вода для сотрудников налоговый учет
Как учесть затраты на питье
Только представьте: завтра на вашей фирме появится кофемашина или кулер. Как их поставить на баланс? Какие налоги платить придется, а какие – нет (хоть и требуют)? Наши специалисты помогут разобраться
Все чаще для сотрудников, чтобы им работалось комфортнее, устанавливают автоматы для приготовления кофе, чая, устройства для охлаждения или подогрева воды. Конечно, приятно, когда руководитель заботится о своих подчиненных, но главбуху от этого лишняя морока. Ведь, учитывая эти расходы, ему надо так извернуться, чтобы и инспекторов «ублажить», и «родную» компанию не обидеть.
В бухгалтерском учете кофемашины надо отражать в составе основных средств на счете 01. Так же как холодильник в директорском кабинете, кондиционеры, пожарную сигнализацию и т. д. С кулером посложнее: если срок его полезного использования больше года – это основное средство, иначе – материал (счет 10). Это срок возьмите из технической документации (кстати, это распространяется и на налоговый учет).
Касательно расходов на заправку этих аппаратов, их нужно учитывать на субсчете 91-2 «Прочие расходы» в составе операционных расходов. Как отразить эти затраты, если вашу фирму тонизирующими напитками будут периодически обеспечивать, покажет пример.
В мае ЗАО «Актив» (заказчик) заключило договор с ООО «Чистая вода» (исполнитель) на установку и аренду кулера, а также на поставку воды в бутылях. Расходы по установке и аренде аппарата за месяц составили 2124 руб. (в том числе НДС – 324 руб.). Стоимость двух бутылей воды, заказанных «Активом», – 472 руб. (в том числе НДС – 72 руб.).
В этом же месяце исполнитель представил документы по аренде и установке кулера, а также накладную и счет-фактуру на поставку воды.
Бухгалтер «Актива» сделал такие проводки:
Дебет 60 Кредит 51
– 2596 руб. (2124 + 472) – оплачены расходы по установке и аренде кулера за май, а также на питьевую воду;
Дебет 91-2 Кредит 60
– 2200 руб. ((2124 – 324) + (472 – 72)) – списаны расходы по аренде и установке кулера, а также стоимость воды;
Дебет 19 Кредит 60
– 396 руб. (324 + 72) – учтен НДС;
Дебет 68 Кредит 19
– 396 руб. – списан НДС.
Главный вопрос, который приводит бухгалтеров в замешательство, – надо ли отражать затраты на установку и обслуживание этих устройств в налоговом учете. Посмотрим, что говорит закон. Статья 264 Налогового кодекса (подп. 7 п. 1) разрешает в уменьшение прибыли сразу списать «расходы на обеспечение нормальных условий труда». Что под ними понимать, разъясняет Трудовой кодекс. Однако в статье 163 Налогового кодекса «питьевые» расходы прямо не поименованы. Исходя из этого, столичное УМНС, не долго думая, сделало вывод: подобные расходы на налогооблагаемую прибыль не влияют (письмо УМНС по г. Москве от 20 марта 2002 г. № 26-12/12511).
Но заметьте: приведенный в статье 163 перечень расходов на «нормальные условия» является открытым (в оглавлении перечня указано «в частности»). То есть его можно дополнять. Так почему бы не расширить его расходами, скажем, на кулер? Московские чиновники на этот вопрос не отвечают, молчат.
Можем пойти и другим путем. Составной частью затрат на создание нормальных условий являются так называемые мероприятия по охране труда (ст. 163 ТК РФ). Их расшифровка содержится в постановлении Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11. Смотрим, что указано в пункте 2.19 этого постановления: «приобретение и монтаж сатураторных установок (автоматов) для приготовления газированной воды, устройство централизованной подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков. ».
Как видите, официальные документы «питьевые» затраты отражать в составе прочих налоговых расходов разрешают (значит, по ним можно зачесть и НДС). Это подтверждает и арбитражная практика. К примеру, судья Московского округа «. признал затраты истца на приобретение чистой питьевой воды связанными с обеспечением условий труда и санитарно-гигиенических требований, что вытекает из самого смысла, целей таких затрат» (постановление ФАС Московского округа от 29 июня 2001 г. по делу № КА-А40/3170-01).
Есть путь и покороче
Все же рекомендуем поступить проще: прописать в коллективном договоре обязанность работодателя обеспечивать сотрудников предприятия тонизирующими напитками. Чтобы не перезаключать весь договор, оформите лишь дополнительное соглашение к нему.
В этом случае затраты на кулер, кофемашину и соответственно продукты к ним (вода, кофе, шоколад и т. д.) будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в качестве расходов на оплату труда. Такую возможность вам дает статья 255 Налогового кодекса, а именно пункт 25: к расходам на оплату труда относятся «другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором». Этот вариант безопасней предыдущего. Дело в том, что контролеры обычно не придираются к обоснованности тех расходов, которые предусмотрены внутренними трудовыми документами (коллективным или трудовым договором).
Если вдруг. то знайте
Смирившись с тем, что расходы на воду облагаемую прибыль уменьшают, налоговики иногда дело хотят довести до абсурда. Не удивляйтесь, когда услышите такие вопросы: «А удержан ли с работников подоходный налог, как с доходов в натуральной форме? Заплатили ли вы ЕСН вместе с пенсионными взносами с этих доходов?»
Имейте в виду: эти налоги платить не надо. Почему? Ведь, чтобы их исчислить, надо точно знать размер «натурального» дохода конкретного сотрудника. А это сделать, увы, невозможно.
Так что, если у вас учета «выпитого» нет, заводить его не стоит. Показательной и исчерпывающей будет аргументация судьи Московского округа: «. в налогооблагаемый доход работника не могут включаться обезличенные оплаты услуг. так как этими услугами он может и не воспользоваться. Факт заключения предприятием договоров на закупку продуктов питания и их оплата. не являются достаточным доказательством получения работником дохода» (постановление ФАС Московского округа от 19 июля 2000 г. по делу № КА-А40/2965-00).
Ю. Перебейнос, эксперт ПБ
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Бухгалтерский и налоговый учет питьевой воды для сотрудников
Кочетков Юрий Владимирович, генеральный директор «Бурмистр.ру»
www.burmistr.ru
Жара. Это слово в последнее время стало, пожалуй, самым часто произносимым в офисах по всей России. В офисах с жарой борются разными способами, среди которых – отпуск, приобретение кондиционеров, сиеста, но самый необходимый и дешевый способ для работодателя – установка в офисе кулеров с холодной водой. Такая, казалось бы, простейшая хозяйственная операция не находит понимая у налоговиков. Они против. Какие доводы используют инспекторы при проверке расходов на питьевую воду и какие аргументы использовать при доказательстве обоснованности данных в суде мы и рассмотрим в данной статье.
1. Вместо предисловия.
Обеспечение сотрудников организации водой, безусловно, необходимое мероприятие, так как воду из централизованных источников водоснабжения пить попросту невозможно. Ввиду этого всё большее количество налогоплательщиков принимает решение о приобретении питьевой воды и установку в офисах кулеров. Тем самым улучшаются условия труда работников и комфортность нахождения их в офисах.
Между тем эта, на первый взгляд, простая хозяйственная операция связана с возникновением налоговых рисков для организации. И налоговые органы, и Минфин однозначно считают приобретение воды в организациях экономически неоправданными затратами и не признают их при исчислении налога на прибыль и УСН. По мнению проверяющих, неоднократно изложенному ими в письмах и актах выездных налоговых проверок, данный вид расходов может быть принят только при наличии справки о несоответствии воды из под крана ГОСТУ.
Правомерность учета расходов на обеспечение сотрудников водой при налогообложении прибыли и УСН, порядок бухгалтерского учета данных расходов, а также способы минимизации налоговых рисков мы и рассмотрим в данной статье.
2. Налогообложение расходов на приобретение кулера.
На приобретение налогоплательщиками кулеров налоговики смотрят со «стороны» бюджета, то есть считают затраты на приобретение экономически необоснованными. В результате при проведении выездных проверок у налогоплательщика «снимают» вычеты по НДС со стоимости приобретенного кулера и расходы по налогу на прибыль.
Исходя из вышесказанного, налоговики ставят в прямую зависимость обоснованность приобретения кулера от экономической обоснованности приобретения питьевой воды. Доказав тем самым, что расходы на воду экономически обоснованны вы сможете доказать и право на учет расходов на кулер для налогообложения прибыли (УСН) и применения вычетов НДС по нему.
3. Бухгалтерский учет расходов на приобретение кулера.
В бухгалтерском учете приобретение кулера отображается следующим образом:
1 Вариант (позиция налоговиков).
Дт 08 Кт 60 – стоимость приобретения кулера у поставщика
Дт 19 Кт 60 – учтен «входящий НДС»
Дт 91/2 Кт 19 – стоимость входящего НДС отнесена в состав прочих расходов
Дт 01 Кт 08 – кулер введен в эксплуатацию
Дт 20 (23, 25,26) Кт 02 – начислена ежемесячная амортизация
Амортизация кулера в данном случае не будет уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В бухгалтерском же учете она будет участвовать в формировании финансового результата, а значит, возникнет необходимость применения ПБУ 18/02
2 Вариант (позиция, при которой возможны налоговые риски).
Дт 08 Кт 60 – стоимость приобретения кулера у поставщика
Дт 19 Кт 60 – учтен «входящий НДС»
Дт 68 Кт 19 – стоимость входящего НДС принята к вычету
Дт 01 Кт 08 – кулер введен в эксплуатацию в составе основных средств
4. Налогообложение расходов на приобретение питьевой воды.
Основной проблема при налогообложении приобретаемой работодателем питьевой воды – доказать обоснованность данных затрат. На первый взгляд данные расходы являются необоснованными, так как любое офисное здание оборудовано централизованной системой водоснабжения. А значит, недостатка в воде у работников быть попросту не должно.
Однако, как показывает собственный опыт, вода из централизованных источников водоснабжения по вкусу и запаху больше похожа не техническую, чем на питьевую.
Требования к питьевой воде устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01», введенными в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24.
Доказательством того, что воду из-под крана пить невозможно ввиду её плохого качества, может служить заключение Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Отсутствие такой справки, по мнению налоговых органов, изложенному в Письме УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411 будет означать необоснованность затрат на питьевую воду, а значит и на покупку (аренду) кулеров.
Налоговики также указывают, что ответственность за качество подаваемой питьевой воды и соответствие его санитарным нормам несет местная организация водопроводно-канализационного хозяйства (п. 92 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167).
Следовательно, если качество воды, подаваемой в помещения фирмы на основании договоров, заключенных с коммунальными службами, не соответствует нормам, то дополнительные расходы по приобретению питьевой воды будут являться экономически оправданными и могут уменьшать базу по налогу на прибыль согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Обращаем ваше внимание, что анализ воды в настоящее время проводит большое количество независимых лабораторий и для обоснования затрат можно использовать их данные. Однако, это может вызвать вопросы у налоговиков.
В отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему (с объектом налогообложения «доходы минус расходы»), учесть расходы на приобретение питьевой воды не получится. Перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы, приведенный в Налоговом кодексе для «упрощенцев», является закрытым, а расходов на обеспечение нормальных условий труда, в том числе и на приобретение питьевой воды, в нем нет (п.1 ст. 346.14, ст. 346.16 НК РФ).
5. Бухгалтерский учет расходов на приобретение питьевой воды.
В бухгалтерском учете приобретение питьевой воды отображается следующим образом:
1 Вариант (позиция налоговиков).
Дт 91/2 Кт 60 – стоимость приобретенной питьевой воды включена в состав прочих расходов
Дт 19 Кт 60 – учтен «входящий НДС»
Дт 91/2 Кт 19 – стоимость входящего НДС отнесена в состав прочих расходов
Дт 60 Кт 51 – произведена оплата поставщику воды
2 Вариант (стоимость воды учитывается при налогообложении прибыли).
Дт 20 Кт 60 – стоимость приобретенной питьевой воды включена в состав прочих расходов
Дт 19 Кт 60 – учтен «входящий НДС»
Дт 68 Кт 19 – сумма НДС принята к вычету
Дт 60 Кт 51 – произведена оплата поставщику воды
6. Рассмотрим основные контраргументы налоговикам:
1) Перечень нормальных условий необходимых работникам для выполнения норм выработки организация может установить самостоятельно. Так, в статье 163 Трудового кодекса РФ содержится фраза «. к таким условиям, в частности, относятся», а значит, данный перечень является открытым.
2) Наличие заключения Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды требованиям ГОСТа не является в соответствии со ст. 264 НК РФ условием для включения затрат в состав расходов.
3) В п. 2.19 Постановления Минтруда России от 27 февраля 1995 г. N 11 «Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» прямо указано, что приобретение оборудования для подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков относится к числу мероприятий по охране труда.
4) Доказательством плохого качества воды из-под крана могут служить и результаты экспертизы, проведенной независимой лабораторией. Обязанности проводить экспертизу только в органах Госсанэпиднадзора Налоговый кодекс не содержит.
5) Налогоплательщик может включить условие о снабжении работников питьевой водой в коллективный (или в локальный нормативный) акт.
6) Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Большинство сформированной в настоящее время арбитражной практики по данному вопросу принимает сторону налогоплательщика. Суды указывают на то, что расходы на питьевую воду для работников организации направлены на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности. В качестве примера можно привести:
В итоге можно сделать вывод, что у налогоплательщика есть большое количество аргументов для признания расходов по обеспечению работников водой экономически обоснованными. Главное в данном случае – не бояться идти в суд.