воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам человека
Статья 17.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
1. Вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
3. Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в иной форме —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 17.2 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с существованием институтов государственной власти.
В соответствии с положениями действующего законодательства должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
При реализации своих функций Уполномоченный по правам человека в РФ вправе обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть выражены как в виде конкретных действий, так и бездействия соответствующих должностных лиц, государственных служащих, создающих различные препятствия для осуществления Уполномоченным по правам человека в РФ его правозащитных функций.
2. Субъектами административной ответственности могут быть должностные лица государственных и муниципальных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, государственные служащие, вмешивающиеся в деятельность Уполномоченного, не исполняющие свои обязанности, установленные законом, либо иным путем мешающие Уполномоченному выполнять свои функции по защите прав граждан.
С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуется умышленной формой вины.
Статья 17.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Комментарий к ст. 17.2 КоАП
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях или бездействии, направленных на воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. При этом ответственность дифференцируется в зависимости от вида совершенного правонарушения.
Воспрепятствование, в частности, может выражаться в нарушении возможности реализации Уполномоченным своих прав, установленных ст. 23 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с послед. изм.). В соответствии с этой статьей при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
Воспрепятствование может выражаться и в несоблюдении должностными лицами обязанностей, установленных ст. 34 и 35 того же Закона. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться государственные и муниципальные служащие, а также должностные лица.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Статья 17.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
СТ 17.2 КоАП РФ
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей
Комментарий к Ст. 17.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Объектом данного правонарушения являются правоотношения, связанные с осуществлением полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности регламентируются Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
2. Объективная сторона характеризуется деянием в виде воспрепятствования законной деятельности Уполномоченного по правам человека в следующих формах.
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения. Под вмешательством в деятельность следует понимать какое-либо незаконное воздействие на Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решение. Гарантией невмешательства в деятельность Уполномоченного является его независимость, установленная Законом. В силу Закона Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и не подотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, обладает неприкосновенностью.
Неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме этого, Уполномоченный в случае наличия у него информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, принимает меры по защите нарушенных прав и свобод. Для осуществления указанной выше деятельности Уполномоченный наделен следующими правомочиями:
— он вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
— при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
— беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
— запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
— получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
— проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
— поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
— знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
— по вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
Вышеперечисленным правам Уполномоченного корреспондируют обязанности должностных лиц, закрепленные в ст. ст. 34, 35 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»:
— должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок;
— государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
Таким образом, невыполнение вышеперечисленных требований Уполномоченного или неисполнение обязанности должностным лицом является административным правонарушением.
Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в иной форме. Под воспрепятствованием в иной форме следует понимать незаконные действия, не перечисленные в комментируемой статье, целью которых является воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного.
3. Субъектами правонарушения могут являться государственные и муниципальные служащие, а также должностные лица.
4. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.