восприятие детско родительских отношений подростками
Изучение детско-родительских отношений и их влияние на эмоциональное благополучие подростка
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме эмоционального благополучия подростка в семье. Основной функцией семьи является обеспечение эмоционального комфорта ребенка, где искаженное детско-родительское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы
На сегодняшний день в каждой школе на учете стоят дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях. У многих семей остро стоит вопрос о материальном обеспечении. Многие родители заняты в основном своей жизнью, а дети предоставлены сами себе. Много неполных семей. Естественно, что такая среда оказывает отрицательное влияние на формирование эмоциональной сферы подростка становление его как личности.
Целью данного исследование выявление влияния семьи на эмоциональное благополучие подростка.
Объектом исследования мы выделили детско-родительские отношения в подростковом возрасте и считаем, что семья оказывает решающее влияние на эмоциональное благополучие подростка.
Данное исследование проводилось на базе Новоуренгойской средней школы №5. В исследовании участвовало 40 учащихся седьмых классов и их родители.
Начиная наше исследование проблемы влияния семьи на эмоциональное благополучие подростка, мы на первом этапе своей работы проанализировали
субъективное восприятие подростками семейной ситуации. При помощи таких методик: как КРС (кинетический рисунок семьи), типовое состояние семьи. Они позволили оценить уровень эмоционального благополучия, эмоционального комфорта в семье, уровень тревожности, конфликтности, враждебности, чувства неполноценности и их причины.
Анализ результатов методик КРС (кинетического рисунка семьи) выполнившими учащимися (рис.1) позволил нам сделать следующие выводы:
— большинство подростков (57,5%) оценивают свои семейные отношения как благоприятные, то есть удовлетворение потребности в эмоциональном комфорте, общении, чувство благополучия. 42,5% напротив, оценивают свою семейную ситуацию как неблагоприятную, то есть, подросток не получает должного удовлетворения своих естественных потребностей.
— второе место занимает конфликтная семейная ситуация (20%).
— тревожная семейная обстановка (17,5%) занимает третью позицию. Как правило это подростка которые не получают достаточного эмоционального комфорта. Как бы живут в своем предметном мире.
— чувство неполноценности(7,5%). Личная и социальная несостоятельность подростка.
— враждебная семейная ситуация (2,5%). Наблюдается лишь у незначительного количества учащихся и характеризуется полным отсутствием взаимопонимания подростка и родителей.
Корреляционный анализ выявил закономерности типового состояния семьи у уровня эмоционального благополучия подростка в семье.
1. Благоприятная семейная обстановка характеризуется сниженным уровнем конфликтности, такие качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, вообще не выражены. И наоборот при усилении конфликтности, повышается уровень тревожности и враждебности к семейной ситуации, то есть формирование неблагоприятной семейной ситуации.
2. Тревожная семейная обстановка характеризуется повышенным уровнем враждебности, конфликтности по отношению к членам семьи. При их усилении у подростка формируется чувство неполноценности. Данный тип семейной ситуации характеризуется как неблагополучный. При снижении этих качеств уровень благополучия повышается.
3. Конфликтная семейная ситуация характеризуется высоким уровнем тревожности в семейной ситуации, чувством неполноценности и враждебности по отношению к членам семьи, и окружающим его людям.
4. Чувство неполноценности ребенка связано с высокой конфликтностью в семейной ситуации. При его усилении, поведение ребенка характеризуется общей тревогой к окружающей его действительности, и как следствие враждебное отношение ко всему происходящему.
5. Враждебная семейная ситуация, характеризуется высокой тревожностью, конфликтностью с членами семьи и окружающими его людьми. Это приводит к личной и социальной неполноценности.
Критический анализ показал:
— уровень благополучия подростка зависит от уровня конфликтности в семейной ситуации. При высоком уровне конфликтности наблюдается как семейное, так и эмоциональное неблагополучие. Эмоциональное благополучие характеризуется низким уровнем конфликтности, но не исключает ее;
— тревожная семейная обстановка наблюдается в конфликтных и враждебных семьях;
— конфликтная семейная обстановка характеризуется высоким уровнем тревожности и эмоциональным неблагополучии подросток;
— враждебная семейная обстановка характеризуется высокой семейной тревожностью.
Чувство неполноценности нами не было выявлено, но при усилении таких качеств как тревожность, конфликтность, враждебность оно не исключается.
Кластер | Количество человек | Проценты |
1 | 35 | 87,5 |
2 | 2 | 5 |
3 | 1 | 2,5 |
4 | 1 | 2,5 |
5 | 1 | 2,5 |
В результате применения кластерного анализа были получены следующие пять групп типового состояния семьи:
1. Благополучная семейная обстановка.
2. Неблагополучная, конфликтная семейная обстановка.
3.Неблагополучная, конфликтная, тревожная семейная ситуация.
4.Неблагополучее, конфликтность, высокая тревожность, и как следствие враждебная семейная ситуация.
5.Выделяется группа семей, где доминирует один из признаков: тревожность, конфликтность, враждебность.
Большинство родителей (77,5%) принимают своего ребенка. Родителям нравится ребенок таким, каким он есть. Уважают его индивидуальность, симпатизируют ему. Родители стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы.
Вторую позицию занимаю родители, считающие своего ребенка «маленьким неудачником» (35%). В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписывают ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка, кажутся родителю детскими несерьезными. Он не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Третье место занимают семьи, которым присуща «авторитарная гиперсоциализация» (27,5%). Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
На четвертом месте семьи, которые отвергают своего ребенка (22,5%). Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
Пятое место занимают «симбиотические» отношения (12,5%). Родитель ощущает с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятности жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.
«Кооперационные» отношения занимают последнюю позицию в предпочитаемых детско-родительских отношениях (2,5%). Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем ему помочь, сочувствуют ему. Родители высоко оценивают интеллектуальные творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.
Корреляционный анализ позволил выявить ряд закономерностей детско-родительских отношений:
— в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими и несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и незрелость. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В связи с этим, родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролируют его действия («маленький неудачник»- «отвержение»).
Для того чтобы глубже проанализировать результаты причин эмоционального неблагополучия, мы использовали методику АСВ (анализ семейного воспитания). Проанализировав результаты по данной методике, нами было выявлено: довольно часто родители слоны решать личные проблемы за счет своего ребенка. Это может выражаться в следующем:
1. Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка, а именно предпочтение женщинами (матерью) мужских качеств (90%). Это характерно для матерей, которые воспитывают своих детей без отцов (матери-одиночки), семьи, где один из родителей долгое время отсутствует (работающие вахтовым методом).
2.Фобия утраты ребенка (80%). Ребенок взрослеет, становится самостоятельным, независимым от родителей.
3. Расширение сферы родительских чувств (35%).
4. Воспитательная неуверенность родителя (30%). Родители не уверены в правильности выбранной ими воспитательной позиции и, как следствие, возможны конфликтные ситуации, разочарование подростков в возможностях родителей, родители не оправдывают надежды подростка и теряют в их глазах авторитет.
5. Неразвитость родительских чувств (30%). Не готовность родителя брать на себя ответственность за другого человека, а именно за своего ребенка. Недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей подростка.
6. Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (15%). Свои нежелаемые качества родитель проецирует на ребенка, как бы пытаясь исправить их, не допустить повторения его жизненного опыта. Чем приводит подростка к эмоциональному дискомфорту.
7. Вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (5%).
8. Предпочтение мужских качеств (5%). Матери взявшие на себя ответственность за воспитание сына.
Кластер | Количество человек | Проценты |
1 | 34 | 85 |
2 | 1 | 2,5 |
3 | 1 | 2,5 |
4 | 1 | 2,5 |
5 | 3 | 7,5 |
Все это негативно влияет на благополучие подростка как эмоционального, так и личностного.
Таким образом, на основе корреляционного анализа методик позволил выявить ряд следующих закономерностей влияния детско-родительского отношения на эмоциональное неблагополучие подростка:
— благоприятная семейная ситуация характерна для таких типов родительского отношения к детям как: «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация»;
— тревожность семейной ситуации характерна для таких типов семейного отношения как «авторитарная гиперсоциализация», «симбиоз»- межличностная дистанция в отношениях;
— враждебная семейная ситуация характерна для таких типов семей как: «маленький неудачник», «симбиоз»- межличностная дистанция в отношениях (враждебная семейная ситуации изменяется при пересмотре родительского отношения к детям то есть повысить уровень «симбиотического» отношения и изменить отношение к ребенку не считать его «маленьким неудачником»).
Для того чтобы предотвратить эмоциональное неблагополучие, психологическая служба в школе оказывает помощь семьям, попавшим в затруднительное состояние.
Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков
| ||
Автономизация и достижение эмоциональной дифференцированности личности в семье, процесс перестройки детско-родительских отношений на качественно иной основе как отношений взаимного уважения и равноправия составляет важнейшую задачу развития подросткового и юношеского возраста (Р. Хевигхерст). Возникновение чувства взрослости (Д.Б. Эльконин) как формы самосознания подростка обуславливает необходимость пересмотра прежних норм и принципов взаимодействия родителей и детей. Успешность решения задачи трансформации детско-родительских отношений, уровень достигаемой подростком самостоятельности, установление новых границ внутри семейной системы в значительной степени определяется качеством сложившихся к началу подросткового возраста отношений ребенка и родителей, включая эмоциональную и деловую их стороны. Детско-родительские отношения — двухполюсные, где на каждом из полюсов, как родителя, так и ребенка, определяется генезис и развитие общения и сотрудничества ребенка и родителей, хотя, безусловно, роли обоих участников претерпевают значительные изменения на каждой из возрастных ступеней развития. Активность ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений и детерминации их особенностей, достаточно велика уже на ранних возрастных стадиях и кардинально возрастает в подростковом возрасте. Образ детско-родительских отношений на полюсе подростка и «глазами подростка» становится важнейшим условием их трансформации и развития. Знание особенностей восприятия подростками этих отношений, определяющих особенности общения и взаимодействия подростков с родителями позволит определить закономерности их развития, осуществить необходимую интервенцию с целью коррекционного воздействия, и оптимизации развития, планировать и реализовать соответствующие профилактические меры для предупреждения деструкции их развития.
Целью настоящего исследования стало изучение психологических особенностей восприятия современными российскими подростками детско-родительских отношений. Актуальность исследования связана с кардинальными социальными изменениями, происходящими в нашем обществе и затронувшими практически все сферы, включая семью. Семья как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные тенденции в развитии и функционировании семьи, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.
Задачами нашей работы выступили
5) установление типов соотношения образов детско-родительских отношений у младших подростков и их родителей.
В исследовании были использованы методики ADOR-Подростки о родителях (Д.Шеффер, 1965), адаптированная для российской выборки (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая и Е.Е. Ромицына, 1994), вопросник взаимодействия «Родитель-ребенок» (И.М.Марковская, 1999). В исследовании приняли участие 436 испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет, в том числе 45 диад, мать — подросток в возрасте 12-13 лет.
Полученные результаты обнаруживают сложную и неоднозначную картину восприятия подростками детско-родительских отношений и образ родительской позиции. Неблагоприятными тенденциями развития детско-родительских отношений в подростковом возрасте в современном российском обществе являются, во-первых, снижение уровня позитивного интереса со стороны матери на фоне высокой враждебности (амбивалентности эмоционального принятия подростка со стороны матери) и возрастание показателей враждебности со стороны отца. Во-вторых, недостаточное участие отца в воспитательном процессе (снижение директивности и возрастание автономности), с одной стороны, и замещение реальной помощи, заботы и поддержки со стороны матери формально-директивным стилем воспитания, с другой. В-третьих, высокая степень непоследовательности и противоречивости поведения как матери, так и отца, непрогнозируемость их поведения, размытость воспитательных приоритетов, норм и принципов, приводящее к росту тревожности и неуверенности подростков в отношении к ним родителей.
Наши результаты выявили определенные возрастные особенности восприятия подростками родительской позиции. В старшем подростковом возрасте обнаружено снижение показателей позитивного интереса к подростку, как со стороны матери, так и со стороны отца, свидетельствующее о том, что родители начинают восприниматься подростком как менее любящие, внимательные и заинтересованные, что приводит к переживанию старшими подростками чувства дефицита тепла, любви, внимания и заботы. Одновременно наблюдается возрастание показателя автономности отцов, которые оцениваются подростками как все менее и менее включенные в процесс воспитания, отстраненные и дистантные. Эта тенденция сочетается со снижением уровня директивности отца, изначально выходящего за пределы нормативных значений. Обнаружено, что возрастание негативных показателей образа детско-родительских отношений у подростка падает на период 14—15 лет, что позволяет рассматривать его как кризисный в развитии детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Выявлены существенные различия в восприятии подростками роли матери и отца в воспитательном процессе. В восприятии подростков мать более активно включена в процесс воспитания. Ей принадлежит главенствующая роль в семье, в то время как отец более пассивен и по мере взросления подростков фактически «самоустраняется» из процесса воспитания. Это распределение ролей между матерью и отцом в реализации воспитательной функции семьи с подростками находит отражение в существенно более высокой степени директивности матери, по сравнению с отцом. Выступили определенные различия в отношении возрастной динамики изменения образа родительской позиции матери и отца. Воспитательный стиль матери оценивается подростками как более устойчивый и стабильный, не претерпевающий существенных изменений с возрастом. Показатели директивности, автономности, непоследовательности и враждебности не претерпевают существенных изменений. Воспитательный стиль отца более подвержен возрастным изменениям: можно констатировать снижение показателей позитивного интереса, директивности и возрастание автономности. В то же время враждебность отца, так же, как и матери выступает как устойчивая характеристика, отражающая характер межличностных отношений между родителем и подростком, а непоследовательность определяется скорее влиянием ситуативных факторов, чем возрастом.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующее заключение о тендерных различиях в отношениях подростков с отцом и матерью. Отношения девушек с родителями, как с матерью, так и с отцом, складываются как более благополучные. Отношения девушек с матерями значимо чаще, чем у юношей, формируются как эмоционально-позитивные. Отношения юношей с отцами складываются достаточно сложно по сравнению с матерями. Отцы воспринимаются юношами как излишне директивные и склонные к авторитарно-командному стилю общения, враждебные, подозрительно-придирчивые, непоследовательные, не оказывающие реальной помощи и поддержки, отстраненные и не включенные в процесс воспитания. Пик обострения отношений юношей с отцами падает на кризис 15 лет (средний подростковый возраст), отражая генезис самосознания подростков в форме чувства взрослости (Д.Б. Эльконин), требование уважения и равноправия в отношениях с отцом.
Выявлены тендерные различия в восприятии родительской позиции матери и отца. Показано, что отношения мальчиков и отцов наиболее сенситивны к воздействию дисгармонического типа воспитания, в то время как отношения девочек с родителями развиваются по сценарию относительного благополучия. Восприятие юношами родительской позиции отца характеризуется более высокими показателями директивности, враждебности и непоследовательности, чем восприятие девушками родительской позиции отца. Девушки воспринимают родительскую позицию матери как принимающую, полную любви, заинтересованности и внимания чаще, чем юноши.
В результате изучения соотношения образов детско-родительского взаимодействия у родителей и младших подростков были выявлены факты их расхождения. Существенными оказались расхождения в восприятии родителями и подростками эмоциональной близости в отношениях между ними и последовательности системы родительского воспитания. Наиболее близкими и совпадающими в подавляющем большинстве случаев оказались оценки удовлетворенностью детско-родительскими отношениями и авторитетности родителей.
Центральное место в детско-родительских отношениях в семьях с младшими подростками занимает сфера эмоциональных отношений — принятие и эмоциональная близость. Именно процессы эмоционального взаимодействия определяют авторитетность родителя в семье и удовлетворенность детско-родительскими отношениями, а также особенности делового сотрудничества. Характер эмоционального принятия подростка родителем выступает как исходный пункт и основа развития сотрудничества и кооперации. Так, низкий уровень принятия обуславливает строгость родителя, жесткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности родителя и общей удовлетворенности детско-родительскими отношениями. Высокий уровень принятия, напротив, способствует установлению согласия между родителем и подростком, делает родителя более гибким и, соответственно, мягким в воспитании, приводя к росту авторитетности родителя и удовлетворенности внутрисемейными отношениями.
Эмоциональная близость, как способность к эмпатии, эмоциональному взаимопониманию и сопереживанию, выступает как условие и следствие развития продуктивного делового сотрудничества в детско-родительских отношениях, определяя характеристики типа семейного воспитания и его гармоничность. Эмоциональная близость и сотрудничество взаимообусловливают друг друга таким образом, что высокая степень эмпатии позволяет партнерам построить эффективное, личностно-ориентированное общение и сотрудничество, результатом которого, в свою очередь, становится сокращение эмоциональной дистанции и налаживание лучшего эмоционального взаимопонимания и формирования чувства «Мы». Эмоциональная близость, обеспечивая лучшее понимание друг друга на основе сопереживания, делает родителя более последовательным и менее жестким в своей воспитательной системе, повышает удовлетворенность родительско-детскими отношениями. Полученные результаты позволяют, на наш взгляд подойти к решению вопроса о том, чем определяется авторитетность родителя. Д. Баумринд, определяя тип авторитетного родительства с точки зрения влияния родителя на развитие личности ребенка в семье, указывала на эмоциональное принятие ребенка и наличие обоснованной системы требований, как на основные характеристики авторитетного родителя. В нашем случае, авторитетность родителя выступает как субъективная оценочная характеристика, подразумевающая признание родительской компетентности, определяется, в первую очередь общей удовлетворенностью подростками и самим родителем их отношениями, уровнем эмоционального принятия ребенка и эмоциональной близостью, мягкостью родителя и отсутствием жестких санкций в воспитании. Авторитетность родителя в глазах младших подростков основывается не только и не столько на компетентности в деловом сотрудничестве, умении согласовывать действия и организовывать совместную деятельность, а на эмоциональной отзывчивости, сенситивности и понимании. Сама же удовлетворенность отношениями оказывается обусловленной эмоциональной близостью, принятием подростка родителем и отсутствием строгих санкций и дисциплины. Эмоциональный, а не деловой аспект отношений оказывается для младших подростков стержневым для обобщенной оценки гармоничности отношений с родителями и степени удовлетворенности ими. Свидетельством этого являются также факты низкого уровня конфликтности в родительско-детском взаимодействии в большинстве обследованных нами семьях, в тех случаях, когда на фоне благополучия эмоциональной сферы взаимодействия были констатированы трудности делового сотрудничества. Напомним, что в целом по группе была установлена статистически значимая тенденция преуменьшения подростками эмоциональной близости (на уровне 0,001) и принятия (0,05), по сравнению с родителями. Возможной причиной такого устойчивого расхождения оценок является фрустрация потребности младших подростков в эмоциональном общении с родителями, которые, считая подростков достаточно взрослыми и более не нуждающимися в коммуникации и подтверждении любви и принятия со стороны родителей, ограничивают эту сферу общения и взаимодействия с детьми.
Итак, полученные результаты позволяют рассматривать эмоциональный компонент детско-родительских отношений как ведущий в определении их конструктивности. Рост неудовлетворенности подростков характером эмоциональных отношений с родителями выступает как фактор риска развития и трансформации отношений в направлении обеспечения необходимого баланса автономии и эмоциональной безопасности подростков.