восприятие величины формы объемности и удаленности предметов характеризуют
Восприятие величины формы объемности и удаленности предметов характеризуют
Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения
М.В. ГАМЕЗО, И.А. ДОМАШЕНКО
Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»
Издание третье, дополненное и исправленное
Педагогическое общество России
Гамезо М.В., Домашенко И.А.
Учебное пособие соответствует программе курса «Психология человека». Большую часть атласа составляет иллюстративные и схематизированные материалы, позволяющие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Каждая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, а также вопросами и заданиями. Заключает атлас «Психологический практикум».
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека».
© Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001 © Педагогическое общество России, 2004
Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями. 5
Информационно-методические материалы по темам
II. Задачи и методы современной психологии. 24
III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека. 43
IV. Личность. Теория личности. 60
XI. Мышление и воображение. 172
Данная книга является учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, поэтому, естественно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека.
Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.
Выбор формы атласа для решения сформулированных задач объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, в том числе и графического, широко использованного в книге, являются весьма эффективным средством освоения учебной информации. Во-вторых, с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.
Практическое использование атласа возможно в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа диапозитивов и диафильмов, а также
при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.
Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума — само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладева-ния психологией.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации — зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.
В заключение считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность:
кандидату психологических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей ряда разделов книги;
Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в подготовке и печати иллюстративных материалов;
Мирону Владимировичу Сагалову за выполнение натурных фотографий и решение режиссерских задач;
Ирине Серафимовне Климовой и Инне Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов различных эмоциональных состояний, представленных в книге.
И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и созданные ими предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
По мере овладения родным (естественным), а затем и специальными языками наук (математики, физики, химии и т. д.) возможности человеческого познания возрастают, они выходят далеко за рамки личного опыта, Для человека открывается доступ к сокровищам знаний, накопленных человечеством на протяжении всей истории.
Естественные национальные языки, языки наук, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято рассматривать как с и с т е м ы знаков. Важность знаков заключается не только в том, Чт ° они замещают реальные предметы и явления мира, но и в том, что они Ыступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных Данных восприятия.
Под знаком в современной семиотике 1 понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.
Виды и свойства восприятия
I.По модальности анализатора выделяют: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.
II.По формам движения материи выделяют: восприятие пространства, времени и движения.
Наиболее изученным является восприятие пространства, оно включает в себя восприятие формы, объемности и величины предметов, восприятие глубины и удаленности предметов, линейную и воздушную перспективу.
Рис. 6. Восприятие пространства
Восприятие пространства включает в себя также изучение различных зрительных иллюзий.
Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предмета.
К видам зрительных иллюзий относятся:
· Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной.
Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.
Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало, или они мало существенны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями – как короткие.
На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает.
Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.
III.В зависимости от цели выделяют: преднамеренное и непреднамеренное восприятие.
Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями человека.
Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие при котором, предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
IV.В зависимости от степени организации выделяют: организованное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.
Организованное восприятие (наблюдение) – это целенаправленное планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.
Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие действительности.
Кроме этого в психологии выделяется и анализируется отдельно особый вид восприятия, который получил название социальной перцепции.
К нему относят восприятие других людей, восприятие жилой среды и восприятие социального окружения.
Свойства восприятия
Выделяют первичные и вторичные свойства восприятия. Первичные свойства восприятия соответствуют (но не полностью повторяют) первичным свойствам ощущений. К ним относится модальность, интенсивность и пространственно-временная структура восприятия.
Пространственно-временная структура восприятия включает две характеристики, которые есть у ощущений: пространственно-временную локализацию и длительность.
Пространственные компоненты образа восприятия – это локализация предмета, характеристики рельефа предмета, формы и величины.
Временные компоненты образа восприятия – это последовательность в восприятии каких-либо элементов, одновременность в восприятии каких-либо элементов и длительность.
К вторичным свойствам восприятия относится предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность – это характеристика отображаемого предмета как обособленного в пространстве и времени физического тела. Наиболее ярко данное свойство проявляется в выделении фигуры из фона.
Рис. 7. Взаимообратимые фигура и фон
Вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные части: одна (предмет) – воспринимается как конкретное четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, другая (фон) – как более аморфное неопределенное, расположенное позади предмета в неограниченном поле.
Впервые попытку систематического исследования соотношения фигуры и фона предпринял Рубин. Он обнаружил, что при прочих равных условиях поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью стремиться приобрести статус фигуры, и тогда все окружающее ее воспринимается как фон.
Выделение фигуры из фона относится не только к зрению, но и к другим органам чувств.
Например, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как фигура на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты – у клумбы с розами.
Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой элемент фона становится более значимым. Тогда то, что за одну секунду до этого виделось как фигура, теряет свою ясность и сливается с общим фоном.
Например, если человек разговаривает в толпе со своим знакомым, то этот знакомый и то, что он говорит, является для него фигурой, а сама толпа и шум, создаваемый толпой – фоном. Но если в толпе происходит какое-то особое событие, то это событие становится фигурой, а наш знакомый превращается в элемент фона.
Иногда специальной задачей является помощь в более ясном и четком выделении объекта из фона. Рабочие на дорогах работают в оранжевых жилетах. Оранжевый цвет резко бросается в глаза на фоне серой дороги или зеленых насаждений.
Иногда задача заключается в обратном, затруднить выделение объекта из фона. Это маскировка так необходимая, например, в военном деле.
Целостность – это объединение отдельных частей предмета в целостный образ. При этом имеется четкая органическая взаимосвязь частей и целого в образе.
При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: первый заключается в том, что целое влияет на восприятие части, второй – в том, что части влияют на единое целое.
Рис. 8. Двойственное изображение
Рассмотрим закономерности влияния целого на части:
1. Один и тот же элемент, будучи включенным, в разные целостные структуры воспринимается по-разному. (Например, улыбка старухи – украшение на шее у молодой женщины).
2. Если заменить отдельные элементы, но сохранить отношения между ними, то общая структура образа останется неизменной.
Рис. 4.14. Замкнутость как принцип перцептивной группировки
Мы узнаем мелодию, даже если она проигрывается на разных инструментах.
3. Интегральная структура фигуры сохраняется при выпадении отдельных ее частей.
Рис. 9 Сохранение целостного образа при отсутствии некоторых частей
Таким образом, конкретные характеристики отдельных элементов образа восприятия ограничены в собственных степенях свободы и предопределяются тем местом, которое этот элемент занимает в структуре целого, т.е. элементы, входящие в образ не имеют доминирующего значения.
Рассмотрим теперь закономерности влияния частей на целое или зависимость способов группировки элементов в целое от характеристик самих элементов.
Иногда элементы не составляют целое, но из-за того, что у этих элементов есть определенные одинаковые характеристики они воспринимаются как целое. Т.е., сами характеристики элементов могут способствовать тому, что мы объединяет их в целое.
Различные принципы или законы группирования элементов в целостную структуру были впервые сформулированы М. Вертгеймером.
1. Принцип близости объектов в перцептивном поле. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
Рис. 10. Близость как принцип перцептивной группировки
2. Принцип однородности или сходства объектов в перцептивном поле. В единую группу входят элементы одной формы, величины, цвета и пр.
о о о о + о о о о о о о о + о о о о о о о о + о о о о о о о о + о о о о + + + + + + + + + о о о о + о о о о о о о о + о о о о о о о о + о о о о о о о о + о о о о |
Рис. 11. Сходство как принцип перцептивной группировки
3. Принцип хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочитаемый класс фигур, так называемой хорошей формы (круг, прямоугольник, симметричные фигуры и пр.).
4. Принцип коллективного движения. К объединению тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение. Например, стаю птиц или людей на демонстрации, мы воспринимаем как единое целое.
5. Принцип замкнутости. В единую структуру объединяются восприятия в совокупности, составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.
Было сформулировано более ста принципов выделение фигуры из фона.
Т.о., из различных интерпретаций, которые могли бы быть сделаны относительно серии элементов, наш мозг чаще всего выбирает самую простую, самую полную, или ту, которая включает наибольшее число рассмотренных выше принципов.
Структурность. Восприятие в значительной мере не является простой суммой наших ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.
Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные ноты, а определенную мелодию.
Константность – это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов, воспринимаются нами как постоянные, не смотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако знакомые предметы кажутся нам неизменной величины, вне зависимости от этого расстояния в определенных пределах.
Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается, как постоянная не зависимо от условий наблюдения.
Виды константности
1. Константность восприятия величины предмета.
Восприятие не зависит от расстояния до предмета, если это расстояние может быть оценено.
Например, машина, находящаяся от нас на большом расстоянии воспринимается нами не как маленькая, а как удаленная.
2. Константность восприятия формы предмета.
Восприятие не зависит от угла наклона предмета, если мы имеем возможность оценить этот угол наклона.
Например, дверь закрытая, приоткрытая и открытая не смотря на то, что ее проекция на сетчатку глаза меняется, воспринимаются нами как одна и та же дверь, а не как три разных двери.
Рис. 12. Константность восприятия формы предмета
3. Константность восприятия цвета.
Например, белая рубашка остается белой как на ярком свету, так и в тени.
Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, а восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.
Осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств, тем не менее, оно неразрывно связано с мышлением. Каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием и относим к определенному классу. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение.
Например, кирпич и блок взывчатки могут выглядеть одинаково, но действия человека при виде этих предметов будут различны.
Швейцарским психологов Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и пр.). Опыты Г. Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.
Восприятие также взаимосвязано с памятью.
Рис. 13. Стимульный материал для теста Роршаха
Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Приведем несколько примеров. Так, у 2-3 летнего ребенка константность восприятия еще очень не совершенна: воспринимаемая величина предметов уменьшается с их удаленность, но к 10-летнему возрасту она устанавливается на уровне взрослого. У ребенка окружающие его предметы не сохраняют постоянных отношений и константных характеристик, т.е. постоянство размера, веса, объема. Предметность у него тоже выражена слабо, поскольку ребенок плохо выделяет себя из среды, он еще как бы слит с миром внешних объектов.
Свойство осмысленности, которое включает в себя мыслительную операцию обобщения, также изменяется в процессе индивидуального развития. Это хорошо иллюстрируется на примере людей, слепых от рождения и обретающих зрение в зрелом возрасте. У них отсутствует собственный опыт обобщение зрительных объектов. По данным Грегори, человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства с помощью осязания по системе Брайля, не трудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова.
Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные особенности в восприятии.
ВОСПРИЯТИЕ. Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»
М.В. ГАМЕЗО, И.А. ДОМАШЕНКО
Атлас
По ПСИХОЛОГИИ
Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»
Издание третье, дополненное и исправленное
Педагогическое общество России
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.
Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы (см.), т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.
Исследования П.К. Анохина, НЛ. Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, обуславливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности.
Восприятие предполагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.
Восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности.
В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием.
Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т. д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта.
Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона.
Рис. IX.1. Общая модель распознавания образов
Рис. IX.2. Дополнение данных ощущения в восприятия
Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов.
И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему.
При изучении зрительной деятельности, приводящей к формированию зрительного образа, обнаружены различные уровни перцептивного действия.
На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских, познавательных и исполнительных действий.
На высших стадиях развития восприятия взаимоотношение основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей.
Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. При рассматривании различных предметов можно зафиксировать многочисленные и очень сложные движения глаз. Исследования показали, что характер движений зависит от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости для личности.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:
выделение наиболее характерных его признаков;
опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.
Восприятие и его свойства
Восприятие — познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Предметность | Целостность |
Выражается в отношении сведений, по- | Восприятие есть всегда целостный образ |
лучаемых из внешнего мира, к этому | предмета. |
миру. | |
Структурность | Константность |
Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. | Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д. |
Осмысленность | Избирательность |
Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. | Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. |
В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции (см.).
Рис. IX.3. Рисунки испытуемого после первичного (а) и повторного (б) ощупывания объекта
Рис. IX.4. Установка в зрительном восприятии
Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия (см.). Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности.
Восприятие человека предметно (см.) и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение.
Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро. ). Опыты Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.
Рис. IX.5 (а, б, в, г). Стимульный материал теста Роршаха
торые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.
Восприятие характеризуется кон-стантностью (см.), т. е. относительным постоянством. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.
Восприятие взаимосвязано с речью. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории.
На рисунке IX.6 показан типичный пример узнавания на основе словесной опоры. С первого взгляда в наборе пятен можно не опознать что-либо определенное. Но стоит только сказать, что это собака, как все они сразу объединяются в определенную фигуру. Слово как бы восполняет то, что отсутствует в рисунке.
Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру на данном рисунке. Мы воспринимаем не отдельные обрезки прямых линий или определенную совокупность штрихов, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник. Незавершенность рисунка восполняется нашим опытом, знаниями.
Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пони-Манием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?».
Восприятие не определяется просто набором раздражителей. Показательными с этой точки зрения являются так называемые «двойственные изображения».
Рис. IX.6. Силуэтный рисунок
Рис. IX.7. Незавершенные фигуры
В рисунках IX.8—10 выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.
К факторам восприятия, обеспечивающим выделение фигуры из фона(по М. Вертхаймеру), относятся (примеры на рисунках):
1. Сходство. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т. д. (на рис. IX. 11 — столбики крестиков и ноликов).
Рис. IX.17а. Вазы и лица
Рис. IX.8. Лицо и дерево
Рис. IX.9. Сосчитайте, сколько кубиков
Рис. 1Х.10. Где фигура, а где фон?
Рис. IX.11.
2. Близость. В фигуру объединяются элементы, близко расположенные (на рис. IX. 12 — две узкие вертикальные полосы).
3. «Общая судьба». Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру (фактор можно подтвердить опытом с точками, нанесенными на два стекла).
4. «Вхождение без остатка». На рис. IX. 12 — три широкие вертикальные полосы.
5. «Хорошая линия». Фактор определяет избирательность восприятия
Рис. IX. 12.
Рис. IX. 13 (а, б, в).
Рис. IX.15. Треугольник Пенроуза: поэлементно (А) — все правильно, но целостное восприятие (Б) обнаруживает нереальность изображенного
Рис. IX.16. Присоска Л. Л. Ярбуса в разрезе
двух и более пересекающихся или касающихся линий (на рис. IX. 13а воспринимается, как правило, прямая и изогнутая, хотя их можно воспринять как две изогнутые, показанные на рис IX.136 и в).
6. Замкнутость. Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые (на рис. IX.14 — квадраты и окружности).
7. Установка или поведение наблюдателя.
8. Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: собакаестмясо или: кошкаловитмышей).
Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
Процесс движения глаз при зрительном восприятии можно зафиксировать на фотопленке с помощью киносъемки зрачка одного глаза или отражаемого луча в зеркале специальной присоски. Результаты этой фиксации на примере рассматривания изображения Нефертити с помощью присоски А.Л. Ярбуса изображены ниже.
Глаз — подвижный орган, способный совершать движения относительно воспринимаемого объекта.
Движения глаз разнообразны по форме. Выделяют два основных типа движений глаз:
прослеживающие — слаженные, плавные движения, они помогают глазу непрерывно фиксировать перемещающийся объект;
саккадические — быстрые скачки глаз, наблюдаемые при рассматривании наблюдаемых объектов.
Рис. IX. 17. Нефертити и запись движения глаз при ее рассматривании
Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).
Объединение сетчаточных изображений левого и правого глаза в единый образ происходит лишь в том случае, когда объекты проецируются примерно на центральные ямки — фовеа — обоих глаз или в точки, удаленные от середины центральных ямок
на одно и то же расстояние и в одном и том же направлении. Эти пары точек называются корреспондирующими; любые другие точки — диспаратными (изображения в этих точках двоятся).
По закону идентичных зрительных направлений, сформулированному И. Мюллером и Э. Герингом, в одном направлении воспринимаются все объекты, проецирующиеся на корреспондирующие точки сетчаток. Для центральных ямок сетчаток это направление совпадает с линией, проведенной через точку фиксации и середину линии, соединяющей правый и левый глаз, т. е. центр так называемого циклопического глаза.
Рис. IX.18. Запись движений глаз в процессе чтения: а) на неподвижную; б) на движущуюся фотобумагу
Рис. IX. 19. Закон идентичных зрительных направлений (по Э. Герингу)
Рис. IX.20. Теоретический гороптер (по И. Мюллеру): углы а и Р равны между собой, а углы Р и у —не равны
Бинокулярная фиксация развивается в течение первых трех месяцев жизни ребенка (исследования М.Н. Денисовой и Н.Л. Фигурина).
Э. Гибсон и Р. Уорк провели опыт с детьми от 6,5 до 14 месяцев на восприятие глубины. Ребенок помещался в центре стола, покрытого толстым стеклом с клетчатой подстилкой. При этом стекло наполовину свешивалось со стола на высоте 1,5 м над полом, покрытым той же клетчатой подстилкой. Из 36 испытуемых на зов матери подползали к безопасному краю стола 75% детей, к краю с «обрывом» — лишь 8%, 62% детей оставались при этом на месте, а 30% — уползали в противоположном направлении.
Рис. IX.21. Воздушная перспектива
Опыт говорит о раннем развитии механизмов зрительного восприятия глубины.
Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двига-тельные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц.
В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.
Форма — один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.
Рис. 1Х.22. Линейная перспектива
В ряде случаев, наоборот, кон-тур выявляется лишь как элемент данной фигуры. На рис. IX.23 (а и б) в равной мере намечены контуры равностороннего треугольника. Вместе с тем воспринимаются эти фигуры по-разному.
При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).
Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями — как короткие.
Рис. IX.23. Восприятие формы. Фигура и контур (по В. Метцгеру)
Рис. 1Х.24. Схема бинокулярного зрения. При фиксации двумя глазами объекта А его изображение падает на соответственные точки сетчаток обоих глаз. В это время изображения объекта Б (более близкого) и объекта В (более далекого) будут падать на несоответственные точки сетчаток
Рис. IX 26. Иллюзия неравенства сторон (перенос размеров площади на длину сторон)
Рис. IX.25. Какая линия является продолжением линии АБ?
Рис. IX.27. Почему вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных?
Рис. IX.28. Почему линия АБ кажется короче линии АС?
Рис. IX.31. Какое расстояние длиннее: между клювами верхней пары птичек или клювами нижней пары?
Рис. IX.29. Иллюзия контраста яркостей предмета и фона
Рис. IX.30. Какая палуба длиннее?
Рис. IX.33. Является ли окружностью замкнутая кривая?
Рис. IX.32. Какая из горизонтальных линий длиннее?
На оценке времени сказывается акясе установка личности. Ожидание лриятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что лселанное долго не наступает.
Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.
Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.
Рис. IX.34. Параллельны ли горизонтальные линии?
Рис. 1Х.35. Правый верхний угол квадрата кажется не прямым, а острым
Рис. 1Х.36. Прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми
Рис. IX.37. Равные кубы по мере удаления по законам линейной перспективы кажутся больше
Рис. IX.38. Горизонтальные прямые линии за счет фона искривляются
Рис. 1Х.40. Оцените на глаз размеры окружностей и кругов в центрах фигур
Рис. IX.39. На фоне концентрических окружностей прямые кажутся изогнутыми
Рис. IX.41. Иллюзия искажения формы квадратов
Рис. IX.42. Иллюзия смещения. Прямо ли нарисованы буквы?
Рис. IX.44. Роль группировки при подсчете объектов
Рис. IX.45. Восприятие перечеркнутых фигур больными со зрительной агнозией
Рис. IX.46. Исследование оптического гнозиса. Таблицы Поппельрейстера с перечеркнутыми и наложенными друг на друга фигурами (по АР. Лурия)