воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека

Доклад «Воспитание гражданственности у школьников»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Основные понятия и задачи направления.

Патриотизм – эмоционально-нравственное отношение личности, выражающееся в ценностных представлениях человека о Родине, отражающееся в его отношении к Отечеству, реализующееся в конкретной деятельности.

Гражданственность – это нравственное качество личности, основанное на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своей нации, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из востребованных направлений воспитательной работы во всех образовательных организациях. Это обусловлено базовыми ценностями и воспитательным идеалом нашей страны. В настоящее время происходит переосмысление ценностей гражданско-патриотического воспитания, соответственно начинает формироваться смысловое пространство понятий «российский патриотизм» и «гражданственность», включающие традиции прошлого, реальную ситуацию и перспективы развития социума. В связи с этим происходит пересмотр философско-патриотического наследия по проблеме гражданско-патриотического воспитания и разработка его современных теоретических основ.

Гражданское воспитаниевид целенаправленной практической деятельности по формированию гражданских качеств личности, принимающей права и обязанности общества, членом которого она является, участвующей в социальном, экономическом и государственном управлении, готовой к созидательному преобразованию действительности.

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор адекватный культурно-историческим ценностям социума при сочетании личных и общественных интересов.

Основные задачи по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у школьников.

1. Формировать первоначальные представления о символах государства – Государственном флаге, гербе, гимне Российской Федерации, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором проживают школьники.

2. Развивать представления детей о важнейших законах нашей страны, правах и обязанностях гражданина России, о государственном устройстве.

3. Стимулировать стремление соблюдать порядок и проявление негативного отношения к нарушителям порядка в классе, школе, на улице (на доступном возрасту уровне).

4. Воспитывать ответственность за свои слова и поступки.

5. Расширять представление о национальных праздниках и героях, важнейших событиях истории России.

6. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

7. Развивать интерес и уважение к народам, живущим в России.

8. Формировать уважительное отношение к русскому языку как государственному.

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.

Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности» и т.д.

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;

формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания:

Ученик и его нравственность. Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Ученик и его интеллектуальные возможности. Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

Ученик и его семья. Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

Общение и досуг. Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов: сформировать у обучающихся:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

ценностное отношение к своему здоровью;

ценностное отношение к природе;

мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

об эстетических ценностях отечественной культуры;

о необходимости сознательно заниматься учебным трудом;

о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

о необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;

социальной и межкультурной коммуникации;

готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,

уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

Беседы на этические темы.

Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения), «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись» (урок-сказка), «Человек среди людей», «Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

Встречи с участниками и ветеранами войны.
Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.
Ежегодная благотворительная акция «Спешите делать добро».

Экскурсии.
Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально ценностный опыт детей.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.

Источник

Программа «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»

воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека фото. картинка воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. смотреть фото воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. смотреть картинку воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. Ирина Сызганцева
Программа «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»

Воспитательная программа «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» для обучающихся слабослышащих и детей с умственной отсталостью направлена на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.

В процессе работы с этими детьми мы столкнулась с проблемами, что дети с большим трудом усваивают нормы правил поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, Родине.

Смысл многих гражданско-патриотических качеств, а также законов общества и правил поведения в обществе таким детям очень трудно понять и на это требуется больше времени.

Поэтому, для более успешной организации гражданско-патриотического образования мы и разработали данную программу.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям, а также формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа обеспечивает организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих детям использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения.

А также обуславливает формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающей историко-культурную специфику.

Очень важно чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе нравственных отношений.

Программа проекта рассчитана на средний школьный возраст для детей с умственной отсталостью (5-7 класс).

Таким образом, актуальность нашего проекта определена системой обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание ребенка с нарушениями в развитии, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе, знание законов и умение применять их в жизни.

• Тематические часы, беседы, презентации, проекты, просмотр тематических фильмов (40 мин., 1 раз в неделю)

• Анкетирование, тестирование (40мин., 2 раза в год)

• Торжественные линейки, уроки мужества, вахты памяти (40 мин., 1 раз в квартал)

• Экскурсии, целевые прогулки, походы по историческим местам (2ч., 1-2 раза в месяц)

• Военно-спортивные игры, игры гражданско-патриотического содержания (40 мин., 1 раз в квартал)

• Конкурсы, праздники, выставки детского творчества (1ч., 1 раз в квартал)

• Ролевые игры, проигрывание ситуаций (40 мин., 1 раз в неделю)

• Встречи с интересными людьми, знаменитыми земляками, ветеранами войны (1ч., 1 раз в год)

• Социальные акции, операции, трудовой десант (1ч., 1 раз в квартал)

В своей работе мы используем: школьный автобус, оборудование школьной киностудии «Дубль 5», фото и киноматериалы, мультимедийное оборудование, методическую литературу, интернет ресурсы, технический инвентарь.

Цель программы

Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания воспитанников, уважение к правам и свободам человека.

Задачи программы

1. Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни.

2. Воспитывать любовь к Родине, к своему народу, признание закона и правопорядка.

3.Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.

1. Иметь представления о семейных ценностях, уважения к членам семьи. Осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

2. Иметь основное понятие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, своего города.

3.Иметь представление о нормах морали таких как: доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, милосердие и толерантность.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Блок №1 «Я, моя семья и школа»

Воспитательные задачи:

1) Осознание обучающимися воспитанниками семьи, как важнейшей жизненной ценности.

2) Воспитание патриотов и граждан отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким.

3) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Основные формы работы:

Беседы, праздники, тематические вечера, анкетирование, родительские собрания, день открытых дверей, дни самоуправления, организация дежурства, конкурсы, трудовые десанты.

Анкетирование учащихся с целью выяснения отношений в семье, концерт-сюрприз, посвященный 8 марта, классный час «Наши корни», классный час «Ценности трех поколений»,беседа «Фотографии из семейного альбома»,фотовыставка «Мои родные защитники Родины»,классный час «Отцы и дети», классный час «Пора взросления», классный час «Я и моя будущая семья», мой дом – моя крепость (о нравственных основах построения семьи, организация самоуправления в классе, правила нравственной жизни, последствия нарушения нравственных правил.

Блок №2 «Гражданин страны: права и обязанности»

Воспитательные задачи:

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.

2) Формирование гражданского отношения к себе.

3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

Основные формы работы:

Беседы, тестирование, психологический практикум, акции милосердия, презентации.

«Кем быть?» (профессиональное самоопределение, «Я и мы» (коллективная беседа, «Что такое личность?» «Человек среди людей» (беседы, «Быть человеком» (дискуссия, «Урок милосердия и доброты» (беседы, Акция милосердия (помощь пожилым людям, «Об ответственности несовершеннолетних», Совет профилактики правонарушений, «Имею право». Игра-конкурс, Классный час «Поговорим о воспитанности», Выставка «Мир моих увлечений», Классный час «Что такое толерантность», Классный час «Что такое счастье» (или «В чем смысл человеческой жизни, Классный час «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек»

Блок №3 «Мы гордимся вами!»

Воспитательные задачи:

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.

2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.

3) Воспитание верности духовным традициям России.

4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному

достоянию, уважения к национальным традициям.

Основные формы работы:

Беседы,встречи с интересными людьми, конкурсы, экскурсии, трудовые десанты, праздники.

«Овеянный славой Флаг наш и герб», «Я – гражданин России», Брейн-ринг «Творим здоровье души и тела», Экскурсия в музей «Наследие», Славные страницы истории, «Песни в военных шинелях», Устный журнал «Колокола памяти», «Живая память», Экскурсия к вечному огню «Бессмертный полк», Экскурсия к памятнику «Скорбящий ангел» городской парк, Час общения «Урок Гагарина», «Прикоснуться к вечному», Экскурсии, поездки, походы по родному краю,Городской фестиваль «Весна детям», «Историческое и духовное значение Дня народного единства», Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана, чеченских событий, Празднование Дней Воинской Славы России, Встреча «Чтоб Защитником стать», Шефские концерты перед ветеранами, Спортивные игры «Мама, Папа я спортивная семья», Организация спортивной деятельности учащихся, Экскурсия в воинскую часть «Посылка солдату», Спортивные соревнования, Спартакиада школьников по легкой атлетике, Футбольный турнир, Олимпиада по физической культуре, Спортивный кружок «Русские витязи».

1. Осознание своего местоположения в семье и знание семейных традиций. Овладение социально-бытовыми умениями. Самооценка учебной деятельности.

2. Адекватное представление о собственных возможностях и ограничениях.

3. Знания о национальных героях и важнейших событиях России и её народах.

Диагностика проводится на основе дневника динамического наблюдения, тестирования, анкетирования, диагностических материалов.

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству,.

Систематизация знаний детей о связи человека с природой, воспитание бережного отношения к природе «В гости в сказочный природный дом Берендея». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека фото. картинка воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. смотреть фото воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. смотреть картинку воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека.Фотоотчет «День добра и уважения», посвященный Международному Дню пожилого человека» Фотоотчет «День добра и уважения», посвященный Международному дню Пожилого человека. В октябре есть такой замечательный день, когда хочется.

Концепция «Воспитание уважения прав ребенка, защита его прав» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Россоши Концепция «Воспитание уважения прав ребенка,.

Консультация «Что предусматривает программа «От рождения до школы» по развитию у детей представлений о месте человека» КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: Что предусматривает программа «От рождения до школы» по развитию у детей представлений о месте человека в истории.

воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека фото. картинка воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. смотреть фото воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. смотреть картинку воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека.Проект в старшей группе «Воспитание патриотизма через формирование духовно-нравственного отношения ребёнка к родному дому» Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе. О. В. Токмакова.

Родительское собрание: «Воспитание любви, уважения, послушания к родителям у детей младшего возраста» «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет.» В. А. Сухомлинский Цели : 1. Выявить особенности.

Сообщение для педсовета «Воспитание уважения к матери, отцу» Воспитываем уважение к матери, отцу. Вопросы взаимоотношений родителей и детей волнует не только родителей и воспитателей, но и всю нашу.

Воспитание нравственности и патриотизма у детей «Правильное воспитание-это наша счастливая старость. Плохое воспитание-это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими.

воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека фото. картинка воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. смотреть фото воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека. смотреть картинку воспитание гражданственности патриотизма уважения к правам свободам и обязанностям человека.Воспитание патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с космической историей аэродрома Кряж В этом году отмечалась очень важная дата в истории всего человечества – 55 годовщина первого полёта человека в космос. День космонавтики.

Источник

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания для обучающихся 1-11 классов «Гражданин России»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

на педагогическом совете Директор

от « »______________ 20 г. Приказ

_________________________ от « »____________ 20 г.

духовно-нравственного и гражданско-патриотического

воспитания для обучающихся 1-11 классов

Срок реализации: 5 лет

Составитель: О.Е. Тяжкороб.

Основание для разработки

Закон об образовании РФ №273-ФЗ

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020гг (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015г №1493)

Концепция Духовно-нравственного воспитания

совершенствование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей; создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения

— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

— воспитание нравственных чувств и этического сознания;

— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

— воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

— воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Сроки и этапы реализации программы

1этап (01.09.2020 – 31.08.2021г)

2 этап (01.09.2021 – 31.08.2023г.)

3 этап (01.09.2023 – 31.08.2024г.)

4 этап (01.09.2024 – 31.08.2025г.)

— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

— ценностное отношение к природе;

— первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

— становление системной и комплексной работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и просвещению обучающихся и родителей.

В современном обществе наблюдается рост агрессивности, жестокости, цинизма, кризис семьи и отношений между родителями и детьми. Забываются многовековые традиции народов, молодежь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине.

Только люди, имеющие фундаментальные нравственные ориентиры, способны самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание граждан России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для образовательной системы.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Новый Федеральный государственный стандарт образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становления их гражданской идентичности, как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся являются:

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации»;

— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

— Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г;

— Концепция модернизации Российского образования;

— Федеральный закон от 26.09.1997 №125- ФЗ (ред. От 01.09.2011г) «О свободе совести и религиозных объединениях» (изменения к ФЗ);

— Федеральный закон от 29.12.2010г № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

— Конституция Российской Федерации;

— Закон об основных гарантиях прав ребенка;

— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

— Письмо Министерства образования и науки РФ от 11. 08. 2016г. № ВК – 1788/ 07 « Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

— воспитание нравственных чувств и этического сознания;

— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

— воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Принципы построения программы:

Структура и организация данной программы строится с учетом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: учащиеся 1-4 классов. Процесс формирования и воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учетом пока ещё ограниченного у них жизненного опыта, характера и объема полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обуславливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных задач. Воспитательный эффект всех форм гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.

II категория: учащиеся 5-8 классов. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является их участие в различных видах гражданско-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях, организуемых в школе.

III категория: учащиеся 9-11 классов. Нужно подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать обучающимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Программа определяет содержание и основные пути развития системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в ОКОУ и направлена на дальнейшее формирование духовно-нравственного и гражданско-патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования, патриотического и духовно-нравственного воспитания. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательных учреждений, государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

Этапы реализации программы:

1 этап (01.09.2020 – 31.08.2021г) подготовительный. Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно-значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

2 этап (01.09.2021 – 31.08.2023г.) организационно-внедренческий. Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности школьника в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

3 этап (01.09.2023 – 31.08.2024г.) стабилизационный. Анализ динамики изменений, внесение необходимой коррекции в воспитательный процесс.

4 этап (01.09.2024 – 31.08.2025г.) трансляция опыта в широкую образовательную практику. Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания построена на основе базовых национальных ценностей российского общества и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.

Базовые национальные ценности:

— патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

— социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

— гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

— семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших);

— труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость).

— наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

— традиционные российские религии;

— искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

— природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

— человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Программа направлена на обеспечение:

— формирования и развития ценностно-смысловых, общекультурных, познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций, а также компетенций личностного самосовершенствования, в том числе освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, умение ориентироваться в новой социальной среде, осваивать нормы и правила общественного поведения;

— формирования уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия в школе и вне школы, характер профессиональных предпочтений.

Программа выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями школьников. Начальная школа выполняет работу по накоплению первоначальных знаний детей об Отечестве и зарождению у них патриотических чувств. Главными задачами самовоспитания школьников среднего звена являются задачи развития самосознания и культуры общения, формирование чувств собственного достоинства. В потенциал личностного развития должны войти такие качества, как осознание своего достоинства, готовности мириться с чужим мнением, признании многообразия, уважение к традициям, приобщение к источникам духовно-нравственной культуры, гражданственности. В старшей школе формирование личности складывается из укрепления представлений о себе взрослом, отказа от доминирования, причинения вреда и насилия, способности поставить себя на место другого, мировоззрения толерантной высоконравственной личности. В потенциал личностного развития войдет принятие другого таким, каким он есть, уважение права быть иным, индивидуальное самоопределение, позитивная социализация. Механизм реализации программы учитывает современные формы и методы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. В осуществлении программы участвуют родители, педагоги, воспитатели, руководители кружков, обучающиеся, школьная библиотека, родительский комитет, общественные организации.

Основные направления и виды деятельности:

Урочная деятельность. Целевые программы и проекты, содержащиеся в них воспитательные задачи, интегрированы в содержание учебных предметов. В этой ситуации приобретают актуальность принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.

Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не

только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьника. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо педагогически согласовать. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. У клад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни школьников.

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся основаны на следующих принципах:

— совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

— сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

— педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

— содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

— опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся является совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности при ведущей роли педагогического коллектива школы.

При этом используются различные формы взаимодействия:

— участие представителей общественных организаций и объединений в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы;

— проведение совместных мероприятий в образовательном учреждении.

Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учеников, можно использовать самые разнообразные формы работы :

— вечер (вопросов и ответов, вечер-портрет, вечер-посвящение);

— игра (тематическая, познавательная, ролевая, семейная);

— викторина (викторина-поиск, викторина-тест, сюжетная викторина);

— выставки (выставка-вопрос, выставка-декорация, выставка-досье);

— концерт (тематический и театрализованный);

— волонтерство (социальное, культурное, экологическое);

— создание проблемных ситуаций;

— просветительская работа и многое другое.

Члены педагогического коллектива:

— разрабатывают собственные модели и проекты духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, перечни мероприятий и обеспечивают их осуществление;

— вносят предложения администрации школы по совершенствованию воспитательного и социализационного процесса детей, повышению квалификации учителей школы;

— проводят диагностику эффективности проводимой работы в сфере гражданского- патриотического и духовно-нравственного воспитания;

— определяют «болевые» точки в реализации программы и меры по их устранению.

Направления программы «Гражданин России»

Цель: воспитание духовно-нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни; справедливость, милосердие; честь, достоинство; уважение родителей, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

— представления о национальных российских ценностях;

— различение хороших и плохих поступков;

— представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;

— представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

— уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

— установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

— бережное, гуманное отношение ко всему живому;

— знание правил поведения в коллективе, культуры речи;

— стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

— представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

— отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

— « Кодекс чести ученика »;

— « Наш класс. Законы жизни »;

— « Что такое хорошо и что такое плохо »;

— « Как научиться управлять собой »;

— « Уроки милосердия и доброты »;

— « Урок толерантности. Мы разные, но все мы вместе »;

— « Доброта как прекраснейшее из человеческих качеств »;

— «День пожилого человека»;

— « Доброта спасёт мир »;

— «Международный день инвалидов»;

— « Нужна ли человеку семья? »;

— « Ценности трех поколений »;

— « Я и мои родственники »;

— « Фотографии из семейного альбома »;

— « Забота о родителях – дело совести каждого »;

— « Мой дом – моя крепость »;

— « Человек среди людей: нецензурные выражения и хулиганские жесты »;

— « Десять Заповедей – основа нравственности человечества »;

— « Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности »;

— « По каким правилам мы живём? »;

— « Мы в ответе за свои поступки »;

— « Поступок порождает судьбу »;

— « Монастыри Земли Курской »;

— «Музеи нашего города».

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

— представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

— представления о символах государства – Флаге, Гербе России, символах Курской области и города Железногорска;

-представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

— представления о правах и об обязанностях гражданина России;

— интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

— уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

— представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

— представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

— интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Курской области и города Железногорска;

— стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

— любовь к школе, городу, народу, России;

— уважение к защитникам Родины;

— умение отвечать за свои поступки;

— негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

— « Горжусь тобой, моя Россия! »;

— « День рождения школы»;

— «История нашей школы»;

— «Школьная и классная символика»;

— «Самый классный классный»;

— «Знаменательные события в истории России»;

— «Дни воинской славы России»;

— «День народного единства»;

— « День героев Отечества »;

— « О доблести, о подвиге, о славе » ;

— « Я – гражданин и патриот »;

— « Конституция России – Основной Закон государства »;

— « Закон, по которому мы все живём »;

— «Твои права и обязанности»;

— « Ленинград. Война. Блокада »;

— «Страницы военных лет. Сталинград и Ленинград»;

— «Живая память» (ко Дню памяти воинов-интернационалистов);

— «День защитника Отечества»;

— « Они сражались за Родину »;

— « О чём рассказала награда? »;

— « Моя Россия, моя страна! »;

— День космонавтики « Россия в освоении космоса »;

— «Через тернии к звёздам»;

— «Страницы великой Победы»;

— « Рисунок на асфальте »;

— « Поздравим победителей Великой той войны! »;

— « Ради жизни на Земле »;

— «Великие реликвии России»;

— «Символы Земли Курской»;

— «Всему начало – отчий дом»;

— «Знаменательные события, известные люди в истории Курской земли»;

— «Знай и люби свой Курский край»;

— «Железногорск – любимый город!»;

— «Железногорск в наших рисунках»;

— «Герои Отечества – куряне»;

— «Страницы военных лет. Курская битва».

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

— представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

— уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

— представления об основных профессиях;

— ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

— представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

— навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

— умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

— умение соблюдать порядок на рабочем месте;

— бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

— отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

— « Мир профессий и твое место в нем »;

— « Все работы хороши-выбирай на вкус » ( семейные династии, профессии родителей);

— « В поисках будущей профессии »;

— « Без труда ничего не даётся »;

— « Краски осени » (к онкурс-выставка творческих работ);

— « Мастерская Деда Мороза »;

— « Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера »;

— « Волшебный мир руками детей »;

— « Мир моих увлечений »

— « Мой дом – наведу порядок в н?м »;

— « Чистый город начинается с тебя »;

— « Тот дом хорош, где хороши его обитатели »;

— « Содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки »;

— « Библиотеке – нашу помощь »;

— « Подари книге вторую жизнь »;

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

— развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

— ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

— элементарный опыт природоохранительной деятельности;

— бережное отношение к растениям и животным.

— « Правила поведения в природе »;

— « Природный мир нашего города »;

— « Улицы нашего города »;

— « Судьба города в твоих руках »;

— « В защиту матери-земли »;

— « Знай и люби родную природу »;

— « Покормите птиц зимой »;

— « Экология и энергосбережение »;

— « Здоровый мир – здоровый человек »;

— « Цветы в легендах и преданиях »;

— « Лесная аптека на службе человека ».

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

— представления о душевной и физической красоте человека;

— умение видеть красоту природы, труда и творчества;

— интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

— интерес к занятиям художественным творчеством;

— стремление к красоте внешнего вида;

— отрицательное отношение к некрасивым поступкам.

— « Умей видеть красивое в поступках »;

— « Шедевры русской живописи »;

— « Детство без границ »;

— « Красота внешнего облика. Мои жесты »;

— « Культура поведения в школе и школьный этикет »;

— « Язык, мимика, жесты как средства общения »;

— « Русские традиции. Рождество и Новый год »;

— « Пришла коляда – открывайте ворота »;

— « Русские традиции. Широкая Масленица »;

— « Славится Россия своими мастерами »;

— « Волшебный мир сказок »;

Прогнозируемый (ожидаемый) результат.

В результате реализации программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся по каждому из направлений планируется достижение следующих результатов:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном состоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение: педагоги, классные руководители, воспитатели, руководители кружков, администрация, библиотекарь.

Материально-техническое обеспечение: инвентарь для трудовых акций, для конкурса рисунков, для концертной деятельности, волонтерской работы, благотворительных акций, компьютер, проектор и т.д.

1. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.

2. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 4. с. 79-88.

3. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

4. Поливанов К.А. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.

5. Серегина А.В. Духовное краеведение. Программа дополнительного образования для младших школьников / А.В. Серегина – Тамбов: ТОГОАУ ДПО ИПКРО, 2009.

6. Трибунская О.А. Воспитание духовно-нравственной культуры детей в семье и школе: сборник методических материалов по духовно-нравственному 58 воспитанию школьников / сост. О.А. Трибунская, Л.Ю. Евтихиева, В.Н. Епифанова – Тамбов: ТОИПКРО, 2009.

7. Шешерина Г.А. Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе: сборник методических разработок по духовно-нравственному воспитанию школьников / сост. Г.А. Шешерина, И.В. Клемешова – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.

8.Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Авторы-составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. Москва: АРКТИ,2005;

12. Шемягина О.Н. Роль народного искусства в процессе патриотического воспитания. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов.– СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011.-с.333–336.
13. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352;

Анкета для родителей

«Духовно – нравственное воспитание школьников»

1. Что, по Вашему мнению, включает в себя духовно-нравственное воспитание? Продолжите, пожалуйста, высказывание: «Духовно-нравственное воспитание – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться

духовно-нравственное воспитание? ____________________________________________

3. Кто, по Вашему мнению, несет главную ответственность за духовно-нравственное воспитание детей?

е) детские библиотеки;

ж) общественные организации;

з) детские кружки, творческие студии и секции.

4. Надо ли объединять усилия семьи и образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей?

а) Нет, в этом нет необходимости.

б) Объединение усилий целесообразно лишь в том случае, когда к этому готово образовательное учреждение, имея соответствующие образовательные и воспитательные программы.

в) Усилия образовательных учреждений и семьи в духовно-нравственном воспитании детей надо обязательно объединять.

г) Семье целесообразнее объединять усилия в духовно-нравственном воспитании детей не столько со школой, сколько с Православной церковью, как носительницей не прерывавшейся духовной традиции.

5. Знаете и отмечаете ли вы православные праздники? _____________________________

6. Знаете ли Вы историю, традиции своего города? ________________________________

7. Какую информацию по теме духовно – нравственного воспитания Вы хотели бы получить? ___________________________________________________________________

8. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки? ___________

9. Воспитываете ли Вы у детей нравственные чувства? _____________________________

10. Что вы предпримете, если ребенок совершит:

— плохой поступок? ___________________________________________________________

— хороший поступок? _________________________________________________________

11. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию____________________________________________________

Анкета для родителей

«Гражданско-патриотическое воспитание в семье».

1. Что Вы понимаете под термином «гражданско-патриотическое воспитание»?

Воспитание любви к Родине;

Воспитание уважения к старшему поколению;

Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

Знание истории своей страны;

2. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель гражданско-патриотического воспитания детей школьного возраста?

Прививать детям уважение к людям своей страны;

Познакомить с обычаями и традициями своего народа;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Расширять представления о родной земле, её столице, городах;

Ознакомление с историческим прошлым России;

Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей с символикой государства, традициями, памятными датами?

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? _____________________

6. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

7. Как Вы считаете, кто несет ответственность за гражданско-патриотическое воспитание детей?

Анкета для родителей

«Воспитание трудолюбия в семье»

1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
а) Да.
б) Нет.

2. Помогает ли ребенок по дому?
а) Да, конечно.
б) Эпизодически.
в) Постоянно.
г) Нет.

3. Как относится ребенок к выполнению поручений?
а) Выполняет охотно.
б) Пассивен.
в) Только за вознаграждение.

4. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?
а) Да.
б) Нет.

5. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?
а) Да.
б) Нет.
в) Никогда.

6. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?
а) Да.
б) Нет.

7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?
а) Да.
б) Нет.

8. Знаете ли Вы об этих разногласиях?
а) Да.
б) Нет.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

1. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?____________________________________________________________________

• Беседы с ребенком о природе.

• Наблюдение за природными объектами.

• Чтение художественной литературы природоведческого содержания.

3. Как Ваш ребенок относится к природе, любит ли животных, птиц? ___________________________________________________________________________

4. Знает ли Ваш ребёнок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.? ___________________________________________________________________________

5. Рассказываете ли Вы ребёнку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?______________________________________________________________________

6. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?___________________________

9. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?______________________________

10. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в классе? ________________________________________________________________

11. Какую информацию по экологическому воспитанию Вы хотели бы получить от школьного учреждения ________________________________________________________

Ваши предложения, пожелания __________________________________________

Анкета для родителей

«Эстетическое воспитание детей»

1. Чем увлекается ваш ребенок дома?
_____________________________________________________________________________

2. Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интересах и т.д.)?
_____________________________________________________________________________

3. Рисует ли ваш ребенок по своей инициативе или нет? _____________________________________________________________________________

4. Любит ли мастерить, какими инструментами или материалами пользуется?
_____________________________________________________________________________

5. Что именно он любит изображать, мастерить?
_____________________________________________________________________________

6. Рассказывает ли вам о том, что хочет сделать? _____________________________________________________________________________

7. Обращается ли он за советом, помощью? _____________________________________________________________________________

8. Показывает ли он вам готовые рисунки, поделки? _____________________________________________________________________________

9. Бывает ли ваш ребенок в музеях, на выставках? _____________________________________________________________________________

10. Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ребенок? _____________________________________________________________________________

11. Применяете ли вы детские рисунки, изделия в оформлении детского уголка, в подготовке к празднику, ко дню рождения? Как? _____________________________________________________________________________

12. Как можно, на ваш взгляд, развить у ребенка интерес к искусству в семье? В чем вы видите преемственность со школой?
_____________________________________________________________________________

13. Недостаток каких знаний вы ощущаете в вопросах воспитания детей? Какую помощь бы хотели получить от школьного учреждения? Какие темы вас интересуют?
_____________________________________________________________________________

14. Какие формы организации работы школы с семьей Вы считаете наиболее удачными
(подчеркните): родительские собрания, общие консультации, индивидуальные беседы, просмотр занятий с детьми, родительские уголки, папки-передвижки; другое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *