вопрос ответ форма общения
Структура и виды общения
Понятие общения и его роль в развитии человечества
Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.
Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.
Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.
Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.
Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.
Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.
Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.
Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.
Значение общения в онтогенезе
В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.
Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.
Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:
Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.
Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.
Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).
Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.
Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.
Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.
Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.
Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.
Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.
Три стороны общения
Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:
Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.
Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.
Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.
Описание моделей общения
Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.
Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.
Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).
Описание типов общения
Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.
Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.
Составляющие общения и его разновидности
Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.
В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:
Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.
Классификация
Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:
Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:
Также известны следующие виды коммуникации:
Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.
Особенности общения – это те элементы взаимодействия двух людей, которые каждый из них привносит ради улучшения (или ухудшения) качества взаимодействия. От личности зависит успешность и характер социальных контактов с другими людьми, способность быть полноценным членом общества и счастливым человеком.
Вопросно-ответная форма общения
В вопросно-ответной форме, как правило, проходят беседы, переговоры, консультации и т.п. Вопросы помогают привлечь внимание собеседника, расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения, получить необходимую информацию, побудить к конкретным действиям. Без вопросов и ответов редко обходится ораторское выступление. Особую роль вопросно-ответная форма играет в процессе судопроизводства. Как отмечают В.И.Кириллов и А.А.Старченко, она служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и других следственных действий.
Вопрос и ответ представляют собой определенные логические формы.
Вопрос –это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Вопрос опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя, прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, то нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.
Ответ– это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточняющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.
Неречевые компоненты в образовательном процессе
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. Невербальный канал применяется для эмоционального дополнения межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.
классифицированы невербальные средства общения, используемые учителями, и показана роль отдельных компонентов в педагогическом общении:
Ассертивность в общении
Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Принципы ассертивного поведения. Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас? Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению. Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения? Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень полезное качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.
Также вы имеете право: выражать чувства;выражать мнения и убеждения;говорить «да» или «нет»;менять мнение;сказать «я не понимаю»;быть самим собой и не подстраиваться под других;не брать на себя чужую ответственность;просить о чем-либо;устанавливать собственные приоритеты;рассчитывать на то, чтобы вас слушали и относились к вам серьёзно;ошибаться;быть нелогичным, принимая решения; сказать «мне это безразлично».
53. сравните ассертивное, агрессивное и неуверенное общение челоека
Ассертивного человека следует отличать от неуверенного в себе человека и агрессивного человека.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 799 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Лекция 5. Вопросно-ответная форма в процессе речевой коммуникации.
План
Понятийный аппарат вопросно-ответной формы речи
Классификация вопросов.
Классификация ответов.
Понятийный аппарат вопросно-ответной формы речи
Речевое общение — это сложный двусторонний процесс взаимодействия людей, диалог, в большинстве случаев предполагающий, с одной стороны, постановку вопросов, а с другой, ответ на них.В вопросно-ответной форме, какправило, проходят беседы, переговоры, консультации, телефонные разговоры и т. п. Вопросы помогают привлечь внимание собеседника, расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения, получить необходимую информацию, побудить к конкретным действиям.
Без вопросов и ответов редко обходится ораторское выступление. Вопросы, которые оратор задает слушателям, активизируют их, возбуждают интерес к теме выступления, стимулируют к эффективному восприятию. Вопросы, поступающие из аудитории, являются своеобразным барометром ее настроения, заставляют оратора корректировать свою речь.
Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора. Верно поставленный вопрос дает возможность уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительные сведения, понять отношение к обсуждаемой проблеме. Удачный ответ укрепляет собственную позицию полемиста, усиливает аргументацию выдвигаемого тезиса.
Особую роль вопросно-ответная форма играет в процессе судопроизводства. Как отмечают В. И. Кириллов и А. А. Старченко, она служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. «Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий». Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации статья 299 определяет последовательность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора.
«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето», — писал немецкий философ И. Кант.
Вопрос и ответ представляют собой определенные логические формы.
Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Вопрос опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, тоже нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.
Ответ — это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточняющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.
В современной научной, учебной и методической литературе существуют разные классификации вопросов и ответов
Классификация вопросов
Наиболее распространенными являются классификация вопросов по следующим основаниям: семантике, функциям, структуре, отношению к обсуждаемой теме, отношению к адресату.
1. Правильно поставленные, или корректные, и неправильно поставленные, или некорректные, вопросы (по семантике).
Не являясь ни утверждением, ни отрицанием, вопрос опирается на определенное базисное знание. Если базисом, предпосылками являются истинные суждения, то вопросы считаются правильно поставленными, или корректными. Неправильно поставленными, или некорректными, называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения. Например, вопрос «Почему у вас постоянно возникают конфликты с коллегами?» будет некорректным по отношению к человеку доброжелательному, находящемуся в контакте с сослуживцами. Сначала надо было выяснить, бывают ли у него конфликты на работе, а затем при положительном ответе уточнить, почему и как часто.
2. Уточняющие,или ли-вопросы,и восполняющие,или что-вопросы(по функции).
Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Например: «Действительно ли состоялось заседание комиссии по работе с несовершеннолетними?», «Правда ли, что в нашем городе открылась новая нотариальная контора?».
В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли,которая является их грамматическим признаком. Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен словами да или нет. Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являютсявопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др. Так, приведенные выше закрытые вопросы можно преобразовать в открытые: «Когда состоялось заседание комиссии по работе с несовершеннолетними?», «В каком районе нашего города открылась новая нотариальная контора?»
3. Простые и сложные вопросы(по структуре).
Уточняющие и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых. Приведем примеры. Уточняющий вопрос «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статьям 103 и 144 2. УК РФ?» является сложным. Он состоит из двух простых («Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 103 УК РФ?» и «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 144 ч. 2. УК РФ?»). Ответы на них могут быть разными. В восполняющем сложном вопросе «Когда и в каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора» тоже можно выделить два простых вопроса: «Когда в нашем городе будет открыта новая нотариальная контора?» и «В каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора?» Сложный восполняющий вопрос включает несколько вопросительных слов.
Сложные вопросы нередко вызывают затруднения у отвечающих, могут запутать их, поэтому рекомендуется пользоваться простыми вопросами.
В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (два и более простых вопроса соединены союзом и), разделительными (два и более простых вопроса соединены союзом или),смешанными (объединение соединительных и разделительных вопросов).
4. Вопросы по существу темы и вопросы не по существу темы(по отношению к обсуждаемой теме).
Вопрос по существу темы прямо или косвенно связан с обсуждаемой проблемой; ответ на такой вопрос уточняет или дополняет исходную информацию. Вопрос не по существу не имеет никакого отношения к теме. Он нередко ставится, чтобы сознательно затянуть обсуждение, уйти от решения главных вопросов.
Следует иметь в виду, что вопросы по существу темы порой приобретают острыйхарактер, так как затрагивают актуальные, жизненно важные, принципиальные проблемы. Ответ на такие вопросы требует определенного мужества и соответствующей психологической подготовки. Не следует смазывать поставленные вопросы, уклоняться от них, необходимо давать правдивый и честный ответ.
Конечно, прямо заданный вопрос нередко ставит оппонента в затруднительное положение, может вызвать у него растерянность и смущение.
5. Благожелательные и неблагожелательные вопросы(по отношению к адресату).
В вопросах отражается отношение к говорящему, стремление либо поддержать, либо дискредитировать его и высказанные им суждения в глазах присутствующих.
По отношению к адресату вопросы бывают нейтральными, благожелательными и неблагожелательными, враждебными, провокационными. Поэтому необходимо по формулировке вопроса, по тону голоса определить характер вопроса, чтобы правильно выработать тактику поведения. На нейтральные и благожелательные вопросы следует отвечать спокойно, стремясь как можно яснее объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить максимум внимания и уважения к спрашивающему, даже если вопрос сформулирован неточно, не совсем грамотно. Недопустимы раздражение и пренебрежительный тон.
Однако нельзя забывать, что вопросы порой ставятся не для того, чтобы выяснить суть дела, а чтобы поставить собеседника в неловкое положение, выразить недоверие к его аргументам, показать свое несогласие с его позицией, одним словом, одержать победу над ним.
Отвечая на неблагожелательные вопросы, следует выявить их провокационную суть, обнажить позицию оппонента и дать достойный отпор.
В процессе общения, как правило, приходится сталкиваться со всеми перечисленными видами вопросов. Коммуникантам полезно учесть совет знаменитого английского философа Френсиса Бекона:
«Тот, кто задает много вопросов, много узнает и много получает, в особенности если его вопросы касаются предметов, особенно хорошо известных тем лицам, кого он спрашивает, ибо тем самым он предоставляет им случай доставить себе удовольствие в разговоре, а сам постоянно обогащает свой ум знаниями. Однако его вопросы не должны быть слишком трудными, дабы разговор не походил на экзамен. Он также должен поступать так, чтобы и всем остальным людям была предоставлена возможность говорить в свою очередь».
Классификация ответов
Народная мудрость гласит: «Каков вопрос, таков ответ». Разнообразие видов вопросов предполагает и различные типы ответов. Как и вопросы, ответы классифицируются по разным основаниям. Выделяются следующие виды ответов:
1) По существу вопросаи не по существу вопроса(по отношению к вопросу). Ответ по существу поставленного вопроса выполняет свое основное назначение — уточняет имеющуюся информацию или сообщает новую. Если ответ не связан с вопросом, он расценивается как «ответ не по существу» и не рассматривается. Такие ответы появляются, когда отвечающий или не понял заданного вопроса, илисознательно пытается уйти от ответа, перевести разговор на другую тему.
2) Истинныеи ложные(по отношению к действительности). Если ответ содержит суждения, правильно отражающие действительность, он считается истинным. Ответ, не соответствующий действительности, является ложным.
3) Прямыеи косвенные(в зависимости от области поиска ответа). Прямые ответы не требуют дополнительных построений и рассуждений, они воспроизводят матрицу вопроса. Например: «В каком году была проведена судебная реформа в России?» — «Судебная реформа в России была проведена в 1864 году». Косвенный ответ требует использования более широкой области поиска ответа. Нужная информация в косвенном ответе получается выводным путем. Так, на вопрос «В каком году была проведена судебная реформа в России?» можно дать такой косвенный ответ:«Судебная реформа в России была проведена через три года после крестьянской реформы 1861 года». В этом случае отвечающий располагает информацией о времени проведения судебной реформы, а также сведениями о том, когда проводилась крестьянская реформа.
4) Краткиеи развернутые(по грамматической структуре). Краткие ответы содержат только один элемент, выражающий отрицание или утверждение (нет, да) либо устраняющий неизвестность переменой вопроса. Краткие ответы не воспроизводят матрицы вопроса. Например: «Подсудимый, признаете ли вы себя виновным?» — «Нет!»; «Кто является автором книги «Спор. О теории и практике спора»?» —«Поварнин».
Развернутые ответы повторяют все элементы вопроса. Приведем развернутые ответы на вопросы, данные выше: «Подсудимый, признаете ли вы себя виновным?» — «Нет, я не признаю себя виновным». «Спор. О теории и практике спора» является русский логик С. И. Поварнин».
5) Полныеи неполные(по объему информации). Полный ответ содержит информацию по всем элементам вопроса. Так, на сложный вопрос «Где, когда и кем было совершено преступление?» полным будет ответ: «Преступление было совершено Авдеевым на территории завода 25 февраля 2002 года». Неполный ответ содержит информацию лишь на некоторые элементы вопроса. Примеры неполных ответов на вопрос «Где, когда и кем было совершено преступление?» — «Преступление совершено Авдеевым на территории завода» (отсутствует ответ на вопрос «когда?»); «Преступление совершено на территории завода 25 февраля 2002 года» (отсутствует ответ на вопрос «кем?»).
6) Точные (определенные)и неточные (неопределенные) (по степени точности). Неточность ответов часто связана с двусмысленностью употребляемых понятий, а также с неопределенностью вопросительных слов (кто? что? где? когда? как? и др.). Вне контекста конкретной ситуации вопросительные слова не всегда бывают понятными. Например, в вопросе «Кто совершил преступление?» под словомкто может подразумеваться: фамилия, имя, отчество преступника; возрастная характеристика (подросток, юноша, пожилой человек и т. д.); национальная принадлежность (русский, татарин, узбек и др.); профессия (рабочий, бухгалтер,инженер и т. п.). Ответ на вопрос когда? может содержать указание на год, месяц, число, время суток и т. д. Неопределенность нередко возникает при ответах на сложные вопросы, элементы которых предполагают как утверждение, так и отрицание.
Независимо от вида и характера вопроса следует строго придерживаться основного принципа — отвечать на вопрос лишь в том случае, когда до конца ясна его суть, когда знаешь правильный ответ. В противном случае можно попасть в неприятную ситуацию и оказаться в анекдотичном положении людей, отвечающих на вопрос, что такое «фаргелет». Рассказывают, что один человек ради шутки задавал этот вопрос всем лекторам. Не желая уронить себя в глазах аудитории, каждый пытался ответить на поставленный вопрос по-своему. Лектор-международник объяснял, что это название нового независимого государства на Юге Африки. Ботаник говорил о растении средней полосы нашей страны, а врач считал, что это новое лекарственное средство. Всеоказалось намного проще. Когда шутник шел на работу, он увидел вывеску «телеграф», а, возвращаясь домой, он прочитал ее наоборот — «фаргелет».
У знаменитого сирийского писателя-энциклопедиста Абуль-Фараджа, жившего вXIII в., есть такая притча:
«Некто рассказывал про своего учителя, что однажды тому было задано более пятидесяти вопросов, на которые он без излишнего смущения отказался отвечать, ссылаясь на незнание. «Не знаю», — говорил он, даже когда знал, но в чем-тосомневался. У него было обыкновение отвечать только на те вопросы, в которых он безукоризненно разбирался».
Выдающийся скульптор Эрнст Неизвестный рассказывал, что его любимым занятием одно время было задавать великим ученым Ландау, Капице, Нильсу Бору и другим наивно-провокационные вопросы:
«Я спрашивал простодушно: а не могли бы вы вкратце мне объяснить, над чем вы теперь работаете? И вот что поразительно — великий ученый всегда мог в нескольких словах изложить профану суть своей профессиональной задачи. Разумеется, он не касался всей ее глубины и сложности, но самое основное формулировал просто и понятно, т. е. на уровне вопроса всегда можно дать конкретный ответ».
В общении очень ценится остроумный ответ. Находчивость человека, его умение сориентироваться в обстановке, найти наиболее точные слова для данной ситуации, быстрота реакции помогают выйти из затруднительного положения. Одну из таких сцен описывает Н. Г. Гарин-Михайловский. В технологическом институте студенты требовали отмены сурового распоряжения администрации, согласно которому не разрешалось откладывать сдачу экзаменов. Вследствие этого около двухсот человек подлежали исключению. На сходку пригласили директора. Он был бледен, но тверд. Он старательно избегал всяких объяснений причин и определенных обещаний. Все попытки уговорить его ни к чему не привели. Поведение директора было непонятным — так как прежде он искал популярности у студентов. Убедившись, что перед ними стоит уже другой человек, студенты приняли решение освистать директора.
«— Дорогу господину директору, — иронически почтительно крикнул стоявший с Ларио студент, и от середины зала к дверям образовался широкий проход.
В напряженном ожидании толпа замерла.
— Прошу вас, господа, — указывая на проход, проговорил директор тем же, что и студент, тоном, — я выйду последним.
— Но вы нам обещаете содействие в отмене распоряжения об экзаменах? — спросил кто-то.
— Со своей стороны, я сказал, что сделаю все. Студенты молча переглянулись и один за другим вышли из залы».