воспитание уважительного отношения к семье
Консультация «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста»
Татьяна Воронкова
Консультация «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте можно научить ребенка составлять генеалогическое дерево семьи.Обычно на корнях дерева находятся предки семьи: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, на нижних ветвях- родители, тети и дяди, далее дети. Например, дети Юго-Восточной Азии знают своих предков до седьмого колена.
Большие возможности для формирования представлений об истории рода, семьи имеют семейные истории, легенды, рассказы родителей о прошлом, интересных случаях, профессии. Дети с удовольствием слушают такие истории, рассказывают их друг другу, запоминают их на всю жизнь и затем передают своим детям.
Во многих семьях существует традиция бережного отношения к семейным реликвиям как овеществленной памяти прошлого. Из старинных вещей, из сохранившихся документов, фотографий, наград можно создать домашний музей, привлечь детей к этой работе.
Семейные традиции имеют огромное значение в нравственном развитии дошкольника. Необходимость воспитания уважительного отношения к семейным традициям продиктована изменением социальной ситуации развития семьи и ребенка.
Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. С первых дней своего существования.
«Система работы по формированию дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.
Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности «Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви и уважения к семейным ценностям» За многовековую историю человечества сложилось две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется.
Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.
Публикация в журнале «Неофит» №10 «Воспитание гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Т. Трифонова, ППФ, 4 курс (Н. рук. Т. Г. Ханова, доцент, к. пед. н.).
Система работы по формированию у дошкольников уважительного отношения к сообществу детей и взрослых Система работы по формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
Занятие по формированию ценностного отношения к семье, семейным традициям «Моя семья» Задачи: • Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать.
Советы родителям по воспитанию у детей любви и уважения к своей семье и близким
Наталья Хомич
Советы родителям по воспитанию у детей любви и уважения к своей семье и близким
Семья обеспечивает основные потребности детей и помогает им выжить в этом мире. Это место, где дети узнают об окружающем мире и учатся понимать свои чувства, произносят первые слова и делают первые шаги. Кроме обучения применению своих природных способностей дети узнают и впитывают ценности своих родителей. Система ценностей, их восприятие, интуиция и понимание мира – все родом из семьи.
Дети должны знать о том, что семья очень важна и значима в их жизни. Они должны знать, что в час нужды они могут обратиться за помощью и поддержкой именно к своей семье. Это знание повышает их уверенность в себе и помогает спокойно и стойко противостоять стрессовым ситуациям. Уверенность в себе и чувство защищенности помогают им сталкиваться и преодолевать реалии жизни.
Разговор с детьми о роли семьи и нравственных ценностей родителей, а также их практическая демонстрация – это основные способы раскрыть перед детьми огромное значение семьи.
Разговор с детьми о важности семьи
1. История семьи. Если вы просто сядете рядом с детьми и начнете рассказывать им историю вашей семьи, это может показаться им довольно скучным занятием. Лучше вставлять эти истории в повседневные разговоры. Так они будут более ярче откладываться в памяти малышей.
2. Любовь и забота. Большинство исследований доказали важность любви и заботы для воспитания детей. Родители должны прикладывать все силы, чтобы их дети чувствовали себя любимыми, защищенными и обожаемыми. Дети, которых родители оберегают и лелеют, редко демонстрируют проблемное поведение и, как правило, вырастают зрелыми и порядочными людьми. В повседневных беседах с детьми чаще говорите о своей любви и привязанности к близким и о том, как все вы готовы поддержать друг друга в горе и радости.
3. Преданность. Преданность – это еще одна важная семейная ценность, которой можно научить детей с помощью бесед. Важно убеждать малышей в том, что они очень много значат для своих родителей, братьев и сестер, а также в том, что очень важно ставить семью на первое место. Преданности детей к своей семье следует учить тонко и тактично во время семейных бесед и при различных совместных делах. Важно, чтобы дети научились поддерживать членов своей семьи, братьев и сестер.
4. Ответственность. Детям также нужно прививать чувство ответственности как часть семейных ценностей. Они должны знать, что играют важную роль в жизни семьи, поэтому им необходимо ответственно выполнять все, о чем их просят.
«Научим детей мириться!» Советы родителям и педагогам К сожалению, дети ссорятся. И не все умеют и хотят мириться. Ссоры между детьми могут возникать по разным причинам (самоутверждение, желание.
Советы родителям по воспитанию 1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная.
Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста Проблема воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной. Значительная.
Открытое занятие по развитию речи «Рассказы о своей семье» во второй младшей группе Открытое занятие по развитию речи «Семьей» во 2 младшей группеВоспитатель: Бакулина Майя Владимировна. Группа: №2 МБДОУ «Детский сад №34».
Памятка для родителей «Говорите детям о своей любви» Уважаемые родители, помните, детям так не хватает вашей любви! Не забывайте говорить детям о своей любви, о том, как вы рады, что у вас.
Советы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.
Советы родителям «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду» Родители всегда волнуются, как ребенок перенесет адаптацию в детском саду? Чтобы адаптация прошла в легкой форме, надо прислушиваться к.
Обучающий семинар по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
Идрисова Люция
Обучающий семинар по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования принадлежности к семье у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально- коммуникативного направления развития.
Проблема формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей пользуется актуальностью у ученых различных наук. На сегодняшний день учеными особое внимание уделяется именно детям дошкольного возраста, так как степень решения проблемы в данной период определяет эффективность духовно-нравственного развития детей на следующих этапах развития. Н. А. Виноградова утверждала, что процесс формирования этих ценностей в данном возрасте не устойчив, не всегда целенаправлен, поэтому воспитателю важно формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, у детей дошкольного возраста, в разных видах деятельности.
Исходя, из данных определений можно сделать вывод, что семья является фундаментальной ячейкой общества, и она выполняет важные и необходимые функции, как для общества, так и для жизни каждого человека.
И. В. Гребенников в своем исследовании «О воспитательном потенциале семьи» выделил три аспекта воспитательной функции семьи:
1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, передавая ему социальный опыт. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.
2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации.
3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети интуитивно осознают свое влияние на других членов семьи буквально с первых дней жизни.
Современное общество нуждается в восстановление традиционных ценностей, включающих бережное и уважительное отношение к семье, чувство привязанности к семье, пропаганду семейного образа жизни у детей дошкольного возраста.
Прежде всего, хотелось бы обратиться к рассмотрению понятия «уважительное отношение» и «чувство принадлежности к семье» у детей дошкольного возраста.
Что касается «чувства принадлежности ребенка к семье», то тут можно отметить следующее, что это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия взрослых и детей с целью приобретения дошкольниками представлений о семье, формирование чувств и отношений к семье и выстраивание поведения на их основе.
Каждая семья – это уникальная система, имеющая свои традиции и выработавшая свои правила. Уже с рождения ребенок естественно становится ее частью и включается в коммуникативный процесс, в котором каждое слово, манера поведения, поступки – все абсолютно несет в себе информацию для него.
В общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой основная работа по семьеведению отражена в образовательной области «Социально–коммуникативное развитие». В программе предусматривается расширение представлений ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д., углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем, о семье и ее истории, формирование умений создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи, расширение представлений о месте и профессии родителей, общественной значимости их труда, поощрение посильного участия детей в подготовке различных семейных праздников и прочее.
Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов.
Одним из условий воспитания уважительного отношения к семье является проведение с детьми НОД, целью которых является обогащение опыта детей и формирование познавательного интереса к истории семьи, ее традициям. Работу необходимо проводить комплексно. Занятие является основной формой организации обучения детей в детском саду. Оно организуется, и проводиться педагогом ДОО, который определяет в соответствии с избранными программами воспитания и обучения содержание, методику и технологию занятий.
Так же воспитатели могут использовать следующие формы работы в данном направлении :
— составление рассказов, репортажей (вечер вопросов и ответов, репортаж с места работы, составление рассказов о любимой маме и др);
-просмотр презентаций, видеофильмов;
-познавательно-речевая деятельность (тематические занятия, чтение художественной литературы);
-продуктивная деятельность (рисование на тему “Моя семья”, составление букета для мамы, изготовление открыток всем членам семьи и пр);
-оформление родительского уголка. Родительский уголок в детском саду – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями. Ведь родители регулярно могут узнавать об успехах своих детей, получать информацию о проводимых занятиях и других мероприятиях, получать мудрые советы по воспитанию детей;
-организация семейных праздников. Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках;
-в ДОО вместе с родителями можно открыть мини- музей. Отличительной особенностью мини – музея является то, что практически все экспонаты созданы в процессе познавательной и творческой деятельности воспитанников и их родителей.
Создание семейных музеев являются эффективным средством познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленный на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.
Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, изготавливают их своими руками, оформляют экспозиции, что способствует стимулированию познавательной активности детей, сблизит родителей и детей, сделает их настоящими партнерами.
Мини- музей социального развития располагают как постоянными, так и сменными экспозициями. Экспозиции могут представляться по разным основаниям:
— по тематике: «Генеалогическое дерево», «Герб семьи»;
— по материалу: «Коллекции моей мамы», «Наше увлечение»;
-по решаемой задаче: «Семья глазами детей».
Проводимая работа поможет детям испытать любовь и уважение к своей семье.
Принципы функционирования семейного музея: наглядность, доступность, достоверность, психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве, координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи и другие.
Работа по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей дошкольного возраста предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Многие авторы (Р. И. Жуковская, А. А. Анцыфирова, В. М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях.
В игровых действия дети воспроизводят поведение, чувства, переживания свои родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Известна воспитательная ценность сюжетно-ролевой игры, ее влияние на нравственное, умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. С целью обогащения содержания последующих игр воспитатель проводит беседу с детьми, праздничные утренники («Мамин день», встречи с родителями («Родители в гостях у детей»). Это способствует формированию у дошкольников более четких представлений о взаимоотношениях взрослых людей. В силу доступности они легко воспроизводятся в играх.
Наличие комплекта для игр «Семья» так же облегчает работу над развитием уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей дошкольного возраста. Для обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Праздники в семье», «Поэтическая гостиная», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.
В исследованиях Н. А. Каратаевой установлена взаимосвязь между укладом жизни семьи, уровнем психолого-педагогической культуры родителей и процессом развития уважительного отношения и чувства принадлежности детей старшего дошкольного возраста : чем благоприятнее взаимоотношения в семье и чем положительнее влияние родительского примера, а также всего семейного уклада ребенка, тем успешнее осуществляется процесс развития уважительного отношения к семье.
Статья «Опыт работы МАДОУ №20«Педагогические условия для формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу взрослых»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ДЮЙМОВОЧКА»
ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ (МАДОУ №20)
462634, Оренбургская область, г.Гай, улица Челябинская, 124 «Б»
«Педагогические условия для формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу взрослых»
Старший воспитатель МАДОУ №20
Зиначёва Елена Николаевна
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Тенденция последних лет показывает, что большинство детей, проживают не в полных семьях и совсем не знакомы с понятием, «дружная семья». Воспитываясь одним родителем, ребёнок не умеет общаться с противоположным ему полом, не знаком с тем, как нужно вести себя в обществе незнакомых ему людей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для того, чтобы научить маленького человека нормам и ценностям, принятым в обществе и привить ему уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
На проблему формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых обратил внимание и педагогический коллектив МАДОУ №20. Для того чтобы начать работу с воспитанниками и родителями по данному направлению, педагогами ДОУ была изучена специальная литература по вопросу формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Анализ работ разных авторов по данной теме ( Н.А. Каратаевой, О.Л. Зверевой, Г.А. Марковой и др.), позволили нам организовать работу в трёх направлениях.
Первое направление: «Сотрудничество с семьями воспитанников и формирование представлений о своей семье». В дошкольной педагогике семья, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. В процессе общения с родителями он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения. Поэтому в первую очередь мы решили заинтересовать родителей наших воспитанников. Организовали в каждой возрастной группе информационные уголки для родителей, в которых размещаем различную информацию о возрастных особенностях детей, консультации узких специалистов, воспитателей по различным темам, выставки детского творчества, нормативную информацию о правах и обязанностях родителей и детей. Педагоги МАДОУ № 20 сумели заинтересовать и привлечь родителей к участию в различных творческих конкурсах и мероприятиях в соответствии с годовыми задачами дошкольного учреждения, театральный фестиваль «Покажи сказку», музыкальное мероприятие «Минута славы», фольклорное развлечение к Дню Матери «При солнышке тепло, при матери добро», конкурс проектов «Познаём исследуя», спортивные соревнования «Мама, Папа, Я- спортивная семья».
Ежегодно в ДОУ проводятся мероприятия в соответствии с государственными праздниками, воспитатели и узкие специалисты стараются привлекать родителей и старшее поколение воспитанников к участию в этих мероприятиях.
Второе направление: «Уважение к труду взрослых людей ». Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Младшие дошкольники начинали своё знакомство с профессиями взрослых в стенах родного детского сада. Педагоги групп организовывали для них наблюдения за младшим воспитателем, дворником, экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню. Для старших дошкольников были организованы экскурсии в социальные организации города, «Магазин», «Библиотеку», «Почту» и т.д. Так как основные профессии нашего города связаны с горнообоготительным комбинатом, то для детей подготовительной группы педагогами был создан лепбук «Профессия шахтёр», в создании, которого приняли участия и родители воспитанников. Во всех возрастных группах в уголках патриотического воспитания имеются альбомы «Профессии родного города».
Для детей старшего дошкольного возраста педагогами был разработан проект «Все работы хороши, выбирай на вкус». Целью проекта стало определение значимости профессий и ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей. В рамках проекта были проведены следующие мероприятия: экскурсия в центральную библиотеку города Гая, образовательная деятельность по развитию речи «Путешествие в мир профессий», организация фотовыставки «Профессия моей мамы», экскурсии в социальные организации города.
С детьми младших и средних групп по направлению «Любовь к родине и родному краю проводят беседы по темам: «Наш Российский флаг», «Достопримечательности города», «Улица на которой я живу» и т.д., организуются экскурсии к достопримечательностям родного города, в краеведческий музей.
Участниками образовательных отношений МАДОУ №20 разработана и реализуется программа «Родина моя», Основная педагогическая цель
программы — воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду. Программа нацелена на расширение представлений детей о родном городе, названиях улиц, закреплении знания о достопримечательностях города Гая. Мероприятия, проводимые с детьми в рамках программы, помогли обобщить знания детей об истории города Гая, его символах, вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родного города, подвести детей к пониманию того, что история родного города, региона неразрывно связана с историей России
Обобщая современные достижения педагогической теории и практики, следует отметить, что в настоящее время накоплен опыт формирования у детей дошкольного возраста представлений о себе, своей семье, сообществе взрослых и детей. Используются эффективные средства и методы воспитания уважительного отношения к своим родственникам и окружающим людям. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.
3.Кондрашова Н. В., Каргина М. В. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.