воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности

Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Трудовое воспитание – необходимое, важнейшее условие, определяющее успешную подготовку детей к обучению в школе. Для детей, воспитанных с ранних лет в труде, характерно проявление в школе самостоятельности, организованности, активности, опрятности, умения себя обслужить.

Проблема трудового воспитания неоднократно рассматривалась философами, социологами, психологами, педагогами: Б. Г. Ананьевым, Н. И. Болдыревым, М. И. Бонатовым, Л. И. Божович, Л. Я. Бондаревым, Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Н. А. Зверевой, А. К. Кривоконь, Я. В. Коитка, И. С. Марьенко, В. М. Монаховым, П. Н. Нужной, Н. А. Смирновым, Г. И. Филоновым, А. Г. Хрипковой, А. Н. Широковой и др.

В дошкольной педагогике вопросы трудового воспитания рассматривались В. И. Глотовой, Л. В. Загик, С. М. Котляровой, Г. Н. Лесковой, Е. И. Радиной, Д. В. Сергеевой и др.

Трудовое воспитание дошкольников – предмет внимания педагогических систем ведущих педагогов настоящего и прошлого. Таким образом, на протяжении всего времени изучения вопросов трудового воспитания, ученые, педагоги, прогрессивные общественные деятели придерживались мнения, что труд в дошкольном возрасте является действенным средством разностороннего, и, прежде всего нравственного, воспитания растущего человека.

Задачи нравственного воспитания в труде обладают определенной спецификой и направлены, в первую очередь, на формирование у ребенка качеств, характеризующих его отношение к труду аккуратностью, бережным отношением к вещам, взаимопомощью, дружелюбием и пр. Результат нравственного воспитания в труде – не только умение, но и желание трудиться.

Структурными частями (компонентами) трудовой деятельности, говорящими о становлении и развитии этой деятельности у детей дошкольного возраста являются: цель, способы осуществления, результат и мотивы [28].

Цель является представляемым результатом деятельности.

Способы осуществления – необходимыми действиями, помогающими достичь цель, приобрести навыки и умения посредством планирования и самоконтроля, во многом определяющих качественные характеристики выполнения работы.

Результат – соответствие деятельности поставленной цели.

Мотив – побудитель к деятельности.

Все структурные компоненты связаны между собой и находятся в определенной зависимости.

Как показал теоретический анализ, трудовое воспитание является целенаправленным процессом, формирующим у подрастающего поколения готовность трудиться и направленным на успешное освоение трудового опыта, который включает в себя знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку.

Трудовое воспитаниеосновывается на следующих принципах: единства трудового воспитания и общего развития личности (нравственного, интеллектуального, эстетического, физического, выявления и развития индивидуальности в труде; высокой нравственности труда, его общественно полезной направленности, привлечение ребенка к различным видам производительного труда; постоянства, непрерывности труда; наличия элементов продуктивной деятельности взрослых в детском труде; творческого характера труда; единства труда и многогранности жизни [43].

Трудовое сознание личности включает представление об отношении к труду, участие в общественно полезном труде, осознание необходимости трудового самосовершенствования, систему знаний, трудовых умений и навыков, выяснение роли труда в выборе будущей профессии.

Опыт трудовой деятельности означает систему общих умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, труде, объективной оценки результатов своей работы и самооценки, умений и навыков систематической, организованной, посильной общественно полезной работы, обобщения накопленного опыта.

Активная трудовая позиция обусловлена системой трудовых потребностей, интересов, убеждений, ценностных ориентаций, предпочтений.

Психологическая готовность к труду является важным условием успешности трудового воспитания, что связано с обязательностью формирования в ходе детского труда положительных мотивов, установок на эффективное участие в любой трудовой деятельности.

Дошкольный возраст характеризуется становлением основных видов деятельности, в том числе, и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста является одним из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОО.

Трудовое воспитание является целенаправленным процессом формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности [14].

Цель трудового воспитания дошкольников заключается в формировании у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, в формировании трудовых навыков и умений, воспитании трудолюбия как качества личности [9].

Теоретический анализ литературы показал, трудовое воспитание является целенаправленным процессом формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности.

Цель трудового воспитания дошкольников заключается в формировании у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, в формировании трудовых навыков и умений, воспитании трудолюбия как качества личности.

В детском саду выделяют два основных направления трудового воспитания старших дошкольников – это ознакомление дошкольников с трудом взрослых и организация относительно самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.

По своему содержанию труд детей старшего дошкольного возраста можно представить следующими видами труда:

– хозяйственно-бытовым трудом;

трудом в природе;

– ручным и художественным трудом.

Самообслуживание является трудом ребенка, направленным на обслуживание самого себя.

Хозяйственно-бытовой – предполагает умения ребенка в поддержании порядка в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов и носит характер общественной направленности.

В особый вид труда выделяется труд в природе, включающий уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд по своему назначению является тру-дом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей чело-века. В его содержание входит изготовление поделок из природного ма-териала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Можно выделить следующие особенности труда детей этого возраста:

– отсутствие в детском труде общественно значимой материальной ценности;

– отсутствие в нем результата;

– удовлетворение посредством труда потребности ребенка в самоутверждении и в познании собственных способностей;

– тесная взаимосвязь трудовой и игровой видов деятельности детей;

– частое отражение ребенком посредством своих трудовых действий трудовой деятельности взрослых;

– ситуативность и необязательность труда ребенка;

– нахождение трудовой деятельности ребенка в стадии постоянного развития и обязательность участия или помощи взрослого;

– неумение детей в самостоятельной постановке цели в труде из-за не владения умениями удерживания в памяти всего процесса и результата;

– не целенаправленность, а процессуальность характера действий ребенка;

– своеобразность мотивов труда старших дошкольников, проявляющаяся в стремлении к получению от взрослого положительной оценки своих действий, самоутверждению, вступление в общение со взрослым;

– отсутствие умений самостоятельного планирования трудовой деятельности;

– увлеченность детей процессом, но не результатом труда;

– своеобразие результатов труда старших дошкольников, заключающееся в отсутствии материального аспекта, а чаще выраженным моральным аспектом, предполагающим положительную оценку взрослого.

Труд детей старшего дошкольного возраста организуют в условиях детского сада в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные формы предполагают самостоятельную организацию ребенком всего процесса труда, что способствует предоставлению педагогу возможности обучения дошкольника трудовым действиям, оказания ему помощи, контроля выполнения трудовых операций, оценивания деятельности, учета индивидуальных особенностей.

Трудовые поручения являются наиболее простой индивидуальной формой организации труда детей, предполагающей возложение на ребёнка конкретного задания, выполняемого им самостоятельно.

Трудовыепоручения по продолжительности можно классифицировать на: кратковременные, длительные, постоянные, одноразовые.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Данный вид трудового воспитания объединяет детей, способствуя формированию у них умения принятия общей цели труда, совместного планирования действий, их согласования, взаимопомощи, рефлексии.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий, предполагающий участие в труде нескольких детей или всей группы, каждый ребенок при этом получает отдельное задание, и труд совместный, предполагающий участие в труде нескольких детей, имеющих определенное задание, после выполнения которого, дальнейшее трудовое действие осуществляется следующим ребенком с целью получения общего результата.

Дежурства – наиболее распространенная форма организации труда детей старшего дошкольного возраста в ДОО, предполагающее поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей.

Дежурства бывают: по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.

При организации трудового воспитания необходимо учитывать следующие требования к организации труда детей старшего дошкольного возраста: систематичность; посильность рабочей нагрузки; правильный подбор оборудования для труда и др.

воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности фото. картинка воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть фото воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть картинку воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности.Фотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности фото. картинка воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть фото воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть картинку воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности.Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ «Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе». И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности фото. картинка воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть фото воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть картинку воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности.Положение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности фото. картинка воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть фото воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть картинку воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности.Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка» Цель: Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания. Задачи: 1. Формировать основы экологической грамотности: представления.

воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности фото. картинка воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть фото воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть картинку воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности.Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Источник

Трудовое направление воспитания в системе трудового воспитания подрастающего поколения

воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности фото. картинка воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть фото воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть картинку воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. Ольга Скворцова
Трудовое направление воспитания в системе трудового воспитания подрастающего поколения

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.

ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей:

ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему;

обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений,которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы:

ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Труд в природе – уход за растениями в уголке природы, выращивание овощей в огороде, уборка участка.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОРУЧЕНИЯ, ДЕЖУРСТВА, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД.

СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого и самостоятельным. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения. Труд ребенка носит ситуативный необязательный характер. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы.

Организация материальной среды и трудового оборудования.

Учет индивидуальных интересов.

Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.

Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка.

Создание мотивации и трудовой деятельности.

Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.

Необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка.

Трудом нельзя наказывать.

Воспитатели должны оказывать родителям необходимую помощь в организации трудовой деятельности их воспитанников дома.

Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной. Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены все условия.

воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности фото. картинка воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть фото воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть картинку воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности.Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности фото. картинка воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть фото воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть картинку воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности.Фотоотчет по внеклассному мероприятию «Неделя патриотического воспитания молодого поколения. Даты XX Века» НЕДЕЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. ДАТЫ XX ВЕКА Время выбрало нас, Закружило в Афганской метели. Нас позвали друзья в.

воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности фото. картинка воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть фото воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности. смотреть картинку воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности.Фотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Источник

Доклад на тему » Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Доклад для воспитателей на РМО

«Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду».

Зенякина Ирина Михайловна

20 апреля 2018 год

Дайте детям радость труда

Эту радость ему несут успех, осознание своей

умелости и значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим.

Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — задача дошкольного педагога.

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принцип развивающего образования (системности и последовательности);

Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);

Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий);

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.

Специфика детского труда заключается в следующем:

— ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;

— труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

— трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

— труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

— особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

— дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

— действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

— своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);

— дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

— детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

— результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

ручной и художественный труд.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового труда, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников. Данный вид труда имеет свои особенности: результатом может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.), это сближает детский труд с производительным трудом взрослых; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат; он дает возможность одновременно развивать познавательные интересы дошкольников (дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу); этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева, бросового материала.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы практической работы.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

собственной трудовой деятельности;

ознакомления с трудом взрослых;

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Основными методами трудового воспитания дошкольников являются:

обсуждение процесса труда и его результатов;

обучение отдельным способам выполнения трудовых операций

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста:

общий, совместный, коллективный труд.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Продолжительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Как научить малыша трудиться.

Познакомьте ребенка с правилами:

— все, что можешь, делай сам;

— не забывай убирать за собой;

— уважай труд других людей;

— прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;

— делай все аккуратно, не торопясь;

— не отвлекайся, когда трудишься;

— правильно пользуйся орудиями труда;

— не оставляй работу незаконченной;

— если трудишься не один, работай дружно;

— если окончил дело раньше, помоги другим.

Ребенок полюбит труд, если:

— приобщать его к труду как можно раньше;

— трудиться вместе с ним;

— дать ему постоянное поручение;

— прививать навыки культуры труда;

— поручать работу с достаточной нагрузкой;

— показывать общественную значимость труда

— его важность и необходимость для других.

— торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;

— давать непосильные поручения;

— допускать отступления от принятых требований;

— забывать благодарить за помощь.

Прежде, чем ребенок начинает трудиться:

— сообщите цель поручения, объясните его необходимость;

— помогите приготовить орудия труда;

— напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

В процессе работы, если необходимо, помогите ребенку, но помните: все что ребенок может сделать, он должен делать сам.

После выполнения поручения поблагодарите ребенка, оцените его труд; помните, что главный критерий оценки — трудовая активность, усилия ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *