вопросы для сдачи экзамена на право управления маломерным судном
Вопросы для сдачи экзамена на право управления маломерным судном
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ МЧС России от 1 июня 2021 г. № 356 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях»
1. Утвердить прилагаемые Правила аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях.
2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 27 мая 2014 г. № 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный № 33667).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Министр | Е.Н. Зиничев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2021 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 01.06.2021 № 356
Правила аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях
I. Общие положения
4. По результатам аттестации может быть предоставлено право управления:
а) маломерными судами типа:
маломерное моторное судно;
маломерное парусное судно;
маломерное парусно-моторное судно;
маломерное судно на воздушной подушке;
маломерное судно особой конструкции (специфические конструктивные признаки которого обеспечивают альтернативные способы его динамического перемещения);
б) в районах плавания:
внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
5. В зависимости от сведений, представленных заявителем, и в соответствии с итогами аттестации устанавливаются разрешенные для управления заявителем тип (типы) маломерного судна и район (районы) плавания.
II. Организация деятельности аттестационных комиссий на право управления маломерным судном
8. В своей деятельности аттестационные комиссии руководствуются настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере пользования маломерными судами.
9. В зависимости от специфики и уровня подготовки членов аттестационной комиссии, а также имеющегося в подразделении ГИМС МЧС России оборудования, необходимого для проведения аттестации по различным типу (типам) маломерных судов и району (районам) плавания, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации ежегодно до 25 декабря определяют подразделения ГИМС МЧС России для проведения аттестации по конкретным типам маломерных судов и районам плавания.
10. Аттестационные комиссии формируются на постоянной основе ежегодно до 25 декабря приказом начальника главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации по представлению главного государственного инспектора по маломерным судам субъекта Российской Федерации.
11. В состав аттестационной комиссии включается не менее 5 человек. Аттестационная комиссия состоит из председателя аттестационной комиссии, заместителя председателя аттестационной комиссии и членов аттестационной комиссии.
12. Председателем аттестационной комиссии назначается руководитель (начальник) подразделения ГИМС МЧС России.
Председатель аттестационной комиссии организует работу аттестационной комиссии, руководит проведением аттестации.
13. В случае отсутствия председателя аттестационной комиссии его обязанности выполняет заместитель председателя аттестационной комиссии.
14. В аттестационную комиссию включаются:
б) представители общественных организаций, деятельность которых связана с пользованием маломерными судами (по согласованию);
в) внештатные общественные инспекторы ГИМС МЧС России 2 (по согласованию);
15. Включение представителей общественных организаций, деятельность которых связана с пользованием маломерными судами, внештатных общественных инспекторов, специалистов морского или (и) водного транспорта допускается в количестве не более одной трети от общего состава аттестационной комиссии.
16. В случае включения в состав аттестационной комиссии преподавателей организации, осуществляющей подготовку граждан для управления маломерными судами, указанные преподаватели не принимают участия в аттестации лиц, которых они обучали.
III. Проведение аттестации
17. Аттестация проводится в следующей последовательности:
18. Аттестация для управления маломерным судном в районе ином, чем разрешенный ранее согласно удостоверению, включает проверку документов и проверку теоретических знаний по заявленному району (районам) плавания. Проверка практических навыков заявителя в этом случае не проводится.
19. Заявитель допускается к проверке практических навыков в течение последующих шести месяцев со дня прохождения проверки теоретических знаний. По истечении указанного срока аттестация проводится заново.
20. Выдача (направление) удостоверения взамен ранее выданного (направленного) производится без проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя в следующих случаях:
а) при замене удостоверения в связи с истечением срока его действия;
б) при замене удостоверения в связи с переменой фамилии, имени, отчества заявителя;
в) при замене удостоверения в связи с утерей или приходом в негодность.
21. Заявитель может обратиться в подразделение ГИМС МЧС России с заявлением о замене удостоверения в связи с истечением срока его действия в срок, не превышающий один месяц до наступления даты истечения срока действия ранее выданного удостоверения.
IV. Организация проверки теоретических знаний
а) по типам маломерных судов:
судно особой конструкции;
б) по районам плавания:
внутренние водные пути Российской Федерации;
внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
Тематика проверки теоретических знаний приведена в приложении № 1 к настоящим Правилам.
23. При проверке теоретических знаний заявитель отвечает:
а) на 35 вопросов из тематических блоков по заявленным району (районам) плавания и типу (типам) маломерных судов (в случае проверки теоретических знаний по всем тематическим блокам);
б) не менее чем на 30 вопросов из тематических блоков по заявленным району (районам) плавания и типу (типам) маломерных судов (в случае проверки теоретических знаний по 3-6 тематическим блокам);
в) не менее чем на 25 вопросов из тематических блоков по заявленным району (районам) плавания и типу (типам) маломерных судов (в случае проверки теоретических знаний по 2 тематическим блокам);
г) не менее чем на 10 вопросов из тематического блока по заявленному району (районам) плавания (в случае проверки теоретических знаний в районе ином, чем разрешенный ранее согласно удостоверению);
д) не менее чем на 15 вопросов из тематического блока по заявленному типу (типам) маломерного судна (в случае проверки теоретических знаний при аттестации для управления маломерным судном иного типа, чем разрешенный ранее согласно удостоверению).
24. Экзаменационные вопросы формируются из расчета не менее 10 вопросов по заявленному району плавания и не менее 15 вопросов по заявленному типу маломерного судна.
При аттестации на право управления парусно-моторным маломерным судном экзаменационные вопросы формируются по тематическим блокам «моторное судно» и «парусное судно».
При аттестации на право управления судном на воздушной подушке экзаменационные вопросы формируются по тематическому блоку «судно особой конструкции».
Каждый вопрос выбирается случайным образом автоматизированной системой (аппаратно-программным комплексом) из соответствующего тематического блока.
На каждый вопрос приводятся варианты ответов, один из которых правильный.
25. Если при ответе на экзаменационные вопросы в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 23 настоящих Правил заявитель допустил одну ошибку, ему предоставляется возможность ответить на 3 дополнительных вопроса.
26. Проверка теоретических знаний заявителя предусматривает:
27. Проверка теоретических знаний проводится с использованием технических средств контроля и автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) на основе комплекта экзаменационных вопросов.
Перечень экзаменационных вопросов и ответов на них размещается на официальном сайте МЧС России и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
28. Автоматизированная система (аппаратно-программный комплекс) для проведения проверки теоретических знаний должна обеспечивать:
а) проведение в автоматизированном режиме проверки теоретических знаний на основе комплекта экзаменационных вопросов;
б) обработку результатов проверки теоретических знаний с выставлением заявителю итоговой оценки и их оформление без участия экзаменатора;
в) хронометраж времени проведения проверки теоретических знаний;
г) формирование и хранение результатов проверки теоретических знаний каждого заявителя;
д) защиту от несанкционированного доступа к установленному программному обеспечению.
29. В помещении, предназначенном для проверки теоретических знаний, не допускается использование информационных материалов, литературы или технических средств, способствующих выбору заявителем правильных ответов.
Наглядные пособия, стенды, плакаты, которые могут быть использованы при проведении проверки теоретических знаний, закрываются для просмотра.
30. Результат проверки теоретических знаний считается положительным, если заявитель получил итоговую оценку «зачтено». Результат проверки теоретических знаний считается неудовлетворительным, если заявитель получил итоговую оценку «не зачтено» (рекомендуемый образец экзаменационного листа проверки теоретических знаний на право управления маломерным судном приведен в приложении № 2 к настоящим Правилам).
31. Итоговая оценка «зачтено» выставляется, если заявитель в отведенное время:
ответил правильно на 32 и более из 35 экзаменационных вопросов;
ответил правильно на 28 и более из 30 экзаменационных вопросов;
ответил правильно на 24 и более из 25 экзаменационных вопросов;
ответил правильно на все дополнительные вопросы одного тематического блока (в случаях, предусмотренных пунктом 25 настоящих Правил).
32. В иных случаях, а также если заявитель пользовался какой-либо литературой, техническими средствами или подсказками других лиц, выставляется итоговая оценка «не зачтено».
33. Заявитель, показавший неудовлетворительный результат по результатам проверки теоретических знаний, не допускается к проверке практических навыков. Повторная проверка теоретических знаний назначается не ранее чем через 7 календарных дней со дня проведения проверки теоретических знаний.
Заявитель имеет право на повторное прохождение проверки теоретических знаний не более двух раз, после чего аттестация проводится заново.
V. Организация проверки практических навыков
34. Проверка практических навыков проводится членом комиссии, имеющим удостоверение на управление разрешенными типами (типом) маломерных судов и районами (районом) плавания, соответствующими заявленным типам маломерных судов и в соответствующих районах плавания, указанных в пункте 4 настоящих Правил.
При аттестации на право управления парусно-моторным маломерным судном практические навыки проверяются по блокам Тематики проверки на маломерное моторное судно и парусное судно.
При аттестации на право управления маломерным судном на воздушной подушке и маломерным судном особой конструкции практические навыки проверяются по блоку Тематики проверки на маломерное моторное судно.
36. Результат проверки практических навыков считается положительным, если заявитель получил итоговую оценку «зачтено». Результат проверки практических навыков считается неудовлетворительным, если заявитель получил итоговую оценку «не зачтено».
37. Проведение проверки практических навыков по районам плавания, указанным в абзацах втором и третьем подпункта «б» пункта 4 настоящих Правил, прекращается и выставляется итоговая оценка «не зачтено», если заявитель:
а) нарушил правила маневрирования, в том числе при расхождении с другим судном;
б) не распознал и не истолковал навигационные знаки, нарушил имеющиеся ограничения скорости;
в) не выполнил маневр «человек за бортом»;
г) не учитывал особенностей управления, связанных с типом движителей заявленного для аттестации типа судна, его скоростные и инерционные характеристики, а также дрейфа и течения, создающих угрозу навала при подходе к причалу и отходе от него;
д) совершал действия, создающие угрозу обрыва якорной цепи или якорного каната, либо не обеспечивающие удержания судна в районе намеченной стоянки, при постановке на якорь или съемке с якоря (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
е) выбрал курс, приводящий к столкновению, при определении опасных целей визуально, с использованием установленных на судне компаса, радиолокатора (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
ж) снятые компасные пеленги на ориентиры превышают 5 градусов (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
з) определил место судна с нанесением обсервации на карту с превышением одной мили (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
и) не рассчитал курс, несвоевременно выполнял его корректуры, повлекшие отклонение направления движения мимо назначенного района (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
к) не передал или не получил информацию, связанную с безопасностью мореплавания, с использованием имеющихся на судне радиостанций (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации).
38. Заявитель, показавший неудовлетворительный результат при проверке практических навыков, допускается к повторной проверке не ранее чем через 7 календарных дней со дня проведения проверки практических навыков.
Заявитель имеет право на повторное прохождение проверки практических навыков не более 2 раз, после чего аттестация проводится заново.
VI. Выдача удостоверений. Организация учета удостоверений
39. Итоговое решение о предоставлении заявителю права управления маломерными судами принимается аттестационной комиссией по результатам проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя.
40. Лицом, ответственным за принятое аттестационной комиссией решение о возможности предоставления права управления маломерным судном определенного типа (типов) в определенном районе (районах) плавания либо о мотивированном отказе в предоставлении такого права, является председатель аттестационной комиссии.
41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии (рекомендуемый образец протокола заседания аттестационной комиссии приведен в приложении № 4 к настоящим Правилам). Особое мнение члена аттестационной комиссии (при его наличии) вносится в протокол заседания аттестационной комиссии.
42. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается не менее чем 3 членами аттестационной комиссии, участвовавшими в приеме экзаменов, и председателем аттестационной комиссии.
44. Заявителю, которому по результатам проведения аттестации предоставлено право управления маломерным судном, выдается (направляется) удостоверение. Форма удостоверения, выдаваемого на бумажном носителе, приведена в приложении № 5 к настоящим Правилам. Форма удостоверения, направляемого в электронном виде, приведена в приложении № 6 к настоящим Правилам.
45. Удостоверение действительно в течение 10 лет со дня его выдачи.
47. Удостоверение считается недействительным в следующих случаях:
а) если истек срок действия удостоверения;
б) если изменились содержащиеся в удостоверении фамилия, имя, отчество его владельца;
в) если удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном законодательством Российской Федерации порядке были признаны подложными (поддельными), либо выдано с нарушением настоящих Правил;
г) в случае смерти владельца удостоверения.
48. Информация о признании удостоверения недействительным вносится в реестр удостоверений.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2020, № 24, ст. 3740.
2 Приказ МЧС России от 16.10.2019 № 588 «Об утверждении Положения о внештатных общественных инспекторах Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и о признании утратившим силу приказа МЧС России от 29.04.2005 № 367» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31.03.2020, регистрационный № 57909).
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179, 2021, № 27, ст. 5179.
Приложение № 1
к Правилам аттестации на право
управления маломерными судами,
используемыми в некоммерческих
целях, утвержденным приказом
МЧС России от 01.06.2021 № 356
Тематика проверки теоретических знаний
1. Тематика проверки теоретических знаний по вопросам управления маломерным судном определенного типа (типов):
1) основы теории судна; элементы конструкции маломерных судов, состояние которых влияет на безопасность плавания; уход за судовым двигателем (парусами); судовые спасательные средства и правила их использования; предотвращение пожаров и борьба с пожарами; обеспечение непотопляемости;
2) учет воздействия ветра и течения; теория управления судном при выполнении расхождения, включая плавание на встречных курсах и при выполнении обгона; теоретические основы постановки на якорь и проведения швартовки в различных условиях; факторы, способствующие возникновению происшествий при управлении маломерным судном; меры предотвращения посадки судна на мель;
3) действия при выходе двигателя из строя, при столкновении, при посадке на мель, при обнаружении возгорания и при пожаре, при поступлении забортной воды;
4) методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в различных ситуациях на судне и водных объектах;
5) предотвращение загрязнения окружающей среды на водных объектах.
2. Тематика проверки теоретических знаний по правилам плавания и организации судоходства в определенном районе (районах):
1) международные (только для внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации) нормативные акты и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие безопасность мореплавания (судоходства); правила плавания маломерных судов, включая правила плавания в портах и вопросы административной ответственности за нарушение правил плавания, эксплуатации маломерных судов и управления ими;
2) правила шлюзования (только для внутренних водных путей Российской Федерации);
3) основы навигации и связи в районе плавания;
4) основы метеорологии района плавания.
Приложение № 2
к Правилам аттестации на право
управления маломерными судами,
используемыми в некоммерческих
целях, утвержденным приказом
МЧС России от 01.06.2021 № 356
проверки теоретических знаний на право управления маломерным судном
Для инфoрмации судовладельцам! Алгоритм получения удостоверения на право управления маломерным судном
С 12 мая в нашем регионе начнется прием экзаменов на право управления маломерными судами. Проверку навыков у кандидатов, желающих получить удостоверение, принимают государственные инспекторы Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Костромской области. Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления маломерными судами, эксплуатируемыми во внутренних водах и в морских районах, валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главными двигателями мощностью менее 75 л.с. или с подвесными моторами независимо от мощности, пассажировместимостью не более 12 человек, морскими прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек, независимо от водоизмещения и мощности главных двигателей, а также водными мотоциклами (гидроциклами).
К сдаче экзаменов в ГИМС на право управления катером, лодкой и другими маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами.
Экзамен проходит в два этапа. Первый – теоретический, а второй – практика. Вопросы в теоретической части распределяются по блокам. Каждый блок состоит из 10 вопросов и относится к определенному типу судна и району плавания. Также в теоретическую часть включены вопросы по оказанию первой помощи, правилам нахождения на судне и правилам поведения пассажиров. «Экзамен считается успешно сданным, если гражданин ответил верно на 8 и более вопросов», – рассказал старший государственный инспектор по маломерным судам Центра ГИМС ГУ МЧС России по Костромской области Коротаев Александр Альбертович.
В практической части экзамена каждый из претендентов на получение удостоверения на право управления судном выполняет ряд заданий. Правильность действий оценивает инспектор ГИМС, который проходит по маршруту с испытуемым. При успешной сдаче экзамена судовладельцы получают документы на право управления маломерным судном соответствующего типу категории – маломерное моторное судно, гидроцикл и др.
Среди практических навыков управления маломерным судном, проверяется умение постановки на якорь, подход и отход от пирса, спасение утопающего, чтение навигационных знаков.
Для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляются следующие документы:
— заявление на бланке личной карточки судоводителя;
— медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (Автомобильная справка);
— две фотографии размером 3×4 см, матовые, цветные.
— документ, удостоверяющий личность судоводителя (и его ксерокопия).
— оплаченная государственная пошлина за выдачу удостоверения на право управления маломерным судном в размере 1300 рублей.
Аттестация на право управления маломерным судном проводится каждую среду текущего месяца по предварительной записи по телефону : 49-37-40.
Важно знать! Право управления маломерным судном, поднадзорным ГИМС МЧС России, дает ТОЛЬКО удостоверение, выданное ГИМС!
Ни профессиональные «права судоводителя», ни свидетельство рулевого ВФПС, ни сертификаты IYT, RYA и им подобные, такого права не дают!
Экзамен в ГИМС (права на лодку): что, зачем и как
Недавно я решил поделиться радостью об успешной сдаче экзамена в специальном сообществе для тех, кому не с кем делиться радостью. Я совершенно не ожидал такого бурного отклика и огромного количества вопросов. Ещё раз хочу поблагодарить всех за добрые слова – на фоне всяких проблем в личной жизни это было очень приятно и очень нужно. Спасибо (и автору сообщества – отдельное мерси).
Выполняя обещание, делаю подробный пост о том, что узнал за время подготовки.
Эта информация пригодится тем, кто вдруг с бухты-барахты захотел заняться парусным спортом или просто покататься на моторной лодочке, а что, к чему и как – понятия не имеет.
Государственная инспекция по маломерным судам. Это подразделение МЧС, отвечающее за порядок на водных путях России. Регистрирует суда, следит за их эксплуатацией, за пляжами, переправами, много чем ещё. Принимает экзамены и выдаёт удостоверения на право управления маломерными судами. Это удостоверение – что-то вроде водительского удостоверения для автомобилей. Только для лодок.
Что такое маломерное судно?
Судно длиной до 20 м включительно и вместимостью (по паспорту) до 12 человек.
Это небольшие (относительно) яхты, катера, моторные лодки (в т.ч. надувные), гидроциклы, байдарки, и т.д. и т.п.
Есть небольшая путаница – кто-то считает, что, допустим, вёсельная лодка – это не маломерное судно. Это тоже маломерное судно, просто они делятся на две категории – подлежащие и не подлежащие обязательной регистрации. Если плавсредство массой меньше 200 кг и без двигателя, или с двигателем мощности меньше 8 кВт (10,8 л.с.); а также, если это чисто спортивная парусная яхта до 9 м, без двигателя и без места для отдыха – тогда его не обязательно регистрировать.
А вот у меня кум/сват/брат гоняет на лодке без прав
Раздел II. Требования к пользованию маломерными судами
Пункт 6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.
То есть, маленькую лодочку с маленьким мотором регистрировать не надо, и права не нужны. Купил и катайся. Однако в рамках подготовки я наткнулся на такое видео:
Инспектор рассказывает, что если вы лодочку не зарегистрировали, а у вас её украли, то полиция этим делом даже заниматься не будет, поскольку опознавательных знаков на ней нет. Правда или нет – понятия не имею.
Водные объекты – это что? Река? Море? Озеро? Пруд?
Не вдаваясь в дебри классификации: ГИМС делит всю воду, по которой можно плавать, на три категории.
Внутренние водные пути (ВВП) – судоходные реки, озёра и т.п., где идёт активное судоходство, есть знаки, всякие буи и прочее. Там нужно знать правила и соблюдать их, чтобы не попасть под какую-нибудь баржу.
Внутренние пути (ВП) – речушки, озерки, где знаков нет, туристических теплоходов не встретишь, плаваешь, как хочешь. Сюда же относятся искусственные ВП – всякие каналы (несудоходные), водохранилища и проч.
И на каждую из категорий есть своя аттестация и своя строчка в удостоверении.
Как получить права на лодку
Допустим, вы решили, что вам нужно «удостоверение на право управления маломерным судном» – ну или, короче, права на лодку. Для этого вам нужно сдать в ГИМС два экзамена – теоретический и практический. Причём на каждый вид судна есть своя теория и практика, и на каждую территорию плавания есть свои билеты.
Как выглядят эти права (нового образца, получил буквально вот):
Как видите, четыре типа судна и три типа водных путей (да, на гидроцикл тоже нужны права). Можно сдавать выборочно, и тогда отметят только то, что сдал. Обратите внимание на примечание: это права для некоммерческой эксплуатации лодок. Про то, как стать капитаном теплохода, я не расскажу – не знаю.
Бюрократический казус: в новых правах есть две отдельные строчки, парусное судно и парусно-моторное судно, но отдельно их сдавать не надо, они идут вместе. Зачем их разделять – понятия не имею. В старых правах была другая путаница: отдельно мотолодка, и отдельно – катер. И это было одно и то же с точки зрения экзамена. Ну, куда же без путаницы.
Отдельно отмечена длина маломерного судна – 20 м, и ограничение на площадь парусов. Если вы сдаёте экзамен в ГИМС на парус впервые, там будет проставлено ограничение. Это не страшно, ибо через два года вы просто идёте и меняете это удостоверение на другое, без ограничений – без всяких экзаменов и прочее. Кстати, само удостоверение действует 10 лет, потом его надо обновлять – тоже без всяких экзаменов.
Мне сразу открыли категорию без ограничений, поскольку зачли удостоверение шкипера дневного плавания от британской школы RYA. Шкиперы, яхты и RYA/IYT – это другая большая и интересная тема, если кому будет нужно, напишу отдельно.
При подаче документов я сказал, что у меня есть сертификат шкипера. Принёс с собой этот сертификат, его нотариально заверенный перевод (это важно), и логбук. Перевод отдал в окошко, сертификат с логбуком тоже показал и забрал.
Для зачёта нужно, чтобы в логбуке был указан накат не менее 200 морских миль. И всё.
Потом во время сдачи теоретического экзамена председатель комиссии попросил меня показать документы, я показал всё это, и мне сделали соответствующую запись.
Со мной в группе сдающих был ещё один такой же человек с сертификатом и документами. У него вообще своя яхтенная школа, а права ГИМС ему понадобились, потому что заграница закрыта, как я понял.
Сейчас, насколько я знаю, получить водительское удостоверение на управление автомобилем или мотоциклом, не отучившись в школе, нельзя. А на лодку – можно. Но если вы, как я, вообще не в курсе ничего, не росли на Волге, где у всех была лодка, и не отличаете бимс от стакселя – тогда я бы вам рекомендовал всё же пройти курс обучения. Тем более что сейчас, благодаря пандемии, все резко освоили технологии дистанционного обучения, и можно делать это, не выходя из дома.
Не буду рекламировать школу, сам я просто поискал на Яндекс.картах «школа гимс», и почитал отзывы. Скажу, что мне понравилось обучение, и я многое оттуда узнал – не только по теме билетов, но и вообще полезного на будущее.
На самом деле, выучить билеты не так сложно – по крайней мере, у меня это сложностей не вызвало. Всего их очень много, но всегда известен актуальный список на текущий год, и можно учить только их, что гораздо проще. Кстати, вот актуальные билеты с ответами:
Для сравнения, в ПДД знаков существует более 300. А на воде их всего пять.
Зато, правда, на воде есть всяческие буи множества форм, расцветок и назначений. А ещё знаки, обозначающие разные суда в разных ситуациях. И соответствующая им ночная подсветка. И терминология… Плюс нужно знать такие необходимые вещи, как погода и навигация.
Тем не менее, для меня самым сложным была практика. Поэтому практические занятия настоятельно рекомендую.
Итак, если вы хотите сдать прям все категории, вам надо сдавать:
• Теорию – МП, ВВП, моторка, гидроцикл;
• Практику – моторка, гидроцикл, парус.
Что ещё нужно знать
Билеты – билетами, а знать судоводителю нужно, конечно, больше. Я бы в первую очередь советовал выучить основные узлы. Не надо стремиться заучивать десятки узлов. Вообще, есть такой знаменитый труд, «Книга узлов Эшли». Самая полная книга обо всех узлах, с описанием, предназначением и инструкциями по завязыванию. Знаете, сколько там узлов? Пара тысяч. Да.
Так что упарываться по этому вопросу не нужно, но булинь, восьмёрку, выбленочный и прямой узлы, а также полуштык надо выучить и знать.
Как сдавать теорию?
Отмечу, что пишу про Москву, про то, как сам сдавал.
Записаться через Госуслуги (а если вы учились в школе – вас запишут централизованно). Оплатить гос. пошлину – на 2021 год это 1300 рублей. В назначенное время прийти в местное отделение ГИМС (в Москве это улица Чаплыгина, 15, стр. 5). Зарегистрироваться в окошке и следовать указаниям инспектора. Если у вас есть удостоверение шкипера, которое вы хотите зачесть – надо это сразу упомянуть.
Вам заводят карточку судоводителя, которую надо беречь и носить только в ГИМС. Вот такую:
Беречь её надо долго, поскольку по ней не только удостоверение выдают, но и требуют потом, через 10 лет, когда удостоверение надо менять. Правда, когда я получал свои права, в окошке рядом мужчина продлял действие удостоверения, и у него эта карточка была утеряна… Поэтому, я подозреваю, что всё решаемо.
Проходит экзамен так: в порядке очереди человек по 10-12 запускают в комнату, где на столах лежат бумажки с вопросами.
Я, кстати, заметил, что на одних и тех же столах всегда лежат одни и те же наборы билетов. Если вдруг с первого раза не сдадите. Но большинство сдаёт с первого раза, а остальные – со второго. По крайней мере, у курсантов школы такие показатели. Кроме того, если хотя бы одну категорию сдали, её уже пересдавать не нужно будет. К тому же, из 10 вопросов допускаются 2 ошибки.
Минимум 95% сдающих – мужчины.
Локальный мем экзаменов – «минный тральщик». Дело в том, что в билеты входит, в числе прочего, маркировка различных типов судов в дневное и ночное время. Маркировок много, в билеты попали не все, и наблюдается какой-то нездоровый интерес составителей билетов к маркировке минного тральщика – он встречается там несколько раз. Это, мягко говоря, не соответствует вероятности повстречать данное судно на водных просторах.
Успешно сдадите теоретический экзамен – получите телефон для записи на практический.
В сезон там очередь приличная, дней через 10 в лучшем случае вам удастся записаться. Говорят, есть несколько точек приёма экзамена, в зависимости от времени года – но я всегда сдавал в Строгино, улица Твардовского, д.16к3. Если погода в день сдачи оказалась плохая – лучше с утра позвонить по телефону для записи и спросить, не отменили ли на сегодня приём. Я так один раз скатался вхолостую – шёл мелкий дождик, несколько человек подъехало на экзамен, к нам вышел инспектор, и объявил, что по погодным условиям экзамен не состоится. А мне туда ехать больше часа.
Практику сдавать можно в течение трёх месяцев с момента сдачи теории. Если вы сдаёте несколько категорий (моторка, гидроцикл, парус), и у вас получилось сдать не всё – пересдавать нужно будет только то, что не получилось.
Тут всё очень сильно зависит от личности экзаменатора, к сожалению, его настроения и вообще. Бывают очень неприятные личности, которые ну прям валят специально. Синдром вахтёра, наверное. Бывают наоборот – подсказывают что-то, нормально общаются и т.п. Как повезёт.
Успех – забираете карточку судоводителя, отвозите туда, где сдавали теорию, и записываетесь на дату и время получения удостоверения. Я ждал две недели почти. Неудача – забираете карточку, и вновь записываетесь по телефону, но уже на пересдачу. По правилам – не быстрее, чем через 7 дней после предыдущей попытки сдачи. По факту ждать будете недели две.
Как проходит практический экзамен
На практическом экзамене инспектор может задавать теоретические вопросы – в основном, про то, что нужно делать перед эксплуатацией судна. Всё это должны рассказать на обучении – ну там, проверить комплектность, отсутствие течей, потёков масла на двигателе, провести инструктаж пассажиров, и т.п.
Как сдают паруса, я не в курсе. Преподаватель сказал, что это самое простое и что там «практически ничего делать не надо».
У гидроцикла тема простая – нужно на него правильно взгромоздиться, сделать кружок и подойти к причалу. На практическом занятии покажут, как. В целом, надо становиться на него коленом на сиденье посередине – если с причала встать ногой ему на один из бортов, он будет сильно крениться. Газовать запрещают – гидроцикл и на холостом ходу движется; вот так, ползком и надо им управлять. К причалу подходим параллельно, потом начинаем поворот, и когда развернулись к нему лицом, резко доворачиваем руль до конца. В итоге должно получиться подойти к причалу лагом (бортом). Вроде несложно – я минут 15 покатался, и потом с первого раза сдал.
Моторная лодка. Вот тут я долго мучился, из-за отсутствия практики. А ещё мне очень мешал большой водительский стаж (20 лет). Садишься в катере за руль – и тут же все эти рефлексы включаются. А на воде всё по-другому – там нет тормоза, почти нет трения, но зато тебя легко сносит ветром. Примерно можно представить себе движение по воде, как езду в лёгком автомобиле на лысой резине по льду, смазанному маслом. В замедленной съёмке. И всё равно, не совсем то.
Упражнения там всего два. После отхода от причала инструктор швыряет в воду небольшой буй. Это «утопающий», его надо спасать. По науке, надо отойти, совершить разворот на 180° (у него даже название специальное есть, разворот какого-то там и сякого-то там – я забыл фамилии этих уважаемых граждан; может, кто в комментариях подскажет), и подойти к нему против течения. На практике течения в заливчике нет, нужно просто отойти подальше от берега, развернуться и подойти. За несколько метров до утопающего надо отвернуть руль влево и перейти на нейтралку, чтобы аккуратно, по инерции, подойти к нему правым бортом, и достать из воды, не вставая.
И второе – подход к причалу. Это для меня было самое сложное, там надо и ветер учесть, и инерцию, и вовремя отвернуть, и под нужным углом подойти, и расстояние правильно оценить, и бороться с автомобильными рефлексами… По сути, надо нацелиться на место причаливания, подходить к нему под углом 45°, на определённом расстоянии отвернуть руль влево и перейти на нейтраль, а потом выкручивать руль вправо и включить реверс, чтобы корму подтянуло к причалу, и лодка аккуратно подошла бортом к пирсу, без соударений. Упражнение комплексное, а попытка на экзаменах даётся всего одна.
Тут только практика поможет, много практики. Забавно, что я до этого получил сертификат шкипера дневного плавания от RYA, и с подходом к причалу яхты длиной метров 10 у меня проблем не было – хоть кормой, хоть лагом. Но в мелкой моторной лодке всё как-то по-другому.
На ютубе можно поискать «экзамен в гимс», там полно видео по теме практического экзамена.
Дадут ли мне за границей яхту в аренду по этим правам?
Чтобы узнать ответ на этот вопрос, вам нужно определиться со страной, в которой вы желаете отдохнуть, найти там фирму, занимающуюся арендой яхт, прислать им фото подобных прав и спросить непосредственно их. Каких-либо общепризнанных международных прав на лодку не существует в принципе. Более того, в большинстве стран, где есть выход к морю, права на лодку у вас вообще не спрашивают – если это ваша лодка. Могут спросить только договор купли-продажи, и всё.
Права интересуют только фирмы, сдающие лодки в аренду. Их можно понять – сдашь лодку непонятно кому, он на ней врежется в кого-нибудь, или утопит её к чертям, потом разгребай. На этой теме, кстати, процветает нелегальный бизнес. В барах популярных портов сидят «капитаны», обычно выходцы из республик бывшего Союза, которые за €500 пойдут с вами в арендную контору и возьмут лодку на своё имя, на свои права шкипера. А потом отдадут её вам, и пойдут дальше бухать. Деньги лёгкие, но рисковые.
Но такого порядка, как с автомобильными правами – приехал в любую страну и взял авто напрокат – нет, к сожалению. Кто во что горазд. Есть международные школы, сертификаты которых признают много где – RYA и IYT. Европейцы пытаются принять свой стандарт прав на лодку, ICC. Но пока это всё очень туманно, и требует подтверждения в каждом конкретном случае. Да, и ещё, скорее всего, потребуют сертификат оператора VHF-рации. На него тоже надо учиться, но это несложно.
Говорят, что по новым правам лодки дают охотнее, потому что там надписи на английском есть. Права старого образца вот такие:
И там, как видите, никаких надписей по-английски нет. Просто так ли стали английские надписи сейчас делать, или какие-то международные соглашения заключают – я не в курсе. Возможно, это как-то связано с ЕАЭС.
Какую лодку брать и где её хранить
Тут я пока не копенгаген, сам разбираюсь. Вариантов очень много, поэтому сложно разобраться человеку, только входящему в эту тему. От надувных моторок до парусных яхт – диапазон широчайший.
Покататься на рыбалку – для этого можно купить надувную лодку, мотор, и даже права не нужны. Привёз на берег, надул, спустил на воду, покатался.
Большая лодка с парусами и каютой, чтобы было, где переночевать – это уже другое дело. Про устройство яхт подробно пишет пикабушник @Colt249. Но вкратце, бывают килевые яхты, швертботы, компромиссы и катамараны.
У килевой яхты есть фальшкиль с балластом. Фальшкиль – это такой плавник, который торчит снизу днища, препятствует сносу ветром и увеличивает остойчивость (не даёт перевернуться). Часто его называют килем, хотя на самом деле киль – это конструктивный элемент корпуса, идущий посередине днища от носа до кормы. Понятно, что на такой яхте по реке не походишь особо и к берегу не пристанешь – ей нужна большая глубина.
По рекам ходят на лодках и катерах. А ещё для небольшой глубины есть швертбот – это лодка, у которой снизу есть выдвижной плавник, шверт. Захотел – убрал.
И есть яхты-компромиссы. У неё киль и шверт имеют балласт, при этом можно поднять шверт (он бывает подъёмный и поворотный), и осадка станет существенно меньше. Очень интересный вариант, как по мне.
Дальше есть ещё варианты материалов, из которых делают лодки. Ну с надувными там свои нюансы – есть полностью надувные, есть с жёстким корпусом, и т.п. А яхты обычно бывают деревянные, пластиковые и даже металлические. Металл – это какая-то экзотика, и возни с ним много. Дерево – самый дешёвый вариант, но у него есть минус, оно постоянно гниёт. Владельцы говорят, что каждый год начинается с того, что что-то надо починить/заменить.
Пластик – самый удобный вариант. С ним вообще ничего не происходит. Осенью вытащил яхту из воды, почистил от ракушек, накрыл брезентом, и она спокойно зимует даже под открытым небом. Весной помыл и спустил на воду.
Кстати, о хранении. Надувную лодку можно и дома хранить. Бывают небольшие разборные лодки жёстких конструкций. Яхты тоже бывают разных размеров – небольшие можно перевозить на специальных прицепах, но хранить её, конечно, проще на воде. На период навигации найти место для стоянки и договориться с владельцем об оплате. Обычно это какие-то яхт-клубы. На зиму вытащить из воды и либо ставить под открытым небом, либо в гараж, либо есть ангары у некоторых клубов – тут надо выяснять по месту.
И, конечно, всё это стоит денег, постоянно что-то надо чинить по мелочи, а иногда и по-крупному, всё изнашивается, плюс стоимость горючего… Как говорил мой инструктор из RYA, «лодка – это такая дыра в воде, в которую ты швыряешь деньги». Так что надо много раз подумать, прежде чем ввязываться во всё это.
А вообще, как говорил наш инструктор, плавать можно на чём угодно и где угодно, было бы желание. Вот, например, Гвоздёв Евгений Александрович ходил первую кругосветку на яхте 5,5 м. А для второй сам на балконе своей квартиры из стекловолокна построил яхту длиной 3,7 м. И прошёл вокруг Земли.
Да, люди сами делают лодки, и в принципе по сложности это не космическую ракету делать. Существуют магазины, где продаются готовые проекты лодок для самостоятельного изготовления, причём подходящие даже для дилетантов. Как правило, предлагается либо из реек собирать лодку, либо из фанерных листов – причём многие разработчики этих проектов продадут вам и файлы для резки листов на станках с ЧПУ. Вот только для примера такие сайты с проектами:
В принципе, может получиться дешевле строить лодку, чем купить. Это если просто посчитать стоимость проекта ($500-$1000, как правило) плюс стоимость расходных материалов. Однако надо понимать, что времени на такое хобби уйдёт у вас прилично. Есть даже такое эмпирическое правило для дилетантов, которые собирают лодку самостоятельно по выходным: метр в год. То есть, пятиметровую яхту вы будете собирать пять лет. Потому что сам корпус собрать – это даже не полдела обычно. Там очень много нюансов и тема это отдельная. Интересующихся отправляю на форум лодкостроителей. К тому же – см. замечание насчёт деревянных лодок.
В общем, если вы очень сильно любите мастерить, и у вас есть для этого место и время – ну, возможно, это ваш вариант.
Где плавать (ну или ходить)
Тут зависит от потребностей и региона проживания. Озёра, водохранилища, реки, моря, и прочее. Вариантов масса. Конкретно недалеко от Москвы есть прикольные водохранилища. Потом, Москва, как говорил Иосиф Виссарионович – город пяти морей. Есть ещё Московская кругосветка (2-3 недели). До Азовского моря можно дойти за 2-3 недели. До Финского залива – за неделю.
Да, мы тут со всех сторон окружены шлюзами, но пользоваться ими маломерным судам можно – более того, по отзывам бывалых это, во-первых, несложно, а во-вторых – бесплатно. Просто очень долго. А шлюзов тут много, чтоб вы понимали:
Да, кстати – можно, как говорится, «дойти до Кремля». Прямо по Москва-реке с помпой пройти мимо всех этих красивых гранитных набережных. Проблема только в том, что в Москве нет мест для спуска на воду, а также нигде нельзя бросать якорь и швартоваться. Поэтому для такого развлечения начать и закончить поход придётся в Клязьминском водохранилище, и несколько часов потратить на шлюзование. Если рано утром начать, то вечером можно вернуться на водохранилище.
Чтобы пройти шлюз, нужно всего лишь заранее подать заявку – по телефону или даже через интернет. А потом на подходе по рации связаться с диспетчером шлюза, и выполнять все его указания.
Дистанционное обучение в школе мне обошлось в 7500, куда входила одна тренировка на моторке. Ещё 1500 за занятие на гидроцикле. Дальше нужно набирать практику, и в Москве как правило час занятий на моторке с инструктором стоит 1500-2500. Если у вас есть знакомый с лодкой, можно неплохо сэкономить. Ну и потом на экзамене госпошлина 1300.
Ну, что вспомнил, то осветил. На вопросы отвечу в комментариях.