восприятие формы на плоскости в композиции

Статья по изобразительному искусству для 6 класса на тему «Восприятие формы на плоскости.» Автор: учитель ИЗО Броиловская Наталья Александровна

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Восприятие формы на плоскости.

Броиловская Наталья Александровна учитель ИЗО

Плоскость, которая является посредников между художником и зрителем, ощущается и воспринимается каждым человеком по-своему в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Но существуют и объективное восприятие. Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия. Если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции.

При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

Рассмотрим эти законы восприятия формы на плоскости:

1. Точка поставленная на глаз в центр листа будет, на самом деле, немного выше. А левый угол изображения должен быть более загруженным, чем правый (если письменность горизонтальная).

Это можно проверить, нарисовав квадрат с маленькими черными квадратиками в ряд посередине горизонтально на белом фоне. Визуально квадратики по направлению вправо будут иллюзорно увеличиваться.

2.Чтобы квадрат смотрелся квадратом, а круг- кругом, их надо вытянуть по вертикали по оптическим законам.

3.Располагать, например, фигуру человека необходимо отступая снизу больше места, чем сверху. Чтобы композиция не сваливалась.

4. Если мы рисуем линейный рисунок, то надо учитывать, что горизонтальная линия кажется толще, чем вертикальная. Это же правило действует на вертикальный и горизонтальный прямоугольник.

5. Если стоит задача сделать композицию более устойчивую, то можно применить оптический эффект треугольника вершиной вверх. А если, наоборот, сделать неустойчивой, то вершиной вниз.

6. Одинаковые по размеру формы могут восприниматься по-разному. Крупнее или мельче. В зависимости от тона и контраста.

Нужно учитывать и цвет в формах на плоскости.

Одинаковый предмет на плоскости воспринимается по-разному из-за цвета, тона и контраста.

7.Такое свойство цвета как поверхностность или пространственность по-разному влияет на пространство. Поверхностные приближают, а пространственные удаляют.

8.Сильная светотень разрушает цвет и он теряет свою активность. А в тени ощущение цвета пропадает.

По всем пунктам приведем примеры:

Черная и белая чашки одинакового размера на сером фоне будут смотреться по разному. Белая будет казаться больше, чем черная.

Если взять 2 белые чашки, где на одной будут изображены горизонтальные темные полосы, а на другой вертикальные, то чашка с вертикальными полосами будет казаться выше, чем чашка с горизонтальными.

Если мы возьмем 2 одинаковые по размеру ложки, но разные по цвету, то они будут восприниматься по-разному на одинаковом цветовом фоне.

Все это имеет значение при изображении на плоскости. И мы можем использовать восприятие форм в плоскости картины.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Восприятие формы на плоскости в композиции

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Плоскость, которая является посредником между художником и зрителем, ощущается и воспринимается каждым человеком по- своему в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Но существует и объективное восприятие.

Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия.

Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции. Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости.

Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

1. Геометрическое, оптическое восприятие формы

Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и более слабому восприятию вертикального.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения. Глаз переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, для того чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, следует немного сместить вверх.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка. Причем на черном фоне квадрат прочитывается дольше, нежели на белом.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости. Вверху – легким, парящим; внизу – тяжелым, грузным. Причем на черном фоне это свойство выражается активнее.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевернутом виде форма неустойчива.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, стоящий – более легким и подвижным.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Равновеликие фигуры воспринимаются разными. Свечение белых фигур на черном фоне раздвигает зрительно их границы, и они кажутся заметно крупнее, чем точно такие же черные на белом фоне.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные – расширяют.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными – удлиняется.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Форма, образованная квадратами, дает иллюзию дополнительных квадратиков в углах. При наборе кругами иллюзия пропадает.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.
2. Восприятие точки, линии, пятна на плоскости

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Точка начинает движение и образует линию.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Вертикальная линия напряжена под действием силы тяжести.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Горизонтальная линия растянута влево и вправо. При снятии силы натяга она готова свернуться до состояния покоя.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Линия движется слева направо.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Два варианта восприятия: линия начинается где-то слева и оканчивается; линия началась справа и движется налево, против направления чтения.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Неопределенная линия. Она лишена движения и обращена как влево, так и вправо.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Появляется точка, и линия начинает двигаться к ней.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Зависшая точка, готовая к раскачиванию, колебаниям маятника.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Образуется Мнимая оптическая линия. Это связано с устойчивым прочтением плоскости.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Диагональная линия имеет четко обозначенное направление движения.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Приведенные примеры доказывают существование объективного восприятия, которое необходимо учитывать, компонуя на плоскости. Для создания композиций также необходимо развить чувство меры, то есть количественное ощущение массы элемента или элементов и плоскости. Это одна из важнейших задач обучения композиции.

Плоскость подавляет элемент и имеет первостепенное значение.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Круг и треугольник подавляют плоскость, уничтожают ее. Форма как бы сползает с плоскости, чувствуется явная неуравновешенность элемента с плоскостью.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Соотношение фигуры и плоскости найдено более правильно. Если мы сравним площади фигур, то окажется, что у круга площадь больше, однако оптически они смотрятся равноценно. Это говорит о том, что открытая, агрессивная форма (в данном случае треугольник) требует большей плоскости для уравновешивания.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Изменим средства выражения, не меняя размера. Нам кажется, что все круги имеют разный размер. Чтобы восстановить соотношение, нужно серый круг сделать больше, чем красный, так как красный по тону одинаков с серым, но за счет активности цвета воспринимается большим по размеру. Белый круг на черном фоне нужно уменьшить, чтобы сохранить оптическое равенство. При рассмотрении данного примера можно заметить, что круги по-разному «отступают» от плоскости. Черный и белый – больше, серый и красный – меньше.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Графическая фактура как бы сдвигает элементы, а значит, необходима корректировка их месторасположения. Во втором ряду представлен возможный вариант решения уравновешивания элемента на плоскости. Об истинном положении фигуры на плоскости наш глаз судит не столько по ее силуэту, сколько по зрительному оптическому центру тяжести. Для «веса» формы немалое значение имеют цвет и фактура. «Теплые» цвета – тяжелее «холодных», цвета сильнонасыщенные и фактурные – тяжелее малонасыщенных и гладких.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

В этой главе рассматривался вопрос восприятия картинной плоскости и элемента на ней. О создании многофигурной композиции, ее закономерностях и, в первую очередь, о равновесии пойдет разговор в следующей главе.

Для наибольшего развития восприятия формы и плоскости, или, как говорится, «постановки глаза», необходимо самостоятельно сделать все предложенные схемы (1, 2). Возьмите чистый лист бумаги размером примерно 12 х 9 см и аппликативно выполните все позиции, о которых говорилось выше.

В работе следует эффективнее использовать метод аппликации, так как он позволит многократно совершать перестановку элемента в поисках его месторасположения на плоскости. Активнее варьируйте размеры линий и паузы между ними, форму и ее конфигурации, изменяйте тон, цвет, фактуру и, сопоставляя различные варианты, фиксируйте выводы. Эти упражнения очень удобно делать на компьютере, так как при сравнении можно накладывать один вариант на другой. Хорошо будет видна количественная разница открытой и закрытой форм, изменение размера формы в зависимости от ее тона, цвета, графической фактуры. С изменением качества плоскости необходимо будет изменить или местонахождение формы, или ее характеристику, а возможно, и то и другое.

Предлагается дополнительно выполнить следующие упражнения.

Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения его цвета и фактуры (черный, желтый, красный, блестящий, матовый черный и т. д.). Плоскость – белая.

На различных по цвету и фактуре плоскостях (5-6 вариантов) проследите за изменением размера круга белого цвета, затем – черного.

Замените форму круга на треугольник и выполните те же упражнения. Самостоятельно сделайте выводы.

Подберите одинаковые по задачам упражнения, уже выполненные вами, но с использованием разных форм. Сопоставьте площади этих элементов.

Источник

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Плоскость, которая является посредником между художником и зрителем, ощущается и воспринимается каждым человеком по- своему в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Но существует и объективное восприятие.

Прежде чем создавать плоскостные композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия.

Так, например, если поставлена задача выбрать плоскость в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это скорее всего связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции. Если необходимо точкой обозначить центр плоскости, то она окажется несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением плоскости.

Восприятие плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

1. Геометрическое, оптическое восприятие формы

Геометрически точный квадрат кажется ниже по высоте, а следовательно, оптический квадрат должен быть слегка вытянут в высоту. Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и более слабому восприятию вертикального.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

При геометрически точном разделении формы на две равные части нижняя часть кажется меньше, поэтому необходима оптическая корректировка членения. Глаз переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, для того чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, следует немного сместить вверх.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка. Причем на черном фоне квадрат прочитывается дольше, нежели на белом.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его расположения на плоскости. Вверху – легким, парящим; внизу – тяжелым, грузным. Причем на черном фоне это свойство выражается активнее.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым, а в перевернутом виде форма неустойчива.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, стоящий – более легким и подвижным.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Равновеликие фигуры воспринимаются разными. Свечение белых фигур на черном фоне раздвигает зрительно их границы, и они кажутся заметно крупнее, чем точно такие же черные на белом фоне.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его в высоту, вертикальные – расширяют.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными – удлиняется.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Форма, образованная квадратами, дает иллюзию дополнительных квадратиков в углах. При наборе кругами иллюзия пропадает.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

2. Восприятие точки, линии, пятна на плоскости

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Точка начинает движение и образует линию.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Вертикальная линия напряжена под действием силы тяжести.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Горизонтальная линия растянута влево и вправо. При снятии силы натяга она готова свернуться до состояния покоя.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Линия движется слева направо.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Два варианта восприятия: линия начинается где-то слева и оканчивается; линия началась справа и движется налево, против направления чтения.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Неопределенная линия. Она лишена движения и обращена как влево, так и вправо.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Появляется точка, и линия начинает двигаться к ней.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Зависшая точка, готовая к раскачиванию, колебаниям маятника.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Образуется Мнимая оптическая линия. Это связано с устойчивым прочтением плоскости.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Диагональная линия имеет четко обозначенное направление движения.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Приведенные примеры доказывают существование объективного восприятия, которое необходимо учитывать, компонуя на плоскости. Для создания композиций также необходимо развить чувство меры, то есть количественное ощущение массы элемента или элементов и плоскости. Это одна из важнейших задач обучения композиции.

Плоскость подавляет элемент и имеет первостепенное значение.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Круг и треугольник подавляют плоскость, уничтожают ее. Форма как бы сползает с плоскости, чувствуется явная неуравновешенность элемента с плоскостью.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Соотношение фигуры и плоскости найдено более правильно. Если мы сравним площади фигур, то окажется, что у круга площадь больше, однако оптически они смотрятся равноценно. Это говорит о том, что открытая, агрессивная форма (в данном случае треугольник) требует большей плоскости для уравновешивания.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Изменим средства выражения, не меняя размера. Нам кажется, что все круги имеют разный размер. Чтобы восстановить соотношение, нужно серый круг сделать больше, чем красный, так как красный по тону одинаков с серым, но за счет активности цвета воспринимается большим по размеру. Белый круг на черном фоне нужно уменьшить, чтобы сохранить оптическое равенство. При рассмотрении данного примера можно заметить, что круги по-разному «отступают» от плоскости. Черный и белый – больше, серый и красный – меньше.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Графическая фактура как бы сдвигает элементы, а значит, необходима корректировка их месторасположения. Во втором ряду представлен возможный вариант решения уравновешивания элемента на плоскости. Об истинном положении фигуры на плоскости наш глаз судит не столько по ее силуэту, сколько по зрительному оптическому центру тяжести. Для «веса» формы немалое значение имеют цвет и фактура. «Теплые» цвета – тяжелее «холодных», цвета сильнонасыщенные и фактурные – тяжелее малонасыщенных и гладких.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

В этой главе рассматривался вопрос восприятия картинной плоскости и элемента на ней. О создании многофигурной композиции, ее закономерностях и, в первую очередь, о равновесии пойдет разговор в следующей главе.

Для наибольшего развития восприятия формы и плоскости, или, как говорится, «постановки глаза», необходимо самостоятельно сделать все предложенные схемы (1, 2). Возьмите чистый лист бумаги размером примерно 12 х 9 см и аппликативно выполните все позиции, о которых говорилось выше.

В работе следует эффективнее использовать метод аппликации, так как он позволит многократно совершать перестановку элемента в поисках его месторасположения на плоскости. Активнее варьируйте размеры линий и паузы между ними, форму и ее конфигурации, изменяйте тон, цвет, фактуру и, сопоставляя различные варианты, фиксируйте выводы. Эти упражнения очень удобно делать на компьютере, так как при сравнении можно накладывать один вариант на другой. Хорошо будет видна количественная разница открытой и закрытой форм, изменение размера формы в зависимости от ее тона, цвета, графической фактуры. С изменением качества плоскости необходимо будет изменить или местонахождение формы, или ее характеристику, а возможно, и то и другое.

Предлагается дополнительно выполнить следующие упражнения.

Проследите за изменением размеров круга в зависимости от изменения его цвета и фактуры (черный, желтый, красный, блестящий, матовый черный и т. д.). Плоскость – белая.

На различных по цвету и фактуре плоскостях (5-6 вариантов) проследите за изменением размера круга белого цвета, затем – черного.

Замените форму круга на треугольник и выполните те же упражнения. Самостоятельно сделайте выводы.

Подберите одинаковые по задачам упражнения, уже выполненные вами, но с использованием разных форм. Сопоставьте площади этих элементов.

восприятие формы на плоскости в композиции. восприятие формы на плоскости в композиции фото. картинка восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть фото восприятие формы на плоскости в композиции. смотреть картинку восприятие формы на плоскости в композиции.

Читайте также

Зрительное восприятие

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ Шакила шла по сельской улочке. Она вдыхала запах лаванды, слушала пение птиц, видела, как далеко в полях пасутся кони. Восприятие — это процесс получения информации от наших органов чувств, таких, как глаза, нос и уши. Все, что мы видим, нюхаем, слышим и до чего

Орбита какой планеты Солнечной системы наиболее наклонена к плоскости эклиптики?

Орбита какой планеты Солнечной системы наиболее наклонена к плоскости эклиптики? Из планет Солнечной системы наиболее наклонена к плоскости эклиптики орбита Меркурия – на 7 угловых

Восприятие

Восприятие Восприятие (чувственное). Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени развития. Давид Юм употребляет слово В. (perception) как равнозначущее с

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА Ученые также определили воздействие на человека цветового контраста (черный — белый, красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) на физиологическом уровне. Под воздействием темных цветов — черного, красного, синего — зрительный пурпур

ВОСПРИЯТИЕ

Подтягивания в горизонтальной плоскости

Подтягивания в горизонтальной плоскости Подтягивания только в вертикальной плоскости не позволят вам хорошенечко «прокачать» середину спины. Поэтому нашу программу тренинга обязательно нужно дополнить подтягиваниями в горизонтальной плоскости.Перекладину для

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *