вопрос ответная форма семинара которая используется для обобщения пройденного материала это
Вопрос. Семинарские занятия.
Слово «семинар» происходит от лат. Seminarium – «рассадник». Подобные занятия проводились в римских школах как сочетание диспутов, сообщений уч-ся, комментариев и заключений преподавателей. В современной школе (ср. и высшей) семинары широко распространены как практические занятия. Семинар – одна из активных форм учеб. процесса в вузе.
Цели семинара: 1) углубленное изучение прежде всего теоретического материала; 2) формирование навыков переработки научных текстов, обобщения матер-ла, развитие критичности мышления. 3) развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы и творческих способностей; 4) формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей т.зр.
сем – конференция, где студенты выступают с докладами, которые сдесь же и обсуждаются всеми участниками под руков-вом преподавателя. Это самая распространенная форма семинара.
Сем – дискуссия, проблемный семинар. Упор делается на инициативе студентов в поиске материалов к сем. и активности их в ходе дискуссии. Важно, чтобы источники инфом-и были разнообразными, представляли различ. т. зр. на проблему, а дискуссия всегда направлялась преп-лем.
Вопрос-ответная форма используется для обобщения пройденного материала. Процедура такова: преп-ль задает аудитории вопросы, отвечают желающие, а преп-ль комментирует.
Развернутая беседа на основе плана – используется при освоении трудного матер-ла. В ходе беседы предоставляется право студ-там высказать свое мнение, выступить с сообщением, но в рамках принятого плана.
Обсуждение кинофильмов, опытов, экспериментов, оформление текстового матер-ла в схемы, таблицы и т.д.
Возможности семинара значительно выше, чем лекции, т.к. на семинаре:
а) Происходит снятие психол. барьера у студ-тов (стеснит-ть, неловкость, неуверенность при непосредственном общении с преп-лем); б) студ-ты становятся более активными. Они закрепляют знания, формируют умение доносить мысль до слушателя, навыки дискуссии и публичного выступления, делового общения и лучше запоминают матер-л; в) преп-ль имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал до студентов, пополнить его новой информ.; г) преп-ль получает возможность лучше узнать студ-тов, их типичные ошибки и свои недочеты, что дает ему возможность своевременно внести изменения в читаемый курс.
После проведения семинара полезно провести анализ его эффективности, чтобы в дальнейшем не допустить тех же ошибок. Нельзя превращать семинар в простое повторение лекционного матер-ла со скучными докладами, представляющими собой элементарное воспроизведение инф-ии.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 10 ; Нарушение авторских прав
Особенности организации семинарских занятий
Семинар представляет групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя
Цель проведения семинара (для преподавателя):
1. Углубить и закрепить знания обучаемых, полученные ими на лекции и в процессе самостоятельной работы;
2. Проверить качество знаний;
3. Помочь разобраться в наиболее сложных вопросах;
4. Выработать умение правильно применять теоретические положения к практике будущей профессиональной деятельности. (Б.Ц. Бадмаев).
Задачи семинара: одной из центральных задач семинара является развитие творческой активности и самостоятельности мышления обучаемых; развить навыки научной работы, применение методологии в исследованиях по психологии; активной самостоятельной работе и взаимообучению.
Методическая разработка семинарского занятия близка к лекционному:
1 этап: Тема занятия. Цель. Задача. Литература.
2 этап: Форма организации семинара. В практике обучения используются различные виды семинаров:
ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМИНАРЫ – один из наиболее распространенных видов занятий в вузах. ВОПРОС-ОТВЕТНАЯ ФОРМА СЕМИНАРА используется для обобщения пройденного материала.
СЕМИНАР – ВЗАИМООБУЧЕНИЕ. Обучаемые готовятся по 4-6 вопросам семинарского занятия. Но каждый из них особенно тщательно изучает один из вопросов.
3 этап: План и конспект хода занятий:
2. Вопросы для обсуждения
4. Формы проверки подготовки студентов к занятию (спросить или провести тест перед занятиями, сдача конспектов и т.д.)
5. Формы организации работы студентов при обсуждении вопросов (индивидуально, в парах, в тройках и т.д.)
6. Результаты которые должны быть достигнуты по окончании занятий (предполагаем). Расширение знаний, рассмотрение разных аспектов этой темы.
Вопрос 1. Формы проверки и контроля знаний слушателей
Вопрос 1. Формы проверки и контроля знаний слушателей
На наших курсах за основу была принята лекционная система подачи материала, тем не менее, периодически возникает необходимость контролировать знания слушателей. Прежде всего, это необходимо для: 1) корректировки организации и содержания процесса обучения, 2) для поощрения успевающих слушателей, 3) для получения необходимой информации о выполнении графика учебного процесса, 4) для установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, 5) а также для стимулирования самостоятельной работы студентов.
Основные виды контроля успеваемости студентов:
- предварительный (стартовый) или начальный; промежуточный или рубежный; текущий; итоговый; контроль остаточных знаний.
Предварительный (стартовый) контроль знаний проводится в начале изучения дисциплины и носит диагностическую функцию, позволяя выбрать эффективную методику обучения, организовать индивидуальную и самостоятельную работу студентов. У нас это тесты при собеседовании. Но кроме них можно разработать свои вопросы (письменно или устно).
Промежуточный или рубежный контроль
Промежуточный контроль знаний слушателей проводится в виде контрольного тестирования по дисциплинам, изучение которых предусмотрено учебным планом в течение всего учебного семестра (года) с учетом текущей успеваемости студентов на практических, лабораторных и других занятиях.
К текущему контролю относятся: проверка знаний и навыков студентов, закрепленных при выполнении различных видов работ, групповых упражнений (при необходимости), контрольных, курсовых и дипломных работ, практики и других форм учебных занятий.
Итоговые экзамены (зачеты) проводятся по утвержденному расписанию. К итоговому контролю относятся:
- зачеты за полный курс или часть дисциплины, по которым не проводятся экзамены; зачеты по контрольным и курсовым работам (проектам); зачеты по практике (учебной, производственной, преддипломной).
Контроль остаточных знаний
Оценка знаний слушателей может проводиться в форме письменных ответов на вопросы, компьютерного или письменного тестирования. Особенностью этой формы является то, что контроль проводится примерно через полгода-год после сдачи экзаменов.
Вопрос 2. Семинар как форма учебного взаимодействия преподавателей и студентов
Семинар можно отнести как к текущему, так и к промежуточному контролю знаний слушателей.
Окончательно слово семинар, обозначавшее первоначально научно – практическое занятие по специальным гуманитарным наукам, вошло в лексикон в 30-е годы.
Семинар представляет групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя.
Cеминар наряду с лекцией относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную (обучающую), воспитательную и контрольную.
Основные функции семинара:
1. Обучающая – позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение обучаемых и педагогов, формирует у слушателей самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала, закрепляет и расширяет их знания;
2. Воспитывающая – осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь обучаемых с педагогами, формирует принципиальность в суждениях, самокритичность, навыки, привычки профессиональной деятельности и поведения;
3. Контролирующая – позволяет систематически проверять уровень подготовленности обучаемых к занятиям, к будущей практической деятельности, а также оценить качество их самостоятельной работы.
Цель проведения семинара (для преподавателя):
1. Углубить и закрепить знания обучаемых, полученные ими на лекции и в процессе самостоятельной работы;
2. Проверить качество знаний;
3. Помочь разобраться в наиболее сложных вопросах;
4. Выработать умение правильно применять теоретические положения к практике будущей профессиональной деятельности.
Мотивы, побуждающие преподавателя к высококачественному проведению семинаров, как и лекции, можно подразделить на:
постоянно действующие: чувство долга, интерес к этой форме занятия и др.
ситуативные, которые порождаются условиями и задачами проведения данного семинара: понимание необходимости углубления знаний по определенным вопросам, проведение организаторской работы и т. д.
Цели семинара (для учащихся):
1) углубленное изучение, прежде всего, теоретического материала;
2) формирование навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критичности мышления и др.;
3) развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы и творческих способностей;
4) формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения.
— сосредоточение внимания только на узловых проблемах без стремления охватить все вопросы дела;
— требование излагать свое понимание закономерностей изучаемых явлений, доказательности рассуждений;
— создание на семинаре психологической атмосферы свободного высказывания обучаемыми собственных мыслей без боязни ошибиться;
— побуждение обучаемых к применению теории для анализа жизненных фактов;
— подготовка на семинаре вопросов, требующих творческого мышления;
активное участие преподавателя в теоретическом споре участников семинара, умение сталкивать различные точки зрения;
— активное формирование умения отстаивать свою точку зрения и переубеждать.
В практике обучения используются различные виды семинаров:
ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМИНАРЫ – один из наиболее распространенных видов занятий в вузах. Семинарские занятия предназначены для углубленного изучения того или иного предмета. Семинары помогают студентам овладеть понятийно – терминологическим аппаратом, свободно оперировать им, применять теорию к практическим приложениям, прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления.
Глобальная цель семинара – заключается в том, чтобы знания, которые получили студенты, например, на лекции или в результате самостоятельной работы расширились, закрепились, приобрели качественно иное, более осмысленное содержание.
ВОПРОС-ОТВЕТНАЯ ФОРМА СЕМИНАРА используется для обобщения пройденного материала. Здесь используется простая процедура. Преподаватель задает аудитории вопросы, отвечают желающие, а преподаватель комментирует. Таким образом, материал актуализируется студентами и контролируется преподавателем.
СЕМИНАР-КОНФЕРЕНЦИЯ, где студенты выступают с докладами, которые здесь же и обсуждаются всеми участниками под руководством преподавателя. Это самая распространенная форма семинара. В профессиональном обучении семинар целесообразно строить в контексте изучаемой специальности, связывая теоретические вопросы с практикой работы специалиста. Тогда теоретические знания станут понятными для студентов и войдут в арсенал их профессионального багажа.
СЕМИНАР-ДИСКУССИЯ, проблемный семинар. Он проходит в форме научной дискуссии. Упор здесь делается на инициативе студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе дискуссии. Важно, чтобы источники информации были разнообразными, представляли различные точки зрения на проблему, а дискуссия всегда направлялась преподавателем.
СЕМИНАР-РАЗВЕРНУТАЯ БЕСЕДА на основе плана. Беседа используется при освоении трудного материала. Здесь инициатива принадлежит преподавателю. В ходе беседы предоставляется право студентам высказывать собственное мнение, выступать с подготовленными сообщениями, но придерживаться принятого плана; этот вид также подходит для консультации перед экзаменом.
СЕМИНАР – ИССЛЕДОВАНИЕ. Само название семинара говорит о том, что он посвящен исследованию проблемы (проблем), не получившей всестороннего освещения в литературе и, вместе с тем, имеющей большое значение для профессиональной деятельности.
Семинар-исследование целесообразно проводить при достаточной подготовке обучаемых и их готовности к решению проблем. Это значит, что подобного рода семинар должен завершать изучение важнейших тем и разделов с тем, чтобы попытаться осуществить научный прогноз развивающейся теории и практики. Пример. Организация работы сестричества на приходе. Что для этого необходимо?
Практические рекомендации по проведению семинара – исследования:
1.Во вступительном слове преподаватель закладывает общую ориентировочную основу исследовательской деятельности обучаемых на семинаре, совместно с ними определяет основные проблемы семинара, пути и методику их раскрытия и исследования.
2.Основой организации проблемно-поискового семинара выступает метод постановки системы поисково-познавательных, исследовательского характера задач и упражнений, решение которых в ходе дискуссии раскрывает слушателям методику конкретного исследования, где каждая задача требует от обучаемого освоения в содержательном контексте строго определенных элементов исследовательской культуры.
3.В зависимости от характера изучаемой темы, вынесенной на семинар, уровня подготовки группы выбираются задачи соответствующего уровня и последовательность их постановки: теоретико-аналитические, логико-методологические, контрольно-практические, прикладные.
4.Отправной точкой постановки системы поисково-познавательных задач на семинаре, вовлечение слушателей в дискуссию-исследование, ее конкретизации выступает доклад.
В ходе доклада не только раскрывается проблема, основные ее теоретические положения, но и становятся перед аудиторией ряд конкретных задач творческого характера, создаются тем самым предпосылки для развертывания дискуссии вокруг практических аспектов проблемы.
Для этого в основу доклада должны быть положены результаты исследований докладчика, что создает предпосылки для вывода семинарского занятия на исследовательский уровень, уровень решения практических задач.
Исследовательский подход на семинаре предполагает использование познавательных задач в комплексе со всем набором познавательных средств, прежде всего эмпирическими данными различной степени общности, схемами, вопросами, упражнениями и т. д. С их помощью слушателям представляется проблемное поле для коллективного решения общей задачи через ее составляющие.
Как готовить семинар?
1. Подготовка преподавателя к семинару традиционно начинается с ознакомления преподавателя с темой, проблемами семинара и методическими указаниями по его проведению, изложенными в тематическом плане по учебной дисциплине.
2. Затем, прежде всего, определяются цели семинара, избирается форма его проведения в соответствии с поставленными целями и характером информации.
После просмотра тематического плана, учебной программы и методической литературы преподаватель приступает к составлению плана семинара, в котором указываются вопросы для обсуждения, литературные источники с указанием страниц.
3.Отбирать рекомендуемую литературу следует с учетом новизны (предпочтительна новая), объема, сложности текста и доступности при поиске. Целесообразно использовать хрестоматии и различные методические пособия.
После просмотра учебников и методической литературы преподаватель приступает к составлению плана семинара.
4. Прежде всего, формулируется тема, определяется ее цель: пополнить лекционную информацию, повторить для закрепления в памяти, научить приемам работы с этой информацией и др.
5. Затем избирается форма проведения семинара в соответствии с поставленными целями и характером информации.
6. После этого составляется план, в котором указываются вопросы для обсуждения, литературные источники с указанием страниц.
7. Отбирать рекомендуемую литературу следует с учетом новизны (предпочтительна новая), объема, сложности текста и доступности при поиске. Целесообразно использовать хрестоматии и различные методические пособия.
Полезно сформулировать критерии оценки выступления вместе с временным показателем.
8. Желательно подготовить вопросы для контроля усвоения учебного материала и дополнительный материал, который для студентов будет новым и интересным.
9. Для каждого вопроса плана целесообразно подготовить резюме, т. е. кратко сформулировать освоенную информацию для записи в тетрадях студентов.
План затем в письменном виде предоставляется студентам. Желательно дать студентам методические рекомендации по подготовке к семинару.
После проведения семинара полезно провести анализ его эффективности, чтобы в дальнейшем не допустить тех же ошибок.
10. Нельзя превращать семинар в простое повторение лекционного материала с громоздкими и скучными докладами, представляющими собой элементарное воспроизведение информации.
Вопрос 3. Методика проведения зачёта и экзамена
Виды зачетов и экзаменов
В практике сложились следующие основные виды приёма зачета и экзамена:
а) письменный зачет;
в) комбинированный зачет.
Письменный зачет должен удовлетворять требованиям:
1. Вопросы должны охватывать основные, ведущие понятия данного зачетного раздела. По возможности задания должны быть комбинированного характера, чтобы в ходе их решения можно было выявить знания системы понятий, изучаемых в данной теме.
2. Письменные работы должны выполняться самостоятельно (нужно иметь 4-6 вариантов заданий).
3. Задания должны быть рассчитаны на слушателей со средним уровнем подготовки и содержать задания продвинутого уровня. Критерий оценки зависит от набора заданий, которые выполняются студентом, и от их количества.
4. Вопросы теоретического характера.
Устный зачет целесообразно принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты.
Комбинированный зачет наиболее эффективен при изучении тем, которые содержат большой по объёму теоретический материал, усвоение знаний по теме связано при этом одновременно с навыками их практического применения.
Следует понимать и всегда помнить, что экзамен по любой дисциплине является не только проверкой знаний, приобретенных слушателем во время его обучения и проверкой умения их использовать, но экзамен является важным звеном во всей цепи обучения студента, составляя существенную часть учебного и воспитательного процесса.
Преподаватель может многому научить студента во время экзамена, если он не будет ставить своей единственной целью выяснение того, что студент не знает, а, наоборот, будет стараться найти и выяснить, что он знает, на каком уровне владеет своими знаниями. В последнем случае преподаватель при тактичном проведении экзамена может помочь студенту осознать имеющиеся у него пробелы в его знаниях (если они, конечно, существуют) и тем самым помочь ему лучше организовать свою работу при дальнейшем обучении.
Студент должен, как правило, после экзамена и зачета чувствовать, что он не только рассказал преподавателю о том, что он учил, над чем думал, но что он и сам во время экзамена чему-то научился, узнал что-то существенно новое и полезное, для себя.
Следует еще отметить, что в отдельных сложных случаях во время экзамена необходим индивидуальный подход к студенту, учитывающий специфические черты его характера и темперамента. Та или иная манера проведения устного экзамена, хорошая для одного студента, может оказаться очень плохой для другого и тем самым не будет объективно отвечать вышеуказанным целям экзамена.
Все сказанное выше относилось к устным экзаменам. Нельзя не сказать несколько слов о письменных экзаменах. Проведение письменных экзаменов весьма целесообразно по ряду причин. В частности, письменные экзамены имеют более объективный характер, поскольку всем экзаменующимся предлагаются более или менее однотипные вопросы, на написанные ими ответы не влияет личность экзаменатора, на оценке этих ответов не сказывается внешнее впечатление, производимое экзаменующимся на экзаменатора, и т. д. и т. п.
Можно соединить оба способа проведения экзаменов: письменный и устный. Это позволяет добавить к перечисленным положительным сторонам письменного экзамена достоинства устного, проистекающие от непосредственного общения экзаменатора и экзаменующегося.
В конце изучения предмета студент должен показать свои умения и навыки, которыми он овладел в процессе изучения дисциплины.
Экзамен является очень важным этапом всего процесса образования и потому заслуживает особого внимания. Часто преподаватели совершенно забывают о том, что если для них экзаменовать слушателей является обычной работой, то для каждого слушателя экзамен – событие в жизни.
На зачете проверяются знания студентов. При отборе материала для опроса на зачете, следует, прежде всего, исходить из оценки значимости данного программного вопроса в общей системе учебного предмета. На зачет необходимо выносить следующее:
· материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачетного раздела, на основе которого формируются ведущие понятия курса;
· фактический материал, составляющий основу предмета;
· решение психологических задач, ситуаций, выполнение заданий, позволяющих судить об уровне умения применять знания;
· задания и вопросы, требующие от учащихся навыков самостоятельной работы, умений работать с учебником, пособием и т. д.
Принимая зачеты, преподаватель получает информацию не только о качестве знаний отдельных учащихся, но и о том, как усвоен материал группы в целом. Важно выяснить, какие вопросы усвоены студентами, над, чем следует дополнительно поработать, какими умениями студенты пока не смогли овладеть. Поэтому отбираются вопросы, которые в совокупности охватывают все основное содержание зачетного раздела, при решении которых можно видеть, как учащиеся овладели всеми умениями, запланированными при изучении данного зачетного раздела.
Вопрос 4. Самостоятельная работа студентов
Функции преподавателя не исчерпываются традиционным изложением учебной информации. Он знакомит слушателей с характером изучаемой дисциплины, с ее целями, задачами и проблемами, определяет лишь основные теоретические и практические положения. Далее слушатель добывает знания самостоятельно, используя созданные для этого преподавателем и курсами необходимые условия (библиотека, специализированный кабинет, современные информационные технологии, учебные и учебно-методические пособия и др.). Формы самостоятельной работы слушателей могут быть самыми разнообразными в зависимости от специфики дисциплины.
Роль преподавателя в данном случае заключается в оказании студенту помощи, которая состоит из определения алгоритма выполнения работы, основных направлений поиска ответа на поставленные вопросы, систематизации полученных результатов, их анализа, подведения итогов выполнения работы, их оценки. При этом преподаватель должен оказывать именно помощь, содействие, а не выполнять работу вместе со студентом или вместо студента.
Виды самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы
Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
— для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Формы самостоятельной работы
Наиболее часто используются следующие формы самостоятельной работы:
— подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;
— подготовка к опросу, коллоквиуму;
— подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе;
— выполнение домашних контрольных работ и заданий;
— написание рефератов, докладов, эссе, очерков и других письменных работ на заданные темы;
— перевод и пересказ текстов;
— подбор и изучение литературных источников;
— разработка и составление различных схем;
— подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
и контроль самостоятельной работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
— входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
— текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
— промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
— самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
— итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
— контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
В последние годы наряду с традиционными формами контроля – коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. Весьма полезным может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания, и выполняет его второй раз.
В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель – помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.