земля под рекреацию что это
Энциклопедия судебной практики. Земли рекреационного назначения (Ст. 98 ЗК)
Энциклопедия судебной практики
Земли рекреационного назначения
(Ст. 98 ЗК)
1. Целевое назначение рекреационных земель является приоритетным
Пунктом 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации запрещено осуществлять на землях рекреационного назначения деятельность, не соответствующую целевому назначению этих земель.
Следовательно, целевое назначение рекреационных земель является приоритетным.
Пунктом 5 статьи 98 ЗК РФ запрещено осуществлять на землях рекреационного назначения деятельность, не соответствующую целевому назначению этих земель.
Следовательно, целевое назначение рекреационных земель является приоритетным.
2. Индивидуальное жилищное строительство на землях рекреационного назначения не предполагается, их целевому назначению не отвечает
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
На испрашиваемом истцом земельном участке расположен индивидуальный жилой дом. То обстоятельство, что в свидетельстве о праве собственности объект права указан как индивидуальный жилой дом, назначение: здание (индивидуальный дом для отдыха) статус индивидуального жилого дома не меняет. Как следует из смысла статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации, индивидуальное жилищное строительство на землях рекреационного назначения не предполагается, их целевому назначению не отвечает.
3. Сам по себе факт включения земельного участка из земель населенного пункта в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок является ограниченным в обороте
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе спорного участка из земель населенных пунктов к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также не имеется сведений и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный ст.ст. 94-100 ЗК РФ, не имеется. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно ст. 27 ЗК РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность. Действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на предоставление такого земельного участка в собственность.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94-100 Земельного кодекса РФ, не имеется, в связи с чем судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы ООО о необходимости отказа в признании за истцом права собственности на спорный земельный участок по данному основанию несостоятельным, и не принимает во внимание. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.
Статья 37. Градостроительные регламенты и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в рекреационных зонах
1. Рекреационные зоны (коды зон Р-1, Р-2, Р-3) согласно градостроительному зонированию представлены на карте градостроительного зонирования тремя зонами – зоной городских зелёных насаждений Р-1, зоной рекреационно-ландшафтных территорий Р-2 и зоной спортивных и оздоровительных комплексов и сооружений Р-3.
2. Градостроительные регламенты в части видов разрешённого использования в территориальных рекреационных зонах приведены в таблице:
Виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в рекреационных зонах
Код и наименование территориальной зоны общественно-деловой застройки
Зона городских зелёных насаждений
Зона спортивных и оздоровительных
комплексов и сооружений
-физкультурно-оздоровитель-ные сооружения (общей площадью не более 1000 кв.м);
— мемориальные комплексы, памятные объекты
— некапитальные вспомогате-льные строения и инфраструктура для отдыха
— пляжи и объекты обслуживания пляжей;
-некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха (спасательные станции, пункты проката спортивно-рекреационного инвентаря)
— вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха: игровые площадки, бассейны,
— спортивные и игровые площадки;
— лодочные станции, яхтклубы, спортклубы.
— специальные спортивно-развлекательные сооружения
-тренировочные базы, конноспортивные базы, велотреки, автомотодромы.
— сезонные объекты (некапитальные строения) общественного питания (кафе, закусочные, рестораны).
— площадки для отдыха;
— автостоянки (парковки) перед объектами обслуживающих, оздоровительных и спортивных видов использования;
— элементы благоустройства, фонтаны, малые архитектурные формы;
— объекты инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водо и газоснабжения, канализация, сети электросвязи);
— объекты пожарной охраны;
— площадки для мусоросборников.
— оборудованные места для пикников;
— санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха;
— детские оздоровительные лагеря и дачи дошкольных учреждений;
— гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, кемпинги, мотели;
— объекты общественного питания (кафе, закусочные, рестораны);
— бани (сауны), банно-оздоровительные комплексы;
— площадки для отдыха;
— площадки для выгула собак;
— пункты оказания первой медицинской помощи;
— временные торговые объекты (киоски, лоточная торговля, павильоны розничной торговли);
— автостоянки (парковки) перед объектами основных и условно разрешённых видов разрешённого использования;
— объекты инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водо и газоснабжения, канализация, сети электросвязи);
— объекты пожарной охраны;
— антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи.
3. В состав зон рекреационного назначения (код зоны Р) включаются зоны в границах территорий, занятых лесами, скверами, парками, садами, прудами, озерами, водохранилищами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
4. На территориях рекреационных зон допускается ограниченная хозяйственная деятельность в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
5. Для обеспечения режима функционирования рекреационных территорий могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах этих зон деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы охраняемых территорий. Границы охранных зон отображаются на картах (схемах) содержащихся в генеральном плане города и фиксируются на карте градостроительного зонирования.
6. Земельные участки в пределах охранных зон у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
7. Зона городских зелёных насаждений Р-1 предназначена для организации скверов и парков городского значения, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Представленные градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки в составе данной зоны только в случае, когда части территорий общего пользования – городских парков, скверов, бульваров переведены в установленном порядке на основании проектов планировки из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов.
В иных случаях – применительно к частям территории в пределах данной зоны, которые относятся к территории общего пользования, отграниченной от иных территорий красными линиями, градостроительный регламент не распространяется и их использование определяется уполномоченными органами в индивидуальном порядке в соответствии с целевым назначением.
8. Зона рекреационно-ландшафтных территорий Р-2 предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории зоны осуществляется на основе лесного законодательства; допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений, связанных с выполнением рекреационных функций территории.
9. Зона спортивных и оздоровительных комплексов и сооружений Р-3 предназначена для размещения спортивных и спортивно-оздоровительных сооружений и комплексов общегородского значения, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны.
10. Зона городских зелёных насаждений Р-1 и зона рекреационно-ландшафтных территорий Р-2 должны быть благоустроена и оборудована малыми архитектурными формами: фонтанами, бассейнами, лестницами, пандусами, подпорными стенками, беседками, светильниками и т.п.
11. Максимальный процент застройки в границах земельного участка в территориальных зонах Р-1, Р-2 – 30%, в территориальной зоне Р-3– 60%.
© Официальный сайт
Администрации муниципального образования
город Тарко-Сале, 2010-2015
admints@list.ru
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Минприроды намерено разрешить капстроительство в рекреационных зонах
Министерство природных ресурсов и экологии РФ направило в правительство проект поправок к Лесному кодексу, которые разрешают капитальное строительство в рекреационных зонах лесов. Об этом сообщает «Коммерсантъ». В соответствии с действующим законодательством в рекреационных зонах можно возводить только физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические капитальные сооружения.
Поправки определяют организацию отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в лесах как «предпринимательскую деятельность», говорится в публикации. Новый документ расширяет перечень объектов капитального строительства, которые можно возводить в рекреациях. К числу таких строений относятся, например, туристические объекты, детские и спортивные лагеря, учебно-спортивные тропы, трассы и другие объекты на площади не более 20% от общей площади рекреационного лесного участка, пишет издание. Площадь строительства в рекреационных зонах предлагается ограничить 3% от всей площади лесничества или лесопарка.
Предложенные поправки запрещают перевод рекреационных земель в другие категории, поэтому недобросовестные собственники или арендаторы не смогут строить коттеджные поселки на землях, выделенных под рекреацию, рассказали изданию в Минприроды. С такой оценкой не согласны опрошенные «Коммерсантом» экологи. По их мнению, инициатива ведомства создаст значительные риски для деградации лесов: большие площади будут отданы под неконтролируемую застройку. Передача земель в бессрочное пользование приведет к тому, что они никогда не будут возвращены государству в том же виде, опасаются собеседники издания.
Земля под рекреацию что это
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.
Ряд вопросов, имеющих отношение к регулированию использования и охраны земель рекреационного назначения, отражены в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», где предусматриваются основные цели регулирования этой деятельности, обеспечение права граждан на отдых, свобода передвижения и иные права при совершении путешествий, охрана окружающей среды, рациональное использование природного и культурного наследия.
В этом Федеральном законе закреплены права и обязанности туриста; в частности, он имеет право на необходимую и достоверную информацию о памятниках природы, истории, культуры, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды. Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания.
Законодательством определяются классификация, оценка, порядок сохранения целостности туристских ресурсов РФ, режим их охраны и меры по восстановлению, использование туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на земли и иные компоненты окружающей среды.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Требования к зонам рекреации водных объектов, пляжам
Требования к зонам рекреации водных объектов, пляжам
Зона рекреации водного объекта- это водный объект или его участок с прилегающим к нему берегом, используемые для массового отдыха населения и купания.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в аренде у которых находятся пляжи, обязаны обеспечить благоустройство территории пляжа и безопасность использования водоема. Перед началом и в период купального сезона необходимо осуществлять контроль качества воды водоема по микробиологическ им и санитарно-химиче ским показателям в соответствии с программой производственног о контроля.
Требования к качеству воды и состоянию водных объектов определяют санитарные правила СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Если качество воды по микробиологическ им и санитарно-химиче ским показателям не соответствует гигиеническим нормативам, использование водоема для купания признается невозможным. Показатели воды отслеживаются на протяжении всего купального сезона.
Вода в питьевых фонтанчиках и душевых должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
На территории пляжа должны быть выделены следующие функциональные зоны:
Перед открытием пляжа организации-поль зователи должны проводить мероприятия по улучшению санитарно-технич еского и санитарно-гигиен ического состояния зон отдыха:
— очистку территории от мусора и опавшей листвы;
— очистку дна и зеркала водоема;
— завоз чистого песка;
— ремонт и покраску малых архитектурных форм, теневых навесов, кабин для переодевания, урн, ограждений, контейнеров, душевых установок;
— провести работы по замене и ревизии системы летнего водопровода;
— провести исследования пробной партии песка;
— провести лабораторное исследование воды водоема и воды из питьевых фонтанчиков на органолептически е, санитарно-химиче ские и микробиологическ ие показатели.
— пополнить запас дезинфицирующих средств для проведения влажной уборки;
— оборудовать помещения медицинского пункта и спасательной станции;
— заключить договоры на вывоз твердых бытовых отходов.
Организации, в ведении которых находятся водный объект или его участок, используемый для рекреации, перед каждым купальным сезоном должны получать разрешение Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю (территориальных отделов Управления) на его эксплуатацию в форме санитарно-эпидем иологического заключения на использование водного для купания и отдыха.
При осуществлении деятельности предприятий общественного питания и торговли на пляжах должны соблюдаться требования санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпиде миологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособнос ти в них пищевых продуктов и продовольственно го сырья» и СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпиде миологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственно го сырья и пищевых продуктов».
Доводим до сведения, что с вязи со вступлением в действие Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления табака» с 1 июня 2013 года установлен запрет на курения табака в границах территорий, занятых пляжами. Нарушение данного запрета на курение табака на пляже влечет наложение административног о штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей согласно ст. 6.24 КоАП РФ.