воспрепятствование избирательным правам ук

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 141 УК РФ

Информация об изменениях:

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 106-ФЗ в часть 2 статьи 141 внесены изменения

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Информация об изменениях:

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Источник

Воспрепятствование избирательным правам ук

УК РФ Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть первая в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 01.04.2020 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

Источник

Воспрепятствование избирательным правам ук

УК РФ Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Источник

Информация об административной и уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства

Информация об административной и уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства

09.09.2018 в единый день голосования на территории Самарской области состоятся дополнительный выборы Губернатора Самарской области, дополнительные выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, а также выборы депутатов представительных органов муниципальных образований.

Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены в зависимости от состава дела об административном правонарушении должностных лица органов внутренних дел (полиции), члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, прокурор.

статья 5.10 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах);

статья 5.11 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом);

статья 5.12 (изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах);

статья 5.14 (умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму);

статья 5.15 (нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума);

статья 5.16 (подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах);

статья 5.22 (незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме).

За совершение административных правонарушений в сфере избирательного права и избирательного процесса виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от вида административного правонарушения.

Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 19 УК РФ:

Статья 141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий);

Статья 141.1(нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума);

Статья 142 (фальсификация избирательных документов, документов референдума);

Статья 142.1 (фальсификация итогов голосования);

Статья 142.2 (незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме).

В соответствии с частью второй статьи 151 УПК РФ предварительное расследование по указанным статьям УК РФ относится исключительно к компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации.

В предвыборный период, а также непосредственно в ходе проведения выборов могут совершаться и иные деяния, не подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 141–142.2 УК РФ.

К числу таких деяний можно отнести, в частности, клевету (статья 128.1 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества (статья 167 УК РФ), террористический акт (статья 205 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (статья 2052 УК), захват заложника (статья 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 212.1 УК РФ), хулиганство (статья 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.1 УК РФ), диверсию (статья 281 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317 УК), применение насилия в отношении представителя власти (статья 318 УК РФ), оскорбление представителя власти (статья 319 УК РФ), изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (статья 327 УК РФ), надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (статья 329 УК РФ), самоуправство (статья 330 УК РФ).

Необходимо учитывать, что при определенных обстоятельствах некоторые из перечисленных преступлений могут охватываться признаками, предусмотренными статьями 141–142.2 УК РФ, без дополнительной квалификации по иным нормам Особенной части УК РФ.

В предвыборный период и в день голосования могут быть организованы незаконные публичные акции в поддержку определенных кандидатов, политических партий либо против них, а также направленные на подрыв проведения выборов.

В указанных случаях в действиях виновных лиц могут быть усмотрены как признаки воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141 УК РФ), так и иных составов преступлений (например, клеветы (статья 128 1 УК РФ), публичных призывов к осуществлению террористической деятельности (статья 205.2 УК РФ), неоднократного нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 212.1 УК РФ), публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства (статья 282 УК РФ).

В случае усмотрения в деяниях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьей 212.1 УК РФ, необходимо учитывать следующее.

Названной статьей УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно.

Нарушение положений указанного Федерального закона является основанием привлечения лица к административной ответственности по статье 20.2 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) КоАП РФ и при наличии соответствующих признаков – к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ.

Согласно примечанию к статье 212.1 УК РФ нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 КоАП, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

По буквальному смыслу положений статьи 212.1 УК РФ неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования образует состав преступления безотносительно к тому, какое именно из предусмотренных статьей 20.2 КоАП нарушений было совершено.

В то же время из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 2-П следует, что, если нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия лицом, ранее не менее трех раз в течение ста восьмидесяти дней привлекавшимся к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 КоАП, имело формальный характер и не повлекло за собой наступления или реальной угрозы наступления негативных последствий, такое нарушение не может рассматриваться как представляющее криминальную общественную опасность, а потому наступление уголовной ответственности за него, мотивированное одной лишь неоднократностью совершения, выходит за границы конституционно допустимого уголовно-правового ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, указанное нарушение не является само по себе достаточным основанием для привлечения к уголовной ответственности, которая может наступать только в случае, когда оно повлекло за собой причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, иным конституционно охраняемым ценностям или содержало реальную угрозу причинения такового.

Наличие указанных последствий требует документирования в установленном порядке в целях возможного использования в дальнейшем для их оценки на предмет достаточности для возбуждения уголовного дела.

Отдельного внимания заслуживают случаи использования в ходе предвыборных компаний так называемой технологии «черного PR», под которой понимается совокупность незаконных и нечестных методов, способов и средств предвыборной борьбы, манипулирующих сознанием избирателей, нарушающих основные принципы избирательного права.

Деяния, совершаемые в ходе подобных кампаний, могут содержать признаки клеветы, в том числе ее квалифицированных видов, предусмотренных частями второй-пятой статьи 128.1 УК РФ (клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации; совершенная с использованием своего служебного положения; о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера; соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления).

Объектом «черного PR» могут выступать также действующие государственные органы и их должностные лица. Вместе с тем необходимо учитывать, что в подобных случаях могут быть усмотрены признаки таких преступлений, как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.1 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ).

В целях воспрепятствования проведению выборов могут быть организованы беспорядки (в частности, в помещении для голосования), в том числе в целях массового проникновения в помещение для голосования граждан и совершения действий по вбрасыванию избирательных бюллетеней.

Подобные действия, как правило, охватываются признаками преступлений, предусмотренных статьями 141 и 142 УК РФ.

Следует отметить, что ДПД МВД России разработаны методические рекомендации «Правовые основы действий сотрудников полиции в период проведения предвыборных кампаний/мероприятий: административной-правовые, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты», указанные методические рекомендации размещены в разделе «Правовое информирование» на официальном сайте ГУ МВД России по Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также информация о номерах телефонов и адресах соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссиях содержится на официальном сайте Избирательной комиссии Самарской области (далее – Комиссия) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: samara.izbirkom.ru, контактный телефон Комиссии – 8 (846) 337 95 08.

Источник

Прокурор разъясняет

Статьей 141 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Такие действия наказываются штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года.

Те же деяния, соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

За вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме может выражаться в незаконном отказе включить гражданина в избирательные списки, списки референдума, отказе выдать открепительное удостоверение, а также в отказе принятия документов для выдвижения кандидата, отмене регистрации кандидата и др.

Под нарушением тайны голосования следует понимать контроль или возможность контроля за волеизъявлением гражданина. К примеру – отсутствие кабинок для голосования, нумерация бюллетеней.

Воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может иметь место в отношении члена соответствующей комиссии как с решающим, так и с совещательным голосом.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

1 апреля 2021, 14:22

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

Статьей 141 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Такие действия наказываются штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года.

Те же деяния, соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

За вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме может выражаться в незаконном отказе включить гражданина в избирательные списки, списки референдума, отказе выдать открепительное удостоверение, а также в отказе принятия документов для выдвижения кандидата, отмене регистрации кандидата и др.

Под нарушением тайны голосования следует понимать контроль или возможность контроля за волеизъявлением гражданина. К примеру – отсутствие кабинок для голосования, нумерация бюллетеней.

Воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может иметь место в отношении члена соответствующей комиссии как с решающим, так и с совещательным голосом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *