вопросно ответная форма организации научного текста называется

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

DOI: 10.23951/1609-624X-2017-11-100-103

Информация об авторе:

Петроченко Людмила Анатольевна, кандидат филологических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: lapetrochenko@tspu.edu.ru

Рассматривается вопросно-ответная форма изложения материала как одно из стилистических средств, характерных для современной англоязычной научно-популярной литературы. Объектом исследования избраны книги серии For Dummies, представленные узкоспециализированными, пошаговыми инструкциями для людей, которые только начали делать первые попытки войти в мир современных технологий (компьютер, лэптоп, интернет, блог и т. д.), а также научно-популярными справочными изданиями, которые дают читателю общую информацию по интересующим его вопросам. Результаты исследования доказывают необходимость дальнейшего изучения стилистических средств научно-популярного дискурса для их рационального использования в научных и учебных целях.

Ключевые слова: научно-популярная литература, стилистические средства, вопросно-ответная форма, инструкция, экспрессивность

Библиография:

1. Lindsay D. Scientifi c Writing = Thinking in Words. Collingwood: CSIRO Publ., 2011. 122 p.

2. Rogers S. M. Mastering Scientifi c and Medical Writing: A Self-Help Guide. 2nd ed. Berlin – Heidelberg: Springer–Verlag, 2014. 116 p.

3. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. 172 с.

4. Шамне Н. Л., Шишкина Е. В. Научно-популярные медицинские интернет-издания на немецком языке: структурный и функциональный аспекты // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Серия 2: Языкознание. 2017. Т. 16, № 2. С. 143–151.

6. Dayal V. Questions. Oxford: Oxford Univ. Press, 2016. 321 p.

7. Gookin D. Laptops for Dummies. 4th ed. Hoboken, NJ: Wiley Publishing, 2010. 342 p.

8. Boysen E., Boysen N. Nanotechnology for Dummies. 2nd ed. Hoboken, NJ: Wiley Publishing, 2011. 329 p.

9. Bair A. L. Blogging for Dummies. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2016. 383 p.

10. Delahunty A., Dignen Sh., Stock P. The Oxford Dictionary of Allusions. Oxford: Oxford Univ. Press, 2001. 453 p.

Выпуск: 11, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 11

Источник

мария сергеевна шихова
Лексико-стилистическая характеристика научного специализированного текста

По словам А.В. Славгородской, обращаясь к существующим текстам, ученый находит в них «импульс для создания новых текстов». 64 О преемственности научного знания говорит и Н.А. Кудрина, которая, наряду с диалогичностью, авторитетностью, адресованностью, рассматривает категорию интертекстуальности как одну из важнейших категорий научного текста. 65 Категория интертекстуальности в научном тексте реализуется в виде цитат, аллюзий, плагиата; автоцитат, примечаний, комментария, приложения, аннотации, библиографии; косвенной речи, фоновых ссылок, заимствовании понятийно-терминологического аппарата и т.д. 66

Таким образом, свойствами современного научного текста являются: 1) функционирование только в процессе понимания, 2) политекстуальность, 3) толерантность, 4) понятийность, 5) логичность, 6) завершенность, 7) диалогичность, 8) авторитетность, 9) адресованность, 10) интертекстуальность, 11) информативность.

2.2. Экспрессивные средства в научном специализированном тексте

Научная речь в целом, а также рассматриваемая функция экспрессивных средств здесь иная, чем, например, в художественной речи, она подчинена замыслу научного произведения. То, что выразительно для научной речи, может не быть выразительным для художественной. Экспрессивные элементы приобретают здесь своеобразное преломление, благодаря чему не нарушаются общие закономерности научного дискурса: они способствуют усилению аргументированности высказывания, а также облегчению восприятия наиболее сложных моментов изложения, сопутствуя основным, характерным для научного дискурса языковым средствам.

Воздействующие функции экспрессии − образность, оценочность, эмоциональность. Они связаны с реализацией научного знания и направлены на оптимизацию способа изложения в неодинаковой мере в разных жанрах научного дискурса. Под образностью в научном дискурсе подразумевается отражение внешнего облика реальной действительности средствами, выполняющими определенную функцию – делать незримые явления зримыми, выражать языком образов то, что невозможно выразить языком логических построений. Эмоциональность – субъективные внутренние состояния, переживания, эмоции ученого-творца. Оценочность – реализация отношения человека к действительности. Экспрессивное в конкретных научных произведениях выражается в оценочности, эмоциональности, образности, усиливая логичность изложения.

Такое переплетение восклицательных и вопросительных предложений служит целям установления тесного контакта с читателем и в широком смысле диалогичности научной речи.

Периферию поля составляют средства с ослабленным проявлением экспрессивности. Они отличаются разной степенью усиления своих номинативных и иных модальных характеристик. На этом основании в периферийной области выделяются две зоны распределения средств: примыкающая к центру (вопросительные конструкции) и удаленная от него (повторы).

Вопросительные предложения, употребляемые в научной речи, неоднородны по своим функциям, структуре, характеру взаимосвязи с ответом и степени экспрессивности. Поэтому их можно разделить на несколько групп: риторический вопрос, вопросно-ответный комплекс, диалогическое единство.

В приведенном примере авторский текст является скрытой формой диалога: автор как бы вступает в разговор со своим читателем, обращает его внимание на основной момент изложения. Риторический вопрос выступает как яркий стилистический прием, отражающий коммуникативную природу языка: учет говорящим или пишущим адресата, разговор со своим вторым «я». Поэтому мы причисляем его к средствам выразительности научной речи. Используется он для того, чтобы автор мог сформировать свое собственное отношение к рассматриваемому в научном произведении вопросу.

2.3. Понятие «специальный» текст

Контексты-высказывания, объединенные наличием в них номинативных знаков, выполняющих однотипные функции, могут быть охарактеризованы в пределах функционального типа номинации (интродуктивного, идентификативного, классификационного, дефинитивного и т.д.) и соответственно определены как виды специального дискурса (интродуктивный, отождествляющий и т.д.).

Учитывая особенности специального текста, имеет смысл указать на большую роль служебных слов в его структуре. Служебные слова обеспечивают ясность и точность предоставления информации, устанавливая логические связи между элементами специального текста. 92

Основными положениями о понимании специального текста, вслед за Кл.– Д. Бауманном, можно считать следующие:

1) специальные тексты рассматриваются как «специальные тексты – в – функции» («Fachtexte – in – Funktion» – по аналогии с термином З. Шмидта «текст – в – функции»). Под этим понимаются комплексные единицы, которые определяются, с одной стороны, социальными, ситуативными и тематическими факторами, а, с другой стороны, обусловлены структурными, стилистическими и формальными признаками текста. То есть «специальные тексты в функции» – «результат функционального взаимодействия внешних и внутренних признаков текста». Кроме того, в специальном тексте «специфическим образом выражаются интерактивные отношения между коммуникантами, а также степень специализированного изложения» 93 ;

2) специальные тексты анализируются как языковые структуры, организованные по принципам семантики, стилистики и лингвистики текста (внутренние признаки текста);

Такой подход к пониманию специального текста имеет деятельностный характер и, как видно из трактовки специального текста, требует привлечения методов разных лингвистических дисциплин.

Что касается специального текста, то в целом его понимание включает все основные признаки любого законченного текста как результата коммуникативного акта. Специфика специального текста заключается, по мнению большинства исследователей, в наличии в тексте «специального» компонента, относящего текст к определенной области специального знания и профессиональной деятельности. Как правило, этот компонент выражается в соответствующей терминологии, то есть на лексическом уровне языка. Степень терминологизированности позволяет говорить о специальном языке, или языке специальной области, который существует не сам по себе как отдельная система, а актуализируется в специальных текстах. Специальный текст является естественным проявлением специального языка.

Источник

Вопросно-ответная форма изложения – такая форма, при которой происходит диалог между автором и читателем. Исходя из этого, читатель становится невольным собеседником, так как автор привлекает его к обдумыванию тех или иных вопросов, поставленных в тексте.

Однако многие путают это понятие с риторическими вопросами. Когда речь идет о вопросно-ответной форме, автор, помимо того, что задает вопрос, также отвечает на него. В то же время, для риторического вопроса ответ не требуется.

Что такое вопросно-ответная форма изложения

вопросно ответная форма организации научного текста называется. вопросно ответная форма организации научного текста называется фото. картинка вопросно ответная форма организации научного текста называется. смотреть фото вопросно ответная форма организации научного текста называется. смотреть картинку вопросно ответная форма организации научного текста называется.

Для вопросно-ответной формы характерно проведение переговоров или консультаций, встречается даже в самой обыкновенной беседе.

При помощи вопроса можно сделать акцент на теме обсуждения, привлечь внимание, добиться необходимой информации или натолкнуть к определенным действиям, если правильно и грамотно его сформулировать.

Ораторское выступление нельзя назвать хорошим, если в нем отсутствует описываемая форма изложения.

Такая форма особо необходима для проведения различных процессов судопроизводства. А. А. Старченко в свое время отметил, что форма служит отличным процессуально-правовым алгоритмом, это своего рода таблица, которая определяет наиболее важные позиции в пределах судебного исследования, независимо от направления.

Работа суда заключается именно в том, чтобы искать ответы на возникающие у следствия вопросы. Это входит в состав многих следственных экспериментов, показаний свидетелей, входит в структуру допросов и многих других действий следствия.

вопросно ответная форма организации научного текста называется. вопросно ответная форма организации научного текста называется фото. картинка вопросно ответная форма организации научного текста называется. смотреть фото вопросно ответная форма организации научного текста называется. смотреть картинку вопросно ответная форма организации научного текста называется.

Вопрос и ответ можно изобразить в качестве конкретных логических форм. Вопрос можно охарактеризовать как языковой прием, выраженный в вопросительном предложении. Он необходим для уточнения тех или иных знаний. В большинстве случаев требуется некоторая система знаний, на которую вопрос будет непосредственно опираться.

Любой вопрос включает базовую информацию – исходную, также ее можно назвать предпосылкой к будущему вопросу. В вопросе, кроме всего прочего, содержится недостаточность этой информации, а, стало быть, необходимость в ее расширении.

Вопрос – не суждение. По этой логике он не может быть ложным или содержать в себе истину.

Чтобы грамотно сформировать вопросительное предложение, нужно заранее обладать хотя бы минимальными знаниями об обсуждаемом предмете. Ответ на вопрос предполагает правильную оценку о характере заданного вопроса и обладание большей с ним связанной информации.

Ответ является новым суждением, которое дополняет или делает более уточняющим знание, отражающееся в заданном вопросе. Знание, которое было получено в ответ, зачастую служит для дальнейшего формирования последующих вопросов, так как новая полученная информация расширяет исходную.

На данный момент научная литература располагает различной классификацией как для ответов, так и для вопросов.

Примеры вопросно-ответной формы из художественной литературы

вопросно ответная форма организации научного текста называется. вопросно ответная форма организации научного текста называется фото. картинка вопросно ответная форма организации научного текста называется. смотреть фото вопросно ответная форма организации научного текста называется. смотреть картинку вопросно ответная форма организации научного текста называется.

В качестве примеров из художественной литературы можно привести короткие строки известных русских авторов.

«У меня зазвонил телефон.

— От верблюда». К. И. Чуковский.

Русский язык богат на разного рода речевые и не только приемы. Например, такое средство выразительности, как сравнение или противопоставление. Сравнительный оборот делает предложения интересными, составленными наиболее грамотно. В то же время средство речевой выразительности имеет разделение на синтаксическое и лексическое.

Источник

Фигуры речи.

Фигуры речи включают в себя тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком понимании этого слова (различные приемы сочетания слов), но в русском языке до сих пор актуальна проблема разграничения первых и вторых. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные фигуры речи и лексические средства русского языка.

Смеющееся лето просилось в дом.

Откуда ты такой добрый взялся на мою голову?

Мертвая тишина повисла в комнате.

И напрасно наместник Рима
Мыл руки пред всем народом,
Под зловещие крики черни;
И шотландская королева
Напрасно с узких ладоней
Стирала красные брызги
В душном мраке царского дома.

И тогда он увидел глаза. Зеленые и искрящиеся.

И снова взрывы и смерти. Что это значило? Это значило, что о мечтах и чаяниях можно надолго забыть.

Курень, гутарить, тремпель, тормозок.

Однородные члены предложения. Употребление предложений с однородными членами используется для перечисления однородных понятий. Также служит для усиления эффекта от преподносимой информации.

Потеря была горькой, мучительной, невосполнимой и разрывающей душе на части.

Торжество науки над верой, ума над чувствами, молекулы над живой водой.

Над крепостью развевалось знамя. У крепости лежали груды тел погибших воинов.

Солнце жарило, как в Сахаре.

Я не чувствую ног ( = я стал). Отправиться на край света ( = отправиться далеко).

На дворе стоял май, яркий, свежий, пахучий.

Источник

Форма речи, при которой автор ведет диалог с читателем, делает его своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними.

Следует отличать от риторического вопроса. При вопросно-ответной форме изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает. Риторический вопрос не требует ответа.

Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет —

О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой

Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз.

Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.

Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский);

Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет);

Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.

Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

Следует учитывать, что прием градации основан на изменении признака по абстрактной шкале количества (вверх: средне — больше — много — очень много; вниз: много — меньше — мало — совсем мало) и абстрактной шкале оценки (при положительной оценке: хорошо — довольно хорошо — очень хорошо — превосходно — выше нормы; при отрицательной оценке: плохо — довольно плохо — очень плохо — отвратительно):

Кто Вы такая? Откуда Вы?!

Ах, я смешной человек.

Просто Вы дверь перепутали,

Улицу, город и век (Б. Ш. Окуджава);

Кружевом, камень, будь

Тонкой иглою рань. (О. Э. Мандельштам)

Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден,

Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне — все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел, —

Все жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

Внимание! Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза, как и градация, свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам.

Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность:

С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *