У бар бороды не бывает что это значит
Мотивированность фамилий в романе «Прокляты и убиты»
МОТИВИРОВАННОСТЬ ФАМИЛИЙ В РОМАНЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ПРОКЛЯТЫ И УБИТЫ»
Имена собственные с ясным этимологическим значением основы, с говорящей внутренней формой в художественном тексте являются прямо мотивированными, т. е. «прямо характеризующими» через семантику или форму основы называемый образ, черты характера, социальный тип.
Сравним следующие фамилии: Стародум, Скотинин, Простаковы (Фонвизин); Хлестаков, Манилов, Собакевич, Коробочка, Ляпкин-Тяпкин, Петух(Гоголь); Угрюм-Бурчеев, Голозадов, Удушьев, Мерзавский, Дерунов, Дракин (Салтыков-Щедрин); Очумелов, Глоткин, Гнусов, Ехидов, Пришибеев (Чехов) и т. д.
В «говорящих» фамилиях или прозвищах стилистическая экспрессия оценочности возникает благодаря их семантической двуплановости: этимологическое (отапеллятивное) значение основы накладывается на собственное ономастическое, номинативное, в результате чего первое усиливает второе и делает его «говорящим», оценочным и двуплановым [Фонякова 2007 : 45].
В статье «Имена персонажей» пишет: «Особенно много написано о так называемых «говорящих», «значащих», «знаменательных» или «смысловых» именах. Под этими неудачными терминами подразумевают такое имя персонажа, в котором этимологическое (доантропонимическое) значение лексической основы сразу раскрывает суть персонажа: Правдин, Свиньин, Скотинин … Они подобны маскам злодея или героя в средневековом театре, по которым зритель сразу знал, кто перед ним» [Никонов 1980 : 413].
В романе «Прокляты и убиты» более 60 действующих героев. Тем не менее, лишь в некоторых фамилиях персонажей наблюдается мотивация.
1) – фамилии, оправдывающие свое содержание.
2) – большую часть романа составляют те фамилии, которые никак не обозначают характер персонажа. Так, фамилия Шестаков образовалась от именования «шестак», наиболее часто значение которого – «шестой ребенок в семье» или «шестой мальчик», т. е. «один из шести родных братьев в семье, где было шесть сыновей» [Никонов 1998 : 167]. предполагает, что фамилия Шестаков вполне вероятно имеет и другое объяснение происхождения. «В основе может лежать род занятий главы семьи: шестовым называли бурлака, который ходил с шестом вместо весла. Тогда корень фамилии не число, а название срубленного и очищенного прямого тонкого дерева. Кличка шест вполне могла прилепиться к долговязым и тонким, как жердь, людям, а потом стать фамилией» [Ведина 2007 : 517]. А вот фамилия Фефелов образовалась от наименования «фефела», что означает «простофиля, разиня, растопыря, их дразнили толстой, необиходной бабой» [Даль 1998 : 533]. Многозначна фамилия Одинец: «Так называли мужика, который живет без семьи; мощного, сильного кабана; одинокий всадник – тоже одинец, а его сынок, родившийся, возможно, и без ведома, естественно, Одинцов» [Ведина 2008 : 326]. Носительница фамилии Зыкова не является обладательницей зычного голоса. Интересное содержание фамилий Шевелев, Щусь, Хохлак, Пшенный, Барышников, Вяткин, Мансуров, которые, как и предыдущие фамилии, не отражают сущности их владельцев.
Таким образом, поэтические антропонимы романа «Прокляты и убиты» способны воплощать авторский замысел о персонаже посредством этимологических характеристик, создавать оценочное представление о носителе фамилии и оказывать эмоциональное воздействие на читателя. Всякий антропоним в «семантическом фокусе» представляет собой загадку, которую необходимо раскрыть, опираясь на общеязыковые и культурно-психологические коннотации ИС в сознании народа и эстетические задачи писателя [Фонякова : 39].
Астафьев и убиты. М., 2005.
Ведина русских фамилий. Тайны происхождения и значения. М.,2007.
Даль словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М., 1998.
Никонов и общество. М., 1990.
, Шведова словарь русского языка. М., 2005.
Фонякова собственное в художественном тексте. Ленинград, 1990.
А отчего вы бритый? Безбородое лицо русской литературы
Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев – историк, журналист.
|
Вот раньше что ни классик – то с бородой. Илья Репин. Портрет И.С. Тургенева. 1879. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого |
Известно, что мода на растительность на лице чередуется с модой на сбривание оной. После примерно 150 лет господства безбородых лиц (среди высших сословий, в низах ситуация отличалась) с середины XIX века борода, поначалу через бакенбарды – как у Пушкина, или через усы – как у Гоголя и Лермонтова, вернула свои права. Напомним, что у предыдущего поколения – Карамзина или Державина – на лице не имелось ничего. Те, кого изображения еще успели застать безбородыми – Лев Толстой, Иван Тургенев, Николай Некрасов (который вкладывал в уста крестьянских ребятишек: «У бар бороды не бывает – усы»), примерно к 1860-м обзаводятся бородами.
Причем это возвращение было всеобщим. Борода так быстро завоевывает свое место на мужском лице, что в очень краткие сроки ее отсутствие становится резко бросающимся в глаза. Практически вся литература 1870–1920 годов – эпохи господства бород – сразу отмечает это обстоятельство. Слово «бритый» употребляется крайне часто. И когда Толстой в 1896-м в «Хаджи-Мурате» пишет про события 1851 года, он считает нужным напомнить про прежние моды: «Лисье бритое лицо его приятно улыбалось». А штамп «бритое актерское лицо» на полвека закрепляется сугубо за артистами, поскольку им нужно было изображать разных лиц.
Вот из рассказа Бориса Зайцева «Актерское счастье»: «. знакомая толпа бритых лиц», «Бритый, дайте папироску!», «Смотри, Верка, – говорила хозяйка, – не доведет бритый до добра». Отсюда и у Чехова в «Скверной истории» – «актерик-любитель, с бритой шалопайской физиономией». «Бритость» – то, что режет глаз, это не норма, а ее отсутствие, которое надо подчеркнуть.
Бритый мужчина – это как бы и не совсем мужчина, он лишен важнейшего вторичного полового признака, в нем налицо изнеженность, манерность, чрезмерное внимание к своей внешности. В безбородых актерах есть что-то от таких же певцов-кастратов, нечто неприятно скопческое или пасторское.
|
Или хотя бы с усами. Филипп Будкин. Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. Институт русской литературы РАН, СПб. |
Со временем бритье постепенно возвращается, и у родившихся в 1880 году Александра Блока и Андрея Белого бороды уже нет, а у Валерия Брюсова, 1873 года рождения, она еще присутствует. Но все равно еще долго гладкое лицо бросается в глаза, оно пока не норма и отмечается особо. Куприн в «Гранатовом браслете», например, не забывает об этом: «. высокий, бритый, желтолицый повар Лука», «. с бритым толстым, безобразно огромным профессором Спешниковым». Точно так же и Бунин в «Темных аллеях» 20–30 годами позднее: «У стены жирный бритый повар», «По свежести его худого, бритого лица», «А отчего вы бритый? Он тоже был бритый. »
С распространением моды на бритье внимание уже фокусируется на том, как выбрито лицо, ибо современных электрических бритв не существовало, а станки требовали горячей воды, раздобыть которую не всегда случалось возможным. Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите»: «на хорошо выбритом лице», «выбрит гладко». Для Булгакова, как он пояснял в «Записках юного врача», вопрос бритья был вопросом принципа: «Всегда так бывает, ежели бриться не три раза в неделю, а только один раз… Вот читал я как-то, где-то. где – забыл. б одном англичанине, попавшем на необитаемый остров. Интересный был англичанин. Досиделся он на острове даже до галлюцинаций…. Но он был выбрит. Брился каждый день на необитаемом острове. Помнится, громаднейшее уважение вызвал во мне этот гордый сын Британии. И когда я ехал сюда, в чемодане у меня лежала и безопасная «Жиллет», а к ней дюжина клинков, и опасная, и кисточка. И твердо решил я, что буду бриться через день, потому что у меня здесь ничем не хуже необитаемого острова». Заметим, что 80 годами ранее цирюльник Иван Яковлевич из «Носа» коллежского асессора Ковалева «брил каждую середу и воскресенье», то есть реже.
|
Нынче писатель совсем другой пошел. Фото РИА Новости |
Но затем булгаковский альтер эго опускается: «. потом лень было бриться… Да. бриться два раза в неделю было ни к чему». И он в итоге стесняется себя: «Я должен стать к нему лицом, своим небритым лицом», и с завистью пишет про преуспевающего счастливчика: «Выбрит он был очень гладко, одевался очень аккуратно, чрезвычайно любил ходить в театр».
Поскольку я в свое время немало писал для «Форбса» по экономической истории, то в истории с бородами для меня остается непроясненным один вопрос: что случилось с доходами цирюльников после прекращения стрижки бород? Много ли потерял клиентов гоголевский Иван Яковлевич? Наступила ли для брадобреев черная полоса длиной в полвека? Русская литература как-то обходит этот вопрос. Понятно, что многие бороды подравнивали, иные носили, скажем, эспаньолки, требовавшие гладких щек, кто-то оставался верен бакенбардам. Но все равно ясно, что спрос на услуги цирюльников упал. Но вот насколько и как мастера бритвы к этому приспособились, наука пока ответа не дает.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
У бар бороды не бывает что это значит
История создания: стихотворение было написано в июле 1861 г., впервые опубликовано на страницах журнала «Время» в том же году.
Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.
Композиция. Стихотворение построено в виде монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор дает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.
Жанр – поэма.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры: «глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».
Эпитеты: «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».
Сравнения: «смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги длинные словно, как жерди».
Как вы думаете, почему стихотворение «Крестьянские дети» так названо?
О чём оно?
Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» названо так, так как основная его тема — жизнь крестьянских ребятишек. Оно рассказывает нам о встречах автора с деревенскими ребятишками и об авторском осмыслении этих встреч.
Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?
Встреча героя во время его очередной охоты произошла, когда герой утомился, уснул в сарае, а проснувшись, увидел, что за ним наблюдают через щель несколько крестьянских ребятишек.
Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа.
Рассказчик — не крестьянин. Некрасов пишет: проживая в Петербурге, занимаясь журналистикой, он очень обожал охотиться и часто уезжал из городка в леса, где отдыхал, охотился и писал стихи.
Перечитайте начало стихотворения «Крестьянские дети». Как чувствует себя поэт в деревне?
Знакомо ли вам такое ощущение, которое испытывает герой стихотворения («живётся легко», «заснул глубоко»)?
Писатель чувствует себя в деревне очень хорошо. Ему легко и весело.
Опять деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живётся легко.
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся весёлого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая.
Да, мне знакомо такое ощущение, которое испытывает герой стихотворения «живётся легко», «заснул глубоко» особенно когда я приезжаю в гости в деревню.
Опишите картину, которую наблюдает герой стихотворения, проснувшись в деревенском сарае.
Что происходит дальше? Чьими глазами показано происходящее?
Герой наблюдает, как птицы воркуют около сарая, а потом крестьянские дети стали заглядывать в щели сарая, они переговариваются между собой, действие показано глазами крестьянских детей.
Как относится поэт к крестьянским детям?
Поясните, используя текст, в чём проявляется отношение поэта к детям.
Поэт любит крестьянских детей, считает, что они растут среди природы, более свободные, а значит и более счастливые. Поэт много времени проводил с детьми крестьян.
В их жизни так много поэзии слито.
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни.
Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей?
Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?
1-ое, с чем встречается рассказчик, — это глаза деток. Он обрисовывает их с большой любовью, так как именно в глазах отражается душа человека, автор ассоциирует их с полевыми цветами:
Когда детки обращаются в бегство, подумав, что герой просыпается, поэт пишет: «человека заслыша, / Так стаей с мякины летят воробьи». Автор нежно ассоциирует малышей со стайкой пугливых воробьев.
Почему дети с таким интересом рассматривают барина?
Чем он привлекает их внимание?
Дети с интересом рассматривали мужчину, замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь дети знали: «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Все для крестьянских детей было диковинкой. Дети побаивались мужчину, видимо, не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, дети поспешили удалиться, ведь заметили, что охотник проснулся.
Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?
Что было со мною — всему подивились И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой.
Малыши считают, что охотятся люди, чтоб добыть дичь и съесть ее. Они понимают, что человек, заснувший в сарае, довольно богат, чтоб охотиться ради пропитания, и может тихо отдыхать, по воззрению детей, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, другими словами с одним из фермеров их деревни, а «баре», по их воззрению, никогда не будут дружно и свободно разговаривать с крестьянами. Потому гость — «не барин».
Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах?
Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы?
Серьёзно или иронично пишет об этом поэт?
Кто на отдыхе радовал их рассказами?
Некрасов, в отличие от многих дворян, никогда не считал крестьян людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, ум и добрую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детьми. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с ними за грибами.
Поэт пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его отыскать. Крестьянские же ребята просто позже находили такие места по одним им понятным приметам. Они могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес деки «губили довольно» змей и клали на перила моста, по которому проходила через село большая дорога. Они задумывались, может быть, под впечатлением российских народных сказок, где богатыри бьются со Змеем Горынычем, что люд, проходящий по ней, удивится подвигам живущих тут ребятишек, пошевелит мозгами: «Это кто ж столько змей наловил?»
В селе росли древние раскидистые вязы, и в горячий летний денек тут на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в главном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие ведали внимательным слушателям о том, что лицезрели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для ребят специфичной школой жизни.
Как описан в стихотворении мир крестьянских детей?
Что отличает мир детей от мира взрослых?
Как крестьянские дети приучаются к ответственному отношению к труду?
Мир крестьянских детей описан в стихотворении как чудесный, веселый, счастливый мир, свободный об обременительного обучения. Мир детей отличает от мира взрослых непосредственность, простота, у них еще нет каких-то серьезных обязательств. Тем не менее крестьянские дети приучаются к ответственному отношению к труду, это поэт очень хорошо показывает, когда описывает маленького мальчика, который помогает отцу с заготовкой дров.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
В чём состоит школа жизни, которую проходят крестьянские дети, чтобы быть сильными, готовыми к непростому крестьянскому труду, умению не сдаваться в сложных ситуациях?
Школа жизни состоит в том, что дети с малых лет выполняют какую-то доступную для них работу:
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведёрко кваску.
Все это готовит их к непростому крестьянскому труду, умению не сдаваться в сложных ситуациях.
Как вы объясните состояние героя во время и после его встречи с мальчиком, занимающимся тяжёлой мужской работой?
Какие чувства испытывает герой по отношению к мальчику?
Герой во время и после его встречи с мальчиком, занимающимся тяжёлой мужской работой, думает о том, какой настоящий и честный труд они выполняют все это вызывает у героя и чувство сострадания, но и чувство бесконечной любви к родным местам и крестьянам, и к этому маленькому мальчику конкретно.
Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви!
Какой наказ даёт герой стихотворения крестьянским детям?
Как это характеризует его?
Герой стихотворения дает наказ крестьянским детям:
Играйте же дети, растите на воле, для этого вам детство и дано, чтобы вечно любить русские просторы, поле, засеянное и вспаханное, любить свое вековое наследство, свой хлеб трудовой.
Какую роль в стихотворении играет прямая речь героев?
Запомнили ли вы имена мальчиков? Расскажите об одном из них.
Как вы думаете, что для поэта было важнее — нарисовать отдельные образы или представить читателю собирательный, обобщённый образ крестьянских детей?
Прямая речь героев играет большую роль, она позволяет читателю погрузиться в мир реальности происходящего, услышать речь из уст самих героев. Я запомнил имя Влас. Это маленький мальчик, лет шести, который живет в большой крестьянской семье, помогает отцу заготавливать дрова. Но для поэта было важнее представить читателю собирательный, обобщённый образ крестьянских детей, ведь они похожи по образу жизни, по времени препровождению, по привычкам.
В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?
Под «нарядной стороной труда» Некрасов предполагает удовлетворенность от прекрасной и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит обеспеченный сбор. Когда ребенок наблюдает, что работа, в которой он участвовал, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и почтением, ему тоже охота участвовать в труде, и таковой труд — не тягость, не наказание, а удовлетворенность.
Что изменилось в жизни со временных крестьянских детей? Чем их жизнь по-прежнему сильно отличается от жизни городских детей?
Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а ребятишки подглядывают за ним в щелку и обсуждают путника.
2) Некрасов вспоминает, что когда он был ребенком, ходил в походы за грибами с крестьянс4кими детьми, их шуточку со змеей.
3) Крестьянские дети на большой дороге слушают рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.
4) После сбора грибов дети купаются в луговой речке.
5) Возвратившись в деревню, ребята занимаются играми, кто-то помогает родителям.
6) Дети идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старого глухаря.
7) Картины сельского труда, которые видит ребенок.
8) Встреча рассказчика с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.
9) Поэт возвращается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с ребятами: автор скомандовал дрессированной собаке показать трюки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и ребятишки убежали в деревню.
Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)?
Как вы думаете, правильно ли вы ответили на вопрос, о чём это стихотворение?
Как бы вы теперь ответили на него?
Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
Картины, нарисованные поэтом, проникнуты чувством любования и печалью: автор отлично знает жизнь крестьянских деток, он понимает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону, что эти малыши — это и есть будущее народа.
Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?
Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.
Какие художественные приёмы использует Некрасов, чтобы раскрыть образы крестьянских детей?
Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут. Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.
Гляди-тко, погляди-тко, спроста.
Приведите примеры просторечных слов, используемых поэтом в стихотворении.
Примеры просторечных слов: гляди-тко, погляди-тко (смотри), спроста (просто), родименький — свой, родной. Удел —доля, судьба, участь.
Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!
Значение слов и словосочетаний:
вирши — стихи
коснулось души умиленье — человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
милые плуты — Некрасов называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
святой доброты — доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
грибные набеги — веселые походы в лес за грибами
рубанок — столярный инструмент
синеющей лентой — Некрасов сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
вековое наследство — Некрасов имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
хлеб трудовой — хлеб, который достается не даром, а благодаря большому труду.
В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.
Изваяние — скульптурное изображение; статуя.
Величава — проникнутая торжественной красотой, величием;
свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
Родименький — свой, родной.
Удел — доля, судьба, участь.
Подготовьтесь к выразительному чтению наизусть фрагмента стихотворения «Однажды, в студёную зимнюю пору. ». Учтите при этом, что вы читаете диалог. Определите, с какой интонацией следует произносить слова героя стихотворения и слова «мужичка».
Составьте рассказ о главном герое стихотворения «Крестьянские дети» от третьего лица.
Какие события предшествовали его встрече с крестьянскими детьми?
Нарисуйте портрет героя. Что можно сказать о его характере, об отношении к жизни?
Какого рода деятельностью он занимается?
Начинается поэма «Крестьянские дети» коротким рассказом лирического героя о том, что он снова приехал в деревню, где обычно охотится и сочиняет стихи. После охоты барин уснул в сарае, а когда он проснулся, заметил, что в щели заглядывают несколько пар глаз. Охотник не подал вида, что увидел ребятишек, и прислушался к их шепоту.
Дети с интересом рассматривали «барина», замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь дети знали, что «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Все для крестьянских детей в этом человеке было диковинкой. Дети побаивались мужчину, видимо, не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, дети поспешили удалиться, он заметили, что охотник проснулся.
Потом рассказчик признается, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребятишки играют и помогают взрослым. Любое дело кажется этой публике забавой. Лирический герой вспоминает, как когда-то и сам играл с детьми крестьян. Ностальгическое настроение недолго умиляет его душу. Вскоре мужчина начинает рассматривать «другую сторону медали». Он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжелый труд и бедную жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из жизни. Как-то раз лирический герой наблюдал, как 6-ти летний мальчик пилил с отцом дрова, ведь больше в их семье не было мужчин.
Заканчивается поэма оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, что умеет его пес. Дети с удовольствием наблюдают за этими «штуками», но к барину подойти все-таки не осмеливаются. Главную мысль поэмы можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без наук их ожидает невеселая участь в будущем.