Творчество и креативность являются чем

Глава первая. Что такое креативность

1.1. Творчество и креативность. В чем отличие?

Креативность. В настоящее время это очень популярное слово. Креативность просто необходима в современном мире. Но как ее измерить, наверное, не знает никто, хотя и существует масса тестов так же, как и огромное количество определений, что такое креативность.

Слово креативность (create) пришло к нам из английского языка и обозначает творческие способности, возможности человека. Это творчество может проявляться в совершенно разных сферах, в разной деятельности, в общении, в мышлении, даже в чувствах. Креативность — это одаренность, восприимчивость к новым идеям, умение решать задачи неординарным способом. Креативный человек обладает большими преимуществами, выгодно отличается от коллег по службе, он более интересный собеседник, умеет найти выход из самой сложной ситуации. Креативный человек более терпим к окружающим, уравновешен, видит мир по-своему.

На бытовом уровне слово креативность — это смекалка. Способность человека использовать предметы, обстановку и обстоятельства самым необычным образом, находя остроумное и нетривиальное решение проблемы.

Креативные продукты, предметы могут быть совершенно различными: открытие нового химического процесса, решение математической проблемы, создание музыки, поэмы, картины, новой философской системы, инновации в юриспруденции, решение проблем в социальной или политической жизни и многое, многое другое.

Многие считают, что «креативность» и «творчество» — это синонимы. Такое мнение глубоко ошибочно. Творчество — это вдохновение автора, его способности. Как правило, композиторы, художники, писатели и другие творческие люди создают свои шедевры, руководствуясь только собственным настроением и эмоциями.

Поэтому творчество и креативность — вещи совершенно разные. До начала эпохи информации о креативности или креативных технологиях никто и никогда не вел разговор. Человечеству достаточно было простого определения — «творчество», которое ценилось очень высоко, начиная с эпохи античности. Культ творчества не потерял своей значимости и в XXI веке.

Существует несколько гипо́тез возникновения творческих способностей у человека. Одни ученые считают, что у человека разумного творческие способности возникали постепенно, длительное время. Они являются следствием демографических и культурных изменений человечества.

По другой версии, которую высказал в 2002 году антропо́лог из Стэ́нфордского университета Ри́чард Клайн, креативность и творческие способности развивались скачкообразно и являются следствием неожиданной генетической мутации, которая произошла примерно пятьдесят тысяч лет назад.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность вторична. Креативность основана на творчестве и без него существовать не может, это лишь технология организации процесса творчества. Без творчества креативность бесплодна, а без креативности творчество не сможет добиться популярности. Вывод: творчество и креативность тесно переплетены между собой.

Читайте еще:

Любые достижения представляют собой венец усилий, прекрасное украшение мыслей. При помощи самоконтроля, решимости, чистоты, праведности и ментальной сосредоточенности, человек превозносит себя. Отдаваясь во власть животных наклонностей, праздности, нечистоты, разврата и хаотичных мыслей, он.

3. Кажется, что фигура расположена ближе к зрителю и что ее положение в пространстве четко определено; фон воспринимается как находящийся за фигурой, не имеющий специфического местоположения на заднем плане.

За годы своей работы Отто Крегер и Дженет Тьюсон использовали в своих книгах по типоведению весь потенциал Индикатора типов Майерс-Бриггс, что оказало громадное воздействие на руководителей и лидеров по всему миру. В сотнях компаний книга «Типы людей и бизнес» стала важнейшим справочником.

— имеющийся опыт экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и производственной кооперации на рынках многих стран (прежде всего СНГ, Азии, Восточной Европы).

Так что, по мнению конгресса, мыши — не животные. А вместе с ними — и крысы с птицами. А это означает, что от до до 95 % животных, используемых в США для проведения исследований, не подпадает под главный федеральный закон о защите животных. (Мыши и другие позвоночные, используемые для.

Эта книга основывается на записях, сделанных в период работы над контролем головного мозга, которые проводились в Германии в 1200-х годах. Потом, во времена религиозного переворота и в последующий век промышленности большинство, этих знаний было утеряно. Интерес к этой теме опять вернулся в.

Невротическое поведение — это невротическое поведение. И дело не в том, что оно болезненное, дело в том, что от него больно. Потому что невозможно работать с ощущением, что ты закабален; невозможно довольствоваться своим браком, полагая, что жизнь твоя скована этими жесткими и.

Правящие классы не могли справиться с нарастающим революционным движением одними только административно-полицейскими мерами. Буржуазия прибегала к самым различным способам идеологического влияния на отсталые слои трудящихся, широко используя возможности религиозных организаций, прежде всего.

4. Двенадцатилепестковый лотос — Анахата. Локализация на физическом плане: середина груди, на уровне сердца. Эффект от раскрытия: возрастает ощущение единства с миром, чувство любви, радости и гармонии, в присутствии такого человека утихают конфликты. Улучшение способностей к преодолению.

Приступая к общению со взглядом на него как на психологическую борьбу, следует опираться на мудрость, накопленную веками (библейские тексты, учения восточных мудрецов и т.д.).

Чаще всего якоря вырабатываются путем простого совмещения во времени двух различных опытов. На уровне поведения ассоциации между двумя событиями, явлениями становятся более стабильными и закрепляются, если мы повторяем последовательность включения якорей несколько раз. Например, вы можете.

Для очень маленького ребенка разница между 5-ти см буквами на карточках в 4 шаге или 2/5 см буквами на карточках 5 шага, или же полусантиметровыми буквами в 6 шаге весьма знаменательна. Помните, что в то время как вы обучали своего ребенка читать, вы на самом деле также помогали взрослеть его.

Источник

Творчество или креативность?

Накануне Нового года в психологической газете появилась статья Д. Б. Богоявленской «Стандартно о нестандартном», в которой говорилось о том, что некоторые высказывания президента искажаются до неузнаваемости. Понятно, что в некоторых областях научной деятельности, журналисты могут быть не специалистами, но дело заключается не только в этом.

Д. Б. Богоявленской пришлось подробно разъяснять, почему написанное журналистами, не отражает сути высказывания.

Почему в средствах массовой информации иногда происходит искажение некоторых правильно написанных утверждений? Думаю, что это делается неспециально. С одной стороны здесь может быть и вина ученых, о чем пишет автор (поскольку тема сложная), а с другой стороны из-за того, что уровень понимания текста (особенно короткого) бывает поверхностный. В настоящее время очень часто скорость и нехватка глубины прочтения – становятся нормой жизни.

Процитирую. Было сказано: «В школе нужно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, уметь работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их». В СМИ было написано: «школьники должны нестандартно мыслить, уметь ставить задачи и их решать»

Вопросы, поднятые в статье Д. Б. Богоявленской, очень важны и появились своевременно, так как для современного специалиста умение мыслить творчески, самостоятельно – это потребность времени.

Но и разобраться в этих вопросах, что значит творчески, а что является оригинальным, что является креативным и дивергентным, почему решение только нестандартных задач в школе не только не приведет к развитию творческого, самостоятельного мышления, но и сможет тормозить развитие самого мышления, тоже необходимо.

Почему нужно тщательным образом понять тонкости научных терминов? Потому что подмена научных понятий приводит к совершенно противоположному результату.
Если изложить коротко, то решение стандартных задач также необходимо, как и решение нестандартных для того, чтобы научить анализировать условия задачи и уметь выбирать способ решения. И только заложив фундамент логического мышления, сформировав некоторые навыки мыслительных операций, можно говорить о развитии творческого (самостоятельного) мышления.

Итак, что нужно понять, чтобы не допускать серьезных ошибок в обучении.

• Нужно не путать творчество и креативность.

Креативность ближе к термину дивергентность, которая определяется как «способность мыслить в разных направлениях».

Креативность часто связывают с нестандартным (ассоциативным) мышлением или дают широкое толкование как способности к творчеству.

Таким образом, имеется несколько терминов близких по значению друг другу.
Креативность – дивергентность – ассоциативное мышление. Оригинальность – гибкость и нестандартность мышления.

Задуматься над этой темой меня подтолкнул мимолетный разговор с Дианой Борисовной после её лекции. Я кратко рассказала ей о том, что есть диагностика, при помощи которой можно определять индивидуальную обучаемость учеников. В основе ее лежат методики, изучающие речевое развитие. Когда я перечислила некоторые критерии, по которым определяется сформированность письменной речи, Диана Борисовна задала вопрос: «А что Вы понимаете под оригинальностью?» Я тогда затруднилась ответить точно, а теперь понимаю, что оригинальность, понимаемая в третьем значении, действительно подходит, как критерий.

Имеется еще одно противоречие, связанное с пониманием творчества.
«Новое и оригинальное родится само собою, без того, чтобы творец об этом думал» (Бетховен). К такому же выводу приходит и В. Франкл: «Успех должен прийти сам, и это тем более вероятно, чем меньше мы будем о нем думать» Или «Новое надо создавать в поте лица, а старое продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки» (Герцен). Видимо нужно принять и тот и другой вариант, поскольку опыт показывает, что в реальности бывают разные ситуации.
Как развивать творческие способности, с какого возраста, как преодолевать мешающие стереотипы – ответить на эти вопросы можно, только хорошо разбираясь в научных понятиях.

Д. Б. Богоявленская приводит пример ошибочного тестирования. «Особенно четко несоответствие между показателями тестов и наличием творческих способностей прослеживается на детях дошкольного возраста. Так, высокие баллы по тестам Торренса, требующих ответов, выходящих за рамки общепринятых, т.е. выделенных не на основании их существенных свойств, совпадает, как мы уже писали выше, с возрастными особенностями дошкольников. У этих детей еще не сформированы базисные свойства продуктивного мышления, в частности, умение выделять и классифицировать по основному признаку. На его основе лишь в дальнейшем может проявиться вариативность и то углубление в сущность явления, которое приводит к подлинной «нестандартности». Таким образом, высокие показатели по креативности в этом возрасте, говорят, напротив, о том, что данный ребенок в своем развитии ещё далек от творчества». «Так, дети, прошедшие тренинг в прогимназиях не способны (иногда до второго класса) решать текстовые задачи. Развитие дивергентной комбинаторики тормозит развитие понятийного мышления и, как нам кажется, символической функции. Эти дети могут адекватно действовать только на основе личного опыта».

Какие еще противоречия необходимо объединить при изучении этой темы:

• Рассмотрение творчества только как высокого уровня умственных способностей.
Творческие способности не коррелируют с высоким уровнем умственных способностей. Это уже доказано. Об этом нужно помнить и не заблуждаться на этот счет. Cами ученые часто признаются в том, что искусство лучше предсказывает будущее, чем научное исследование.

• Унификация взглядов – подавляет воображение, сковывает свободу при выдвижении новых идей и самостоятельность направления приложения усилий.
Следовательно, дивергентность мышления нужно поддерживать.

• Как известно дети повышенно эмоциональны и непосредственны, поэтому их мышление в большей степени, чем у взрослых, свободно от «законопослушности», и склонно к «законотворчеству» у них существует больший отлёт от действительности.
Но это нельзя путать с творчеством. Наблюдать за детскими ассоциациями необходимо, не запрещать их, и параллельно с этим с развитием речи естественным образом развивать различные операции мышления.

• Механизм поиска решения проблем нельзя сводить к ассоциациям или методу проб и ошибок.
Однако и полностью отказываться от этого тоже не нужно. Любая чрезмерная крайность приводит к своей противоположности.

• Ученые также отмечают наличие связи творческих решений с эмоциями, мотивацией и нравственным началом.
Следовательно, при обучении эмоциональный фактор, мотивация и нравственное поведение ученика должны входить в процесс обучения и воспитания. Обучение должно быть воспитывающим и развивающим.

Хочется привести пример общения с учителем-мастером. В Пушкинском районе Санкт-Петербурга в 90-е годы я регулярно проводила диагностику. И вот в очередной раз, приехав к учителю в школу, мы на перемене обсуждали свои дела и не заметили, как прозвенел звонок. Дети разгоряченные, набегавшиеся влетели в класс…

Как поступила учитель? Она не стала их ругать. Она предложила им поздороваться, привести себя в порядок, показать, как умеют себя вести ученики второго класса, как умеют настраивать себя на серьезную работу… И пока она это говорила, ученики будто преображались. Мальчишки пригладили свои вихры, все встали ровненько, подтянулись, действительно настроились на серьезный лад.

Вроде бы мелочь, но воспитание уважения к постороннему человеку, который пришел в школу, желание не подвести свой класс, школу, в которой учишься – это в то же время и уважение к самому учителю. В этом классе приятно было работать и проводить диагностику.

Или другой пример – молодой неопытный учитель. Прихожу в класс. Дети знают, что будет проходить диагностика. Стою перед детьми, хочу поздороваться. Однако пришлось очень долго ждать, пока все дети сумели собраться и сконцентрировать свое внимание на предстоящей работе.

Это примеры об этическом и нравственном начале…

Положительные эмоции помогают поддерживать интерес и мотивацию к учению. И без этого творческое начало развить практически невозможно, а получить простые ассоциативные связи – можно. Это так называемый мультисенсорный подход, который иногда выдается за инновации.

Поясним, что значит «степень новизны», условно обозначим некоторую иерархию:

1. Личный результат – новое для самого человека («изобретение велосипеда»). Это полезное упражнение для развития, но для других это не вызывает интереса.
2. Небольшое рациональное предложение – внесение новых изменений, дополнений, не меняя всей структуры, системы.
3. Рацпредложение, которое значительно меняет свойства и качества всей системы («велосипед с мотором»).
4. Новая структура, приводящая к созданию новой системы.

Разобравшись в научных понятиях, относящихся к развитию творческих способностей, можно привести пример, как это применяется на практике при обучении чтению и письму, как одному из важнейших творческих начал человеческой деятельности.

Отнесем этот способ к третьему уровню новизны, поскольку получена система, с четкой структурой и имеющая гарантированное качество обучения осмысленному чтению, сформированности письменной речи, обеспеченная полукомпьютеризированной квалиметрической диагностикой индивидуальной обучаемости («велосипед с коляской и мотором»).

Отличие от других методик обучения.

Повышение эффективности учебных методик на основе целостного сочетания образного и понятийного (языкового) мышления.

1. Поставлена и реализована в дидактических материалах задача развития чутья языка.
2. Квалиметрия используется как способ обучения при отработке навыков начальной грамотности.
3. Применяется квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости с использованием авторских способов измерения данных.
4. Разделение на этапы обучения дают возможность установления и применения междисциплинарных и межэтапных связей.

Как происходит развитие логического и творческого мышления в процессе обучения младших школьников письменной речи по названной методике?

Разрывать творческое и логическое мышление нельзя – их нужно развивать параллельно, поскольку Д. Б. Богоявленская уже показала, стремление к развитию только творческих умений приведет к неумению решать обычные задачи, для которых нужно освоить приемы анализа, сопоставления и выбора способа действия.

Вся методика включает четыре этапа обучения.

Если их сопоставить с предложенной иерархией «новизны» творческого продукта, то этапы обучения примерно совпадут с нею. На каждом этапе обучения начальной грамотности используются приемы обучения, создающие условия либо для «личного» результата, что немаловажно на первом этапе, либо для рацпредложений разного уровня. На четвертом этапе обучения, когда дети начинают писать сочинения и, когда логическое мышление уже развито, а также накоплен опыт ассоциативного мышления, который в методике запланирован в процессе обучения, тогда дети показывают высокий уровень самостоятельности мышления, а также отмечается большое количество индивидуальных проявлений при раскрытии темы сочинений, при проникновении вглубь прочтения произведений.

Чтобы дети достигали результатов с максимальной долей проявления индивидуальности, вся технология обучения пронизана приемами, предоставляющими ребенку самостоятельность действий, создания ситуаций выбора, опору на интуитивно-подсознательную деятельность мозга, а не только на рациональные составляющие.

Увидеть результаты мыслительных процессов детей можно при анализе детских ответов в процессе обучения чтению текстов. В этой методике развиваются умения отвечать на вопросы своими словами, формируются умения четко формулировать мысль и в то же время передавать собственное отношение к прочитанному тексту, уметь понимать смысл, заложенный автором и в то же время не бояться давать свое понимание прочитанного. Эта методика не стремится к стандартизации ответов, как принято обычно. Ее задача сводится к развитию умений не только излагать факты, но и проникать вглубь текста (подтекста), учитывать множество взаимосвязей и делать самостоятельные выводы. Это пример только одного этапа обучения, а поскольку технология содержит четыре этапа и на каждом этапе поставлены задачи обучения на основе целостного сочетания образного и понятийного (языкового) мышления, то результаты, обучающихся по этой методике значительно выше, чем в контрольных классах.

Сравним два вторых класса с одинаковой наполняемостью (по 29 чел.). В одном классе обучались по технологии осмысленного и развивающего чтения, в другом эту технологию не использовали. Там, где использовали технологию, 41% детей имеют высокий уровень сформированности осмысленного чтения, где обучались по другой программе – всего 10%. В этих классах можно сравнить процент детей с очень низким качеством усвоения содержания в первом классе – 13,7%, во втором – 20,6%.

Под качеством обучения в данном случае понимается процент усвоения содержания текста при ответах на вопросы к тексту, в которых учитывается и фактографическое знание прочитанного и процент самостоятельного прочтения (интерпретация).

Итак, понимая суть понятий: творчество, креативность, дивергентность, оригинальность, продуктивность можно предупредить ошибки в обучении, легче преодолеть мешающие стереотипы, правильно организовать процесс развития механизмов образного, понятийного (языкового) и творческого мышления.

***
Сборник статей с аналогичным названием можно скачать в любом формате на ваши электронные устройства, а также приобрести бумажный вариант в издательстве ridero.ru

Журнал Личность и культура. – 2017. – № 2. – С. 65-68.

Источник

Творчество и креативность ©

Что такое творчество и из каких этапов оно состоит, что такое креативность и какие способности она включает, какие есть проблемы и результаты творчества и каковы последствия творческой деятельности

Творчество и креативность являются чем. Творчество и креативность являются чем фото. картинка Творчество и креативность являются чем. смотреть фото Творчество и креативность являются чем. смотреть картинку Творчество и креативность являются чем.

Человеку для реализации личного предназначения необходимо придумать и создать что-то новое, уникальное – шедевр, опус. Для этого он должен заниматься познавательной, практической и творческой деятельностью.

Основным отличием творческой деятельности от практической является уникальность результата. Последствия творчества трудно предугадать и почти невозможно получить такой же результат, даже если повторить тот же процесс с теми же исходными условиями.

В процессе творчества используется воображение для комбинирования имеющихся знаний и идей до получения нового, уникального результата.

Полученный результат позволяет решить определенную проблему и достичь поставленной цели. Поэтому такой результат обладает дополнительной значимостью, отсутствующей у результатов практической деятельности, по сути, создающую копии.

Занимаясь творчеством, человек изменяет как окружающую среду, так и себя. У него появляются новые возможности, которые позволяют оказывать еще более полезное воздействие и еще больше развиваться.

Творчество необходимо в любой предметной области, в любой профессии. Во всех областях есть нерешенные проблемы и огромный потенциал для развития.

Для поддержания творческого процесса у человека должно быть хорошее физическое состояние. Нельзя употреблять вредную пищу, алкоголь, курить и т.п. А как можно больше заниматься спортом. Это позволяет обеспечивать интеллект необходимыми питательными веществами и ограничить его от вредного воздействия.

Изучением творчества занимается эвристика. Ее основной задачей является построение моделей, описывающих процесс оригинального решения задач.

В настоящее время известны следующие эвристические модели:
слепой поиск: основывается на методе проб и ошибок;
лабиринтная: проблема представляется как лабиринт, а ее решение – перемещение по лабиринту для поиска выхода;
структурно-семантическая: проблема представляется как система, имеющая определенную структуру и семантические связи между ее элементами.

В процессе творческой деятельности иногда возникает необходимость в проведении алгоритмических, четких вычислений. В этом случае нужно воспользоваться помощью разработанных вычислительных систем, позволяющих проводить эти расчеты. Человеку же необходимо заниматься именно творческим, эвристическим размышлением.

Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление – креативность.

Она характеризуется повышенной интеллектуальной активностью для использования возможностей сознания, предсознания и подсознания с целью нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.

Креативность позволяет быть более чувствительным к проблемам, недостатку или противоречивости знаний. Это позволяет определить направление, в котором необходимо развиваться для появления возможности решить известные проблемы и достичь определенных целей.

Креативностью, как и талантом, обладает каждый человек с рождения. Не нужно думать, что она есть только у особых людей, которые работают в крупнейших научных, изобретательских, рекламных и подобных компаниях. Такие люди конечно есть, но они занимают свои места потому, что осознанно, активно и непрерывно развивают свою креативность. На это способен каждый, главное – иметь намерение развить креативность.

Но в процессе воспитания, получения образования и взаимодействия с другими людьми, человек начинает мыслить шаблонно, как принято в его окружающей среде. Это является основной причиной того, что человек перестает заниматься творчеством, а начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся идеи.

Такая деятельность является бесполезной для надсистемы, т.к. не создает дополнительной ценности для нее. Такие люди становятся ненужными, они не получают ресурсов на достижение личных целей и в конце концов остаются забытыми историей.

Для избегания подобной ситуации человеку необходимо непрерывное развитие креативности и выполнение всего возможного для реализации предназначения. Нужно заставлять себя в любой подходящей ситуации сгенерировать нестандартную, оригинальную идею и реализовать ее.

Креативность особо активно используется и развивается в различных интеллектуальных играх, когда требуется найти оригинальное решение поставленной проблемы. В таких играх интеллект начинает «играть» различными вариантами, основываясь на личном опыте.

Т.к. основным компонентом, отвечающим за генерацию оригинальных идей, является воображение, то для развития креативности можно воспользоваться тренингом для развития воображения.

Креативные способности

Креативность состоит из набора способностей. Они позволяют ясно понять, как проявляется креативность и что нужно для ее развития.

К таким способностям относятся:

Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее.

Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов.

Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.

Определение этих способностей у себя и их осознанное развитие позволяет значительно повысить оригинальность и полезность генерируемых идей. Это способствует повышению успешности и ускорению процесса реализации предназначения.

Творческий процесс и его этапы

Креативность имеет определенный творческий процесс, повторяющийся каждый раз при получении уникального результата.

Суть творчества заключается в использовании личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения. Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности.

Творческий процесс состоят из следующих этапов:

1. Подготовка

Формулируется проблема и возникает намерение ее решить. Сознание наполняется знаниями из всех доступных источников (память, книги, журналы, Интернет…). Выдвигаются гипотезы и предположения. За небольшой промежуток времени выполняется попытка решить проблему на основе имеющихся возможностей сознания.

2. Обработка

Если возможностей оказалось недостаточно, то выполняется временное отвлечение на другую проблему или дело. В это время решение проблемы переходит на обработку от сознания к подсознанию. Начинают выполняться подсознательные процессы, незаметные для человека и выполняющие автоматическую генерацию новых идей до получения приемлемого решения проблемы.

3. Вдохновение

После генерации идеи, возможно позволяющей решить проблему, она передается от подсознания к сознанию – появляется вдохновение. Обычно это происходит абсолютно неожиданно для сознания и в совершенно случайных ситуациях.

4. Оценка

Получив идею, сознание оценивает ее на возможность использования для решения проблемы. Для этого оно выполняет анализ и сравнение идеи с личным опытом и определяет, можно ли ее реализовать в текущих условиях окружающей среды.

5. Реализация

Если противоречия не найдены, то принимается решение реализовать идею. Формируется план реализации и выполняются фактические действия. Результатом является инструмент, метод или технология, позволяющие решить исходную проблему.

6. Проверка

После реализации идеи и применении полученного результата проверяется, решена ли проблема или нет. Выполняется доказательство или опровержения выдвинутых гипотез и предположений. Если проблема не решена, то процесс начинается сначала. Если проблема решена, то выполняется переход к решению следующей проблемы.

Подсознательный этап творческого процесса

Особое место в творческом процессе занимает этап обработки проблемы. Его особенность состоит в том, что решение проблемы выполняется абсолютно незаметно для человека его особой способностью – подсознанием.

Как было описано в методе Генерация полезных идей подсознание получает информацию одновременно обо всех объектах окружающей среды. Обработка этой информации происходит параллельно и незаметно.

Подсознательный процесс можно сравнить с химической реакцией:
— молекулы находятся в некотором пространстве
— происходит их произвольное перемещение и сталкивание
— в результате сталкивания молекулы могут соединиться и получатся новые молекулы
— или молекулы могут наоборот разъединиться на отдельные части, если внутренние связи были слабые

Творчество и креативность являются чем. Творчество и креативность являются чем фото. картинка Творчество и креативность являются чем. смотреть фото Творчество и креативность являются чем. смотреть картинку Творчество и креативность являются чем.

Здесь исходные молекулы – это знания, которыми обладает человек. Пространство, в котором перемещаются молекулы – это подсознание. Соединение молекул – это комбинирование и синтезирование знаний подсознанием. Результат соединения – это новые идеи, которые также используются при синтезировании.

При попытке решить проблему сознанием, оно восстанавливает из памяти имеющиеся знания, которые могу помочь решить эту проблему. Если этих знаний недостаточно, то знания передаются предсознанию, где происходит их комбинирование. Но в предсознании используются только знания, переданные от сознания. Если комбинирование всех этих знаний не даст идеи для решения проблемы, то они передаются подсознанию.

Сгенерированные идеи не сразу передаются сознанию, а проверяется их «сила«. Т.е. при их комбинировании с другими знаниями и идеями выполняется обнаружение противоречий и проверяется устойчивость связей между знаниями. Если противоречия не найдены и внутренние связи устойчивы, то такая идея идентифицируется как полезная комбинация и передается сознанию для оценки, реализации и проверки.

Если сознание оценило идею как бесполезную или невозможную для решения проблемы в текущих условиях с имеющимися возможностями, то она возвращается в подсознание для повторного комбинирования.

А если оценка идеи дала положительный результат, то принимается решение ее реализовать. Тогда подсознательный процесс для решения данной проблемы прекращается.

В некоторые моменты человек может ощущать подсознательный процесс. Тогда он «видит» как происходит перемешивание знаний и идей и возникают новые идеи. Это происходит, когда человек находится в спокойной обстановке, не требующей активной работы сознания, например, перед или после сна.

Именно в подобных условиях комбинирование происходит с максимальной скоростью и идеи быстрее передаются сознанию. А когда сознание наоборот, находится в повышенной активности и выполняет работу, несвязанную с творческим мышлением, тогда идеи генерируются очень медленно.

Поэтому людей в состоянии творческого мышления называют «задумчивыми«. Они как бы отключаются от реального мира и переходят в свой внутренний мир идей. Если параллельно человек выполняет какие-то действия, например, идет по улице или собирает вещи, то он может вести себя как неуклюжий и рассеянный человек.

Проблемы творчества

При выполнении творческой деятельности возникает множество проблем и препятствий, которые необходимо преодолевать.

Отсутствие самоуважения. Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе.

Лень и слабая воля. Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.

Страх провала, неудачи. Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.

Отсутствие приоритезации. В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи, цели и дела.

Загруженность сознания. После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

Конформизм. Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».

Нетерпеливость. Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.

Ригидность. Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

Устранение всех этих препятствий гарантированно повысит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс реализации предназначения.

Типы результатов творчества

В результате творческой деятельности создается новая или улучшается существующая система. В зависимости от полезности эти результаты делятся на следующие типы.

Открытие

Обнаружение ранее неизвестного закона, системы, признака или связи, подтвержденное экспериментально. Оказывает революционный эффект на развитие системы и изменяет существующие цели и парадигмы.

Изобретение

Средство, позволяющее решить определенную проблему и достичь определенных целей. Также позволяет выполнять определенные действия эффективнее, чем с помощью существующих средств, и имеет принципиально новое строение.

Рационализаторское предложение

Улучшение эффективности существующих средств достижения целей без существенного изменения их строения.

Независимо от типа результата творчество создает новые знания, позволяющие решить аналогичные проблемы и достичь схожие цели в других областях. Также результаты дают и новые идеи для творчества, чтобы решать новые проблемы и достигать новые цели.

Последствия выполнения творческой деятельности

Использование креативности на практике может повысить риск нанесения вреда. Это происходит, потому что недостаточно опыта использования новых, неиспытанных идей и средств для решения определенной проблемы или достижения цели. Но с опытом и развитием креативности придет понимание, какие оригинальные идеи являются полезными, а какие вредными.

Некоторые люди, у которых креативность развивалась неосознанно, чувствуют себя неуверенно, некомфортно из-за своего нестандартного творческого мышления. Важно объяснить таким людям, что они очень полезны, и направить их в нужном направлении. Кроме развития креативности им следует также развивать и уверенность в себе.

С развитием креативности появляется вера в то, что любая, даже самая абсурдная и нереальная идея, поможет достичь определенной цели. Эта вера является одним из мотивов, подталкивающих к реализации революционных идей и созданию новых, огромных систем, решающих глобальные проблемы. Как сказал Генри Форд: «Вы можете верить, что можете. Вы можете верить, что не можете. В обоих случаях вы правы«.

Поэтому постоянно уделяйте личное время на развитие творчества и своих креативных способностей. Это всегда будет оказывать полезное влияние на успешность. Не прекращайте заниматься творческой деятельностью, ведь она – главное средство в реализации предназначения.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ?

Тогда прочитайте книгу

ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СИСТЕМА ©

Часть четвертая. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

60 величайших технологий созданы для Вас, если Вы хотите стать успешнее и эффективнее, самореализоваться и создать свое наследие

В комплекте идет очень полезный бонус!

&copy Автор метода: Творчество и креативность являются чем. Творчество и креативность являются чем фото. картинка Творчество и креативность являются чем. смотреть фото Творчество и креативность являются чем. смотреть картинку Творчество и креативность являются чем.Марченко Сергей

Сообщите о методе, который по Вашему нужно разработать в этом проекте.
Нам очень важно Ваше мнение и мы будем Вам искренне благодарны!

Выполните тест для закрепления знаний

и увеличьте свой рейтинг теоретика

Присоединитесь, чтобы результат теста повлиял на Ваш рейтинг

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *