Тяговое усилие лебедки что это
выбор лебедки
В продолжении цикла статей о повышении проходимости автомобиля в этом материале мы расскажем о автомобильных лебедках. Лебедка является одним из самых мощных и эффективных способов преодоления бездорожья. Конечно, хорошая внедорожная резина делает свое дело, но рано или поздно машина застревает так, что подручными средствами ее уже не вытащишь из засады. Вот тогда-то и приходит черед лебедки.
Вообще лебедки делятся на ручные, гидравлические, механические и электрические. У каждого класса лебедок есть свои плюсы и минусы.
Начнем с ручных. Преимущества на лицо, малый вес, низкая цена, но и помочь она сможет далеко не всегда из-за малого тягового усилия, да и приводиться в действие будет мышечными усилиями человека. На тяжелом бездорожье ручная лебедка будет скорее хорошим тренажером для развития мышц рук и плечевого пояса, чем реальной помощью машине.
Гидравлические лебедки, хороши живучестью и надежностью, но очень дороги, тяжелы, могут работать только при работающем двигателе автомобиля, а так же сложны в подключении.
Теперь механическая лебедка. Плюсы самая высокая надежность и мощность, НО опять большой вес, возможность установки только в автомобили с валом отбора мощности в раздаточной коробке, что сразу выводит из автомобилей, на которую их можно установить, все отечественные внедорожники и опять же, работает она, только на заведенной машине и опять же достаточно высокая цена. Очевидные плюсы обоих этих классов, не перевешивают очевидные минусы и поэтому и гидравлические и механические лебедки крайне редко устанавливаются на подготовленные для преодоления бездорожья автомобили, если только они уже не предусмотрены в комплектации машины.
Самый распространенный класс автомобильных лебедок, это электрические. Как же разобраться в их многообразии и понять, какая из них станет верным помощником на бездорожье.
Вначале, кратко как эта самая электрическая лебедка устроена. Она состоит из электромотора, мощность которого варьируется от 3 до 7 л.с., барабана для намотки троса, понижающего редуктора и реле управления смоткой-размоткой. Есть, конечно, и более мощные моторы, но они устанавливаются уже не на внедорожники, а на специальную технику.
Основной и самой важной характеристикой любой лебедки является тяговое усилие. Это усилие измеряется в фунтах (lb) и соответствует усилию, которое развивает лебедка на первом (именно первом) слое троса на барабане. Зависит усилие не только от мощности мотора, но и от передаточных чисел редуктора. Значение тягового усилия обычно вводится в название лебедки как, например 9500 lbs или 9,5, что означает, что эта лебедка может тянуть горизонтально (именно горизонтально) груз массой 4310 кг. Чем мощнее лебедка, тем большее тяговое усилие она развивает,
Как выбрать лебедку
Лебедки бывают разные. Сейчас речь пойдёт о наиболее распространенных электрических лебёдках для внедорожников. Возможность использования этих лебёдок в других целях обсуждать пока не будем. Позволим себе лишь советы, помните, что окончательное решение принимать вам!
О моделях
Попробуем описать некоторые особенности разных лебёдок, конечно не претендуя на истину в последней инстанции.
«T-MAX» — Китай. Бюджетный вариант. Копия легендарной «Милли Маркер», но не стоит обольщаться! Китайские «товарищи» экономят на качестве материалов. Лебедка имеет «классическую» конструкцию: трёх-четырёх ступенчатый планетарный редуктор.
Достоинства:
цена.
Недостатки:
Не чёткое, трудное включение передачи часто требуется усилие или вращение барабана вперёд-назад.
Ненадёжная конструкция роликов;
ненадёжное крепление троса к барабану;
Излишняя длина троса для данного барабана.
«Come-Up» — Тайвань. Немного дороже «Т-MAX». Доработанная копия «WARN». «Классическая» конструкция. В целом лучше «Т-MAX», на вид сделана аккуратней.
Достоинства:
надёжность при низкой цене;
Наилучшая по чёткости включения передачи конструкция.
Недостатки:
излишняя длина троса для данного барабана.
«WARN» — США. Калсс «Премиум». Классика в прямом и переносном смысле. Считается лучшей по качеству. При изготовлении использованы качественные материалы, цветные металлы. Внешне — очень аккуратно сделаны, красивы. Модель «Тi» имеет самый продвинутый дизайн.
Индексы грузоподъёмности
Обозначается в фунтах (lb). 1 фунт =0,45 кг. Например 9000lb
4080кг.
Цифра эта означает максимальное усилие, которую данная лебедка может создать при тяге груза горизонтально (напомню, что для тяги автомобиля по асфальту достаточно усилия 100 кг).
Большинство лебёдок в диапазоне 8000-12000 имеют одинаковые двигатели, главное отличие в передаточном числе редукторов. Так на модели Т-MAX 9500 и 12000 передаточное число отличается почти в два раза. Пониженный редуктор позволяет создавать большее усилие, а мотор расходует меньше энергии при больших нагрузках. При этом скорость намотки троса на средних нагрузках и без нагрузки будет медленнее, зато на повышенных нагрузках быстрее.
Лебедки с большим индексом имеют большую цену, естественно и большую надежность и износостойкость при равных условиях эксплуатации.
Кроме того, более мощные лебедки имеют большие габариты, больше вес и толще трос. Чем плохо устанавливать лебедку с излишним ‘запасом’:
Это дополнительные расходы.
Возможны дополнительные сложности при установки из-за больших габаритов.
Потеря в скорости намотки троса.
Лишний вес на передней оси, который ухудшает проходимость автомобиля.
Более толстый трос менее удобен при работе.
При выборе ‘силы’ лебедки следует не забывать про такой полезный инструмент как БЛОК, позволяющий двукратно увеличивать тягу лебедки.
Условия эксплуатации.
После того как вы решили купить лебедку надо постараться чётко сформулировать ответ на вопрос «зачем она нужна». Варианты примерно могут быть такие:
1. Для преодоления иногда встающего на пути бездорожья, для поездок на охоту, рыбалку и отдых;
2. Для туризма, иногда экстремального;
3. Для Спорта, но спорта очень умеренного, то есть небольшие соревнования, покатушки, где главное не победа, а участие или трассы не столь экстремальны;
4. Для спорта, хочу участвовать в крупных соревнованиях, этапах чемпионата, кубках и прочее, мне нужен результат;
5. Для бытовых нужд (или для ATV), не связанных с вытаскиванием автомобиля — подтаскивать строй материал, яхты, лодки и прочее;
6. Для внешнего вида, солидности, может когда-нибудь и понадобится, пусть будет на всякий случай.
В первом случае подойдут лебедки с небольшой грузоподъёмностью начиная от моделей 6000. Однако нам кажется, что лучше, всё таки, взять запас, то есть лебедки с индексом 8000 и выше. Для вышеупомянутой цели не имеет смысла выбирать лебедку по такому параметру как скорость намотки троса…
Данной категории пользователей лебёдка необходима редко, а значит и нет смысла покупать дорогой вариант, тем более что совсем не важно выбрались вы из лужи за три или за десять минут!
Подойдёт и Come-Up 8000, T-MAX 6500/8500, WARN 8000 и естественно более мощные.
Во втором случае так же можно остановится на вышеупомянутых лебедках.
В третьем случае так же возможно использование вышеупомянутых моделей, но более подходящими будут Come-Up 9000, T-MAX 9500, WARN 9000 и мощнее.
В четвёртом случае два варианта — «экономичный» и «нормальный». Экономичный — T-MAX 12000, Нормальный — Come-Up и WARN 12000 и 15000… Хотя на данном этапе развития технического оснащения спортивных экипажей стоит задуматься о механической лебедке…
Пятый вариант — из имеющихся в продаже WARN 2500, T-MAX 4500 и мощнее.
Шестой вариант — наверно только WARN. Особенно рекомендуем присмотреться к модели WARN HS9500Ti.
Автомобили и мощность лебёдок.
По весовой категории поделим автомобили на три условных класса:
— Легкий
— Средний
— Тяжелый
К ‘Легкому’ классу отнесём — Ниву, Дайхацу, некоторые Исудзу, Спортаж и подобные.
К ‘Среднему’ классу отнесём УАЗ, Паджеро, Трупер, Рэнглер, Дискавери и подобные.
К ‘Тяжелому’ классу отнесём Лэнд Крузер, Патрол, Дефендер110 и аналогичные, главным образом длиннобазные, навороченные машины.
Понятно, что в зависимости от веса автомобиля необходимо подбирать мощность лебёдки, конечно с учётом вышеописанных задач стоящих перед вашим автомобилем.
Для лёгкого класса совершенно не нужно устанавливать лебедки с индексом более 9000, какие бы условия эксплуатации не ожидались. Вполне достаточным будет установить лебёдку с индексом 6000, а для экстренных случаев припасём блок.
Средний класс. Можно начать от 6000, но это при условии эксплуатации на умеренном бездорожье (рыбакам-охотникам). Мы рекомендуем Лебедки 8000-9500. Вариант 9500 в сочетании с блоком подойдёт для самых экстремальных условий.
Тяжелый класс. Минимум 8000. Рекомендуем 9000-9500. Для экстремальных условий от 12000. Опять таки не стоит забывать о блоке.
Уровень подготовки автомобиля.
Важным фактором, который следует учитывать при выборе лебедки — уровень подготовки автомобиля.
Прежде всего, под этим подразумеваем размер установленных колес. Понятно, что автомобиль на 35 колесах застрянет в таком сложном месте, до которого стандартный автомобиль и на лебедке вряд ли доедет.
Общая рекомендация — чем больше размер колес, тем мощнее нужна лебедка.
При стандартных, тем более дорожных колесах рекомендуем устанавливать лебедку с индексом не более, а при колесах 35 дюймов не менее 9500.
Ну и под конец напомним расхожую формулу: грузоподъёмность лебедки должна равняться двукратному весу автомобиля.
В действительности всё сложнее, но если всё, вышеизложенное не понятно, воспользуйтесь этой простой формулой.
Рекомендации по использовании электрической лебедки.
Установка.
Устанавливаем в специальном сервисе или открываем учебник сопромата:
Если установочный комплект не для вас рекомендуем использовать подходящей ширины швеллер, обрезанный по габаритам лебедки и подогнанный к раме. При установке на стальную площадку необходимо обязательно усилить уголками линии отверстий установочных болтов лебедки. Таким образом база лебедки будет очень жестко зафиксирована, в противном случае при высоких нагрузках установочная площадка может прогнутся (достаточно всего нескольких миллиметров), что приведёт к поломке корпуса и повреждению редуктора. Крепление Площадки к раме должно быть не слабее чем крепление самой лебедки к площадке, в противном случае есть риск оторвать лебедку от машины.
Ролики-тросоукладчики должны быть установлены симметрично барабану. Обычно ширина проема роликов на 2 сантиметра уже барабана и при установке боковые ролики должны перекрывать барабан по сантиметру с каждой стороны. Частая ошибка — выставить Ролики по одной стороне, вровень с барабаном. Это приводит к неправильной намотке троса, перехлёстам и серьёзным повреждениям лебедки.
Блок реле лучше установить под капотом или вообще в салоне. Лучше если лебедка будет установлена как можно доступнее — это упростит процесс работы. Так, например, будет удобно включать-выключать передачу, следить за укладкой троса, поправлять его в случае необходимости.
Если лебедка будет эксплуатироваться в тяжелых условиях, то рекомендуем загерметизировать двигатель, дополнительно смазать редуктор, передачу, оси роликов, протянуть крепёж и проводку. Кроме того необходимо периодическое обслуживание — разборка и смазка.
Работа.
Пришло время проверить лебедку в деле. Но до начала работ необходимо обзавестись дополнительными прибамбасами: Корозащитная стропа, Блок, стальной трос-удлинитель, двухслойные Перчатки и пара шаклов. Корозащитная стропа необходима чтоб крепить крюк троса лебедки, не повреждая деревья. Многие правда, ошибочно считают, что это делается для защиты троса от повреждений крюком. В случае необходимости крюк (трос) пропускаем через блок и цепляем к машине, а блок с помощью шакла крепим к ‘корозащитке’ Мощность лебедки при этом возрастёт в двое.
Размотка. Начинается всё с размотки троса. Для этого освобождаем барабан, выключив передачу. Рычаг управление лебедкой переводим из положения ‘передача’ (‘clutch on’) в положение ‘размотка’ (‘free’, ‘release’). Для того чтоб меньше повреждать трос и не перегружать лебедку трос надо разматывать как можно больше почти на всю длину, следя за тем, чтоб на барабане оставалось не менее четырёх витков.
Куда тянуть. Очень важный вопрос! Не стоит торопится: лучше пять минут подумать, осмотреться, чем полчаса тянуть не туда! В глубокой колее, как правило, ‘выгоднее’ тянуть в бок, чтоб выехать из колеи. Часто бывает, что колея дальше после места засады выглядит проезжей, но стоит протащить машину чуть вперёд и оказывается, что и по ней машина не едет! Что касается лебёдки, то её легче тянуть по прямой или в ту сторону, куда ориентированы колеса.
За что крепить и как? Категорически нельзя крепить к сухим деревьям! Даже очень большие деревья падают, причём в сторону машины! Высота крепления. Если деревья достаточно толстые, то, меняя высоту, крепления троса можно изменить направление усилия, в некоторых случаях целесообразно крепить трос на высоте более 1,5 метров.
Меньше всего для крепления троса подходят ёлки — они легко выдёргиваются. Если деревья не очень толстые, то трос надо крепить у корневища, в некоторых случаях рекомендуем обмотать несколько стволов. Если крепких деревьев нет, то придётся делать якорь или воспользоваться удлинителем. Категорически не рекомендуем использовать в качестве удлинителей не стальные тросы! В этом случае, при обрыве любой (!) сопрягаемой детали трос получает динамическую энергию равную энергии пушечного ядра!
В продаже имеется несколько видов якорей: можно его изготовить и из подручных средств. Известны случаи изготовления якоря из хайджека и запасного колеса. В первом случае рейку хайджека надо забить в землю под острым углом к машине, закрепить трос чуть выше середины рейки, при этом сама рейка должна быть обращена торцом к машине. Как минимум один человек должен удерживать рейку за верхнюю часть: очень спорный вариант с точки зрения безопасности. Во втором случае надо выкопать яму-нору, под острым углом к машине положить туда колесо с закрепленным тросом: способ очень трудоёмкий.
Самодельный якорь может состоять из метровой полоски железа с несколькими отверстиями для ‘гвоздей’ и петлёй для крепления крюка. Полоску необходимо прибить к земле самодельными ‘гвоздями’ метровой длины. Можно обойтись и без полоски скрепив ‘гвозди’ тросом.
Трос закреплён — тянем! При выборе слабины троса необходимо как можно сильнее его натянуть (в ручную), чтоб он плотно уложился и меньше повреждался при накручивании следующих витков на барабан. Пытаться укладывать трос под нагрузкой почти бесполезно, делать это можно подошвой ботинок, но не руками! При смотке троса следует следить, чтобы не наматывалась излишне много слоёв. Обычно это случается при винчивании в бок. В таком случае необходимо размотать трос и изменить место крепления крюка или аккуратно, натягивая уложить трос и тянуть дальше.
После того как машина покинула засаду оставшийся вне барабана трос лучше перемотать, полностью размотав (если не собираетесь больше застревать или намотать на кингурину или бампер.
Частые ошибки, советы.
Общий совет: прежде чем начать тянуть (или делать иное действие по спасению автомобиля) обязательно подумайте! Наспех принятое решение может усугубить ваше положение и привести к повреждению машины или лебедки!
Не стоит лебедиться вперёд если перед вами препятствие. Например, дерево или другая застрявшая машина. Обычно это приводит к тому, что машина, даже если и выехала двигаться в перёд не может — некуда! А назад дороги нет. Ну а попытка ‘вытащить хоть одну’ из двух застрявших машин обычно приводит к тому, что машины так и не вылезли, зато упёрлись друг в друга и тянуть больше некуда.
Не ленитесь перематывать или перецеплять трос, если тянутся приходится на большое расстояние. Иногда целесообразно менять не только место зацепления, но и направление вытаскивания машины. Помните, что на нижних слоях барабана лебёдка создаёт большее усилие, при этом трос меньше повреждается. При продолжительном использовании лебедки делайте перерывы, во-первых, это требуется самой лебедке, во-вторых необходима подзарядка батареи. Перегрев, прежде всего, вреден мотору, но известны случаи порчи редуктора от перегрева. При больших нагрузках лебедка способна ‘под ноль’ высадить аккумулятор, так что если мотор заглохнет, то завести его не получится даже ‘кривым стартером’ (с толкоча)!
Если засада крепкая — не ленитесь ‘повесить’ блок. Если засада очень серьёзная, то блок может уже и не помочь. Нужно думать! Первый помощник лебедки — хайджек. Иногда достаточно немного приподнять машину и она начинает вытаскиваться лебедкой! В большинстве случаев тянуть можно прямо на поднятом хайджеке.
Лебедка. Назначение, виды, характеристики и особенности
В процессе ремонтных и строительных работ часто приходится перемещать различные грузы, причем выполнять как вертикальный подъем, так и горизонтальное их передвижение.
Среди всего многообразия грузоподъемного оборудования особое место в этой нише занимает лебедка.
Ее особенность заключается в довольно простой конструкции и универсальности в плане применения.
Назначение и принцип действия лебедки
Лебедку применяют во многих отраслях человеческой деятельности.
Это специальный механизм, предназначенный для поднятия груза по вертикали или его передвижения по горизонтали за счет передачи усилия от привода барабана до гибкого тягового элемента, например, троса или цепи.
В зависимости от вида лебедки, с ее помощью можно выполнять следующие задачи:
Следует сразу отметить, что несмотря на схожий принцип работы, каждый вид лебедок предназначен для выполнения вполне конкретной, ограниченной работы.
Самый же простой вариант исполнения устанавливается на колодце, для спуска и подъема ведра с водой.
Устройство и характеристики
Классическая лебедка состоит из жесткой рамы с опорой или подвесом, на которой смонтирован основной подвижный барабан для наматывания троса.
Он приводится во вращение при помощи электрического или ручного привода, посредством барабанной или червячной передачи.
Ручной привод подразумевает использование мускульной силы человека, а потому работа происходит посредством вращения малого барабана, входящего в зацепление с большим основным, либо же за счет качательных движений специального рычага с трещоточным механизмом.
Коэффициент редукции некоторых лебедок способен достигать отметки 300:1 и более, а сама конструкция представляет собой не что иное, как трансмиссию с конкретным передаточным числом, аналогичную автомобильной.
Это значит, что для одного оборота основного барабана необходимо провернуть приводной 300 раз, за счет чего снижается прикладываемое усилие.
Двойная редукция достигается путем добавления в конструкцию второй скорости, либо же посредством использования подвижного блока.
Преимущественное большинство лебедок имеет тормоз, который бывает:
Если с ручными моделями все понятно, то электрические оснащаются пультом управления, соединенным с электрикой самой лебедки гибким кабелем.
Существуют варианты на радиоуправлении.
Материал
В процессе работы отдельные узлы лебедки могут испытывать колоссальные нагрузки, а потому при производстве используются только прочный металл.
Так, например, при изготовлении барабана используется чугун СЧ 15-32 или сварная сталь, зубчатые колеса и шестерни редуктора выполняются чугунными или стальными (марки 30 или 40), применяется литье.
Для валов передач используется сталь 35 и 40.
Корпуса могут изготавливаться также из алюминия.
Размеры и вес
В зависимости от назначения, размеры и вес лебедки варьируются в самых широких пределах.
Средняя бытовая модель имеет длину 546 мм, оснащается барабаном диаметром 64 мм и длиной 226 мм, на котором намотано 27 метров 9-миллиметрового троса.
Масса конструкции в этом случае составляет порядка 24,7 кг.
Бытовые лебедки в принципе могут иметь следующие размеры:
Характеристики барабана и виды троса
Трос – тяговый элемент лебедки.
Материал его изготовления напрямую зависит от назначения конструкции.
Исходя из поставленных задач, может быть использован:
В момент обрыва натянутый стальной трос способен, без преувеличения, серьезно покалечить.
Вместо троса некоторые лебедки используют цепи, строп-ленту.
Последняя также изготавливается из синтетических материалов, ее отличие от каната заключается в форме сечения и ширине, достигающей 150 мм и более.
Одной из характеристик лебедки, на основании которой выбирают конкретное изделие – канатоемкость барабана.
Она зависит от размеров и высоты бортов последнего.
Канатоемкость указывает, какая длина троса может быть намотана при известном его определенном диаметре.
Существуют модели, которые в своей работе могут использовать канат практически бесконечной длины, так как вместо барабана конструкцией предусмотрен шкив с несколькими канавками.
Характеристики двигателей
Для повышения скорости работы, грузоподъемности и в принципе автоматизации процесса, лебедки могут быть оборудованы одним из следующих типов привода:
Существуют также гидравлические тяговые и крановые лебедки, которые подключаются к гидросети, например, трактора, способны работать под водой из-за своей герметичности.
Грузоподъемность и тяговое усилие
Для лебедок тяговое усилие и грузоподъемность имеют одинаковое значение, так как в этом случае фактически обозначают одно и то же, хотя по своей сути представляют собой разные характеристики.
Эти параметры указывают на силу, с которой способен тянуть канат с грузом приводной механизм, а также максимальную весовую нагрузку на устройство.
Так, например, 2 тонны тягового усилия говорят о том, что механизм способен перемещать максимум 2-хтонные грузы.
Если тянуть объект волоком, то лебедке вдобавок противодействует сила трения, а значит по тяговому усилию тут требуется некоторый запас.
Тяговое усилие можно повысить в два раза, если использовать специальный силовой блок.
Для разных видов лебедок разработаны технические условия, которые вошли в конкретные ГОСТы:
Маркировка
В маркировке лебедки, как правило, присутствует ее максимальное тяговое усилие, а также единицы его измерения (S, U, LB и так далее).
Следовательно, модель 16800LB обладает тяговым усилием в 7620 кг, так как 1 lb = 0,454 кг.
Скреперные подземные лебедки изготавливаются в следующих вариантах исполнения:
В данном случае указывается в условном обозначении типоразмер, модернизация (буквы), экспортное исполнение и настоящий стандарт.
Сертификаты
Лебедки подлежат сертификации с целью подтверждения соответствия их безопасности и качества установленным нормам.
На разные типы изделий оформляются соответствующие сертификаты:
• ТР ТС 010/2011 “О безопасности машин и оборудования” – для механических моделей.
• Для электромеханических вариантов — дополнительно ТР ТС 020/2011 “Электромагнитная совместимость технических устройств” и ТР ТС 004/2011 “О безопасности низковольтного оборудования”.
Виды лебедок и их цена
В зависимости от используемого в работе привода, лебедки бывают:
Рычажные (ручные)
Универсальное решение, так как не требует в работе каких-либо источников энергии, кроме мускульной силы оператора.
Еще одно название – механическая лебедка, которая, кстати, единственная может быть угловой.
Это значит, что в ее основе лежит рычажный механизм с трещоткой.
В процессе эксплуатации оператор не барабан вращает, а качает рычаг, передающий усилие на требуемый узел подъемного агрегата.
Конструкция позволят работать в ограниченном пространстве, обеспечивает значительный выигрыш в усилии, но проигрывает в скорости работы.
Примерная цена – 3 – 5 тыс. рублей.
Есть варианты и намного дороже.
Электрические
В основе лежит электродвигатель, который может питаться как от сети переменного тока на 220 или 360 вольт, так и от источника постоянного тока с низким напряжением.
За счет этого электролебедка в специальном исполнении часто устанавливается на автомобили.
Преимущество такого привода в том, что всю работу выполняет электродвигатель, однако, недостаток кроется в энергозависимости.
Цена – от 5 тыс. рублей.
Гидравлические
Построены с использованием гидромотора, работу которого обеспечивает давление подключенной гидросистемы.
Подобные модели устанавливаются преимущественно на спецтехнику, вроде эвакуатора или трактора, но встречаются и на легковых авто.
Подключение выполняется к гидравлической системе, индивидуальному гидронасосу или гидроусилителю руля.
Цена – от 40 тыс. рублей.
Пневматические
Работают от сжатого воздуха, соответственно подключаются к пневмосистеме.
Примечательны тем, что могут использоваться возле взрыво- и пожароопасных веществ.
Примерная цена – 180 тыс. рублей, в зависимости от характеристик.
Бензиновые
Идеальны для использования в полевых условиях.
Это переносные модели, как правило, обладающие компактными размерами.
По сравнению с электрическими вариантами используются не так часто, но работают быстрее до 4-х раз.
По типу механизма передачи усилия лебедки бывают:
Барабанные
Наиболее распространены среди ручных моделей.
В процессе работы трос наматывается на барабан за счет вращения рукояти.
Применяются для несложных задач, так как повышают тяговое усилие не более чем в 2 раза.
Стоимость примерно 1,5 – 4 тыс. рублей.
Червячные
Отличаются тем, что барабан с тросом вращается за счет передачи усилия путем винта Архимеда.
Главное преимущество – миниатюрные размеры, от чего подобные модели еще называют мини-лебедками.
Среди минусов следует отметить достаточно ощутимое трение между отдельными узлами, а также необходимость прикладывать значительные усилия, если речь идет о ручном устройстве.
Планетарные
В конструкции есть планетарный редуктор, позволяющий получать большие передаточные отношения, имея при этом малое число передаточных звеньев.
Иными словами, подобные модели компактные, но одновременно мощные и грузоподъемные.
Шестеренчатые
Передача вращение от привода происходит за счет серии зубчатых колес или шестерней, которые могут быть объединены в полноценный редуктор.
В работе система требует обязательной смазки.
По типу тягового механизма лебедки делятся на:
Тросовые (канатные)
Простой и компактный механизм, использующий стальной трос или синтетический канат.
Применяется, как правило, в системах среднего и начального уровня, так как канатами сложно добиться серьезной грузоподъемности.
Ленточные (ременные)
Как правило это барабанный ручной вариант с высотой подъема до 10 м.
Цепные
Обладают высокой грузоподъемностью за счет прочности цепи, однако, для подобных моделей характерен большой вес, так как сама цепь довольно массивная.
По назначению лебедки можно разделить на 2 основных типа:
Тяговые
Выполняют роль тягового механизма при погрузочно-разгрузочных и других работах, а потому подобными устройствами оснащаются всевозможные грузоподъемные устройства.
Такие лебедки отдельно не подходят для подъема грузов, а используются, например, при перемещении разных тележек, вытягивании автомобилей и подобных работах.
Имеют небольшой запас троса, но приличную скорость работы.
Монтажные (строительные)
Предназначены для подъема разных грузов на различных промышленных и строительных объектах.
Они устанавливаются на раме, имеют большую длину троса и невысокую скорость вращения барабана.
Следующие виды лебедок относятся уже к специальным, то есть предназначены для выполнения конкретных задач в конкретных условиях:
Элеваторные
Выглядят, как маленький кран с короткой стрелой.
Предназначена для спуска и подъема людей на элеваторах, откуда и произошло название.
Также эти модели используют в бункерах, шахтах и других объектах.
Обозначается маркировкой «ЛЭ», число после букв указывает на максимально допустимую грузоподъемность, например: ЛЭ-150.
Цена в дапазоне 100-200т.р.
Маневровые
Используются на прирельсовых складах для передвижения железнодорожных вагонов, заменяя тем самым тепловозы.
Бывают однобарабаные и двухбарабанные, работают на электрике или пневматике.
Грузовые
Собственно любая лебедка, предназначенная для подъема и опускания груза, то есть его передвижения по вертикали.
Яркий пример – таль.
Гаражные
Малогабаритный вариант, который крепится стационарно к горизонтальной балке.
Грузоподъемность не превышает 2 тонны, а длина троса, как правило, не более 2,5 м.
Лебедки с опорой пол-потолок
Предназначены для подъема груза на высоту в среднем до 60 м.
Грузоподъемность часто не превышает 300 кг.
Эта строительная лебедка устанавливаются на распорной стойке типа пол-потолок или в оконном проеме.
Стоимость электроверсии примерно 100 тыс. рублей.
Скреперные
Применяются в подземной добыче полезных ископаемых для доставки горной породы, а также в складировании сыпучих материалов при открытой разработке.
Автомобильные
Крепятся на корпусе авто, используются для вытаскивания застрявших автомобилей.
Кроме описанных выше приводов, используется карданная передача усилия, то есть лебедка подключается к коробке отбора мощности.
Отличаются неприхотливостью, надежностью и мощностью.
Вариант, которым часто пользуются любители настоящего бездорожья – скоростная лебедка с несколькими электромоторами и скоростью намотки каната вплоть до 50 м/мин.
Самая дешевая модель обойдется примерно в 8 тыс. рублей, а средняя цена – около 30 тыс.
Проходческие
Шахтный вариант для подвески коммуникаций и оборудования в стволе.
Авиационные
Используются, собственно, при погрузке и разгрузке летательных аппаратов, представляет собой съемное оборудование.
Трелевочные
Навесной вариант для трактора, предназначенный для транспортировки поваленных бревен.
Скиповые
Для перемещения по наклонному мосту скипов.
Мотолебедки
Бензиновый вариант, который кроме прямых функций способен выполнять обработку почвы при установке специального прицепного оборудования.
Цена от 19 тыс. рублей.
В судоходстве тоже есть свои лебедки:
Якорные
Собственно для сброса и подъема якоря, часто с электроприводом.
Лодочные
Для аккуратной транспортировки наводных плавсредств к местам хранения.
Цена – от 6 тыс. рублей.
Швартовные
Для выбирания швартовного каната с фиксированной скоростью, независимо от нагрузки.
Что нужно знать о лебедках?
Оборудование зачастую комплектуется пультом дистанционного управления, который может быть проводной и беспроводной.
Первый вариант соединяется с оборудованием кабелем.
В процессе работы он может создавать некоторые неудобства.
Тем не менее такой пульт намного дешевле, надежнее и не требует для функционирования индивидуального питания, вроде батареек.
Беспроводной пульт тоже способен подключаться напрямую к устройству посредством съемного соединения, но при необходимости его всегда можно отсоединить и использовать дистанционно.