вопрос ответ по защите прав потребителей
Ответы на наиболее часто поступающие вопросы от потребителей
Вопрос № 1: Муж купил для ребенка вместо учебного пособия по литературе учебник по литературе, в магазине обменять отказались, правомерно ли действие продавца.
Действия магазина правомерно, так как учебники относятся к непериодическим изданиям, которые под номером 14 включены в перечень товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г., не подлежащих обмену и возврату как товар надлежащего качества.
Вопрос № 2: Покупал ребенку для школы белые колготки, они были в упаковке, дома обнаружили, что они с красными сердечками по полю, в обмене колготок отказали.
Колготки входят в группу чулочно-носочных товаров и как товар надлежащего качества не подлежат обмену и возврату, поскольку эта группа вошла в перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату. Указанный Перечень товаров, утвержден Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г.
Вопрос № 3: Купила ребенку ботиночки, они развалились в первую же
неделю носки. Какие у меня права и как я должна поступить?
По условиям статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» (далее Закона) Вам необходимо обратиться с письменной претензией к продавцу и вместе с претензией сдать ботиночки для проведения проверки качества. В претензии нужно указать одно из требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона. А именно:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При подтверждении наличия в ботиночках недостатка производственного характера Ваше требование, указанное в претензии, должно быть удовлетворено.
При этом Вы вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных Вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В случае если по заключению проверки качества Вам отказано в удовлетворении требования и Вы не согласны с заключением необходимо проведение экспертизы. Ответственность по организации проведения экспертизы и ее оплаты лежит на продавце в пределах его гарантии и на потребителе за пределами гарантии продавца до двух лет. Далее может быть произведен перерасчет. Если экспертизу оплачивал продавец и заключение экспертизы в его пользу, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. Если экспертизу оплачивал потребитель и заключение экспертизы в его пользу, продавец обязан возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, удовлетворить его требование, а также в полном объеме возместить убытки, причиненные вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Вопрос № 4: Купила детскую игрушку «Мой доктор», дома обнаружили, что там комплект не полный часть изделий отсутствует, как поступить?
Комплектность товара проверяется потребителем при получении товара, поскольку позже невозможно определить на каком этапе у изготовителя, у продавца или у потребителя произошла раскомплектовка.
Если игрушка была в запаянной упаковке тогда возможно, что производителем при комплектовании допущено нарушение. В этом случае Вам необходимо обратиться в магазин с письменной претензией и требованием провести проверку комплектности этих игрушек в магазине и в случае подтверждения вины изготовителя удовлетворить требование, указанное в претензии. В претензию Вы вправе вписать одно из требований, содержащихся в статье 18 Закона. А именно:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом Вы вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных Вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Вопрос № 5: При покупке учебника ребенок перепутал автора, обменять учебник магазин отказывается. Прав ли магазин в данной ситуации
Действия магазина правомерно, так как учебники относятся к непериодическим изданиям, которые под номером 14 включены в перечень товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г., не подлежащих обмену и возврату как товар надлежащего качества.
Вопрос № 6: Купила ребенку спортивные штаны, через несколько дней они порвались, обратилась в магазин, в удовлетворении требования по расторжению договора купли-продажи отказали, так как проверкой качества недостаток не признали производственным, считают это механическим воздействием (Селезнева Светлана Анатольевна, запись в журнале № 383).
По условиям статьи 18 Закона в случае не согласия с заключением по проверке качества потребитель имеет право потребовать от продавца проведения экспертизы, если им или изготовителем дана гарантия, и она не закончилась. Если гарантия продавцом или изготовителем не дана или она закончилась, а два года еще не прошло бремя доказательства возлагается на потребителя, то есть организацию по проведению экспертизы, а также ее оплату проводит потребитель. При получении заключения в пользу потребителя он вправе предъявить все понесенные расходы по проведению экспертизы продавцу для возмещения. Вместе с этим продавец обязан удовлетворить требование потребителя, заявленное в претензии, а также в полном объеме возместить убытки, причиненные вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Вопрос № 7: Куда пожаловаться на Управляющую организацию?
В Управление Роспотребнадзора по г. Томску поступают многочисленные обращения граждан по вопросам несоблюдения юридическими лицами и гражданами обязательных требований к:
Вышеперечисленные вопросы не входят в компетенцию Управления Роспотребнадзора по Томской области.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. №188-ФЗ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учётом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21., 7.22, 7.23 КоАП РФ, не отнесено к компетенции органов Роспотребнадзора. Такие дела рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям РФ.
Региональный государственный контроль (надзор) на территории Томской области осуществляет Департамент ЖКХ и Государственного жилищного надзора Томской области, почтовый адрес 634041, г.Томск, пр. Кирова, д.41
Вопрос № 8: Что необходимо знать при покупке технически сложных товаров?
Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55, технически сложные товары бытового назначения надлежащего качества, на которые установлены гарантийные сроки, не подлежат обмену или возврату в течение 14 дней.
Нужно так же помнить, что покупая технически сложные товары, включенные в перечень товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 924 от 10.11.2011г., в т.ч. мобильные телефоны, стиральные машины, холодильники, телевизоры, видеокамеры и другие товары вернуть в магазин или обменять при наличии недостатка производственного характера можно только в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара (ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
Потребителю при обнаружении недостатков в товаре необходимо обратиться к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должны быть чётко сформулированы требования по поводу недостатков товара. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу, либо направить письмом (с уведомлением).
Закон обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества товара, а в случае необходимости экспертизу товара за свой счёт.
Потребитель вправе присутствовать при проведении проверки качества товара или экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. О желании потребителя участвовать при проведении экспертизы товара, рекомендуем уведомить продавца письменно.
Одновременно информируем, что органы Роспотребнадзора не уполномочены рассматривать имущественные споры, а также не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект выплатить деньги потребителю, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.
Прежде всего, надо написать претензию в адрес Интернет-магазина с требованием возврата уплаченных денежных средств в связи с нарушением сроков доставки товара, указанных в договоре. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», с Правилами продажи товаров дистанционным способом продавец обязан вернуть денежные средства покупателю в течение 10 дней. Если данное требование не выполнено, то потребитель обращается в суд с требованием возврата денежных средств, а также на основании п. 3 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» уплаты неустойки (пени) в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки.
Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Вопрос № 10: Правомерна ли торговля без кассового аппарата?
В соответствии со ст. 2.1 ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).
Контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона осуществляют налоговые органы.
Вы можете обратиться с заявлением в налоговый орган по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, 2006-2021 г. Адрес: 634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103а Защита прав потребителей: важные вопросы Мне попалась просрочка/товар с дефектами, что делать? Вы можете либо отказаться от товара (кроме сложной техники) и вернуть деньги, либо потребовать замену, либо потребовать соразмерное уменьшение его цены. Это право вам дают статья 503 Гражданского кодекса РФ и статья 18 Закона «О защите прав потребителей». Важно: при возврате денег продавец не может удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара при его частичном использовании, потери товарного вида и т. п. Я могу обратиться с претензией только в гарантийный срок? Нет, не только. Вы можете прийти в магазин с претензией о недостатках товара в течение гарантийного срока товара. Гарантийный срок начинается с того момента, как товар оказался у вас. Но если мы говорим о сезонных товарах, есть особенность — их гарантийный срок и срок службы «исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей». Например, в Пензенской области установлено, что с 15 марта начинается весна, с 1 мая — лето, с 1 сентября — осень, а с 1 ноября — зима. В Москве немного иначе — весна начинается с 1 марта. Если срок гарантии не установлен, то вы можете предъявить претензию в пределах двух лет с того дня, как получили товар (если не оговорен более долгий срок). Если гарантия на товар меньше двух лет, и недостатки вы обнаружили после того, как она закончилась, но в пределах двух лет, вы все равно можете предъявить требования продавцу, изготовителю или импортеру, но только если докажете, что недостатки эти возникли до покупки или по причинам, которые возникли до передачи товара вам. Я потерял чек, мне отказывают в возмещении Отсутствие у вас товарного или кассового чека не может быть основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. На ценнике была одна цена, на кассе пробили другую. Так можно? Так нельзя. В магазине по закону обязаны менять ценники на актуальные вовремя. Продажа товара с нарушениями влечет наложение штрафа — по статье КоАП его максимальная сумма составляет 30 тыс. рублей. Мне говорят, что без покупки одного товара я не смогу купить тот, который хочу. Это законно? Незаконно. Иногда так делают, когда продают страховые продукты. Но законом запрещено обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных. Я хочу вернуть одежду, потому что она мне не подошла, это возможно? Любой товар, в котором есть недостатки, можно обменять или вернуть, как мы писали выше. Если же вы просто передумали, от большинства покупок также можно отказаться в течение 14 дней без объяснения причин, если они не были в употреблении и сохранили свои свойства, а у вас есть доказательство приобретения у конкретно этого продавца. Можно обменять его или вернуть деньги. Это прописано в статье 502 Гражданского кодекса и в статье 25 Закона «О защите прав потребителей». Могу ли я вернуть то, что куплено через интернет? Да. Исключение составляет товар, который сделан по индивидуальным параметрам (например, сшитая на заказ одежда, брелок с персональной дарственной надписью, кухня по индивидуальным меркам). Обменять/вернуть товар, купленный через интернет, можно в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю без объяснения причин (п. 4 ст. 26.1 закона о защите прав потребителей). Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время. Какие товары нельзя вернуть: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (например, медицинские приборы, средства гигиены полости рта, лекарственные препараты и т. д.); предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки и т. д.); текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, ленты, тесьма, кружево и другие); провода, шнуры, кабели; строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и т. д.) и другие товары, отпускаемые на метраж; швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные); товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты. Список большой — с полной версией ознакомьтесь тут. Когда мне вернут деньги? Продавец обязан вернуть вам деньги (или возместить расходы на ремонт) в течение 10 дней со дня предъявления претензии. За каждый день задержки выполнения требования продавец (импортер или изготовитель) должен будет заплатить неустойку в размере одного процента от цены товара. Заменить товар продавец обязан в течение семи дней, а если нужна дополнительная проверка качества товара продавцом, то в течение 20 дней. Если у продавца на момент обращения нет нужного для замены товара, то срок увеличивается до месяца. Подробнее — здесь. А если продавец отказывается возвращать деньги или менять товар? Обратитесь в Роспотребнадзор, тут есть телефоны и другие контакты организации. Если это не даст эффекта, то обращайтесь в суд. Если дело дойдет до суда и вы выиграете процесс, изготовитель (исполнитель, продавец, импортер и т. д.) заплатит штраф в размере 50 % от суммы, присужденной вам. Моральный вред вам по закону тоже могут компенсировать — сумму выплаты определит суд. Она не связана с размером возмещения имущественного вреда. Вопросы по защите прав потребителейОтвет: Рекомендуем производить покупки в организованных предприятиях торговли, где в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.92г., п.п. 10, 21, 8, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением правительства РФ №55 от 19.01.98г. продавцом доводится до сведения потребителя информация о фирменном наименовании организации, место ее нахождения (адресе), режиме работы, которая располагается на вывеске организации (аналогичная информация размещается при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков), расчет с покупателями за товары осуществляется с применением контрольно-кассовой техники, по требованию покупателя продавцом предъявляется книга отзывов и предложений. Для проверки правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. 2. Вопрос: как часто проходят проверки продуктов питания? Какие продукты можно покупать, не опасаясь за свое здоровье и самочувствие? 3. Вопрос: Насколько можно верить словам ГОСТ или ТУ на упаковках? Товары с ГОСТом лучше? | | ||
|