вот и театр его здание образец современной архитектуры
Комплексный анализ текста в 9 классе «Повторение изученного в 5-8 классах»
9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
Любила Русь к…л…кольный звон и уже в XIV веке в Москве и Новгороде отл…вались к…л…кола. Летопись сохр…нила упом…нание о первом к…л…кольном мастере изг…товивш…м к…л…кола для святой Софии. Церковные к…л…кола звучали на десятки вёрст «во дни торжеств и бед народных. Радос(?)ным звоном встречала Москва войска возвращавшиеся с победой. К…л…кола созывали на вече новгородцев.
Обычно к…л…кола изготовлялись в пушечных мастерских. Их литьё сч…талось поч…тным делом а изготовление больших к…л…колов даже заносилось в летописи. С к…л…колами связаны различные поверья множество загадок поговорок притч(?). В деревнях к…л…кола (не)редко заменяли часы.
Отливка к…л…кола трудное дело, ведь к…л…кол это своеобразный музыкальный инструмент со своими звонами. А у каждого звона своё значение.
(По Е.Осетрову)
1. Докажите, что это текст и озаглавьте его.
2. Определите тему и главную мысль текста.
3. Определите стиль и тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
4. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
5. Выпишите из текста одно предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам предложения.
6. Выполните морфологический разбор причастия из выписанного предложения(см. задание 5).
7. Начертите схему первого предложения последнего абзаца, объясните расстановку знаков препинания в нём. Укажите, чем выражены главные члены предложения.
8. Найдите в тексте предложение с однородными подлежащими, обозначьте, чем выражены в нём главные члены.
9. Выполните фонетический разбор выделенных слов.
9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 2.
Прочитайте текст и выполните задания.
Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал на стёкла в доме и они зап…тели, поыпал з…рнистым ин…ем крыши захрустел под ногами.Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и ярко засв…ркали. В эту ночь я проснулся от протяжного и пр…ятного звука пастушьего рожка а за окнами едва заметно голубела з…ря.
Я оделся и вышел в сад. Ре…кий воздух обмыл лицо х…лодной в…дой и сон сразу прош…л. Разг…рался рассвет. Ветра не было но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек и листья сыпались с них част…м и печальн…м дождём.
(К.Паустовский)
1. К какому типу речи относится этот текст? Отметьте в данном отрывке основные признаки этого типа.
2. Озаглавьте текст.
3. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
4. В выделенных словах графически объясните орфограммы.
5. Выполните морфемный разбор слов ЗЕРНИСТЫМ и ЗАСВЕРКАЛИ.
6. В сложных предложениях первого абзаца подчеркните грамматические основы и начертите схемы этих предложений.
7. Выпишите простое предложение, соответствующее характеристике: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое, полное.
8. Выпишите слово, в котором все гласные мягкие.
9. В третьем предложении текста одно из сказуемых замените причастным оборотом. Запишите получившееся предложение и выполните его синтаксический разбор.
9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 3.
Прочитайте текст и выполните задания.
Вот и театр. Его здание образец совреме(н,нн)ой архитектуры. К широкой двери (не)прекращающимся потоком движу(т,ть)ся люди всех возрастов пожилые молодёжь дети. Рядом со мной идёт офицер-пограничник с сыном-подростком. Нет ли лишнего билетика? спрашивает девушка в син…м пальто. Но помочь ей мы (н…)чем (н…)можем.
И в партере и в ложе и на галёрке полно народу. (С)начал… многие ра…говаривают с соседом (с)прав… и (с)лев…, потом умолкают. Ожидание длит(?)ся (не)долго.
Ра…двигается занавес и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды пр…кова(н,нн)ы к сцене. А там живут (не)знакомые тебе люди радуются огорчаются. За короткое время ты успева…шь с одними (по)настоящему сблизит(?)ся других возненавидеть. Твоё понимание жизни становит(?)ся глубже и полнее. Побывать в хорошем театре огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы посп…шите в театр.
(По И.Кулибаба)
1. К какому стилю речи относится текст? Отметьте в данном отрывке основные признаки этого стиля.
2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
3. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
4. Выпишите предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Обозначьте, чем выражены в них главные члены предложения.
5. Выпишите простое предложение, соответствующее характеристике: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное. Разберите его по членам предложения.
6. Начертите схему предложения с прямой речью.
7. Выполните фонетический разбор выделенного слова.
8. Выполните морфологический разбор любого причастия и глагола.
9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 4.
Прочитайте текст и выполните задания.
Правда славный лес. Горько и свеж… пахн…т берёзами весело отдаёт…ся под развес…стыми ветвями громыхание бубенчиков. Это птицы сла…ко зв…нят в зелёных чащах. На полянах густо заросших высокой травой и цветами просторно стоят столетние берёзы по две по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. (В)низу между белыми стволами он бл…стит яркими дли(н,нн)ыми лучами а по опушк… бежит (на)встречу тарантасу стальными просетами. И вот опять мы в поле опять ве…т сла…ким …роматом зацвета…щей ржи и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей…
(И.Бунин)
1. Докажите, что это текст.
2. Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте их основные признаки в данном тексте.
3. Озаглавьте текст.
4. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
5. Графически обозначьте: а) вводные слова; б) обособленные определения; в) уточняющие обстоятельства. Чем ещё осложнены в тексте простые предложения?
6. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
7. Выпишите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение.
8. Что означает слово ТАРАНТАС? Подберите к нему синонимы.
9. Выпишите два качественных прилагательных и запишите к ним синонимы и антонимы.
10. Разберите фонетически выделенное слово
9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 5.
Прочитайте текст и выполните задания.
В утренн…м блеске за логом густо дымились крыши деревни. Сад свежо бл…г…ухал. А в (пол)день солнце стояло над деревней на дворе было жарко в саду рдели клёны и липы тихо р…няя (разно)цветные листья. Голуби пр…гретые солнцем весь день спали на скате кухонной крыши желтевшей новой соломой в ясном синем небе. Отдыхал после обеда работник.
А Кузьма бродил. Он шёл на гумно радуясь солнцу твёрдой дороге высохшим бурьянам побуревшему подсвёкольнику милому поз…нему цвету голубого ц…кория и тихо летевшему по воздуху пуху татарок. Пашни в поле блестели под солнцем ш…лковистыми сетями паутины затянувш…й их на необозримое пространство. По огороду на сухих репейниках сидели щеглы. На гумне в глубокой тишине на пр…пёке горяч… сопели кузнечики…
(И.Бунин)
1. Докажите, что это текст.
2. Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте в данном отрывке их основные признаки.
3. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
4. Что означает слово РДЕЛИ? Запишите к нему синонимы.
5. Разберите по составу выделенные слова, укажите способ их образования.
6. Из текста выпишите слова, в которых правописание ПРИСТАВОК зависит от значения.
7. Среди предложений найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Графически обозначьте в них грамматические основы и обособленные обстоятельства.
8. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ГОРЯЧО СОПЕЛИ.
9. Среди предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Обозначьте в нём грамматические основы и начертите схему.
9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 6.
Прочитайте текст и выполните задания.
Однажды вечером ездили мы вместе верхом. Лошадь у жены что(то) заупрямилась; она и…пугалась отдала мне поводья и пошла пешком домой а я поехал (в)перёд. На дворе увид…л дорожную телегу. Мне сказали что у меня в кабинете сидит человек (не)хотевший объявить своего имени но сказавший просто что ему до меня есть дело. Я вошёл в эту комнату и увид…л в темноте человека запыле(н,нн)ого и обросшего бородой; он стоял здесь у камина. Я подошёл к нему стараясь пр…помнить его черты. Ты не узнал меня граф? Сказалон др…жащим голосом. Сильвио! Закричал я. Пр…знаюсь я почу…ствовал как волоса стали вдруг на мне дыбом. Так точно продолжал он выстрел за мною; я приехал разр…дить пистолет; готов ли ты?»
(А.С.Пушкин)
1. Докажите, что это текст.
2. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которых вставляли пропущенные буквы.
3. Найдите фразеологизм, подчеркните его. Укажите значение этого фразеологизма, записав к нему синоним.
4. Объясните лексическое значение слов РАЗР…ДИТЬ и КАБИНЕТ, подберите к ним синонимы.
5. Выпишите причастия, укажите, как они образованы.
6. Составьте схемы предложений с прямой речью.
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
8. Выпишите по два словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ. Укажите в них главное слово.
9 класс
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 7.
Прочитайте текст и выполните задания.
М…хнатые сизые тучи словно разбитая стая испуганных птиц низко несу(тся, ться) над морем. Ре…кий ветер дующий с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу то словно раз…гравшись ра…рывает и меч…т громоздя в пр…чудливые очертания. Побелело море зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и клубясь клокоч…щей пеной с глухим рокотом катят(?)ся (в)даль. Ветер злобно роет(?)ся по их лохматой поверхности далеко разнося солее(н,нн)ые брызги. Вдоль излучистого берега коло(с,сс)альным хребтом мА(с,сс)ивно поднимают(?)ся белые зубчатые груды нагромождённого на отмел… льда. Точно титаны в тяжёлой схватке накидали эти гиган(?)ские ледя(н,нн)ые обломки. Ветер свищет между стволами вековых сосен наклоняет стройные ели качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей. Бе(с,сс)ледно проходят седые века над этой таинстве(н,нн)ой молчаливой страной а дремучий лес стоит точно в глубоком раздумье колыш…т тёмные вершины. А там где столетние сосны переходят в мелкий кустарник мёртвым простором тянет(?)ся бе…жизне(н,нн)ая тундра и теряет(?)ся бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. На сотни вёрст ни дымка ни человеческого следа. Только ветер крутит порошу да мёртвая мгла низко-низко стел…тся над снеговой пустыней.
(По А.Серафимовичу)
1. Определите тему и основную мысль текста.
2. Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте в данном отрывке их основные признаки.
3. Озаглавьте текст.
4. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которые вставляли пропущенные буквы.
5. Укажите предложения, в которых используется такое средство выразительности, как сравнение. Подчеркните сравнение как член предложения.
6. Выделенные слова разберите по составу, укажите, какой частью речи они являются.
7. Во втором предложении подчеркните грамматическую основу и укажите, простое это или сложное предложение.
8. Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Начертите его схему.
9. Выпишите из последнего предложения словосочетания с различными видами связи.
10. Составьте схему одного из предложений с однородными дополнениями.
9 класс.
Повторение изученного в 5-8 классах.
Текст 8.
Прочитайте текст и выполните задания.
Спустившись к старому пруду из сада мы спугнули плескавшихся здесь диких уток. Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла быстро-быстро рас…екая зелёную воду.
Мне хотелось прийти к разруш…ному кирпичному дому со всех сторон заросшему липами и дубами.
Пройдя вдоль берега пруда мы наблюдали за скользящими в тине серебристыми карасями. (Не)вдалеке проглядывали остатки то ли пл…тины то ли водопровода. (В)скорее наша тропинка устремилась к дому обруше(н,нн)ые стены которого выглядывали сквозь кусты.
Мы осторожно побродили (в)нутрии заброше(н,нн)ого холодного дома по тёмным разлома(н,нн)ым (?)гнившим доскам.
Над (полу)обвалившимся домом наконец-то заг…релось ласковое солнце.
1. Докажите, что это текст.
2. Сформулируйте проблему текста.
3. Укажите, к какому стилю и типу речи относится текст. Отметьте их основные признаки в данном отрывке.
4. Озаглавьте текст.
5. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Обозначьте морфемы, в которые вставляли пропущенные буквы.
6. Покажите графически, чем осложнены предложения.
7. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Запишите свои примеры на эти правила.
8. Выделенные слова разберите по составу и морфологически.
9. Подберите синонимы к словам ПЛЮХНУЛАСЬ, СЕРЕБРИСТЫМИ.
10. Выполните синтаксический разбор третьего предложения. Запишите, какой тип сказуемого в этом предложении.
Сочинение: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РУССКОГО ТЕАТРА
В Москве издавна любили музыкальные представления. Поэтому задолго до открытия императорского Большого театра богатые дворяне создавали у себя в имениях домашние театры, где играли свои же крепостные актеры. Представления могли начаться засветло и длились дотемна, пока хозяин и его гости досыта не насмотрятся на игру талантливых крепостных.
А если кто-нибудь сгоряча очень хвалил какой-то эпизод, его могли повторить, играя заново всю сцену. Ведь это были частные театры, и все в них было запросто.
При царе Алексее Михайловиче актерские
Актеров обучали иностранные педагоги, многих талантливых певцов, драматических артистов Досылали учиться за границу. Известны и печальные истории из жизни крепостных талантов, которых можно было продать, обменять, насильно женить или выдать замуж. Против жестокого обращения
Изредка в Москву приезжала издалека на гастроли итальянская опера, а потом снова выступала русская музыкальная труппа, которая была создана при Московском университете. Но москвичи мечтали о постоянном театре.
В 1775 году князь Петр Урусов решил организовать постоянный русский театр. Сперва он подал императрице Екатерине II прошение о выдаче ему привилегии на содержание в Москве театра, а уж потом приступил к его созданию.
Днем основания Большого театра считается 28 марта 1776 года. В этот день в деревянном зале был дан первый спектакль. Сначала театр размещался в доме, наскоро пристроенном к дворцу одного из московских аристократов. Но успех труппы был настолько велик, что Урусов построил для нее большое каменное здание.
Однако новое помещение театра вскоре сгорело.
Со дня основания театра и до 1856 года в нем так часто случались пожары, что его приходилось сызнова отстраивать не один раз. Здание, в котором сейчас размещается Большой театр, было восстановлено в 1825 году по проекту знаменитого Карло Росси и в 1856 году заново перестроено в последний раз после очередного пожара.
Related posts:
переписать текст, проставить знаки препинания.
Вот и театр. Его здание образец совреме(н, нн)ой архитектуры. К широкой двери (не)прекращающимся потоком движутся люди всех возрастов пожилые молодежь дети. Рядом со мной идет офицер пограничник с сыном подростком. Товарищи нет лишнего билетика спрашивает девушка в синем платочке. Но мы ей (ни)чем не можем. И в партере и в ложе и на галерке везде полно народу. Сначал(о, а) многие разговаривают с соседом справ(о, а) или слев(о, а) а потом умолкают. Ожидание длится (не)долго. Раздвигается занавес и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды прикова(нн, н)ы к сцене. А там живут незнакомые тебе люди борются радуются огорчаются. За короткое время ты успеваешь с одними (по)настоящему сблизиться других возненавидеть. Твое понимание жизни становится и глубже и полнее. Спектакль ярким лучом освещает прожитые годы и наполняет душу упругой силой. Побывать в хорошем театре огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр. (139 слов) (И. Кулибаба)
Ответы
неодушевленный,дуб что делает стоит,стоит как неодушевленно))
Вот и театр. Его здание — образец современной архитектуры. К широкой двери непрекращающимся потоком движутся люди всех возрастов: пожилые, молодежь, дети. Рядом со мной идет офицер-пограничник с сыном-подростком. «Извините, нет ли лишнего билетика? » — спрашивает девушка в синем костюме. Но ей мы ничем не можем. И в партере, и в ложе, и на галерке — везде полно народу. Сначала многие разговаривают с соседом справа или слева, а потом умолкают. Ожидание длится недолго. Раздвигается занавес, и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды прикованы к сцене. А там живут незнакомые люди: борются, радуются, огорчаются. За короткое время ты успеваешь с одними по-настоящему сблизиться, других — возненавидеть. Твое понимание жизни становится и глубже и полнее. Спектакль ярким лучом освещает прожитые годы и наполняет душу упругой силой. Побывать в театре — огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.
8 самых необычных современных оперных театров
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Национальный театр исполнительских искусств. Пекин, Китай
Начнем обзор мы с рассказа про самый большой оперный театр во всем мире. Это здание площадью 219 тысяч квадратных метров находится в Пекине, и за эллипсоидную форму люди прозвали его «Жемчужиной на воде», «Каплей» и даже «Яйцом».
Речь идет о Национальном театре исполнительских искусств Китая – громадном многофункциональном сооружении, в котором расположены три больших зала и несколько маленьких. Крупнейших из них как раз и является оперным, он рассчитан на 2416 зрителей.
Оперный театр в Осло. Норвегия
Оперный театр в Осло – это само по себе произведение искусства. Оно стоит на берегу фьорда в центре норвежской столицы и будто бы является продолжением этого побережья, вырастая из него на несколько этажей ввысь.
Этот театр создан из стекла и мрамора. Он выделяется на фоне окружающей архитектуры благодаря своей белоснежной покатой крыше, ведущей от воды на смотровую площадку с отличным видом на фьорд и сам город Осло.
Оперный театр в городе Пусан. Южная Корея
Южная Корея является очень богатой страной, и ее правительство может позволить себе тратить огромные деньги на создание больших инфраструктурных проектов. К примеру, на строительство оперного театра в городе Пусан.
Архитектурный конкурс за право возведения этого здания привлек крупнейших архитекторов со всего мира. А победила в этом соревновании норвежская студия Snohetta, предложившая проект театра с интерактивной сценой, максимально приближающей зрителей к тому, что происходит на подмостках и, более того, позволяющей им непосредственно влиять на это действие.
Плавающая оперная сцена в Брегенце. Австрия
Каждый год в небольшом австрийском городе Брегенц проходит крупный оперный фестиваль, основные события которого происходят на огромной плавающей посреди озера Боден сцене. На ней строят по-настоящему волшебные декорации, а действие постановок часто использует преимущества этой площадки – практически бесконечное пространство, водную поверхность и открытое небо.
Зрительский же зал находится на твердой поверхности – трибуны на шесть с половиной тысяч человек обустроены на холме напротив сцены.
Wuxi Grand Theatre. Янгсу, Китай
В 2012 году в китайской провинции Янгсу появился один из самый необычных оперных театров в мире – Wuxi Grand Theatre. За необычную форму крыши это здание тут же прозвали «крылатым».
Дело в том, что элементы многоуровневой крыши Wuxi Grand Theatre нависают над землей, что придает зданию воздушный, летающий вид. Интересно, что при взгляде с одного угла обзора здание выглядит современным, а с другого – традиционной для древнего Китая многоэтажной пагодой.
21 MINI Opera Space. Мюнхен, Германия
21 MINI Opera Space – это совершенно небольшой по размерам, но удивительный по форме оперный театр. Он будет расположен на одной из площадей в немецком городе Мюнхен, а архитекторы признаются, что при создании этого сооружения они вдохновлялись музыкой Моцарта и Джими Хендрикса.
Так что сама необычная форма 21 MINI Opera Space по замыслу архитекторов является слепком звуковых волн. Более того, внешние стены этого здания будут построены таким образом, чтобы отводить городские шумы вверх, делая площадь тише для горожан.
Оперный театр Гуанчжоу. Китай
Глядя на здание оперного театра в китайском городе Гуанчжоу, кажется, что в нем вообще нет стен из камня – только стекло и сталь. На самом деле, это не так, но знаменитая архитектор Заха Хадид специально спроектировала сооружение с таким визуальным эффектом.
Интересно, что одно из крыльев здания этого оперного театра напоминает акулу, раскрывшую пасть над входом и поглощающую прибывающих зрителей.
Измирский дом оперы. Турция
Измир в последнее десятилетие преображается невероятными темпами. Из большого азиатского города он превращается в удобный европейский мегаполис, западную столицу Турции. В нем строится множество удивительных, восхитительных сооружений, в том числе, и новый оперный театр.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».