восприятие это форма рационального познания
Формы познания: классификация, примеры, описание
Приветствую Вас, друзья!
Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,
Что такое познание?
Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.
Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:
Формы познания
Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.
1. Чувственное познание
Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:
Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.
При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.
2. Рациональное познание
Познание, построенное на последовательном рассуждении с соблюдением законов логики, называется рациональным. Оно осуществляется разумом, а не органами чувств (поэтому и своё название оно получило от латинского слова ratio, которое переводится как «разум» или «рассудок»). При этом используются такие методы как сравнение, измерение, уподобление и обобщение. Принято считать, что рациональное познание присуще только человеку, тогда как животные опираются исключительно на чувственное.
Формы рационального познания:
Рассмотрим несложный пример. «Человек» и «животное» – это понятия, определяющие конкретные объекты (или классы объектов), но не задающие их свойств. Такое свойство как потребность в пище также является понятием. Суждениями являются утверждения «Все животные нуждаются в пище» и «Человек – это животное». Из этих двух суждений можно вывести следующее умозаключение: «Человек нуждается в пище».
Существует три вида умозаключений:
Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.
Рациональному познанию свойственны следующие особенности:
Соотношение чувственного и рационального познания
В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:
Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.
Виды познания
В современной философии выделяют 6 видов познания:
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).
Эмпирические методы:
Теоретические методы:
Заключение
Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.
Виды и формы познания мира
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Задание для курсов по обществу.( новый тест по теме «Познание»)
Задание для курсов по обществу.( новый тест по теме «Познание»)
Выберите один вариант ответа.
1) форма рационального познания,
2) присущее только человеку психическое свойство,
3) способ объяснения мира,
4) форма чувственного познания.
А2. В каких формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление,
2) понятие, представление, умозаключение,
3) понятие, суждение, умозаключение,
4) представление, суждение, ощущение.
А3. Рациональное познание в отличие от чувственного
1) присуще только образованным людям,
2) формирует понятие о предмете,
3) является критерием истины,
4) приводит к полезным результатам.
А4. Рациональное познание в отличие от чувственного
1) обновляет знания об окружающем мире,
2) формирует наглядный образ предмета,
3) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представления,
4) использует логические умозаключения.
А5. Рациональное познание в отличие от чувственного
1) отражает форму предмета,
2) создает зрительный образ предмета,
3) сравнивает существенные признаки предметов,
4) определяет пространственное расположение предметов.
А6. Отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется
А7. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется
А8. Чувственное познание, в отличие от рационального
1) создает наглядный образ предмета,
2) использует логические выводы,
3) обогащает наши знания о мире,
4) дает субъективное знание о предмете.
А9. И чувственное, и рациональное познание
1) направлены на получение истины,
2) опираются на представления о предмете,
3) начинаются с субъективных ощущений,
4) отражают существенные свойства предметов.
А10. Что из названного является этапом чувственного познания
А11. Эмпирические научные знания добываются в процессе
1) математического анализа,
2) построения теорий,
4) систематизации знаний.
А12. В научном познании истина достигается с помощью
1) выдвижения гипотез,
2) прозрения и откровения,
4) создания художественного образа.
А13. Что характеризует понятие как форму рационального познания?
1) отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений,
2) утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях,
3) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств,
4) процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления.
А14. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений: «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс – бессмертен», является примером
А15. Решающую роль в познании отводили мышлению
А16. Агностики отрицают
1) рациональное познание,
2) возможность обрести истину,
3) чувственное познание,
4) материальный мир.
А17. И чувственное, и рациональное познание
1) формирует наглядный образ предмета,
2) направлено на получение знания о предмете,
3) использует теоретическое обобщение,
4) начинается с ощущения.
А18. И чувственное, и рациональное познание
1) формирует знания и представления о предмете,
2) использует логические умозаключения,
3) начинается с ощущения,
4) дает наглядный образ предмета.
А19. И чувственное, и рациональное познание нацелено на
1) теоретическое осмысление действительности,
2) приобретение истинных знаний об окружающем мире,
3) опровержение существующих научных теорий,
4) восприятие окружающего мира.
А20. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?
1) наблюдение отдельных фактов и явлений,
2) объяснение изучаемых фактов и явлений,
3) фиксация обобщений в форме законов,
4) выдвижение и обоснование гипотез.
А21. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания
1) описание научных фактов,
2) проведение наблюдений,
3) описание экспериментальных данных,
4) выдвижение гипотезы.
А22. Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?
2) мудрость «Тише едешь – дальше будешь»,
3) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются,
4) теория относительности.
А23. Что из перечисленного относится к научным знаниям
1) библейская легенда о сотворении мира,
2) китайские мифы о сотворении людей из глины,
3) вывод об уровне образования Древней Руси, полученные на основании исследования берестяных грамот,
4) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами, обитавших в степях Северного Причерноморья.
А24. Какое из перечисленных утверждений является научным?
1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит,
2) судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения,
3) электрический ток течет по проводам так же, как и вода по трубам,
4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.
А25. Какое из перечисленных утверждений является научным
1) планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями,
2) жизнь человека определяет то, какой знак зодиака оказался восходящим в момент его рождения,
3) планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству,
4) со временем некоторые звезды становятся красными гигантами.
А26. Утверждение: «На погруженное в воду тело действует выталкивающая сила» иллюстрирует
1) научно обоснованный вывод,
2) народную примету,
3) логический вывод,
А27. Утверждение: «Находки берестяных грамот при раскопках древнерусских городов являются убедительным доказательством высокого уровня грамотности жителей Руси в домонгольский период» является примером
2) мифологического знания,
3) обыденного знания,
4) народной мудрости.
А28. Высказывание: «Все тела, расположенные на Земле, подчиняются закону всемирного тяготения» является примером
1) мифологического знания,
2) народной мудрости,
3) паранаучного знания,
А29. Только в процессе научного познания происходит
1) объяснение объективно действующих законов,
2) применение знаний на практике,
3) отрицание предыдущих достижений познавательного процесса,
4) формирование целостного образа мира.
1) интуитивная догадка,
2) экспериментально подтвержденный факт,
3) художественный образ,
4) научная гипотеза.
А31. Научное знание, в отличие от других видов знания
1) никогда не может быть опровергнуто,
2) точно прогнозирует будущее,
3) требует доказательств и обоснования,
4) всегда добывается коллективным трудом ученых.
А32. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта,
2) теоретическое обобщение результатов наблюдений,
3) формулирование возможных ответов на возникающие вопросы,
4) построение предложений, основанных на опыте.
А33. Высказывание: «Терпение и труд – все перетрут» является примером
1) мифологического знания,
2) народной мудрости,
3) паранаучного знания,
А34. Какой из перечисленных законов относится к житейским знаниям
1) закон падающего бутерброда,
3) закон фотоэффекта,
А35. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером
2) мифологического знания,
3) обыденного знания,
4) народной мудрости.
А36. Что из перечисленного служит основанием для формирования житейских знаний
2) представление о прекрасном и безобразном,
3) научно обобщенные факты,
4) лабораторный эксперимент.
А37. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания
А38. Мышление образами – обязательная составляющая познания:
А39. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Теоретические научные знания фиксируются в виде законов.
Б. Теоретические научные знания помогают объяснять и предсказывать явления.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А40. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А41. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.
Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А42. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание имеет своей целью получение достоверного знания.
Б. Этапами познавательной деятельности являются познание, осуществляемое при помощи органов чувств, и теоретическое познание.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А43. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Фиксируются в виде законов.
Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А44. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Рациональное познание отражает существенные свойства предметов и явлений.
Б. В ряде случаев человек приобретает новое знание интуитивно.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А45. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.
Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я-идеалу», тем ниже самооценка личности.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А46. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Не все методы, используемые в естествознании, могут использоваться в изучении общества.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А47. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний.
Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А48. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.
Б. Социальное познание не использует метод моделирования.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А49. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности.
Б. Социальное познание отличается от естествознания преимущественно индивидуальным характером познавательной деятельности.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А50. Познание в отличие от общения
1) является проявлением человеческой активности,
2) допускает использование речи (словесных форм),
3) способствует развитию личности,
4) может быть индивидуальным.
2) относительная истина,
3) народная мудрость,
4) абсолютная истина.
А52. И абсолютная, и относительная истина
1) всегда находят свое подтверждение в практике,
2) имеют объективный характер,
3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете,
4) могут быть опровергнуты со временем.
А53. И абсолютная, и относительная истина
1) содержит объективное знание о предмете,
2) добывается только научным путем,
3) никогда не может быть опровергнута,
4) является исчерпывающим знанием о предмете.
А54. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется
1) критерием истины,
2) объективной истиной,
3) относительной истиной,
4) абсолютной истиной.
А55. Относительная истина, в отличие от абсолютной
1) содержит объективное знание о предмете,
2) всегда опирается на здравый смысл,
3) может быть со временем опровергнута,
4) является результатом чувственного и рационального познания.
А56. Абсолютная истина, в отличие от относительной
1) добывается только научным путем,
2) является исчерпывающим знанием о предмете,
3) требует усилия для своего понимания,
4) содержит объективное знание о предмете.
А57. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно
1) опирается на здравый смысл,
2) использует понятия и суждения,
3) создается в результате познавательной деятельности,
4) соответствует предмету познания.
А58. Практика как критерий истины включает
1) научный эксперимент,
3) теоретические обобщения,
4) статистические методы.
А59. Под истиной понимается
1) обязательный результат познавательной деятельности человека,
2) объективное отражение действительности в сознании человека,
3) знание, разделяемое большинством людей,
4) знание, не противоречащее предыдущим знаниям.
А60. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А61. Верны ли следующие суждения об истинном знании?
А. Под истиной понимается достоверное, правильное знание.
Б. Под истиной понимается знание, которое не вызывает расхождений с убеждениями предыдущих поколений людей.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А62. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.
Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А63. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.
Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определенных условиях.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А64. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А65. Верны ли следующие суждения о критериях истины?
А. Одним из критериев истины является практика.
Б. Не все истины могут быть проверены на практике.
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
А66. Вывод: «Друзья познаются в беде» является результатом
1) паранаучного знания,
2) обобщения жизненного опыта,
3) художественного вымысла,
4) экспериментальной проверки.
А67. Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки – природная основа способностей»?
А68. Философ Сократ говорил: «Меня считают самым мудрым среди эллинов, потому что я знаю, что моя мудрость ничего не стоит». Это высказывание отражает следующий подход к проблеме познаваемости мира
1) человек вообще не в состоянии познать окружающий мир,
2) мудрецу ясно, что за границами познанного всегда остается непознанное,
3) человек не может познать ничего, кроме собственных ощущений,
4) человеческий разум всемогущ, ему доступна абсолютная истина.
А69. Высказывание: «Познать мир до конца – было бы чудом сосчитанной бесконечности» отражает следующий подход к проблеме познаваемости мира
1) человек не способен познавать мир,
2) познание человеком мира имеет границы, за ними всегда остается непознанное,
3) человек способен полностью познать окружающий мир, его разум всемогущ,
4) человек и мир автономны, человек может познавать только свою сущность, но не окружающий мир.
А70. Высказывание: «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» отражает следующий взгляд на проблему познания мира человеком
1) человеческие истины относительны, каждый новый этап познания ведет к изменению взглядов на мир, устареванию имеющихся суждений,
2) законы развития мира, открытые человеком, не могут устареть,
3) все знание человека о мире в действительности ложно, истинного знания не существует,
4) все знания, достигнутые предшествующими поколениями людей, ложны.
Напишите краткий ответ на вопрос.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
В2. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Основные признаки………. как формы познания
В сознании человека отражается целостный образ предмета
Чувственный образ воспроизводится в сознании без непосредственного взаимодействия человека с самим предметам
В3. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Уровни научного познания
В4. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Формы чувственного познания
В5Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
знание является подобным продуктом практической деятельности
знание существует в форме художественного образа
знание раскрывается в процессе повествования
знание является результатом целенаправленной деятельности
В6 Выберите в приведенном ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.
В7 Найдите в приведенном списке черты, присущие только научному познанию и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) использование понятий,
2) логическое выведение умозаключений,
3) экспериментальное подтверждение результатов,
4) открытость рациональной критике любого положения,
5) опора на данные опыта чувственного познания.
В8 Найдите в приведенном списке характеристики чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа,
2) формирование понятий и суждений о предметах и их свойствах,
3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета,
4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете,
5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета.
В9 Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) теоретическое обобщение фактов,
2) констатация протекания отдельных событий,
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности,
4) стремление к достоверному, истинному знанию,
5) познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,
6) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.
Напишите развернутый ответ на вопрос.
С1-С4. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.
С1.Какие черты мифа обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.
С2.Какие черты науки обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.
С3.В чем вы видите достоинство научного знания по сравнению с мифом? Если оно существует, приведите три черты.
С.4.Существует ли нечто позитивное в мифе, чего лишена наука? Если да, то приведите три конкретные черты для обоснования ответа.
С1. Миф: практичен, насущен, эмоционален, жизнен, непосредственен, наивен, общепонятен, синтетичен, состоит из живых личностей.
Свои характеристики: миф – это повествование, истинность которого не подлежала сомнению; миф заменяет объяснение рассказом; в мифах утверждается принятая в данном обществе система правил и ценностей.
С2. Наука: она обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков, реалистична и объективна, соответствует действительности, лишена живописности и эмоциональности.
Свои характеристики: науке присущ принцип объективности, то есть изучение мира таким, какой он есть независимо от человека; стремление к достоверному, истинному знанию; системность знания (научное знание выражается в форме теории, закона, развернутого теоретического понятия).
С3. Безусловно, существуют достоинства научного знания по сравнению с мифом. Среди них можно привести следующие, свойственные науке черты: доказательность, всеобщность, объективность, несовместимость с суевериями, домыслами, решение конкретных задач человеческой жизни.
С4. Да, существует. Можно назвать следующие черты: образность и символичность мифа, его всецело творческий характер; этическое, оценочное, назидательное содержание; определенное решение жизненных проблем человека; живописность и эмоциональность.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Привлекая знания из курса обществоведение, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
Под истиной понимается достоверное, правильное знание, то есть правильное отражение действительности в мыслях. Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины.
Абсолютная истина понимается как полное, достоверное, исчерпывающее знание о действительности и как тот элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем.
С7. В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.
Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.
В данном фрагменте речь идет о двух методах:
1) наблюдение (ученый делает выводы на основе астрономических наблюдений, систематизирует эти данные);
2) выдвижение гипотезы (ученый выдвинул гипотезу, которая стала законом).
В первом случае речь идет об эмпирическом уровне научного познания, так как ученый получает научные факты на основе произведенных наблюдений. Во втором речь идет о теоретическом уровне научного познания, так как он выдвигает научную гипотезу, используя данные об объектах.
Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.
В данном фрагменте речь идет о двух методах:
1) наблюдение (ученый фиксирует изменение реального состояния объекта на протяжении длительного времени, систематизирует эти данные);
2) научное моделирование (ученый мысленно представляет себе – «на обороте старого конверта» – структуру, функции и связи познаваемого объекта в идеальных условиях).
В первом случае речь идет об эмпирическом уровне научного познания, так как ученый получает научные факты на основе произведенных наблюдений. Во втором речь идет о теоретическом уровне научного познания, так как он имеет дело с логическими моделями, которые нельзя непосредственно наблюдать.
С7. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.
Метод – научный эксперимент, наблюдение.
Уровень научного познания – эмпирический.
Аргумент: итогом исследования является научный факт, установленный в результате эксперимента.