воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста
Воспитание гуманного отношения к животным у детей
Анастасия Рошка
Воспитание гуманного отношения к животным у детей
Как только человек рождается, он окунается в живую цветущую, поющую и красочную жизнь.Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, лай собак, мяуканье котенка….
В последние годы люди меньше заботятся о братьях наших меньших. Одна из причин, на мой взгляд – это отсутствие соответствующего воспитания. Люди становятся равнодушными и безжалостными.
Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу – воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с дошкольного возраста. Взрослые должны проявлять гуманное отношение к животным и воспитывать такое отношение к ним у детей. Если ребенок увидел какое – либо животное, надо обратить внимание малыша на окраску, особенности внешнего строения животного. Рассказать где оно обитает, чем питается, приложить максимум усилий для сохранения его жизни. Ребенка целесообразно убедить, что животное «хорошее», что его давить, бить нельзя (ему больно). Для воспитания у детей правильного отношения к животным родителям необходимо иметь определенное представление о них, о их роли в природном комплексе, значении для человека. Эти знания передаются детям в семье и служат основой для воспитания любви и бережного отношения к природе. Знакомство с пернатыми родной страны надо начинать с раннего возраста и постепенно приучать их видеть красоту и изящество живых существ, несущих нам радость и эстетическое наслаждение.
В семье важно постепенно знакомить ребенка с видовым составом животных местного края, их взаимосвязью с окружающей природой. Дети должны бережно относиться ко всему живому в дикой природе. В детском саду мы обязательно знакомим детей с разными видами животных, о их пользе и бережном отношении ко всему живому. Дети вместе с родителями приняли активное участие в изготовлении Красной книги России (животные).
А ребенок, получивший гуманное воспитание, никогда не станет вредить природе и животным в частности для него защита животных станет важной составляющей в жизни.
Воспитание положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста Выступление Слайд 2 На свете есть много профессий различных И в каждой есть прелесть своя. Но всех благородней, милее и краше Есть та,.
Консультация «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста» Важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы, является семья. Родителям принадлежит главная роль в воспитании.
Из опыта работы «Воспитание у детей любви, бережного отношения к животным и растениям» В последние годы я углубленно работала над темой «Воспитание у детей любви, бережного отношения к животным и растениям». Эту тему я выбрала.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в зоопарк к животным жарких стран» Цель: обобщить знания и представления о животных жарких стран. Задачи: • Закреплять представления детей о животных жарких стран, особенностях.
План-конспект кружкового занятия для детей подготовительной «Письма животным» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физкультура», «Художественное творчество». Цели: Обобщить.
Воспитание бережного отношения к растениям (из опыта работы) Воспитание бережного отношения к растениям (из опыта работы). Подготовила Протасова Зинаида Петровна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Радуга».
Консультация «Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам» Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. (Программа «Детский сад-дом радости» автор.
Консультация для воспитателей «Воспитание положительного отношения к физическому труду» «Воспитание положительного отношения к физическому труду, в век информатизации, технического прогресса и компьютерной грамотности дошкольников».
Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.
Экологические праздники и акции как средство формирования гуманного отношения дошкольников к природе Глава 1. Теоретические основы формирования гуманного отношения дошкольников к природе 1.1 Сущность понятия «экологические праздники и экологические.
Формирование гуманного отношения дошкольников к животному миру
МБДОУ Детский сад «Колобок» комбинированного вида рп. Тургенево
«Добрый ребенок не сваливается с неба.
Его надо воспитывать»
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей [1].
С самого раннего возраста внимание ребенка привлекают бездомные кошки и собаки, любой жучок или паучок. Всех их хочется потрогать или взять в руки, чтобы рассмотреть поближе или принести домой, но чаще всего взрослые без всяких объяснений бездушно отвергают желание ребенка, а зачастую одобряют, когда ребенок пинает или давит представителя животного мира.
Будучи ребенком и воспитываясь по большей мере дедушкой-лесником и бабушкой, содержащих большое количество домашних животных, которые с малых лет воспитывали во мне бережное отношение к природе, и стало основным побудителем направления моей работы в детском саду.
В современной науке проблема формирования гуманного отношения к животному миру у дошкольников, считаю на сегодня наиболее актуальной, так как наши дети растут и развиваются, к сожалению, в обстановке, где не является приоритетным помочь кому-то, а лишь только выжить, и, неважно какими путями. Взаимодействие природы и человека становится огромной проблемой из-за безграничного потребления природных ресурсов. Поэтому, вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать — желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели работаю на протяжении нескольких лет.
Виноградова Н. Ф., Герцова В. Т., Николаева С. Н., Фокина В. Г. и др. доказали, что формирование гуманного отношения к живой природой у детей дошкольного возраста будет возможно только в том случае, если оно строится на основе учета жизненно важных потребностей живого организма, понимания самоценности и хрупкости жизни [3].
Работая над данной проблемой, мною был создан проект «Братья наши меньшие», целью которого является уточнение знаний детей о том, как жизнь зверей зависит от окружающей среды, и как они к ней приспосабливаются.
Исходя из опыта работы, я сделала вывод, что в отличие от взрослых, для ребёнка контакты с животными гораздо более важны, так как поведение тех или иных животных носит также черты сходства; кроме того, ребёнок живо познаёт мир, и для него представляют интерес даже самые простейшие представители животного мира.
Ребёнок легче эпатирует, т. е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче, поэтому сопереживать с другим существом [1]. Когда дети в детском саду рассказывают о своих домашних любимцах, я понимаю, что дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то, что происходит с животными. Считаю, что отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.
Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов [2].
В своей работе мне, как воспитателю, необходимо показать красоту и разнообразие животного мира, провести параллели между миром животных и миром людей.
На своих занятиях использую различные формы работы: виртуальные экскурсии с помощью просмотра видеороликов, презентаций, чтение художественных произведений, рассматривание картин, где дети узнают новые подробности о различных представителях животного мира, тем самым уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания.
Взаимодействуя с родителями, предлагая семейные экскурсии с целью знакомства детей с представителями животного мира в естественных условиях в парке, лесу, саду, на лугу и т. д. После совместных прогулок с родителями дети с удовольствием делятся впечатлениями. Родители в свою очередь делятся фотографиями, после чего мы с детьми устраиваем фотовыставку. Считаю, что эти экскурсии также укрепляют семейные отношения.
Ежедневные прогулки на участке детского сада становятся местом не только для игр, но территорией наблюдения за растениями и животными в течение всего года. Интересно наблюдать за восторженными эмоциями детей при знакомстве с новым насекомым или птицами. Я с удовольствием рассказываю о пользе этих насекомых и птиц, а более подробно мы вместе с ребятами изучаем их благодаря информационным источникам (обучающие видеоролики, презентации). Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. К слову, все кормушки на участке сделаны детьми с родителями. С большим восторгом дети приветствуют новых жителей птичьих домиков. Вместе с детьми мы отмечаем самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадки птиц, узнаем их названия. Со старшими детьми систематически подкармливаем птиц, тем самым заботясь о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма, это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них, а так же создает представление о необходимости оказания помощи животным в трудное для них время.
Только систематические занятия способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности у детей.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, я считаю, заложены в играх, прежде всего дидактических. В своей работе я использую такие игры, как «Кто что ест?», «Чьи следы?», «Распредели животных по категориям», «Чья мама?», «Перелетные птицы», «Гуси-лебеди»» и другие.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Также считаю, что развить положительные эмоции по отношению к животным помогают игры-превращения. Как раз они и направлены на возникновение у ребенка эмпатии к животным.
Вся моя работа связана с взаимодействием с семьей, ведь только в семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.
Список используемой литературы:
1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду» Творческий центр Москва 2010
2. Молодова Л. П. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию», Минск, «Асар» 2004 г.
Список используемых источников информации:
Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста
Значение образования в формировании системы ценностей. Осуществление нравственного и эстетического воспитания в процессе ознакомления ребёнка с природой. Методы ознакомления дошкольников с животным миром. Диагностика уровня экологических знаний детей.
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.11.2016 |
Размер файла | 344,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
1.1 Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии
1.2 Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
1.2.1 Ознакомление с животными на занятии
1.2.2 Ознакомление с животными в повседневной жизни
Глава 2. Практическая часть
2.1 Анализ задач программы «Пралеска» по ознакомлению дошкольников с животными
2.1.1 Группа «Фантазёры»
2.2 Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к животным ближнего окружения
2.2.2 Отношение детей к природе
2.2.3 Уровни экологической направленности детей дошкольного возраста
2.3 Результаты диагностики
2.3.2 Отношение детей к природе
2.4 План коррекционной работы
2.5 Повторная диагностика
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Ж.Ж. Руссо, Г.Пестолоцци, Р.Одэн считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, как наблюдения различных царств естественного мира.
Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки, лапки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.
Это объясняется тем, что дошкольники обычно не понимают, что в живом организме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может привести к гибели.
Причины неправильного отношения к природе:
· Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;
· Низкий уровень развития наблюдательности;
· Недостаточный опыт общения с природой;
· Слабый уровень владения навыками ухода;
· Плохой пример взрослых;
· Несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.
В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и небрежного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитать у них бережное отношение к природе и такие качества, как любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.
В отличае от взрослых, для ребёнка контакты с животными гораздо более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение тех или иных животных носит также черты сходства; кроме того, ребёнок живо познаёт мир, и для него представляют интерес даже такие просто устроенные существа, как насекомые и другие беспозвоночные.
Ребёнок легче эпатирует, т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче, поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то, что происходит с животными. Для детей жесткий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжёлая драма: жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждение ребёнка от родителей, неприязни к ним.
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример привести таких педагогов как Н.В. Алешина, З.Г. Валова, Ю.Е. Моисеенко, Е.И. Золотова, Н.В. Коломина, Л.П. Молодова, М.М. Марковская.
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и производства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.
Гипотеза: можно предположить, что систематическая работа, по формированию знаний о животных на занятиях и в повседневной жизни, с использованием разнообразных форм и методов работы, способствует воспитанию у детей гуманного отношения к животным.
Цель работы: показать значимость и необходимость развития эмпатии и воспитания у дошкольников гуманного отношения к животным для воспитателей.
· Подобрать и изучить необходимую литературу по данной теме;
· Раскрыть формы работы по воспитанию гуманного отношения;
· Составить и провести диагностику по выявлению у детей уровня гуманного отношения к животным с детьми старшего дошкольного возраста;
· На основе результатов проведённой диагностики составить план коррекционной работы с детьми.
Объект: детский сад №251, группа «Фантазёры».
Предмет исследования: отношения детей к живому.
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
1.1 Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является объективной необходимостью для всего человечества.
Разумеется, человек всегда будет потреблять природу, всегда будет брать у неё необходимое для жизни и развития. Мы видим теперь, что должны научиться брать в такой форме, которая не вызывает разрушение природы, должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась.
Природа является основой эстетического аспекта нашей духовной жизни. Красота форм, гармония красок и звуков, их ритмические узоры с глубокой древности и по нынешний день неизбежно в будущем имеют первичным источником природу.
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
С целью пробуждения у детей интереса к различным формам живых существ им предлагают наблюдать в природе за фауной около пня или упавшего ствола дерева и нарисовать картину на тему: «Животные, которые живут внутри пня, на нём, под ним, над ним и вокруг него».
Чтобы сформировать у детей чувство ответственности за природу, сострадание к живым существам, приводится обсуждение картинок, изображающих лесной пожар, охоту, вырубленный лес и белку около пней, обработку ядами и мёртвое дерево. Детям предлагается рассказать, что люди делали, прежде чем наступила показанная ситуация.
Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней.
1.2 Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи:
1. Формирование представлений о животных;
2. Развитие эмоционально-положительного отношения к животным;
3. Воспитание нравственного поведения в природе.
Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.
Основными методами, которые используются в воспитании, являются:
1. Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы.
2. Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи.
Для того чтобы дать наиболее полное представление о животных, программа по ознакомлению делится на три части:
1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения).
2. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.
3. Приносимая польза.
По основной цели занятия, используемые для формирования правильного представления о природе и формированию гуманного отношения можно разделить следующим образом:
· Направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);
· Уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей, рисование);
· Активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры) итоговые беседы.
Таким образом, экологическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексных подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к жизни.
Методы экологического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.
1.2.1 Ознакомление с животными на занятии
Развитию логического мышления детей и формированию у них нравственно-экологического отношения к животным способствует творческое рассказывание. Особенно ценны в этом отношении занятия, на которых дети придумывают рассказы на тему предложенную воспитателем. Содержание и форма проявления этого творчества могут дать интересный материал для оценки детских представлений по отношению к тому, что ребёнок говорит или слушает.
Речевая деятельность ребёнка даёт возможность проследить изменение мотивов, характеризующих взаимоотношения детей с животными. Детям старшей группы свойственно поведение на основе следующих мотивов: помочь, если что-то случилось, кошка поранила лапу; накормить, если животное голодное, щенку дать косточку; пожалеть. В поведении детей появляются новые мотивы: беспокойство за состояние природы, даже если ничего не случилось; нетерпимость к плохим поступкам. Появившиеся у детей беспокойства можно считать показателем гуманного отношения к животным.
1.2.2 Ознакомление с животными в повседневной жизни
Живой уголок: Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с программой обучения в детском саду. Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста. Но чтобы научить детей любить и беречь животных и растения, воспитатель должен сам обладать этими качествами. При уходе за обитателями уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети. Нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных, иначе нельзя научить детей правильным приёмам ухода за ними.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержаться комнатные растения и некоторые животные.
Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять своё внимательное отношение к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.
Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходства и различия между ними, общее и различное у животных. Помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.
При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Всё это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определённые трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о животных, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость и достижение результата.
Планируя работу, педагог должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.
Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений и животных формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе. В-третьих, здоровые и красивые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
Чтение художественной литературы: Для детей старшего дошкольного возраста характерен особый интерес к окружающему миру, поэтому именно этот период жизни детей необходимо использовать для воспитания у них любви к животному миру. Через художественную литературу педагог должен учить детей доброте, вызывать сочувствие, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать помочь животному, которое в неё нуждается.
Ознакомление с животными на участке детского сада: Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них.
Воспитатель побуждает детей к наблюдению за животными в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по наблюдению.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Анализ задач программы «Пралеска» по ознакомлению дошкольников с животными
Цель: воспитывать чувство эмпатии ко всему живому, пробуждать чувство единства с окружающей природой, ощущение своей близости с ней; формировать представление о строении и функциях внутренних органов животных.
Здоровый организм животного(«Что нужно животному, чтобы быть здоровым и крепким»). Ребёнок осознаёт (в сравнении с собственным организмом), что для того, чтобы тело животного было крепким и здоровым, ему необходимо: движение и отдых; чистота; полезная еда и свежий воздух.
Животное чувствует опасность и всячески стремится её избежать. Больное животное лечится травами. За домашними животными ухаживает человек.
Внутренние органы животного («Что у животных внутри»);
Как животное дышит;
Как животное питается;
2.2 Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к животным ближнего окружения
Задание 1. Цель: выявить характер представлений ребёнка о живом.
Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части.
В первой части беседы выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику предоставляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животное, человек, растения), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолёт). Из всех представленных ему картинок, ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого.
После этого задаются вопросы:
1. Как ты узнал, что всё это живое?
2. Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой?
3. Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение)?
4. Зачем нужны (называются части тела и органы)?
5. Сможет ли (называется объект) жить без (называются части тела и органы)? Почему?
Во второй части беседы акцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
Ребёнку задаются следующие вопросы:
1. Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
2. Как нужно ухаживать за животными (растениями)?
3. Что делает человек, чтобы быть здоровым?
4. Как себя чувствует это животное (растение, человек)?
5. Как ты это узнал?
Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.
Ребёнку предоставляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно игровая ситуация: «Кто (любой игровой персонаж) перепутал животных и их места обитания».
1. Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
2. Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?
3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в воде, на лугу)?
Задание 2. Цель: изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Используется метод индивидуальной беседы с ребёнком, в ходе которой ему задаются вопросы:
1. Любишь ли ты животных и растения?
2. С какими животными тебе нравится встречаться, с какими не нравится?
4. Зачем нужны животные и растения
5. Могут ли люди прожить без животных и растений?
7. Может ли человек прожить без других людей?
Задание 3. Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребёнка о нормах отношения к животному.
Используется метод индивидуальной беседы. Ребёнку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает развлечения вместо помощи живому существу
1. Как поступил мальчик (девочка)?
3. Как бы ты поступил на его (её) месте?
4. Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?
2.2.2 Отношение детей к природе
Задание 1. Цель: выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Используется наблюдение за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.
Задание 2. Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.
2.2.3 Уровни экологической направленности детей дошкольного возраста