай, ЕС и Ближний Восток. Китайцы строят у себя какой-то лютый гибрид коммунизма с капитализмом и не любят СССР, а ещё Китай — единственный поставщик, у которого Тропико может покупать предметы роскоши. Европейский Союз поддерживает интеллектуалов и экологов, ничего не продаёт, зато больше всех оказывает помощи Тропико, если та пострадает от стихийных бедствий. И, наконец, ближневосточники (судя по флагу, имеется в виду Лига арабских государств) враждебно относятся к США и СССР, любят продавать нефть, не любят, когда нефть продаёт кто-то, кроме них, а также по понятным причинам косо смотрят на Тропико, если она стала слишком христианской.
Кстати, в 4 части наконец-то стало можно не только продавать товары другим странам, но и покупать у них то, что вам нужно (в предыдущих играх серии такой возможности ощутимо не хватало).
Что касается внутренней политики, появилась возможность построить Министерство и нанимать для него министров из жителей острова, наиболее опытных в той или иной сфере. Партий же, действующих на нервы президенту, осталось восемь, уже знакомых по предыдущей игре, зато у них появились лидеры с лицами и прописанными характерами. Чего стоит одна только предводительница экологов Санни Флауэрс с внешностью и манерами типичной хиппи.
Вышедший вдогонку игре аддон «Modern Times» позволяет поиграть в XXI веке. Отражены различные актуальные на то время события типа Кризиса 2008 г., доступны современные здания и технологии.
Тропы и штампы [ править ]
«Tropico 5» [ править ]
Эта игра интересна тем, что играть предстоит не одним Президенте, а целой династией. Вся кампания поделена на четыре периода. Для разных эпох существуют свои особые сооружения (при переходе в новую эпоху часть из этих зданий может стать историческими достопримечательностями).
1) Начинается сюжет с колониальной эпохи в середине XIX века, когда играем мы ещё не за президента, а за губернатора, а Тропико является колонией некой державы, называемой Корона (весьма напоминающей Британскую империю). Большую часть этой эпохи приходится выполнять задания не очень адекватного короля. Конечной целью является получение независимости, для чего понадобится либо откупиться от короны, либо отбить высадку её войск. Фракции здесь представлены лояльными короне роялистами и стремящимися к независимости Тропико революционерами (после перехода в следующую эпоху обе эти партии исчезают).
2) Далее следует эпоха Мировых войн, и длится она с 1914 по 1945, хотя, казалось бы, между Первой и Второй перерывчик был большой. Здесь Тропико может балансировать между Союзниками и странами Оси, а заодно — разбираться и со своими внутренними проблемами, поскольку граждане поделились на новые партии (коммунисты, капиталисты, военные и духовенство) и чего-то требуют. В целом выглядит похоже на классическую «Тропико», только с другими игроками на мировой сцене.
3) С 1945 г. «горячая» война переходит в Холодную. Теперь на мировой сцене пытаются друг друга переиграть СССР и США. Кроме того, по завершении Мировых войн входит в моду туризм — граждане других стран, уставшие от недавно пережитого, не прочь приехать куда-нибудь в райский уголок подлечить душевные раны. Ещё до тропиканцев в эту эпоху доходит, что можно кроме всего прочего добывать нефть и уран — на продажу или для собственного использования. К ранее докучавшим Президенту партиям добавляются экологи и индустриалисты, цели которых, как несложно догадаться, противоположны.
4) И, наконец, с 1989 года игрок переходит в современную эпоху. К США и СССР, превратившемуся теперь в Россию и несколько поменявшему свои политические предпочтения, добавляются знакомые по прошлой части игры Китай, ЕС и Ближний Восток. Теперь Тропико может наслаждаться плодами современности, вплоть до нашего любимого Интернета, а у Президенте будет болеть голова по поводу того, насколько урезать права в этом Интернете и что лучше — легализировать лёгкие наркотики или запретить курить на улицах. Из фракций добавляются глобалисты и националисты, опять же с понятными и противоположными интересами.
Из других нововведений следует отметить возможность и необходимость проводить научные исследования (как в «Цивилизации») — без знаний ни получить новых технологий (даже банальные шахты ещё нужно исследовать), ни перейти в следующую эпоху. Поэтому стоит вкладывать деньги в библиотеки, обсерватории и лаборатории. Причём к этому авторы подошли с абсурдным юмором: чтобы научиться рыть шахты, тропиканцам придётся изобрести… лопату. А при открытии технологии «Курок» сообщается, что многие исследователи погибли потому, что одновременно нажимали на курок и смотрели в дуло. Вполне в духе серии, где чёрная комедия в порядке вещей.
Также есть такое полезное нововведение, как Конституция. Путём расстановки галочек можно установить направление действий государства в той или иной сфере: кто у нас может голосовать, кому придётся служить в армии, что насчёт свободы вероисповедания, и так далее, с каждой эпохой всё больше. Естественно, после этих законов какая-то из докучливых партий примется целовать портреты мудрейшего Президенте, а другая — размахивать обидными транспарантами.
Можно превратить остров в антиутопию, создав дронов, при помощи которых (как и в 6 части) можно повышать довольство местного населения, уничтожая недовольных.
И, наконец-то, появился достойный мультиплеер! Причём существует возможность как играть совместно с другими игроками и дружно в ногу шагать к процветанию, так и устроить между собой развесёлые войнушки.
Тогда Эль Президенте сознательно отправляется в прошлое, дабы остановить своего наставника и самого себя! В итоге вышло даже хуже: его место заняла ученица, такая же поехавшая Адрианна Диас, мстящая за наставника. Мир не удалось изменить ни деньгами, ни интригами, ни грубой силой. Но всё закончилось благополучно. Эль Президенте начал вселять надежду и успокаивать пять основных мировых сил — США, Россию, Китаю, Европу и Ближний Восток (миссия «Надежда», которую упорно не переводят, оставляя Хоуп). В итоге злодейку Диас успешно арестовывают.
Тропы и штампы [ править ]
«Tropico 6» [ править ]
Игра продолжает идею предыдущей с чередой эпох и взаимодействием с разными игроками мировой политической сцены, вот только теперь один вместо династии в течение полутора веков правит один и тот же Президенте. Что касается нововведений: