воспитание позитивного отношения к труду
Доклад «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
Елена Копаева
Доклад «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
Чтобы ответы детей на вопрос «Кем ты хочешь стать?» не были фантазией, можно познакомить их с разнообразием профессий, показать, как трудятся взрослые.
Одно из направлений социально-коммуникативного и познавательного развития – познакомить дошкольников с трудом взрослых. Задача воспитателя не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности.
Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых,эту проблему можно попытаться решить следующим образом :
1. Уточнить знания детей о труде взрослых
Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Но когда они наблюдают, как трудятся взрослые, начинают понимать значение трудовых действий и устройство общества в целом. Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему.
Знакомство с трудовой деятельностью станет формальным, если не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В детском саду сложно организовать наблюдение за трудом взрослых, т. к. он скрыт от детей. Поэтому необходимо найти специальные формы, чтобы познакомить дошкольников с трудом взрослых.
Чтобы трудовое воспитание было успешным,необходимо создать психолого-педагогические условия: учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду;организовать развивающую предметно-пространственную среду: подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование; включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых
1.Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.
2.Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.
3.Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.
4.Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.
5.Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.
6.Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям
3. Использовать разнообразные методы и приемы
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще,нужно использовать разнообразные методы:
• наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
• словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
• практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
• игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников.
4. Организовать сотрудничество с семьями детей
Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще.
Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших предков». Предложите им рассказать детям о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка.
Трудовое воспитание формирует в детях чувство гордости за свою семью, желание помогать родителям, бабушкам, дедушкам, заботиться о них. Когда дошкольники знакомятся с семейными традициями, у них появляется желание быть похожими на близких людей, гордиться ими, бережно относиться к семейным реликвиям.
Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, «О профессиях нашей семьи», создать папки-передвижки «Наши профессии», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно». Пригласите родителей принять участие в экскурсиях, организованных детским садом.
Помните, что познавательные беседы с детьми, в т. ч. на тему профессий, нужно проводить в благоприятной обстановке, атмосфере доброжелательности и партнерства, выслушивать мнение ребенка, пытаться понять то, как он воспринимает работу взрослых.
5. Подвести итоги и оценить результаты работы
Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу.
Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.
Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.
Доклад к педсовету «Умение педагога аргументированно оценивать успехи детей» Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов об умение педагога аргументированно оценивать успехи детей. Повышение профессионального.
Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.
Доклад для детей подготовительной к школе группы «Переселение казаков на Кубань» Тема: «Переселение казаков на Кубань». Презентация. Обычаи казаков в стихах собственного сочинения. Куратор: воспитатель МБДОУ МО №58 Фот.
Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.
Лэпбук по ПДД как вид совместной деятельности детей и взрослых Распечатать готовые шаблоны для лэпбука можно на МААМ Лэпбук по правилам дорожного движения. Воспитатель: Назарова Т. А. Доброго времени.
Мандалотерапия для детей и взрослых Мандалатерапия в работе с дошкольниками Каждый период онтогенеза человек имеет свои качественные характеристики, развивается по своим внутренним.
Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.
Прививаем любовь и бережное отношение к домашним питомцам (фотоотчёт) Мы живём в городе и многие дети не имеют возможности увидеть домашних животных. К нам в группу ходит мальчик, который проживает в частном.
Протокол родительского собрания в младшей группе «Развиваем интерес к труду взрослых» Повестка дня: 1. Тема: ««Развиваем интерес к труду взрослых» 2. Тема: «Новый год и безопасность детей на новогодних праздниках» 3. Тема.
Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности
Кристина Гавацкова
Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности
Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности.
Радость труда- одно из высоких чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей-задача дошкольного педагога.
Одна из главных задач работы коллектива нашего детского сада-воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду,развитие желания научиться,стать самостоятельным,умелым,способным справляться с возникающими затруднениями,оказывать помощь и потдержку окружающим в случае необходимость.
Первоначально нам важно было создать определенные условия для решения этой задачи:
1. эмоциональная обстановка при организации руда детей;
2. демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности;
3. участие в нейна правах партнера;
4. поощрение желания детей учавствовать в трудовой деятельности.
в своей работе мы опирались на положения психологии и справочные данные о возрастной динамике становления трудовых навыков у дошкольников в онтогинезе.
Стадии естественного развития трудовых навыков:
1. Запечатление работающих дюдей (умственное фотографирование).
2. Работа с помощью взрослых (взрослый руками ребенка).
3. Помощь взрослым(«неумеющий»взрослый,умелый ребенок).
4. Работа рядом со взрослым.
5. Работа под явным контролем взрослых (опека).
6. Работа под явным контролем взрослых (даем самостоятельность,незаметно направляем в нужное русло).
7. Самостояельная работа без контроля взрослых (самоконтроль,самооценка).
8. Умение самостоятельно спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде (высшая стадия формирования трудовых навыков).
Опираясь на знания стадий формирования трудовых навыков,мы осуществляем целенаправленное педагогическое руководство процессом трудовой деятельности дошкольников. Преобщение наших воспитанников к труду начинается с ознакомления детей с трудом взрослых. Наблюдение за трудом взрослых является одним из мощных факторов социализации ребенка.
Доклад «Формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности» Вторая региональная конференция с международным участием «ИСТИННЫЕ И МНИМЫЕ ЦЕННОСТИ: ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИИ ЛИЧНОСТИ» Доклад на тему:.
Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.
Конспект совместной деятельности во второй младшей группе «Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий» Конспект совместной деятельности во второй младшей группе Тема: «Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий» Цель: Формировать.
Конспект трудовой деятельности у младших дошкольников на примере освоения навыка мытья чашки Цель: Освоение трудовой деятельности. Задачи: 1. Побуждать планировать свою деятельность, организовывать для себя рабочее место, отбирать.
Способы формирования жизнестойкости и позитивного мышления у обучающихся во внеурочной деятельности В современном обществе преобладает тенденция общей неудовлетворенности и нарастания внутреннего напряжения в связи с социально-экономической.
Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации План по самообразованию Воспитатель: Долгушева Наталья Ивановна Тема: «Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях.
Презентация «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников» Трудовое воспитание начинается с раннего возраста, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя.
Воспитание бережного отношения у дошкольников с ОНР к природе в различных видах деятельности Воспитание бережного отношения у дошкольников с ОНР к природе в различных видах деятельности. Актуальность опыта работы В дошкольном возрасте.
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества,.
Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Созвездие» г. Адыгейска Воспитание в процессе трудовой.
Формирование позитивного отношения к труду и представления о мире профессий у детей дошкольного возраста
Асмик Акопян
Формирование позитивного отношения к труду и представления о мире профессий у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте дети получают первые представления о роли труда в жизни человека и общества. В этом возрасте они знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых людей, миром профессий, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности.
Основной целью ознакомления детей с трудом взрослых является воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, желание трудиться самому и оказывать посильную помощь окружающим, понимать, что труд является первейшей, жизненно необходимой обязанностью и потребностью человека, осознать важность и социальную значимость труда каждого человека для развития всего общества, воспитать честное, творческое и ответственное отношение к любому труду. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
Осуществляя работу по ознакомлению дошкольников с трудомвзрослых нужно учитывать:
— возраст детей;
— специфику протекания психических процессов;
— условия, имеющиеся в ближайшем социальном окружении.
Наиболее действенные методы ознакомления с трудом взрослых – это наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Повышение осведомленности детей дошкольного возраста в вопросах труда взрослых, знакомство детей с процессом трудовой деятельности, производственным процессом, элементарными трудовыми действиями – все это играет немаловажную роль в формировании у них стремления осваивать какие-либо трудовые действия, развивать собственные умения и навыки.
Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.
Формирование эмоционального отношения к продукту изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди.
Формирование положительного отношения к труду у старших дошкольников в организованных формах работы Из опыта работы: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ в организованных формах работы. воспитатель Харламова.
Формирование позитивного отношения к миру на основе эмоционального опыта Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного.
Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальным.
Конспект КВН «Планета профессий» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить знания детей о разных профессиях. Задачи: формировать представления о важности и значимости всех профессий, воспитывать.
Лэпбук «В мире профессий» Данный лэпбук был изготовлен с целью расширения представлений воспитанников о различных профессиях, орудиях труда, необходимых для работы,.
Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных.
Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское.
Формирование позитивного отношения к труду, интереса, основного на включение в различные виды полезной деятельности у учащихся
Содержимое разработки
Формирование позитивного отношения к труду, интереса, основного на включение в различные виды полезной деятельности у учащихся
Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.
(Михаил Евсеевич Раскатов)
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.
(Антон Павлович Чехов)
Виды труда, предусмотренные образовательной программой, неодинаковы по своим педагогическим возможностям, их содержание и значение меняется на том или ином возрастном этапе. Трудовое обучение детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности.
В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является необходимым условием полноценного развития личности, поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание– это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания ответственного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению высоких результатов.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Главными задачами трудового воспитания обучающихся являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие обучающихся Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
Выделяют три функции трудового воспитания:
1)обучающая— овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
2) развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
3) воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.
Задачи трудового воспитания:
• формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках технологии в учебных классах и на пришкольном участке.
Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями), школьных лесничествах.
Условия организации трудового воспитания в образовательной организации
Рассмотрим условия, необходимые для эффективной организации трудового воспитания в образовательной организации
1) Единые подходы к воспитанию в школе, семье и обществе в целом. Согласованные действия семьи и школы, отсутствие расхождений между декларируемыми и реальными моделями поведения взрослых, способствует воспитанию целостного мировоззрения, важной часть которого является позитивное отношение к трудовой деятельности.
2) Готовность педагогов заниматься трудовым воспитанием обучающихся на уроках и во внеклассной работе.
3) При создании воспитательных программ необходимо ориентироваться на формирование личности с установкой на саморазвитие и самореализацию в социально одобряемых видах деятельности.
Особенности трудового воспитания обучающихся
Учитывая, что трудовое воспитание – длительный процесс, имеющий отсроченный результат, начинать его надо в дошкольном возрасте (3–6 лет), сопровождать на всем протяжении школьного обучения (7–18 лет) и в ходе профессионального образования.
Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе:
1-4 классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков;
5-7 классы – ориентировочный этап: формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность;
8-9 классы – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии.
Рассмотрим особенности трудового воспитания детей и подростков в условиях общеобразовательной организации:
Организация бесед о профессиях, активизирующие методы профориентации
Просмотр и обсуждение мультфильмов и фильмов, чтение книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами
Занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях
Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий
развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре
В среднем школьном возрасте учащиеся развивают интересы к различных областях и в деятельности оценивают свои способности.
Цель профориентационного занятия: формировать у учащихся нравственные основы выбора профессии, первоначальный интерес к каким-либо профессиям.
Задачи профориентационного занятия: познакомить школьников с различными видами труда и профессиями, формировать у школьников общественнозначимые мотивы выбора профессии.
Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировозренческого фундамента профессиональной направленности.
Можно выделить этапы работы учителя-предметника:
1.Выделение в программном материале тем в изложении которых можно включить профориентационный материал;
2. Определить формы подачи профориентационного материала;
3. Изучить литературу об областях экономики основных профессиях;
4.Изучить интересы и склонности учащихся;
5.Провести индивидуальную работу с учащимися;
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. Сформированные навыки самостоятельной деятельности.
2. Потребность в оказании взрослым посильной помощи.
3. Интерес к различным видам профессиональной деятельности.
Общая ориентация в мире профессий.
Основная школа (11–15 лет, 5–9-е классы) – этап предпрофильной подготовки, на котором решаются следующие возрастные задачи:
– понимание значимости труда, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами,
– воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса,
– опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности,
– осознание своих возможностей, профессиональных интересов и трудовых мотивов.
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие занятия на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности «Личная гигиена», «ЗОЖ», «Сбалансированное питание», «Режим дня». Дети выполняют обязанности дежурного по графику, который был составлен по согласию детей. Выполняя трудовую работу по классу, обучающиеся соблюдают график дежурства, который был ими согласован. Обучающиеся выполняют обязанности дежурного по кабинету, в столовой, в раздевалке. Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у обучающихся умение действовать сообща, в коллектив.
Важным направлением является ознакомление обучающихся с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам. Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях, встречах. У обучающихся формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. В процессе всей работы по ознакомлению с трудом взрослых воспитатели акцентируют внимание на результатах труда, его значимости для людей.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, вкаждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков через практические занятия.
Отношение обучающихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.
Формами трудового воспитания являются:
— индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
— коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
— групповая (утренники, праздники на тему труда)
Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.
Объяснение – этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.
Инструктаж – применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.
Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.
Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач, профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.
Приведу примерное содержание хозяйственно-бытового труда детей.
Виды общественно полезного труда:
1. Самообслуживание (практические занятия):
— дежурство по содержанию чистоты в классе;
— работа на пришкольном участке (занятия по учебному плану)
2. Работа для школы:
— участие в оформлении учебных кабинетов;
— мелкий ремонт школьной мебели.
3. Работа по благоустройству (практические занятия по учебному и
— охрана зелёных насаждений, уход за ними;
— изготовление скворечников и кормушек для птиц;
— посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.
Одной из основных задач педагогической деятельности является формирование профессиональной направленности обучающихся. Так, выпускник нашего филиала –Туманов Андрей продолжил свое обучение в ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж», по направлению «Пожарная безопасность». Андрей во время школьного обучения проявлял на уроках ОБЖ интерес к безопасности. Он всегда старался выяснить ответы на интересующие его вопросы и изучал дополнительные источники информации. Обучающаяся 11А класса МБОУ «Полевской лицей» Гореленко Анастасия с 9 класса мечтает работать в структуре МЧС. И в 2021 году собирается поступать в Академию МЧС. Обучающаяся 8 класса Заикина Мария является самым активным обучающим в изучении основ безопасности жизнедеятельности. В 2020-2021 уч. году Маша заняла 1 место в муниципальном этапе ВОШ. На каждом уроке она старается сообщить не только информацию по изученной теме, входящую в материалы параграфов, но и дополнительную информацию, которую многие ребята не знали и с радостью узнают от Марии.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа.
В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что обучающиеся фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.
Важной задачей трудового воспитания является развитие у обучающихся активности, самостоятельности. Умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым для жизни в современных условиях является адаптационные способности личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу деятельности, перестраиваться психологически. Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей.
Список использованных источников:
Антонова М.В. Методические рекомендации для организации курса по профессиональной ориентации «Профессиональный навигатор» для 9 класса общеобразовательных организаций [Текст] / М.В. Антонова.- М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017 – 70 с.
Формирование профориентационного самосознания учащихся [Текст] /составитель О.Е. Ероховец.-Минск.:Красико-Принт, 2014 – 127 с.