воспитательная работа с сотрудниками проводится с использованием форм
Воспитательная работа
Воспитательная работа – основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно–служебной деятельности.
Воспитательная работа проводится по следующим основным направлениям:
Патриотическое воспитание, формирующее и развивающее у сотрудников личностные качества гражданина–патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан.
Профессионально-нравственное воспитание, развивающее у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывающее устойчивые навыки соблюдения профессионально–этического стандарта антикоррупционного поведения.
Правовое воспитание, оказывающее целеустремленное систематическое воздействие на сознание сотрудников в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых знаний, взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение государственной правоохранительной политики.
В работе с сотрудниками должны используются следующие основные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков.
Воспитательная работа с сотрудниками проводится с использованием следующих форм воспитания:
лекция; доклад; беседа (групповая или индивидуальная); общее собрание сотрудников по категориям; служебное совещание; инструктивное занятие (инструктаж); митинг личного состава; вечер – чествование лучших сотрудников (вечер–портрет); вечер вопросов и ответов; тематический вечер (встреча с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями традиционных религиозных конфессий); устный журнал; диспут; дискуссия; викторина; экскурсия; научно-практическая (читательская) конференция.
Основными средствами реализации задач воспитания являются:
1. Индивидуальная воспитательная работа;
2. Информационно-пропагандистская работа;
3. Работа актива служебных коллективов органов (учреждений).
Индивидуальная воспитательная работа проводится в следующих формах:
– индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие);
– изучение документов, характеризующих сотрудника;
– обобщение независимых характеристик;
– анализ результатов служебной деятельности и показателей служебной дисциплины.
В первоочередном порядке индивидуальная воспитательная работа должна быть организована с сотрудниками, проявляющими низкие адаптационные способности к условиям служебной деятельности, склонными к отклоняющемуся поведению, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, по результатам профессионального психологического отбора, изучения индивидуально-психологических качеств и анализа поведения на службе и в быту, совершившими нарушения служебной дисциплины.
В обязательном порядке индивидуальная воспитательная работа организуется с сотрудниками:
– впервые принятыми на службу в органы внутренних дел;
– окончившими образовательные учреждения МВД России;
– вновь назначенными на вышестоящие должности;
– переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений);
– многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей;
– пережившими сложные жизненные ситуации.
Работа активов служебных коллективов может осуществляться в форме создаваемых общественных формирований, которые действуют на основании положений, утверждаемых в установленном порядке.
Отдел морально-психологического обеспечения Волгоградской академии МВД России курирует работу следующих общественных формирований:
– совет курсантов и слушателей при начальнике академии;
– постоянно действующий семинар для заместителей начальников курса;
– координационно-методический совет по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности ФГКОУ ВО «ВА МВД России»;
Каждое из указанных общественных формирований действует на основании утвержденных Положений.
Работа актива на факультетах и курсах в Волгоградской академии МВД России осуществляется в следующих формах:
Воспитательная работа с сотрудниками проводится с использованием форм
II. Основные направления работы с личным составом
18. Работа по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка представляет собой деятельность органов управления (должностных лиц), направленную на воспитание сознательного отношения к выполнению личным составом воинского и служебного долга, соблюдению требований Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, воинской и служебной дисциплины, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и происшествий.
19. Целью работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка является соблюдение личным составом порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (приказаниями) командиров (начальников), предупреждение преступлений и происшествий, обеспечение успешного выполнения поставленных задач.
20. Основными задачами работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка являются:
осуществление правового воспитания личного состава;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и происшествий;
укрепление принципа единоначалия;
обеспечение законности при выполнении СБЗ и в повседневной жизнедеятельности;
сохранение жизни и здоровья личного состава.
21. Основными направлениями работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка являются:
принятие командиром (начальником) решения об укреплении и поддержании воинской и служебной дисциплины и правопорядка, доведение его подчиненным, организация контроля за его исполнением;
организация и проведение мероприятий правового воспитания военнослужащих и сотрудников, разъяснение ответственности за совершение правонарушений и нарушения воинской и служебной дисциплины и правопорядка;
анализ преступлений, происшествий, грубых дисциплинарных проступков, грубых нарушений служебной дисциплины и выработка предложений по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка;
организация взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам профилактики правонарушений и правового воспитания личного состава;
разработка методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка;
профилактическая работа с лицами, склонными к нарушениям воинской и служебной дисциплины и правопорядка;
пропаганда передового опыта работы должностных лиц по укреплению и поддержанию воинской, служебной дисциплины и правопорядка.
22. Основными формами работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка являются:
подведение итогов работы, оценка результатов деятельности командиров (начальников) по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка;
обсуждение вопросов поддержания воинской и служебной дисциплины и правопорядка на заседаниях коллегии Росгвардии, военных советов, совещаниях командования, оперативных совещаниях и принятие по ним решений;
издание соответствующими командирами (начальниками) приказов, подготовка обзоров, распоряжений, направленных на предупреждение правонарушений, поддержание воинской и служебной дисциплины и правопорядка;
групповые профилактические мероприятия;
корректирующие индивидуальные беседы с военнослужащими и сотрудниками, допускающими нарушения воинской и служебной дисциплины;
проведение разбирательств, служебных проверок;
обеспечение ранней профилактики правонарушений;
снижение количества происшествий и небоевых потерь;
повышение объективности и оценки состояния воинской и служебной дисциплины и правопорядка.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
25. На основе анализа работы по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка разрабатываются приказы, обзоры и распоряжения об отдельных видах правонарушений и состоянии воинской и служебной дисциплины среди различных категорий военнослужащих и сотрудников.
Пункт 6 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 567 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1958; 2016, N 50, ст. 7077).
27. Информационно-воспитательная работа представляет собой деятельность органов управления, должностных лиц воинских частей (организаций) по развитию личности военнослужащих и сотрудников, формированию их моральных, служебных и боевых качеств, защите от негативного информационно-психологического воздействия, обеспечению готовности к эффективному выполнению СБЗ в любых условиях обстановки.
28. Целью информационно-воспитательной работы является формирование и развитие общественно значимых и профессионально важных качеств личности, обеспечивающих осознанное и добросовестное выполнение воинского и служебного долга.
29. Основными задачами информационно-воспитательной работы являются:
воспитание личного состава в духе верности Отечеству, долгу, присяге;
разъяснение государственной политики, мобилизация на выполнение задач;
доведение общественно-политической обстановки;
воспитание военно-профессиональных и профессиональных качеств;
развитие личности военнослужащих и сотрудников;
организация работы по увековечению памяти военнослужащих и сотрудников в соответствии с приказами Росгвардии от 6 июня 2017 г. N 161 «Об утверждении Порядка зачисления (перезачисления) навечно в списки территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, воинских частей и организаций войск национальной гвардии Российской Федерации военнослужащих и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы)» и от 26 июня 2017 г. N 185 «Об утверждении Порядка присвоения почетных наименований отдельным батальонам, отдельным ротам и им равным, кораблям 3 и 4 ранга, судам войск национальной гвардии Российской Федерации»;
Зарегистрирован в Минюсте России 31 июля 2017 года, регистрационный N 47591.
пропаганда традиций войск национальной гвардии, популяризация примеров мужества и отваги;
выработка устойчивости у личного состава к негативному информационно-психологическому воздействию;
информирование личного состава о МПС противостоящих сил.
30. Основными направлениями информационно-воспитательной работы являются:
защита от негативного информационно-психологического воздействия.
31. Основными формами информационно-воспитательной работы являются:
индивидуальная воспитательная работа;
работа организаций войсковой общественности.
32. Результатом информационно-воспитательной работы являются: убежденность личного состава в правомерности своих действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации;
уровень информированности личного состава о складывающейся общественно-политической и оперативной обстановке в районах выполнения задач (местах несения службы), решениях органов государственной власти и задачах, стоящих перед войсками национальной гвардии;
навыки уверенного поведения в условиях негативного информационно-психологического воздействия.
33. Воспитательная работа представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у военнослужащих и сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями служебно-боевой (служебной) деятельности. Задачи воспитательной работы решаются с учетом социально-экономической, общественно-политической, религиозной и информационной обстановки, мест дислокации воинских частей (организаций).
34. Воспитательная работа с военнослужащими и сотрудниками проводится с использованием массовых (коллективных) и комплексных форм: лекций; докладов; бесед; общих собраний военнослужащих и сотрудников, в том числе по категориям; служебных совещаний; инструктивных занятий (инструктажей); тематических вечеров (вечеров-чествований, встреч с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями религиозных конфессий); дискуссий; круглых столов; экскурсий; научно-практических конференций; участия в мероприятиях патриотической направленности, проводимых органами местного самоуправления, другими ведомствами.
36. С привлечением органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации организуются целевые информационно-пропагандистские акции, посвященные знаменательным событиям в жизни страны, Росгвардии, мероприятия патриотической, духовно-нравственной, профессиональной направленности.
37. В целях формирования патриотического сознания личного состава, пропаганды и развития воинских и служебных традиций предусматриваются:
выполнение мероприятий по реализации государственных программ в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
организация и проведение мероприятий, посвященных праздничным дням, дням воинской славы и памятным датам России, дню войск национальной гвардии, профессиональным праздникам;
участие в патриотических акциях и иных мероприятиях патриотической направленности;
проведение воинскими частями (организациями) шефской работы в пределах своей компетенции;
увековечение памяти военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы) и удостоенных звания Героя Российской Федерации, награжденных государственными наградами Российской Федерации.
38. В воинских частях (организациях) проводятся мероприятия информационно-воспитательной работы, посвященные актуальным общественно-политическим событиям, вопросам служебно-боевой (служебной) деятельности. При планировании мероприятий предусматриваются плановые занятия по морально-психологической подготовке ; информирование личного состава; выступления лиц командования и руководящего состава (приглашенных лиц); демонстрация видеоматериалов, мультимедийных презентаций; проведение комплекса целевой (адресной) индивидуальной воспитательной работы ; мероприятия организаций войсковой общественности, ветеранских организаций.
39. Информирование личного состава (оперативное, боевое) организуется и проводится в целях разъяснения общественно-политической обстановки и задач, стоящих перед воинскими частями (организациями) войск национальной гвардии.
При выборе форм и методов ИВР учитываются рекомендации психологов, должностных лиц по работе с личным составом, данные исследований социально-психологического климата воинского и служебного коллектива.
44. МПП является основным предметом обучения и основной формой информационно-воспитательной работы.
45. МПП проводится в целях разъяснения государственной политики в области обеспечения государственной и общественной безопасности, формирования у личного состава моральной установки на верность военной присяге и присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, осознанной готовности к выполнению должностных и специальных обязанностей, верности профессиональному долгу, дисциплинированности, гордости за принадлежность к войскам национальной гвардии.
46. Организации войсковой общественности создаются в целях содействия командирам (начальникам) в реализации социальных и духовных потребностей личного состава, развития инициативы и творчества, оказания помощи командирам (начальникам) в поддержании благоприятного морально-психологического климата в воинских и служебных коллективах, в укреплении воинской и служебной дисциплины, организации досуга личного состава.
48. Психологическая работа организуется в целях психологической готовности личного состава к выполнению СБЗ.
49. Основными направлениями психологической работы являются:
изучение индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей военнослужащих, поступающих на пополнение по призыву в воинские части (организации) войск национальной гвардии;
определение профессиональной психологической пригодности кандидатов, поступающих на военную службу (службу) по контракту в войска национальной гвардии и на обучение в военные образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии, а также кандидатов на высшие воинские (руководящие) должности;
психологическое обеспечение адаптации военнослужащих и сотрудников к условиям военной службы (службы) и различным видам деятельности;
обучение личного состава методикам психологической самопомощи;
психологическое сопровождение служебно-боевой (служебной) деятельности;
исследование психотравмирующих факторов служебно-боевой (служебной) деятельности;
организация и проведение психопрофилактических и психогигиенических мероприятий;
оказание психологической помощи личному составу, проведение мероприятий психологического консультирования, психокоррекции и психологической реабилитации;
изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и служебных коллективах;
профилактика суицидальных происшествий и отклоняющегося поведения личного состава;
пропаганда социально-психологических знаний среди личного состава.
50. Основными формами психологической работы являются:
психодиагностическое обследование военнослужащих, поступающих на пополнение в воинские части, выработка рекомендаций по ИВР с ними, служебно-должностной расстановке и использованию в интересах службы;
профессиональный психологический отбор граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, поступающих на военную службу (службу) по контракту и на обучение в военные образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии;
психологическое обеспечение процесса адаптации к условиям военной службы (службы), работа с военнослужащими и сотрудниками, отнесенными к группе психолого-педагогического внимания;
психологическая реабилитация военнослужащих и сотрудников; профилактика дезадаптивных (отклоняющихся) форм поведения, суицидальных происшествий;
изучение социально-психологических процессов в воинских и служебных коллективах, выработка рекомендаций по поддержанию здорового морально-психологического климата.
51. Результатом психологической работы являются:
психологическая готовность личного состава к выполнению задач в мирное и военное время в любых условиях обстановки;
успешность и эффективность процесса адаптации к условиям военной службы (службы);
адекватное поведение, внутренний психологический комфорт; оптимальное взаимодействие с социальным окружением.
53. Военно-социальная работа осуществляется в целях создания социальных условий для эффективного выполнения личным составом СБЗ, обеспечения социальной защиты военнослужащих и сотрудников, поддержания высокого уровня их социальной защищенности.
54. Основными задачами военно-социальной работы являются:
разъяснение установленных социальных гарантий и компенсаций;
своевременная и полная реализация социальных гарантий и компенсаций;
обучение должностных лиц правовым основам деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;
социальная поддержка военнослужащих и сотрудников, получивших увечья, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников;
разработка предложений по вопросам совершенствования федеральных законов и иных нормативных правовых актов о социальных гарантиях и компенсациях;
контроль за обеспечением личного состава всеми видами довольствия.
55. Основными направлениями военно-социальной работы являются:
военно-социальная работа с военнослужащими и членами их семей;
социальная работа с сотрудниками, членами их семей;
социальная поддержка членов семей военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (выполнении служебных обязанностей), и инвалидов вследствие военной травмы.
56. Основными формами военно-социальной работы являются участие в реализации прав и социальных гарантий военнослужащих, сотрудников и членов их семей; проверка соблюдения норм социальной защиты; консультирование по военно-социальным вопросам; лекции, семинары, беседы, занятия по военно-социальной тематике; вечера вопросов и ответов; встречи с представителями органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и благотворительных организаций; работа с письменными обращениями; личный прием; выработка предложений по социальной защите; встречи с членами семей погибших военнослужащих и сотрудников; учет членов семей военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (выполнении служебных обязанностей), закрепленных за воинскими частями (подразделениями, органами), в целях оказания мер социальной поддержки; мониторинг социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей.
57. Результатом военно-социальной работы являются:
соответствие условий жизни и деятельности военнослужащих и сотрудников, членов их семей и гражданского персонала характеру службы в войсках национальной гвардии и ее роли в обществе;
социальные условия, способствующие качественному выполнению войсками национальной гвардии возложенных на них задач.
59. Культурно-досуговая работа осуществляется в целях формирования у личного состава необходимых морально-психологических качеств, мобилизации духовных сил военнослужащих и сотрудников на выполнение СБЗ, снятия стрессовых состояний, организации досуга, удовлетворения эстетических и культурных потребностей.
60. Основными задачами культурно-досуговой работы являются:
воспитание у личного состава художественными средствами культуры и искусства преданности своему народу и Отечеству, верности воинскому и служебному долгу, традициям, мужества, смелости и отваги, чувства дружбы и войскового товарищества;
культурно-эстетическое воспитание военнослужащих и сотрудников, приобщение их к мировым и национальным культурным ценностям, удовлетворение культурных потребностей;
снятие стрессовых ситуаций, восстановление духовных сил военнослужащих и сотрудников после выполнения задач, мобилизация личного состава на качественное исполнение служебных обязанностей и неуклонное соблюдение воинской и служебной дисциплины;
организация полноценного досуга личного состава.
61. Основными направлениями культурно-досуговой работы являются:
обеспечение для военнослужащих и сотрудников и членов их семей доступности пользования войсковыми учреждениями культуры;
вовлечение военнослужащих, сотрудников и членов их семей в организацию самодеятельного художественного творчества;
организация эксплуатации материально-технических средств, используемых при организации работы с личным составом;
кино-, видео- и радиообслуживание;
участие личного состава в смотрах-конкурсах;
библиотечное обслуживание, пополнение книжных фондов;
организация музейной работы;
обеспечение личного состава периодическими изданиями;
организация взаимодействия с учреждениями культуры, творческими организациями и союзами, представителями культуры и искусства в интересах культурно-эстетического воспитания военнослужащих и сотрудников.
62. Основными формами культурно-досуговой работы являются концерты, тематические вечера, участие в мероприятиях по присуждению премии Росгвардии в области литературы и искусства, устные журналы, экскурсии, встречи с деятелями культуры и искусства, демонстрация и транслирование кино-, видеофильмов и радиопередач, кружковая работа (работа клубов по интересам), самодеятельное художественное творчество, читательские конференции (книжные обзоры), смотры-конкурсы, фестивали, создание и экспонирование музейных, фото- и художественных выставок.
63. Мероприятия культурно-досуговой работы в воинской части (организации) проводятся в предвыходные (предпраздничные) и выходные (праздничные) дни. Культурно-досуговая работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и членами их семей проводится в свободное от выполнения ими служебных обязанностей время.
64. В воинских частях (организациях) войск национальной гвардии создаются коллективы художественной самодеятельности, которые принимают участие в культурно-досуговых мероприятиях.
65. В клубах воинских частей (организаций) войск национальной гвардии организуется кружковая работа по различным направлениям творческой деятельности с военнослужащими, сотрудниками и членами их семей.
66. Кинообслуживание личного состава осуществляется согласно плану работы клуба. В воинских частях, в которых отсутствует возможность демонстрации фильмов на большом экране, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, допускается просмотр фильмов в подразделениях. Демонстрация фильмов для личного состава осуществляется только на безвозмездной основе.
67. Организация эксплуатации материально-технических средств, используемых при организации работы с личным составом, представляет собой деятельность органов (должностных лиц) по организации приобретения, учета, хранения, эксплуатации по предназначению, разработке и внедрению перспективных образцов материально-технических средств, необходимых для организации и проведения мероприятий по работе с личным составом.