Тюбетейка что это такое
Значение слова «тюбетейка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Существуют тюбетейки как цилиндро-конического покроя, так и четырёхклинные. Традиционно тюбетейки носили как в городах, так и в сельской местности в Центральной Азии (территория современных Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана), в российском Поволжье и Предуралье (Башкортостан и Татарстан), а также в Крыму. В Киргизии под словом тебетей понимают отороченную красивым мехом зимнюю мужскую шапку, а лёгкие бесполые шапочки называют топу (кирг. топу, узб. do’ppi/дўппи, уйг. доппа/دوپپا, тадж. тўппӣ (север.диал.), тоққӣ (южн.диал.)).
Большой популярностью тюбетейка пользовалась в конце 1940-х и 1950-е годы в СССР, тогда её носили многие (особенно дети), независимо от национальной принадлежности, вернувшиеся из эвакуации из среднеазиатских республик.
ТЮБЕТЕ’ЙКА, и, ж. [тат. tyb ə t ə j]. Маленькая круглая шапочка, обычно расшитая узорами.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тюбете́йка
1. круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапочка, обычно расшитая узорами ◆ Там не осталось никаких заметных предметов, была лишь обычная пустошь, несколько горстей угля, комья глины, стоял кол от кибитки, забытый всеми, изъеденный жарой и ветрами и умерший; валялась погребенная в почву старая детская тюбетейка ― Айдым почистила её и надела себе на голову. Андрей Платонов, «Джан», 1933-1935 г. ◆ На ней были ярко-красные шаровары и светлое платье, а на голове ― цветная тюбетейка. … Лена решительно убрала под тюбетейку выбившиеся светлые пряди волос. Виталий Мелентьев, «33 Марта. 2005 год», 1958 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова санскрит (существительное):
Какие особенности есть у таджикских тюбетеек?
Головной убор – важная часть национального костюма. В настоящий момент, в эпоху разнообразия стилей, наличие традиционных элементов в одежде и, в первую очередь, головного убора часто является единственным способом показать свою связь с исторической родиной и заявить о своей любви к ней.
Давайте постараемся разобраться во всем многообразии головных уборов, распространенных на таджикской земле.
Без сомнения, основным головным убором для таджика, как и для, пожалуй, любого жителя Средней Азии будет являться тюбетейка. Тюбетейки в Таджикистане носят свои региональные особенности, также различаются тюбетейки, носимые по разным поводам.
Тюбетейки играют довольно важную роль в сознании людей, согласно древним поверьям они защищают от сглаза, поэтому их в обязательном порядке носят на свадьбах, похоронах и других ритуальных действах. Хорошим тоном считается надевать тюбетейку на молитву в мечети.
Традиционно тюбетейки вышиваются старшими женщинами в семье. Расшитые золотыми нитками черные тюбетейки с самыми разными узорами напоминают произведения искусства. Раньше их носили очень состоятельные люди. Наиболее частым узором на тюбетейке является стручок перца «калампир», символизирующий «отрешенность» от всего земного.
Также часто на тюбетейке встречается узор розы или надписи на арабской вязи с кораническими благословениями. Особенность именно таджикских тюбетеек в том, что часто на них могут быть элементы арийского происхождения. Об этом нам может сказать сочетание зеленого, красного, синего и белого цветов. А также разные формы «солнцеворота», которые берут свое происхождение из религии зороастризма.
В Москве, как и других уголках мира, можно встретить выходцев из Средней Азии, в том числе и таджиков, в тюбетейках. Особенно в летнее время и по праздникам: на Навруз, Курбан-байрам, Ураза-байрам. Так же, как и кыргызы, которые носят калпаки, таджики в цветастых тюбетейках стараются не забывать о своих корнях и с помощью одежды подчеркивают любовь к своей родине.
Тюбетейка
«Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, кто ты», – на Востоке этот головной убор рассказывает о своём владельце вперёд паспорта и визитной карточки. Посвящённые сразу понимают, к какому сословию принадлежит человек, какой у него достаток, радость в его доме или горе. В наши дни этот предмет одежды до сих пор распространён в странах, где население исповедует ислам.
Что такое тюбетейка?
Тюбетейка представляет собой плоскую или куполообразную шапочку. Она может быть круглой или квадратной формы. Материалы для изготовления головного убора используют разнообразные – от шёлка до бархата. Цвет и орнамент наглядно отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где проживает владелец тюбетейки. Этим головным убором гордятся узбеки, афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры.
Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» – «вершина». Если приглядеться, то головной убор своей формой действительно напоминает свод неба, под которым рождается, живёт и умирает человек. Верх тюбетейки слегка выделяется: на Востоке макушка головы считается важной точкой соприкосновения со Вселенной. По сути это очень уязвимое место, которое необходимо закрывать, преграждая доступ козням злых духов. Это функцию выполняют три части этого традиционного головного убора. Тёпа – тот самый купол шапочки. Помимо оберега, он имеет и чисто практическое значение – благодаря нему тюбетейку легко складывать и удобно хранить. Кизак – это облегающий голову околыш. Усидчивые восточные девушки и женщины терпеливо расшивают его орнаментом. Наконец, жияк – это тесьма, которой обтягивают нижнюю часть. Как правило, он чёрный или украшен повторяющимися узорами. Примерно до XIX века тюбетейку носили только представители сильного пола. Даже существовала поговорка: «На тебе тюбетейки нет!», что означало оскорбительное клеймо «Ты не мужчина!».
Разнообразие головных уборов
Многообразие видов тюбетеек в Средней Азии поражает. Если форма мужского, женского и детского головного убора мало отличается, то элементы украшений различаются в зависимости от возраста и пола. Например, мужская тюбетейка выглядит достаточно скромно, зато женщины декорируют её для себя от души. Исключением является разве что тюбетейка уйгуров – этот мужской головной убор богато украшают бисером.
Представители духовенства носят кулох – вытянутую вверх шапочку. Иногда её обматывают чалмой, но так, чтобы остроконечный купол просматривался. Женщины и девушки носят небольшие круглые шапочки, декорированные жемчугом, камнями и перьями. Кстати, по перу можно было раньше определить, сосватана ли красавица: его носили только свободные девушки. Благословляя ребёнка, мулла надевал на него сакральный головной убор с кисточкой. Он был призван охранять здоровье и дарить благополучие владельцу.
Виды украшений и орнаментов
Туркменская тюбетейка называется «тахья», и её палитра ограничена несколькими цветами: красным, жёлтым, чёрным и белым. У чустского головного убора по чёрному полю идёт белый орнамент. Обычно на нём изображают стручковый перец, отпугивающий злых духов, символизирующие мужество бараньи рога и означающие жизненную силу волны. Шахрисабзская тюбетейка украшается роскошным цветочным орнаментом, подчёркивающим разнообразную красоту природы края. Если головной убор расшит золотыми и серебряными нитями, то его владелец родом из Бухары. Красавицы Востока носят ташкентские тюбетейки – на зелёном фоне расцветают павлиньи и фазаньи перья, защищающие от сглаза. А на каракалпакских шапочках красуются яркие помпоны. Также на них обязательно есть узор в виде колеса – его ещё называют «плевком царицы». По легенде венценосная особа объезжала свои владения и увидела дивной красоты работы местных мастериц. Чтобы не сглазить, она плюнула в сторону и попала на одну из шапочек. Так узор и остался защитой от дурного глаза.
Тюбетейка издавна считается одним из символов Востока. В наши дни мастерицы ревностно сохраняют традиции, соревнуясь в искусности ремесла вышивки и украшения. Аутентичный национальный головной убор, тюбетейка считается прекрасным сувениром из поездки по Средней Азии.
Этнический отель «Караван-сарай»
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
«А если я, будучи узбеком, не захочу носить тюбетейку? Что тогда – увольнение, штраф?»
В Узбекистане всю минувшую неделю в центре внимания были тюбетейки. Дискуссию спровоцировал министр культуры Озодбек Назарбеков, сообщивший, что теперь его сотрудники на работе будут носить дуппи — традиционный узбекский головной убор. Данная инициатива разделила общество. Казанский востоковед и постоянный автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов рассказывает о том, как звезда местной эстрады борется за сохранение «этических норм, сформировавшихся на протяжении тысячелетий».
Хочешь быть патриотом — носи тюбетейку!
В Узбекистане темой номер один на минувшей неделе стали… тюбетейки. Это хороший знак, страна выходит из коронакризиса. Тема пандемии уходит на второй план, жизнь в Узбекистане, как и в других странах Центральной Азии, возвращается в привычное русло. Ограничения, если и сохраняются, то уже носят формальный характер.
Власти вновь заговорили о реформах, в наступающем году будет подкорректирован Основной закон республики. Президент Шавкат Мирзиеев в праздничном поздравлении по случаю Дня Конституции предложил внести в основной закон изменения. В нем будут определены основы развития института семьи, «донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей, дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране», отражены вопросы недопущения детского труда, защиты прав инвалидов и пожилых людей, а также климатические вопросы.
Высшие чиновники страны каждый по-своему уловили месседж главы страны. Особо отличился министр культуры Узбекистана Озодбек Назарбеков, который сообщил, что теперь сотрудники министерства на работе будут носить дуппи (тюбетейку). Он назвал это возрождением традиций и призвал работников всех сфер последовать примеру.
Министр отметил, что данная инициатива направлена на продвижение национальных традиций, в чем минкульт намерен быть примером. «Призываю представителей всех сфер, творческих людей, патриотов Родины, волонтеров поддержать эту инициативу. Поспешите вернуть в жизнь еще одну ценность, защищенную нашей Конституцией», — отметил Назарбеков.
В интернет был выложен ролик, где сам министр, а также все сотрудники министерства облачились в национальный головной убор.
Дуппи здесь считается не столько национальным, сколько религиозным головным убором. В любой узбекской мечети на входе в молельный зал расположены шкафы с тюбетейками. Их обязательно надо водружать на голову перед намазом
Тюбетейкой по TikTok
«Культурная» инициатива взбудоражила широкие народные массы. В светском Узбекистане подобные инициативы воспринимаются как откат к прошлому, очередной шаг к исламизации страны. Дуппи здесь считается не столько национальным, сколько религиозным головным убором. В любой узбекской мечети на входе в молельный зал расположены шкафы с тюбетейками. Их обязательно надо водружать на голову перед намазом. С голой головой заходить в мечеть не принято.
47-летний Назарбеков пришел в министерство с эстрадных подмостков. С 2003 года он выступал с сольными концертами, в том числе на лучших сценах страны, и считается самым успешным певцом узбекской эстрады. Ни один правительственный концерт не обходится без его выступления. Но репертуар его ближе к классическому, народному.
В январе прошлого года Назарбеков получил министерский портфель и уже прославился рядом ограничительных мер. Последнее — это отмена шоу-концерта TikTok Fest с участием российских и украинских блогеров и музыкантов (например Дани Милохина), который должен был состояться 25 декабря в Ташкенте. Хотя минкульт и открещивается от этого решения, ссылаясь на МВД республики, которое дает разрешение, но все же свою позицию озвучил.
В министерстве считают: «TikTok Fest окажет негативное влияние на сознание, мировоззрение молодежи с духовной точки зрения. Ведь это отрицает и наше воспитание, сформировавшееся под влиянием человеческих качеств, этических норм, сформировавшихся на протяжении тысячелетий и пропитавших нашу кровь». «Надеемся, что организаторы таких мероприятий впредь будут учитывать перечисленные факторы и отнесутся к данному вопросу более серьезно», — отметили в минкульте.
Стоит также отметить, что доступ к TikTok (наряду с «Твиттером», «ВКонтакте» и «Скайпом») в Узбекистане был ограничен этим летом. В сентябре партия «Миллий тикланиш» выступила за полное ограничение работы TikTok как сервиса, опасного для детей.
«Запретный плод сладок, такие вещи запретами не решить», — пишет один из комментаторов, обсуждая отмену концерта тиктокеров и возможное повсеместное введение «тюбетеечного» дресс-кода
«Запретный плод сладок»
«Запретный плод сладок, такие вещи запретами не решить», — пишет один из комментаторов, обсуждая отмену концерта тиктокеров и возможное повсеместное введение «тюбетеечного» дресс-кода. «Назарбеков занимает должность министра культуры Узбекистана, а не узбекской культуры, [забывая] что в стране проживают люди более 130 национальностей», — отмечает другой критик этого решения.
«А где можно прочитать список того, что подходит под определение „национальный менталитет узбекского народа, нравственное воспитание, исторически богатая культура и мировоззрение молодежи“? Навруз и чтение стихов Бабура студентами „белый верх, темный низ“ на фоне баннера с новостройками и портретом президента? Вот это все и есть работа минкультуры?» — возмущаются другие пользователи сети.
Известная узбекская певица Лола (выступающая в России под псевдонимом Мая) язвительно прошлась по новой инициативе министерства. Она опубликовала в «Инстаграме» фотографию в балаклаве и отметила, что ведомство не оценило бы ее уголовной убор. «Что там по головным уборам? В министерстве культуры Узбекистана вряд ли бы оценили, но, как по мне, отменный способ скрыть немытую голову, неуложенные волосы, седину, ну или залысину. Тащусь от модных тенденций 2021-го», — написала артистка на своей страничке.
Эта тема явно «зашла» в массы, наложившись, видимо, на предновогодние настроения. Большинство критиков настроены мирно и сыплют шутками и приколами. Но есть и те, кто готов подать в суд на министра.
«А если я, будучи сотрудником минкульта и узбеком, не захочу носить тюбетейку? Что тогда — увольнение, штраф, понижение в должности? Какой простор для подачи в суд на министра!» — пишет один из таких критиков. «Когда уже до них дойдет, что культура начинается не с дуппи, не с чапана и т. д. Культура начинается с соблюдения правил дорожного движения, с соблюдения очереди, с прочих проявлений уважения к окружающим. Но, конечно, тюбетейку нацепить гораздо проще. Какой-такой культур-мультур? Не слышали», — вторит ему другой комментатор.
Как и любое общество, узбекское делится на либералов и консерваторов. Последние стыдят первых: «Люди, далекие от нашей культуры и менталитета, спекулируя на „демократии“, пытаются всячески ставить „палки в колеса“ и критиковать обычаи своих же отцов и дедов, которые не только одевались таким образом, а гордились, надевая чапан и тюбетейку, перед всем миром! До середины 1980-х годов почти 70–80% узбекистанцев носили тюбетейки как национальную гордость! Не забывайте, вы живете в Узбекистане!»
Узбекская дуппи фактически стала частью свадебного обряда. Перед никахом в мечети невеста водружает тюбетейку на голову жениху. И тут же снимает, когда обряд окончен…
Как спасти тюбетейку?
Проблема есть. Народные обычаи и традиции стремительно уходят из узбекского общества, и скороспелое решение главы минкульта напоминает хватание утопающего за соломинку. Миллионы молодых узбеков, получив «культурное крещение» в России, возвращаются на родину с иным менталитетом. Большой популярностью в стране пользуются низкопробные российские шоу и сериалы, телевидение здесь смотрят почти все. Интернет не может стать альтернативой ввиду низкой скорости передачи данных. Массовое строительство оптико-волоконных сетей началось только в этом году.
Узбекская дуппи фактически стала частью свадебного обряда. Перед никахом в мечети невеста водружает тюбетейку на голову жениху. И тут же снимает, когда обряд окончен…
Что касается узбекской молодежи, то она предпочитает одеваться если не ярко, то модно. Национальные костюмы и узоры здесь не в тренде, если речь идет о городской молодежи. В кишлаках все еще носят традиционные одежды, но в основном пожилые люди.
Что касается узбекской молодежи, то она предпочитает одеваться если не ярко, то модно. Национальные костюмы и узоры здесь не в тренде, если речь идет о городской молодежи
К слову сказать, местные татары стараются сохранять в костюме верность народным традициям. В татарском селе Ногай-Курган, которое сейчас вошло в состав Ташкента, пожилые татары носят тюбетейки без узора по типу каляпушей, но только не круглые, а четырехугольные. А татарские бабушки все еще ходят в бархатных камзолах, которые уже давно вышли у нас из моды.
Подвергшись массовому остракизму, министр культуры Узбекистана дал задний ход. Уже на следующий день он явился на совещание без тюбетейки. Сотрудники ведомства, судя по фоторепортажу с мероприятия, явно находились в состоянии когнитивного диссонанса. Часть сотрудников все еще была в сползающих с головы тюбетейках, а другая гордо сидела, оголив голову. На этом тюбетеечная история закончилась.
«А если я, будучи узбеком, не захочу носить тюбетейку? Что тогда – увольнение, штраф?»
В Узбекистане всю минувшую неделю в центре внимания были тюбетейки. Дискуссию спровоцировал министр культуры Озодбек Назарбеков, сообщивший, что теперь его сотрудники на работе будут носить дуппи — традиционный узбекский головной убор. Данная инициатива разделила общество. Казанский востоковед и постоянный автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов рассказывает о том, как звезда местной эстрады борется за сохранение «этических норм, сформировавшихся на протяжении тысячелетий».
Хочешь быть патриотом — носи тюбетейку!
В Узбекистане темой номер один на минувшей неделе стали… тюбетейки. Это хороший знак, страна выходит из коронакризиса. Тема пандемии уходит на второй план, жизнь в Узбекистане, как и в других странах Центральной Азии, возвращается в привычное русло. Ограничения, если и сохраняются, то уже носят формальный характер.
Власти вновь заговорили о реформах, в наступающем году будет подкорректирован Основной закон республики. Президент Шавкат Мирзиеев в праздничном поздравлении по случаю Дня Конституции предложил внести в основной закон изменения. В нем будут определены основы развития института семьи, «донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей, дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране», отражены вопросы недопущения детского труда, защиты прав инвалидов и пожилых людей, а также климатические вопросы.
Высшие чиновники страны каждый по-своему уловили месседж главы страны. Особо отличился министр культуры Узбекистана Озодбек Назарбеков, который сообщил, что теперь сотрудники министерства на работе будут носить дуппи (тюбетейку). Он назвал это возрождением традиций и призвал работников всех сфер последовать примеру.
Министр отметил, что данная инициатива направлена на продвижение национальных традиций, в чем минкульт намерен быть примером. «Призываю представителей всех сфер, творческих людей, патриотов Родины, волонтеров поддержать эту инициативу. Поспешите вернуть в жизнь еще одну ценность, защищенную нашей Конституцией», — отметил Назарбеков.
В интернет был выложен ролик, где сам министр, а также все сотрудники министерства облачились в национальный головной убор.
Дуппи здесь считается не столько национальным, сколько религиозным головным убором. В любой узбекской мечети на входе в молельный зал расположены шкафы с тюбетейками. Их обязательно надо водружать на голову перед намазом
Тюбетейкой по TikTok
«Культурная» инициатива взбудоражила широкие народные массы. В светском Узбекистане подобные инициативы воспринимаются как откат к прошлому, очередной шаг к исламизации страны. Дуппи здесь считается не столько национальным, сколько религиозным головным убором. В любой узбекской мечети на входе в молельный зал расположены шкафы с тюбетейками. Их обязательно надо водружать на голову перед намазом. С голой головой заходить в мечеть не принято.
47-летний Назарбеков пришел в министерство с эстрадных подмостков. С 2003 года он выступал с сольными концертами, в том числе на лучших сценах страны, и считается самым успешным певцом узбекской эстрады. Ни один правительственный концерт не обходится без его выступления. Но репертуар его ближе к классическому, народному.
В январе прошлого года Назарбеков получил министерский портфель и уже прославился рядом ограничительных мер. Последнее — это отмена шоу-концерта TikTok Fest с участием российских и украинских блогеров и музыкантов (например Дани Милохина), который должен был состояться 25 декабря в Ташкенте. Хотя минкульт и открещивается от этого решения, ссылаясь на МВД республики, которое дает разрешение, но все же свою позицию озвучил.
В министерстве считают: «TikTok Fest окажет негативное влияние на сознание, мировоззрение молодежи с духовной точки зрения. Ведь это отрицает и наше воспитание, сформировавшееся под влиянием человеческих качеств, этических норм, сформировавшихся на протяжении тысячелетий и пропитавших нашу кровь». «Надеемся, что организаторы таких мероприятий впредь будут учитывать перечисленные факторы и отнесутся к данному вопросу более серьезно», — отметили в минкульте.
Стоит также отметить, что доступ к TikTok (наряду с «Твиттером», «ВКонтакте» и «Скайпом») в Узбекистане был ограничен этим летом. В сентябре партия «Миллий тикланиш» выступила за полное ограничение работы TikTok как сервиса, опасного для детей.
«Запретный плод сладок, такие вещи запретами не решить», — пишет один из комментаторов, обсуждая отмену концерта тиктокеров и возможное повсеместное введение «тюбетеечного» дресс-кода
«Запретный плод сладок»
«Запретный плод сладок, такие вещи запретами не решить», — пишет один из комментаторов, обсуждая отмену концерта тиктокеров и возможное повсеместное введение «тюбетеечного» дресс-кода. «Назарбеков занимает должность министра культуры Узбекистана, а не узбекской культуры, [забывая] что в стране проживают люди более 130 национальностей», — отмечает другой критик этого решения.
«А где можно прочитать список того, что подходит под определение „национальный менталитет узбекского народа, нравственное воспитание, исторически богатая культура и мировоззрение молодежи“? Навруз и чтение стихов Бабура студентами „белый верх, темный низ“ на фоне баннера с новостройками и портретом президента? Вот это все и есть работа минкультуры?» — возмущаются другие пользователи сети.
Известная узбекская певица Лола (выступающая в России под псевдонимом Мая) язвительно прошлась по новой инициативе министерства. Она опубликовала в «Инстаграме» фотографию в балаклаве и отметила, что ведомство не оценило бы ее уголовной убор. «Что там по головным уборам? В министерстве культуры Узбекистана вряд ли бы оценили, но, как по мне, отменный способ скрыть немытую голову, неуложенные волосы, седину, ну или залысину. Тащусь от модных тенденций 2021-го», — написала артистка на своей страничке.
Эта тема явно «зашла» в массы, наложившись, видимо, на предновогодние настроения. Большинство критиков настроены мирно и сыплют шутками и приколами. Но есть и те, кто готов подать в суд на министра.
«А если я, будучи сотрудником минкульта и узбеком, не захочу носить тюбетейку? Что тогда — увольнение, штраф, понижение в должности? Какой простор для подачи в суд на министра!» — пишет один из таких критиков. «Когда уже до них дойдет, что культура начинается не с дуппи, не с чапана и т. д. Культура начинается с соблюдения правил дорожного движения, с соблюдения очереди, с прочих проявлений уважения к окружающим. Но, конечно, тюбетейку нацепить гораздо проще. Какой-такой культур-мультур? Не слышали», — вторит ему другой комментатор.
Как и любое общество, узбекское делится на либералов и консерваторов. Последние стыдят первых: «Люди, далекие от нашей культуры и менталитета, спекулируя на „демократии“, пытаются всячески ставить „палки в колеса“ и критиковать обычаи своих же отцов и дедов, которые не только одевались таким образом, а гордились, надевая чапан и тюбетейку, перед всем миром! До середины 1980-х годов почти 70–80% узбекистанцев носили тюбетейки как национальную гордость! Не забывайте, вы живете в Узбекистане!»
Узбекская дуппи фактически стала частью свадебного обряда. Перед никахом в мечети невеста водружает тюбетейку на голову жениху. И тут же снимает, когда обряд окончен…
Как спасти тюбетейку?
Проблема есть. Народные обычаи и традиции стремительно уходят из узбекского общества, и скороспелое решение главы минкульта напоминает хватание утопающего за соломинку. Миллионы молодых узбеков, получив «культурное крещение» в России, возвращаются на родину с иным менталитетом. Большой популярностью в стране пользуются низкопробные российские шоу и сериалы, телевидение здесь смотрят почти все. Интернет не может стать альтернативой ввиду низкой скорости передачи данных. Массовое строительство оптико-волоконных сетей началось только в этом году.
Узбекская дуппи фактически стала частью свадебного обряда. Перед никахом в мечети невеста водружает тюбетейку на голову жениху. И тут же снимает, когда обряд окончен…
Что касается узбекской молодежи, то она предпочитает одеваться если не ярко, то модно. Национальные костюмы и узоры здесь не в тренде, если речь идет о городской молодежи. В кишлаках все еще носят традиционные одежды, но в основном пожилые люди.
Что касается узбекской молодежи, то она предпочитает одеваться если не ярко, то модно. Национальные костюмы и узоры здесь не в тренде, если речь идет о городской молодежи
К слову сказать, местные татары стараются сохранять в костюме верность народным традициям. В татарском селе Ногай-Курган, которое сейчас вошло в состав Ташкента, пожилые татары носят тюбетейки без узора по типу каляпушей, но только не круглые, а четырехугольные. А татарские бабушки все еще ходят в бархатных камзолах, которые уже давно вышли у нас из моды.
Подвергшись массовому остракизму, министр культуры Узбекистана дал задний ход. Уже на следующий день он явился на совещание без тюбетейки. Сотрудники ведомства, судя по фоторепортажу с мероприятия, явно находились в состоянии когнитивного диссонанса. Часть сотрудников все еще была в сползающих с головы тюбетейках, а другая гордо сидела, оголив голову. На этом тюбетеечная история закончилась.