Тюбетейка для мусульманина что означает
Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, кто ты
Представителям других религий тюбетейка говорит о том, что перед ними мусульманин. Самим же мусульманам этот головной убор рассказывает, откуда родом его владелец. Тюбетейка – непростой предмет гардероба. Слово возникло от тюркского «тюбе», что означает – вершина. В этом есть философский смысл, символ и защита. Ведь островерхая форма тюбетейки похожа на купол мечети. Раньше мусульмане, выходя из дома, обязательно надевали этот головной убор, сейчас тюбетейку носить в повседневности не обязательно, но на праздники ее надевают все верующие. Четыре сегмента тюбетейки означают четыре периода человеческой жизни – детский, юношеский, взрослый и старость.
Виды тюбетеек
У разных народов формы тюбетеек разные, есть квадратные, есть конусообразные, есть похожие на таблетку. Иногда детали на тюбетейке, ее цвета и узоры могут многое рассказать. Считалось, что символы этого головного убора служат защитой (от сглаза, от врагов, от злых духов) или привлекают богатство и жизненную энергию. Существуют даже древние поверья, что тюбетейка может уберечь человека от колдовства, порчи, зависти. Поэтому носить чужую тюбетейку считалось невозможным по причине того, что с головным убором к другому человеку переходят болезни и судьба. Особенно запрещалось надевать тюбетейки умерших людей.
По тюбетейке, как и по халату мусульманина, можно было прочитать, из какого он региона, каково его происхождение, социальное или семейное положение, возраст, род занятий. До революции имамы обращали на это большое внимание и запрещали носить головной убор, не соответствующий достоверной личной информации.
Национальные обычаи каждой страны диктуют свои условия ношения тюбетейки
Некоторые богословы говорят о её принадлежности к религии и утверждают, что совершать намаз без тюбетейки – это макрух (нежелательно). В доказательство приводят хадисы, в которых говорится о том, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) всегда носил головной убор. Действительно, в хадисах многих сподвижников описывается чёрная чалма Посланника. Другие учёные уверяют, что тюбетейка – это элемент восточной культуры, изначально связанный с жаркими климатическими условиями и защитой от солнца. Постепенно этот головной убор прижился и перешёл к более прохладным восточным странам.
В современной жизни иногда между поколениями возникают споры по поводу ношения тюбетейки, тем более, что в шариате напрямую не отражено решение этого вопроса. Старшее поколение в некоторых странах считает недопустимым находиться среди чужих людей с непокрытой голой. Молодежь, соблюдающая традиции ислама, не хочет носить тюбетейки даже во время намаза. По этому поводу в мечети может вспыхнуть конфликт, что недопустимо.
В суре «Аль-Араф» Аллах говорит:
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» [7:31].
Споры
Многие говорят о том, что это относится и к покрытию головы. Но несколько учёных разведали, что аят был написан для мусульман, которые обходили Каабу обнажёнными и под украшением имелась ввиду просто одежда. Другие спорят с ними, что если речь идёт об одежде, то к покрытию головы это тоже относится. Известный мухаддис шейх аль-Албани выдвигает такую точку зрения: «Мусульманину желательно приступать к молитве в наилучшем виде, который соответствует предписаниям Ислама, ибо как гласит хадис:
«Воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались» («Тамам аль-Минна»).
Учёный также обратил внимание на то, что, если паломнику запрещается во время хаджа покрывать голову, значит, во всех остальных случаях он должен это делать.
В любом случае, мусульмане, которые стараются поддерживать свою национальную самоидентичность, примут лучшее решение, носить им тюбетейку или нет.
Тюбетейка: сунна или элемент культуры?
Некоторые виды одежды сегодня ассоциируются с приверженцами той или иной религии. Одним из таких атрибутов служит тюбетейка, которую носят многие мусульмане во время посещения мечети, а также в обыденной жизни.
Несмотря на то, что дизайн головного убора у каждого народа свой, предназначение тюбетейки едино для всех правоверных.
Каноническое положение головного убора в исламе
В современном мире большое влияние на религию оказывают местные национальные обычаи и традиции, что, в свою очередь, привело к некоторым различиям в духовной практике, поклонении, исполнении религиозных обрядов, в воззрениях на исламские каноны у разных народов. В результате стало сложно выявить грань между религией и национальным сегментом.
Вопрос о ношении головного убора мусульманами служит тому наглядным примером. Одни верующие связывают его с предписаниями Шариата, другие – исключительно с культурой исповедующих ислам народов.
Большинство учёных относят ношение мужского головного убора к элементу религии, а некоторые и вовсе утверждают, что – это сунна. Сторонники такой позиции, как правило, сходятся во мнении, что совершение намаза без головного убора – это макрух (порицаемо). За это верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания.
В качестве доказательства приводится аят Священного Корана:
«Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети…» (7:31)
В данном случае речь идёт не только о прикрытии аурата, но и необходимости облачиться в чистую одежду, умаститься благовониями и использовать мисвак. И некоторые богословы утверждают, что тюбетейка, чалма или иной головной убор мусульманина тоже относится к его украшениям, а значит, его ношение желательно.
Для обоснования этой позиции приводятся также и некоторые хадисы, в которых описывается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) постоянно носил головной убор.
Со слов сподвижника по имени Джабир ибн Абдуллах передаётся, что в день завоевания Мекки Пророк (с.г.в.) был в чёрной чалме (Муслим, Тирмизи). В другом хадисе приводятся слова самого Мухаммада (с.г.в.): «Отличительной особенностью между нами и многобожниками служит повязанная чалма» (Абу Дауд). На основании этого многие видные богословы заявляли о желательности покрытия головы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). Но исключением считается совершение паломничества, так как во время хаджа ношение головных уборов запрещено.
Есть и другая версия, утверждающая, что головные уборы у мусульманских народов – это лишь атрибут культуры, а чалму арабы носили и до Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Т.е. Посланник Аллаха (с.г.в.), повязывая чалму, руководствовался не религиозными постулатами, а национальным обычаем.
Ношение головных уборов у арабов прижилось из-за климатических условий местности. Многие племена, проживавшие в пустынях Аравии, носили чалму для защиты от солнечных лучей. Именно этим объясняется, по мнению сторонников данной позиции, тот факт, что Пророк (с.г.в.) постоянно был в головном уборе. От арабов этот элемент культуры со временем «перекочевал» и к другим народам, принявшим ислам, трансформировался и видоизменялся. Так и появились тюбетейки у мусульман тюркского мира.
Виды тюбетеек
У различных тюркских народов присутствует собственное название национального головного убора. У мусульман России, большинство из которых – татары, головной убор именуется тюбетейкой. Это слово произошло от татарского «тубе» («вершина»). На территории Узбекистана её так же называют тюбетейкой, но присутствуют и собственные названия – «дуппи» и «калпок». В Таджикистане их именуют туппи (на севере страны) и токки (на юге). В Казахстане распространено название «такья», а в Туркменистане – «тахья».
У любого народа мы можем встретить разнообразие форм и цветов данного элемента гадероба. Это связано с тем, что тюбетейки издревле различались в зависимости от города проживания, социального статуса человека, пола и даже возраста. Например, классическая ферганская тюбетейка имеет строгий вид. Для нее характерно сочетание белого узора с черным фоном.
Женская же тюбетейка указывала на семейное положение ее обладательницы. Именно по тюбетейке молодой человек мог понять, замужем приглянувшаяся ему особа или нет. Причём, головному убору уделялось большое внимание и в случае, если девушка так и не смогла выйти замуж – она вынуждена была всё равно носить девичью тюбетейку.
До нас дошли тюбетейки разных видов, включая круглые и квадратные, сферические и остроконечные, заниженные и завышенные. Кроме того, вышивались они различными узорами и цветами нитей. Это зависело от многих факторов, на которые в дореволюционное время обращали большое внимание – запрещалось носить головной убор, который не соответствует твоему семейному и материальному положению, происхождению, роду деятельности и т.д.
Также мусульманский головной убор выполнял своего рода функцию защиты от тёмных сил. Согласно поверьям, тюбетейка оберегает человека от сглаза, порчи и колдовства. По этой причине запрещалось надевать чужую тюбетейку, так как люди верили, что с головным убором человеку может перейти его судьба. Особенно это касалось тюбетеек умерших.
В наши дни тюбетейка также пользуется особой популярностью у различных слоев населения, причём не только у тюрков. Некоторые предпочитают именно её иным головным уборам. Некоторые же надевают тюбетейку исключительно для походов в мечеть по пятницам и в дни праздников.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Чалма, феска, куфия, тюбетейка…
Твоя шапка расскажет о тебе многое
В наше время некоторые предметы одежды у многих людей стойко ассоциируются с представителями определённых религий. Особенно это касается головных уборов. Причиной тому является культурное и историческое многообразие народов, исповедующих ту или иную веру. Мусульмане не являются исключением в этом плане. Рассмотрим кое-какие варианты из того, что обычно бывает на голове у мужчин в исламских странах.
Чалма
Взять хотя бы чалму (тюрбан) – кусок ткани, обмотанный вокруг головы или головного убора и имеющий длину от 2,5 до 8 метров. Чалма получила распространение среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии, Средней Азии. В России этот головной убор можно увидеть на представителях мусульманского духовенства. Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современных арабских странах форма, цвет, манеры ношения чалмы весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д.
Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. В мусульманском мире чалме уделяется особое значение. Объясняется это тем, что её носил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рекомендуя своим сподвижникам делать то же самое. В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, надевал чёрную чалму, и её конец спускался на плечи.
Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы Пророка (мир ему и благословение) составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5–3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк (мир ему и благословение) подарил ближайшему сподвижнику – зятю и двоюродному брату Али (да будет доволен им Аллах). Кстати, волнистые линии на наших, дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку чалме.
Куфия
Следующим головным убором, распространённым среди мусульман, является куфия. В русскоязычных странах куфия получила название «арафатка» в честь лидера палестинцев Ясира Арафата, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия. Арафат укладывал её на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины. Куфия представляет собой мужской головной платок, обычно придерживаемый чёрным обручем. В зависимости от региона происхождения человека, носящего куфию, могут различаться орнамент, расцветка, а также способ завязывания головного убора. Например, в Саудовской Аравии эта манера совсем простая – однотонный или с красным орнаментом головной платок, наброшенный на голову – иногда даже без поддерживающего обруча.
В Омане куфию повязывают гораздо более сложным образом и совсем иначе, чем саудовцы, на манер чалмы. Оманцы не используют поддерживающий куфию обруч, что повсеместно принято в Иордании и Палестине. А что касается различных расцветок куфии, то она почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или чёрном цвете. Куфия с красным орнаментом является самой популярной в странах Персидского залива. А чёрно-белая – в Палестине и Ливане. Красно-белые куфии носят всюду в этих областях, но наиболее тесно они связаны с Иорданией.
Тюбетейка
Переходим к тюбетейке – головному убору, наиболее распространённому среди мусульман России и среднеазиатской части бывшего СССР. Тюбетейку определяют как круглую или квадратную, островерхую или плоскую, лёгкую шапку, надеваемую прямо на голову. Её другое название – «такия».
В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Их форма, особенности узора, цвет, предназначение отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.
На Северном Кавказе с тюбетейками дело обстоит проще. В большинстве своём их многообразие составляют головные уборы со свисающей с верхушки кисточкой, характерные для мусульман Чечни, и тюбетейки конусообразной формы с волнистой или прямой полосой сбоку, получившие распространение в Дагестане. Или это могут быть тюбетейки со всякого рода вышивкой и привычной надписью «made in…», которые в качестве подарка своим близким привозят с собой из хаджа паломники.
На Востоке тюбетейка выполняет функцию не только головного убора. Её также используют как основу для завязывания чалмы.
Феска
Некоторые мусульмане Турции и Северной Африки надевают феску. Форма фески – усечённый конус, в середину верхушки которого вставлена кисточка. Своё имя она получила от города Фес – одного из больших городов Марокко, который прежде имел монополию на изготовление этого головного убора. В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески – красного цвета с чёрной кисточкой. А в Тунисе, Ливии и Марокко она в два или три раза длиннее и имеет синюю шёлковую кисть.
Феска, как и тюбетейка, идеально подходит для повязывания чалмы. В 1826 году османский султан Махмуд II провозгласил феску официальным головным убором военных и чиновников, после чего она стремительно распространилась по территории Империи. Однако уже через 100 лет, в 1925, президент новой Турции Кемаль Ататюрк запретил красную шапку, и сегодня немногие турки носят классическую феску.
Оставшиеся головные уборы – те, которые можно встретить повсеместно, не только в мусульманских странах. А именно: кепки, бейсболки, шляпы, шапки. Многие мусульмане надевают их как в мечети, так и в общественных местах. Ношение вышеперечисленного никаким образом не противоречит религиозным правилам. Напротив, прикрытие головы является сунной Пророка (мир ему и благословение).
Важным моментом также является этика ношения головного убора. Это значит, что человеку, надевшему тюбетейку, ещё более непозволительно совершать поступки, порицаемые нашей религией.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что носят на голове восточные мужчины: Тюрбан, тюбетейка, феска и др
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тюбетейка
Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».
Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.
В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.
Тюрбан (чалма)
Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.
Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.
Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.
Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.
Феска
Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.
С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.
Куфия
Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.
На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.
Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.
Тагельмуст
Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«А если я, будучи узбеком, не захочу носить тюбетейку? Что тогда – увольнение, штраф?»
В Узбекистане всю минувшую неделю в центре внимания были тюбетейки. Дискуссию спровоцировал министр культуры Озодбек Назарбеков, сообщивший, что теперь его сотрудники на работе будут носить дуппи — традиционный узбекский головной убор. Данная инициатива разделила общество. Казанский востоковед и постоянный автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов рассказывает о том, как звезда местной эстрады борется за сохранение «этических норм, сформировавшихся на протяжении тысячелетий».
Хочешь быть патриотом — носи тюбетейку!
В Узбекистане темой номер один на минувшей неделе стали… тюбетейки. Это хороший знак, страна выходит из коронакризиса. Тема пандемии уходит на второй план, жизнь в Узбекистане, как и в других странах Центральной Азии, возвращается в привычное русло. Ограничения, если и сохраняются, то уже носят формальный характер.
Власти вновь заговорили о реформах, в наступающем году будет подкорректирован Основной закон республики. Президент Шавкат Мирзиеев в праздничном поздравлении по случаю Дня Конституции предложил внести в основной закон изменения. В нем будут определены основы развития института семьи, «донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей, дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране», отражены вопросы недопущения детского труда, защиты прав инвалидов и пожилых людей, а также климатические вопросы.
Высшие чиновники страны каждый по-своему уловили месседж главы страны. Особо отличился министр культуры Узбекистана Озодбек Назарбеков, который сообщил, что теперь сотрудники министерства на работе будут носить дуппи (тюбетейку). Он назвал это возрождением традиций и призвал работников всех сфер последовать примеру.
Министр отметил, что данная инициатива направлена на продвижение национальных традиций, в чем минкульт намерен быть примером. «Призываю представителей всех сфер, творческих людей, патриотов Родины, волонтеров поддержать эту инициативу. Поспешите вернуть в жизнь еще одну ценность, защищенную нашей Конституцией», — отметил Назарбеков.
В интернет был выложен ролик, где сам министр, а также все сотрудники министерства облачились в национальный головной убор.
Дуппи здесь считается не столько национальным, сколько религиозным головным убором. В любой узбекской мечети на входе в молельный зал расположены шкафы с тюбетейками. Их обязательно надо водружать на голову перед намазом
Тюбетейкой по TikTok
«Культурная» инициатива взбудоражила широкие народные массы. В светском Узбекистане подобные инициативы воспринимаются как откат к прошлому, очередной шаг к исламизации страны. Дуппи здесь считается не столько национальным, сколько религиозным головным убором. В любой узбекской мечети на входе в молельный зал расположены шкафы с тюбетейками. Их обязательно надо водружать на голову перед намазом. С голой головой заходить в мечеть не принято.
47-летний Назарбеков пришел в министерство с эстрадных подмостков. С 2003 года он выступал с сольными концертами, в том числе на лучших сценах страны, и считается самым успешным певцом узбекской эстрады. Ни один правительственный концерт не обходится без его выступления. Но репертуар его ближе к классическому, народному.
В январе прошлого года Назарбеков получил министерский портфель и уже прославился рядом ограничительных мер. Последнее — это отмена шоу-концерта TikTok Fest с участием российских и украинских блогеров и музыкантов (например Дани Милохина), который должен был состояться 25 декабря в Ташкенте. Хотя минкульт и открещивается от этого решения, ссылаясь на МВД республики, которое дает разрешение, но все же свою позицию озвучил.
В министерстве считают: «TikTok Fest окажет негативное влияние на сознание, мировоззрение молодежи с духовной точки зрения. Ведь это отрицает и наше воспитание, сформировавшееся под влиянием человеческих качеств, этических норм, сформировавшихся на протяжении тысячелетий и пропитавших нашу кровь». «Надеемся, что организаторы таких мероприятий впредь будут учитывать перечисленные факторы и отнесутся к данному вопросу более серьезно», — отметили в минкульте.
Стоит также отметить, что доступ к TikTok (наряду с «Твиттером», «ВКонтакте» и «Скайпом») в Узбекистане был ограничен этим летом. В сентябре партия «Миллий тикланиш» выступила за полное ограничение работы TikTok как сервиса, опасного для детей.
«Запретный плод сладок, такие вещи запретами не решить», — пишет один из комментаторов, обсуждая отмену концерта тиктокеров и возможное повсеместное введение «тюбетеечного» дресс-кода
«Запретный плод сладок»
«Запретный плод сладок, такие вещи запретами не решить», — пишет один из комментаторов, обсуждая отмену концерта тиктокеров и возможное повсеместное введение «тюбетеечного» дресс-кода. «Назарбеков занимает должность министра культуры Узбекистана, а не узбекской культуры, [забывая] что в стране проживают люди более 130 национальностей», — отмечает другой критик этого решения.
«А где можно прочитать список того, что подходит под определение „национальный менталитет узбекского народа, нравственное воспитание, исторически богатая культура и мировоззрение молодежи“? Навруз и чтение стихов Бабура студентами „белый верх, темный низ“ на фоне баннера с новостройками и портретом президента? Вот это все и есть работа минкультуры?» — возмущаются другие пользователи сети.
Известная узбекская певица Лола (выступающая в России под псевдонимом Мая) язвительно прошлась по новой инициативе министерства. Она опубликовала в «Инстаграме» фотографию в балаклаве и отметила, что ведомство не оценило бы ее уголовной убор. «Что там по головным уборам? В министерстве культуры Узбекистана вряд ли бы оценили, но, как по мне, отменный способ скрыть немытую голову, неуложенные волосы, седину, ну или залысину. Тащусь от модных тенденций 2021-го», — написала артистка на своей страничке.
Эта тема явно «зашла» в массы, наложившись, видимо, на предновогодние настроения. Большинство критиков настроены мирно и сыплют шутками и приколами. Но есть и те, кто готов подать в суд на министра.
«А если я, будучи сотрудником минкульта и узбеком, не захочу носить тюбетейку? Что тогда — увольнение, штраф, понижение в должности? Какой простор для подачи в суд на министра!» — пишет один из таких критиков. «Когда уже до них дойдет, что культура начинается не с дуппи, не с чапана и т. д. Культура начинается с соблюдения правил дорожного движения, с соблюдения очереди, с прочих проявлений уважения к окружающим. Но, конечно, тюбетейку нацепить гораздо проще. Какой-такой культур-мультур? Не слышали», — вторит ему другой комментатор.
Как и любое общество, узбекское делится на либералов и консерваторов. Последние стыдят первых: «Люди, далекие от нашей культуры и менталитета, спекулируя на „демократии“, пытаются всячески ставить „палки в колеса“ и критиковать обычаи своих же отцов и дедов, которые не только одевались таким образом, а гордились, надевая чапан и тюбетейку, перед всем миром! До середины 1980-х годов почти 70–80% узбекистанцев носили тюбетейки как национальную гордость! Не забывайте, вы живете в Узбекистане!»
Узбекская дуппи фактически стала частью свадебного обряда. Перед никахом в мечети невеста водружает тюбетейку на голову жениху. И тут же снимает, когда обряд окончен…
Как спасти тюбетейку?
Проблема есть. Народные обычаи и традиции стремительно уходят из узбекского общества, и скороспелое решение главы минкульта напоминает хватание утопающего за соломинку. Миллионы молодых узбеков, получив «культурное крещение» в России, возвращаются на родину с иным менталитетом. Большой популярностью в стране пользуются низкопробные российские шоу и сериалы, телевидение здесь смотрят почти все. Интернет не может стать альтернативой ввиду низкой скорости передачи данных. Массовое строительство оптико-волоконных сетей началось только в этом году.
Узбекская дуппи фактически стала частью свадебного обряда. Перед никахом в мечети невеста водружает тюбетейку на голову жениху. И тут же снимает, когда обряд окончен…
Что касается узбекской молодежи, то она предпочитает одеваться если не ярко, то модно. Национальные костюмы и узоры здесь не в тренде, если речь идет о городской молодежи. В кишлаках все еще носят традиционные одежды, но в основном пожилые люди.
Что касается узбекской молодежи, то она предпочитает одеваться если не ярко, то модно. Национальные костюмы и узоры здесь не в тренде, если речь идет о городской молодежи
К слову сказать, местные татары стараются сохранять в костюме верность народным традициям. В татарском селе Ногай-Курган, которое сейчас вошло в состав Ташкента, пожилые татары носят тюбетейки без узора по типу каляпушей, но только не круглые, а четырехугольные. А татарские бабушки все еще ходят в бархатных камзолах, которые уже давно вышли у нас из моды.
Подвергшись массовому остракизму, министр культуры Узбекистана дал задний ход. Уже на следующий день он явился на совещание без тюбетейки. Сотрудники ведомства, судя по фоторепортажу с мероприятия, явно находились в состоянии когнитивного диссонанса. Часть сотрудников все еще была в сползающих с головы тюбетейках, а другая гордо сидела, оголив голову. На этом тюбетеечная история закончилась.