вопросно ответная форма речевой коммуникации

Понятийный аппарат вопросно-ответной формы речи

вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации фото. картинка вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть фото вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть картинку вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации фото. картинка вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть фото вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть картинку вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации фото. картинка вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть фото вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть картинку вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации фото. картинка вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть фото вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть картинку вопросно ответная форма речевой коммуникации.

вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации фото. картинка вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть фото вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть картинку вопросно ответная форма речевой коммуникации.

вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации фото. картинка вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть фото вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть картинку вопросно ответная форма речевой коммуникации.

Вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства

Классификация ответов.

Классификация вопросов.

Понятийный аппарат вопросно-ответной формы речи

План

РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА

Речевое общение — это сложный двусторонний процесс взаимодействия людей, диалог, в большинстве случаев предполагающий, с одной стороны, постановку вопросов, а с другой, ответ на них.В вопросно-ответной форме, как правило, проходят беседы, переговоры, консультации, телефонные разговоры и т. п. Вопросы помогают привлечь внимание собеседника, расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения, получить необходимую информацию, побудить к конкретным действиям.

Без вопросов и ответов редко обходится ораторское выступление. Вопросы, которые оратор задает слушателям, активизируют их, возбуждают интерес к теме выступления, стимулируют к эффективному восприятию. Вопросы, по­ступающие из аудитории, являются своеобразным барометром ее настроения, заставляют оратора корректировать свою речь.

Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора. Верно поставленный вопрос дает возможность уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительные сведения, понять отношение к обсуж­даемой проблеме. Удачный ответ укрепляет собственную позицию полемиста, усиливает аргументацию выдвигаемого тезиса.

Особую роль вопросно-ответная форма играет в процессе судопроизводства. Как отмечают В. И. Кириллов и А. А. Старченко, она служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. «Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий». Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации статья 299 определяет последовательность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора.

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето», — писал немецкий философ И. Кант.

Вопрос и ответ представляют собой определенные логические формы.

Вопросэто выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Вопрос опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополне­ния и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, тоже нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

Ответэто новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточ­няющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.

В современной научной, учебной и методической литературе существуют разные классификации вопросов и ответов

Источник

§ 2.Вопросно-ответная форма речевой коммуникации

В вопросно-ответной форме, как правило, проходят беседы, переговоры, консультации и т.п. Вопросы помогают привлечь внимание собеседника, расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения, получить необходимую информацию, побудить к конкретным действиям. Без вопросов и ответов редко обходится ораторское выступление. Особую роль вопросно-ответная форма играет в процессе судопроизводства. Как отмечают В.И.Кириллов и А.А.Старченко, она служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и других следственных действий.

Вопрос и ответ представляют собой определенные логические формы.

Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Вопрос опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя, прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, то нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

Ответ – это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточняющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.

В современной научной, учебной и методической литературе существуют разные классификации вопросов и ответов.

§ 2.1.Классификация вопросов

Наиболее распространенными являются классификации вопросов по следующим основаниям: семантике, функциям, структуре, отношению к обсуждаемой теме, отношению к адресату.

Правильно поставленные, или корректные, и неправильно поставленные, или некорректные, вопросы (по семантике).

Если их базисом, предпосылками вопроса являются истинные суждения, то вопросы считаются правильно поставленными или логически корректными.

Неправильно поставленными или логически некорректными называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения.

Например, одного менеджера спросили: «По каким вопросам у вас возникают конфликты с коллегами?». Некорректность этого вопроса заключается в том, что сначала нужно было выяснить, бывают ли у него конфликты с сотрудниками, а затем уже при положительном ответе уточнить, по каким именно вопросам.

Уточняющие, или ли-вопросы, и восполняющие, или что-вопросы (по функции).

Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Например, «Действительно ли состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?». В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком. Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен словами: да или нет.

Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др. Приведенный выше закрытый вопрос можно преобразовать в открытый. Например, «Когда состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?».

Простые и сложные вопросы (по структуре.)

По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых.

Приведем пример. Уточняющий вопрос «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статьям 105 и 162 ч. 2 УК РФ?» является сложным. Он состоит из двух простых вопросов («Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 105 УК РФ?» и «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 162 ч. 2 УК РФ?»). Ответы на них могут быть разными. В восполняющем сложном вопросе «Когда и в каком районе города будет открыта новая нотариальная контора» тоже можно выделить два простых вопроса «Когда в нашем городе будет открыта новая нотариальная контора?» и «В каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора?». Сложный восполняющий вопрос содержит несколько вопросительных слов.

В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (два и более простых вопроса соединены союзом «и»), разделительными (два и более простых вопроса соединены союзом «или»), смешанными (объединение соединительных и разделительных вопросов).

Источник

Тема 6. Вопросно-ответная форма в процессе речевой коммуникации

Цель лекции – рассмотрение сущности и значения темы

Ключевые слова –Вопрос, ответ, логика, построение

Основные вопросы:

1. Понятийный аппарат вопросно-ответной формы речи

Речевое общение — это сложный двусторонний процесс взаимодействия людей, диалог, в большинстве случаев предполагающий, с одной стороны, постановку вопросов, а с другой, ответ на них. В вопросно-ответной форме, как правило, проходят беседы, переговоры, консультации, телефонные разговоры и т. п. Вопросы помогают привлечь внимание собеседника, расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения, получить необходимую информацию, побудить к конкретным действиям.

Без вопросов и ответов редко обходится ораторское выступление. Вопросы, которые оратор задает слушателям, активизируют их, возбуждают интерес к теме выступления, стимулируют к эффективному восприятию. Вопросы, по­ступающие из аудитории, являются своеобразным барометром ее настроения, заставляют оратора корректировать свою речь.

Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора. Верно поставленный вопрос дает возможность уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительные сведения, понять отношение к обсуж­даемой проблеме. Удачный ответ укрепляет собственную позицию полемиста, усиливает аргументацию выдвигаемого тезиса.

Особую роль вопросно-ответная форма играет в процессе судопроизводства. Как отмечают В. И. Кириллов и А. А. Старченко, она служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. «Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий». Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации статья 299 определяет последовательность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора.

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето», — писал немецкий философ И. Кант.

Вопрос и ответ представляют собой определенные логические формы.

Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Вопрос опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополне­ния и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, тоже нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

Ответ — это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточ­няющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.

В современной научной, учебной и методической литературе существуют разные классификации вопросов и ответов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Как узнается в устной речи граница между повышением и понижением, называемая кульминацией?

2. Полному и законченному изложению сложных вопросов помогает использование периода. Что означает период

Рекомендуемая литература:

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

2. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.

3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.

4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2009.

5. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и РR. М., 2001.

6. Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001.

7. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

8. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1998.

Тема 7. Судебные прения: Коммуникативный аспект.

Цель лекции – рассмотрение сущности и значения темы

Ключевые слова –судебная речь, судебная аудитория.

Основные вопросы:

1. Особенности судебной речи.

2. Характеристика судебной аудитории.

Успех выступления судебного оратора определяется целенаправленным, настойчивым стремлением совершенствовать себя, учиться искусно владеть словом, так как речевая культура является обязательным элементом культуры судебного процесса.

Коммуникативные качества судебной речи: ясность (доступность, простота), точность, убедительность, логичность, эмоциональность и экспрессивность позволяют судебному аратору сделать речь по настоящему доказательной. Рассмотренные выше качества судебной речи находятся в тесной взаимосвязи и в диалектическом единстве.

Основу целостности судебного выступления составляют предметно-структурное содержание и логическая структура. Для судебной речи, как мы уже отмечали, характерно трехчастное деление: выступление – основная часть- заключение. Помимо этого, логика рассуждения осуществляется от констатации- к опровержению и доказательству.

Судебная речь, обладающая всеми названными качествами, воспринимается как воздействующая, так как экспрессивно произнесенная судебным оратором речь подчиняет судей и аудиторию своей воздействующей силой, кроме того, экспрессивность усиливает точность и ясность мысли, эмоциональность речи.

вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации фото. картинка вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть фото вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть картинку вопросно ответная форма речевой коммуникации.

Рассматривая лингвистический аспект судебной речи, мы постоянно увязывали его с психологическим аспектом, и обращали внимание на то, как языковые средства способствуют логичности, убедительности судебной речи, как в языке проявляется профессиональная этика юриста. Этические требования к судебному оратору и судебной речи связаны с проявлением уважения к суду, к процессуальному противнику, потерпевшему, свидетелям, подсудимому. А.Ф.Кони, например, нравственным долгом судьи считал прежде всего уважение к человеческому достоинству и справедливое отношение к человеку.

Безусловно, общество вырабатывает формы речевого поведения и требует от носителей языка соблюдения. Этих правил, соблюдения этики речевого поведения, которая представляет собой собрание…людей корректного речевого поведения. Поэтому судебный оратор должен производить сложную операцию отбора в речевой акт того, что является наиболее уместным для данной обстановки общения.

Вопросы для самоконтроля:

1.Особенности судебной речи.

2. Характеристика судебной аудитории.

3. Этика судебного оратора.

4. Психолого-риторические аспекты

Рекомендуемая литература:

1. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1996.

2. Алексеев Н.С., Макарова Е.В. Ораторское искусство в суде. Л.,2005

3. Владимиров Л.Е. Русский судебный оратор А.Ф. Кони. Харьков, 2009.

4. Тарнаев Н.Н. Судебные речи: Учеб. пособие. Иваново, 2010

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Вопросно-ответная форма речевой коммуникации.

В вопросно-ответной форме, как правило, проходят беседы, переговоры, консультации и т.п. Вопросы помогают привлечь внимание собеседника, расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения, получить необходимую информацию, побудить к конкретным действиям. Без вопросов и ответов редко обходится ораторское выступление. Особую роль вопросно-ответная форма играет в процессе судопроизводства. Как отмечают В.И.Кириллов и А.А.Старченко, она служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и других следственных действий.

Вопрос и ответ представляют собой определенные логические формы.

Вопрос –это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Вопрос опирается, как правило, на определенную систему знаний. Всякий вопрос включает в себя, прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, то нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

Ответ– это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточняющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.

В современной научной, учебной и методической литературе существуют разные классификации вопросов и ответов.

38. Искусство доказывания в состязательном
судебном процессе.

Судебный оратор должен быть не только хорошим спе­циалистом в области права, но и обладать высокой логической культурой, т.е. уметь мыслить правильно, логично и последовательно строить свое выступление, обосновывать выдвинутые положения, опровергать мнение оппонента, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать определенные выводы. Он должен грамотно использовать весь арсенал логических средств: понятий, суждений, умозаключений, доказательств, опровержений и т. д.

Очень важно знать и соблюдать основные законы мышле­ния, которые подразделяются на два типа: формально-логические законы и законы диалектической логики. Диалектическая логика изучает общие закономерности развития объективного мира и познания. Формальная логика — это наука о законах и формах правильного мышления.
Выделяют четыре основных закона формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
^ Закон тождества.Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание, т. е. быть тождественна самой себе.
Это значит, что во время рассуждения недопустимо под­менять один предмет мысли другим, нельзя отождествлять различные мысли, тождественные мысли принимать за раз­личные. Каждое понятие, суждение должны употребляться в одном и том же, определенном смысле и сохранять его в ходе всего рассуждения. Например, речь идет о низком качестве выполненной работы одного из сотрудников. Некоторые коллеги, защищая товарища, начинают говорить о его трудолюбии, скромности, сердечности, т. е. подменяют предмет обсуждения. Но ведь и добросовестный сотрудник мог выполнить работу непрофессионально вследствие недостаточной компетентности.
^ Закон противоречия.Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Этот закон называют также законом непротиворечия или законом запрета противоречия.
Закон противоречия запрещает считать одновременно истинным два противоречивых высказывания только при определенных условиях. Прежде всего, речь должна идти об одном и том же предмете. Высказывание должно относиться к одному и тому же времени. И наконец, в утверждении и отрицании предмет должен рассматриваться в одном и том же отношении.
Закон противоречия не отрицает реальных противоречий, существующих в объективной действительности и в нашем сознании. Поэтому очень важно уметь различать два рода противоречий: противоречие в природе и обществе и противоречие в рассуждениях. Первое противоречие служит внутренним источником развития предметов и явлений объективного мира. Логическое противоречие — следствие нарушения норм правильного мышления. Формальная логика, не отрицая реальных противоречий, требует, чтобы и о противоречивых явлениях мыслили непротиворечиво, логически правильно.
^ Закон исключенного третьего. Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно.
Как видно из определения, этот закон распространяется только на определенную группу суждений — противоречащих. В логике противоречащими называются такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом же предмете отрицается, поэтому они не могут быть оба истинными или оба ложными. Пример противоречащих суждений: «Это свидетель» — «Это не свидетель». Одно суждение что-то утверждает, другое — отрицает, третьего суждения между ними нет. И естественно, по отношению к какому-то человеку одно из этих суждений истинно, другое ложно.
^Закон достаточного основания. Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Этот закон был сформулирован выдающимся немецким мыслителем Лейбницем. Он выразил его в виде следующего принципа: «Все существующее имеет достаточное основание для своего существования».
Закон достаточного основания не допускает голословных и декларативных утверждений, необоснованных выводов, требует убедительного подтверждения выдвинутых положений.

вопросно ответная форма речевой коммуникации. вопросно ответная форма речевой коммуникации фото. картинка вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть фото вопросно ответная форма речевой коммуникации. смотреть картинку вопросно ответная форма речевой коммуникации.

Особую значимость этот закон приобретает в юридической практике. Например, если выдвигается обвинение против какого-либо лица, то следует привести убедительные доказательства, подтверждающие его виновность. Адвокат, защищая своего клиента, тоже обязан обосновать свою позицию. Приговор или решение суда должны быть мотивированными, т.е. обоснованными, это является важнейшим принципом процессуального права.
На закон достаточного основания опирается одна из важнейших логических операций —доказательство,т.е.обоснование истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже установлена.

Всякое логическое доказательство включает три взаимосвя­занных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис), демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса).

К логическим аргументам относятся следующие суждения:
теоретические или эмпирические обобщения и выводы;
ранее доказанные законы науки;
аксиомы и постулаты;
— определения основных понятий конкретной области знаний;
утверждения о фактах и др.

Различают доказательство прямое и косвенное. Припрямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения — антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса.
К прямому и косвенному доказательствам нередко прибегают одновременно. В этом случае говорящий обосновывает свой тезис и показывает несостоятельность антитезиса.
При построении логического доказательства необходимо знать и соблюдать ряд правил. Назовем основные из них.
Правила тезиса:

1) тезис должен быть истинным, т. е. соответствовать объективной действительности, в противном случае никакое доказательство его не сможет обосновать;
2) тезис должен быть суждением ясным и точно определенным, четко сформулированным;
3) тезис должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства;
4) тезис не должен содержать в себе логического противоречия.

Правила аргументов:

1) в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения;
2) истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса;
3) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса;
4) аргументы не должны противоречить друг другу.

Основная ошибка по отношению к демонстрации, т. е. способу (форме) доказательства, — не следует, которая показывает, что между аргументами и тезисом нет необходимой логической связи. Разновидностями этой ошибки являются следующие: от сказанного в относительном смысле к сказанному в абсолютном; от собирательного смысла к разделительному; от разделительного смысла к собирательному и др.
Логические ошибки, как уже отмечалось, бывают непред­намеренными и намеренными. Ошибки первого рода чаще всего возникают из-за отсутствия у человека логической культуры, навыков ведения диалога, вследствие излишней горячности, эмоциональности во время обсуждения и т. д. Намеренные ошибки — это уловки, умышленно ошибочные рассуждения. Такого рода ошибки называют софизмами (греч. sophisma — измышление, хитрость).
Логические ошибки в рассуждениях, независимо оттого, какова их причина, являются они преднамеренными или непреднамеренными, осложняют обсуждение вопросов, мешают поиску истины, принятию правильного решения. Поэтому необходимо стараться свести их к минимуму в своей речи, уметь найти логические ошибки в рассуждениях оппонентов, разоблачить логические ухищрения противников.
К особой форме доказательства некоторые логики относят и такую логическую операцию, какопровержение. Она заключается в установлении ложности или несостоятельности какого-либо тезиса и направлена на разрушение ранее построенного доказательства. Доказательство и опровержение выполняют противоположные функции. Для доказательства характерна конструктивная роль обоснования какой-либо идеи, для опровержения — критическая.

Примером опровержения в судебном процессе служит доказательство защитой невиновности обвиняемого.

Опровержение осуществляется тремя способами: 1) оп­ровергается тезис; 2) критикуются аргументы; 3) показывается несостоятельность демонстрации.

Опровержение тезиса может строиться в форме таких рассуждений, как:
а) прямое доказательство антитезиса;
б) сведение к абсурду.
Доказать можно непосредственно (путем наблюдения) и посредством рассуждений (логических умозаключений).

40. Все содержание судебной речи передается посредством звуков. Одна и та же мысль в звучащем высказывании может быть выражена с разнообразными звуковыми оттенками. И довольно трудно бывает слушать невнятную речь, в которой отдельные звуки произносятся нечетко, искажают смысл слов. В этом усматривается нарушение этических требований, так как проявляется не только равнодушие, но и неуважение к суду, к присяжным, ко всем присутствующим в зале, которым приходится напрягать слух, чтобы разобрать, что говорит горе-оратор. Впечатление небрежной речи производят смазанные окончания слов, нечеткие звуки и слоги, нечеткая скороговорка.

Голос
Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок.

Высота звука (или высота голоса) определяется частотой колебаний голосовых связок. Поскольку у мужчин и женщин голосовые связки различаются по длине и толщине, то и высота голоса у них обычно разная: мужчин в среднем 100-250 Гц, у женщин в среднем 200-400 Гц. Диапазон высот для человеческих голосов может составлять от 80 Гц до 1300 Гц (приблизительно 4 октавы). Предельные значения диапазона наблюдаются в певческих голосах (бас и меццо-сопрано). Для обычных голосов диапазон изменения высоты звука составляет 2 октавы.

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 214 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *