военный объект в международном праве это

Военный объект

4. «Военный объект» означает в той мере, в какой это касается объектов, любой объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.

Второй протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года

(f) «военный объект» означает объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество;

Ссылки на определение понятия «Военный объект»

HTML-код ссылки на слово Военный объект
BB-код ссылки на слово «Военный объект» для форумов
Прямая ссылка на слово «Военный объект» для социальных сетей и электронной почты

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Военный объект». Полученная информация поможет вам понять, что такое Военный объект. Если по вашему мнению определение термина «Военный объект» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Военный объект», но и по ошибочному запросу «djtyysq j,]trn». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

Источник

Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве

Дугина Ю.В., преподаватель кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России.

Опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует, что вооруженные силы государств во все более возрастающей степени используют разрушение и уничтожение гражданских объектов, наряду с массовым истреблением гражданского населения в качестве одного из основных методов ведения войны. В данной связи всемерное укрепление режима международно-правовой защиты гражданских объектов в условиях вооруженных конфликтов, дальнейшее совершенствование всего комплекса норм, регламентирующих рассматриваемую сферу международных отношений, представляет значительный научный интерес.

Клаузевиц К. О войне. Т. 1. 5-е изд. М., 1941. С. 7.

Для обеспечения защиты гражданских объектов современное международное право обязывает воюющие стороны проводить различие между военными и гражданскими объектами и вести боевые действия исключительно против законных военных целей. Данное положение закреплено в ст. 48 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г.: «Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов».

В связи с изложенным важное значение приобретает вопрос об определении понятия «военный объект», в отношении которого, при учете соответствующих ограничений, устанавливаемых международным правом, допустимо применение военной силы, и понятия «гражданский объект», находящегося под защитой международного права в период вооруженных конфликтов.

Определения военных и гражданских объектов нашли юридическое закрепление в Дополнительном протоколе I (1977 г.) к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., согласно которому «военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество» (п. 2 ст. 52). Пункт 1 ст. 52 названного документа устанавливает, что «гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами».

характер объекта; его расположение;

назначение и военное использование;

его эффективный вклад в военные действия;

военное преимущество, которое получает воюющая сторона вследствие полного или частичного разрушения, захвата или нейтрализации такого объекта.

Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Междунар. отношения, 1989. С. 147.
Баккстерс Р. Поведение комбатантов и ведение военных действий / МГП. Институт проблем гуманизма и милосердия. М., 1993. С. 173.
Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев: Наукова Думка, 1986. С. 52.
Сассоли М. Указ. соч.
Кальсховен Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. М.: МККК, 1999. С. 121.

Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. Основные проблемы. М.: Наука, 1976. С. 271; Сассоли М. Указ. соч.; Хлестов О.Н., Блищенко И.П. Красный Крест и международное гуманитарное право. М.: Медицина, 1977. С. 79.

Сассоли М. Указ. соч.
Там же.
Баккстерс Р. Указ. соч. С. 173.
Фуркало В.В. Указ. соч. С. 52.
Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 271.
The International Herald Tribun. 1991. 7 Febr.

В результате проведенного анализа норм международного гуманитарного права, а также работ многих юристов-международников следует отметить, что к военным относятся объекты, имеющие в силу своих ключевых характеристик общепризнанное военное значение и дающие нападающей стороне при их разрушении, захвате или нейтрализации «явное военное преимущество».

Большинство исследователей проблем международного гуманитарного права в своих трудах наряду с понятием «военный объект» использует понятие «законная цель нападения». Думается, что необходимо разграничение этих двух терминов.

Международное право. Ведение военных действий: Сборник Гаагских конвенций и иных международных документов. 4-е изд., доп. М.: МККК, 2004. С. 275.
Фуркало В.В. Указ. соч. С. 52.
Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 268.
Военные преступления. Это надо знать всем. М.: Текст, 2002. С. 167.
Там же.

Однако сущность приведенных положений не дает объективные основания полагать, что военные объекты в таких ситуациях перестают быть по своему характеру военными (они лишь перестают считаться законными целями нападения). Логический вывод из изложенного заключается в следующем: законными целями нападения всегда должны являться лишь военные объекты, но не все военные объекты могут стать законными целями нападений. Поэтому представляется невозможным отождествлять понятия «военный объект» и «цель нападения».

С точки зрения автора настоящей статьи, целесообразно рассмотреть признаки, позволяющие разграничить военные и гражданские объекты.

Это объекты, пользующиеся особой защитой, например плотины, дамбы, больницы, не могут быть использованы теми, кто их контролирует, для военных действий и, следовательно, никогда не должны становиться военными объектами. Однако, если они используются для военных целей, даже они могут при соответствующих обстоятельствах стать военными объектами (см., например: ст. 56 (2) Дополнительного протокола I (1977 г.) и ст. 19 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г.)

Из приведенных положений становится вполне очевидно, что эффективный вклад в военные действия объект, независимо от первоначального характера, может внести лишь за счет своего фактического использования или назначения в конкретный момент военных действий, а также за счет своего расположения, отвечающего всем нормам и ограничениям международного гуманитарного права. Отсюда не совсем понятна причина, по которой такой признак объекта, как его характер, закреплен среди прочих условий, способствующих эффективному вкладу в военные действия.

Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. М.: МККК, 2000. С. 208.
Stephan Oeter. «Means and Methods of Combat» in Dieter Flek // The handbook of humanitarian law in armed conflicts. Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 442.

На основании изложенного ранее, по нашему мнению, необходимо дополнить п. 2 ст. 52 Дополнительного протокола I (1977 г.), указав, что нападения должны строго ограничиваться законными военными целями, а также разграничить понятия военных объектов и законных целей нападения и закрепить в данной статье дефиниции указанных терминов.

Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Указ. соч. С. 147.
Международное гуманитарное право. М.: Институт проблем гуманизма и милосердия, 1993. С. 207.
Сассоли М. Указ. соч.

Однако представляется верным относить это толкование определения не к случаям, когда имеется несколько военных объектов, близко расположенных друг к другу, а к случаям, когда определенная зона целиком представляет собой военный объект. В действительности может возникнуть законная военная необходимость произвести скорее бомбардировку зоны, чем определенных объектов, до начала нападения на суше или чтобы отвоевать эту территорию у неприятеля.

См.: Мулинен Ф. де. Право войны и вооруженные силы. М.: МККК, 1999. С. 62; Сассоли М. Указ. соч.
Мулинен Ф. де. Там же.
Гассер Х. Введение. МККК. М.: МККК, 1995. С. 126.

Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М.: МККК, 2001. С. 92.

Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. М.: МККК, 1994. С. 263.

См.: Блищенко И.П. Указ. соч. С. 108; Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 264; Пикте Ж. Указ. соч. С. 92; Мулинен Ф. де. Указ. соч. С. 62; М. Сассоли. Указ. соч.
Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М.: Госюриздат, 1994. С. 718.

Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 277.

Справедливое замечание К. Кордоне легко объяснимо: если воюющая сторона выбирает гражданский объект в качестве цели нападения, то ее действия должны быть четко аргументированы, основаны на веских доказательствах того, что объект используется в военных целях. В противном случае подобные действия противоречат международному праву и рассматриваются как военные преступления.

По аналогии с военными объектами следует отметить, что при регламентации защиты гражданских объектов в действующих международно-правовых актах используются два термина: «объект» и «местность». Положения, предусматривающие создание специальных районов, укрытых от нападений, были включены в Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. В частности, ст. 23 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях предусматривает создание санитарных зон и местностей. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны регламентирует создание санитарных и безопасных зон. Однако такие виды защищаемых территорий создавались в качестве мест укрытия гражданского населения. Поэтому было признано целесообразным включить в Дополнительный протокол I положение о новых видах местностей и зон, находящихся под особой защитой: необороняемые местности и демилитаризованные зоны. Создание аналогичных специальных районов, укрытых от нападения, служит дополнительным средством обеспечения защиты и гражданского населения, и гражданских объектов, по крайней мере от воздушных или иных бомбардировок. К тому же указанные районы отвечают всем признакам гражданских объектов, чем и вызвана причина причисления необороняемых местностей и демилитаризованных зон к категории гражданских объектов.

Чтобы местность была признана необороняемой, она должна отвечать следующим условиям:

a) все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы;

b) стационарные военные установки или сооружения не должны использоваться во враждебных целях;

c) ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий;

Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. М.: МККК, 1994. С. 269.

a) все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение должны быть эвакуированы;

b) стационарные военные установки или сооружения не должны использоваться во враждебных целях;

c) ни власти, ни население не должны совершать враждебных действий;

Нормы, регулирующие порядок заключения соглашения о признании зон демилитаризованными, содержатся в ст. 60 Дополнительного протокола I (1977 г.).

Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 270.

Женевская конференция Красного Креста (1957 г.) предложила следующий перечень военных объектов:

учреждения, строения, занятые вооруженными силами;

учреждения, строения военного характера (например, казармы), военное министерство и другие военные органы;

средства коммуникаций (мосты, туннели и т.д.);

Legal Protection of Civil Population against the Danger of Indiscriminate Warfare. Report Presented by the International Committe of the Red Cross. Geneva. 1963. P. 78.

Однако попытки Комитета утвердить этот перечень в виде договорной нормы остались без успеха.

Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 278.

Баккстерс Р. Указ. соч. С. 174.

Наиболее полный список объектов, поставленных международным правом под защиту, дали И.П. Блищенко и О.Н. Хлестов на основе анализа норм Дополнительного протокола I:

объекты, жизненно важные для гражданского населения;

сооружения, содержащие опасные силы;

Думается, что подобный подход более точно отражает перечень гражданских объектов, однако и в нем есть неточности.

С точки зрения автора данной статьи, было бы весьма корректным предложить примерный перечень гражданских объектов на основе выделения общих групп гражданских объектов по признаку характера предоставляемой защиты. Как было уже отмечено ранее, международным гуманитарным правом предусмотрено два вида защиты гражданских объектов: общая и специальная. Общая защита предусмотрена в отношении всех объектов, относящихся к категории гражданских, без какого-либо различия. Поэтому список объектов на основе лишь данного критерия будет размытым и нечетким. Специальная защита предусмотрена в отношении определенных категорий объектов, принадлежащих к гражданским, ввиду их повышенной важности для обеспечения жизнедеятельности гражданского населения.

Фуркало В.В. Указ. соч. С. 79.

Таким образом, можно выделить следующие основные категории гражданских объектов, которым предоставляется специальный режим международно-правовой защиты:

местности и зоны, находящиеся под особой защитой;

объекты, необходимые для выживания гражданского населения;

медицинские формирования и медицинские санитарно-транспортные средства;

объекты, используемые для нужд гражданской обороны;

культурные ценности и места отправления культа;

установки и сооружения, содержащие опасные силы;

иные гражданские объекты.

На основе данного подхода представляется возможным изложить наиболее емкий и логичный список гражданских объектов, примерный перечень которых будет выглядеть следующим образом:

Думается, что данный перечень является более полным и систематизированным, однако примерным и неисчерпывающим, поскольку с развитием науки в связи с современными открытиями и с усложняющимися общественными отношениями он будет постоянно дополняться иными видами гражданских объектов.

В заключение настоящей публикации необходимо отметить следующее:

на основе проведенного анализа норм международного гуманитарного права, а также работ многих юристов-международников представляется невозможным отождествлять понятия «военный объект» и «цель нападения». Поэтому предлагается разграничивать эти понятия, понимая под «законной военной целью» военные объекты, полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество;

важнейшими критериями разграничения военных и гражданских объектов являются первоначальный характер, назначение или использование данных объектов соответственно в военных или гражданских целях.

Источник

Понятие «военный объект». Угрозы военным объектам

военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это фото. картинка военный объект в международном праве это. смотреть фото военный объект в международном праве это. смотреть картинку военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это фото. картинка военный объект в международном праве это. смотреть фото военный объект в международном праве это. смотреть картинку военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это фото. картинка военный объект в международном праве это. смотреть фото военный объект в международном праве это. смотреть картинку военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это фото. картинка военный объект в международном праве это. смотреть фото военный объект в международном праве это. смотреть картинку военный объект в международном праве это.

военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это фото. картинка военный объект в международном праве это. смотреть фото военный объект в международном праве это. смотреть картинку военный объект в международном праве это.

военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это фото. картинка военный объект в международном праве это. смотреть фото военный объект в международном праве это. смотреть картинку военный объект в международном праве это.

Прежде всего, необходимо четко выяснить, что представляет собой объект, военный объект, гражданский объект и т.п. Какова их сущность и содержание? Каковы основные определения?

Что же такое объект? Различают общее, философское, международно-правовое и чисто военное определение объектов.

Объектами принято называть все то, что существует вне нас и независимо от нас, от нашего сознания – явление или материальное воплощение в виде отдельных сооружений, предприятий и участков местности, которые являются местом какой – либо деятельности человека.

Современный толковый словарь русского языка поясняет объект как предприятие, стройку, отдельный участок чего-либо, как единицу хозяйственного или оборонного значения.

Международное право, как мы уже отмечали, различает два вида объектов – гражданские и военные.

«Военный объект означает в той мере, в какой это касается объектов, любой объект, который в силу своего характера, местоположения, предназначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество».

«Гражданскими объектами являются все объекты, которые не являются военными объектами».

Международное право требует во время военных действий всегда проводить различие между гражданскими и военными объектами.

Определения военного и гражданского объектов вырабатывались и согласовывались на протяжении нескольких лет при разработке Женевских конвенций 1949 года. С тех пор ни одна международная организация, ни одна встреча международных экспертов не берет на себя ответственности и смелости пересмотреть это определение. Это один из тех краеугольных камней международного гуманитарного права, на котором основаны все положения «права войны», и изменение его сути неизбежно повлечет цепную реакцию изменений и дополнений в десятках и сотнях международно-правовых актов. Мы должны знать эти определения и руководствоваться ими при организации защиты военных объектов.

В Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации дано определение военных объектов (статья 1). Военные объекты – подразделения вооруженных сил (личный состав, вооружение и военная техника), за исключением медицинских формирований и санитарно-транспортных средств; объекты (сооружения, здания), используемые (подготовленные к использованию) в военных целях; иные объекты, которые своим характером, значением, размещением или использованием вносят эффективный вклад в боевые действия и чье полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация в данных условиях обстановки дает явное военное преимущество.

Военные объекты считаются законными целями для нападения, за исключением случаев, когда такие объекты относятся к категории особо опасных объектов.

Военный объект остается таковым даже в том случае, если на нем находятся гражданские лица.

военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это фото. картинка военный объект в международном праве это. смотреть фото военный объект в международном праве это. смотреть картинку военный объект в международном праве это.

Помимо философского и международно-правового определений военного объекта существует более простое определение, используемое в военной сфере. Оно не входит в противоречия с вышеперечисленными определениями и с военной точки зрения дает исчерпывающую характеристику военного объекта, прежде всего с позиций ведения боевых действий, хода и исхода боя.

Источник

Международное гуманитарное право

военный объект в международном праве это. военный объект в международном праве это фото. картинка военный объект в международном праве это. смотреть фото военный объект в международном праве это. смотреть картинку военный объект в международном праве это.

Понятие гражданского объекта. Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве

Вплоть до середины 1970-х гг. действующее международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, не содержало определений названных объектов. В результате кропотливой работы на Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов (Женева, 1974-1977 гг.), были выработаны определения военных и гражданских объектов, которые нашли юридическое закрепление в Дополнительном протоколе I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Так, согласно ч. 2 ст. 52 Дополнительного протокола I от 1977 г. «военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество». Часть 1 ст. 52 этого же документа определяет, что «гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами».

Поскольку понятие гражданских объектов дано через определение военных объектов, рассмотрим вначале основные признаки последних.

К основным признакам военного объекта, вытекающим из его определения, следует отнести:

При квалификации тех или иных объектов в качестве военных необходимо наличие одновременно объективных признаков, относящихся как к самому характеру объекта, так и к военным последствиям его разрушения. Такой подход основывается на содержании ч. 2 ст. 52 Дополнительного протокола I от 1977 г., в которой основные признаки военного объекта перечислены через соединительный союз «и». Таким образом, объект, который по своему характеру, назначению или использованию является военным, становится законной целью нападения, если его разрушение, захват или нейтрализация при существующих в данный момент обстоятельствах дают «явное военное преимущество» над противником.

Законными целями нападения всегда должны являться лишь военные объекты (например, продовольственный дивизионный склад, который непосредственно при существующих в данный момент обстоятельствах служит для поддержки личного состава противника), но не все военные объекты могут стать законными целями нападений (например, военный аэродром или продовольственный дивизионный склад, который, ввиду отступления сил противника, не используется личным составом по своему прямому назначению), поскольку с точки зрения МГП незаконно любое бесполезное разрушение, даже если разрушаются объекты, не являющиеся гражданскими.

Понятие «гражданский объект» дано в Дополнительном протоколе I от 1977 г. в так называемой «негативной форме», без указания каких-либо признаков, характерных для этой категории объектов. Своеобразным дополнением к этому служит положение, закрепленное в ч. 3 ст. 52 Дополнительного протокола I от 1977 г., которое устанавливает: в случае сомнения в том, не используется ли объект, обычно предназначенный для гражданских целей, например место отправления культа, жилой дом или другие жилые постройки, или школа, для эффективной поддержки военных действий, предполагается, что такой объект используется в гражданских целях.

Гражданские объекты обладают иммунитетом от нападений в силу своего назначения для обеспечения жизнедеятельности и существования населения как в период вооруженных конфликтов, так и после окончания военных действий, поэтому под гражданскими объектами предлагаем понимать объекты, которые в силу своего гражданского характера, а при определенных обстоятельствах и военного характера, а также назначения или использования обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности и выживания для гражданского населения в мирное время и в период вооруженных конфликтов.

Основными признаками гражданских объектов являются:

Рассматривая все перечисленные признаки как основные, необходимо выделить «назначение или использование объекта в мирных целях» как важный признак, позволяющий четко разграничивать гражданские и военные объекты, поскольку не существует объектов, которые были бы исключительно гражданскими или военными (за определенным исключением). Все зависит от влияния, оказываемого тем или иным объектом на ход военных действий. Потому гражданскими объектами могут быть как объекты, специально созданные для использования в мирных целях (жилые дома, школы, больницы), так и объекты, являющиеся по своему первоначальному характеру военными (военные казармы, превращенные в госпитали).

Таким образом, основными критериями разграничения военных и гражданских объектов являются первоначальный характер, а также назначение или использование данных объектов соответственно в военных или гражданских целях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *